Екатерина Шульман – Telegram
Екатерина Шульман
342K subscribers
3.4K photos
117 videos
20 files
4.75K links
Российский политолог, специалист по проблемам законотворчества. Официальный канал. Для связи: @Obratnaya_Svyaz_EM_bot
Download Telegram
That feeling when дорогой коллега сделал за тебя всю работу лучше, чем ты сам мог бы (для этого чувства должно быть отдельное немецкое или японское слово).
"Петь не могу!" - "Это воспой!", как писала Марина Ивановна Цветаева. Популярный жанр "комментарий об отказе от комментария": грамотный журналист (в этом случае из Комсомольской правды) сделает из вашего "не о чем говорить" целое интервью (а также салат, шляпку и скандал). Из заголовка выходит, что я эдак свысока хвалю Ксению Анатольевну, что довольно нелепо, но внутри всё более-менее аутентично.

"Вообще есть три формата появления президента перед народом.

- Два вы упомянули.

- Для бюрократии — это послание к Федеральному собранию. Для прессы международной и российской — ежегодная пресс-конференция. И для российских граждан —горячая или прямая линия. Два последних формата с недавних пор стали сливаться друг с другом до степени неразличения. И то, и другое – фестиваль жалоб: что-то не то в стране, сделайте нам что-нибудь по этому поводу. Небольшие вариации состоят в том, что на пресс-конференциях присутствует и иностранная пресса, и остатки российской независимой журналистики. Иногда им удается спросить о чем-то собственно политическом, а не только попросить к новому году щенка, платьице и денег".
Предновогодний приемный день, меж тем, уже завтра - то есть уже сегодня. Вопросы, напомню, в комментариях к записи в ютьюбе.

Видео-вопросы можно также присылать в телеграм:

@Obratnaya_Svyaz_EM_bot
А пока полноценное завтра ещё не настало, можно полюбоваться на меня в эфире моего second favorite radio Комсомольская Правда: ковидное законотворчество, драки в Думе, ЕСПЧ и домашнее насилие, губернаторы по новому закону, бодрый вполне ведущий и общий ритм разговора мне скорее понравился.

Тайм-коды (спасибо дорогому Азамату Батыровичу):
0:00 - Закон о QR-кодах: что с ним происходит?
5:48 - "Без QR-кодов - не входить!"
7:50 - Телеграм Вячеслава Володина и его первый пост о QR-кодах
10:25 - Закон отменяющий лимит на число переизбраний для глав регионов: в чём смысл этого законопроекта?
25:55 - "Не бить женщин" - закон о домашнем насилии
ОВД-инфо, Министерству внутренних дел здорового человека, заблокировали сайт по решению Луховицкого (огурец, мы от тебя такого не ожидали) районного суда - пока без объяснений, но, насколько можно понять, за сообщения о судах над "Хизб ут-Тахрир", "Артподготовкой" и "Свидетелями Иеговы" - похожие вещи вменяются правозащитному центру "Мемориал" как "оправдание терроризма и экстремизма". Что само ОВД-инфо думает о блокировке, см. по ссылке, а от себя добавлю, что ресурс не признан ни экстремистским, ни террористическим, и на пожертвования (на которые, надеюсь, вы подписаны) всё происходящее никак не влияет. Я для них (и для Медиазоны и для Апологии протеста) собирала деньги на памятном Царь-стриме в начале этого года: насобирали мы тогда общими усилиями 5 млн рублей на троих. А на днях как раз книжку выставляли на благотворительный аукцион на толкинистическом мероприятии в магазине "Гиперион", и тоже стала думать, в чью бы пользу - решила для ОВД-инфо. И тоже как кстати оказалось.
А вот какие мы были добрые и довольные с Николаем Эппле в эту среду в Гиперионе, обсуждая Средиземье в XXI веке, новые экранизации, правильные ударения и соотношение фольклорного и религиозного в авторских текстах. Как было весело! Сам магазин - совершеннейшая лавка волшебных игрушек, особенно когда добираешься до него по снежной Солянке, мимо церквей, монастырских лавок, видеопроекций на заиндевелых стенах и сквозь деревянные переходы, охраняющие неведомые и едва ли существующие ремонты. Внутри было тепло и людно, публика подавала реплики из рядов, потом пришлось вести импровизированный аукцион по продаже книги The Children of Hurin (предупредили потенциальных покупателей, что это не самая веселая история) с автографами дискутантов, придумывая на ходу стартовую цену и шаг. Продали, как было сказано, в пользу ОВД-инфо, потому что человек (а также эльф, гном и хоббит) не должен оставаться один на один с Тьмой.
Будет ли запись? - как бы спрашивает нас воображаемый читатель. Надеемся, будет, но не в этом году.
Предновогодний эфир с минуты на минуту:

https://youtu.be/8FoudYtg21o
Видео предновогоднего Приемного дня починилось ночными трудами героических звукотехников, ненужное эхо и паузы убраны, и запись теперь доступна в приличном виде.

