Футбольная картография – Telegram
Футбольная картография
1.86K subscribers
320 photos
232 links
Футбол, карты, цифры, статистика, что-то необычное

Всё про футбольную посещаемость: @football_attendance

На развитие канала: 5536913878167762

По всем вопросам: @stklmn
Download Telegram
Второй тур после паузы на пандемию (24-й в общем счёте всего сезона) также не был сыгран полностью. Вспышка в «Оренбурге» не позволила в одноимённом городе провести матч против «Краснодара».

Остальные 7 матчей тура посетило гораздо больше зрителей, чем неделей ранее – в среднем по 3508 человек на каждой игре. Это связано в первую очередь с вместимостью арен, наименьшей из которых был стадион «ВТБ Арена» (вмещает 25 716, пришло на матч 2432).

Заполняемость арен также выросла – почти все команды собрали разрешённые 10% от вместимости. Возможно, в исходных данных о ёмкости арен есть небольшие погрешности, с чем связано м микроскопическое превышение у «Ростова» (10.4%) и «Зенита» (10.1%). Они стали лидерами тура и в абсолютных показателях – 4541 и 6379 соответственно на их домашних матчах.

Ещё один любопытный факт – сразу два матча «Рубина» до пандемии собирали зрителей меньше, чем игра прошедшего тура против «Локо» (4189). Это встречи с «Уфой» 29 сентября (3814) и с «Тамбовом» 6 октября (2585).
Посещаемость 25-го тура РПЛ

- Из восьми запланированных матчей тура в присутствии зрителей было сыграно только шесть. На игру в Нижнем Новгороде между «Тамбовом» и «Зенитом» вход был запрещён. Матч в Оренбурге вновь не был сыгран из-за вспышки пандемии в одноимённом клубе.

- В общей сложности 6 матчей собрали 16 519 человек. В среднем на каждой встрече, где физически могла присутствовать публика, было по 2753 зрителя.

- Наибольшее число болельщиков собралось на «южном дерби» в «Ростове-на-Дону — 4541 зритель.

- Из разрешенных 10% от максимальной вместимости стадиона полную квоту в этом туре использовали «Ростов» (10.4%), «Локо» (9.9) и «Уфа» (9.8). Остальные клубы собрали менее 8.7% от возможной вместимости арен.

- Столичное дерби ЦСКА — «Спартак» собрало лишь 2660 зрителей. Для данного противостояния это антирекордный показатель в российской истории.
Сколько зрителей пришло на 26-й тур российской премьер-лиги?

- Впервые после возобновления сезона в туре состоялись все 8 запланированных матчей. В 23-м и 24-м турах было сыграно по 7 матчей, а в 25-м и вовсе только 6.

- Суммарная аудитория всех матчей тура 21 136 зрителей, в среднем – по 2642 на каждой игре.

- Домашний матч столичного «Спартака» стал самым посещаемым в туре. Это второй по счету лучший показатель красно-белых. Первый был в матче 8-го тура против «Зенита» 1-го сентября.

- Только одна команда реализовала максимально разрешённую 10-процентную вместимость стадиона – «Краснодар» во встрече против «Зенита». Ещё две команды собрали более 9%.

- Болельщики «Ахмата» заполнили стадион на своем домашнем матче против ЦСКА лишь на 4.8%. Это худший показатель с момента возобновления чемпионата.
В РПЛ мгновенно доигрываются оставшиеся матчи чемпионата. Проводится по два тура в неделю, а до финиша сезона их остаётся уже меньше три.

В мид-уик во второй раз после рестарта состоялись все восемь встреч, но на одну из них (в Нижнем Новгороде) зрители допущены не были.

Больше всего (6280) было в Санкт-Петербурге на игре «Зенит» – «Сочи». Наименьшая аудитория (599) собралась на матче «Оренбурга» с ЦСКА. И это обновления антирекорда текущего сезона.

В общей сложности весь тур вживую увидели 24 630 человек. В среднем 3078 на каждом матче, включая матч в Нижнем Новгороде, и 3519 без него.

Любопытный географический факт – матчи были проведены в восьми разных регионах страны. Достаточно редкий случай, учитывая что в лиге есть 4 команды из одного города.

Ну и традиционный мониторинг заполняемости стадиона в послепандемический период. Разрешённые 10% заполнили «Ростов», «Зенит» и «Рубин», а также почти заполнил «Урал» (9.8%). У остальных – 8.3% и менее.
Сложно представить, но уже завтра начинается новый сезон Футбольной Национальной Лиги. Гении из неё вновь удивляют — окончательно утверждённый состав участников стал понятен за неделю до старта, а в чемпионате сыграет рекордное количество участников (22).

