Глагольдер – Telegram
Глагольдер
509 subscribers
217 photos
7 videos
109 links
Впечатления о театре, кино, музеях, выставках, путешествиях и обо всём, чем захочется поделиться
Download Telegram
❤️‍🔥 БОГОМАТЕРИНСКОЕ СЕРДЦЕ

«Материнское» сердце, БДТ, режиссер Андрей Могучий

К какому спектаклю Могучего не приступишься, так всё Magnum opus. Его театр о глобальных вопросах бытия, и на каждый спецэффект увлекательной машинерии есть пяток другой смыслов. Чаще всего о России, но без уклонения в сиюминутность.
В «Материнском сердце» исследованию подверглась самая страдающая и жертвенная часть народа – русская мать.

Страдательный залог души

В первой сцене Нина Усатова на мотоцикле в зеленом свете словно корабль в окуляре советского игрового автомата «Торпедная атака». Она как ледокол проламывает лёд и идет к своей цели несмотря на рифы и вражеские субмарины. Она сама Айсберг. Глыба.

В основе спектакля рассказ Шукшина о матери, которая пытается спасти непутевое дитя от тюрьмы. На эту суровую нитку нанизаны другие произведения Василия Макаровича. Получился не только собирательный образ русской женщины, но и антология последних ста лет непасторальной истории страны.

Мать в пуховом платке на «Урале». Мужик в пьяном раже с намотанным ремнем на кулак. Грузовик с гробом застыл на грязевом сером склоне словно на лунном грунте. Сельская свадьба с кадрилью и угаром. Мальчишка по снегу тащит деревце на дрова. Парящий в небесах плацкарт с солдатиками, уверовавшими в Богоматерь.

Это очень далеко от лубка, и как тать на Сибирском тракте бьет дубиной наотмашь по памяти. Коллективной и личной.

Эти добрые люди

Нину Усатову смело можно назвать главной российской киномамой. Эталон русской женщины, чей сын всегда далеко: в армии, на войне, на чужбине, в свинцовом гробу. Мать «афганца» в «Мусульманине», мама Димы, который «помаши ручкой», матушка в фильме «Поп».

В «Материнском сердце» эти образы соединяются и заставляют сердце прыгать в глубокую пропасть на словах одного из героев: «Наши дети должны жить долго». Видеть надо в тот момент глаза Матери, у которой один сын погиб на войне, второй умер с голоду, третий пропал, а четвертому грозит срок за проломленную голову.

Но «ничего, добрые люди помогут». Этим рассказ Шукшина заканчивается, а спектакль только начинается. Потому что мать и до Москвы дойдет, храня в сердце надежду на высшую справедливость.

Мотоцикл её катится по России, но не проезжает мимо беды. Не дает материнское сердце отвернуться. Каждому поможет, обогреет, накормит, успокоит, защитит, выслушает. Наша русская Мадонна в телогрейке и с шаньгами в дерматиновой сумке.

Где черт не поспеет, туда бабу пошлет

Но если есть бог, то и дьявол неподалеку. У каждого русского человека черт за левым плечом. Андрей Феськов является то мефистофельским подмастерьем, задающем на немецкие гоголевские вопросы, то Анчуткой, ворующим яйца (сплюнь через плечо), то аферистом Чичиковым. Ведет вперёд, на кривой мост, на лысую гору, к самому главному: В Москву, В Москву, В Москву!

Бог высоко, а царь близко. Только Ленин, его временно подменяющий, оказывается в совершенно в пелевинском духе вождем не пролетарской, а духовной трансцендентальнорй революции с буддийскими монахами и пагодами.

- Поняла? – После долгой речи о победе света над тьмой спрашивает Ильич?
- Поняла батюшка! - робко кивает русский народ в лице Авдотьи!
- Ни чегта ты не поняла!

Не поняла она как на дороге спасения личного она обрела другой путь – путь милосердия.

И я уже к этому моменту расплылся в мыслях о родине, судьбе, Боге, красных, белых, сильных и убогих. Вечных  вопросах российского универсума.

В минуты таких озарений однажды каждый понимает, кто виноват и что делать. Как покалеченный милиционер в поэтике «Мёртвых душ» Гоголя находит врага рода человеческого.

Куда несётся тройка-Русь – нет ответа, а кто едет в ней – есть. Чичикова везет удалая троица. С гиком, свистом и колокольным звоном. Мошенника, который и в Кремле сидит, и в душе.

Начинает борец за правду на него охоту. Только в котомке за плечами его – разинца, пугачёвца, большевика, демократа – сидит сам преследуемый и кричит погромче: «Держи вора!»

И несется вперед тройка-«Урал», несутся герои Шукшина, передавая привет Гоголю.

