Эннеадов – Telegram
Эннеадов
848 subscribers
47 photos
1 file
109 links
Аналитическая философия и теология. Автор канала: Иван Девятко
Download Telegram
Конечно, для этого требуется поговорить о том какие категории вообще есть, но пример сконструировать легко. Есть материя неживая, есть живая, есть мыслящая. Тезис онтологический эмерджентности утверждает, что каждая из этих категорий — онтологическая. Живое возникло из неживого, но не путём суммации чего-то на уровне неживого, а путём суммации плюс ещё какого-то лавинообразного процесса, который невозможно было никак предсказать до того как суммация произошла. Фактически, демон Лапласа, существуй он от Большого взрыва до возникновения жизни был бы крайне удивлён этому возникновению.

Тезис онтологической эмерджентности изгоняет демона Лапласа.

Б. Каузальная эмерджентность

Этот тезис фиксирует причинный аспект эмерджентности. Эмерджентное свойство считается каузально эмерджентным, если оно наделяет систему новыми причинными силами, отсутствующими на уровне компонентов. В частности, речь идет о нисходящей каузальности (downward causation), когда целое влияет на поведение своих частей или на процессы нижележащего уровня.

Лейкоцит отправляется искать чужеродный организм, чтобы его съесть потому что на вход он получил такие-то сигналы по таким-то каналам. А вот ласточка, вполне может быть, вскрывает пакет с молоком для того, чтобы попить молочка. Органы, ткани, клетки, молекулы и атомы ласточки приходят в движение потому что ласточка, как живое и мыслящее существо, захотела сделать нечто.

Как можно заметить, трудно избежать совместимости каузальной эмерджентности с онтологической. Мы должен утверждать что ласточки или хотя бы "живые мыслящие существа" есть в онтологической комнате НАРЯДУ с атомами их составляющими.

В. Номологическая эмерджентность

На мой взгляд, это просто наиболее удачная формулировка того, что хотят сказать сторонники сильной эмерджентности. Тезис номологической эмерджентности, как я сумел выяснить, берёт своё начало в современном виде в трудах Эрнеста Нагеля, а именно в книге "The Structure of Science. Problems in the Logic of Scientific Explanation" (1979).

Свойство считается номологически эмерджентным, если оно лишь естественно супервентно на более фундаментальных свойствах, но не логически вытекает из них. Иными словами, зная все факты о составляющих частях системы, невозможно логически вывести существование эмерджентного свойства без добавления новых фундаментальных законов.

Вот вам на редкость удачная формулировка Дж. ван Клива

Свойство P системы является эмерджентным тогда и только тогда, когда P супервентно с номологической необходимостью, но не с логической необходимостью на свойствах частей системы, и некоторые из принципов супервентности, связывающие фундаментальные свойства с P, являются фундаментальными законами. — Статья "Mind-Dust or Magic or Magic? Panpsychism versus Emergence" (1990).

Это означает, что как только характеристики самого фундаментального уровня зафиксированы — в т.ч. через законы природы — фиксируются характеристики всех более высоких уровней.

Таким образом, эмерджентные свойства требуют особых "гетеропатических законов" (название взято из великолепной книги Дж. С. Милля, "System of Logic", 1843), которые дополняют базовые физические законы.

Онтологическая, каузальная и номологическая эмерджентности — это не взаимоисключающие опции, а просто попытки по разному выразить то, что хочет утверждать сторонник сильного эмерджентизма.

Stay tuned.
👍72👏1
167. Кумулятивный аргумент против редуктивного физикализма в пользу эмерджентизма — 1: Редукция — это всегда элиминация

A. Словарик

Уровень реальности — это набор объектов, свойств и процессов, описанных одной и той же теоретической рамкой (языком и законами), такой что:
- он онтологически целостен, т. е. элементы уровня реальности взаимодействуют между собой существенно чаще и сильнее, чем с элементами других уровней.
- он методологически автономен, т. е. для адекватного описания и предсказания явлений уровня достаточно собственных понятий и законов; обращение к более фундаментальным деталям не требуется.

Уровни реальности вертикально градиентны, т. е. плавно переходят один в другой. Баобаб, пингвин и бразильская горбатка находятся более-менее на одном уровне. Но дендрологический, зоологический и энтомологический подуровни выделить, в принципе, можно.

Фундаментальный уровень реальности (ф-уровень) — минимальный набор физических сущностей и законов, не зависящий ни от каких более глубоких структур. Ниже ф-уровня опуститься нельзя. Наиболее фундаментальная физика — теоретическая рамка ф-уровня.

