Эксперименты в дизайне – Telegram
Эксперименты в дизайне
905 subscribers
915 photos
111 videos
7 files
212 links
Авторский канал предметного дизайнера о необычных подходах к проектированию, основах экологичного дизайна и разработке новых материалов.

Мой сайт https://yaroslavagalayko.com/

Контакты для связи @yaroslava_galayko
Download Telegram
27 октября прошла онлайн-дискуссия «Циркулярный дизайн: ответственное производство в России», где мы рассмотрели роль дизайна в контексте циркулярной (циклической) экономики и принципы разработки устойчивых, экологичных и циркулярных продуктов; обсудили актуальность создания кросс-отраслевых инициатив и манифеста для продвижения хорошего дизайна, который включает эстетику, экологичность и ответственность.
Светлана Бик, руководитель экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития», автор телеграм-канала «100%_Зеленого», считает, что дизайн находится в центре траектории циркулярной экономики и от того, что будет заложено на этапе проектирования продукта, какие материалы будут использованы и с каким энергетическим смыслом он выпускается, будет во многом зависеть ее линейное или круговое развитие. Можно вывести индекс, который связывает развитие циркулярного дизайна с уровнем производства отходов, запустить кросс-секторальные инициативы по разработке терминологии и рекомендаций в области циркулярного дизайна и устойчивого развития, чтобы создать понятную коммуникацию между финансовым сектором и дизайном. Например, на регуляторные документы Центрального Банка РФ ориентируются не только банки, но и бизнес, который кредитуют под устойчивое развитие.
Сегодня тема зеленого строительства является ключевой, находясь на стыке технологий производства материалов и оборудования, утилизации строительных отходов, зеленого демонтажа. ДОМ.РФ совместно с Минстроем России разработал «зеленый» национальный стандарт строительства, а Центр ГЧП продвигает стандарт IRIS для инфраструктурных объектов и коммерческой недвижимости. Благодаря инструменту «зеленой» ипотеки, предложенному Центральным Банком РФ, можно соединить все в единую систему: зеленый стандарт и устойчивый, циркулярный дизайн продукта и среды. Зеленые финансы могут стать связующей нитью и каналами инвестиции. Каждый дизайнер должен знать о зеленом финансировании, ESG стратегиях корпораций, чтобы встроиться в современную систему, а бизнесу и финансовому сектору, в свою очередь, нужно расширить кругозор в отношении циркулярного дизайна.
Екатерина Егорова, эксперт по циклической экономике и устойчивому развитию, основательница Moscow Circular, добавила, что циклическая экономика задумана быть регенеративной через дизайн (by design): речь идет о дизайне без отходов и загрязнений, продлении ценности продукта на рынке и восстановлении природных систем и капитала после того, как продукт или материал закончил свой жизненный цикл. Кроме того, циклическая (циркулярная) экономика – это система взаимосвязей, которые позволяют человечеству процветать без прямой зависимости от использования невозобновляемых ресурсов. Если говорить о дизайнерах и предметах, то мы должны оценивать какие атомы и молекулы заходят на начальном этапе проектирования и сколько ценности остается в материалах в конце цикла. Циклический дизайн не равно устойчивый дизайн, так как они изначально имеют разные принципы, но схожие цели. Следует выбирать не эко продукцию, а стремиться к тому, чтобы вся продукция соответствовала новым нормам, которые отвечают текущим вызовам, как экологическим, так и социально-экономическим. К сожалению, в федеральном проекте «Экономика замкнутого цикла», который стартовал в 2022 году, нет ни слова о дизайне.
Буляш Тодаева, основатель лаборатории Zerowaste.lab, исследователь, преподаватель Британской высшей школы дизайна, отметила, что термины «устойчивый», «экологичный» и «циркулярный/циклический» дизайн отличаются контекстуально. Если говорить про принципы и методологию, то существуют мало рабочих инструментов, которых можно было бы применять на практике, что во многом связано с отсутствием в системе дизайн-образования обучения принципам устойчивого проектирования, с разрывом креативных индустрий от «зеленого комьюнити». Что касается устойчивого дизайна, то он, в отличие от циркулярного, нацелен на долгосрочную перспективу изменения бизнес-моделей и больше связан со стратегическим планированием на макро- и микро - уровнях.
Ярослава Галайко, предметный дизайнер, автор семинаров и мастер-классов по экологичному дизайну, эксперт в области устойчивого развития, обратила внимание на то, что для решения новых задач нужно найти точки соприкосновения между различными отраслями. Какие конкретные шаги следует сделать дизайнеру, чтобы транслировать потребителю устойчивые тренды? Кто должен стать тем проводником экологичности и собрать все в единую циркулярную систему?
Елена Медведникова, дизайнер интерьера, основатель и руководитель дизайн-студии SVOBODA, автор образовательных программ, куратор и преподаватель в Британской высшей школе дизайна, согласилась с тем, что в сравнении с мировым дизайном устойчивая повестка на российском рынке обсуждается слабо. Следует различать понятия эко дизайн и устойчивый дизайн в сфере интерьеров, так как часто эко дизайн относят к некой эстетике или тренду. Устойчивый дизайн включает в себя много аспектов: это и использование предметов или отделки из переработанных материалов, и применение новых технологий. Сегодня важно развивать коммуникацию с заказчиками, у которых редко возникает запрос на устойчивый дизайн, чтобы продвинуть культуру ответственного потребления, а у дизайнеров – принципы ответственного проектирования.
Илья Кусый, инвестиционный директор ООО «Компания Хома», руководитель GR-департамента «Ассоциации производителей клеев и герметиков», участник группы по ESG-трансформации «Российского союза химиков», рассказал, что современная отрасль переработки и вторичного использования материалов сейчас активно развивается. Например, компания СИБУР занимается производство полимеров Vivilen, другие компании работают с полимерцементными композитами или отделяют вторичный пластик от картонной основы пакетов Tetra Pak. Главное, чтобы дизайнеры были готовы делать стильные вещи из предложенных материалов, особенно, если речь идет о тиражной продукции, востребованной потребителями, и разбираться в промышленных особенностях устойчивых материалов, прежде чем заниматься циркулярным дизайном.
В завершении Московской недели дизайна организаторы пригласили на внутреннюю дискуссию.
Обсуждали, что у Недели получилось, а что нужно исправить. Какие боли есть, что удалось подсветить публично, а какие форматы необходимо добавить.