Куда несутся? Keine Antwort!

Фото: БДТ

#театр #Могучий #БДТ
🔥14❤‍🔥66👍3
КНИЖНАЯ НЕДЕЛЯ НАЧИНАЕТСЯ В СУББОТУ

Гудящие ноги, оборванные руки от пуда книг и море впечатлений от общения с людьми литературы. Таков краткий итог нашей литературной недели.

На Non/fiction пополнили свои книжные шкафе "Невьянской башней" Алексея Иванова, тонной манги, внезапным Евангелием и много чем еще. У Нонфика - своя атмосфера. Особое удовольствие от разговоров с издателями и писателями, от вкусно пахнущей новенькой полиграфии, от поиска спрятанных бриллиантов в твердом переплёте.

В процессе изыскания книжных кладов подписал книгу про космического кота у её автора Михаила Котова, слал репортажи со стенда "Мифа" автору этнофентези «Слово Вирявы».

А началось все, как и положено, в субботу. Не люблю ходить на мероприятия неподготовленным, поэтому перед паблик-толкином купил только что вышедшую на русском языке книгу «Падение Нуменора», которая оказалась настоящим роялем в кустах.
«Сергей Макаров (кстати, у него книга оказалась даже раньше, чем у переводчика и издателя, которые физически в руках ее впервые подержали благодаря Сергею), автор канала «Глагольдер» отметил, что Толкин создал гипертекст, в котором все события имеют исторический подтекст, например, скандинавскую и германскую мифологию. Получается, что, с одной стороны, нам это все знакомо, но мы понимаем, что, открывая книгу, мы открываем какой-то совершенно иной мир».

Репортаж на сайте "Год литературы"

А я, в свою очередь, получил уникальный набор автографов на издании: переводчика, издателя и исследователя фэнтези Марии Штейнман.

#Книги
12👍5🎉4🎄2
«ДЯДЯ» ВСЁ ИСПРАВИЛ?

«Дядя», МТЮЗ, Пётр Шерешевский


Если бы Чехов жил сейчас, над кем бы он шутил?

Дядя в домике
Поместье Войницких у Шерешевского превратилось в московскую квартиру. В плотном временно-пространственном континууме похороны соседствуют со свадьбой. Те два типа «мероприятий», на которые собирается вся родня. И оба они способны переходить друг в друга, хотя «ещё даже гроб не вынесли». Многолетний путь принятия Елены в семью спрессован в один вечер так, что брызги яда летят.

Приносятся стулья от соседей, звенят вилки, подается «шуба», звучат такие знакомые фразы (полотенце какое брать, не чокаемся). На стене настойчиво висит ружье.

Как и в «Кукольном домике» сериальная атмосфера. Правда, за телекартинкой скрываются океаны иронии.
Структурно «Домик» и «Дядя» похожи. Только в первом терпят крах жизненные стратегии «понаехавших» миллениалов, во втором – вялотекущая трагедия в интеллигентном московском семействе. А что, если доктор Ранк (Ельчанинов) все-таки подарил платье и женился на Полине Хелимской (Одинцовой)? Да не, бред какой-то.

Чтобы все точно уловили связь в «Домике» – картина «Мир Кристины» Эндрю Уайета, в «Дяде» – «Зима 1946 года», написанная художником после смерти отца. Антураж похож, но мысли, заложенные в спектакли – разные.

«Никогда, мой брат-чародей, ты не найдешь себе королеву, а я не найду себе короля»
Дядя (тётя?) поделен на две сущности между Игорем Гординым и Викторией Верберг. У Чехова дядя Ваня тоже мечется между служением таланту Серебрякова и ненавистью к нему же за жизнь, положенную на алтарь «вторичного гения». Заслуженные разнояйцевые близнецы выливают тонны сарказма одним движением лицевого нерва.

Одинокие, разбитые на две половинки сердца. Одна – филолог, сыпящая цитатами и остротами, второй оставил науку и торгует помповыми насосами, чтобы обеспечить фамилию средствами. Обе половинки дяди понимают, что безнадёжная битва с энтропией проиграна «всухую», оттого и буллинг Елены, и последняя искорка любви еще яростней.

И Пую найдём! (с)
Шерешевский и Саксеев традиционно не жалеют никого, паровым катком проходясь по кино (и не только) критикам. «Ретроспектива шведского кино» и разбор раннего периода румынского режиссера Пую. Лекция Серебрякова до пародийной схожести смахивает на видеорецензии известного эмигранта.

Разбирается фильм Джармуша «Мертвые не умирают». И на сцене все давно мертвы – утраченные надежды, упущенные возможности. Дядя оплакивает жизнь, Серебряков – свою гениальность, Елена из Хацапетовки ищет любовь любой ценой.
«Мир погибает от всех этих мелких дрязг». Выживут только беглецы, только нужен ли такой эскапизм?

