Cogito ergo sum (канал архиепископа Саввы) – Telegram
Cogito ergo sum (канал архиепископа Саввы)
31.3K subscribers
1.59K photos
253 videos
28 files
3.59K links
Архиепископ Зеленоградский Савва (Тутунов)

Бот для связи: @isavvabot. Рекламу не предлагайте и не просите. Этот бот не для комментариев на мои посты (комментарии закрыты намеренно), а для связи со мной.

Регистрация в РКН: https://clck.ru/3FqPyX
Download Telegram
2ильин.pdf
241 KB
Доктор исторических наук профессор Аркадий Юрьевич Минаков в своëм аккаунте в ВКонтакте опубликовал подробный разбор о взглядах русского философа и публициста Ивана Александровича Ильина, предварив следующими словами:

В альманахе "Тетради по консерватизму" (2024. № 1) вышла моя большая статья, посвященная отношению И.А. Ильина к фашизму и нацизму.
"Ильин является центральной фигурой русской консервативной мысли XX века... Если изучать его взгляды во всей их полноте и системности, видеть их развитие и уточнение, то, несомненно, что русский мыслитель в послереволюционные годы не имел никакого отношения к праворадикальной идеологии и политике. Пытаться причислить его к коллаборационизму, фашизму и нацизму можно только за счет сознательной фальсификации, вырывания его ситуативных оценок из общего контекста его жизни и творчества".
Пользуйтесь!


Ссылка: https://vk.com/wall179024826_39035
Холмогоров составил прекрасный ликбез о Русском национальном государстве. Скорее даже не ликбез, а почти манифест:
https://news.1rj.ru/str/holmogortalks/35137 (обобщающий пост)
https://www.youtube.com/watch?v=U_a6nMw2t8w&t=179s (видео, ч.1)
https://www.youtube.com/watch?v=ziADw4On5WY&t=743s (видео, ч.2)
https://dzen.ru/media/holmogorow/65b63ba0f73db3435b309889 (текстовая версия)

Егор Станиславович обоснованно поясняет, во-первых, что же такое национальное государство, как оно определяется, какие его основные свойства. И почему Россия является таковым. Не буду лишать читателя (или зрителя) возможности самому ознакомиться с этим определением.

Во-вторых, ясно излагается, почему национальное государство — это не националистическое или этническое государство (последний термин мой). Если кратко: национальное государство — это не государство моноэтническое и не государство этнократическое.

К.Н.Леонтьев, определяя нацию как сочетание племенных (сегодня сказали бы этнических) и культурных свойств, жёстко обличал исключительно племенной национализм и племенные национальные государства: «Идея национальностей чисто племенных в том виде, в каком она является в XIX веке, есть идея, в сущности, вполне космополитическая, антигосударственная, противорелигиозная, имеющая в себе много разрушительной силы и ничего созидающего, наций культурой не обособляющая».

Россия — Русское национальное государство, потому что у неё есть стержневой народ-этнос со своей культурной и языком, которые, опять же, являются стержневыми для России. И потому что она объединяет многие другие народы, принявшие эту культуру и этот язык.
А вообще, программу "Егор Станиславович" рекомендую. Гид по ней опубликовал сам Холмогоров: https://news.1rj.ru/str/holmogortalks/35241

Смотрел далеко не всё, но что смотрел — качественно, обоснованно и интересно. Жаль, что проект остановлен (хотелось бы: "приостановлен").
Forwarded from Историк Дюков (Александр Дюков (р))
🇲🇩 В связи с историей молдавского сказочника - русофоба Вангели еще раз объясняю, почему выращиваемые советской властью национальные поэты, писатели и сказочники в подавляющем большинстве оказались русофобами.

Дело не в том, что какие-то нехорошие буржуи после распада СССР давали им деньги на русофобию. Проблема была чисто советской.

1️⃣ Официальной задачей нациинтеллигенции в республиках было сохранение национальной самобытности, языка и культуры. Для этого нацинтеллигенцию воспитывали, кормили, награждали и всячески поддерживали.

2️⃣ Одновременно прогресс не стоял на месте: жители нацреспублик учились, работали, ездили по большой стране и повсеместно отказывались от архаической культуры и национальных языков в пользу большой русской культуры и языка развития и технического прогресса - русского.

3️⃣ Все это вызвало у нацинтеллигенции (воспитанной советской властью на идее сверхценности национальной культуры и национального языка) сильнейший ресентимент, враждебность к союзному центру, советской власти и всему русскому.

