Протоиерей Константин Островский – Telegram
Протоиерей Константин Островский
7.75K subscribers
22 photos
336 links
Авторский канал настоятеля Успенского храма города Красногорска

Группа храма в VK: https://vk.com/uspenskiy_hram_krasnogorsk

Сайт храма: https://uspensky-hram.ru/
Download Telegram
Космическая теснота и сердечное пространство

Современная астрономия даёт повод думать, что вселенная очень обширна и что наше солнце – это только одна из множества звёзд, причём не самая большая.

Такое представление наводит на мысль о существовании на других планетах (возможно, в других звёздных системах) подобных нам разумных существ, что, надо сказать, плохо совместимо с православным вероучением, если, конечно, не предполагать, что гипотетические инопланетяне тоже - потомки Адама и Евы.

Но если во вселенной мы - одни, то для чего же Бог создал такой большой и почти пустой мир? Почему все главнейшие события вселенской истории произошли именно на нашей планете, ничтожной в колоссальных масштабах известного современной науке космоса?

Такими вопросами задаётся пытливый ум. Не следует, однако, забывать, что ум человека стал пытливым только вследствие грехопадения прародителей (до грехопадения Адам и Ева в Раю созерцали Бога и Его творение, а не испытывали). После грехопадения с человеком произошла ужасная катастрофа, которая, в частности, состояла в том, что человеческий ум извратился.

Потеряв первоначальное единение с Богом, человек стал принимать истинно важное (вечную жизнь) за как бы несуществующее, а совсем не важное (временную суету) – за нечто чрезвычайно ценное.

Исполненное смысла (молитвенное общение с Богом) стало скучно человеку, а удручающе бессмысленное (кружение помыслов) стало увлекать его. Истинно великое стало казаться ему незначительным, а совершенно ничтожное – великим. И вот этому извращённому уму межзвёздное пространство представляется очень большим, а сердце – маленьким.

Такому уму тесно в сердце, а в мире сем ему просторно, и он любит носиться по вселенной от одного предмета к другому – свободно, как ему кажется. Но, когда время, данное нам Богом для покаяния, закончится и мы перейдём в мир иной, то всё встанет на свои места. И то, что нам казалось простором и свободой, вдруг обернётся вечным одиночным заключением в бесконечно тесном аду.

Но у того, кто ради Бога постарается молитвенно заключить свой ум в сердце, он постепенно исправится и начнёт видеть вещи не извращённо, а такими, каковы они поистине. Это видение побудит человека к спасительному покаянному деланию и через временную сердечную тесноту и скорбь приведёт, по милости Божией, к вечному блаженству в Царстве Небесном.

#духовнаяжизнь

Протоиерей Константин Островский
210🙏163❤‍🔥32🔥17👍4🤔4💘32🤯1🤬1🤡1
Райский сад за высокой стеной

Рай – за очень высокой стеной. Нужно на крыльях веры разогнаться изо всех своих сил и перелететь эту стену. Расправляю свои могучие крылья, разгоняюсь изо всех своих сил, поднимаюсь всё выше и выше и лечу, лечу по направлению к Раю.

Но, чем ближе подлетаю к стене, тем яснее, что она бесконечно высока, мне её перелететь невозможно. Если не остановиться, то, чем больше моя скорость и мощь, тем ужаснее будет столкновение, и, чем выше я поднимусь, тем сокрушительнее падение вниз.

Или прекратить полёт и отказаться от Рая?
Или: «Господи, спаси меня! Погибаю!» - «Ныне же будешь со Мною в Раю».

#духовнаяжизнь

Протоиерей Константин Островский
217🙏177👍29🕊17👏5😢4🔥1🤬1🤡1💊1
#вопроссвященнику

Добрый день, отец Константин. Скажите, всегда ли в момент исповеди и беседы со священником через него говорит Господь? Часто меня смущают слова батюшки, которому я исповедуюсь. Также я вижу, что близкое общение батюшки с мужем моей сестры и его поддержка изменила поведение зятя и семья их рушится. Как быть?!


