В рамках программы «Школа -
Училище - ВУЗ» у нас в гостях вновь побывали дети из Детской художественной школы городского округа Макеевка.
Преподаватели академии провели для ребят экскурсию по учебному музею, организовали посещение иконописной мастерской и фундаментальной библиотеки. Наши дорогие гости поделились рассказом и впечатлениями:
«Мы в прекрасных стенах РАЖВиЗ Ильи Глазунова второй раз. Первый раз мы побывали здесь в марте, и в октябре вновь посетили Академию.
Сегодня для наших учащихся художественной школы города Макеевка выдался насыщенный день. Они провели несколько часов в стенах знаменитой Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это была уникальная возможность изнутри увидеть мир, где рождается и продолжает жить великое русское искусство.
Нашим гидом была искусствовед Екатерина Александровна Скоробогачева. Её глубокие знания и увлекательный рассказ оживили историю Академии, познакомились с её богатыми традициями и уникальной архитектурой. Ребята посетили учебный музей и узнали, что он был задуман и создан самим основателем Академии — Ильей Сергеевичем Глазуновым.
Юные художники посетили иконописную мастерскую. Ребята воочию увидели, как обычные материалы превращаются в святые лики. Рассказывала им об этом преподаватель Академии - Бережная Марина Сергеевна. Ребята узнали, что такое левкас, как наносят сусальное золото и почему иконописцы используют натуральные пигменты. Поняли, что иконопись — это следование канонам, которым сотни лет. Увидели, как современные мастера продолжают традиции древнего искусства. Дети слушали рассказ о символике жестов, значении цветов и о том, как рождается икона — от эскиза до завершающего штриха.
Потом ребята попали в уникальное место — в читальный зал фундаментальной библиотеки Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Само пространство читального зала уже вдохновляет. Ребята оказались в окружении фресок, картин и архитектурных элементов, которые создают атмосферу творчества. Каждая деталь, от лепнины на потолке до узора на паркете говорит о красоте и традициях.
Дети с восторгом рассматривали огромные фолианты! Здесь хранится бесценная коллекция:
-Уникальные издания с гравюрами и чертежами русских кремлей, храмов, дворцов и усадеб,
-Труды по иконописи и фреске,
-История костюма и декоративно-прикладного искусства.
Ребята смогли увидеть книги и альбомы, которые принадлежали и были созданы основателем Академии. Наши юные исследователи вышли из стен Академии Глазунова с горящими глазами, переполненные впечатлениями.»
Мы очень рады вновь принимать ребят из Макеевки, мы продолжаем сотрудничество с Детской художественной школой и с нетерпением ждём будущих встреч!
Училище - ВУЗ» у нас в гостях вновь побывали дети из Детской художественной школы городского округа Макеевка.
Преподаватели академии провели для ребят экскурсию по учебному музею, организовали посещение иконописной мастерской и фундаментальной библиотеки. Наши дорогие гости поделились рассказом и впечатлениями:
«Мы в прекрасных стенах РАЖВиЗ Ильи Глазунова второй раз. Первый раз мы побывали здесь в марте, и в октябре вновь посетили Академию.
Сегодня для наших учащихся художественной школы города Макеевка выдался насыщенный день. Они провели несколько часов в стенах знаменитой Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это была уникальная возможность изнутри увидеть мир, где рождается и продолжает жить великое русское искусство.
Нашим гидом была искусствовед Екатерина Александровна Скоробогачева. Её глубокие знания и увлекательный рассказ оживили историю Академии, познакомились с её богатыми традициями и уникальной архитектурой. Ребята посетили учебный музей и узнали, что он был задуман и создан самим основателем Академии — Ильей Сергеевичем Глазуновым.
Юные художники посетили иконописную мастерскую. Ребята воочию увидели, как обычные материалы превращаются в святые лики. Рассказывала им об этом преподаватель Академии - Бережная Марина Сергеевна. Ребята узнали, что такое левкас, как наносят сусальное золото и почему иконописцы используют натуральные пигменты. Поняли, что иконопись — это следование канонам, которым сотни лет. Увидели, как современные мастера продолжают традиции древнего искусства. Дети слушали рассказ о символике жестов, значении цветов и о том, как рождается икона — от эскиза до завершающего штриха.