Редуктивный физикализм — тезис, что (а) всё существующее метафизически основано на ф-уровне, и (б) все истинные утверждения сводимы к утверждениям, описывающим ф-уровень.

Каузальная сила вещи — наличие хотя бы одной истинной контрфактической зависимости вида «Если бы вещь не существовала или изменилась, то X не произошло бы».

Унивокальность и эквивокальность бытия — бытие унивокально, если слово «существует» имеет один и тот же смысл для всех вещей, и бытие эквивокальн», если у слова «существует» разный для разных классов вещей.

Элиминация — отрицание онтологического статуса X такого типа: «строго говоря, множества всех X не существует».

Б. Что я приписываю редуктивным физикалистам

Принцип каузальной замкнутости физического (ПКЗФ) — каждое физическое событие имеет исключительно физические причины.

Сильная онтологическая редукция (СОР) — если существует объект произвольного уровня реальности Lx, отличного от ф-уровня, то все его свойства супервентны на ф-уровне.

В. Что я не готов приписать редуктивным физикалистам a priori, но на что они, по моему убеждению, обязаны согласиться

Экстенсиональный критерий каузальной силы (ЭККС) — чтобы говорить, что вещь X существует, нужно, чтобы у X была нередуцируемая каузальная сила.

Г. Аргумент в пользу того, что редукция — это элиминация

(1) Предположим, что есть вещи на уровнях реальности, отличных от ф-уровня.

Берите любой пример, от зебры до ООН.

(2) У вещей на уровнях реальности, отличных от ф-уровня, либо есть нередуцируемые каузальные силы, либо нет.

Я горжусь тем, что выдумал аргумент, опирающийся аж на закон исключённого третьего.

(3) Если у этих вещей есть нередуцируемые каузальные силы, то налицо нарушение ПКЗФ налицо.

Редуктивный физикалист не может согласиться с наличием нередуцируемых каузальных сил у любых вещей, кроме вещей ф-уровня. Наличие нередуцируемых каузальных сил нарушает ПКЗФ постольку, поскольку объекты более высоких уровней как самостоятельные сущности, могли бы влиять на происходящее на ф-уровне посредством нисходящей каузальности.

(4) Если у этих вещей нет нередуцируемых каузальных сил, то по ЭККС эти вещи не существуют.

Редукция приводит к элиминации.

(5) Редуктивный физикалист стремится сохранить ПКЗФ и СОР, поэтому он обязан принять вывод в (4).

(6) Следовательно, редукция вещей на уровнях реальности, отличных от ф-уровня, суть их элиминация как самостоятельных сущностей.

Пояснение по ЭККС в пункте (4):

- Редуктивный физикалист мог бы отказаться от ЭККС, но тогда он допустил бы существование двух больших видов вещей — вещи ф-уровня и вещи всех остальных уровней реальности.

- Различие между этими видами таково: вещи ф-уровня обладают собственными каузальными силами, а вещи всех остальных уровней реальности ими не обладают.
👍6👎21🤔1
- Таким образом, если бы редуктивный физикалист попытался отказаться от ЭККС, то он бы отказался от одного из наиболее мотивирующих к принятию физикализма тезисов — тезиса об унивокальности бытия. Наличие двух столь различных видов вещей означало бы эквивокальность бытия.

Д. Какова реальная сила этого аргумента

Аргумент не уничтожает редуктивный физикализм, но призывает редуктивных физикалистов быть честными с собой и народом. Если редуктивный физикализм верен, то всё в мире — эпифеномены происходящего на ф-уровне. С этим можно жить, но это нужно знать всем детям.
👍11👎2
168. Временно занят диссертацией, скоро вернусь
22👍4🌚3🔥2
169. О парсимонии

В философии можно идти по грани безумия и быть одобряемым обществом. Ну, одобряемым настолько, насколько общество вообще одобряет философию. Имеет право не одобрять.

Так как я вооружён непритязательной водевильной личиной схоласта, упорно цепляющегося за старые предрассудки во времена, когда мистер Локк уже написал свою книгу, думаю мне стоит говорить и о каких-то методологических принципах.

И сегодня я хотел бы предложить вам ПАрУС — Пропорциональность Аргументации Уровню Смелости. Суть принципа ПАрУС состоит в том, что смелость гипотез компенсируется строгостью аргумента.

