Проектирование реальных фич: Feed App ч 1
Продолжаю тему книг.
Среди книг про моб систем дизайн самая практичная — это "Mobile System Design Interview" от ByteByte. Здесь нет философии в пусть и хорошей, но очень большой Mobile System Design.
В книге от ByteByte все главы направлены практику. Только хардкодному проектированию. В первой общедоступной главе разбирают одну из самых частых фичей — ленту новостей.
Вопреки заблуждениям, новостная лента — это не просто список постов.
Я разобью инфу на несколько постов. Первый про общие требования и ожидания.
Лента — это система, которая должна:
- быстро отдавать релевантные посты
- работать для миллионов пользователей
- обновляться почти в реальном времени
- быть стабильной при высокой нагрузке
Ключевая сложность — это как собрать правильные посты и отдать их быстро. Так как обычно ленты делаются для миллионой аудитории.
При проектировании фичи обычно выделяют:
- пагинация
- Низкая задержка. Лента должна открываться быстро
- Масштабируемость.
- Оптимизации для плохого интернета
Есть несколько основных подхода для формирования ленты
1️⃣ Pull model (on-the-fly)
Когда пользователь открывает ленту:
- сервер собирает посты прямо сейчас
- сортирует публикации
- отдает результат
Плюсы
- простая логика
- всегда актуальные данные
Минусы
- медленно при большом числе подписок
- тяжелая нагрузка на сервер
2️⃣ Push model (precomputed feed)
Когда кто-то публикует пост:
- он заранее раскладывается в ленты подписчиков
- при открытии ленты данные уже готовы
Плюсы
- очень быстрая загрузка ленты
- меньше вычислений при чтении
Минусы
- дорого по памяти
- сложнее поддерживать
Автор говорит, что на практике используют гибридный подход.
По мнению автора что хотят услышать интервьюеры:
- ты понимаешь trade-offs (push vs pull)
- ты думаешь про кэш
- ты учитываешь мобильные ограничения
- ты умеешь объяснять архитектуру шаг за шагом
1/3
Продолжаю тему книг.
Среди книг про моб систем дизайн самая практичная — это "Mobile System Design Interview" от ByteByte. Здесь нет философии в пусть и хорошей, но очень большой Mobile System Design.
В книге от ByteByte все главы направлены практику. Только хардкодному проектированию. В первой общедоступной главе разбирают одну из самых частых фичей — ленту новостей.
Вопреки заблуждениям, новостная лента — это не просто список постов.
Я разобью инфу на несколько постов. Первый про общие требования и ожидания.
Лента — это система, которая должна:
- быстро отдавать релевантные посты
- работать для миллионов пользователей
- обновляться почти в реальном времени
- быть стабильной при высокой нагрузке
Ключевая сложность — это как собрать правильные посты и отдать их быстро. Так как обычно ленты делаются для миллионой аудитории.
При проектировании фичи обычно выделяют:
- пагинация
- Низкая задержка. Лента должна открываться быстро
- Масштабируемость.
- Оптимизации для плохого интернета
Есть несколько основных подхода для формирования ленты
1️⃣ Pull model (on-the-fly)
Когда пользователь открывает ленту:
- сервер собирает посты прямо сейчас
- сортирует публикации
- отдает результат
Плюсы
- простая логика
- всегда актуальные данные
Минусы
- медленно при большом числе подписок
- тяжелая нагрузка на сервер
2️⃣ Push model (precomputed feed)
Когда кто-то публикует пост:
- он заранее раскладывается в ленты подписчиков
- при открытии ленты данные уже готовы
Плюсы
- очень быстрая загрузка ленты
- меньше вычислений при чтении
Минусы
- дорого по памяти
- сложнее поддерживать
Автор говорит, что на практике используют гибридный подход.
По мнению автора что хотят услышать интервьюеры:
- ты понимаешь trade-offs (push vs pull)
- ты думаешь про кэш
- ты учитываешь мобильные ограничения
- ты умеешь объяснять архитектуру шаг за шагом
1/3
Почему не надо идти в iOS сейчас
Очередное обсуждение что лучше iOS vs Backend для начала карьеры.
Я, как и многие у нас в чате, уже давно советуют идти в иос не ради денег, а по любви.
Тот же бэкенд уже давно обогнал по вилкам мобилки. А ML улетели в космос.
