Чужой среди своих – Telegram
Чужой среди своих
1.31K subscribers
155 photos
12 videos
18 files
52 links
Вина: "Мыслепреступление"
Download Telegram
Повторяю. Это хороший мальчик.
31💯7
Сегодня Праздник - Введение во храм Девы Марии. Я написал статью в Афишу. Но не всем она доступна. Поэтому публикую здесь. Читать вложение не очень удобно. Сделаю аудио версию.
17👍4
Тема "бабушкиного богословия" и детской веры в "чудеса" нашла отклик. Как говортли раньше на Радио: "Нам пришло письмо". По договоренности с автором я его публикую в канале. Есть над чем подумать:

Здравствуйте, о. Максим!
С праздником!

Зацепило в Вашей сегодняшней проповеди мысль про Бабушкино богословие. Сам нахожусь давно в состоянии путаницы.

Воспоминания из детства: помню как водили меня к какой-то бабушке на излечение от заикания; стоял в очередях к мощам Блаженной Матроны, не понимая толком зачем; как моя бабушка (царство небесное ей) читала молитвы и проводила какие-то манипуляции с ножом и святой водой (как я понял это была отчитка); поминки на кладбищах с кучей едой и разные суеверия. При этом не помню чтобы как то меня просвещали в вопросах веры, читали Евангелие.

Сейчас подхожу к вопросам веры осознанно . Изучаю историю, писание, духовную литературу. И то «богословие» из тех детских лет отпадает. Вернее развинчиваются суеверия и церковные страшилки. Анализирую те воспоминания, встают вопросы: а что если мои родители/родственники имеют такую свою веру, а я своими размышлениями только впадаю в гордость и осуждение? Что если я через чур углубляюсь в изучение, и все это не так, в сущности, важно, а важны дела и поступки? И нет ли здесь у меня маловерия? (Ведь без веры и чудеса не возможны).
В общем пока только балансирую на гранях гордыни и маловерия.

Спасибо Вам за просвещение)
24👍6😢2🙏1
Хочу обратить внимание на очень важные мысли автора: "церковные страшилки" и вера в чудесное. Что тут важно? Сами подумайте, о чем вам больше рассказывали: о рае или о мучениях в аду? Думаю, я не ошибусь, если скажу, что у нас уверенно доминирует педагогика адских мук. Вспомните хотя бы "Мытарства Матроны" и новый духовный бестселлер о воскрешении Клавдии Устюжаниной. Я не собираюсь оспаривать существование преисподней, воздаяния и т.п. Но меня настораживает их доминация в проповеди. Обратите внимание, что послы князя Владимира, вернувшись из Константинополя, сказали ему после Собора св. Софии: "Княже, мы были на Небе!" И эти слова очевидцев стали свидетельством подлинной духовной жизни, которые привели к крещению целого народа.
Другой вопрос: что могут рассказать о рае те, кто даже мизинцем его не коснулся? Платон рассуждал о том, как тому, кто видел Иное за пределами Пещеры, найти слова для образов. Но наши проповедники не только сами не видели, они даже Платона не читали. А вот ад им хорошо понятен. На земле все время пытаются создать тутошний ад, чтобы спасти от мук там. "Лучше тебе здесь помучиться, чтобы в аду меньше гореть". Увы, это не шутка. Под такое целые доктрины создавались.
Немного снижу градус дискуссии. Вспомню один, на мой взгляд, интересный случай из епархиальной жизни. Дело было в 90-е при м. Евлогии.Тогда я еще был вхож в епархиальные кабинеты. Так вот идет на совете обсуждение о проштрафившемся священнике. Члены советы по очереди предлагают свои кары. Они разнообразны: перевести на сельский приход или назначить грешнику сорокоуст служб в Успенском соборе. И тут реакция Владыки: "А давайте дадим ему отпуск. Пусть он поедет по монастырям, помолится, поклонится святыням! Глядишь, просветлеет, принесет дельное покаяние!" Все замерли! Такого не бывало еще. Я не помню, чем дело кончилось. Но точно кожу с него не содрали, под запрет не отправили. Тогда мы смеялись: грешника, да в отпуск! Ну и ну! А сейчас я думаю о Евлогии, а ведь он душой-то прикоснулся к раю...Не пытки, муки, наказания изобретал, а думал, как добром изменить человека. Конечно, теперь я сам силен задним умом. Евлогий действительно был не от мира сего, непрактичный такой человек. Мне рассказывали про него историю. Когда он сдавал дела по Даниловскому монастырю,то отдал из своей кельи чемодан советских денег. Все до копейки. Дело не только в том, что он был честный бессеребренник. Он верил, что и другие такие же. Святая простота. Почему я про это рассказываю. Так вот это и есть про рай, про чудеса.
72👍24🔥8🤔3🙏1
Мне пишут, потому что читают. Это радует. Спрашивают, как мои дела. Я преподаю студентам философию и историю. Знаю и люблю это дело. Один из моих бывших учеников, за 30 лет в Духовном училище /ЦПЦС их было много, уже "муж зрелый зело" и рассудительный прислал мне цитату. Я оставляю ее без комментариев).:

Бывают ли плохие епископы? Нет, не бывают. Я осмеливаюсь твердо заявить, что не бывает плохих епископов; потому что если они плохие, то они и не епископы. Но ты отошлешь меня к имени и возразишь: он епископ, поскольку занимает кафедру. Но и виноградник, бывает, охраняет пугало.

Августин Иппонский. Проповеди 340A. Сl. 0284, 340A.MiAgl .568.27.
29👍23🙏7💯43
Меня в личном письме поблагодарили за рассказ о митрополите Евлогии. Я должен оговориться, что пишу только о том, что видел и слышал сам. В крайнем случае, от близких к Владыке людей. И наши отношения с архипастырем не всегда были безоболачными. Иногда на них ложилась тень...Окружение вносило лепту. Не стоит забывать, что "милует царь, да не жалует псарь". Но я стараюсь быть объективным, со временем обиды кажутся не такими важными.
Я не знаю, никогда не слышал о том, как митрополит отдыхал. Его невозможно представить за столом с дорогими яствами, алкоголем. На приходах, разумеется, его встречали щедро и изобильно. Но Владыка всегда сидел за общим столом. Конечно, ему, по доброте душевной, могли поближе подвинуть деликатесы. Но на нашем приходе я уже по статусу сидел близко к нему и видел равнодушие к пище.
Уже в отставке его кормили из консервной банки...А то могли и дать такую еду в одной обители как на броненосце "Потемкин". Там матросы подняли красный флаг восстания. А Евлогий...Евлогий все терпел...
Пожалуй, единственной его отрадой, которую точно знаю, были поездки на Афон. Там тоже был случай. Его свита захотела на море. Но Владыка им тут же напомнил, куда и зачем они приехали. Здесь он оставался монахом и неудобным спутником. Помню его восхищение, восторг, с которым он рассказывал , как на праздник афониты качали-крутили в храме паникадила! Он радовался действу как ребенок.
И еще он мог испытать настоятеля прихода. Между делом сказав, "а ты подари женскому монастырю свою машину". Насколько я знаю, никто не выполнил совета Евлогия. Зато сейчас бы ....не сомневаюсь даже в послушании. Как говорится, "с огромной радостью, простите, что сам не догадался". Тогда была свобода. Выбирай сам...
63🔥5👍2🙏1
Итак, сегодня Евангелие об исцелении скорченной недугом женщины. Она страдала 18 лет. Но как-то пришла в синагогу! Даже не просила о помощи Христа. Он увидел ее сам, возложил руки и исцелил.
Что в этой истории вызывает вопросы? Безусловно, негативная реакция начальника синагоги. Кого и в чем он обвиняет? В нарушении закона покоя в субботу. Так женщину или Христа? Формально, он не называет имен. Женщина ничего не нарушила. Она, превознемогая немощь, пришла в синагогу ко Христу. Получается, что нарушил субботу Иисус. Ему ли не знать предписаний Торы - Пятикнижия? Однако именно в этом его и обвиняет начальник синагоги. Не правда ли, что это странно? Ему бы радоваться, что на его территории Христос совершил чудо. Но не тут-то было. Наши проповедники часто данную историю используют для критики иудаизма. Но это не так. На самом деле, раввины однозначно считают, что тяжелая болезнь, опасность для жизни и телесные страдания - оправдание медицинской помощи в субботу. Даже зубная боль. А сколько мук приносила женщине ее скрюченность. И тут такой шанс исцеления.
Поэтому в данном случае речь идет не о нормативном иудаизме, а о личных качествах начальника синагоги. Что ему не понравилось? Выскажу одно предположение: это зависть. Качество, которое святые отцы называли духовной ржавчиной. Этому начальнику нужно было самому оставаться распорядителем благодати, он только должен решать, кому быть здоровым. За 18 лет он не помог болящей. У него не получилось. Так тем хуже для нее. А тут Христос исцелением показывает бессилие начальника. Оказывается, мелкий духовный чиновник - не распорядитель жизней от Имени Бога...
Сегодня мы должны думать не про иудаизм. Нам надо думать о себе. Особенно это касается духовенства. Начальник синагоги возомнил, что он что-то значит. И тут вспоминаю слова одного старца: "С Богом человек - всё, без Бога - грешная земля". Мог быть на стороне Бога, славить Его чудо, но перешел на сторону дьявола. И, конечно, прикрылся одеждами праведника, законника. Сколько мы с вами видели таких судей в нашей церковной среде? И речь не только про исцеления. Ржа зависти направлена на все: на церковное пение, проповедь, преподавание, благочестие. Главный принцип "законника" для осуждения: его не спросили. А Евангелие нам говорит: делай то, что должен.
31👏22👍17💯5🔥3
Мы вернулись..."Не было бы счастья, да несчастье помогло". Таня написала стихотворение, которое все говорит о настроении. Родная земля, старые стены, нахоженные пути-дороги. Конечно, дорога к Храму. Я люблю Дмитриевский, княжеский, роскошный в своей каменной резьбе и скромный в размерах. Ходить вокруг, стоять рядом, молиться...С этих белокаменных стен начиналось мое, наше христианство. Камни проповедовали. Они - настоящие, тысячелетние, не предадут.
59🔥11
Возвращение
Пепел ел я с хлебом и воду пил со слезами.
…и кости мои, подобно хворосту, высохли.
(Пс. 101)
Ужели, ужели вернусь я
В пленительный, сладостный град –
Горящий янтарь старорусский,
Мой перл, мой зеленый агат!

