Ща объясню! Дарья Анацко – Telegram
Ща объясню! Дарья Анацко
473 subscribers
881 photos
53 videos
1 file
235 links
Заметки из-под живой литредовской практики. Пишет Дарья Анацко — редакторша, языковедка, исследовательница творчества и литературы, создательница @humantext и профессиональная словоспасательница. Поддержу, объясню, пошучу, поведаю.

Личка: @da_anatsko
Download Telegram
Когда говорю, что я — определённо не_читающий человек, мне обычно не верят.

Но теперь у меня есть доказательства.

Сейчас все делятся своими прочитаннокнигорекордами. Поделюсь и я!

Совершенно очевидно, что двумя главными людьми, ставшими, не ведая того, спонсорами моего чтения в этом году, оказались Юлия Иванова — весь цикл «Тайн Чароводья» я и вправду проглотила за неделю — и Анна Старобинец. Спасибо вам!

Остальные 37 часов чтения на Яндекс.Книгах — это тупёж в самоучитель по вязанию крючком, поэтому в счёт времени, проведённого за чтением, я бы их не включала.

#будни_редакторши
🤣9👾21
Побывала сегодня в роли слушательницы и спикерши на конференции Санкт-Петербургской специальной центральной детской библиотеки им. А. С. Пушкина, посвящённой этническим мотивам в фэнтези и фантастике для детей и подростков.

Сама я докладывала о том, что этнические мотивы неомифа не только обогащают нарратив, но и помогают создать оригинальных и глубоких героев, чья особая культурная идентичность создаёт уязвимость и внутренние конфликты и поднимает вопрос об этническом самосознании в принципе, а помогали мне в этом материалы циклов Игоря Свинина «Наследники Триглава» и Алёны Малухиной «Великая река».

Помимо этого было ещё много интересного, и особо хочу отметить выступление Инны Сергиенко, научного сотрудника ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН и кандидата филологических наук. Инна Анатольевна размышляла о детях и детстве в современных фолк-хоррорах, адресованных подросткам.

Я сделала несколько заметок на полях по ходу её доклада, которые, как мне кажется, могут пригодиться тем, кто не боится ходить на «территорию страха» в детлите.

Важно: это не прямые цитаты, а просто выхваченные мною тезисы в моих же формулировках, они не связаны друг с другом и никак не иерархированы.


☁️ Основная особенность хоррора — наличие locus terribilis, изолированного места ужаса (первёртыш идилличного locus amoenus). Оно может быть и сугубо реальным, и полностью вымышленным, и по большей части вымышленным, но опирающимся на известные реалии.

☁️ Репертуар страхов:

• захват/порча/поглощение нечистью людей/вещей;
• оборотни сами по себе или стать обортнём;
• изоляция от цивилизации;
урбанойя — страх городских жителей перед жителями других локаций;
• жертвоприношение;
• победа архаических родовых ценностей над ценностью частной жизни.

☁️ Русская фольклорная хтонь — в однозначном тренде, она становится составной частью locus terribilis. В последнее время это всё чаще не просто «местечки в забытой глубинке», где «забор сделан из гнилых лыж», а по-настоящему заброшенное место.

☁️ В таких местах живут «другие люди». Они — предмет ужаса >> рачеловечивание всех инокультурных.

☁️ Метод «успокаивать, безопасно пугая» всё ещё рабочий, несмотря на сопротивление родительских масс.

☁️ Взрослые в подростковых фолк-хоррорах всегда дисфункциональные. Либо они вредящие (и тогда как бы по умолчанию на стороне зла), либо они изначально функциональные, но чудовище этой функциональности их лишает: гибернирует их, вселяется в них и так далее. Дальше включается архетип героя фэнтези — ребёнка, спасающего мир, тут всё понятно. Но эта изначальная или насланная дисфункциональность родителей исподволь превращает ужастик в социальную драму.

☁️ В текстах ярко отражена гаджетизация молодёжи, а события, связанные с технологиями и образом жизни в (пост)информационную эпоху, могут участвовать в завязке действия.