Комментаторы подсвечивают, что эпоха, когда всем нужны были приложения - уже закончилась. Сейчас безопасная зона только в бигтехах и фаангах. На долгосрочной поддержке.
Очередное обсуждение что лучше iOS vs Backend для начала карьеры.
Я, как и многие у нас в чате, уже давно советуют идти в иос не ради денег, а по любви.
Тот же бэкенд уже давно обогнал по вилкам мобилки. А ML улетели в космос.
Комментаторы подсвечивают, что эпоха, когда всем нужны были приложения - уже закончилась. Сейчас безопасная зона только в бигтехах и фаангах. На долгосрочной поддержке.
Reddit
PatientIll4890's comment on "iOS vs Backend Career"
Explore this conversation and more from the iOSProgramming community
Forwarded from XOR
Android-версию Sora создали 4 инженера за 28 дней — причем 85% кода написал ИИ 😱
OpenAI рассказали, как команда запустила полноценное Android-приложение Sora, активно используя Codex. Итоги вайбкодинга такие:
Один вопрос: как думаете, без ИИ разрабы справились бы быстрее?
😁 — определенно, да
🔥 — нет, вайбкодинг рулит
@xor_journal
OpenAI рассказали, как команда запустила полноценное Android-приложение Sora, активно используя Codex. Итоги вайбкодинга такие:
🟢 Codex (конкретно модель GPT‑5.1-Codex) сгенерировал большую часть фич, переносил логику с iOS, дописывал недостающий код и чинил ошибки сборки. Для скорости разработчики использовали параллельные сессии.🟢 Сами же инженеры больше работали над чётким планом и ТЗ, так как это и ревью всё еще считаются узким местом. Плюс они долго думали, как сделать так, чтобы модель работала автономно круглые сутки.🟢 Кстати, в статье они делятся лайфхаками и интересными замечаниями по вайбкодингу, так что советуем прочитать.
Один вопрос: как думаете, без ИИ разрабы справились бы быстрее?
😁 — определенно, да
🔥 — нет, вайбкодинг рулит
@xor_journal
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Кстати, кто не помнит, то напоминаю. Сейчас заканчиваю последний курс очно-заочного обучения. Учился 4 года на бизнес-информатика. Пришло время выбирать выпускную квалификационную работу.
Сразу побежал смотреть список тем от универа и нашел самую подходящую для меня: "Применение генеративного ИИ для создания персонализированных образовательных программ"
Будем делать ее с научным руководителем. Интересно как эта работа пробустит меня и чему обучают современные программы универов
Покидаю самые интересные инсайты
А вы поделитесь пожалуйста где подобное по теме уже встречали? В курсах, работе, универе?
Сразу побежал смотреть список тем от универа и нашел самую подходящую для меня: "Применение генеративного ИИ для создания персонализированных образовательных программ"
Будем делать ее с научным руководителем. Интересно как эта работа пробустит меня и чему обучают современные программы универов
Покидаю самые интересные инсайты
А вы поделитесь пожалуйста где подобное по теме уже встречали? В курсах, работе, универе?
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Ставь 💀 если спортсмен
Ставь🔥 если музыкант
Ставь
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1 45 33 2
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Записываем нормальный подкаст в нормальном офисе с нормальным светом.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Network: Мобильная связь и квота пропускного канала
Зачем думать о 2G интернете? Ведь далеко не все тестят свои апки в этой сети.
Тема мобильной сети — гиперчувствительная. И при этом сильно недооцененная в мобильной разработке.
Недавно я брал консультацию у core команды Яндекс Плеера о том, как оптимизировать видео. Формально разговор был про форматы, коллекции и устройство плеера. Но самым откровенным и очевидным для меня оказался совсем другой пласт — это нетворк-квоты и приоритизация запросов. Казалось бы, очевидно. Но почему мы не задумываемся об этом?
Об этом редко задумываются, когда речь идет об обычной верстке или стандартных апи-запросах. Но в видео все иначе: общий трафик, количество соединений и их приоритет критически важны.
Да, в некоторых крупных компаниях есть платформенные или перфоманс-команды (Авито, Т-Банк), которые глубоко оптимизируют нетворк-слой клиента. Но возникает логичный вопрос: почему обычному мобильному разработчику важно понимать, как работает сеть?
