Just code IT – Telegram
Just code IT
1.45K subscribers
49 photos
134 links
Верим в everything-as-code. Обсуждаем, как писать чище, ревьюить объективнее, деплоить быстрее.
Download Telegram
Github полон любительских проектов на любую тему. Среди них порой встречаются настоящие самородки, малоизвестные публике, со своим собственным видением и незаурядным подходом к привычным вещам.

Мы прошли бы мимо проекта ChrysaLisp, если бы судили только по названию. Сколько уже написано интерпретаторов различных диалектов Lisp — трудно подсчитать. Lisp-системами тоже никого не удивить, это давно пройденная страница истории. Но было в проекте что-то притягательное и мы решили разобраться. Не зря.

Автор проекта, Крис Хинсли (Chris Hinsley), планирует разработать распределенную операционную систему с современным графическим интерфейсом. Он начал с разработки 64-битной виртуальной машины для выдуманной архитектуры процессора VP64. Архитектура команд для этой машины построена так, чтобы легко транслироваться в код x86_64 и ARMv8. Далее был разработан язык похожий на ассемблер, но со скобочным синтаксисом, как в Lisp: на этом языке написаны примитивы низкого уровня. Поверх может запускаться код, созданный на более высокоуровневом языке, семантически близком к C, но тоже с lisp-подобным синтаксисом.

Пользуясь этими инструментами, Крис создал ОС, способную работать на нескольких распределенных в сети вычислительных узлах. Для системы написано множество приложений с довольно современным GUI, который работает благодаря гибкой объектной системе.

Есть в системе и интерпретатор более-менее традиционного Lisp, который может исполнять компиляторы более низкоуровневых языков, описанных двумя абзацами ранее. Таким образом, в окружении ChrysaLisp можно разрабатывать ChrysaLisp, оно полностью замкнуто (self-hosted).

Крис также планирует научиться запускать свою систему на голом железе и оценивает эту задачу как не очень трудную.

#digest
👍132
Хардкорные инструменты для WEB-разработки

Мы привыкли, что бэкенд для WEB пишут на высокоуровневых языках программирования со сборкой мусора: Python, Go, JavaScript, PHP, Java и других. Появляются новые фреймворки, упрощающие типовые задачи разработки и улучшающие безопасность решений, тулинг. Таким образом, WEB-бэкенд — отдельная область знания со своей экосистемой, стандартами, типовыми языками и инструментами.

Но возможно ли разработать относительно безопасное WEB-приложение с использованием таких хардкорных инструментов, как язык C? Ответ на этот вопрос в полушутливой форме дает Кристапс Джонсонс (Kristaps Dzonsons).

Кристапс предлагает использовать стек технологий под названием BCHS: BSD, C, httpd, SQLite. Наверняка в названии вы уловили шутливую аналогию с LAMP: Linux, Apache, MySQL, PHP. Но подождите, разве C подходит для таких задач? WEB-приложения оперируют множеством строк (например, JSON объектами), а в этом язык C не слишком хорош — сказывается ручное управление памятью. Более того, чтобы разработать действительно безопасное приложение на C, требуется серьезная инженерная дисциплина, большой опыт системной разработки и глубокое знание стандарта языка — статический и динамический анализ способны отловить далеко не все ошибки и уязвимости.

Для достижения такой, казалось бы, странной цели, Кристапс предлагает использовать метод разработки, похожий на Secure by design. Его подход подразумевает разбиение приложения на независимые процессы, общающиеся через примитивы межпроцессного взаимодействия. При этом, привилегии этих процессов сбрасываются ровно до того уровня, который необходим им для функционирования. OpenBSD позволяет строить такие решения благодаря системным вызовам pledge и unveil. FreeBSD же предоставляет гибкий механизм Capsicum.

Также Кристапс приводит множество способов, помогающих снизить вероятность ошибки в критическом коде: использование подмножества языка, строгие правила кодирования (SEI CERT), генерация кода, статический и динамический анализ, фаззинг.

Таким образом, благодаря правильной архитектуре, верно выбранным принципам проектирования безопасных систем и хорошему тулингу, удается построить быстрые и безопасные системы даже на столь небезопасном языке, как C.