Игра, в которой нельзя выиграть и даже выйти из неё. Отель горит пока с другой стороны, но все мы уже в огне.

Спасти юмор доктора Чехова
От текста пьесы драматург Саксеев оставил лишь остов, да и «мясо» слов пересадил, добавив цитат из «Вишневого сада», «Чайки» и только литературовед знает откуда ещё. Всё это разбавлено жизненными историями, которые в интернете принято звать «копипастой» – паранойя насчет электроприборов, поздняя любовь доярки, анекдоты и попсошансон. Мозг взрывается от цитат и отсылок.

– Дело надо делать господа!
– Опять что ли цитата какая-то?


Работа с текстом филигранная, но зачем она проделана?

Набоков считал, что для Чехова мир «смешон и печален одновременно, но, не заметив его забавности, вы не поймете его печали, потому что они нераздельны». Со временем многие «фишки» и «пасхалки» Антон Палыча перестали считываться, поэтому нужны узнаваемые образы, чтобы ощутить сопричастность.

Именно поэтому доктор Астров не леса спасает, а человечество с помощью ИИ в комнате маминой квартиры. Именно поэтому Соня во френдзоне рубится за любовь и за Соню Блейд в «Мортал Комбате». Ну, свайпни, блин, чисто теоретически! Евгения Михеева выдала мощный концентрат недолюбленного подростка.

Но самое главное, что мы – как раз те самые, что живут через сто, двести лет «которые будут презирать нас за то, что мы прожили свои жизни так глупо и так безвкусно, — те, быть может, найдут средство, как быть счастливыми…»
24👍7👏5💘3🤔1
Что особенно понравилось еще в «Дяде», это то, что Серебряков во время лекции о фильме Джармуша «Мертвые не умирают» рассказывает о том, что у персонажа Адама Драйвера есть брелок в виде имперского эсминца из «Звездных войн», что отсылает к его же роли Кайло Рена в звездной саге.

То есть, персонаж спектакля, набитого отсылками к массовой культуре и классике, рассуждает о «пасхалках».

Это как у Герберта в «Дюне»: «Планы внутри планов, и в них опять планы, и в них — новые планы».

Катарсис любителя постмодернистического цитирования. Люблю такое.
21👍7🔥2
🐱 «Ночью все кошки серы», — говорят англичане
«Украденная котом сардинка не возвратится на тарелку», — говорят испанцы.
«Кот тут главный», – считают авторы спектакля «Театрального проекта 27».
«Мяуууууу» – орёт рано утром в ухо мой 19-летний британский кот.

В Москву из Петербурга приезжает спектакль о Его величестве Коте «Кот тут главный» «Театрального проекта 27».

Историй о котах в театре не так уж много, тем более, для подростковой аудитории. Поэтому любителям пушистых мурчу, что 22 декабря (Арт-Платформа) коту уже негде прилечь, а вот билетов на 23-е декабря еще много.

По промокоду Глагольдер - скидка 15% (это на влажный корм! - подсказывает кот)

#театр #18минус
👍11👏5😁5
Наверное теперь могу тоже сказать. Антон Федоров в кулуарах премьеры "Сказок Афанасьева" обмолвился, что нас ждет вторая серия укороченная однактная версия Дон Кихота в Театре Наций. И скорее всего, премьера пересборки будет уже в декабре (или уже "давайте после праздников").

Интересно очень, какие вещи попали под нож саморедактуры? Ваши версии, господа знатоки?
🌚86🔥5
ТОП-5 КОРОТКИХ СПЕКТАКЛЕЙ. КОГДА КРАТКОСТЬ – СЕСТРА

Иногда за час-полтора театр может сказать больше, чем за четыре часа действия. Хочу расширить свой список любимых коротких спектаклей. Что бы вы порекомендовали в него добавить?

«Пятиречие», РАМТ, Сергей Тонышев, 1:30

Отличный пример, как поморский фольклор можно упаковать в захватывающий спектакль. Рекомендую всем, кому по нДраву северное оканье и архангельские сказы Шергина и Писахова. Минус один – билеты улетают в  первые секунды. Тем более спектакль вернулся в репертуар РАМТа после длительного перерыва.

«Очень-очень-очень тёмная материя», МХТ, Евгений Закиров, 1:20

Очень-очень много трэша, крови и абсурдного юмора Макдонаха, а в первом ряду и слюны. Зато после стыдного смеха над темным-темным юмором легче дышится и живётся.

Пятая печать, МТЮЗ, Елизавета Бондарь, 1:30

Венгрия, конец Второй мировой. Вокруг несут смерть бомбы и фашисты, а в маленьком подвальчике рушатся судьбы и принципы. Перехватывает дыхание и совесть.

