Как проектировать – Telegram
Как проектировать
1.12K subscribers
261 photos
13 videos
3 files
183 links
О проектировании больших человеко-машинных систем и их интерфейсов с Андреем Шапиро. От приёмов и инструментов до методов мышления проектировщика

Автор — @ashapiro
Карта процесса-опыта — @xpmap
Карта реализации историй — @simapping
Download Telegram
Forwarded from UX Notes
Андрей Шапиро написал о вопросах, направляющих проектирование.

— Вопрос — коммуникационный инструмент направленного размышления;
— В проектировании чаще всего имеют дело с вопросами исследовательскими (определение области, которую надо изучить подробнее) и проблематизирующими (постановка задачи);
— В начале проекта, когда идёт снятие задачи, проектировщики иногда не понимают, куда двигаться дальше;
— Чтобы задать качественные вопросы, надо начать исследование и минимально погрузиться в предметную область;
— Основа мышления — создание в голове схем, отражающих модели реальности. Обнаружив отсутствие важных деталей или нарушение логики в построении схем, мы можем это исправить;
— Вопросы позволяют подсветить себе или проектной группе эти проблемные места. Белое пятно — полное отсутствие понимания (по аналогии с картами до великих географических открытий). Серая зона — место, где понимание туманно, и мы это знаем;
— Есть практики ненаправленного интуитивного творческого поиска (вроде поиска образа в каракулях), но в проектировании нужны более надёжные направляющие;
— Ими могут быть следующие артефакты, уточняющие устройство человеческой деятельности: структура потоков, процессы как цепочки последовательных действий и событий, типичные ситуации и способы принятия решений в них, структура внутреннего устройства объекта, структура взаимодействий объектов и так далее;
— Получив новую порцию знаний в диалоге с экспертами и представителями заказчика, проектировщик обновляет картину и подсвечивает вопросами новые моменты для уточнения;
— Беглость приходит с опытом. Не страшно, если новая пачка вопросов появляется между встречами;
— Шаблонные вопросы позволяют снизить неопределённость на старте. Всегда есть фаза предварительного анализа замысла, выяснения сути задачи, её границ и целей заказчика;
— Всегда важно, как будут построены отношения, каковы у сторон ожидания друг к другу, из чего будет строиться процесс, как будет достигаться результат;
— Примеры вопросов о бизнесе клиента: Как вы работаете? На чём зарабатываете? Где вы берёте клиентов? Какой канал продаж самый эффективный?
— Есть ещё вопросы, демонстрирующие проблемы, когда вы уже увидели проблему, а собеседник — нет;
— Большую часть времени проектировщик задаёт вопросы сам себе. Это проблематизирующие вопросы, в которых сформулирована задача. Например: «Как проверяющий узнает, что по портфелю заново запущена проверка?»;
— Шаблоны таких вопросов: Как сделать так, чтобы появился <отсутствующий пока желаемый эффект> или исчез <наблюдаемый нежелательный эффект>? Как или за счёт чего будет работать <отсутствующий пока механизм> с <таким-то результатом на выходе>? Что, где и как поменять в системе, чтобы удовлетворить <новому требованию>?

#analysis
👍1
Пока идёт редактура книги про рабочие истории и Карту реализации историй (КРИ), добавляю в неё иллюстрации и поясняющие схемы.

Хочу поделиться одной такой схемой с процессом картирования историй в нотации Карты процесса-опыта. Надеюсь, эта схема войдёт в издание книги в виде развёртки. В треде прикрепляю в формате ПДФ
7👍1
Сегодня немного о проектировании собственной жизни. Делюсь признаками выявления одержимости в работе и способом выхода из неё — практика «кормления коней».

Ранее рассказывал об этой практике в подкасте у Саши Ефремова. В заметке более полно удалось раскрыть тему.
🔥6
Audio
Выдержка из упомянутого подкаста на тему выгорания и практики «кормления коней»
🔥1
Вчера вышла в свет новая книга Александра Бындю о Карте гипотез — технологии создания стратегии. Пока только её электронная версия, в феврале выйдет печатная.

