GITADARAN – Telegram
GITADARAN
2.46K subscribers
3.77K photos
252 videos
24 files
2.04K links
GITADARAN - Авторский канал про историю, культуру и Науку

О самых важных и интересных событиях 🌍

Обратная связь @Gitadaran_bot
Download Telegram
Красная кнопка

В 2014 году художник Кришс Салманис создал работу «Красная кнопка».

Инсталляция представляла собой стенд с красной кнопкой, при нажатии на которую посылался сигнал на устройство, которое было надето на запястье художника.

Каждый раз при этом художник получал удар током. Зрители ничего не видели и не получали никакой обратной связи.

Те немногие, кто прочли аннотацию и понимали, что натворили, отправляли художнику извинения по SMS.

T.me/GitaDaran
👍3🔥2
Армения и Грузия

Часть вторая - История ( первая часть )

Отрывок из книги проф. Г.С. Абраамяна «Краткий набросок из истории армянских колоний»

Определенно трудно ответить, когда началось переселение армянского населения в Грузию и когда основались первые армянские колонии в Грузии. Филолог А. Сарухан находит, что армянские колонии в Грузии существовали еще в период правления Арташесянов, т.е. II - I вв. до н.э. (А. Сарухан, Грузия и армяне, Виенна, 1939, стр. 17).

Грузиновед проф. А. Хаханов находит, что началом армянского переселения надо считать V век (“Journal Asiatique”, 1898, стр. 337-344).

О существовании армянских колоний в Грузии в период правления Арташесянов нам ничего не известно. Откуда взял эти сведения филолог Сарухан – не знаем.

Нам также не известны факты о том, что переселение армян в Грузию началось с V века, как утверждает проф. Хаханов.

Наши сведения об основании первой маленькой армянской колонии в Грузии относятся к концу VI и к началу VII вв.

Историк X века Ухтанес, говоря о расколе армяно-грузинских церквей в начале VII в., ссылаясь на документы, свидетельствует, что в Цуртаве существовала маленькая армянская община.

Вообще до начала VII в., т.е. до возникновения вредных и схоластических ссор между армяно-грузинскими клерикалами вокруг богословских вопросов, существовала тесная взаимосвязь между армянскими и грузинскими общинами, как верно отметил в одном из писем католикос Грузии Кюрион: «существовало единодушие между армянами и грузинами» (Ухтанес «История армян», г. Б, стр. 89).

Одна из древнейших армянских колоний в Грузии находилась в городе Тбилиси. Некоторые специалисты грузиноведы находят, что в Тбилиси, в Тапхате (так наз. один из районов Тбилиси) древнейшая церковь Св.Геворг построена в 80 г. (по старому армянскому летоисчислению). В последующих веках церковь была разрушена и в 1251 г. снова восстановлена средствами наиболее известного армянского купца Умека.

Наличие армянской церкви в Тбилиси в VII в. само собой доказывает существование армянской общины, сплоченной вокруг нее.

Первое массовое переселение армянского населения в Грузию, согласно древнейшим сведениям, произошло в 703 г. Историк Гевонд, описывая угнетение арабами армянского народа в Армении, а также вспыхнувшее восстание 703 г. и сражение в Ванандском селе Драшпет, где армяно-византийские войска потерпели поражение от войск халифата, сообщает, что после этого сражения князь Тайка Смбат Багратуни обращается к византийскому Двору и по его согласию, со своей семье и последователями переселяется в город Поти. Эти беженцы согласно сведениям, долго не задерживаются там и возвращаются в Армению.

Следующее крупное переселение армян в сторону Грузии имело место в 774 г. Об этом также сообщает историограф (историк) Гевонд. Он рассказывает, что в указанном году армянские патриоты во главе с Артаваздом Мамиконяном, восстав против халифата в селе Кумайри в Шираке убивают арабского сборщика податей, и будучи не в состоянии воевать против организованных и многочисленных арабских сил, убегают, находя убежище в Грузии.

