Ранее мы уже рассказывали, что такое соавторство, фонограмма и коллективное управление правами. Сегодня — три новых понятия, с которыми авторы часто сталкиваются на практике.
Это способ разрешить использование своего произведения без необходимости заключать отдельный договор с каждым пользователем (ст. 1286.1 ГК РФ).
Автор сам решает, можно ли использовать работу в коммерческих целях, изменять, распространять или создавать на её основе что-то новое.
Такая лицензия действует по принципу публичного согласия: разместив произведение и указав условия, автор делает «публичное предложение», а любой, кто начинает его использовать, автоматически принимает эти условия.
Самый известный пример — Creative Commons. Эти типовые лицензии, которые формируются из комбинации четырёх базовых условий:
• Attribution (BY) — требование указывать автора, уведомление об авторских правах, источник, ссылку на лицензию и на оригинал, если работа производная.
• NonCommercial (NC) — только некоммерческое использование.
• NoDerivs (ND) — переработка произведения запрещена.
• ShareAlike (SA) — переработка распространяется на условиях той же лицензии.
Это статус, который приобретает произведение после прекращения действия исключительного права (ст. 1282 ГК РФ).
Для объектов авторского права (литература, музыка, искусство) исключительное право действует на протяжении всей жизни автора + 70 лет, считая с первого января года, следующего за годом смерти автора.
После прекращения действия исключительного права произведение можно свободно использовать: исполнять, перерабатывать, включать в новые проекты — без разрешения и выплат.
Но при этом сохраняются личные неимущественные права: нужно указывать имя автора, а само произведение нельзя искажать.
В международной практике существует и добровольный отказ от исключительных прав — например, через лицензию Creative Commons Zero (CC0), когда автор осознанно передаёт работу в public domain.
Кроме того, из общего правила определения срока действия исключительного права существует ряд исключений, например, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны увеличивается на четыре года. Есть и иные исключения, поэтому, перед использованием произведения, которое предположительно относится к общественному достоянию, рекомендуется проконсультироваться с юристом.
Это личное неимущественное право автора (ст. 1266 ГК РФ).
Оно защищает произведение от любых изменений, которые могут исказить замысел или смысл работы.
Даже если исключительные права переданы издателю, студии или продюсеру, автор сохраняет контроль над тем, в какой мере допускаются правки.
Редактор может исправить орфографию или форматирование, если это предусмотрено договором, но не имеет права менять сюжет или удалять фрагменты без согласия автора.
Это право действует бессрочно — даже после того, как произведение станет общественным достоянием.
Каждое из этих понятий помогает понять, как работает современная система защиты творчества — от первого аккорда до выхода произведения в свободный доступ.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤7🔥6👍5👏1
Форум IPQuorum.Музыка был насыщенным: десятки дискуссий, новые лица и острые вопросы о будущем творчества.
Но мы нашли время, чтобы ответить на самые актуальные из них — запускаем серию видеокружков прямо с места событий.
Первый — о хрупком равновесии между бизнесом и талантом.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤7🔥6👍5👏3
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
😍9🔥8👏6🥰1
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤8🔥6👍5👏1
Как не попасть в юридическую ловушку из-за шрифта
👀 Дизайнеры, арт-директора и креаторы — признавайтесь: хоть раз вы точно скачивали шрифт «с какого-то сайта», потому что он идеально подходил под проект.
А теперь внимание: шрифты — это тоже объект авторского права, как иллюстрации, изображения или другие элементы дизайна.
💥 В карточках разберём, какие юридические требования действуют при работе со шрифтами, какие виды лицензий существуют и как использовать их безопасно и законно.
А теперь внимание: шрифты — это тоже объект авторского права, как иллюстрации, изображения или другие элементы дизайна.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤12🔥10👏7👍2😁1
Форум IPQuorum.Музыка стал площадкой, где технологии и творчество встретились лицом к лицу. В продолжении нашей серии видеокружков — разговор о том, может ли искусственный интеллект стать настоящим автором.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤7👏5🔥4🤩1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
❤9🔥8👍6👏2
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
❤9👍8🔥7👏1
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤10👍7🔥6👀1
4 ноября Россия отмечает День народного единства — праздник, который напоминает, что сила — в умении действовать вместе.
В 1612 году народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву, положив конец Смутному времени. С тех пор этот день стал символом сплочённости и общей ответственности за будущее.
Сегодня идея единства звучит и в творческой сфере: культура рождается там, где ценят труд автора и уважают его право на самовыражение. Когда художники, музыканты, продюсеры и юристы действуют сообща — рождается пространство, где творчество развивается свободно, а результаты честно защищаются.
День народного единства напоминает нам: уважение к чужому труду — тоже форма солидарности. Ведь именно из таких кирпичиков складывается общее культурное наследие, которое объединяет поколения.
Команда IPCodex поздравляет вас с праздником!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤11👏7🔥6🕊2💯1
Попадание в радиочарт имеет особое значение. В отличие от цифровых рейтингов, чарты отражают то, что действительно звучит в эфире. За образом ИИ-певицы стоит американка Талиша Джонс: она пишет тексты и накладывает на них музыку. В июле ей — вернее, Xania Monet — удалось заключить контракт с лейблом Hallwood Media на $3 млн.
Billboard, кстати, стоит в авангарде внедрения ИИ в музыкальный бизнес. Например, не так давно там вышло интервью с известнейшим продюсером Timbaland. В нём он рассказал о своём детище ТаТа — нейросетевой артистке, «работающей» в новом музыкальном жанре.
Интересно, впрочем, что эти кейсы далеко не первые для индустрии. Например, еще в 2023 году в социальных сетях дебютировала Анна Индиана, сгенерированная певица. Её дебютное видео набрало более 21 млн просмотров всего за два дня. Несмотря на скепсис, проект доказал, что цифровые исполнители не просто эффектная новинка, а предвестие новой эпохи.
Так и оказалось!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤10🔥7😍7💯1
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤🔥10😍6👍5❤2😁2🔥1
На Западе артисты уже давно пошли в атаку на ИИ-музыкантов. Например, весной 2025 года более 200 мировых звёзд (Ники Минаж, Стиви Уандер, Кэти Перри) подписали открытое письмо с призывом ограничить неэтичное использование генеративного ИИ. Вдобавок к этому идут затяжные судебные процессы между лейблами и ИИ-компаниями…
Управляющий партнёр ZVONKO group Дмитрий Коннов говорит, что стриминговые платформы в целом спокойно относятся к сгенерированной музыке. При этом подобные песни обязательно маркируются. Об отсутствии ограничений для ИИ-творчества в настоящий момент также заявили в «Яндекс Музыке» и «Звуке».
Что касается цифр, то оценки экспертов разительно отличаются. Лейбл Koala Music отмечает, что доля ИИ-треков среди российских релизов может составлять 5–10%. А представители Национальной федерации музыкальной индустрии считают, что показатель существенно выше: 10–20% от общего количества загружаемой музыки — сгенерированные треки.
С другой стороны, оперная певица Вера Кононова первая в мире исполнила дуэт с искусственным интеллектом и осталась довольна экспериментом. Партия ИИ звучала в арии из «Призрака Оперы». Более того, Кононова уверена, что нейросети даже смогут стать талантливыми композиторами!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤6👍6🔥6🤔3