То, что во время «беседы со священником через него говорит Господь», вовсе не является нормой. Так можно сказать, если этот священник – духоносный старец (преподобный Серафим Саровский, например), да и то послушание духоносному старцу не является каноническим требованием («старец» не должность и не звание, которое все христиане обязаны признавать). Кроме того, у святых тоже иногда бывали ошибки, о чём говорил сам же преподобный Серафим.
Если духовник и не является духоносным старцем, но чадо испытывает к нему большое доверие, то в таком случае можно, помолившись Богу, испросить у отца совета, имея в душе намерение, исполнить этот совет. Но во всех случаях заповеди Божии выше любых человеческих советов.

Из Вашего вопроса очевидно, что у Вас нет какого-то особенного, Богом дарованного доверия к Вашему батюшке, тогда не нужно и придумывать духовные дарования, которые Бог нам не даровал.
Конечно, когда христианин постоянно долгое время исповедуется у одного священника, между ними волей-неволей возникают душевные отношения (душевные это не духовные, хотя и не обязательно греховные). И если Вы этими отношениями дорожите, то лучше прямо выскажите священнику свои смущения, помолившись Богу, чтобы Он помог эти смущения рассеять. Батюшка может обидеться, но это всё же не так плохо, как фальшь в духовных отношениях. Если же батюшка успокоит Вашу душу, тогда духовные отношения укрепятся.

Если особенного доверия нет и наладить искренние духовные отношения не получается, то лучше не обращаться к этому священнику за жизненно важными советами. Самое худшее – это ради поддержания душевных отношений изображать духовное доверие. Если Бог пошлёт священника, к которому действительно откроется Ваше сердце, можно начать окормляться у него. Мы не привязаны к своим духовникам, к свободе призвал нас Господь (см. Гал. 5, 13).

#жизньЦеркви

Протоиерей Константин Островский
219🙏131👍40🤔1🤬1🕊1🤣1😈1
#вопроссвященнику

Здравствуйте! В Евангелие сказано, что разводиться с женой можно только за прелюбодеяние, а если жена не любит, ненавидит, постоянно ругается, общается со своей мамой и последние 5 лет из 22 даже притронуться нельзя - скандал. Вопрос: терпение бесконечно?


О терпении сам Господь в Евангелии говорит ученикам: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). А наш крест и состоит, по преимуществу, в терпении скорбей, в том числе от самых близких людей.
Если же обсуждать конкретную, описанную Вами ситуацию, то это можно делать только в личной беседе.

#семья

Будь в поле МЕДИА-ПОЛИ
136🙏82😢41👍18
#вопроссвященнику

Здравствуйте. Простите заранее за наверное глупость и наивность...но

1) Что делают сейчас души ушедших, умерших людей и где они?

2) После страшного суда-чем заниматься будут спасённые? Всё время петь, радоваться? Гулять по райским аллеям? А если не захотят,допустим,сразу гром,
молния?


Образы вечности, подобные тем, что Вы приводите, в общем-то, могут использоваться для, например, утешения близких, мол «не плачь, мама, я ухожу в райский сад и буду ждать тебя там». Такие образы есть и в Священном Писании, они помогают людям обретать надежду на вечную радость, уготованную праведным, и страх вечной муки, на которую обрекут себя нераскаянные грешники.
Но само по себе бытие в вечности постижимо для человеческого рассудка в очень малой мере. Для пояснения приведу геометрический пример.

Живут, скажем на плоскости человечки, назовём их плоскатиками. И каждый из них в какой-то момент должен покинуть свою привычную плоскость и стать объёмиком, так что для него начнётся совсем новое бытие – в пространстве.
Плоскатикам сказано, как им себя вести на плоскости, чтобы, покинув её, вознестись над ней и, превратившись в благоуханного объёмика, бесконечно, вечно ликовать. И им также сказано, что те, кто не захотят вести себя достойно вечной радости, те не вознесутся над плоскостью, а провалятся под неё, слипнутся в объёмный, но бесконечно тесный комок и будут вечно страдать.
Что можно объяснить на эту тему плоскатику, а что невозможно? Нравственные правила объяснить можно, некоторый опыт радости и страдания у плоскатика тоже есть, но у него, принадлежащего плоскости, пока нет и не может быть опыта объёмного бытия.