Таймкоды тоже имеются:
0:00 - Intro/Заставка
4:29 - Вступление
9:13 - Присоединение к воображаемому большинству при соц. опросах и как меняется это поведение в зависимости от политической модели в которой обитает социум?
23:01 - Уйдут ли когда-нибудь планы из гос. органов и подвластных ими учереждений? что побуждает чиновников вводить планы там где нет хозяйственно-экономической деятельности? как можно с этим бороться?
34:27 - Есть ли альтернатива институтам партий? могут ли сообщества локальные или профессиональные обрести институциональную форму?
40:57 - Можно ли реанимировать образовательную систему ,не находясь будучи внутри этой системы?
45:49 - Что в новом году или ближайшем будущем может измениться к лучшему в России и мире?
58:59 - Что за явление инфоцыганство и почему так популярно?
1:12:31 - Чем занимается Екатерина Михайловна в свободное время
1:17:18 - Чем запомнилась Канада Екатерине Михайловне
1:21:27 - Причины волны популярности мистицизма в постсоветском пространстве
1:29:10 - "Верхи не могут, а низы не хотят?" - как оценить нынешнюю ситуации в России относительно этой цитаты?
1:39:54 - Когда российские предприниматели начнут осознавать себя как класс? что это изменит в нашем обществе?
1:43:12 - Что такое менталитет? если менталитета не существует, то что за место влияет на проблемы, объясняемые менталитетом?
1:51:49 имеет ли смысл обратного вовлечения граждан, которые проживают за рубежом, не создают диаспор и сокращают общение с соотечественниками, в политическую и социальную жизнь России будущего? а так же избрания депутатов думы от иностранных государств, где проживает много наших соотечественников?
1:57:44 - какое будущее у моногородов и перспективы их развития? может ли нынешнее экономическое развитие стать проблемой для этих городов? И заключение.
И чтоб уж обидеть всех прицельно (a gentleman is the one who never insults anyone unintentionally), вот тот список самых продаваемых нехудожественных книг 2021-го года, о котором я говорила в эфире. Мы с Пинкером там тоже значимся, но основная часть - это какие-то Гога и Магога. Впрочем, первые тройки аудио и электронных книг выглядят, в общем, поприличней. Но лучше б дорогие сограждане кулинарные книги покупали.
На пятый примерно день непрерывного поступления вопросов про инфо ммм номадов Проницательный Эксперт начал догадываться, что за этим должен быть какой-то сюжетный повод. Поиски привели к одноименному фильму Собчак, который был самоотверженно просмотрен вчера в ночи. Произведение это не очень познавательное: маловато фактуры, многовато переходов на личности (причём, возникает подозрение, на те личности, с которыми автор не дружит) и чудовищное количество рекламы, представленной в трех видах: вставляемая ютьюбом посреди фразы примерно каждые семь минут, разыгрываемая самим автором и обозначенная как реклама (рекламируются такие приятные вещи, как игристое вино, магазин косметики, новая гостиница)
и product placement предметов менее невинных, как то руководитель RT или общество "Знание". Однако то немногое, что в фильме содержится, изложено внятно и внутренне логично, заглянуть в бездну позволяет. Среди прочих оттенков бездны обращает на себя внимание, конечно, очередная иллюстрация известного социального парадокса: паразитировать выгоднее всего не на богатстве, а на бедности. Наживаются больше всего на бедных, бедные платят за всё. Бедность же уязвима не отсутствием денег, а невежеством. Знание - сила, незнание же - страшная слабость.
Нам же время удаляться от суетного и обращаться мыслями к непреходящему: скоро будем обсуждать Пруста и текучую материю времени с философом Андреем Теслей в Creative Writing School на Мясницкой. Переводчица Елена Баевская, к большому нашему сожалению, приехать в Москву не смогла, но философ отважно вызвался говорить со мной об этом непростом авторе. Рубрика "Отвести душу": финальный аккорд! На следующей неделе, бог даст, уже только академическая отчетность, табели успеваемости и праздничная логистика.