4️⃣ В результате, только репрессивный контроль над нацинтеллигенцией исчез, она стала призывать мыть улицы русской кровью и рассказывать в детских книгах, как русские скармливали депортированных молдаван свиньям. И делала все это нацинтеллигенция абсолютно искренне, не за деньги. Тот же Вангели свою книгу "Дети в кандалах Сибири" издал в 2001 г., а политически использовать и продвигать ее проевропейские молдавские власти стали только в 2013-2014 гг.
Это и только это может иметь значение для нас. Только это нужно обсуждать, и реагировать.

Кто кого не дострелил в США не имеет значения. Волки от испуга, скушали друг друга. Да и ладно.

У нас война, Белгородчина в огне. Трамп без нас разберётся, как сделать нам ещё хуже.

https://news.1rj.ru/str/epoddubny/20389
Смотрю на верхнюю фотографию. Да, Трамп — "красавчик".

Тот же жест и, если правильно читается с видео, те же слова "fight, fight" каждый день говорят наши бойцы. Без защищающей их спецслужбы. Впрочем даже без этого жеста и без этих слов.

Не умаляя мужество Трампа, скажу, что таких мужественных у нас много.

Вот.

Нижняя фото: https://news.1rj.ru/str/Voenkor_reZervist/18636
Вот да! "Это недопустимо, чтобы мы были организованы так, что ставим свою жизнь в зависимость от американскрй политической конъюнктуры. Да, нас меньше. Да, мы тратим на оборону меньше. Да, экономика у нас слабее... И что? Чувство собственного достоинства, самоуважение и вера в собственные силы - вот основа нашего существования ныне, присно и во веки веков".

https://news.1rj.ru/str/batalyon_vostok/362
Forwarded from Стихи Полины Орынянской (Полина Орынянская)
Ну что тут скажешь? Как в кино:
стрелок, спецслужбы, заваруха...
Про демократию давно
нормальный слушает вполуха.
На днях Совет Государственной думы направил на отзыв в федеральные органы законодательной и исполнительной власти, а также в субъекты Федерации законопроект за № 635635-8, внесённый депутатом Даванковым, «Новые люди». Ничего необычного, стандартная процедура, никак не предрешающая судьбу законопроекта.

Уже при его внесении в мае вслед за Е.С.Холмогоровым я комментировал этот законопроект, но считаю нужным вернуться к нему.

Первая статья проекта предполагает предоставление права образовательным организациям «устанавливать требования к одежде обучающихся <…>, в том числе устанавливать запрет на ношение в образовательных организациях религиозной одежды».

Вторая и третья статьи законопроекта предоставляют право муниципальным представительным органам и законодательным органам субъектов Федерации вводить запрет на ношение «религиозной и иной одежды, полностью или частично скрывающей лицо» соответственно в муниципальных (государственных) организациях, а также в общественных местах на подзаконной территории (муниципалитет или субъект).

Господин Даванков, что называется, путает тёплое с мягким. Пользуясь обоснованной обеспокоенностью россиян распространением ношения никаба и готовностью большинства мусульманских лидеров поддержать запрет на его ношение, «Новые люди» пытаются протащить типично секуляристский законопроект, отрицающий право детей в школе идентифицироваться по своей религиозной принадлежности даже в рамках традиций свойственных народам-этносам России (никаб не свойственен). О самом секуляризме следующим постом.

Задача продвижения секуляризма не скрывается в пояснительной записке к законопроекту: «актуальность законопроекта в части запрета религиозной одежды в школах и других образовательных организациях обусловлена необходимостью закрепить светский характер образования». Другими словами, первая статья законопроекта не имеет какого-либо отношения к обеспечению общественной безопасности, о которой будто бы пекутся авторы текста. Что касается светского характера школы, то он отнюдь не состоит в том, чтобы ограничивать права детей на свободу открыто исповедовать свою веру (да, в том числе посредством внешних знаков) — это-то как раз агрессивный секуляризм, но в том, что религиозная проповедь не относится к обязанностям педагогов.

Дальше — интереснее. В пояснительной записке господин Даванков ссылается на опыт соседних стран, где имеется законодательство о запрете ношения в общественных местах (речь уже не идёт о школе) не только никаба (паранджи), но и хиджаба. Меж тем, если, как мы уже упомянули, региональные Духовные управления мусульман (за немногими исключениями) сегодня поддерживают запрет никаба, то посягательство на хиджаб, скорее всего, вызовет резкую отрицательную реакцию.