Так получилось, что я ещё не успел подвести итоги прошедшего сезона, хотя фактически он завершился ещё 15 марта. И раз есть инфоповод, то почему бы это не сделать сейчас.

Максимально подробный текст с максимальным количеством инфографики, который я планировал выпустить ещё около двух недель назад, оказался готов только на этой неделе, поэтому лучше поздно, чем никогда — https://www.sports.ru/tribuna/blogs/infografika/2812107.html.

Что можно прочесть и увидеть по ссылке:

• Средняя посещаемость чемпионата составила 3294 зрителя — на 22.5% меньше, чем сезоном ранее (4254 зр./матч).
• Домашняя посещаемость «Ротора» (18 879) — рекорд в современной истории ФНЛ.
• В двенадцать самых посещаемых матчей прошедшего сезона ФНЛ попали двенадцать домашних матчей волгоградской команды.
• Рекордная аудитория собралась на игру «Ротор» — «Торпедо» (36 219). Эта игра стала самой посещаемой за всю историю Лиги, если не брать в учёт тестовые матчи к ЧМ-2018.
• Топ-3 самых популярных команд с наилучшей посещаемостью домашних матчей составили клубы с новыми стадионами ЧМ.
• «Химки» оказались так высоко (4-я позиция) только благодаря бесплатным билетам на матчи, а команды с 5-го и 6-го мест вместо поддержки и дальнейшего развития команд терпят значительное понижение в классе: либо лишение профессионального статуса («Армавир»), либо добровольный переход в ПФЛ («Авангард»).
• Также в тексте рейтинг всех матчей и микровыводы по каждой из команд.

Для наибольшего погружения в тему рекомендую прочесть текст. Для беглого просмотра будет достаточно традиционно подробной инфографики ниже.
Первый тур нового сезона-2020/21 в ФНЛ сыгран. На каждый из 11 матчей повлияла ситуация с «неблагоприятной эпидемиологической обстановкой». На 4 игры вход был запрещён, ещё на 6 разрешалась заполняемость стадионов на 10% от максимальной вместимости, а на одну встречу в Москве работал лимит в 50% заполняемости.

Лига самостоятельно не устанавливала никаких ограничений и возложила решение о размер максимально возможного присутствия зрителей на клубы. В то же время клубам нужно договариваться с местными отделениями Роспотребнадзора.

Наибольшая аудитория оджидаемо собралась на стадионах-наследии ЧМ – в Самаре (4137) и Нижнем Новгороде (3277).

На почти максимальные 10% от заполняемости стадионов открыли сезон в Брянске (973 зрителя, 9.6% вместимости) и Нижнекамске (300, 9.7%). В Воронеже (2127 зр.) процент заполняемости составил 6.5 (если учитывать места второго яруса стадиона, на который уже долгое время болельщиков не запускают).

В Москве были самые мягкие ограничения. На матч «Чертаново» и «Спартака-2» пришло 800 человек – почти 43% от максимальной вместимости стадиона в Спортивном городке Лужников.

Домашние матчи владикавказской «Алании», вероятно, будут играться в Грозном. В пункте «количество зрителей» протокола прошедшей игры можно отметить отсылку к коду региона Чеченской Республики.

Матчи в Астрахани, Домодедово, Ярославле и Иваново сыграны без зрителей. Традиционная инфографика ниже.
Карты теперь есть и на футбольных формах!

Отличный и дружественный для нас канал о футбольной культуре @pitchinvasion показывает нам новые комплекты форм немецких «Штутгарта» и «Шальке».

Действительно кайф для картографов! У гельзенкирхенского коллектива в основу нанесения взят контур «Фелтинс Арены» и её окрестностей. А «Штутгарт» заморочился ещё больше, разместив схему целого района Бад-Канштатт, где располагается домашний стадион клуба «Мерседес-Бенц Арена».

Больше карт интересных и разных!

Источник: Pitch Invasion
Интересную карту европейских футбольных клубов, опубликованную в журнале «Вокруг Света», нашёл коллега из Беларуси @nashizagranicey.

На ней показаны команды высших европейских чемпионатов. При этом Европа здесь не та, что считается УЕФА (55 стран и территорий), а только географическая (с частью России и без Казахстана, Грузии, Армении, Азербайджана и Израиля).

