Khraks dev – Telegram
Channel created
Channel photo updated
Effect

Еще один виток развития программиста и коммьюнити - понимание преимуществ описаний (конфигов) vs непосредственным исполнением.

Так появились JVM, .Net(CLR) для которых можно писать на Java/Scala/Kotlin, C#/F#/Q# и пр. Так произошло с фронтедом когда появился React - теперь мы пишем компоненты - описание разметки вместо jQuery лапши. Так, надеюсь произойдет и с js/ts с популяризацией Effect - экосистемы вокруг примитива-вычисления.

Effect - является описанием некоего вычисления, так же как фронтенд-компонен - описанием некой разметки.

Какие преимущества это дает?

Ну, например, мы можем иметь несколько интерпретаторов-исполнителей этих самых описаний:
- давайте рендерить компоненты на сервере, в браузере и нативно в телефонах
- давайте исполним Effect в различных js окружениях

Давайте сделаем наше "описание" объектом высшего порядка? Будем передавать в его в функции и другие "описания" и модифицировать поведение?
- slots, renderProps, HOC
- и тут Effect предлагает огромное множество возможностей - функции-кобинаторы для повторений (`repeat`) различных видов, ретраев (`retry`) со стратегиями, контролируемого параллельного исполнения, последовательного исполнения

Тайпскрипт дал строгую типизацию, но он не сохраняет ниформацию о выбрасываемых ошибках


try {
throw 'Error'
} catch (x: unknown) {}


Фронтенд компоненты не сохранают информацию о требуемых контекстах (зависимостях) - об этом, обычно, узнают из ошибок в рантайме

Effect в свою очередь позиционирует себя как missing ts standard library, better ts - его модель решает проблему трекинга возможных ошибок и требуемых зависимостей


type Result<A, E> =
| { type: 'ok' , ok : A }
| { type: 'err', err: E };

type Effect<A, E, R> = (requirements: R) => Promise<Result<A, E>>


Эфекты можно комбинировать различными способами при этом "каналы" ошибок и зависимостей будут расширяться все новыми вариантами - в примере видно что исполнение эфектов последовательно конструирует новый эфект с суммой зависимостей и суммой возможных ошибок.


const andThan = (
from: Effect<A1, E1, R1>,
next: (prev: A1) => Effect<A2, E2, R2>
): Effect<A2, E1 | E2, R1 | R2>


Результирующая программа также является эффектом - удобство в том, что интерпретатор (runtime) этой программы требует чтобы "канал" зависимостей был типа never - нашей программе должны быть предоставлены все зависимости перед исполнением.

В настоящий момент экосистема Effect достаточно богата и влючает:
- @effect/schema - более универсальный старший брат zod для декодирования за авторством gcanti
- @effect/cli - фреймворк для CLI
- effect-http - фреймворк для описания rest-api с последующей генерацией OpenAPI схемы, и конструирования типобезопасного клиента и сервера
- @effect/rpc @effect/rpc-http
- @effect/opentelemetry
- @effect/platform @effect/platform-node @effect/platform-bun @effect/platform-browser

Вышеописанное не полность покрывает фичи предоставлямые Effect, но это уже делает его многообещающим подарком комьюнити. Кроме того авторы проекта - крутейшая команда высококлассных специалистов.

Надеюсь Effect скоро станет новым стандартом разработки и призываю всех поставить на эту лошадку, пока он ней никто не знает. Это как повысит вышу конкурентноспособность в будущем, так и сделает ваш настоящий не-effect код лучше - потомучто вы просто не сможете писАть по старому.

https://effect.website/

Матералы:
- https://www.youtube.com/@effect-ts
- https://github.com/antoine-coulon/effect-introduction
- https://github.com/ethanniser/effect-workshop
👍5🎉1🗿1
🚀 Effect 3.0 🚀

Начиная с 3 версии effect замедляет ломающие изменения и становится стабильным. (В отличие от остальных экосистемных пакетов 😢).
Следующими задачами станут обеспечение стабильности библиотек экосистемы, а также добавление большого количества документации и примеров.

Приятно, что пара моих PR тоже там есть)

https://effect.website/blog/effect-3.0
🔥5
Effect 3.0.4
За 30 минут решилась 3 летняя задача по избавлению Effect.gen (аналог do-нотации) от функции-адаптера которая служила прослойкой чтобы не "fuck of"(M Arnaldi) вывод типов. Теперь можно просто yield* MyEffect. Очередное улучшение DX можно поставить на первое место с:
- изменением порядка типо-параметров
- Pipeablе
- добавлением контекста для схем
- Effect.Tag
Работаю над PR по добавлению в Effect обертки над Geolocation API.

getCurrentPosition - нехитрыми преобразованиями мапится на Effect - такой ваншот получения координат устройства

watchPosition и clearWatch - напятся на Stream - но тут прояснилась интересная деталь.
Сначала я наивно полагал, что watchPosition(successCb, errorCb) имеет семантику - хоть одна ошибка и автоотписка. Но после ресерча понял, что эта функция будет стрелять в оба канала ошибки и координаты независимо. А отписываться нужно самостоятельно только если прилетит ошибка о нехватке прав.