https://litschool.pro/shulman-prust/
Когда я была маленькая и родители выписывали Учительскую газету, в ней публиковались педагоги-новаторы (помнит ли кто из стариков, что это было за общественное явление на рубеже восьмидесятых и девяностых?): Амонашвили, Шаталов, Ильин, Никитины, Соловейчик. Всё это дома очень обсуждалось и было большой частью жизни. А теперь до того дожили, что в Учительской газете меня печатают ("Боже мой! до чего мы дожили, что на такую должность лучше меня никого не нашли", как в мемуарах Соллогуба). Оговорившись много раз, что я и не педагог никакой, в том смысле, что педагогического образования не имею, рассказала, тем не менее, свои преподавательско-родительские-политологические наблюдения над сферой образования в пандемию: новый общественный запрос, новый рынок труда, прозрачность, деньги, госконтроль, неравенство и поколенческий разлом (или нет).

https://ug.ru/ekaterina-shulman-v-pandemiyu-steny-shkoly-razomknulis/
"Педагогический класс чувствует давление одновременно снизу и сверху. К нему оборотилось своим малоприятным лицом государство, которое желает его контролировать, и чувствует, что у него в руках умы и души будущих поколений, и родители, которые хотят, чтобы их драгоценную деточку не обижали, развивали, подходили к ней индивидуально и при этом помогали получить высокие баллы на ЕГЭ. Все это обрушивается на голову учителя, который ощущает, что его социальный статус совершенно неадекватен требованиям, которые к нему предъявляются. Это точки потенциальных и реальных конфликтов, которые происходят вокруг школы и вуза. Разнообразные явления наблюдаемой реальности типа скандалов в вузах по поводу того, что преподаватель приставал к студентам, произрастают вот из этого: меняются представления о должном. Меняется и степень публичности.

– В этом тоже заслуга пандемии?

– Коронавирусные ограничения это ускорили, школа стала прозрачна. Детки сели дома, и родители увидели, как их учат. В пандемию стены школы разомкнулись. Обе стороны увидели друг друга. Ученики увидели, как живут другие ученики, учителя увидели своих учеников, их родителей и друг друга. Это такая принудительная прозрачность.

– Чем это грозит?

– Сначала это приводит к всеобщему недовольству. Все недовольны всеми. Родители хотят, чтобы с их детьми иначе разговаривали, педагоги хотят, чтобы родители больше вовлекались в процесс обучения детей, разделяли с ними тяжесть педагогического труда. А для многих детей онлайн вообще мучителен. По моим наблюдениям, чем старше ребенок, тем легче ему к этому приспособиться. Для младших школьников только дистанционное обучение – чистой воды профанация и издевательство. Так что пока поначалу все увидели друг друга и ужаснулись. Дальше этого дело не продвинулось, но я думаю, что продвинется.

– Я правильно услышала, что вы пока воспринимаете дистанционное образование как дополнительную опцию к очному обучению?

– Как родитель я могу сказать, что моей старшей дочери понравилось учиться онлайн, а для среднего сына это был пропавший учебный год. У кого-то, может, совсем противоположный опыт. Но как человек, который стремится наблюдать за социальными трендами, я вижу, что онлайн-образование – это инструмент, который расширяет возможности образовательного процесса, позволяет его сделать более увлекательным, приблизить к ученику, слушателю. Но одновременно онлайн-инструментарий поощряет учительскую лень: проще включить видео, чем рассказывать самому. А еще расширяет пропасть неравенства между теми, кто может себе позволить настоящую школу и настоящий университет, быть внутри образовательной среды, и теми, кто будет видеть все это на экранчике. Раньше условный Ломоносов стремился попасть в Московский или Петербургский университет. Теперь ему скажут: «Вот тебе московские или петербургские преподаватели в телефоне, ты тоже учишься». Но это вовсе не то же самое. Как все уже поняли по итогам 2020 года, образование – это не передача информации. Это среда, где люди научаются находиться в разнообразных социальных ролях: младшего, старшего, равного, успевающего и неуспевающего, помогающего и пользующегося помощью, работающего в одиночку и в группе. Люди учатся конкурировать и сотрудничать, преодолевать себя, делать то, что не умели, добиваться успеха и терпеть поражения. Это все формирует личность. Человек, который сидит дома и выполняет задания, ничего этого не получает. Это опасно. Я не говорю, что надо отменить весь онлайн. Но нельзя не указать на эту линию разлома.

– Если брать текущую ситуацию, разделяете ли вы все опасения о недоученном поколении?

– Все ныне живущие будут учиться непрерывно. Люди, которые учились в 2020 году, будут приобретать новые навыки и компетенции всю свою трудовую жизнь. Поэтому о навеки потерянном времени я бы особо не беспокоилась. Сейчас все обучают всех – от мастер-классов по варке варенья до всяких, прости господи, коучей и мастеров личностного роста. Педагогические функции и навыки учебной деятельности вышли за рамки одной профессии и одной возрастной страты".
"– Какой предмет вы бы добавили в школьное обучение?