Для топ-5 лиг показаны коллективы ещё и низших дивизионов.

В общем, можно позалипать на красоту.

Карта в хорошем качестве по клику.

Источник: НЗГ. НеЗвычайны Граундхоппер
Во втором туре ФНЛ только одна встреча (в Иваново) из одиннадцати прошла без зрителей. Напомню, что в первом туре таких матчей было аж четыре.

В общей сложности все матчи собрали 11 958 человек (что на 249 больше, чем на прошлых выходных), а максимальное число болельщиков было по традиции на новых аренах ЧМ, так как они имеют наибольшую вместимость (ну и на них зачастую интереснее и приятнее ходить). 3500 зрителей собралось в Калининграде, 3374 – в Нижнем Новгороде и 1876 – в Самаре на домашнем матче «Акрона» (внезапно).

Пока что только у Москвы и Московской области разрешен допуск более 10% от максимальной вместимости трибун. Этим успешно воспользовались «Чертаново» (почти 27% заполняемости), «Велес» (22%, и теперь он будет играть в Домодедово, а не в столице) и «Спартак-2» (18%).

Из остальных команд и городов максимально разрешённую заполняемость удалось выбить болельщикам в Калининграде и Песчанокопском.

В общей сложности 22 игры нового сезона вживую посетили чуть более 23 тысяч человек. В прекрасные времена до пандемии это аудитория чуть больше одного среднего домашнего матча волгоградского «Ротора».
В 1-м туре РПЛ наибольшую аудиторию на своём домашнем матче собрал «Ротор». Волгоградской команде удалось выбить разрешение на заполняемость стадиона более 10% от разрешённой практически во всех регионах, что позволило 12 438 болельщикам придти на стадион и увидеть возвращение своей команды в премьер-лигу.

В топ-3 также команды из регионов со смягчённым вариантом ограничений по допуску – Москвы и Подмосковья. «Спартак» на скандальной встрече с «Сочи» собрал около 1/5 от своего стадиона, а «Химки» – четверть.

В общей сложности все 8 игр вживую увидели 40.5 тысяч человек – это рекорд в эпоху после пандемии.

На фоне ограничений любопытно видеть как интересен «Тамбов» для болельщиков в Саранске (где теперь нет своей профессиональной футбольной команды) – вместо разрешённых 10% вместимости трибуны были заполнены только на 5.6.
​В третьем туре ФНЛ только 6 матчей из 11 сыграны со зрителями.

Наибольшая аудитория собралась в Самаре на встрече «Крыльев Советов» и «СКА-Хабаровска» (3217).

В общей сложности на все матчи пришли лишь 7350 человек — это антирекорд сезона.

Наибольшая заполняемость стадиона (26.2%) была на игре «Торпедо» — «Акрон», так как в Москве сохраняются более лояльные требования по количеству максимально возможного количества запуска зрителей на трибуны.

Среди других регионов наибольший процент был в Воронеже (9.7) и Брянске (9.6).

Любопытно, что играя в подмосковном Домодедово омский «Иртыш» принял решение не допускать зрителей на трибуны. В то же время столичный «Велес» почти неделю назад там же на своём матче против «Крыльев» собрал более 1300 человек. Печально, что рекордно молодой гол в истории Лиги от 15-летнего Пиняева вживую никто из зрителей так и не увидел.
Российский футбол постепенно возвращается к нормальной жизни после пандемии. Почти половина команд в российской премьер-лиге проводят свои матчи с ограничениями по вместимости до 25-30%, а следовательно растёт и посещаемость.

В прошедшем туре достигнуты рекордные показатели в постпандемический период: восемь матчей в общей сложности посетили 50 063 зрителя, а в среднем каждую встречу увидели 6257 человек. В целом, это уже очень близко к цифрам зимних декабрьских туров прошедших сезонов, собирающих в среднем по 8 тысяч.

Наибольшая аудитория собралась в Ростове-на-Дону, где местный «Ростов» принимал «Зенит»: за встречей наблюдали 11 353 болельщика. Это второй поединок сезона, на который пришло более 10 тысяч человек — первый был неделю назад в Волгограде.

Прошедший игровой день интерес также с точки зрения географии — сразу 4 матча были сыграны в Москве. Достаточно редкий случай, когда сразу столько встреч проводится в одном городе. По размеру публики они расположились со второго по пятого место в туре в следующем порядке: «Спартак» (8946), ЦСКА (7939), «Локомотив» (6247), «Динамо» (5981).