#digest
👍8
🧭 Как пользоваться каналом Just Code IT?

Здесь мы, разработчики, публикуем контент для таких же разработчиков. Подпишитесь, чтобы получать полезные посты о том, как писать чище, ревьюить объективнее, деплоить быстрее.

#digest — разбор механизмов, методов, проектов, фичей, форматов, стандартов и конечно кода.

#literature — заметки, статьи и книги, а также гайды; короче говоря, чтиво, которое научит полезным приёмам или сподвигнет на большие свершения.

#fun — забавные моменты, скрашивающие нашу рабочую жизнь: ролики, игры, технические флэшбеки из детства и скрины из наших рабочих чатов =)
👍8
Just code IT pinned «🧭 Как пользоваться каналом Just Code IT? Здесь мы, разработчики, публикуем контент для таких же разработчиков. Подпишитесь, чтобы получать полезные посты о том, как писать чище, ревьюить объективнее, деплоить быстрее. #digest — разбор механизмов, методов…»
Высокоуровневое программирование на C

Мы, авторы канала, любим системное программирование, и хорошо знакомы с языком C. Этот язык — один из наших основных инструментов. А инструменты должны соответствовать задачам: мало кто забивает гвозди микроскопом или использует гвоздодер в качестве прецизионного экстрактора SMD-элементов. Тем не менее, иногда хочется использовать знакомый инструмент даже в тех областях, для которых он мало подходит.

Проект libcello добавляет в C конструкции из высокоуровневых языков программирования, автоматическое управление памятью, продвинутую объектную систему и библиотеку контейнеров. Все эти возможности привносятся в язык C только за счет библиотеки и набора макросов.

Таким образом, на C становится удобно писать небольшие «скрипты» для автоматизации повседневных задач.

Использовать ли эту необычную библиотеку в продакшне? Решать вам.

#digest
👍15
Друзья! Наш маленький канал разросся почти до двух тысяч подписчиков. Спасибо вам!

Мы чувствуем большую ответственность за это, и хотим сделать контент для вас еще более персонализированным и полезным. Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов ниже.
👍9
👍2
Баллада об неинициализированных переменных

Использование неинициализированных переменных — очевидно грустная тема. С одной стороны, это угроза безопасности (можно подстроить стек или кучу таким образом, чтобы без инициализации использовались вредоносные значения). С другой стороны, это угроза надежности/стабильности работы — в неинициализированных данных может оказаться все что угодно и это «что угодно» будет меняться от запуска к запуску, от платформы к платформе. Про запрет на использование неинициативных переменных говорят стандарты (ISO26262-6-6.1c, SEI CERT), компиляторы помогают нам найти подобные опасные места (gcc -Wuninitialized -Wgnu-empty-initializer). Статические анализаторы тоже поддерживают эстафету (раз и два).

Но почему ж такое до сих пор встречается в коде? Да потому что вопрос «а как надо?» до сих пор не решен. Ясно, что разнесение декларации от инициализации создает пространство для внесения ошибки. Можно оставить переменную в начале блока, но там не всегда известны правильные значения инициализации (а забивание переменной «мусором» скроет от компилятора потенциальное нарушение бизнес логики).

Можно объявить по месту, но тут мы встаем на скользкую тропку in-place initialisation and against holy war, а это уже война Сишников против Плюсовиков, для которых RAII является естественным. Можно дробить на микро-блоки/микро-функции, так чтобы объявление шло рука об руку с инициализацией и было осмысленным, но тут уже вкусовщина и снижение читаемости через излишне высокую гранулярность функций.

Так что же в итоге? А нет однозначного ответа! Не используйте неинициализированные переменные и пишите красивый код, как бы эта красота не была хрупка…

#digest
👍92💩1
Еще немного из нашего внутреннего чатика. В канун пятницы дошли до обсуждений об архитектуре пива в Haskell :)

#fun
👍13😁4👏2🤮2
Базовые концепции информатики

Обнаружили прелюбопытнейший сайт, охватывающий массу тем, на которые необходимо обратить внимание современному программисту.