Да и, если хиджаб, видимо, как одежда, частично скрывающая лицо (контур лица?) подпадает под намерение законоиницииатора, то не будет ли отнесён к той же категории… ну скажем апостольник монахинь? По большому счёту любой головной убор закрывает лобовую часть лица.

Вредный, в общем, законопроект, спекулирующий на действительно существующей проблеме.
Секуляризм — это агрессивная либерально-левацкая идеология, предполагающая геттоизацию религии и религиозности, стерилизацию общественной жизни от какого-либо не материалистического идеала.

Не вдаваясь в его подробности, упомяну исследование западного мыслителя Эмманюэля Тодда, который убедительно показывает, что утрата религиозности ведёт, в итоге, к схлопыванию (имплозии) государства. Суть рассуждения Тодда (примечательно: сам он себя называет неверующим): исчезновение религиозного фактора лишает общества и государства структурирующего принципа.

Чуть сложнее: по Тодду в пострелигиозном обществе действует «религия-зомби» (либо формалистское отношение к религии, либо парарелигия в виде идеологии), а потом и она затухает, уступая место религии-ноль, то есть нигилизму. Интересно, что Тодд обращается в определении нигилизма именно к тем нигилистам, которые разрушали Россию в конце 19 — начале 20 века.

Возвращаясь к упомянутому в предыдущем посте законопроекту, как и к большинству рассуждений о «проблеме никабов» в последние несколько недель, — их основная ошибка в том, что они пытаются разрешить в секулярном поле ситуацию, которая носит религиозный характер. Это общая проблема-ошибка законодателя, действующего в системе западного гуманистического (не путать с гуманитарным) права.

Да, никаб — это не религиозная, а этническая одежда пустыни. Но в России её присвоили религиозные экстремистские группы — российские исламистские (а не исламские) секты. Ликвидация проблемы никабов не может идти через секуляристское восприятие жизни общества, но через признание того, что есть нормальная (в высоком значении этого слова, то есть идеальная, долженствующая быть) религиозность. А есть тоталитарные секты, в том числе паразитирующие на Исламе, — секты, с которыми нужно бороться (такие паразиты есть и в отношении христианства — например запрещённые в России Иеговисты).

Если пытаться загнать религию в гетто, то религиозность может вылезти из этого гетто в самых разрушительных и дикарских формах.

Потому что быть религиозным — это норма жизни. По крайней мере для русского человека любого этноса: хоть русского, хоть малоросса, хоть татарина, хоть якута.

Русский человек не по земле стелется.
Подумалось: а ведь "материалистический идеал" — это оксюморон.
Православные, с памятью отца нашего, игумена Земли Русской, всей России чудотворца  преподобного Сергия Радонежского!

Тропарь преподобному Сергию:
От ю‌ности восприя‌л еси‌ Христа‌ в души‌ твое‌й, преподо‌бне/ и па‌че всего‌ вожделе‌л еси‌ мирска‌го мяте‌жа уклони‌тися:/ му‌жески в пусты‌ню всели‌лся еси‌,/ и ча‌да послуша‌ния в ней, плоды‌ смире‌ния, возрасти‌л еси‌./ Тем, быв Тро‌ице вселе‌ние,/ чудесы‌ твои‌ми всех просвети‌л еси‌, приходя‌щих к тебе‌ ве‌рою,/ и исцеле‌ния всем подая‌ оби‌льно.// О‌тче наш Се‌ргие, моли‌ Христа‌ Бо‌га, да спасе‌т ду‌ши на‌ша.

Русский перевод: С юности ты принял Христа в душу твою, преподобный, и более всего возжелал от мирской суеты уклониться, мужественно в пустыню вселился, и чада послушания – смирения плоды в ней возрастил. Потому, став Троицы селением, чудесами твоими ты просветил всех, приходящих к тебе с верою, и исцеления всем подаешь обильно. Отче наш Сергий, моли Христа Бога да спасет души наши.

Ниже одно из лучших богослужебных исполнений этого текста.
Хор_Троице_Сергиевой_Лавры_и_Московских_Духовных_школ_рег_арх
<unknown>
Тропарь преподобному Сергию Радонежскому.

Текст

Объединенный хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской духовной академии под управлением архимандрита Матфея (Мормыля; 1938-2009).