Не семьдесят лет – половину
Отмерил изгнания Бог.
Я с пеплом ел хлеб на чужбине,
И как хворостина иссох.

А позже привык и смирился,
И даже (как мог я?) был рад.
Но мне изнурительно снился
Немой, ускользающий град…

Познал и друзей, и врагов я,
Цветенье, зенит, листопад…
Но лишь обниму изголовье –
Все снится потерянный град…

Прошла огненосная смута,
Истаял чарующий чад.
Прощайте, неправды галута.
Со мною – ликующий град.
👍4630🙏10🔥2
Городская культура тянет к себе...Ты вырос на этом асфальте владимирских площадей. Этот город...Я вырос, мы выросли...На Князь-Владимире могила моего прадеда Кузьмы. Там же крещена моя Даша. Я благодарен Гусь-Хрустальному, моим прихожанам и близким. Мы никогда бы не уехали сами. Но будем считать, что это Промысел Божий. В прошлое вернуться невозможно. Все уже другое. И ты другой. Но все равно город дает силы, способность созидать, думать, писать. Особенно остро вспомнились стихи ростовского барда Геннадия Жукова. Все, кто ездил в археологические экспедиции Танаиса, знали его - Легенду. Вот эти строки, объяснение в любви городу:

- Вот этот город...
Я скажу, что люблю,
но скажу, что люблю вослед
любви, что этим городом прошла...
Вот этот город...
Я скажу, что люблю
этот синий прозрачный свет
зависшего над городом крыла.
51
А теперь стихотворение Тани.
16
Минула память иконы "Знаменье МБ". Я часто служил в этот день, особенно все 90-е. Помню, как готовился к проповеди и впервые прочитал рассказ о том, как новгородцы разгромили суздальцев в 1170 году. "Многих побиша и взяша в полон". Потом пленников продавали подешевке - за 2 мелких монеты на душу.
Древнерусская междоусобица. Кто будет князем в Великом Новгороде. Кто, кому и сколько будет платить дани. Но не это поразило. А то, что "наказать" вольный город повелел Андрей Боголюбский. Послал суздальские дружины. А вот на стенах города оказался епископ Иоанн. С иконой Богородицы. И стреляли в Нее суздальцы. И стрела муромского князя ранила Образ. Короче говоря, наши земляки и предки вели себя "не очень". И кончилось затея поражением, гибелью многих, пленом и позором.
В детском православном сознании все это переварить почти невозможно. Но это наша история.
Не стоит искать в междоусобицах святости. Они - предтечи гражданской войны. Русская кровь льется рекой. Князья дерутся, на холопах чубы трещат.
Я очень любил князя Андрея Боголюбского. Но все-таки епископ Иоанн...Владыка на стенах осажденного Града. Сразу вспоминается Папа Лев I Великий, защищавший Рим, вышедший на встречу Аттиле. "Божий бич! Приветствую тебя!" И гунны отступили.
Много историков описывали и новгородскую сечу, и чудо Иконы. Соловьев, Голубинский, Лихачев, Янин. Их выводы можно свести в единую концепцию.
На Руси складывалось противостояние Новгорода и Суздаля, Новгорода и Москвы. "Владимирской" иконе - образ "Знаменье"; кн. Андрею - еп. Иоанн. Прошло 200-300 лет и это закрепилось в народном сознании. Политические споры отразились в религии. Позднее об этом помнили только историки. Иван Грозный казнил. Новгородцев переселяли в Москву. Вече разогнали. Даже его Колоколу вырвали язык. И мало кто уже помнит о Знаменье Богородицы...Стерлось, стерли.
У новгородцев в Москве появился свой храм на Б. Ордынке - Скорбященский. И там 2 иконы: новгородского святого Варлаама Хутынского и "Всех скорбящих радости". Тоже образ Пречистой Девы. Плен, ссылка, репрессии - скорби. ЕЙ в скорбях и молились.
Господин Великий Новгород! Княжение Александра Невского! Тоже наш князь! Победы над рыцарями. Первое "окно в Европу". Самый образованный град Руси. Сотни берестяных грамот. Город Ганзейского торгового союза. Купеческий размах. Первая русская Библия Геннадия Новгородского. Город древнерусской соборности.