Автор начинает с архитектуры компьютера: представления чисел, понятий процессора и инструкций, описания типичных пайплайнов, иерархии памяти, кэшей и шин, а затем на примере Unix объясняет такие понятия, как многозадачность, системные вызовы, привилегированный режим ядра, процессы, динамическая компоновка, виртуальная память…

Прочитав эти материалы, вы не сможете автоматически именоваться системным программистом, однако получите более полное представление о том, как работает современное железо и системное ПО.

Кстати, вот здесь выложена офлайн-версия в формате PDF.

#literature
👍23
Есть у нас тут менеджеры? Хотите назад на ветку? :)

#fun
😁22🤣2
Обучение детей программированию

Обучать ли детей программированию, и если да, то когда начинать? А главное как это делать?

Многие наши коллеги задавались этим вопросом. Мало кто остановился на классическом LOGO — каждый выбрал что-то свое. Давайте посмотрим, с чем сталкиваются юные разработчики.

Совсем необязательно сажать чадо за компьютер — возможно начать обучение вообще без контакта с машиной. Например, существуют карточные настольные игры, способные познакомить ребенка с работой Unix-шелла, или с низкоуровневым программированием. Существуют выдуманные процессорные архитектуры, специально спроектированные для изучения системного программирования на бумаге, например WDR Paper Computer. Любители низкого уровня наверняка оценят детские раскраски, позволяющие моделировать логику на основе NOR вентилей, а приверженцы функционального стиля обрадуются, что смогут обучить чадо основам лямбда-исчисления на основе «Alligator Eggs Puzzle Game».

Есть и куда более продвинутые выдуманные архитектуры, например LC-3. Этот компьютер уже не подойдет для симуляции на бумаге, зато его удобно программировать в шестнадцатеричных кодах, даже без ассемблера.

Есть специальные среды для детского программирования. Наиболее популярная такая среда — Scratch. Здесь можно создавать игры и симуляции на императивном языке программирования.

Много хороших сред с низким порогом входа существует для Lua: одна из наиболее популярных — среда для iPad под названием Codea. Она позволит начинающим программистам достаточно быстро начать создавать простые игры и симуляции. Вдохновившись Codea, автор Redis Сальватор Санфилиппо разработал простую открытую среду load81 именно с целью обучения детей программированию.

Кстати, благодаря простоте освоения Lua появилось множество фентезийных консолей — симуляторов игровых платформ, которых никогда не существовало. Для этих игровых платформ можно разрабатывать игры в довольно простых и понятных для юных разработчиков средах. Самая популярная фэнтези-консоль — PICO-8. Для нее уже создано множество игр, но каждый пользователь может создать что-то свое благодаря встроенным средствам разработки. PICO-8 стоит денег, но есть множество открытых аналогов, например суперпопулярная TIC-80. В качестве более серьезной платформы для программирования на Lua можно рассмотреть LÖVE 2D и ZeroBrane Studio.

Ну и всегда в топе остаются реализации нестареющей классики, языка LOGO.

Мы уверены, что в этом обзоре перечислены далеко не все способы, что могут заинтересовать чадо программированием :)

Пишите ваши варианты/лайфхаки в комментариях.

#digest
👍15🥰2
Логические схемы на… пайпах

Наверняка многие из читателей используют какой-либо вариант Unix: MacOS, GNU/Linux или, например, OpenBSD. Даже MS Windows предоставляет возможность пользоваться благами Unix-мира через WSL.

Уверены, многие из вас ценят возможность комбинировать в шелле небольшие программы в конвейеры, что позволяет нетривиально обрабатывать данные, используя достаточно простые инструменты.

Сама идея пайпов и комбинирования небольших программ принадлежит Дугласу Макилрою (Douglas McIlroy) — одному из авторов Unix.

Все мы используем этот простой механизм, но осознаем ли до конца его возможности? Лайнус Акессон (Linus Åkesson) нашел пайпам очень необычное применение.

Лайнус использовал пайпы для представления типовых логических вентилей и научился создавать из таких вентилей цифровые схемы. Получается, сам механизм пайпов может быть использован для построения простых вычислителей!