Многие разработчики воспринимают сеть как что-то простое: отправил запрос и получил ответ. В реальности мобильная сеть: нестабильная, медленная, непредсказуемая. Именно поэтому в системном дизайне ей всегда уделяют отдельное место. Игнорировать сеть значит проектировать приложение для идеальных условий, которых у пользователя чаще нет.
О сети можно говорить часами. В этой серии постов я хочу детально разобрать, как работает network в мобильных приложениях и с какими проблемами мы сталкиваемся на практике.
Начнем с базовых, но очень важных сложностей:
1️⃣ Соединение постоянно меняется
Этот вопрос очень важен. Особенно при звонка, которые должны работать даже из парковки и в лифте. Тот же Zoom удивляет многих как работает стабильно с 3G или плохим интернетом, когда же конкуренты, телега или ватсап, еще до замедлений, работали плоховато.
Здесь множество оптимизаций: от хитрых алгоритмов сжатия, то заигрывания с соединениями.
2️⃣ Высокая задержка (latency)
Есть cold и hot ответы. И чаще ответы CDN или других хранилищ нужно заранее "прогревать". Ведь даже при хорошем соединении холодный старт может быть отдавать первый байт долго.
3️⃣ Ограниченный и дорогой трафик
В некоторых регионах, странах, трафик может быть дорогой. В том же Пакистане интернет в 2 раза хуже РФ, но некоторые сервисы уже получают денег больше, чем у себя в стране. Чтобы конкурировать нужно уметь подстраивать под их сеть и быть быстрее конкурентов.
4️⃣ Нетворк квота устройства
Устройство условно на момент соединения имеет доступную пропускную способность 5 Мбит/с. Это общий канал, которым пользуются все процессы сразу: ваше приложение, системные сервисы, другие приложения в фоне. Под наше приложения нет отдельного канала. Все делят один и тот же ресурс.
Если одновременно идут загрузка видео, аналитика, картинки, обработка данных — все запросы конкурируют за один канал. Видео хочет 4 мб/с, аналитика 0.1 мб/с, апи запросы 0.9 мб/с. Канал полностью забит. Если появляется еще один запрос, то появляются лаги и зависания.
И тут еще сложность, что ОС распределяет ресурсы, а не приложение.
В след постах разберем все детальнее
Зачем думать о 2G интернете? Ведь далеко не все тестят свои апки в этой сети.
Тема мобильной сети — гиперчувствительная. И при этом сильно недооцененная в мобильной разработке.
Недавно я брал консультацию у core команды Яндекс Плеера о том, как оптимизировать видео. Формально разговор был про форматы, коллекции и устройство плеера. Но самым откровенным и очевидным для меня оказался совсем другой пласт — это нетворк-квоты и приоритизация запросов. Казалось бы, очевидно. Но почему мы не задумываемся об этом?
Об этом редко задумываются, когда речь идет об обычной верстке или стандартных апи-запросах. Но в видео все иначе: общий трафик, количество соединений и их приоритет критически важны.
Да, в некоторых крупных компаниях есть платформенные или перфоманс-команды (Авито, Т-Банк), которые глубоко оптимизируют нетворк-слой клиента. Но возникает логичный вопрос: почему обычному мобильному разработчику важно понимать, как работает сеть?
Многие разработчики воспринимают сеть как что-то простое: отправил запрос и получил ответ. В реальности мобильная сеть: нестабильная, медленная, непредсказуемая. Именно поэтому в системном дизайне ей всегда уделяют отдельное место. Игнорировать сеть значит проектировать приложение для идеальных условий, которых у пользователя чаще нет.
О сети можно говорить часами. В этой серии постов я хочу детально разобрать, как работает network в мобильных приложениях и с какими проблемами мы сталкиваемся на практике.
Начнем с базовых, но очень важных сложностей:
1️⃣ Соединение постоянно меняется
Этот вопрос очень важен. Особенно при звонка, которые должны работать даже из парковки и в лифте. Тот же Zoom удивляет многих как работает стабильно с 3G или плохим интернетом, когда же конкуренты, телега или ватсап, еще до замедлений, работали плоховато.
Здесь множество оптимизаций: от хитрых алгоритмов сжатия, то заигрывания с соединениями.
2️⃣ Высокая задержка (latency)
Есть cold и hot ответы. И чаще ответы CDN или других хранилищ нужно заранее "прогревать". Ведь даже при хорошем соединении холодный старт может быть отдавать первый байт долго.
