Голый землекоп – Telegram
Голый землекоп
90.6K subscribers
686 photos
84 videos
10 files
427 links
Илья Колмановский: самые интересные новости науки и какое они имеют отношение к вам.

И слушайте подкаст Голый землекоп на всех площадках: https://cutt.ly/YhYIPtj, а также на Яндекс.Музыке: https://music.yandex.ru/album/103303
Download Telegram
Прорыв в омоложении: коленка из носа

Группа ученых из Базеля смогла сделать двум пациентам новые хрящи в колене. Новые хрящи вырастили в лаборатории из... кусочков носовой перегородки.

Это отличная новость, потому что, как было установлено раньше, наши колени после 14 лет могут только стареть: их клетки больше не восстанавливают хрящ. А вот носы в старости отлично растут, даже чересчур: вспомните, как выглядит карикатура или шарж, где хотят подчеркнуть возраст героя. Ведьму какую-нибудь, например.

Двум пациентам с тяжелым остеоартритом (у них совсем умер хрящ в коленном суставе) пробили носовые перегородки, взяли шайбы хряща по несколько мм, и еще взяли кусочки кости. Перевоспитали в лаборатории клетки, которые растят хрящ и кость, дали им задание -- и вырастили такие костно-хрящевые сендвичи, довольно большого размера – 3-5 см. Посадили костяной поверхностью на кость в колене – прижилось. Ура?

Картинки: Universität Basel, Christian Flierl
12👍2🔥2
Какая связь между атомной бомбой и старением коленей

Кстати, как узнали, что колени после 14 лет только стареют: подсказали ядерные испытания. Из-за них к середине 60х гг в атмосфере резко вырос уровень изотопа углерода С14. Этот изотоп вошел в органические молекулы и стал передаваться по пищевым цепочкам. В 2017 году ученые взяли образцы ткани хряща из колена у людей разных возрастов. Оказалось, что у тех, кому было к этому времени 14 лет и больше, в хряще нет С14: там уже не было активно питающихся клеток, которые вклеили бы такие атомы в ткань строящегося хряща. Те, кто был моложе, включили изотоп в состав хряща. Похожее открытие сделали про ахиллово сухожилие, только возраст чуть больше: ахилл регенерирует только до 17ти лет.

Так что очень хорошо бы научиться чинить такие ткани: само – не чинится.
👍5
Привет, это Андрей Борзенко, редактор «Голого землекопа» и главный редактор студии Либо/Либо. Если вы пользуетесь Apple Podcasts, то наверняка заметили, что мы запустили подписку и первым делом опубликовали полную английскую версию интервью Ильи Колмановского с профессором Майклом Левиным. Подписку можно оформить в приложении, на странице подкаста, нажав на кнопку «Try Free» или «Пробная подписка».

Зачем мы это сделали?

Рассказ профессора Левина о мыслящих клетках и биороботах вы уже могли частично слышать в майском выпуске «Голого землекопа». Интервью было на английском, и как обычно, какие-то фрагменты мы перевели и озвучили, что-то Илья пересказал сам, а что-то просто не вошло, потому что не может всё влезть в один выпуск. Таких исходников интервью с очень крутыми учеными у нас накопилось уже много: Элисон Гопник, Сванте Паабо, Элайна Чан, Андреас Мершин – это все люди, которые делают невероятно важные открытия и к тому же здорово о них рассказывают. Мы решили, что будем обрабатывать английские версии и выкладывать целиком: это захватывающие разговоры сами по себе, к тому же многие слушатели пишут, что хотят поделиться историями из нашего подкаста с англоязычными друзьями.

Почему это под подпиской? Apple Podcasts недавно запустили опцию платной подписки на бонусные эпизоды, и для нас это важный эксперимент. В нем участвуют несколько подкастов студии Либо/Либо: пока это «Запуск завтра», где простым человеческим языком говорят о технологиях, «Так вышло», где спорят об этике, и «Голый землекоп». Другие наши подкасты скоро тоже будут выкладывать в канал Либо/Либо+ дополнительные материалы. Все они будут доступны по общей подписке за 249 рублей в месяц (первый месяц бесплатно, можно легко отписаться). У нас нет плана на этом заработать, скорее это способ попробовать что-то новое, ну и дополнительно ощутить вашу поддержку. Тут важно, что Apple обещает продвигать подкасты с бонусными выпусками, так что это еще и должно помочь продвижению нашего проекта.

Пока план по «Землекопу» такой: выкладываем несколько интервью, считаем аудиторию и собираем фидбек (можно прямо в комментариях к этому посту), а параллельно придумываем еще какие-то форматы.