Почему две функции мапятся на один Stream? Потому что в Effect есть свой механизм прерываний - который и использует конструктор Stream.async. То есть чтоб отписаться от слежки (`clearWatch`) достаточно прервать Fiber в котором исполняется стрим.

Если кто-то знает нюансы работы с Geolocation API - конструктивная критика приветствуется)

Работая над этим PR - убил сразу всех зайцев:
- соприкоснулся с командой Effect
- узнал интересные детали работы Geolocation API
- узнал о наличии EmitOps - удобных хелперах для жизненного цикла стрима
- всплакнул, работая с непромифицированным апи - какого года релиз?

https://github.com/Effect-TS/effect/pull/2691
🔥4
Do-simulation
Часто мы оперируем не одним значением в программе - а комбинируем несколько.
Но что делать, если значения завернуты "коробоки"?
Давайте порассуждаем на примере типа данных Either<R, L>
На ум приходит что-то такое:
const Ea, Eb, Ec // Either<'a', ErrorA> ...
Either.flatMap(Ea, a =>
Either.flatMap(Eb, b =>
Either.flatMap(Ec, c =>
Either.some(a + b + c)
))) // Either<'abc', ErrorA | ErrorB | ErrorC>

То есть мы получаем доступ к завернутому значению через замыкание, которое играет роль некоего "контекста" в котором лежат известные развернутые значения.
А давайте мы опустим этот контекст с уровня "так работает язык", на уровень объектов самогО языка - будем использовать для контекста (x) и складывать в его поля fieldName (аналог названия переменной в контексте языка) развернутые значения переменных. Изначально контекст пуст - Right<{}>.
const Ea, Eb, Ec // Either<'a', ErrorA> ...
Either.right({}).pipe(
Either.flatMap(x => Either.map(Ea, a => ({...x, fieldA: a}))),
Either.flatMap(x => Either.map(Eb, b => ({...x, fieldB: b}))),
Either.flatMap(x => Either.map(Ec, c => ({...x, fieldC: c}))),
Either.map(x => x.fieldA + x.fieldB + x.fieldC)
)

Вырисовался паттерн который можно положить в функцию с понятным названием и переиспользовать.
const bind = (
fieldName: string,
workWithContext: (x) => Either<fieldValue, ...>
) => Either.flatMap(
(x) => Either.map(workWithContext(x),
fieldValue => ({...x, [fieldName]: fieldValue}))
)

Действительно - для работы такого подхода нам достаточно передать каким будет название нового поля в контексте и вычислить его значение, исходя из предыдущего контекста. Функция называется bind потому что мы привязываем новое значение (fieldValue) к его имени (fieldName) в контексте.
Начальное значение контекста так же положим в переменную - const Do = Either.right({}).
Eigher.Do.pipe(
Either.bind('fieldA'), x => Ea), // Either<{fieldA: 'a'}, ErrorA>
Either.bind('fieldB'), x => Eb), // Either<{fieldA: 'a', fieldB: 'b'}, ErrorA | ErrorB>
Either.bind('fieldC'), x => Ec),
Either.map(x => x.fieldA + x.fieldB + x.fieldC)
)

Подобный код на Haskell выглядел бы следующим образом:
do {  
fieldA <- Ea
fieldB <- Eb
fieldC <- Ec
return fieldA + fieldB + fieldC
}

Логика обрамленa в блок do { ... }, отчего и название - Do-notation (Ду-нотация)
Кроме использования в pipe можно использовать и gen версию:
Either.gen(function* () {
const fieldA = yield* Ea
const fieldB = yield* Eb
const fieldC = yield* Ec
return fieldA + fieldB + fieldC
})