Как это не любить! Бог же любил это место, Богородица спасла!
👍4423🙏10👏2
Очень трудное, очень ясное Евангелие от Луки. Оказывается, мало исполнить заповеди - не убивай, не кради, не прелюбодействуй, чти отца и мать, чтобы наследовать Царство Небесное. Почему? Разве получают награду те, кто не совершил преступления или греха? Награда дается за подвиг. Разве любят "положительных людей"? Любят тех, кто любит и готов в этой любви на все ради любви. Вот тогда она "крепка как смерть". Не надо смешивать разные, в принципе, вещи: хорошие, крепкие, договорные браки и любовь. Увы, последнюю люди часто боятся, потому что надо отдать все и всего себя. Ошибка очень дорого будет стоить. Вот и Христос говорит о вере как о любви: хочешь Царства, значит, быть со Мной, тогда раздай все и пошли как Мои апостолы. Тут невозможно заключить договор по расчету: ты - мне, я - тебе. Поэтому тут про веру и про любовь. Чтобы было понятно. А что значит: "что невозможно человеку, возможно Богу?" Нужно одно - чтобы Бог коснулся сердца.
Я всегда боюсь высоких слов с амвона. Боюсь, потому что слышал и видел много лжи. Проповедью "раздай свое имение" часто разводили доверчивых людей на неразумное поведение, когда они отдавали свою собственность монастырям и приходам. А она оказывалась в руках крепких настоятелей. В принципе, секты используют похожие методы. Сегодня можно и нужно быть мудрым, чтобы твою любовь к Богу, твою искренность и наивность не использовали так, как используют альфонсы. Любовь прекрасна, а глупость трагична. Ошибка дорого обойдется семье, детям, внукам.
В Средние века в Провансе инквизиторы организовали крестовый поход против движения катаров - "чистых". Проповедникам за год своей миссии удалось вернуть Риму всего 2-х заблудших. Тогда инквизиторы пришли за советом к опытному монаху. И он его дал: "Идите проповедовать босыми и в старых подрясниках!" Наверно, это очень строгое требование. Но пока батюшки "класса Лексус" будут проповедовать Евангелие, результат будет такой же. Сегодня зимой не надо ходить босым,достаточно быть со своим народом и жить его жизнью. Не надо верить , что роскошь нажита непосильным трудом в храмах. Это ложь. У деревенских попов не бывает богатых бабушек и щедрых спонсоров. Только у соборных настоятелей. Увы, Евангелие "помогает" сребролюбцам "проповедовать". Семь раз проверь! А как спасаться сегодня, как жить по-евангельски? Малыми делами! На моей памяти были священники старой закалки: кто уходил от них из гостей, всегда получал что-то. Я их вспоминаю часто, перебирая их вещи: вот о. Андрей Тетерин - его епитрахиль и чайный нож, вот о. Анатолий Яковин - его икона, вот о. Михаил Ардов - его книги, вот о.Иоанн Соколов - ножницы...Почти все уже покойные. Они не брали, они учили отдавать. И все - прекрасные люди. Старая школа.
🔥4021👍20💯1
Вчера ушел в Жизнь Вечную дорогой и любимый Михаил Константинович Яновский. Последние годы он много болел. 81 год , по нашим временам, не так мало. Тем более, что большую часть жизни он прослужил в армии. Про него так и хочется сказать: настоящий полковник!
Мы были знакомы с ним больше 30 лет! Особенно сблизил меня с МК 95 год. Я сломал ногу и он, только выйдя на военную пенсию, став старостой Троицкого прихода, исправно возил меня по врачам и рентгенам. С ним было интересно.
Он - кадровый военный, профессионал. Командовал полком ПВО. Рассказывал, как учил подчиненных сбивать вертолеты. Тогда мне это казалось сказкой. Но, как оказалось позднее, было реальностью - закрытое небо.
Он - оренбуржец с польскими корнями. Последнее не очень знал). Но у него была настоящая выправка кадрового офицера! Он шел в гражданском костюме, но было ощущение, что звенят шпоры)).