Вот еще что важно: это действительно пока относится к пользователям Apple Podcasts, тк они запустили эту историю с подписками. Если мы поймем, что бонусные эпизоды востребованы, будем постепенно пробовать похожую схему, доступную и на других платформах.

Спасибо! Слушайте «Голого землекопа», мы пошли готовить новый сезон.
👍3😢1
Вот так выглядит эта кнопка
"Стать человеком": исследователь и его павиан изучают эволюцию двуногой походки

Автор: Roberto García-Roa.

Картинка с конкурса на портале BioMedCentral в категории "Human evolution and ecology"
Приятно: газета NYT опубликовала новый снимок Хелен Обандо, героини выпуска первого сезона, где мы берем интервью у ее матери. Совсем стала взрослая девушка! в выпуске рассказывается о том, как Хелен стала первым подростком, у которого удалось включить плодный ген, и так победить генетическую болезнь, серповидную клеточную анемию. Взрослый ген у нее сломан, зато существует молчащий ген, работающий во время развития в животе у матери. У нас много молчащих генов - интересно думать о том, какую они могут принести пользу.

Хелен недавно встречалась с ребятами из летнего лагеря для таких пациентов: надежды на такое же лечение для них упираются сегодня в финансирование - об этом статья в NYT.


Вот ссылки на тот выпуск:

Web

Apple Podcasts
Google Podcasts

Overcast
Pocket Casts
Castro

Castbox

Radio Public
RSS

Yandex Music
Spotify
👍21
Мы ещё будем возвращаться к теме генной терапии. А пока что послушайте новый выпуск этического подкаста студии ЛибоЛибо "Так вышло" об отборе эмбрионов. "Да, это евгеника!", говорит гость выпуска доктор Екатерина Померанцева. Для нее и ее коллег отбор эмбрионов по генетическим признакам до подсадки -- обычная практика. Сегодня речь идёт про отбраковку тяжело больных и нежизнеспособных, но серая зона наступает практически сразу.
Forwarded from Так вышло (Kirill Sychev)
«Да, это евгеника!» Можно ли отбирать здоровых детей и запрещать рожать заведомо больных

«Ребёнок это всегда очень сложный compound родительских ожиданий, реализаций социальных норм, амбиций, планов укрепить семью, иногда вообще удержать мужа. Дети появляются под действием кучи разных родительских мотиваций и далеко не всегда можно говорить, что каждый рождённый ребёнок — это чистая в этическом смысле история про то, как мы хотели создать новую жизнь, а для себя ничего не хотели.»

Врач-генетик Екатерина Померанцева рассказывает много потрясающих историй. О том, в каких случаях родители заводят нового ребенка, чтобы он стал донором для брата или сестры. Почему людям с нарушениями слуха отказываются помогать специально заводить слабослышащих детей. Почему кто-то может хотеть второго ребенка с синдромом Дауна. Ну и о том, что идти к генетику надо, не дожидаясь, пока в семье кто-то заболеет!

Новый выпуск!

🔻
В Apple Podcasts

▪️ В YouTube

▫️ В Castbox


♦️Ссылка на покупку билетов на открытую запись 7 октября: https://dkrassvet.space/events/takvyshlo/

_
👍2
Ученые из университета Базеля сделали приложение для лечения арахнофобии, работающее на основе приниципа дополненной реальности. Опубликовали статью, пишут, что помогает! выглядит славно. Но я-то люблю пауков и много лет их выращиваю. Едят сверчков. А вы любите такое вот?
Где я нахожусь? С каким выпуском подкаста Голый Землекоп связана эта фотография?
Спасибо всем, кто попробовал угадать – надо же, как много людей знают содержание выпусков подкаста! Первой полный правильный ответ дала Nastassia Sher: это бар Pulp, Лондон, и речь идет о новогоднем выпуске, в котором было интервью с британским психофармакологом Дэвидом Наттом, который открыл этот бар вместе с дочерью.

Недавно в издательстве Альпина вышел русский перевод его книги «Пить или не пить», а 22 октября в пятницу в 21:00 мы с Андреем Бабицким (ведущим подкаста «Так вышло») и винным критиком Алексеем Морозовым устроим паблик-ток в «Доме Культур» по этой книге. Full disclosure: мне заплатят за этот вечер символический гонорар; в остальном мной движет чистый энтузиазм.