"Дамасобачка", МХТ, Алексей Мизгирев, 1:15

Все по-чеховски кратко и чувства спрессованы под высочайшим давлением. Волков, Романова, арбузы. Эмоции и арбузный сок бьют через край, так что до сих пор не могу до конца сформировать свои мысли по его поводу.

И, наконец, мой лидер.

«Чрево», МХТ, Андрей Гончаров, 1 час.

И не только потому что крестьянский хоррор, а Гончаров предвосхитил русский тренд 2025 года с исконными народными напевами южных губерний. А еще и потому что Быстров и Литвинова макают тебя в ужасающую глубину, а потом возрождают из пепла.

#театр #подборки
14👍6🔥5
ВУДУ, ЗИЛАРТ И МЕДНЫЕ ТРУБКИ

Я внутри самогонного аппарата! Новое выставочное пространство «ЗИЛАРТ» сияет красной медью, как трубки старинного аппарата для дистилляции.

Металл используемый в машинах и холодильниках, стал основной идеей интерьера. Медь - проводник от промышленного прошлого района, где располагался автогигант ЗиЛ, к джентрифицированному настоящему.

От тяжелого блеска еще веет и эхом древности, мрачными культами Карфагена и пластинчатыми доспехами мужей ахейских (Нолан, ты не прав!).

Медновековое обрамление идет внутреннему содержанию. Высокие тяжелые двери как врата языческого храма ведут к алтарям древних искусств под звук металлических вувузел.

Тайм ту Африка
Сотни истуканов, идолов, масок. Выставка «Африканское искусство. Предки. Боги. Жизнь» сшибает с ног своим многообразием, хотя утверждается, что это лишь малая часть коллекции художника Михаила Звягина, который собирал ее всю жизнь до своей смерти в 2022 году.

Под африканские мотивы, звуки природы, под затягивающую историю аудиогида как на тростниковой лодке плывешь по реке Жизни среди 10 островов. Каждый из них посвящен одной из сфер бытия африканских племен: от культа предков и рождения детей до власти, войны и смерти.

Разные народы, разные материалы, разные техники, но всё о том же: как прожить достойно, как оставить след и наследие после себя, как продолжить жизненный круговорот.

От меди до стали. Гвозди ему в тело
Маски глядят прямо внутрь тебя. От некоторых экспонатов становится жутковато. Зачем этот идол утыкан гвоздями? По верованиям африканцев, это активировало истукана, делая ему больно. Идол помогал мстить обидчикам тех, кто проводил обряд или приносил иную пользу. Да, куклы из культа вуду оттуда же.

Но гвозди в статую Сатурна заколачивали и римские жрецы. Австрийцы ударами железа в особые деревья отводили болезни и горести. А во время Первой мировой немцы забивали гвозди в специальные статуи во имя победы (но что-то пошло не так). В конце концов, сталь пронзила руки самого Спасителя.

Гид возглашает, что все мы вышли из Африки. В этом месте понимаешь, что как не стремились люди вдаль, но далеко мы друг от друга так и не разбежались.

Африка в авангарде авангарда
Маски и идолы: из дерева, слоновьей кости, кожи, камня и бронзы.

Гипертрофированные детали, контрастные линии. Предметы культуры из Африки повлияли на творчество многих художников Запада. Пикассо вдохновлялся масками в «Авиньонских девицах». А в струнном инструменте с ногами и головой видится целая вереница образов от Босха до Дали.
Гипертрофированные детали лиц, яркие контрастные цвета, символизм в каждом штрихе. Кубисты, супрематисты, фовисты, сюрреалисты, экспрессионисты и множество других современных художников воплотили идеи из глубокой древности, из самого сердца нашей африканской прародины.

Шаг с пьедестала
Под впечатлением от Африки пробегаем второй-третий этажи почти на автомате, хотя там тоже есть что посмотреть. На выставке «Шаг с пьедестала: Скульптура в реальном пространстве» тоже встречают деревянные статуи. Внутри одной из них – теплый свет керосиновой лампы. Кажется, что они готовы сойти с постаментов. Удивительное совпадение, но буквально за день до того закончил книгу Андрея Рубанова «Человек из красного дерева» об оживших скульптурах.

Лицо другой статуи похоже на африканскую маску, а из саморезов создаются леса и русские народные узоры. Вспоминается, что идолов африканцы считали живыми, а веревками обматывали статуи женских идолов детородия. Славянскую богиню Мокошь тоже обвязывали куделью. Мы снова ближе к колыбели человечества, чем кажется на первый взгляд. Время и культуры цикличны.

#искусство #выставки
👍92🔥1