Конечно, ни о каком практическом применении этой находки не может быть и речи. Но этот пример в очередной раз демонстрирует, насколько простые примитивы могут лежать в основе цифровой вычислительной машины.

#digest
👍6🤯6
@tim_cook мы тут во внутреннем чатике все придумали и уже посчитали ресурсы :)

#fun
🔥8👎1
Как компьютерная графика подняла сетевой протокол

Один из наших авторов однажды участвовал в проекте, в котором надо было передавать по Wi-Fi видеопоток в DVD-качестве (5-7 мегабит) с устройства, которое не являлось точкой доступа, сразу на несколько принимающих PC.

А надо сказать, в стандартном Wi-Fi все ходит через точку доступа. То есть любой пакет от станции к станции занимает эфир два раза. Вдобавок Wi-Fi был старомодный, 54 мегабита, что с учетом всех зазоров между пакетами давало где-то 22 реальных мегабита по TCP между станцией и точкой доступа, или половину этого между двумя станциями (автор, конечно, использовал UDP, но цифры по TCP уместны для оценки).

В общем, пришлось изобретать метод, как передавать данные между станциями напрямую, минуя точку доступа ни ничего при этом не ломая. Как следствие, пришлось изобретать механизм подбора оптимальной скорости модуляции.

Допустим, можно среди пакетов, которые передаются на выбранной скорости, подмешать некоторое количество пробных пакетов на других скоростях, посчитать по ним статистику и выбрать скорость, которая кажется наиболее многообещающей, с учетом теоретической скорости доставки и статистики потерь.

Но как среди N пакетов послать M пробных, более-менее равномерно размазав их среди общего потока?

Для этой цели автор применил графический алгоритм Брезенхема, рисующий линии на дискретном экране: мысленно рисуем диагональ прямоугольничка NxM и там, где линия меняет высоту, вставляем пробный пакет.

Так, графический алгоритм, придуманный для рисования на экране прямых, нашел свое применение в сетевом протоколе :)

#digest
👏7🤩2🤔1
Случайно придумали свой язык будущего. С “Fuck you, Rust!” и китайскими иероглифами :)

#fun
🔥7
Защищенный режим для Zilog Z80

Знаете ли вы, что такое защищенный режим?
Современные процессоры предоставляют системному программисту средства защиты. Эти средства позволяют защитить область ядра ОС от чтения и записи со стороны пользовательских процессов, а также защитить память процессов друг от друга.

Разные процессоры предоставляют разные механизмы, позволяющие организовать такую защиту.

x86 — наиболее популярная архитектура, применяемая в персональных компьютерах, вводит понятия колец защиты. В этой терминологии ядро ОС исполняется на нулевом кольце, а программы пользователя – на третьем. И третье кольцо сильно ограничивает набор инструкций, доступный программам. Также процессор предоставляет механизмы сегментации и страничной адресации. Они позволяют создавать независимые друг от друга адресные пространства.

Процессоры производителя ARM предоставляют несколько уровней исключений (exception levels), каждый со своим банком системных регистров, а также механизм страничной адресации.
В общем, большинство современных процессоров имеют тот или иной механизм защиты кода ядра и памяти процессов друг от друга.

А что же z80? Это процессорная архитектура из прошлого. Если вы слышали про домашний компьютер ZX Spectrum, то это как раз машина на основе z80. Этот архаичный, хотя и многими любимый процессор, никогда не задумывался для использования в многозадачной среде. Лучший сценарий использования для него — одна программа, занимающая большую часть ОЗУ. Нужно загрузить другую программу? Что же — перезагружаем машину!

Автор видео по ссылке, Энди Ху, не стал мириться с такими ограничениями и попытался придумать нехитрую модификацию для обвязки процессора z80, чтобы он начал поддерживать что-то похожее на защищенный режим. Благодаря его доработкам, z80 приблизился к современным процессорам по возможностям разграничивать доступ к разным участкам памяти, что позволяет создавать для z80 продвинутые многозадачные операционные системы. Конечно же с разумными для восьмибитного процессора ограничениями.

А был ли у вас какой-либо восьмибитный компьютер? ZX Spectrum, Commodore 64? Напишите в комментариях.

#digest
🔥63👍2