3️⃣ Ограниченный и дорогой трафик
В некоторых регионах, странах, трафик может быть дорогой. В том же Пакистане интернет в 2 раза хуже РФ, но некоторые сервисы уже получают денег больше, чем у себя в стране. Чтобы конкурировать нужно уметь подстраивать под их сеть и быть быстрее конкурентов.
4️⃣ Нетворк квота устройства
Устройство условно на момент соединения имеет доступную пропускную способность 5 Мбит/с. Это общий канал, которым пользуются все процессы сразу: ваше приложение, системные сервисы, другие приложения в фоне. Под наше приложения нет отдельного канала. Все делят один и тот же ресурс.
Если одновременно идут загрузка видео, аналитика, картинки, обработка данных — все запросы конкурируют за один канал. Видео хочет 4 мб/с, аналитика 0.1 мб/с, апи запросы 0.9 мб/с. Канал полностью забит. Если появляется еще один запрос, то появляются лаги и зависания.
И тут еще сложность, что ОС распределяет ресурсы, а не приложение.
В след постах разберем все детальнее
Forwarded from Стой под стрелой (Nikita Prokopov)
Почему-то считается, что дизайнеру или программисту круто бы думать об интересах бизнеса, что инженер, который о них думает, ценнее, чем тот, который не думает.
А мне кажется наоборот. У вас уже есть бизнесмен, пусть он о них думает. Зачем компании два бизнесмена, один хороший, другой плохой? Мне кажется, дизайнер должен думать про дизайн, программист — про программы. И целью своей себе ставить сделать хороший дизайн или хорошую программу, а не угодить бизнесу. И вот в их конфликте возникнет некое целое, которое больше частей, их синтез.
Грубо, дизайнера должно заботить, чтобы интерфейс хорошо выглядел и им было удобно пользоваться, а не метрики. Метрики будут заботить бизнес. Если дизайнера будут заботить метрики, и бизнес будут заботить метрики, получится не конфликт и поиск его решения, а повторение и топтание на месте.
Я много раз разговаривал с инженерами, которые жаловались, что бизнес не дает им времени на рефакторинг или сделать нормально. Ну так он и не должен давать! Бизнес интересует бизнес, а вас, как инженера, должно интересовать, как сделать качественно, устойчиво, эффективно. К вам никто никогда снаружи с этим запросом не придет, это должна быть ваша собственная мотивация, ваши собственные ценности, ваши собственные стандарты, понимаете?
И к вам приходят, чтобы вы их продавливали. А бизнес бизнес и без вас сделает.
А мне кажется наоборот. У вас уже есть бизнесмен, пусть он о них думает. Зачем компании два бизнесмена, один хороший, другой плохой? Мне кажется, дизайнер должен думать про дизайн, программист — про программы. И целью своей себе ставить сделать хороший дизайн или хорошую программу, а не угодить бизнесу. И вот в их конфликте возникнет некое целое, которое больше частей, их синтез.
Грубо, дизайнера должно заботить, чтобы интерфейс хорошо выглядел и им было удобно пользоваться, а не метрики. Метрики будут заботить бизнес. Если дизайнера будут заботить метрики, и бизнес будут заботить метрики, получится не конфликт и поиск его решения, а повторение и топтание на месте.
Я много раз разговаривал с инженерами, которые жаловались, что бизнес не дает им времени на рефакторинг или сделать нормально. Ну так он и не должен давать! Бизнес интересует бизнес, а вас, как инженера, должно интересовать, как сделать качественно, устойчиво, эффективно. К вам никто никогда снаружи с этим запросом не придет, это должна быть ваша собственная мотивация, ваши собственные ценности, ваши собственные стандарты, понимаете?
И к вам приходят, чтобы вы их продавливали. А бизнес бизнес и без вас сделает.
Network: 2G, 3G, LTE, 5G
Еще одно заблуждение, что типы мобильных сетей == это просто скорость. В реальности это совершенно разные условия, ограничения и проблемы, с которыми сталкивается приложение.
Иногда 4G может дать больше проблем, чем 3G.
1G
Только голос. В 1G не существовало понятия “скорость интернета” потому что интернета не было.