А если вернуться к нашей, человеческой ситуации, то мы из своей житейской плоскости должны будем выйти не в трёх- и не в стомерное, а в безмерное пространство Божественной любви. И, если мы не будем к этому готовы, то мы так-таки и слипнемся – по своей злой воле! – в безмерно и бесконечно тесный страдающий комок.

Поэтому нам нужно не фантазировать, как это будто бы скучно всё время гулять по каким-то там райским аллеям, а, пока не поздно, готовиться к встрече с бесконечно любящим нас, но Страшным Судией.

#учение #духовнаяжизнь

Протоиерей Константин Островский
277🙏146👍44🔥29🤔10🕊7
#вопроссвященнику

Добрый день, отец Константин! Как быть, если большая часть жизни уже прожита, а теперь понимаешь, что не так надо было жить. Не ту профессию выбирать, не того супруга, все не то. Но изменить уже невозможно.


Как это «всё не то»? Всё то! Всё, что с нами уже произошло, в том числе наши греховные поступки, теперь стало обстоятельствами нашей жизни. Посланными Богом обстоятельствами. Не будем гневить Бога хулой на обстоятельства.

Если мы в чём-то погрешили, надо в этом покаяться и, если есть горькие последствия наших грехов, то понести их как душеспасительную епитимью, благодаря Бога за прощение грехов.

Если мы просто в чём-то ошиблись (стали музыкантами, а лучше было стать инженерами, например), то тут и каяться не в чем, просто надо смириться.

«Не того супруга» не бывает. Если он законный, значит Богом данный. И это так даже в тех случаях, когда этот «Богом данный» во всех отношениях плохой. Даже если с ним пришлось развестись из-за его запредельно дурной нравственности, то и в таком случае надо принять свой крест не из рук своих ошибок и страстей, а из рук Божиих.

Вам, может быть, кажется, что я лью уксус на Ваши душевные раны (простите меня), но так кажется, только пока мы озираемся на блеклое прошлое и жалеем себя. Если же мы перестанем озираться, а вспомним о сияющей вечности, в которой Бог отрет всякую слезу с очей, «и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21, 4), то будем за всё благодарить Бога. За сладкое, потому что приятно, и за горькое, потому что полезно.

#духовнаяжизнь #семья

Протоиерей Константин Островский
300🙏228🔥38👍24❤‍🔥11🤔7😢2🕊1
Чем угодить Богу?

Подходит к вратам Рая добрый человек, там его встречают ангелы и говорят, что для входа нужно предъявить добрых дел на 100 баллов.

«Какие добрые дела вы делали?» − «Я подавал нищим». – «О! Великолепно! Это весит 1 балл!» − «Но я кроме того ухаживал за больными». – «Поздравляем вас, вы получаете её 3 балла!» − «За успехи в социальной работе меня наградили медалью!» − «За это, к сожалению, вы теряете 3 балла». – «Но я каялся на исповеди в гордости». – «3 балла вам возвращаются. Может быть, у вас есть что-то ещё?» − «Ой-ой-ой, − пригорюнился добрый человек, − плохо дело, не на что надеяться, разве только на бесконечное милосердие Божье». – «Заходите!»

Так и нам нужно надеяться на милость Божию, а не на свою положительность.

#духовнаяжизнь

Протоиерей Константин Островский
370🙏206🔥52👍28💯12😁5🕊3
Ропот, как и гордость, наверное, есть основа природы каждого греха?

Это так, но не совсем. Гордость действительно лежит на самой глубине сердца, бороться с ней надо, но победить её в нас может только Сам Господь, и произойдёт это (если, конечно, будем проводить жизнь в покаянии), скорее всего, при исходе души из тела.