Потом ребята попали в уникальное место — в читальный зал фундаментальной библиотеки Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Само пространство читального зала уже вдохновляет. Ребята оказались в окружении фресок, картин и архитектурных элементов, которые создают атмосферу творчества. Каждая деталь, от лепнины на потолке до узора на паркете говорит о красоте и традициях.
Дети с восторгом рассматривали огромные фолианты! Здесь хранится бесценная коллекция:
-Уникальные издания с гравюрами и чертежами русских кремлей, храмов, дворцов и усадеб,
-Труды по иконописи и фреске,
-История костюма и декоративно-прикладного искусства.
Ребята смогли увидеть книги и альбомы, которые принадлежали и были созданы основателем Академии. Наши юные исследователи вышли из стен Академии Глазунова с горящими глазами, переполненные впечатлениями.»
Мы очень рады вновь принимать ребят из Макеевки, мы продолжаем сотрудничество с Детской художественной школой и с нетерпением ждём будущих встреч!
👍17❤🔥4❤2👏2🙏1😍1
«Мне хотелось писать картины, как пишутся песни о жизни, об истории русского народа»: 150-летие Константина Фёдоровича Юона
24 октября исполнилось 150 лет со дня рождения Константина Фёдоровича Юона (1875–1958). Живописец родился в многодетной германо-швейцарской семье. Его отец, Федор (Теодор) Юон, был родом из Швейцарии и служил в страховой компании, позднее стал её главой. «Я родился в 1875 году в Москве, на 4-й Мещанской улице, близ Садового кольца, где прожил первые пять лет своей жизни в типичном для 1870-х годов двухэтажном доме с просторным садом из старых вязов, с цветочными клумбами и скамейками», — так художник на склоне лет вспоминал свою малую родину.
Он полюбил живопись ещё в детстве, создавая декорации для домашних концертов и спектаклей. Большой талант юного художника раскрылся в годы обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892–1898), где его педагогами были К.А. Савицкий, А.Е. Архипов и Н.А. Касаткин. По окончании обучения он продолжал приходить на Мясницкую, где совершенствовал технику живописи в мастерской В.А. Серова. Молодой художник был активным участником выставок объединения «Мир искусства», стал одним из организаторов Союза русских художников.
Еще в годы учебы в МУЖВЗ картины приносили Юону стабильный доход, позволявший путешествовать по стране и выезжать за рубеж. Константин Фёдорович посетил Францию и Германию, Италию и Швейцарию, Австрию, занимался в частных студиях в Париже. Во французской столице он работал и в качестве сценографа, в конце 1900-х – начале 1910-х гг. участвовал в оформлении спектаклей «Русских сезонов» Сергея Дягилева.
В 1913 г. Юон создал декорации для оперы Мусоргского «Борис Годунов». Роль царя Бориса исполнил великий Шаляпин, с той поры ставший поклонником таланта живописца. В письме к писателю Максиму Горькому Фёдор Иванович делился своей радостью: «Купил я у художника Константина Федоровича Юона семь эскизов к декорациям «Бориса Годунова», которые написаны нынче для Парижа, и каждый день любуюсь не налюбуюсь на них — превосходные вещи… Заплатил ему полторы тысячи рублей, а удовольствия имею на полтораста. Экая прелесть, ей-богу, — талантливый парень, черт его заласкай!»
Однако любимым жанром Юона был пейзаж. Художник любовался русской стариной и воплощал на холсте образы родной природы, древние храмы, народный костюм. Сам живописец позже вспоминал: «Мне хотелось писать картины, как пишутся песни о жизни, об истории русского народа, о природе, о древних русских городах». Исполнены очарования его образы Троице-Сергиевой Лавры и Ростова Великого, Углича и Торжка, Первопрестольной столицы: «К Троице. Март» (1903), «Базарная площадь. Красный товар» (1905), «Зима. Ростов Великий» (1906), «Старая Москва» (1908).