☁️ Соцсети и ИИ в руках зумеров и старших альфакидов — стихийный тренд на дарк-славик-фолк с тенденцией гламуризации и сексуализации (Кощей как секси-краш).

☁️ Невероятно, но факт: скатология и эстетика безобразного возможны в книжках 12+ и 16+ даже при уровне нынешнего запретительного законодательства.

☁️ Бум славянского фольклора связан с запросом сверху (государственных институций — на «национальное сознание»), который во многом совпадает с запросом снизу (поиск культурной самоидентификации физическими лицами).

☁️ Наметился тренд переосознания «советского» как в чём-то фольклорного: славянский фольклор вмешивается в нарративы, использующие советские реалии (ужастики про пионерлагеря, в которых действуют существа типа леших).

☁️ Современные отечественные фолк-хорроры можно отыскать в школьной программе (например, Мастрюкову с её «Болотницей» или «Радио "Морок"»).

☁️ И две книжные рекомендации для тех, кто хочет посмотреть на тему из-под теории и практического воплощения:

• художка (не детская) — Карина Шаинян. Саспыга;

• нехудожка (тем более не детская) — Кирилл Королёв. Поиски национальной идентичности в советской и постсоветской массовой культуре: славянский метасюжет в отечественном культурном пространстве.

#прикиньте #редакторша_в_эфире
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥5🤩53
«...они достойны взвешенных и корректных дискуссий, а не призывов сжечь книги и вычеркнуть из культурного поля всех причастных. Мы считаем агрессивные нападки, искажение информации и хамство неприемлемым дискурсом для современного российского общества».


Одна маленькая победа — много света для опоры всем нам. Спасибо, «КомпасГид», что нашли в себе силы на адекватное, взрослое, цивилизованное противостояние с частным лицом, решившим повампирить за счёт госповестки.

Оказалось, что государство-то не то чтобы готово такие частные инициативы официально субсидировать.

👇
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
16🔥3
Forwarded from КомпасГид
⚡️Молния! Заявление для прессы⚡️
❗️По поводу иска о защите деловой репутации
от издательства «КомпасГид» к писательнице И. А. Лисовой

Мы не думали, что придётся столкнуться с такой историей ненависти, и уж точно не предполагали, что она зайдёт так далеко.
Мы знаем, что многие из вас волнуются за судьбу издательства, и вот, публикуем итог:

8 декабря 2025 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области полностью удовлетворил исковые требования издательства «КомпасГид», признав распространённые И. А. Лисовой сведения недостоверными и порочащими деловую репутацию издательства. Решение суда подтверждает, что деятельность издательства «КомпасГид» осуществляется строго в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

❗️Заявление полностью можно прочитать, просто нажав на фото ☝️

Спасибо дорогим авторам, библиотекарям, нашим партнерам и читателям за поддержку на этом непростом пути! 🫶
18🔥5
Фэмили-лук:

тёмно-серый + колтуны + взгляд внутрь себя + поза хлебной горбушки, забытой в углу сырой избы.

#будни_редакторши #младшая_редакторка
🤣138🤪6👾1
Последние фотографии улетевшей осени, выпавшие пёрышками с её растрёпанного хвоста.

#будни_редакторши
17🤩4🔥2
Терпеть не могу эти моменты, когда некоторые слова начинают то резко пахнуть, то колоться, то шарашить в глаз едко-оранжевым, то вот — вызывать послевкусие как от прогорклой стружки сушёных грибов.

Приколы, конечно, сугубо субъективные, и подобные сенсорные ассоциации навязывать автору — дело совершенно последнее, но всё-таки, но всё-таки...

#будни_редакторши
7🤪2🤩1
Младшая редакторка Туча Дарьевна предлагает приглядеться к происходящему:

если вы слишком долго находитесь в раздумьях, то, возможно, это уже не раздумья, а раступья.

#младшая_редакторка
12🤪9🤓3