@kartezianec
По следам недавнего разговора.

Непонимание того, что есть Россия, как она живёт, чем живёт русский человек ярко проявляется среди потомков русской эмиграции. Если у эмигрировавших в последние пару лет ненавистнические суждения проистекают из постсоветского «номенклатурного» снобизма (если под номенклатурой понимать любого парвеню), а по сути — мещанства, или от обиженного презрения к «не-тому-народу», то потомки русской эмиграции первой половины ХХ века (и частично послевоенной) попросту живут в некоем мифе.

Подавляющее большинство из них переезжать в Россию не собирается, но абсолютно уверено, что знает и понимает Россию. Хотя бы даже побывав в России, такие западноевропейцы русского происхождения проецируют на неё мифологизированные исторические представления, часто отражающие отсутствие исторических знаний — причём знаний не только летописно-научного характера, но и знаний о быте и устройстве общества.

У части потомков русских эмигрантов эти представления порождают поддержку нынешней России, как наследницы привлекательного мифа, хотя и с некоторой долей снобизма, в силу неполного соответствия нынешнего состояния этому мифу и уверенности в возможности указать правильный путь. С одной стороны: почему бы и нет? С другой стороны: всегда есть риск разочарования при столкновении с реальностью: причём не только нынешней реальностью, а с русской историей в её динамике, включающей и весь ХХ век, и нынешнюю Россию. С фактом единства русской истории.

Другая часть потомков русских эмигрантов — в наибольшей степени тех, кто творил февральскую революцию (непосредственно либо через участие в предреволюционной травле власти или сочувствие этой травле) — проецирует на Россию миф, в котором русский язык, история и культура (опять же разной степени у них сохранности) сочетаются с представлением о правильности для России современного социально-политического западноевропейского строя — дескать он и есть отражение извека демократических чаяний русского народа. Именно среди таких западноевропейцев русского происхождения можно, например, услышать поддержку мысли о том, что имперская политика России ещё «при царях» была злом и тюрьмой народов. В этом они причудливо сближаются с большевиками, а в своём преклонении перед западноевропейским устройством вполне логично сближаются с эмигрантами 2022-2023 гг.

К чему это всё. К тому, что Россию надо любить. Перифразируя известную сентенцию: любить Россию в себе и вокруг себя, а не себя в России (и уж тем более вдали от России). Россию надо любить и знать.
"Любить Россию"? А что есть Россия?

Поля, перелески, озëра, реки, берëзки, "и травинка, и лесок, в поле каждый колосок"?

Если сделать жестокий мысленный эксперимент и представить, что из России исчез населяющий еë народ, то будет ли это Россией? Новые племена дадут другие названия рекам и горам, городам и посëлкам, попробуют расшифровать письмена исчезнувшей цивилизации. Может, кто-то из них даже назовëт себя потомками Третьего Рима.

Любить Россию...

Но, всë-таки, любить леса, любить моря, любить свою землю, любить живность в лесах и морях — это что-то другое.

Получается, что Россия — это люди. Это дальние, ближние, искренние, такие разные мы. И когда какой-нибудь интеллектуал выбирает удобство проживания между США и Россией или Израилем или Россией, даже в удобстве он ищет то самое "мы".

"Счастье это когда тебя понимают"...

Ведь сейчас у нас война, 20 тысяч санкций и объединившиеся правители Запада хотят нашего стратегического поражения. И ведь открыты все границы. Чай не бывшая УССР, превращëнная политическими украинцами в концлагерь, нет. Границы открыты, а народ не разбегается. Нет такой мечты, как в Святые 90-е. "Америкэн бой, уеду с тобой". Наоборот, многие просматриваются к жизни в России. Выбирают страну, но на самом деле выбирают народ, нас — себе в судьбу.

Удивительная штука — любовь к Родине.

В самом прямом смысле — любовь к ближнему.

А если повезëт, то и любовь к искреннему тебе.

Спасибо, Владыка.

https://news.1rj.ru/str/kartezianec/4639
Очень правильные предложения Александра Ивановича Бастрыкина по поводу урегулирования проблемы беспредела мигрантов и мигрантозавозчиков.

https://news.1rj.ru/str/obshina_ru/17116

Исчерпывающие даже предложения.