Если вы отбрасываете принцип теоретической экономии, то вы делаете это потому, что нашли такое объяснение, которое хоть и не экономно, но даёт неоспоримые выгоды. С учётом того как сегодня устроено знание, вы должны соблюсти принцип ПАрУС.

1. Нужно явно, не стесняясь, обозначить цену тезиса. Прямо так и сказать — да, моя теория ведёт к признанию того-то и того-то, что явным образом вам не понравится.

2. Нужно очень чётко сосредоточиться на том, чем тезис отличается от тезисов конкурентов в смысле объяснительного потенциала. Прямо так и сказать — вот конкретно этот момент мой тезис объясняет лучше (или иначе).

3. Нужно продемонстрировать, что вы избегаете категориальных ошибок. Это получится хорошо, если очень чётко разделить три регистра тезиса: эмпирический (что тезис показывает), метафизический (что существует, исходя из тезиса) и нормативный (что следует предпочесть).

На всякий случай уточню, что принцип ПАрУС не запрещает быть дерзким-чётким-резким. Просто говорить всякую дичь надо не из эстетических соображений, а потому что мир таков, что её нельзя не сказать.
👍85🤔2🤣2
170. Джон Сёрл

Впервые я узнал о Джоне Сёрле из книги А. Н. Шумана «Современная логика» (2004).

Оттуда я кое-что узнал. Расскажу вам.

Когда журнал, университет или ассоциация публикуют In Memoriam, это не просто описание произошедшего. Согласно теории речевых актов Сёрла — это декларатив. Институт назначает статус-функцию «официальный некролог», вводя институциональный факт по конститутивному правилу формы «X считается Y в контексте C». Такой факт порождает деонтические силы — обязанности архивировать, включать в канон курса, ссылаться, поддерживать ритуал памяти. Факт держится, пока существует соответствующая коллективная интенциональность сообщества.

В общем виде — институциональные факты создаются и сохраняются правилами вида «X counts as Y in C», а статус-функции тянут за собой права и обязанности.

Само собой, биологический факт смерти фиксируется независимо от институтов. Именно институциональный факт поминовения — зависим от них.

Приведём пример.

Американская философская ассоциация объявила «In Memoriam: John Searle», тем самым придала тексту коммеморативный статус внутри профессионального контекста. В самом деле, X — публикация на сайте APA, Y — официальный некролог, C — сообщество профессиональных философов.

Не следует думать, что это что-то прибавляет к биологии смерти. Однако это закрепляет социальную продолженность фигуры Сёрла в соответствующем каноне.

Не перешибёшь плетью обуха.
11🔥7🤡6👍3👎3🤔2
171. Как надо жить

Дай Бог каждому, чтобы при жизни о вашей философии выпускали четырёхсотстраничные гайды. Которые, к тому же, лишь "Введение".
16🔥4😱3
173. Возвращение гипотезы души

Вышел 120-й выпуск журнала "Вестник ПСТГУ. Серия I. Богословие. Философия. Религиоведение". Вот ссылка: https://periodical.pstgu.ru/ru/series/issue/1/120

Там есть и моя статья "Возвращение гипотезы души", в которой я на материале недавней книги Брендона Рикабо и Джеймса Портера Морленда, взятом в качестве фона, обсуждаю пересечение дисциплин аналитической философии сознания и аналитической теологии. Разумеется, это пересечение пролегает где-то в районе субстанциального дуализма.

Вот ссылка на мою статью: https://periodical.pstgu.ru/ru/pdf/article/8779

По удивительному совпадению, в том же номере вышла статья А. С. Павлова, где он пытается показать, что христианский физикализм есть отнюдь не изобретение новейшего времени, но глубоко укоренено в протестантской ереси христианстве.

Вот ссылка на статью Павлова: https://periodical.pstgu.ru/ru/pdf/article/8777
10👍5🔥2🤡2🤣2❤‍🔥1🌚1
174. Ментальные субстанции

Матвей Сысоев написал диалог, вдохновлённый моей статьёй.

Один популярный философ и популяризатор философии говорит, что российские философы не читают статьи друг друга, а я считаю своим долгом доказать, что это не так. Спасибо Матвею.

По традиции — не соглашусь и отвечу.

Во-первых, давайте посмотрим на субстанциального дуалиста из диалога. Не слишком ли это слабый и глупый субстанциальный дуалист? Его спрашивают почему ментальная субстанция называется ментальной, а он он отвечает: «Потому что она экземплифицирует только ментальные свойства».