Дело в том, что меня почему-то не отпускает и книга, и интервью. Идея Натта простая: мы живем в очень странной культуре. Алкоголь – опасный наркотик, вызывающий сильнейшее привыкание и разрушающий организм. При этом, мы относимся к нему крайне безответственно. Натт говорит: люди неизбежно употребляют вещества, поэтому наука должна не призывать к абстиненции, а предлагать пути снижения вреда и осознанного потребления. И открыл бар – с целью создать альтернативный сценарий. Я расскажу подробно на встрече, но пока быстро запишу что-то, чтобы не забыть.
👍32
До бара Pulp ехать из центра полчаса на метро, и еще идти 10 минут. Тихий район, South Ealing, из двухэтажных частных домиков, миддл-класс. Бар работает до 17:00; я доехал в ланч, с попутчицей: дочерью трех лет. Больше всего похоже на локальную кофейню: светло, кафель, крошечные столики, заходят и сидят местные люди среднего возраста с собаками. Никто не пьет, у всех кофе. Совсем небольшой выбор горячих бутербродов.

Единственная особенность: два гигантских стеллажа с винами со всего мира. Я выбираю бордо, мне наливают бокал. Берем два горячих бутерброда, садимся друг напротив друга.

Я давно уже думаю, что стандартный бокал вина – это несуразно большая доза. Но нередко за ужином и в компании, выпиваешь несколько таких: стимулирует еда, стимулирует общение, – компания это всегда стресс, говорит Натт. А потом ты теряешь контроль и выпиваешь еще немного, а потом еще дижестив. А надо бы, по Натту, выпить ровно столько, сколько нужно для достижения эффекта, а все остальное -- это просто бессмысленная отрава.

Выпиваю несколько глотков, почти не закусывая: Натт наставивает на мысли, что еда приводит к избыточному потреблению. Алкоголь тут же начинает действовать: замедляется время, сужается поле зрения. В первый момент это неприятно: ну кто так делает?! С ребенком, днем, без нормальной пищи. Но уже в следующие минуты я начинаю понимать: это и есть чистый опыт. Вещество без всего, что обычно сопровождает и усугубляет этот опыт. Мне делается уютно: райончик вдруг напоминает место недалеко, в восточном Лондоне, где я жил в 1992 году подростком, и еще немного Коломенское, где прошло детство. Я больше никуда не спешу: это такой особенный день. Так не станешь делать часто. И точно не станешь пить второй бокал. Я не смотрю все время в телефон, я полностью сосредоточен на общении с собеседницей – мы болтаем, играем, валяем дурака, здороваемся со всеми собаками. По дороге к метро я подумал, что лучше всего было бы поспать, но вместо этого мы доехали до Гайд-парка и еще долго гуляли под дождем и помогали гусям добывать каштаны из оболочки. (Опережая замечания: я умею проводить так время и без бокала вина; иногда я не пью месяцами, или даже годами - но мой очерк о конкретном эпизоде)

К вечеру я оказался в шумном и очень вкусном азиатском ресторане в центре города. Обычно эта обстановка и этот тип еды в это время года просто требует горячего саке, но мне совершенно не хотелось. Организм явно прошел весь биохимический цикл, о котором пишет Натт, и с веществами на этот день было покончено.
3👍2
Нобелевскую премию по физиологии или медицине 2021 сегодня присудили Дэвиду Джулиусу и Ардему Патапутиану за открытие рецепторов тепла и давления. Это имеет прямое отношение к голому землекопу и Голому Землекопу!

"Принципов вообще нет […], а есть ощущения. Все от них зависит." – говорит герой романа “Отцы и Дети” (1862) Евгений Базаров. Он демонстрирует изумление того поколения ученых по отношению к простой мысли: все живые организмы умеют делать только две вещи, ощущать и двигаться. Думать они, предположительно, не могут, это все романтические сказки – а просто превращают электричество с рецепторов в электрические сигналы мышцам.

Мозг знает о том, что происходит вокруг, потому что он получает по нервам импульсы, и они не кислые, не холодные и не щекотные – это просто нолики и единички. Но по всему телу разбросаны устройства, рецепторы, которые в ответ звук, свет, на нагрев, или на холод, или на нажатие (и т.д.) умеют порождать те самые импульсы. Отсюда возникает ключевая задача: узнать, как молекулярные машинки, рецепторы, порождают импульсы.

И это – невероятно сложная задача, и она начала решаться только в 21 веке. С тепловым рецептором (он же – рецептор острой боли) вышло так: у всех, кроме голого землекопа, он еще срабатывает и ложно, по ошибке, в ответ на вещество капсаицин из перца – если съесть перец чили, то кажется, что рот горит, это осязательная иллюзия. Это удачно, потому что у клеток в лаборатории нельзя же спросить больно ли им от горячего, но можно увидеть, что на них налип капсаицин. Ученые установили, какие гены активны в теплочувствительных клетках, и заставили их работать по очереди в чашках Петри в клетках, которые в норме не чувствительны. Установив, какой ген дает клеткам чувствительность к капсаицину, они и сделали нобелевское открытие: от гена уже было рукой подать до строения и механизма работы самого рецептора.