Ибо, повторюсь: единственной задачей в сфере миграционной политики России является благо народа России. Свои тезисы по этому поводу публиковал в апреле, отошлю к ним: https://news.1rj.ru/str/kartezianec/4346

Дополнить предложения А.И. Бастрыкина можно бы предложениями, касающимися возвращения в Россию соотечественников с иным гражданством и тех, кто желают присоединиться к России как носительнице многовековых духовно-нравственных идеалов. Но это другая, хоть и смежная, сфера регулирования, которую можно, впрочем быстро разработать, было бы реальное желание.

А вот времени, чтобы решить проблему с мигрантским беспределом, у нас уже совсем нет.
С праздником Божией Матери в честь её Казанской иконы, Православные!

Молитва: О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь Свою Святую непоколебиму да соблюдет и от неверия, ересей и раскола да избавит. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави же и всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и от внезапныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси, благодарне воспевающе величия и милости Твоя, являемыя над нами зде на земли, сподобимся и Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Русский перевод: О Пресвятая Госпожа Владычица Богородица! Со страхом, верой и любовью припадая перед почитаемой Твоей иконой, молим Тебя: не отврати Твоего лица (не отвернись) от прибегающих к Тебе; умоли, милосердная Матерь, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит нашу страну в мире, Церковь Свою Святую — непоколебимой от неверия, от ересей и раскола. Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Пречистая Дева: Ты — всесильная Помощница и Заступница христиан. Избавь всех, с верой к Тебе молящихся, от греховных падений, от козней со стороны злых людей, от всяких искушений, скорбей, бед и от внезапной смерти. Даруй нам дух сокрушения (сердечного раскаяния), смирение сердца, чистоту помыслов, исправление от греховной жизни и оставление прегрешений, да все, с благодарностью воспев славу Твою, сподобимся Небесного Царства, и там со всеми святыми прославим пречестное и великолепное имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Источник изображения
Сегодня праздник Божией Матери в честь Её Казанской иконы.

Многие благодеяния даровала России Богородица через этот образ. Защитила и в 1612 году, и в 1812 году. Да и не без последствий для Ленинграда стало проведение с 1942 года крестных ходов с Казанской иконой Божьей Матери вокруг Владимирского собора. О многочисленных благодеяниях отдельным людям, прибегающим к помощи Пресвятой Владычицы перед этим образом, и говорить не приходится.

Но главным является именно сегодня вспоминаемое события.

Спустя четверть лишним века после покорения Казани в 1552 году, ликвидации ханства и присоединения Среднего Поволжья к России царём Иваном IV в 1579 году в чудесных обстоятельствах был явлен образ Казанской иконы Божией Матери.

Покорение Казани открыло России путь на юг, на Сибирь и далее до Тихого океана. Кому-то сегодня хочется заявлять, что, дескать, после этого Россия перестала быть русским национальным государством (не путать с моноэтническим! см. недавний пост), но является наследницей и преемницей Золотой орды и даже чуть ли не тюрко-славянской цивилизацией (см. разбор единомышленником этого крайне вредного утверждения).

Всё это не так.

Явление Казанской иконы в 1579 году стало знамением, что Россия, начавшая своё шествие на Восток и освоение географического пространства Евразии (подчеркну — использую этот термин исключительно в техническом, географическом значении), была и остаётся под омофором Пресвятой Богородицы.

Да, к стержневому русскому православному этносу (напомним: до сих пор составляющему более 80% народа России и находящемуся в большинстве даже во многих т.н. национальных регионах) присоединились другие этносы, в том числе носители других религий. С которыми, именно благодаря стержневому значению русского царя, русской веры, русской культуры, русского языка, выстроились взаимные уважительные отношения (порой не сразу, но в итоге выстроились).

Чтобы это сохранить, необходимо помнить: Россия была и остаётся русской христианской страной. Что только способствует добрососедству многих.
Появилась информация, что сегодня в Киеве пройдёт голосование во втором чтении несколько месяцев подвешенного закона о запрете Украинской Православной Церкви. То есть фактически о запрете свободно исповедовать Православие.

Если эта информация подтвердится, то вовсе не удивительно, что, как подмечает тг-канал Центр "Хризма", это голосование приходится на день памяти преподобного Антония Печерского — основателя главного святого места Киева, Киево-Печерской Лавры.

Какой ещё день могли выбрать бесы для проявления своей ненависти к Христовой Церкви? Заодно ещё раз показать против Кого и чего именно ведут брань те, кто ныне хозяйничают в Киеве.

UPD Голосования не будет
https://news.1rj.ru/str/chrisma_center/7971