Допустим, мы согласны говорить в терминах свойств, а не, скажем, токенов. Но здесь есть ошибка переноса квантора. Выражения «некоторые свойства ментальной субстанции ментальные» и «все свойства ментальной субстанции ментальные».

Конечно, если вопрос «Почему вы называете её ментальной?» отсылает не к фетишизации слов, а пытается зафиксировать категориальный маркер, то ответ на него очень важен. Но ответ «если у штуковины S все свойства Xовые, то это Xная штуковина» — далеко не единственный возможный для онтологической категоризации S.

Так, мы можем требовать, чтобы у ментальной ментальные свойства были сущностными, но она могла бы, в принципе, экземплифицировать вообще любые свойства.

Более того, похоже, что субстанция, у которой будет только онтологически один вид свойств — это чрезмерное требование для вообще любой субстанции!

Рассмотрим три тезиса о субстанции S:

(a) У S есть хотя бы одно ментальное свойство.

(b) Все свойства S ментальные.

(c) Все сущностные свойства S ментальные.

Тезис (b) — ненормален. Он запрещает даже тривиальные «кембриджские свойства» типа «быть известной Ивану». А раз уж у нас речь идёт о душе, то у неё будет заведомо пограничное свойство «быть связанной с таким-то телом». Вы согласны назвать это свойство с чисто ментальным?

Рациональная позиция субстанциального дуалиста — именно (c). Дальше, конечно, кум королю и сват министру. Суинберн считает, что ментальная субстанция ограничена только кембриджскими свойствами и свойствами отношений поверх ментальных свойств (которые считаются таковыми, если реализуют ментальные токены). Лоу считает, что у ментальной субстанции без проблем могут быть акцидентальные любые свойства — биологические, химические, антропологические, метрические.

Таким образом построение соломенного чучела субстанциального дуалиста, а именно приписывание ему мнения (b) вместо (c) есть ошибка переноса квантора. От «некоторые свойства ментальные» к «все свойства ментальные».

Теперь попытаемся реконструировать парламент сов в рассуждение.

(1) На столе лежат общие антиредукционистские соображения (интроспекция, единство сознания, мыслимость сознания без тела и наоборот и т. п.). Они дают основания признать ментальные свойства как несводимые. Все собеседники, в принципе, согласны.

(2) Наука стремится к унификации. Ввод «новой субстанции» — онтологически дорогой ход. Натуралист убедителен.

(3) Вместо души можно постулировать единую «физическую» сущность на макроуровне, которой и приписать ментальные свойства (поле, нестандартная физическая штука).

(4) У души проблематична собственная каузальность в рамках натурализма. «Физическая» сущность с ментальными свойствами выглядит менее конфликтно.

Парламент заключает, что ментальные свойства надо признавать, но новый тип субстанции — нет.

Однако парламент находится в пучине невежества и заблуждений. Участникам парламента наплевать на строгость категории. Они готовы растягивать «физическое» до такой степени, что туда попадёт что угодно. По какой-то причине нормы научной методологии для них имеют приоритет над категориальной ясностью. Очень может быть что так и надо, но не очевидно, что это нужно принимать в качестве само собой разумеющегося фона. Со всем этим участники заседания допускают смешанную экземплификацию для любых типов свойств! Просто, мимоходом.
8🤔3🤡2
И в этом, на мой взгляд, главная проблема. Матвей готов называть «физической» любую сущность, которая едина и не имеет составных частей на макроуровне. Однако это противоречит обычной онтологии физики (поля распределены и локально делимы; тела — состоят из частей). Если физическое — это просто то, что мы готовы принять в единой науке, то это, если угодно дефиниционное пленение. Натурализм объявляется верным по факту переименовывания чего угодно в физическое.

Что предлагают субстанциальные дуалисты? Признать, что онтология плюралистична. В ней есть вещи разных видов. Принадлежность к виду определяется некоторыми сущностными свойствами. Например, принадлежность к живому определяется, скажем, наличием метаболизма. Есть и более внятные, однако более плывущие варианты. Например, геологические субстанции — те, которые на предметном стекле у геологов. Довольно кембриджское свойство, но зато допускает уточнение вида в будущем перед лицом новых фактов или новых наук.

Среди всех субстанций — биологических, геологических, дендрологических — будут и такие для которых сущностным свойством является возможность находиться в таких-то ментальных состояниях. Они-то и будут ментальными субстанциями.