Рецептор назвали TRPV1, и с ним есть отличная история в подкасте «Голый землекоп». Самая чувствительная форма такого рецептора у некоторых змей на морде, они так ищут теплую добычу на расстоянии – помните моего удава, который нырнул в стакан с чаем? Ученые вживляют ген змеиного теплового рецептора куда угодно: растениям в корни, мышам в поджелудочную железу, рыбам в сердце – и этими органами делается можно управлять тепловым лучом. Послушайте выпуск! Можно так всё запрограммировать, что в ответ на тепловой луч, поджелудочная железа, например, начинает синтезировать инсулин, сердце сокращаться, а корень растения - расти

А еще возможность манипулировать тепловым рецептором повлияет на войну, которую наша цивилизация ведет против боли: каждый час только в США умирает 2 человека из-за злоупотребления опиоидами.

Похожая история у этой же рабочей группы вышла с рецептором холода, только там помог ментол. А потом разобрались с рецептором давления, который помогает вовремя убрать ногу, если на нее наступили или опорожнить мочевой пузырь.

Одним словом, Нобелевскую премию дали ровно за этот вот анекдот: «Яша! Что, мама, мне холодно? Нет, ты хочешь писать!» - герой демонстрирует праведный агностицизм по отношению к черному ящику души, пусть даже и своей – а всей полнотой информации наделена только мама. Наверное, в нашей метафоре мама -- это ученый, который научился подключаться к рецепторам и знает всю правду.
👍132
Nature Medicine: 36 летняя пациентка излечена от безнадежной депрессии при помощи чипа в мозге

В продолжение разговора о киборгах (см. например, вот этот эпизод): можно ли протезировать не руку, а счастье?

Это сложно сделать: потому что все счастливые люди похожи, а все люди в депрессии несчастливы по-своему, и нельзя придумать простой чип для всех. Новость как раз в том, что разработали персонализованный подход: самонастраивающуюся систему

Я подробно следил 10 лет назад, как пионер этого дела Хелен Майберг начала делать людям с болезнью Паркинсона операции, и пробовала депрессию тоже. Точно неизвестно, что вызывает депрессию, но Майберг нащупала в мозге зону 25, и научилась ее подавлять. В черепе отверстие, в эту самую зону 25 вживляются электроды, под кожей –источник тока и батарейка, всё как с водителем ритма в сердце. Тогда пациенты говорили мне, что после подачи тока словно стекло промыли. Я даже звонил философам и спрашивал: избытком чего является депрессия? Они говорили: депрессия – это избыток суждения. Любопытно.

А потом было большое клиническое исследование, и оно провалилось. На большой статистике, пациенты из группы с подавленной зоной чувствовали себя не лучше, чем пациенты с фальшивой операцией (об этом методе – см выпуск про головную боль).

Я спросил в пятницу на пресс-конференции Nature, что авторы нового исследования думают про эту старую историю – они ответили, что крайне важен индивидуальный подход.

Пациентке по имени Сара сделали всё в два этапа. У нее депрессия с детства, таблетки не работают. К 36 годам суицидальные мысли несколько раз в час; вообще до 25% случаев клинической депрессии не поддаются лечению. Операция первая: раскидать серию электродов глубоко в мозге, а не как киборгу с рукой на поверхности. Это важно -- чувства живут глубже, чем мысли. Велось подробное считывание информации 10 дней: получили уникальную сигнатуру, паттерн конкретно Сариной депрессии. Операция вторая: вынуть всё это дело и вживить чипы, которые точно подобраны именно к Сариным регионам. Зашить под кожу чип, провода и батарейку; парикмахер через 5 мес не верил, что у нее была операция.

При наступлении депрессии система считывает надвигающуюся беду, и выдает точно соответствующий ток, которые подавляет нужные участки в нужных местах в нужной степени.

Я собираю такие истории, о том, что время философов прошло. То есть: мы не знаем, что такое депрессия -- и в ответ на одну абракадабру, хаос мозговых импульсов, выдаем другую абракадбру: подобранную схему подавления. И дальше Сара живет с этой штукой в голове. Обычно она знает, что штука включилась, где-то через полчаса ощущается.

Буду дальше следить и держать вас в курсе.
👍72