А ропот, так же как и грубое осуждение ближних, должен быть уже сейчас решительно отвергнут. Помыслы ропота, конечно, будут нападать, но в них каждый раз по мере обнаружения нужно каяться. Тогда Бог нас не оставит и постепенно, посылая душеполезные скорби, очистит от страстей. А если человек соглашается с помыслами ропота и не кается в этом, то Бог насильно нас спасти не может. Скорби не исчезнут, но потеряют своё спасительное значение.

#духовнаяжизнь

Протоиерей Константин Островский
🙏207118👍23🔥13🤔3
Как разобраться, что происходит по моей воле, а что по воле Божией?

Всё, что сознательно делаем мы, происходит по нашей воле. Это может быть свято, если наша воля расположена по воле Божией, или греховно, если мы противимся воле Божией, или так-сяк, если, скажем, чистим зубы по утрам. А всё, что происходит с нами (к этому относится и наша бессознательная деятельность), происходит по воле Божией. И, кстати, всё наше прошлое, как бы ни были мы в прошлом правы или виноваты перед Богом, став прошлым, тоже оказывается обстоятельствами нашей жизни, которые нужно принять со смирением. Не грызть себя: «Эх, зачем я так поступила», а признать свою вину и благодушно терпеть последствия своей греховности.

Рассмотрим бытовой пример. Когда ты просишь мужа починить люстру, ты выполняешь свой долг хозяйки, то есть действуешь по воле Божией. Когда при этом злишься и осуждаешь мужа, погрешаешь. То, что он не чинит (или чинит) люстру, очевидно, является для тебя обстоятельством жизни. Пока ты надеешься, что напоминание о люстре подействует, напоминать – твоя домашняя обязанность. А результат – цела люстра или не цела – нужно принять как волю Божию, но супруга нужно за ремонт люстры благодарить, а за неремонт – простить.

И конечно, нельзя забывать, что в сердце у нас всё перемешано, так что мы сплошь и рядом, внешне поступая правильно, внутренне оскорбляем Бога своей греховностью. Поэтому – плохо ли, хорошо ли поступаем – покаяние нам нужно всегда.

#духовнаяжизнь

Протоиерей Константин Островский
222🙏143👍22🕊20🤔11👏5🔥2🤯1
Благодать – благопризнательному сердцу

Преподобный Симеон Новый Богослов писал, что благодать даётся благопризнательному сердцу. И пояснял, что такое «благопризнательное сердце»: это сердце, которое признаёт благодать за благодать. А у нас бывает, что, получив дар Божий, в глубине души хвалим за него самих себя.

Если Господь навсегда сохранит тебя от впадения в привычный грех, благодари Его и помни, что своей силой ты годами не мог победить страсть, так что полученная некая мера свободы целиком дар Божий. Мы ничем его не заслужили и удержать его не в силах, но Бог силён сохранить нас от падений, и если будем смиряться, то в конце концов совсем освободить от страстей.
А если будем нераскаянно увлекаться помыслами о своих подвигах и победах над страстями да ещё осуждать других людей, то благодать может назидательно отступить от нас, «и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк.11, 26). Но и в таком случае надо не отчаиваться, а следовать правилу: «упал – поднялся».

#духовнаяжизнь

Протоиерей Константин Островский
🙏231142🕊12
#вопроссвященнику

Батюшка, среди прихожан ходят слухи о Вашей прозорливости. Это правда?


Конечно, правда. Сам же я их и распускаю.

А если серьёзно, то человек, который говорит о ком-то из своих знакомых, что тот имеет великий духовный дар прозорливости, что помышляет о себе самом? Кем нужно считать себя самого, решаясь возвестить о ком-то, что он – носитель необычайных Божьих дарований? Очевидно, за прозорливца.

На самом деле Бог, бывает, прославляет своих святых дарами исцеления или прозорливости, для того чтобы указать православному народу на этого святого как на источник благодати, чтобы люди стекались к живому благодатному источнику и укреплялись в вере.