И вот здесь-то, именно здесь, в ход идут конкретные аргументы о нетождественности ментального и физического.
10🤡2🤔1
175. Почему Матвей не прав

Хотел назвать пост "почему монист лжёт", но слово "монист" слишком плотно ассоциируется у меня с теистом-единобожником, а не со сторонником онтологического монизма. Так что пусть будет эдак лично, даже интимно.

Матвей написал ответ на мой предыдущий пост. И на мой взгляд он абсурдно безумен. Матвей просто говорит "Нет".

Что ж. Тогда объясню ещё раз. Сначала.

Введение. И Декарт вернулся с холмов

У нас есть факты о ментальном. Они просто есть. Даны из перспективы от первого лица. Единый поток. Далее, просто шаг. Кажется, что этот поток имеет носителя, а не существует во вселенной "просто так". Мои данные — мои. Ваши — ваши. Мы видим, что этот поток ещё и каузально эффективен. Желания, ощущения, размышления приводят к новым желаниям, ощущениям, размышлениям, а также — к физическим событиям. Оставим для разнообразия боль в стороне. Представьте интенциональное приватное абсолютно прозрачное — словом феменоменальное. Пусть это будет лучшая для вас эротическая сцена. Сердцебиение, шум в ушах, возбуждение, а если ваша фантазия хорошо работает — ещё и тремор. Но не только физическое — далее вы можете думать о любви, отношениях или просто развивать представленное.

Матвей сам сторонник хороших аргументов против объяснения этого потока через физику. Работа Матвея и его сторонников показывают свойства оно потока не сводимы к физическим.

Так давайте тогда найдём самую экономную и объяснительно прозрачную онтологическую модель для фактов о потоке.

Не будет большой сенсацией сказать, что она такова. Существует вещь, индивидуальный носитель, для которого способность пребывать в таких-то ментальных состояниях — является его сущностью. Я называю такую вещь ментальной субстанцией. Это не вопрос фетишизации слова "субстанция". Это просто фиксация вида носителя, который делает возможными сами факты. Единство субъективной точки зрения, тождество субъекта сквозь изменение состояний (поток меняется, но тот кто его проживает — тот же), и каузальная роль актов мышления.

На этом шаге бремя теоретической нагрузки ложится не на того, кто признаёт носитель, а на того, кто пытается объяснить те же факты без него.

Собственно, практика философии сознания это отражает. Именно редукционисту и нередуктивному физикалисту приходится строить громоздкие мосты от физики, доступной от третьего лица, к личности имеющей субъективный опыт.

Моя позиция — позиция дотеоретическая, позиция по умолчанию. Это монисты должны ходить колесом и строить теории. Они и строят.

Я утверждаю нечто очень минимальное. Чтобы где-то были эти свойства, должен быть некоторый субъект такого рода, для которого они — не случайность, а то что его, собственно, конституирует.

Глава 1. Субстанциальный дуализм

Отсюда важно прояснить, какой именно субстанциальный дуализм имеется в виду. Я не утверждаю, что все свойства души ментальные. Я утверждаю, что ментальные свойства — сущностные. Это совместимо со странными свойствами типа "быть известной Ивану" или "быть связанной с телом B", или "быть сотворённой Богом". Но также это совместимо и с тем, что у души могут быть акцидентальные нементальные свойства. Спор идёт не о том, допускать ли у души реляционные и акцидентальные характеристики, а о том, что делает её тем, чем она является.

Если сущностью предмета вида "душа" является способность находиться в ментальных состояниях, тогда мы имеем именно ментальную субстанцию, даже если на неё накладываются дополнительные описания.

Глава 2. Дилемма для слепца

Дальше — главная точка разногласия. Матвей пишет: "физическая сущность, обладающая ментальными свойствами, вполне может быть физической". Это выглядит скромнее, чем постулирование мной души. Однако ровно против этой скромности направлена моя линия! Матвей фактически отвечает на моё рассуждение повторением того, что он и так утверждал!

Поэтому представлю своё возражение в виде дилеммы. Обе ветки не дают Матвею искомой экономии.
9🥱3🤔1
Ветка-1. "Физическим" называется всё, что мы готовы включить в единую науку. Тогда "физическое" — не метафизическая категория, а переменная метка методологической принадлежности. В этой ветке бегают слепцы такого рода. Как только они признают ментальные универсалии и психофизические законы, они переименовывают их в "физические" ради того, чтобы над ними продолжал развеваться флаг натурализма. Это дефиниционное пленение, а не аргумент. Категориальные различия стираются актом переименования. Экономнее от этого ничего не становится. Число примитивов (ментальные универсалии) и тип законов (мостовые психофизические зависимости) остаются. Вы пытаетесь слизнуть душу языком, но не поймать её в ловушку.

