Интересные факты
Армянские кресты, которые намного древнее немецкой свастики
Существует ряд символов, которые во всем мире ассоциируются с геральдикой нацистского режима Третьего рейха и его союзников. Однако мало кому известно, что некоторые из этих символов имеют историю не одного тысячелетия и тесно связаны с армянской мифологией и культурой.
Аревахач (арм. Արևախաչ, т.е. «Солнечный крест») так же как Кер хач (арм. Կեռ խաչ, т.е. «Кривой крест») называют армянской свастикой — одним из древнейших символов армянского народа. Самые ранние изображения этих крестов в Армении относятся к периоду неолита (приблизительно 7000-5000 до н.э.).
Кер хач, то есть кривой крест, олицетворяет вечное вращение как Земли, Солнца и Космоса. Происхождение этого символа связывается с арийским периодом. Вращение кривого креста в правую сторону символизирует жизнь — смерть — жизнь, то есть бесконечность, а в левую — смерть — жизнь — смерть.
Аревахач, запрещенный во времена СССР из-за ассоциаций с нацизмом, в Древней Армении наносился на оружие, предметы повседневного быта, одежду, знамена и гербы, использовался при оформлении церквей и домов, являясь олицетворением Солнца, а соответственно — света, вечного движения жизни и благополучия. Над колыбелями мальчиков вешали правосторонний аревахач, как символ активного начала, а над колыбелями девочек — левосторонний — символ пассивного начала.
Очень часто армянскую кресты можно встретить в каменной резьбе Армянского нагорья. Согласно некоторым исследователям, половина букв армянского алфавита являются модифицированной формой аревахача.
Интерпретацией аревахача стал солнечный крест или солнечное колесо — древнейший символ, представляющий собой крест, располагающийся внутри круга.
При раскопках Тигранакерта (древней столицы Армении) были обнаружены равноконечные кресты, схожие с железным крестом — немецкой и прусской военной наградой. Такие же кресты были обнаружены на столбах «Храма Небесных Ангелов» Звартноц, построенного в VII веке при католикосе Нерсесе.
На столбах этого храма также изображены орлы, которые и в дальнейшей истории Армении появлялись не раз и есть в современной национальной геральдике.
Национальная эмблема Германии в виде орла с распростертыми крыльями появилась в VIII веке, когда король Карл Великий, принял корону и эмблему в виде тотема орла с распростертыми крыльями (в прошлом тотем непобедимых римских легионеров).
В 12 веке эмблема с изображением орла фигурировала на многих гербах герцогов и династий Германии (например династии Гогенштауфенов), а Гитлер представил этот символ в качестве национального герба только в 1935 году.
http://T.me/GitaDaran
Армянские кресты, которые намного древнее немецкой свастики
Существует ряд символов, которые во всем мире ассоциируются с геральдикой нацистского режима Третьего рейха и его союзников. Однако мало кому известно, что некоторые из этих символов имеют историю не одного тысячелетия и тесно связаны с армянской мифологией и культурой.
Аревахач (арм. Արևախաչ, т.е. «Солнечный крест») так же как Кер хач (арм. Կեռ խաչ, т.е. «Кривой крест») называют армянской свастикой — одним из древнейших символов армянского народа. Самые ранние изображения этих крестов в Армении относятся к периоду неолита (приблизительно 7000-5000 до н.э.).
Кер хач, то есть кривой крест, олицетворяет вечное вращение как Земли, Солнца и Космоса. Происхождение этого символа связывается с арийским периодом. Вращение кривого креста в правую сторону символизирует жизнь — смерть — жизнь, то есть бесконечность, а в левую — смерть — жизнь — смерть.
Аревахач, запрещенный во времена СССР из-за ассоциаций с нацизмом, в Древней Армении наносился на оружие, предметы повседневного быта, одежду, знамена и гербы, использовался при оформлении церквей и домов, являясь олицетворением Солнца, а соответственно — света, вечного движения жизни и благополучия. Над колыбелями мальчиков вешали правосторонний аревахач, как символ активного начала, а над колыбелями девочек — левосторонний — символ пассивного начала.