В 1917 г. Юон принял свершившуюся революцию и состоялся как мэтр советского искусства, работая в широком творческом диапазоне. Юон – живописец создавал исторические произведения («Штурм Кремля в 1917 году», 1947; «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года», 1949), лирические пейзажи («Купола и ласточки», 1921), картины бытового жанра («Утро индустриальной Москвы», 1949). Юон – сценограф стал автором декораций для ведущих столичных театров – Большого и Малого театров, МХАТа. Юон – монументалист создал эскизы мозаик для неосуществленного проекта Дворца Советов в Москве. Юон – педагог преподавал в мастерской Академии художеств в Ленинграде, Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова. Юон – искусствовед защитил докторскую диссертацию, был директором НИИ теории и истории изобразительного искусств Академии художеств СССР.
24 октября исполнилось 150 лет со дня рождения Константина Фёдоровича Юона (1875–1958). Живописец родился в многодетной германо-швейцарской семье. Его отец, Федор (Теодор) Юон, был родом из Швейцарии и служил в страховой компании, позднее стал её главой. «Я родился в 1875 году в Москве, на 4-й Мещанской улице, близ Садового кольца, где прожил первые пять лет своей жизни в типичном для 1870-х годов двухэтажном доме с просторным садом из старых вязов, с цветочными клумбами и скамейками», — так художник на склоне лет вспоминал свою малую родину.
Он полюбил живопись ещё в детстве, создавая декорации для домашних концертов и спектаклей. Большой талант юного художника раскрылся в годы обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892–1898), где его педагогами были К.А. Савицкий, А.Е. Архипов и Н.А. Касаткин. По окончании обучения он продолжал приходить на Мясницкую, где совершенствовал технику живописи в мастерской В.А. Серова. Молодой художник был активным участником выставок объединения «Мир искусства», стал одним из организаторов Союза русских художников.
Еще в годы учебы в МУЖВЗ картины приносили Юону стабильный доход, позволявший путешествовать по стране и выезжать за рубеж. Константин Фёдорович посетил Францию и Германию, Италию и Швейцарию, Австрию, занимался в частных студиях в Париже. Во французской столице он работал и в качестве сценографа, в конце 1900-х – начале 1910-х гг. участвовал в оформлении спектаклей «Русских сезонов» Сергея Дягилева.
В 1913 г. Юон создал декорации для оперы Мусоргского «Борис Годунов». Роль царя Бориса исполнил великий Шаляпин, с той поры ставший поклонником таланта живописца. В письме к писателю Максиму Горькому Фёдор Иванович делился своей радостью: «Купил я у художника Константина Федоровича Юона семь эскизов к декорациям «Бориса Годунова», которые написаны нынче для Парижа, и каждый день любуюсь не налюбуюсь на них — превосходные вещи… Заплатил ему полторы тысячи рублей, а удовольствия имею на полтораста. Экая прелесть, ей-богу, — талантливый парень, черт его заласкай!»
Однако любимым жанром Юона был пейзаж. Художник любовался русской стариной и воплощал на холсте образы родной природы, древние храмы, народный костюм. Сам живописец позже вспоминал: «Мне хотелось писать картины, как пишутся песни о жизни, об истории русского народа, о природе, о древних русских городах». Исполнены очарования его образы Троице-Сергиевой Лавры и Ростова Великого, Углича и Торжка, Первопрестольной столицы: «К Троице. Март» (1903), «Базарная площадь. Красный товар» (1905), «Зима. Ростов Великий» (1906), «Старая Москва» (1908).
В 1917 г. Юон принял свершившуюся революцию и состоялся как мэтр советского искусства, работая в широком творческом диапазоне. Юон – живописец создавал исторические произведения («Штурм Кремля в 1917 году», 1947; «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года», 1949), лирические пейзажи («Купола и ласточки», 1921), картины бытового жанра («Утро индустриальной Москвы», 1949). Юон – сценограф стал автором декораций для ведущих столичных театров – Большого и Малого театров, МХАТа. Юон – монументалист создал эскизы мозаик для неосуществленного проекта Дворца Советов в Москве. Юон – педагог преподавал в мастерской Академии художеств в Ленинграде, Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова. Юон – искусствовед защитил докторскую диссертацию, был директором НИИ теории и истории изобразительного искусств Академии художеств СССР.