Армянских беженцев в Грузии принимают с редкостной любезностью, даже Артавазду Мамиконяну дают право власти.

В последующем 775 г., когда войска армянских патриотов в Арчеше опять сталкиваются и несут поражение от арабских карательных войск, которые были сосланы в Армению, часть армянских войск снова переселяется в Грузию, кстати среди воинов-переселенцев находился Ашот Багратунипредусмотрительная и умная личность, которому удается основать Кхарджкнезависимое княжество в Тайке со столицей Артануш. С этого Ашота и начинается грузинская династия Багратионов (Багратидов), которая правит с начала IX в. до XIX в.

Один из арабских историков Табари сообщает примечательные сведения о совместной борьбе армян и грузин против карательных войск халифата в Тбилиси .

Как известно, в 851-853 гг.в Армении и в Грузии вспыхивают крупные восстания против халифата. Повстанцы уничтожают в Закавказье все арабские гарнизоны и выгоняют их из страны.

T.me/GitaDaran
👍5🔥1
Друзья начинается наша 14 лекция

Ссылка на фотографии к лекции

https://news.1rj.ru/str/c/1592928240/2856

https://news.1rj.ru/str/c/1592928240/2852

Ссылка на голосовой чат:
https://news.1rj.ru/str/gitadaran?livestream

Тема : Маштоц и армянский алфавит

T.me/GitaDaran
👍4
Forwarded from GITADARAN
Армянский алфавит и история возникновения письменности

Алфавит – гордость армянского народа. По праву. 

…познать мудрость и наставление, понять изречения разума…

Притчи Соломона, Ветхий Завет

T.me/GitaDaran
👍4🔥1👏1
Армянский алфавит
GITADARAN
Цикл лекций посвящённый армянакому культурному наследию и истории.

14 лекция

Тема: Маштоц и армянский алфавит
Длительность: 1 : 00 : 50

Дополнительно к лекции пост про Армянский алфавит и историю возникновения письменности

T.me/GitaDaran
👍5👏2🔥1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Церковь Мадонна делла Корона

Уникальный храмовый комплекс, который расположился на севере Италии около озера Гарда и города Тренто.

Храм построен в углублении на скале Монте-Бальдо.

Сюда приходят поклониться Богоматери Скорби и полюбоваться умопомрачительным видом.

🇮🇹 Италия

T.me/GitaDaran
6👍4🔥3
Forwarded from Sharakan (Manuel)
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Одна из самых знаменитых армянских колыбелей «Քուն եղիր բալաս(Усни мое дитя)», ее автором является Рафаэль Патканян.
Она также звучала в фильме «История одного сумасшедшего» Робера Гедигяна.
Исполняет Себу Симонян.
👍7🔥2
Историк и политический аналитик из Нью-Йорка доктор Роберт Джон нашел документальные подтверждения высказывания Адольфа Гитлера " Кто сегодня помнит об уничтожении армян ? ".

Доктор Джон обнаружил оригинал документа в военном отделении Национального Архива США. Цитата гласит: "Наша сила в нашем натиске и нашем зверстве... Кто помнит сегодня об уничтожении армян?...".

Документ, найденный американским ученым, свидетельствует о том, что приведенное выше заявление было сделано Гитлером на совещании высшего командования рейха, которое проходило в Оберзальцберге 22 августа 1939 года.

Документ хранится в Национальном архиве Вашингтона.

T.me/GitaDaran
👍7🔥2
Армения и Грузия.

Третья часть - Дохристианская культура: Вишапы в верованиях армян и грузин.

Часть 1 , 2

Вишапыэто древние мифологические существа, которые распространены в мифологиях стран Армянского нагорья и Передней Азии. Обычно их изображали в виде высоких каменных изваяний.

Широко распространено среди грузин и армян представление о «вишапах» или в грузинской версии – «вешапи», больших каменных стеллах в Армении и на юге Грузии, имеющих форму рыбы или с изображениями рыб, или животных. 