Очень часто армянскую кресты можно встретить в каменной резьбе Армянского нагорья. Согласно некоторым исследователям, половина букв армянского алфавита являются модифицированной формой аревахача.
Интерпретацией аревахача стал солнечный крест или солнечное колесо — древнейший символ, представляющий собой крест, располагающийся внутри круга.
При раскопках Тигранакерта (древней столицы Армении) были обнаружены равноконечные кресты, схожие с железным крестом — немецкой и прусской военной наградой. Такие же кресты были обнаружены на столбах «Храма Небесных Ангелов» Звартноц, построенного в VII веке при католикосе Нерсесе.
На столбах этого храма также изображены орлы, которые и в дальнейшей истории Армении появлялись не раз и есть в современной национальной геральдике.
Национальная эмблема Германии в виде орла с распростертыми крыльями появилась в VIII веке, когда король Карл Великий, принял корону и эмблему в виде тотема орла с распростертыми крыльями (в прошлом тотем непобедимых римских легионеров).
В 12 веке эмблема с изображением орла фигурировала на многих гербах герцогов и династий Германии (например династии Гогенштауфенов), а Гитлер представил этот символ в качестве национального герба только в 1935 году.
http://T.me/GitaDaran
Первая печатная Библия на армянском — Амстердам-1666 год
Армянский перевод Библии по праву считается Королевой переводов, а также перевод Библии один из самых красивых и точных.
Библия – первая книга, которая была переведена на армянский язык в 439. Автором перевода были Месроп Маштоц и Католикос Саак Партев.
В 1666 году в Амстердаме при инициативе Воскана Ереванци на свет появилась первая печатная Библия на армянском языке тиражом в 5000 экземпляров.
С 2013 года экземпляр, переплет которого сделан вручную, с изображением Богоматери с Иисусом на руках, хранится в музее древних рукописей «Матенадаран».
Это издание было эталонным вплоть до 1789, когда в Венеции Зохрабом был опубликован Новый Завет на армянском языке (Ветхий Завет был издан им в 1805).
T.me/GitaDaran
Армянский перевод Библии по праву считается Королевой переводов, а также перевод Библии один из самых красивых и точных.
Библия – первая книга, которая была переведена на армянский язык в 439. Автором перевода были Месроп Маштоц и Католикос Саак Партев.
В 1666 году в Амстердаме при инициативе Воскана Ереванци на свет появилась первая печатная Библия на армянском языке тиражом в 5000 экземпляров.
С 2013 года экземпляр, переплет которого сделан вручную, с изображением Богоматери с Иисусом на руках, хранится в музее древних рукописей «Матенадаран».
Это издание было эталонным вплоть до 1789, когда в Венеции Зохрабом был опубликован Новый Завет на армянском языке (Ветхий Завет был издан им в 1805).
T.me/GitaDaran
По свидетельству Ксенофонта, первыми крепкое пиво начали варить жители Ванского царства. И только много веков спустя традицию приготовления крепкого пива возродили северные народы Европы.
Пивоварение тесно связано с культурой земледелия и существует с тех самых пор, как люди научились перерабатывать зерна злаков в хлеб. История пива начинается с незапамятных времен и уходит корнями в ранние цивилизации. Она начиналась примерно в 9500 году до н.э. Тогда это был просто напиток из дикой пшеницы, ячменя и овса, процесс приготовления которого очень сильно напоминал пивоварение. Один из археологов доказал, что в шумерской цивилизации основным напитком было именно пиво. В Древнем Египте тоже в совершенстве владели процессом пивоварения уже в 2800 году до н.э.
В древнем мире пиво было популярно: его пили все — и простой народ, и знать. Однако в Греции и Римской империи жители все же отдавали предпочтение вину, нежели «хлебному напитку».
На территории современных Армении, Ирана, Сирии и Египта археологами были обнаружены глиняные сосуды большой емкости с узким горлом, в которых хранились зерна. Сверху они были накрыты керамической плитой с отверстием посередине, через которое вставляли трубку и пили из нее пиво. По мнению ученых, в эти сосуды попадала дождевая вода, в теплом климате зерно прорастало и начинался процесс брожения.