Три матча с наименьшим числом зрителей были сыграны в городах, где местные отделы Роспотребнадзора ещё не позволяют собирать на трибунах более 10% от максимальной вместимости арен — это Сочи (8.3%), Казань (9.1%) и Тула (9.9%).
В 3-м туре премьер-лиги установлен рекорд посещаемости текущего сезона

Встреча «Зенита» и ЦСКА собрала 28 602 зрителя, что является наивысшим показателем в текущем сезоне. До этого рекордной была аудитория матча «Ротор» – «Зенит» в 1-м туре.

Уфа добавилась к списку городов, где официально разрешённое количество зрителей на стадионе выше 10% от его вместимости. Таким образом, посещаемость домашних матчей «Уфы» выросла более чем в два раза.

В Краснодарском крае лимит в 10% сохраняется, что сильно бьёт по цифрам «Краснодара» и «Сочи» (в меньшей степени).

Единственным клубом, не страдающим от ограничений, является «Тамбов» – сколько матчей он бы ни сыграл в Саранске интереснее для мордовских болельщиков команда не становится.

В среднем на каждой встрече присутствовало 7286 человек, что является лучшим показателем сезона-2020/21.
После третьего тура каждая команда сыграла как минимум один домашний матч, а это значит, что можно впервые в сезоне свести рейтинг посещаемости домашних матчей, который иллюстрирует интерес болельщиков к матчам своей команды.

По сравнению с прошлым сезоном логично было бы добавить столбец с процентом заполняемости стадиона, что я и сделал. Каждый регион устанавливает свои ограничения по допуску зрителей. В такой ситуации каждый для себя сделает собственные выводы как ранжировать команды — по средней посещаемости или заполняемости стадиона.

В топ-3 все немосковские команды — петербургский «Зенит», волгоградский «Ротор» и «Ростов». Любопытно, что все четыре столичных коллектива занимают следующие позиции с четвёртой по седьмую.
Чтобы у вас не создавалось впечатления о том, что канал исключительно про посещаемость российского футбола (хотя очень многие, как я знаю, подписываются именно для её оперативного мониторинга), хочу проговорить ровно две вещи.

1. При всём моём желании найти много интересного контента в категории «карты про футбол» достаточно сложно, причём в зарубежных источниках в том числе. Попадается либо старьё, либо какие-то проходные карты, которые по качеству исполнения и количеству информации объективно хуже чем то, что я делаю здесь. Есть предположение, что ищу: а) плохо и б) не там, где нужно. Поэтому если вам что-то попадается свежее и интересное по теме, смело кидайте в личку.

2. В связи с пунктом 1 за неимением большого количества разнообразного контента хорошо бы его делать самому, чем я время от времени пытаюсь заниматься. Однако на нормальный сбор данных, их чистку и обработку, а также последующую нестыдную визуализацию нужно действительно много времени.

Очевидно, что его не всегда столько, сколько хотелось бы иметь. Из-за этого разнообразие записей частенько страдает. При этом посты с посещаемостью на регулярной основе делать легче, так как мне удалось наладить определённый технологический процесс.

В связи с этим возникает диллема: 1) сохранить регулярность записей, выкладывая микрообзоры футбольной посещаемости, или 2) добавить разнообразия, резко снизив регулярность постов. Есть ещё и третий вариант – ничего не менять, оставив всё как есть сейчас. Ниже я прикреплю кнопки реакций – жмите их, чтобы я мог понимать ваши настроения. Также пишите интересные идеи в комментарии.
Все победители Кубка/Лиги чемпионов

Перед
сегодняшним финалом ЛЧ, в котором встретятся «Бавария» и «ПСЖ», вспомним ключевую информацию по истории турнира.

В общей сложности трофей выигрывали 22 клуба из 10 национальных ассоциаций (Испания, Италия, Англия, Германия, Франция, Нидерланды, Португалия, Шотландия, Румыния, Югославия).

Карта: transfermarkt.com.
Футбольная картография pinned «Чтобы у вас не создавалось впечатления о том, что канал исключительно про посещаемость российского футбола (хотя очень многие, как я знаю, подписываются именно для её оперативного мониторинга), хочу проговорить ровно две вещи. 1. При всём моём желании найти…»
По данным официальных протоколов матчей 4-го тура российской премьер-лиги, наибольшее число зрителей собрала игра, проходившая в Санкт-Петербурге между «Зенитом» и «Тамбовом» , собравшая на трибунах 20 782 человека. Это второй результат в текущем сезоне, лучший был в прошлом туре также на матче «Зенита» против ЦСКА (28 602).