❤9👍3❤🔥2
Из-под пера художника вышли замечательные мемуары “Москва в моем творчестве” и двухтомник статей “Об искусстве”. До последних дней он был исполнен творческой энергии: за год до смерти, на девятом десятке он был избран первым секретарём правления Союза художников СССР. Труды мастера получили заслуженное признание. Константин Фёдорович был награждён орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, удостоен Сталинской премии, звания народного художника СССР.
Счастливый творец, Юон был также и счастливым мужем, прожившим в браке более полувека. Его избранницей стала простая крестьянка Клавдия Алексеевна (1883–1965), на которой он женился, невзирая на многолетнее противодействие отца. Увы, любящие супруги были несчастными родителями, пережившими обоих своих детей, Бориса (1902–1917) и Игоря (1904–1932).
Константину Федоровичу Юону принадлежит видное место в истории отечественного искусства. Диапазон его интересов был необычайно широк – живопись, графика, сценография, художественная критика, научная и преподавательская деятельность. Творчество К.Ф. Юона сконцентрировало в себе многие лучшие черты, присущие русскому искусству: любовь к окружающему миру, неиссякаемый оптимизм, эмоциональность и звучность колорита. Книжно-иллюстративная выставка в академической библиотеке представляет Вашему вниманию книги, альбомы и художественную периодику, посвящённые творчеству мастера.
Из десятков представленных в экспозиции изданий выделим особо ценные. Источник особой ценности – «Автобиография» Юона, выпущенная издательством Государственной Академии художественных наук в 1926 г. Издание, приуроченное к пятидесятилетию мастера, предваряет предисловие профессора А.А. Сидорова. Сама автобиография – интереснейший документ, характеризующий многогранную личность художника в расцвете творческих сил. Документ, написанный прекрасным литературным языком, содержит увлекательный рассказ о жизненном и творческом пути автора, формировании его мировоззрения. В тексте содержится ряд ценных портретов великих современников, в первую очередь любимого учителя – В.А. Серова, которого Юон называет своей «художественной совестью».
Из книг о художнике отметим монографию Ю.Э. Осмоловского «Константин Фёдорович Юон», выпущенную столичным издательством «Советский художник» в 1982 г. Автор увлекательно повествует о жизненном и творческом пути художника, подкрепляя свой рассказ многочисленными документальными источниками, в том числе архивными данными. Книга содержит десятки цветных и тоновых репродукций произведений мастера, архивных фотографий. В приложениях мы найдем основные даты жизни и творчества юбиляра, список основных его произведений и перечень выставок, библиографию, список репродукций и резюме на английском языке. Книга альбомного формата, отпечатанная в Югославии на мелованной бумаге, одетая в твёрдый тканевый переплёт и суперобложку, является лучшим изданием о художнике в нашем собрании.
Среди материалов художественной периодики обращают на себя внимание публикации в журнале «Искусство» и «Юный художник». Осмоловский в двух своих статьях характеризует творчество мастера по неопубликованным письмам к А.П. Боткиной, а также одну из программных вещей позднего Юона – «Утра индустриальной Москвы». Исключительный интерес представляет образ живописца в воспоминаниях современников: его ученика И.М. Митрофанова и Т.В. Блынской, встречавшейся с мэтром в последние годы его жизни на занятиях изостудии московского городского Дома пионеров.
Дорогие книголюбы, до встречи в читальном зале!
— К. К. Полещук, директор академической библиотеки, кандидат исторических наук.
Счастливый творец, Юон был также и счастливым мужем, прожившим в браке более полувека. Его избранницей стала простая крестьянка Клавдия Алексеевна (1883–1965), на которой он женился, невзирая на многолетнее противодействие отца. Увы, любящие супруги были несчастными родителями, пережившими обоих своих детей, Бориса (1902–1917) и Игоря (1904–1932).
Константину Федоровичу Юону принадлежит видное место в истории отечественного искусства. Диапазон его интересов был необычайно широк – живопись, графика, сценография, художественная критика, научная и преподавательская деятельность. Творчество К.Ф. Юона сконцентрировало в себе многие лучшие черты, присущие русскому искусству: любовь к окружающему миру, неиссякаемый оптимизм, эмоциональность и звучность колорита. Книжно-иллюстративная выставка в академической библиотеке представляет Вашему вниманию книги, альбомы и художественную периодику, посвящённые творчеству мастера.