Шумеры, хетты и хурриты, египтяне, вавилоняне и саки в приготовлении пива применяли ячмень, просо, дробленый рис и овес, затем из коры деревьев, меда, листьев и пряностей готовили аромат.
В Урарту пиво начали варить в IХ–VIII веках до н.э. Найденные в Эребуни глиняные сосуды для хранения напитка сохранили следы пива из ячменя и проса. Впоследствии армяне изготавливали пиво в основном из ячменя, соответственно называя его гареджур, то есть «ячменная вода».
Первые сведения об армянском пиве относятся к V веку до н.э. и оставлены древнегреческим историком Ксенофонтом. Побывав в одной из деревень Царства Урарту, он писал:
«Там также хранились пшеница, овощи и ячменное пиво в кратерах. В уровень с краями сосудов в вине плавал ячмень, в него был воткнут тростник больших и малых размеров, но без коленцев; кто хотел пить, должен был взять тростник в рот и тянуть через него вино. Не смешанное с водой вино было очень крепким, но для людей привычных это был очень приятный напиток».
На протяжении долгого времени наши предки добавляли в пиво различные травы для получения аромата.
T.me/GitaDaran
Стоит отметить, что в те времена пиво было намного крепче, чем самый крепкий сорт современного пива.
Пивоварение тесно связано с культурой земледелия и существует с тех самых пор, как люди научились перерабатывать зерна злаков в хлеб. История пива начинается с незапамятных времен и уходит корнями в ранние цивилизации. Она начиналась примерно в 9500 году до н.э. Тогда это был просто напиток из дикой пшеницы, ячменя и овса, процесс приготовления которого очень сильно напоминал пивоварение. Один из археологов доказал, что в шумерской цивилизации основным напитком было именно пиво. В Древнем Египте тоже в совершенстве владели процессом пивоварения уже в 2800 году до н.э.
В древнем мире пиво было популярно: его пили все — и простой народ, и знать. Однако в Греции и Римской империи жители все же отдавали предпочтение вину, нежели «хлебному напитку».
На территории современных Армении, Ирана, Сирии и Египта археологами были обнаружены глиняные сосуды большой емкости с узким горлом, в которых хранились зерна. Сверху они были накрыты керамической плитой с отверстием посередине, через которое вставляли трубку и пили из нее пиво. По мнению ученых, в эти сосуды попадала дождевая вода, в теплом климате зерно прорастало и начинался процесс брожения.
Шумеры, хетты и хурриты, египтяне, вавилоняне и саки в приготовлении пива применяли ячмень, просо, дробленый рис и овес, затем из коры деревьев, меда, листьев и пряностей готовили аромат.
В Урарту пиво начали варить в IХ–VIII веках до н.э. Найденные в Эребуни глиняные сосуды для хранения напитка сохранили следы пива из ячменя и проса. Впоследствии армяне изготавливали пиво в основном из ячменя, соответственно называя его гареджур, то есть «ячменная вода».
Первые сведения об армянском пиве относятся к V веку до н.э. и оставлены древнегреческим историком Ксенофонтом. Побывав в одной из деревень Царства Урарту, он писал:
«Там также хранились пшеница, овощи и ячменное пиво в кратерах. В уровень с краями сосудов в вине плавал ячмень, в него был воткнут тростник больших и малых размеров, но без коленцев; кто хотел пить, должен был взять тростник в рот и тянуть через него вино. Не смешанное с водой вино было очень крепким, но для людей привычных это был очень приятный напиток».
На протяжении долгого времени наши предки добавляли в пиво различные травы для получения аромата.
T.me/GitaDaran
Стоит отметить, что в те времена пиво было намного крепче, чем самый крепкий сорт современного пива.
Самуель — армянский царь Болгарии 👑
История армянской колонии в Болгарии берет начало с V века. В период Византийского господства на территорию Болгарии переселились много армян. В IX веке усилиями византийской императрицы-армянки Теодоры Мамиконян христианство было провозглашено в Болгарии государственной религией.