В общей сложности все матчи тура посетили 67 612 болельщиков (8451 на каждой встрече в среднем), что является лучшим показателем текущего сезона. Лучший тоже был в прошлом туре (58 290 зрителей всего и по 7286 в среднем).

После «Зенита» на второй позиции оказался «Ротор», собравший на матче с «Сочи» 14 077 зрителей. Это рекорд для волгоградцев в текущем сезоне. Также это третья посещаемость в текущем сезоне всей РПЛ сразу после двух матчей «Зенита» против ЦСКА (28 602) и «Тамбова» (20 782).

Также в топ-3 попал матч между столичными «Спартаком» и «Локомотивом», который привлёк внимание 12 393 любителей футбола. Кстати, это рекорд домашней посещаемости для «красно-белых» в этом сезоне.
В 5-м туре РПЛ наибольшее число зрителей собрал матч «Ротор» — «Спартак», на который пришло 18 139 человек.

Это третья по величине аудитория для одной отдельно взятой игры в текущем сезоне премьер-лиги. Больше было только на матчах «Зенит» — ЦСКА (28 602) и «Зенит» — «Тамбов» (20 782).

Больше 10 тысяч болельщиков удалось привлечь и в Ростове-на-Дону, где «Ростов» встречался с «Уралом» (11 353).

В связи со смягчением ограничений допуска зрителей н трибуны личные рекорды сезона обновили «Рубин» (лучший показатель до 5-го тура 4477 → рекорд теперь 6276), «Краснодар» (3518 → 6077) и «Арсенал» (1897 → 3244).

Средняя посещаемость каждого матча тура составила 7241 зритель. Это больше, чем в среднем по сезону (6862), но меньше, чем рекордный показатель сезона из прошлого тура (8451).
🇪🇺 Карта участников группового этапа Лиги Чемпионов УЕФА

Сегодня наконец-то возвращается основной турнир Лиги Чемпионов! 32 команды, среди которых впервые в истории сразу 3 российских, начнут розыгрыш самого престижного европейского турнира в одном из самых необычных сезонов.

Представительство по странам оказалось следующим:

4 клуба: 🏴󠁧󠁢󠁥󠁮󠁧󠁿 Англия, 🇩🇪 Германия, 🇪🇸 Испания, 🇮🇹 Италия
3: 🇷🇺 Россия, 🇫🇷 Франция
2: 🇺🇦 Украина
1: 🇦🇹 Австрия, 🇧🇪 Бельгия, 🇭🇺 Венгрия, 🇬🇷 Греция, 🇩🇰 Дания, 🇳🇱 Нидерланды, 🇵🇹 Португалия, 🇹🇷 Турция

В представительстве по городам лидерами стали Мадрид и Манчестер (по два клуба), во всех остальных – по одному.

Ниже представлена карта расположения участников групповой фазы.

Карта и текст: @fmaps.
🇪🇺 Карта участников группового этапа Лиги Европы УЕФА

В отличие от Лиги Чемпионов, география команд групповой фазы Лиги Европы выглядит гораздо более разнообразно и интересно. Карта расположения всех участников ниже.

48 клубов во втором по значимости турнире Европы представляют 26 национальных ассоциаций и 45 городов, ниже представлено их распределение:

3 клуба: 🇦🇹 Австрия, 🏴󠁧󠁢󠁥󠁮󠁧󠁿 Англия, 🇧🇪 Бельгия, 🇪🇸 Испания, 🇮🇹 Италия, 🇳🇱 Нидерланды, 🇨🇿 Чехия
2: 🇧🇬 Болгария, 🇩🇪 Германия, 🇬🇷 Греция, 🇮🇱 Израиль, 🇵🇹 Португалия, 🇫🇷 Франция, 🇭🇷 Хорватия, 🏴󠁧󠁢󠁳󠁣󠁴󠁿 Шотландия
1: 🇦🇿 Азербайджан, 🇮🇪 Ирландия, 🇨🇾 Кипр, 🇳🇴 Норвегия, 🇵🇱 Польша, 🇷🇺 Россия, 🇷🇴 Румыния, 🇷🇸 Сербия, 🇹🇷 Турция, 🇺🇦 Украина, 🇨🇭 Швейцария

От России в группу попал только столичный ЦСКА. «Ростов» и «Динамо» вылетели из турнира в квалификационных раундах.

Карта и текст: @fmaps.