2G
Во времена какой-нибудь нокиа 3310 это была связь и минимум данных. Скорость была в пределах 100–200 кбит/с
Проблемы: экономия каждого запроса
3G
Расвет мобильного браузинга. iPhone 3G. Социальные сети мой мир, первые фейсбуки и вк. Скорость могла быть на пике до 2–10 мбит/с.
Проблемы: борьба с latency. Первый байт приходит долго. Нужны прогревы запросов.
4G
От 20–100 до 300+ мгбит/с. Покрытие интернета стало массовым. Появились онлайн игры и видеостриминги. Весь трафик перешел из веба в мобилку.
Проблемы: нестабильность сети и появляются потери пакетов. Качество сети прыгает и приходится адаптироваться.
5G
От 100–1000 мбит/с до 10–20 гб/с. Видосы 8к. Автопилоты тачек и роботы. Инфраструктура смарт сити. Мобильный облачный гейминг.
Проблемы: конкурекция за каналы. Один канал делят все приложения. Видео, аналитика, API конкурируют между собой
Каждое поколение сети бросало новые вызовы. В идеале хорошее приложение должно стабильно работать в каждой.
Интересные статьи:
- What are the differences between 2G, 3G, 4G LTE, and 5G networks?
- Exploring Mobile Technology from 1G to 5G
- Ликбез 11-5. Поколения сотовой связи (5G)
Еще одно заблуждение, что типы мобильных сетей == это просто скорость. В реальности это совершенно разные условия, ограничения и проблемы, с которыми сталкивается приложение.
Иногда 4G может дать больше проблем, чем 3G.
1G
Только голос. В 1G не существовало понятия “скорость интернета” потому что интернета не было.
2G
Во времена какой-нибудь нокиа 3310 это была связь и минимум данных. Скорость была в пределах 100–200 кбит/с
Проблемы: экономия каждого запроса
3G
Расвет мобильного браузинга. iPhone 3G. Социальные сети мой мир, первые фейсбуки и вк. Скорость могла быть на пике до 2–10 мбит/с.
Проблемы: борьба с latency. Первый байт приходит долго. Нужны прогревы запросов.
4G
От 20–100 до 300+ мгбит/с. Покрытие интернета стало массовым. Появились онлайн игры и видеостриминги. Весь трафик перешел из веба в мобилку.
Проблемы: нестабильность сети и появляются потери пакетов. Качество сети прыгает и приходится адаптироваться.
5G
От 100–1000 мбит/с до 10–20 гб/с. Видосы 8к. Автопилоты тачек и роботы. Инфраструктура смарт сити. Мобильный облачный гейминг.
Проблемы: конкурекция за каналы. Один канал делят все приложения. Видео, аналитика, API конкурируют между собой
Каждое поколение сети бросало новые вызовы. В идеале хорошее приложение должно стабильно работать в каждой.
Интересные статьи:
- What are the differences between 2G, 3G, 4G LTE, and 5G networks?
- Exploring Mobile Technology from 1G to 5G
- Ликбез 11-5. Поколения сотовой связи (5G)
Опенсорс-библиотека Implicits от Яндекс Браузера: новый шаг в передаче зависимостей Swift
У коллег из яндекс браузера вышла огромная статья на 49 (!) минут чтения(теперь не говорите мне что мои статьи большие) . Много кода и аргументаций зачем пишут свое решение с DI.
Тема DI очень актуальная. Знаю что как минимум 4 компании в этом году занимались переосмыслением и актуализацией своих DI.
Это понятно. Особенно когда у тебя сложный продукт, который стал держать в себе много технологий и модулей: UIKit и SwiftUI для UI слоя. Множество зависимостей и чужих SDK. Кроссплатформы и BDUI.
Почитайте, очень интересно
У коллег из яндекс браузера вышла огромная статья на 49 (!) минут чтения
Тема DI очень актуальная. Знаю что как минимум 4 компании в этом году занимались переосмыслением и актуализацией своих DI.
Это понятно. Особенно когда у тебя сложный продукт, который стал держать в себе много технологий и модулей: UIKit и SwiftUI для UI слоя. Множество зависимостей и чужих SDK. Кроссплатформы и BDUI.
Почитайте, очень интересно
Хабр
Опенсорс-библиотека Implicits от Яндекс Браузера: новый шаг в передаче зависимостей Swift
Когда iOS‑приложение вырастает до сотен тысяч строк, появляется проблема: добавление зависимости в глубокий компонент требует изменений во всех промежуточных функциях. Эти функции...