Первоначально Вишапы являлись божествами или духами воды. Их вытесывали из камня и ставили у подземных источников воды. Позже мифологический образ Вишапов заменился на злых духов.

То, что представление о вишапах (вешапи) у грузин и армян связывается с водой, подтверждается также тем, что это название еще с древнейших времен связывается у них с самым большим существом, жившим в воде – с китом. Уже в древних грузинских и армянских переводах Библии греческое «кетос» (кит) передано «вишап» или «вешап»-ом. 

Статуи Вишапов достигали пяти метров в высоту, как правило, они имели форму рыб, реже - форму растянутой на кольях шкуры быка. Вишап по армянски означает дракон. Согласно мифам, большой Вишап поглощает солнце, поэтому происходит затмение.

Сами Вишапы живут в высоких горах, в больших озерах, на небе , в облаках. Когда Вишапы поднимаются на небо или спускаются вниз, они производят страшный грохот и сметают все на своем пути. Вишап, который дожил до тысячи лет, может поглотить весь мир.

Грузинский и армянский фольклор рисует вишапов злыми, огромными звероподобными существами: эти божества эпохи язычества после принятия христианства в представлении народа превратились в злых существ. Любопытно, что у хурритов существовало божество, носящее схожее с вишапами название – «вишаишап» (или «вишашаи»). 

Во время грозы, постаревшие Вишапы с гор и озер поднимаются на небо, а небесные Вишапы спускаются на землю. Согласно древней армянской мифологии, с Вишапами тесно связан культ любимого языческого бога армян Ваагна.

Согласно легенде, Ваагн сражается с драконами, олицетворяющими темные и злые силы.

Голодный Вишап может проглотить солнце, и наступит затмение.

Некоторые Вишапы живут в тучах и вызывают грозы. Другие — в подводных дворцах. Но в любом случае, водная стихия подвластна Вишапам и используют они свою власть не на пользу людям.

В грузинском фольклоре вешапи фигурирует в эпосе «Амираниани» о богоборце Амирани, где упоминаются несколько видов вешапи: белый, красный и черный. При этом последний черный вешапи был огнедышащим.

В армянских мифах также различают белых, красных и чёрных ви(е)шапов, которые часто бывают многоглавыми. Самыми сильными обычно бывают черные вишапы. 

В армянском фольклоре борьба богов против вишапов отражена, например, в старинном эпосе «Випасанк», где армянский бог грозы, Ваагн, сразу после рождения начал бороться с драконами тьмы. Битвами вишапов с Вахагном в древней Армении объяснялись штормы, возникающие на озере Ван.

Изображения вишапов содержатся не только на древних каменных стеллах, но и на коврах и других предметах материальной культуры.

В армянской мифологии вишапы являются первобытными существами.

Им присущ как отрицательный образ, так и положительный. Например, согласно одной армянской легенде, бык-гора Таврос своими рогами убивает вишап-гору Заб, а вода, вытекающая из его ран образует реку Заг. Здесь Загрос представлен в роли носителя добра и зла одновременно. (Такой подход чем-то напоминает китайскую и японскую мифологию, но это уже тема отдельной дискуссии).

В армянских легендах и преданиях, впрочем, как и всех индоевропейских языков в целом, характерной чертой оценки является именной дуалистический подход.

Все эти факты являются одним из свидетельств уникальных взаимосвязей между народами Армении и Грузии.

T.me/GitaDaran
🔥4👍1
Forwarded from Romary (Mary Gri)
«Скажу откровенно: меня прежде всего интересует, как к моим сочинениям относится широкая аудитория подлинных любителей музыки. В ее рядах есть и знатоки, и не знатоки, сторонники модерна… и его противники. Но мне ближе не тот слушатель, который умеет все услышанное разложить по полочкам, а тот, кто слушает непосредственно и может сказать, радует ли его услышанная музыка или огорчает…»

С Днём Рождения «Mr Танец с Саблями»
👍93🔥2