Из десятков представленных в экспозиции изданий выделим особо ценные. Источник особой ценности – «Автобиография» Юона, выпущенная издательством Государственной Академии художественных наук в 1926 г. Издание, приуроченное к пятидесятилетию мастера, предваряет предисловие профессора А.А. Сидорова. Сама автобиография – интереснейший документ, характеризующий многогранную личность художника в расцвете творческих сил. Документ, написанный прекрасным литературным языком, содержит увлекательный рассказ о жизненном и творческом пути автора, формировании его мировоззрения. В тексте содержится ряд ценных портретов великих современников, в первую очередь любимого учителя – В.А. Серова, которого Юон называет своей «художественной совестью».
Из книг о художнике отметим монографию Ю.Э. Осмоловского «Константин Фёдорович Юон», выпущенную столичным издательством «Советский художник» в 1982 г. Автор увлекательно повествует о жизненном и творческом пути художника, подкрепляя свой рассказ многочисленными документальными источниками, в том числе архивными данными. Книга содержит десятки цветных и тоновых репродукций произведений мастера, архивных фотографий. В приложениях мы найдем основные даты жизни и творчества юбиляра, список основных его произведений и перечень выставок, библиографию, список репродукций и резюме на английском языке. Книга альбомного формата, отпечатанная в Югославии на мелованной бумаге, одетая в твёрдый тканевый переплёт и суперобложку, является лучшим изданием о художнике в нашем собрании.
Среди материалов художественной периодики обращают на себя внимание публикации в журнале «Искусство» и «Юный художник». Осмоловский в двух своих статьях характеризует творчество мастера по неопубликованным письмам к А.П. Боткиной, а также одну из программных вещей позднего Юона – «Утра индустриальной Москвы». Исключительный интерес представляет образ живописца в воспоминаниях современников: его ученика И.М. Митрофанова и Т.В. Блынской, встречавшейся с мэтром в последние годы его жизни на занятиях изостудии московского городского Дома пионеров.
Дорогие книголюбы, до встречи в читальном зале!
— К. К. Полещук, директор академической библиотеки, кандидат исторических наук.
❤12👍11❤🔥3👏1🎉1🙏1😍1
Пока утром понедельника оживают классы и мастерские, все настраиваются на рабочую неделю, быстро наступает середина долгого дня и время обеденного перерыва.
Перерыв — это часть процесса.
В насыщенном ритме пар, мастерских и проектных обсуждений важно находить время, чтобы на минуту остановиться, переключиться и просто поговорить.
Наши буфеты и всеми любимая зона отдыха у большого кофе-автомата — место не только для обеда. Это пространство для отдыха и живого общения, здесь всегда слышен смех и оживленные беседы, студенты обсуждают творческий поиск, задают вопросы, на которых нет простых ответов, а иногда просто делятся новостями или интересными историями. Иногда именно такие разговоры становятся началом идеи, которая потом вырастает в сильную работу.
Учёба в художественном вузе — это серьёзный труд, но не менее важно в студенчестве быть внутри живой творческой среды, находить друзей, будущих коллег и наставников, поддерживать друг друга и создавать лучшие студенческие воспоминания. Вдохновение часто приходит не за рабочим столом, а между делом за чашкой кофе :)
Перерыв — это часть процесса.
В насыщенном ритме пар, мастерских и проектных обсуждений важно находить время, чтобы на минуту остановиться, переключиться и просто поговорить.
Наши буфеты и всеми любимая зона отдыха у большого кофе-автомата — место не только для обеда. Это пространство для отдыха и живого общения, здесь всегда слышен смех и оживленные беседы, студенты обсуждают творческий поиск, задают вопросы, на которых нет простых ответов, а иногда просто делятся новостями или интересными историями. Иногда именно такие разговоры становятся началом идеи, которая потом вырастает в сильную работу.
Учёба в художественном вузе — это серьёзный труд, но не менее важно в студенчестве быть внутри живой творческой среды, находить друзей, будущих коллег и наставников, поддерживать друг друга и создавать лучшие студенческие воспоминания. Вдохновение часто приходит не за рабочим столом, а между делом за чашкой кофе :)
❤🔥36❤18👍11👏3🎉1😍1