И еще. В жизни он был исключительно честный и , подчас, наивный как ребенок. Легко обижался, но всегда быстро прощал. Такая редкая порода вспыльчивых и отходчивых людей. И его все любили. Он был бессеребренником. Всю церковную жизнь прослужил на приходе, не взяв копейки.
Царство тебе Небесное, добрый человек!
🙏6716👍1
Читатель задал вопрос: каким образом разводят людей проповедью на тему "Раздай имение свое". Расскажу о том, с чем сталкивался сам. Прежде всего, существует древнее правило, по которому человек, поступающий в монастырь, должен пожертвовать ему свою собственность. Конечно, сейчас нет столь жестких уставных требований. Более того, требуется решение всех семейных проблем, включая имущественные, при постриге. Однако не все, что записано пером, соблюдается. Многое зависит от монастыря, настоятеля и духовника. Что далеко ходить, вспомните уголовника-архимандрита Сергия Романова. Если община формируется как сборище алармистов - "все погибнут, мы спасемся", то там обязательно ищите требование продать недвижимость и отдать деньги. Тем более, если квартира в мегаполисе. "Москва станет землею, Питер- водою". Поэтому нечего цепляться за место погибели. По уставу пожертвования идут на монастырь. Но...это не всегда можно проконтролировать. Ушлые духовники легко объяснят и докажут, что иерархия отречется от Христа и надо "отдать батюшке", он-то знает, куда вложить деньги. Их могут присвоить, а могут и купить заимки-скиты, оформив на физлиц. У одной обители таких были десятки, епархиалы пытались их получить, но получили шиш. Право частной собственности никто не отменял.
Один из распространенных приемов - забирать квартиры и деньги за них за уход за пожилой, больной монахиней. Похожая практика на приходах: "Отдай дом (квартиру) батюшке, а за тебя будут молиться". Очень распространенная история. И в таких делах частенько используют добровольных "помощниц", которые обрабатывают потенциальную цель. Формально, по закону, эта практика не попадает под УК, если не было откровенного мошенничества.
Приведу еще один способ, с которым встречался. Вот наркоторговцы присматривают для рынка сбыта непутевых детишек из богатых семей. Сажают их на дозу. Так могут подсаживать и на духовный опиум. Используя конфликты в семье, ссоры с родителями, предлагая уйти в обитель. А дальше - "жертвуйте".
Чтобы не стать жертвой подобных манипуляций, надо хорошо узнать приходскую и монастырскую жизнь. В первую очередь, не спешить доверять "старцам". Присмотритесь. Во-вторых, не доверять приходскому эксклюзивизму - "только у нас все по-православному". Не спешить с "концом света". Думать о близких. Не бежать из города в "леса и горы" в поисках спасения.
И еще. Современное сектантство возникло не на голом месте. Многое успели придумать до него.
29💯25👍12🤔8
"Чеснок" пишет:
Приставы выселяют суздальскую православную гимназию из здания

Суздальская православная гимназия проиграла очередной суд с владимирской епархией. На этот раз арбитраж признал законным решение митрополии о расторжении договора безвозмездного пользования зданием на улице Васильевской, 7 в Суздале. До этого суд сохранил за РПЦ право собственности на объект и обязал образовательное учреждение освободить помещения.

8 декабря судебные приставы начали исполнительное производство по делу о выселении суздальской православной гимназии. Сделать это необходимо было по решению суда еще к началу декабря. Приставы дают гимназии 5 дней на добровольное освобождение помещений, иначе ее ждут штрафы, арест имущества и прочие меры воздействия, вплоть до силового варианта.

Накануне представители  гимназии, ученики и их родители записали видеообращение к президенту. По словам авторов обращения, они «исчерпали все возможности достучаться до местных властей с нашими проблемами».

Подписаться | Предложить новость
😢23🙏12🔥32👍21