Ветка-2. "Физическое" сохраняет хоть какой-то категориальный смысл — связанный с мереологической делимостью, пространственно-временной локализацией, структурностью носителя, инстанциированностью физических универсалий. Тогда у слепцов этого рода остаётся только гипотеза об особой физической вещи (например, поля), которая, будучи физической в этом смысле, должна ещё и нести ментальные свойства. Но это и есть междуродовая инстанциация! Физическая субстанция, по своей родовой природе отнесённая к физическим универсалиям, ВНЕЗАПНО оказывается носителем универсалий иного рода. Такой микс не бесплатен и требует самостоятельного принципа допустимости смешанной экземплификации. Принцип вообще не дешевле дуализма. По сути здесь речь о том, чтобы просто отказаться назвать носитель тем, чем он ПО СУТИ является.

Глава 3. Личность, субъект, "Я"

Единство субъекта — это не про связность состояний. Поток дан нам как "наш" и при этом не делим. Т. о. и наше тождество субъекта во времени — не функция агрегирования частей физической фиговины. Поля в физике распределены и локально делимы. Можно говорить о единстве поля, как чего-то целого, но это единство топологическое или функциональное, а не то самое единство, которое мы видим ежемоментно в отношении самих себя.

Матвей может здесь сказать, что поле, носящее ментальные свойства, является простым в метафизическом смысле. Но так в этот же самый момент мы перестанем говорить о физическом поле в обычной онтологии физических фиговин и снова вступим на путь дефиниционного расширения.

Приоритетный монизм Шаффера (я ознакомился, да), каким бы интересным он ни был в метафизике, не даёт нам ipso facto личность. Мир как один физический объект не порождает тем самым единого переживающего "Я". Наоборот, он лишь обостряет проблему индивидуации. Если же индивидуация субъекта вводится психофизическими законами поверх "матвеевского поля", то эта модель просто эквивалентна признанию душ. Я с ней тогда соглашусь. Мы фиксируем носитель, сущность которого задаётся ментальными способностями, но только не называем его душой.

Глава 4. Слово о ментальной каузальности

Если ментальные свойства несводимы, то нам нужны особые психофизические зависимости.

Разницы между душой и особой физической сущностью с ментальными свойствами здесь просто нет. И мне и Матвею (и, замечу, вообще всем) придётся решать эту проблему особым способом. Разница только в ясности категориальной картины.

И для меня она прозрачна. Свойства одного рода инстанцируются субстанцией того же рода. Каузальная связь между родами — предмет специальных законов. Например, раз уж Бог способен воплотиться в теле человека, то Он, в принципе, способен создать вселенную, в которой души просто могут быть причиной движения тел. Или вселенная сама могла такой стать, от сырости. Раз уж она стала такой, что некоторые углеродные соединения смогли породить системы с устойчивым метаболизмом.

У физического носителя ментального либо стираются родовые границы, либо вводится смешанная инстанциация без объяснения, почему физическая субстанция вообще может нести нефизическое по роду свойство.

Заключение. Имейте мужество быть иллюзионистом

Физическая сущность с ментальными свойствами не скромнее дуализма, а просто невнятная теория для любителей сидеть на двух стульях. Тех самых.
10🤡3🥱2🤔1
Под риторикой монизма там скрывается либо нормальный и хорошо себя зарекомендовавший в течение тысячелетий субстанциальный дуализм, либо кашица без решения.

Если принять посылки, которые мы принимаем вместе с Матвеем, и не подменять категориальные различия методологическими, то естественным и экономным объяснением остаётся признание ментальной субстанции в строгом и прямом смысле.

Ну или, конечно, остаётся опция, с которой я не в силах бороться. Жёсткий редуктивный физикализм — это опция. Хочешь взять физикализм, Зед? Ну давай же. Давай. Попробуй, Зед.
7🤡3🥱2😁1🤔1
177. Китайская комната и БЯМ

Я вообще человек болтливый общительный. Даже очень. До октября прошлого года я много с кем успел обсудить знаменитый аргумент Сёрла "Китайская комната".

Ну и мои собеседники, в основном, такие докинзоориентированные сциентисты, очень скептически относились к выводам из аргумента. Мол, всё окич — комната в целом всё понимает, наш мозг просто машинка с инструкциями. Души нет.