Был рад познакомиться с Александрой Бобрецовой, исследователем и основателем проекта INRU.
Столкнувшись в дверях на входе в здание TUMO (международная школа креативных технологий), пустились в обсуждение проблем света в городах, далее — про коммуникацию в мире дизайна в целом.

Дизайн — сложная отрасль, наполненная большим количеством сложной интеллектуальной информации, в которой работают сложные люди с довольно непростым видением перспективы мира.
В целом, смело можно проводить аналогию с IT-сектором.

Мы много говорим про хороший дизайн среди коллег, ставим планки и ориентируемся на бенчмарки. Но мы мало говорим про дизайн с рядовым пользователем. И ещё меньше нас понимают закостенелые институции.

Можно закрыть на это глаза, уйти в частный премиум-сегмент и создать свой собственный мир. Но мне в том числе интересны инициативы в масштабах большого влияния. Так как есть ощущение, что мы все-таки можем сделать этот мир лучше и немного его починить.
В текущем контексте проснувшийся внутренний трикстер помогает держаться и лавировать.

Сама дискуссия длилась часа полтора-два в довольно хаотичном порядке, прыгая с темы на тему.
• Авторское право и заимствования: дизайнеров достаточно, но у них нет производств. Производства есть, но у них нет дизайнеров, поэтому они делают копии.
• Нужен простой дешевый продукт, но его разработка стоит колоссальных денег. Инвестировать в него сразу или сначала сделать премиум, который в последствии будут упрощать (Арне Якобсен / Икеа)
• Образование и его отсутствие. Кафедры закрывают, профессии отменяют, практикующих специалистов не хватает.

Такие события позволяют взглянуть со стороны на нашу нишу и индустрию в целом, этакий helicopter view для корректировки пути.
И, конечно, заявить о светодизайне, проявить его возможности и потенциал.
Студийный дизайн, категория «Предметы интерьера». ЧАСТЬ I

Продолжаем знакомство с номинацией Студийный дизайн. В этой категории в финал прошли 35 проектов. Куратор номинации Марина Ширская дала комментарий по итогам отбора работ Экспертным советом в шорт-лист.

«Все объекты категории «Предметы интерьера» балансируют на стыке дизайна, ремесла и искусства. Многие из них обладают выдающимися скульптурными характеристиками и созданы в процессе поиска идеального баланса между теорией и практикой, современностью и традицией, концепцией и функциональностью. В одном объекте совмещаются искусственные и натуральные материалы, промышленная и ручная обработка, ремесленные техники, идет поиск возможностей выйти за существующие рамки. Небезразлична дизайнерам также тема экологии, мы видим это во многих представленных работах».

Подробные описания предметов, сделанные участниками биеннале, на нашем сайте
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Лучшие образцы российского предметного дизайна представлены на выставке Придумано и сделано в России во Всероссийском музее декоративного искусства с 22 ноября по 28 февраля.

Спешите видеть!

Экскурсии, встречи с дизайнерами и кураторами - нас всех ждет обширная параллельная программа.

Уже сегодня мы узнаем имена победителей!

А пока немного статистики:
В этом году в конкурсе было подано 916 заявок из 84 городов России, из них 215 оказались в шорт-листе, а конкурс проводился в трёх номинациях:

📍«Промышленный дизайн» (куратор дизайн-продюсер Алиса Бурмистрова)
📍«Студийный дизайн» (куратор искусствовед Марина Ширская)
📍номинация «Молодежная» (куратор преподаватель академии имени Штиглица Наталья Дзембак).

До встречи в музее уже завтра 22 ноября!
Выставка "Придумано и сделано в России" открыта! Ждем первых посетителей уже сегодня! А пока делимся с вами репортажами ведущих российских каналов о проекте в целом. Интервью с победителем конкурса, репортаж с торжественного открытия выставки, посещение мастерских дизайнеров в сюжете 1 канала! Приятного просмотра и до встречи в музее!
ZODIAC совместно с Art Russian Design Fest проводит вторую выставку-ярмарку современного искусства, объединяющую современный российский арт, интерьерный дизайн и бизнес Хедлайнером второго Art Russian Design Fest станет цвет в интерьере.
Вас ждут актуальные тенденции в колористике, практические решения
в интерьере, свет, мебель, керамика, скульптура. Каждый день вас ждёт
атмосфера ярких эмоций и отличного настроения на стильной площадке фестиваля, лекции, дискуссии, кино, встречи с интересными людьми, нетворкинг и новые полезные знакомства.

Регистрация по ссылке:
https://vechnye-tsennosti-event.timepad.ru/event/2197489/
Forwarded from Design Mate
Что экологичнее — живая или искусственная елка? Из-за чего так опасны блестки и мишура? И чем можно заменить очередной набор пластиковых игрушек из масс-маркета? О том, как в праздничном декоре пространства найти баланс между эстетикой и заботой об окружающей среде, мы узнали у дизайнеров и специалистов по устойчивому развитию.

Читать👈