Праведный Иоанн Кронштадтский, преподобный Серафим Саровский, преподобный Амвросий Оптинский… Хочется и нам где-нибудь в соседнем храме или монастыре поиметь что-нибудь чудесное. Но эта ложная духовная установка сама порождает ложь.
Помню, одна знакомая монахиня много лет назад принесла мне фотографию иконы, покрытую пятнами какого-то масла, и сказала, что эта фотография мироточит. Я с благоговением поставил её на жертвенник и спрашиваю монахиню, откуда же у неё такая святыня? А она мне и говорит, что одна её знакомая ездила в какой-то монастырь, где мироточила какая-то икона; эта знакомая к той иконе приложила свою икону, а моя знакомая монахиня приложила фотографию своей иконы к иконе своей знакомой. Бог знает истину, не сужу никого, но фотографию я возвратил монахине.

#духовнаяжизнь

Протоиерей Константин Островский
196🙏115👍19🤔9🕊7👏3😁2
Отец Константин, Вы как-то говорили, что с десяти лет росли без отца. Чувствовали, что не хватает мужского воспитания?

Я это понял уже задним числом. Мама и бабушка воспитывали меня с любовью, но, конечно, то, что в доме не было мужчины, кроме меня, мальчика, сказывалось на моём воспитании отрицательно. Важно, чтобы ребёнок видел добрые, упорядоченные взаимоотношения родителей, мальчик — пример отцовского поведения, девочка – материнского, а когда семья неполная (неважно, по каким причинам), такого примера нет. Это может быть каким-то образом компенсировано – Богу всё возможно.

Думаю, в моей жизни это исправил Сам Бог, когда я крестился. У меня резко изменились представления о том, как должна строиться семья. Её нерушимость, послушание детей родителям, разделение ролей так глубоко вошли мне в душу, как будто я вырос в такой семье, хотя я никогда ничего похожего не видел, да и не читал нигде об этом. Но мне стало ясно, что муж – глава семьи, все его должны слушаться, он должен обеспечивать семью, а жена должна заниматься детьми и домашним хозяйством.

Конечно, это может показаться слишком суровым, но ведь церковная иерархия – и в масштабах прихода или епархии, и в домашней Церкви – должна быть основана не на холодном принципе, а на любви к Богу и ближним. Однако иерархия должна быть, это как бы скелет в Церкви, Теле Христовом.
Хочу уточнить, что я никому ничего не навязываю. Тем более не хочу, чтобы кто-то из моих слов сделал вывод, что его жена должна уйти с работы. Моя жена не любительница общественной деятельности, для неё было органично не работать, а заниматься детьми, и мы оба сходились во мнении, что для детей предпочтительно домашнее воспитание.

#семья

Протоиерей Константин Островский
281🙏124👍44🕊10
Немощен – склонись перед Богом

Ты связан греховной зависимостью, то есть страсть не просто действует в тебе, но прямо-таки тобой владеет. Это, к сожалению, не редкость; у нас множество людей, даже верующих, страдают алкоголизмом, наркоманией, рукоблудием, игроманией; есть и другие зависимости.

Если человек искренне хочет избавиться от какого-то греха, предпринимает всевозможные усилия, но всё равно падает; если признаётся себе в неспособности – даже призывая Бога на помощь! – освободиться от зависимости; если он при этом не отчаивается, а с верой предаёт себя в руки Господа, решаясь всё претерпеть, - вот тогда сила Божия начинает действовать в нём против страсти победоносно.

В «Лествице» об этом сказано приблизительно следующее: «Повергни перед Господом свою немощь – и невидимо обретёшь благодать целомудрия». Вот и ты не отчайся от своей греховной немощи, а повергни её пред Господом.

#духовнаяжизнь

Протоиерей Константин Островский
264🙏194👍24🕊6🔥4🤔1😢1
#вопроссвященнику

В святоотеческих писаниях часто упоминается об исповедании помыслов, когда послушник регулярно открывает старцу все свои помыслы, а не только поступки. Возможно ли такое в наше время? Для кого это может быть полезным? И кто может принимать такие исповедания?