Это полностью переработанная и заново написанная книга. В отличие от предыдущей объём нынешней книги вырос втрое. И это концентрат практических знаний последних лет, переведённый в доступную каждому методику, поданую на множестве примеров.

В приложении книги вышли и мои два текста. Это статьи с ответами на вопросы о порядке состыковки элементов карт гипотез и моя интерпретация сути и пользы метода.

Сверх того, в книге есть глава 6.4 про использование методов Карты процесса-опыта и Карту реализации историй для дальнейшего проектирования по созданной стратегии. Процесс работы над Картой гипотез дан Картой процесса-опыта.

Если вы ждали момента познакомиться с Картой гипотез или связкой наших методик социотехнического проектирования, то вот он
🔥136👍4
Выше всё таки лишь формальные поводы упомянуть о вышедшей книге. Обсуждаемый вопрос заслуживает большего.

В последнее время мы слышим очень много разговоров про стратегию. Настолько часто, что порой воротит. Трудно сориентироваться, где нас разводят на новую серебрянную пуля, а где есть стоящий материал.

Я скажу так. Сколько себя помню, люди вокруг меня всегда хотели управлять другими людьми. Даже если не из коварства, то хотя бы на базовом уровне, чтобы просто достойно жить в мире людей.

Жить в мире людей значит воспринимать и оказывать влияния. Кто-то идёт по пути поиска волшебных палочек типа нейролингвистического программирования или заковыристых манипуляций. Мне и людям моего ближнего окружения всегда хотелось идти путём самоактуализации, говоря языком Маслоу. То есть максимально адекватно и результативно встраиваться в жизнь Поэтому и метод Карты гипотез пришёлся как раз.

Если вы стремитесь понять себя и людей, хотите перестать делать нелепые действия и поучиться действию продуманному, то рекомендованная выше книга для вас.
4👍3🎉1
Пока идёт редактура и оформление новой книги «Рабочие истории. Системное проектирование с Картой реализации историй» поделюсь ещё двумя отзывами от экспертов, которые согласились прочесть её черновик.

Николай Судников, аналитик, президент IIBA Kazakhstan Chapter

Книга Андрея помогает глубже понять User Story и их ограничения. А также помогает перейти на следующий уровень — начать использовать методику автора — Рабочие истории. Рекомендую для чтения всем, кто работает с требованиями: аналитикам, разработчикам, продактам, тестировщикам, менеджерам.


Антон Григорьев, UX-дизайнер, автор канала UX Notes

Андрей дал всё необходимое, чтобы научиться записывать пользовательские истории в обкатанном за многие годы формате Рабочих историй, лишённом недостатков других форматов. В книге имеются даже примеры бесед с заказчиком, в ходе которых история появляется и обрастает деталями. Это здорово, так как новичкам часто не хватает понимания, как вообще такую информацию вытаскивают из стейкхолдеров. Внедрение Рабочих историй в рабочий процесс упрощает Карта реализации историй, которой также посвящено много глав. Карта собирает все истории вместе и позволяет увидеть полную картину, а кроме того дополняет истории информацией о возможных формах их реализации и составе блоков соответствующего интерфейса. Если бы мне сейчас нужно было фиксировать требования к проектируемым системам в формате историй, я бы выбрал Рабочие истории.


Очень спешим, чтобы успеть выпустить в этом году электронную версию. На картинке поиски идеи обложки
👍21
Показывал в понедельник своим студентам связку рабочих историй и макетов. Поделюсь и с вами. Показаны три истории продукта Социотех.

Техника записи рабочих историй и проектирования с ними окрепла. С момента когда был впервые задан вопрос «Как переходить от историй к макетам» (в далёком 2012-м, если мне память не изменяет) сделано много для ответа на него. Теперь у нас есть пошаговая методика
1