В 997-1018 гг. Болгарией правила армянская царская династия Камитопули (арм. - Комсадзаг), происходящая от Никола (Никогайoс) и Рипсимии Армянской. Это была династия православных армян, оставившая заметный след в истории Болгарии. Сыновья основателя династии армянина Никола - Давид, Моисей, Аарон и Самуил - правили в разных частях государства, в состав которого входили территории нынешней Албании, Греции, Македонии и Турции.
Самуилу было суждено стать одним из известных болгарских царей. Oн со своим братом служил в византийской армии, в армянской воинской части. Приказом византийского императора их перевели во Фракию для борьбы с болгарами. Увидев жестокость по отношению к местным жителям, они восстали против императора и перешли на сторону болгар. С 971 года он фактически начал управлять Болгарией в качестве военачальника и соправителя царя Романа, второго сына царя Петра I. После смерти бежавшего из византийского плена в 977 году царя Романа в 997 году Самуил стал царём Болгарии. Стремясь сохранить независимость своего царства, вел непрерывные войны с Византийской империей. В первые годы своего правления Самуилу удалось нанести несколько крупных поражений византийцам и пресечь их атаки на свои земли.
В конце X века болгарские войска завоевали сербские земли (княжество Дукля) и провели ряд экспедиций против хорватов и венгров. Но с 1001 года Самуил был вынужден перейти к обороне своих земель от напора византийцев. После того как Византия вернула себе северо-восточные земли Болгарии, Самуил перенес столицу на территорию современной Македонии. Первоначально определенной столицы не было, но со временем в качестве столицы определился город Охрид. Самуил умер от сердечного приступа 6 октября 1014 года, через два месяца после катастрофического поражения в битве при Клейдионе, и Болгария была полностью покорена византийцами четыре года спустя.
Во время правления Самуила Болгарское царство занимало большую часть Балканского полуострова, за исключением Фракии. Хотя правление Самуила ознаменовало падение Первого Болгарского царства, он считается в Болгарии и Македонии национальным героем.
О ранних годах Самуила известно очень мало. Согласно историку Степаносу Асохику, Самуил был родом из армянской провинции Дерджан. Надпись Самуила, найденная на камне близ озера Преспа в Македонии, а также данные Иоанна Скилицы указывают, что отцом Самуила был Никола (Никогайoс ), а матерью - Рипсимия. По данным источников, Никола занимал пост губернатора (Иоанн Скилица использует в этом случае термин “comit” - этот титул означал главу комитата, административной единицы, на которые Болгария была поделена в середине IX века), а мать была дочерью царя Армении Ашота II из армянской королевской династии Багратидов.
Царь Самуил в период своего правления, как и его отец, переселил в Болгарию тысячи армянских семей из разных уголков Византии. В его окружении находились армянские военачальники, армяно-халкидонские духовные лидеры, общественные деятели.
Во время царствования Самуила в Болгарии появилось множество топонимов с армянскими названиями, часть которых сохранилась и поныне, например: Арменцо, Арменци, Арменика, Арменио, Эрменци, Армецио и т. д.
T.me/GitaDaran
По данным 2001 года, в стране официально проживало 10832 армян, однако неофициальные источники указывают иную цифру – 28-32 тысячи армян. По данным армянских организаций Болгарии, к сегодняшнему дню это число выросло и достигает 30 тысяч. Самая большая община сосредоточена в городе Пловдив, в нее входят и католики-болгары, и протестанты, считающие себя предками армян. Сами болгары последних, впрочем, как и всех армян, называют своими.
История армянской колонии в Болгарии берет начало с V века. В период Византийского господства на территорию Болгарии переселились много армян. В IX веке усилиями византийской императрицы-армянки Теодоры Мамиконян христианство было провозглашено в Болгарии государственной религией.