Do-simulation определена для модулей Option, Either, Effect, Stream, Array.
Какой способ записи предпочитаете вы - pipe vs gen?
Было ли понятным объяснение? Стоит ли что-то расписать подробнее?
👍3👏2🔥1
Нарисовал схему иерархии типов данных в Effect.
Показалось интересным что Option и Either являются подтипом Effect. Но при этом Option не является подтипом Either.
Почему? Option и Either являются описанием данных, a Effect - вычисления.
Вычисления запускаются движком эффeкта - он то и будет интерпретировать Option и Either, как Effect - константу (вычисления которые всегда возвращают одно и то же).
Exit - тот же Either, но имеет семантику "результат вычисления Effect " - к нему применяется вышеописанная логика.
Tag - описание связи ( Id<->Value ) зависимости, интерпретируется как Effect который вернет реализацию зависимости Value, если предоставить ее Id
STM - Effect который выполнится с гарантией транзакционности.
Stream - вычисление которое может испустить несколько значений - Effect уже представляется как single-shot Stream
Sink - приемник значений испускаемых Stream - Effect работает как "константный" - Sink
Интересным является и реализация этой иерархии:
- Каждый вышестоящий модуль в иерархии аугментирует непосредственно предыдущий - на уровне типов
- В реализации типов ниже Effect в иерархии добавлено дополнительное поле _op - на которое опирается движок
👍2🔥1
Иерархия типов Effect
Mermaid
Khraks dev
Do-simulation Часто мы оперируем не одним значением в программе - а комбинируем несколько. Но что делать, если значения завернуты "коробоки"? Давайте порассуждаем на примере типа данных Either<R, L> На ум приходит что-то такое: const Ea, Eb, Ec // Either<'a'…
В продолжение заметки о Do-notation хочу поделиться отличной статьёй о видах коробок(контекстах), в которых могут происходить вычисления.
Для меня интересным было узнать, о спецэфектах которые может вытворять монада для массивов. Часто использую её для генерации всех возможных пропсов, которые использую в тестах UI компонентов.

https://ruhaskell.org/posts/theory/2018/01/18/effects-haskell.html
Не смотря на минусы enum в typenoscript - это до сих пор единственный способ представить номинативный юнион и сохранить механизм "исчерпывания" (exhaustion) - как то проверка в Record и сужение в switch-case.
Брендирование строк, например, теряет это свойство(
Помню был PR по добавлению специального синтаксиса для брендов, но он так и не взлетел.
Playground link

enum Fruit { orange = 'orange', apple = 'apple'}
enum Color { orange = 'orange', green = 'green'}

type Fruit_union =
| 'orange' & {__tag: 'Fruit'}
| 'apple' & {__tag: 'Fruit'}
type Color_union =
| 'orange' & {__tag: 'Color'}
| 'green' & {__tag: 'Color'}

// exhaustiveness example
const testExUnion: Record<Fruit_union, number> = {} // doesn't work
// @ts-expect-error Type '{}' is missing the following properties from type 'Record<Fruit, number>': orange, apple
const testExEnum: Record<Fruit, number> = {} // works fine

// nominative example
const testNomColor: Color = Color.orange
// @ts-expect-error Type 'Fruit.orange' is not assignable to type 'Color'.
const testNomColor1: Color = Fruit.orange
👍2
Как говорил Архимед:
Если долго смотреть на эту демку, то поймешь контрвариантность функции по аргументам


function test(cb: (x: 4 | 2) => void) {
cb(4)
}
test(x => x)
// ^? (parameter) x: 4 | 2
function num(x: number) {}
function twoOrFour(x: 2 | 4) {}
function two(x: 2) {}
function four(x: 4) {}
function str(x: string) {}

test(num)
test(twoOrFour)
test(two) // Type '4 | 2' is not assignable to type '2'
test(four) // Type '4 | 2' is not assignable to type '4'
test(str) //Type 'number' is not assignable to type 'string'

На самом деле продолжение фразы другое: "... то поймешь, как не надо называть функции"
👍2😁21
В 3.8 для многих структур данных я реализовал интерфейс Effect https://effect.website/blog/effect-3.8#more-types-implement-effect.
Теперь, например, Ref, Fiber, Deferred - стали подтипами Effect.
Это дало возможность работать с ними в контексте Effect.gen бесшовно:


Effect.gen(function*() {
const ref = yield* Ref.make('val')
const refOldWay = yield* Ref.get(ref) // было
const newWay = yield* ref // хоба
})


С одной стороны стало более единообразно с совсем уж не Effect данными - Option, Either и тд.
C другой - не так самодокументировано - при чтении глазами нужно помнить, с каким типом идет работа, ведь, допустим, тех же Ref ов существует туева хуча - ScopedRef , SyncronizedRef , SubnoscriptionRef.

В поиске пути реализации этой фичи я изучил рантайм представление эффекта и набрел на модуль Effectable. Этот модуль как раз нужен для облегчения внедрения своих примитивов в Effect мир. С его помощью и была имплементирована фича.

Он представляет из себя набор прототипов и базовых классов.
Effect`-примитив в рантайме представляется объектом с полем _op и другими полями необходимыми для "запуска" соответствующей _op ерации - их существует некоторое количество. В качестве точки расширения выступает операция OP_COMMIT которая подразумевает наличие метода commit(): Effect.


export class MyVal
extends Effectable.Class<"val">
implements Effect.Effect<"val">
{
#val = "val" as const;
commit() {
return Effect.sync(() => this.#val);
}
}

Примерно так можно интегрировать свои структуры данных в экосистему
Как по мне - фичи крутые - как Effectable так и экосистемная эффективизация) Что думаете об этом? Будете использовать?)
👍2👏1