Но в октябре прошлого года сильно выстрелил ChatGPT 4 и пошёл в разнос. Как я ни пытался показать себе сам, что "машинка глупая", я не смог. Машинка умная. Она всё понимает и вообще много других психологических способностей имеет. Я стал настоящим беливером в ИИ.

Но — поразительно! Многие из моих старых собеседников теперь говорят так будто аргумент Китайской Комнаты полностью убедителен. Колесом ходят с "эта машинка ничего не понимает". И в этом смысле на практике многие докинзоориентированные сциентисты оказались гораздо большими мистиками, чем я (отмечу, что это просто фигура речи, субстанциальный дуализм не обязан быть антинатуралистическим).

Думаю, что тут имеет место примерно то же, что обнаружил Антон в статье "Химера натурализма". Мнящие себя сциентистами люди живут в глубоко магическом мире, где под такими простыми вещами как "понимание" или "рациональное рассуждение" понимается нечто настолько сложное и загадочное, что оно вовсе не может стать предметом для анализа с точки зрения натурализма.
19🔥6🤡3🤔2👎1🤯1
178. Кашица

>>невероятно простой факт - ментальная жизнь ИИ, если она есть, гораздо дальше от нашего понимания, чем ментальная жизнь человека

Пишет ^ Матвей Сысоев в своём канале.

Зачем он это пишет — понять отказываюсь.

БЯМ — нормальные инженерные объекты. В их основе наука и прикладная компьютер сайнс. Мы, люди, постоянно всякую такую фигню делаем. То Bagger 288 построим, то антидепрессанты изобретём. БЯМ — по той же епархии.

И именно поэтому они поддаются изучению, анализу и выводам. Мне кажется, что многие философы в отношении ИИ неявно занимают ту позицию, которую в XIX веке занимали в отношении "жизненной силы". Нечто, о чём вроде бы говорить рано, слишком туманно, слишком далеко от понимания. И это, по-моему, просто неправда об этом, в общем, инженерном объекте. Это как виртуальность в знаменитой лекции Жижека. Кажется, философ вообще не понимал о чём взялся говорить.

Cовременный ИИ — одна из наиболее прозрачных сложных когнитивных систем, которые у нас вообще есть. У нас буквально есть код, логи работы, веса, программа тренировок и результат тренировок, методы вмешательства, интерпретируемость и т.п. Человка, пусть даже младенца мы так не разберём ещё очень и очень долго.

Фраза "ментальная жизнь ИИ, если она есть, гораздо дальше от нашего понимания, чем ментальная жизнь младенца" в буквальном чтении просто переворачивает действительное положение дел.

Единственное, что у нас действительно "далеко от понимания" — это мост между физико-функциональной организацией и феноменальным сознанием вообще, будь то мозг, младенец или нейросеть.

А это уже другой вопрос. С которым и работают философы сознания.

"Указание на то, что мы якобы не понимаем как работают большие языковые модели — идиосинкразия философов", Фридрих Ницше.
13🤡4👍3👎3🤔1🤯1🎉1🤣1
179. Ошибка метафизической атрибуции

Матвей написал много чего в ответ на последнее сообщение.

Буду матом краток.

Во-первых, Матвей буквально пишет, что решил не обсуждать сказанное мной. Во-вторых, одновременно он аккуратно объяснил читателям, почему именно можно себе позволить не обсуждать это.

Оказывается, тут просто всё дело в том, что я субстанциальный дуалист, а "для мониста и натуралиста — это совсем никуда не годится". Очень удобная формула, буду пользоваться. Содержательный тезис можно объявить почти очевидным фактом, возражение — бессодержательным, а дальше объяснить, что возражающий вообще живёт в иной онтологической вселенной, поэтому, мол, ну о чём с ним говорить.

Но у меня на носу очки (у Матвея тоже). Поэтому давайте углубляться.

1) Начну с теории аргументации. Я нигде не утверждал, что считаю БЯМ более понятными, чем психику человека ПОТОМУ ЧТО я субстанциальный дуалист. Мой тезис был предельно простой и, что забавно, метафизически почти нейтральный. Я говорю, что современные большие языковые модели — инженерные объекты с беспрецедентной эпистемической прозрачностью. Это не сенсация. У нас есть архитектура, конкретные инстансы и все инструменты для работы с ними как в динамике (логи работы), так и в статике (внедрение маркеров).

Второе утверждение: человеческий мозг — объект радикально менее прозрачный. Никаких полных логов, никакой воспроизводимой программы тренировки, никакого детального контроля на уровне всего когнитивного процесса.