В 997-1018 гг. Болгарией правила армянская царская династия Камитопули (арм. - Комсадзаг), происходящая от Никола (Никогайoс) и Рипсимии Армянской. Это была династия православных армян, оставившая заметный след в истории Болгарии. Сыновья основателя династии армянина Никола - Давид, Моисей, Аарон и Самуил - правили в разных частях государства, в состав которого входили территории нынешней Албании, Греции, Македонии и Турции.
Самуилу было суждено стать одним из известных болгарских царей. Oн со своим братом служил в византийской армии, в армянской воинской части. Приказом византийского императора их перевели во Фракию для борьбы с болгарами. Увидев жестокость по отношению к местным жителям, они восстали против императора и перешли на сторону болгар. С 971 года он фактически начал управлять Болгарией в качестве военачальника и соправителя царя Романа, второго сына царя Петра I. После смерти бежавшего из византийского плена в 977 году царя Романа в 997 году Самуил стал царём Болгарии. Стремясь сохранить независимость своего царства, вел непрерывные войны с Византийской империей. В первые годы своего правления Самуилу удалось нанести несколько крупных поражений византийцам и пресечь их атаки на свои земли.
В конце X века болгарские войска завоевали сербские земли (княжество Дукля) и провели ряд экспедиций против хорватов и венгров. Но с 1001 года Самуил был вынужден перейти к обороне своих земель от напора византийцев. После того как Византия вернула себе северо-восточные земли Болгарии, Самуил перенес столицу на территорию современной Македонии. Первоначально определенной столицы не было, но со временем в качестве столицы определился город Охрид. Самуил умер от сердечного приступа 6 октября 1014 года, через два месяца после катастрофического поражения в битве при Клейдионе, и Болгария была полностью покорена византийцами четыре года спустя.
Во время правления Самуила Болгарское царство занимало большую часть Балканского полуострова, за исключением Фракии. Хотя правление Самуила ознаменовало падение Первого Болгарского царства, он считается в Болгарии и Македонии национальным героем.
О ранних годах Самуила известно очень мало. Согласно историку Степаносу Асохику, Самуил был родом из армянской провинции Дерджан. Надпись Самуила, найденная на камне близ озера Преспа в Македонии, а также данные Иоанна Скилицы указывают, что отцом Самуила был Никола (Никогайoс ), а матерью - Рипсимия. По данным источников, Никола занимал пост губернатора (Иоанн Скилица использует в этом случае термин “comit” - этот титул означал главу комитата, административной единицы, на которые Болгария была поделена в середине IX века), а мать была дочерью царя Армении Ашота II из армянской королевской династии Багратидов.
Царь Самуил в период своего правления, как и его отец, переселил в Болгарию тысячи армянских семей из разных уголков Византии. В его окружении находились армянские военачальники, армяно-халкидонские духовные лидеры, общественные деятели.
Во время царствования Самуила в Болгарии появилось множество топонимов с армянскими названиями, часть которых сохранилась и поныне, например: Арменцо, Арменци, Арменика, Арменио, Эрменци, Армецио и т. д.
T.me/GitaDaran
По данным 2001 года, в стране официально проживало 10832 армян, однако неофициальные источники указывают иную цифру – 28-32 тысячи армян. По данным армянских организаций Болгарии, к сегодняшнему дню это число выросло и достигает 30 тысяч. Самая большая община сосредоточена в городе Пловдив, в нее входят и католики-болгары, и протестанты, считающие себя предками армян. Сами болгары последних, впрочем, как и всех армян, называют своими.
❤1👎1
Каждый год в сентябре, в испанском городе Таррагона (Каталония) празднуется один из самых крупных и ярких праздников города – Санта Текла. Его также называют днем армянского подарка.
История праздника своими корнями уходит в далекое прошлое. Когда апостол Павел проповедовал христианство в Испании, он встретил девушку по имени Текла. Та была настолько очарована проповедью апостола, что сбежала от своего жениха и последовала Павлу в его путешествиях. Остановившись в Тараггоне, Павел и Текла проповедовали христианство и добились больших успехов. Затем Текла отправилась в самостоятельное путешествие, проповедуя миру христианство. Ее преследовали противники новой религии, Текла была заключена в тюрьму и подвергнута мучениям.