– С одной стороны, зная нынешнюю учебную нагрузку, говорить: «Давайте еще чего-нибудь добавим» страшно. Давайте добавим немного свободного времени и детям, и учителям. Но, если убрать всю эту шизофреническую бюрократию от бедного учителя и избыточную нагрузку от бедных деточек, я вернула бы в школу старый добрый гимназический курс логики по Аристотелю, которую преподавали в царской гимназии, еще лучше, как и тогда, преподавать ее в связи с риторикой. В информационном обществе важно отличать факт от мнения, главное от второстепенного, оценку от изложения, понимать интенцию говорящего. Человека, который без этого навыка выйдет в мир, будут непрерывно грабить и эксплуатировать все кому не лень – от телефонных мошенников до политических. Также всем были бы полезны начала риторики: теперь мы все постоянно выступаем публично, раньше это делали представители считаных профессий.

– Какой главный опыт должна дать человеку школа?

– Школа – это искусственно сконструированное пространство, в котором детей специально готовят к жизни в социуме. В школе ребенок должен получить опыт успеха и достижения – того, как он чего-то не умел, а потом научился, чего-то не мог, а потом смог. Школа дает человеку опыт пребывания в среде людей, которые относятся к нему доброжелательно, но его не приоритезируют. Для них он не главный человек, не родная кровиночка. Это семья дает принятие и любовь, а школа должна давать иное – опыт роста и успеха, который позволяет человеку считать свои усилия небессмысленными. Ответственность и успех способствуют взрослению".
The Moscow Times on how women's rights agenda fared in and out of the parliament in 2021 (spoiler: no better than anyone else's rights and freedoms in 2021), with explanations and comments from Oxana Pushkina and myself:

"Even if the share of women lawmakers were higher, the political will to pursue feminist policies, much less address a flashpoint issue like domestic violence, simply isn’t there, said political scientist Yekaterina Schulmann.

“The ratings being what they are, the public mood being what it is, it’s evidently too risky to introduce something into the public sphere that will excite passions — and it will. It’s really a topic which concerns everyone,” she said.

Over the past decade, Russian officials have sought to promote what they call “traditional family values” in contrast with Western liberalism. This conservative turn has become even more apparent in recent years, and hardliners in parliament argue that a domestic violence law would interfere in private family matters.

Russian lawmakers generally “operate under the principle of ‘do not trouble trouble until trouble troubles you’,” Schulmann said. “They have enough trouble with this QR code thing. Introducing domestic violence legislation will bring the whole conservative horde down on them.”

After Europe’s top human rights court this week ordered Moscow to pay out nearly 400,000 euros to victims of domestic violence — and outlined steps it must take to protect women, including passing legislation — the Kremlin maintained that Russian law adequately protects women from violence.

"We believe current legislation provides all necessary tools to combat this evil and law enforcement agencies are making efforts," Kremlin spokesman Dmitry Peskov said.

"Of course, unfortunate and tragic incidents do occur," he said, adding: "I don't want to comment on the decision of the court."

For now, Schulmann says most policies affecting women will remain “pro-family,” such as the maternity capital program that gives financial support to families with two or more children".
Да, но одно дело предвидеть, а другое - испытать наяву.

"По ее словам, в последнее время было понятно, что все идет к такому решению.

«Ожидаемо, но от этой ожидаемости не легче. Было понятно последние недели, к чему дело идет. И также на самих судебных заседаниях стало ясно, что причина — это действительно публикация списков политических заключенных и позиция «Мемориала» по поводу тех политических процессов, которые происходят сейчас, политических процессов в смысле уголовных дел. То есть не столько их историческая миссия, сколько их роль в том, чтобы те или иные организации и лица признавались бы, в том числе на международном уровне, именно политическими заключенными. То есть это та аргументация, которая звучала в суде, и представляется, что это политическая причина такого решения», — сказала она.

Шульман подчеркнула, что заседание назначили в последние дни перед Новым годом для того, чтобы «новость не стала первоочередной в информационном пространстве», а люди к концу январских праздников «отвлеклись» от этой темы.

«Насчет отвлекутся — это вряд ли, потому что есть еще правозащитный центр «Мемориал» — отдельное юридическое лицо, и его тоже требует ликвидировать уже Московская прокуратура. Это дело рассматривается в Мосгорсуде, и оно будет продолжаться в январе», — пояснила она".

https://www.gazeta.ru/politics/news/2021/12/28/17076271.shtml?updated