Если в этот момент вам в желудок падает кирпич на основании того, что это утверждает человек, симпатизирующий субстанциальному дуализму, то вы не читаете текст. Вы читаете текст написанный ТАКИМ-ТО человеком.

Из двух утверждений я делаю достаточно надёжный вывод. Если говорить о степени доступности внутренней организации сложной когнитивной системы для анализа, БЯМ ближе к пониманию, чем младенец. Всё.

Единственное, что остаётся "далеко от понимания" в обоих случаях — общий мост от физико-функциональной организации к ФЕНОМЕНАЛЬНОМУ сознанию.

Это просто чуть ли не базовая расстановка фигур для философии сознания.

Этот ход не требует ни дуализма, ни теизма, ни сотворения Богом души при зачатии. Его может принять и натуралист, и агностик, и любой, кто отличает вопрос об онтологическом статусе сознания от вопроса о том, что в принципе доступно эмпирическому исследованию.

Можно не соглашаться с этим сравнительным суждением, но объяснять его тем, что я верю в сотворённую Богом душу — это уже не аргумент, а подмена объяснения выдачей аудитории справки о моём биографическом профиле (а то и психологическом).

2) Далее появляется ещё и диагноз в терминах Франкиша — про "депсихологизацию сознания". И это даёт мне лёгкую возможность для перехода от теории аргументации к содержательной философии.

Смысл, насколько можно реконструировать таков. Субстанциальный дуалист якобы так радикально отрывает сознание от функциональных и поведенческих критериев, что превращает его в нечто отдельно парящее и тем самым выводит его из нормального психологического дискурса. На этом фоне, видимо, всё, что я говорю про ИИ, тоже "не о том".

Но по факту в обсуждаемом кусочке всё происходит наоборот. Я как раз настаиваю на ПСИХОЛОГИЧЕСКИ НОРМАЛЬНОМ употреблении предикатов вроде "понимать" и "рационально рассуждать" применительно к ИИ. Мы смотрим на сложный когнитивный артефакт, тестируем его в задачах, сравниваем функциональные профили и спрашиваем, какие ментальные атрибуции оправданы.

Матвей же предлагает режим, по сути, мистический. У-у-у, с этим объектом "рано говорить", он "слишком далёк от понимания", а смелые атрибуции психических состояний ИИ — это проявление почти безумной самоуверенности технотеолога, i wanna say.

Если кому-то удобнее переоформить такой спор в жанр натуралисты против дуалистов и после этого объявить его слишком бессодержательным, это, конечно, тоже выбор.

Просто это выбор не в пользу философского анализа, а в пользу не слишком аккуратного уклонения от дискуссии с предварительным метафизическим пояснением, почему уклонение, вообще-то, вполне научно обосновано.
11👍6🤡6👎2🤯1
180. Кооперация в природе

https://news.1rj.ru/str/alpharatio/304

Есть уголовники. Организованные преступные группировки. У них есть общак, смотритель общака. Есть сходки, где на долгих обсуждениях решаются общие вопросы. Люди делят сферы влияния, договариваются, братва старается не стрелять друг друга и решать вопросы по понятиям.

Как видим, кооперация очень выгодна. И заповеди никакие не нужны.

Организованные преступные группировки — очень добрые группы с кооперацией.

UPD: Это сарказм, чтобы показать ошибку в рассуждениях А. Панчина. Конечно же, ОПГ приносят беды и страдания.
👍6🌚5🤔1
181. Холистическая антропология Э.Дж. Лоу

Наконец-то вышла моя большая дора. Статья "Холистическая антропология Э.Дж. Лоу".

Я работал над этой статьёй два года. И, по сути, она моя первая. Хотя вышла четвёртой.

Очень надеюсь, что она будет полезной для реабилитации метафизического эмерджентизма, вспенивания некоторых старых тем, берущих начало у Дж. С. Милля и вообще для обсуждения действительного разнообразия подходов в философии сознания. Таких, где, например, аргумент зомби — несущественная побочная ветвь дискуссии :)

Спасибо анонимному рецензенту и редакции "Философского журнала" за возможность чуть-чуть выйти за ограничения по объёму, чтобы плотнее исследовать тему связи между психологической и телесной субстанциями в философии Лоу.

Выпуск журнала: https://pj.iphras.ru/issue/view/579
Страница статьи: https://pj.iphras.ru/article/view/11625
Прямая ссылка на статью: https://pj.iphras.ru/article/view/11625/6346
18🔥4🤡2🤔1