Противостояв многому, она попала в пещеру. Когда к ней отправили солдат, чтобы снова подвергнуть Теклу мучениям, то она начала молиться. Тогда пещера обрушилась, и все, кто там находился, погибли. От Теклы осталось только голая рука. Эту руку последователи христианства забрали с собой в Киликийскую Армению для поклонения. Христианская реликвия хранилась во владении армян до 1321 года. Именно в этом году по указу киликийского царя Левона V нетленная рука святой Теклы была доставлена в Тараггону.
T.me/GitaDaran
С этого момента, каждый год в Таррагоне 23 сентября празднуется день армянского подарка. Святая Текла считается покровительницей Тараггоны.
История праздника своими корнями уходит в далекое прошлое. Когда апостол Павел проповедовал христианство в Испании, он встретил девушку по имени Текла. Та была настолько очарована проповедью апостола, что сбежала от своего жениха и последовала Павлу в его путешествиях. Остановившись в Тараггоне, Павел и Текла проповедовали христианство и добились больших успехов. Затем Текла отправилась в самостоятельное путешествие, проповедуя миру христианство. Ее преследовали противники новой религии, Текла была заключена в тюрьму и подвергнута мучениям.
Противостояв многому, она попала в пещеру. Когда к ней отправили солдат, чтобы снова подвергнуть Теклу мучениям, то она начала молиться. Тогда пещера обрушилась, и все, кто там находился, погибли. От Теклы осталось только голая рука. Эту руку последователи христианства забрали с собой в Киликийскую Армению для поклонения. Христианская реликвия хранилась во владении армян до 1321 года. Именно в этом году по указу киликийского царя Левона V нетленная рука святой Теклы была доставлена в Тараггону.
T.me/GitaDaran
С этого момента, каждый год в Таррагоне 23 сентября празднуется день армянского подарка. Святая Текла считается покровительницей Тараггоны.
👎1
Хватит быть приятным парнем | Роберт Гловер
Букич
Роберта Гловер - "Хватит быть приятным парнем".
Книга за 30 минут.
Автор: Букич
Книга "Хватит быть славным парнем!" рассказывает, почему позиция мягкого и уступчивого розового слоненка вредит и мешает развиваться. В результате работы доктора Гловера тысячи славных парней превратились из безвольных и несчастныхв уверенных и целостных мужчин.
Девушкам, привыкшим видеть себя в роли жертвы, рекомендации Гловера тоже подойдут.
T.me/GitaDaran
Книга за 30 минут.
Автор: Букич
Книга "Хватит быть славным парнем!" рассказывает, почему позиция мягкого и уступчивого розового слоненка вредит и мешает развиваться. В результате работы доктора Гловера тысячи славных парней превратились из безвольных и несчастныхв уверенных и целостных мужчин.
Девушкам, привыкшим видеть себя в роли жертвы, рекомендации Гловера тоже подойдут.
T.me/GitaDaran
Առաւօտ լուսոյ
Հայր Աղան Երնջակյան
Армянские песнопения (шараканы) - Аравот Лусо (Свет утра)
Автор Св. Нерсес Шнорали (XII век)
T.me/GitaDaran
Автор Св. Нерсес Шнорали (XII век)
T.me/GitaDaran
👎1
Шаган Натали. Турки и мы. Аудиокнига на русском языке
Личности
Чтобы успешно противостоять туркам в осуществлении их дьявольских замыслов, армяне должны быть столь же жестоки и безжалостны к ним и уничтожать своего врага столь же беспощадно.
Ибо тот, кто полагается только на силу и жестокость, может отступить только перед такой же и еще большей силой и жестокостью.
Шаган Натали : " Турки и мы "
Представляем вам аудиокнигу Шагана Натали "Турки и мы"
T.me/GitaDaran
Ибо тот, кто полагается только на силу и жестокость, может отступить только перед такой же и еще большей силой и жестокостью.
Шаган Натали : " Турки и мы "
Представляем вам аудиокнигу Шагана Натали "Турки и мы"
T.me/GitaDaran
👎1