Подвиг, о котором Вы пишете, не очень связан с местом (монастырь или мир) и временем (Х или ХХI век), но всегда и везде требует особого Божьего призвания.

Если какой-то христианин жаждет всеми силами противостать своим страстям и при этом имеет полное доверие к духовному наставнику, то искреннее и по возможности частое исповедание ему своих помыслов (поступков – само собой) очень помогает этому христианину, во-первых, лучше увидеть свои страсти, во-вторых, на деле ощутить, как крепко он ими связан, и, в-третьих, с помощью советов и молитв наставника действенно противостать страстям.

В древности в некоторых обителях исповедание помыслов было нормой для всех монахов. В наше время, особенно в миру оно должно быть строго добровольным.

Подвиг этот, несмотря на свою простоту, очень труден, потому что требует полной искренности с наставником и решимости отсекать свои страсти, а ведь мы в предметы страстей буквально влюблены (пьяница привязан к водке, как Ромео к Джульетте).

Честно и регулярно исповедуя все свои греховные состояния, мы со временем обнаруживаем, что нам на самом деле очень неохота расставаться со своими «Джульеттами». И ещё нам, бывает, очень неохота открывать некоторые помыслы, особенно: осуждающие самого наставника или помыслы недоверия к нему, или какие-то позорные, нечистые помыслы.

Кто может принимать исповедание помыслов? Лучше всего, конечно, когда наставник многим подвигом совершенно очистил свою душу от страстей. Такие святые и в древности бывали нечасто, а в наше время их, может быть, и вовсе нет. Но, всё-таки, человек, имеющий духовный опыт, хотя и не достигший совершенства, может из желания помочь ближнему в его борьбе со страстями решиться принимать исповедание его помыслов.

Всегда ли он будет знать, что посоветовать? Не всегда, но он всегда может с любовью выслушать и помолиться, а когда-то и подаст совет. Принципиальное требование: тот, кто принимает помыслы, должен сам иметь опыт борьбы со страстями, иметь некую меру смирения и иметь достаточно духовной силы, чтобы эти помыслы потерпеть: не обидеться на осуждение, не увлечься блудной страстью, не возгордиться своим подвигом духовничества и прочее.

#жизньЦеркви #духовнаяжизнь

Протоиерей Константин Островский
174🙏111🔥15🕊7👍6🤔6🤝1
Приближается Рождественский пост. Говорят, он особенный, радостный…

Что касается радости, если мы сами её в себе возбуждаем, то, какой источник радости (падшее естество и гордое мечтание), такая ей и оценка – лицемерие. Так что возбуждать в себе эмоцию радости не полезно, а часто вредно и опасно.

Что касается истинной духовной радости, то Бог подает ее тогда, когда нам это на пользу. Если бы мы были смиренны, мы бы всегда радовались. Как апостол Павел сказал: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь». Но поскольку мы люди гордые, то, если бы имели духовную радость, ею бы гордились. Поэтому, если Бог дает радость, надо с благодарностью ее принять, а потом смиренно и благодушно, отпустить, когда она отойдет.

А что касается Рождественского поста, то, как известно, это подготовка Церкви и каждого из нас, церковных людей, к празднику Рождества Христова. Смысл этого праздника – и это тоже все знают – в том, что Бог воплотился и пришел на землю, родился как человек, чтобы даровать нам вечное блаженство с Ним в Царстве Небесном. Вот это существенно. А наши переживания по поводу постов и праздников (даже если благодатные) могут иметь место, а могут не иметь – какое это имеет значение?

#пост #духовнаяжизнь

Будь в поле МЕДИА-ПОЛИ
243🙏136🔥17👍15🕊7🤔2
#вопроссвященнику

Здравствуйте. Что такое духовная жизнь и как начать её вести? Объясните, пожалуйста, для новоначальных, а то совсем запуталась. Посты, молитва, посещение храма, участие в евхаристии — это все понятно. А что главное и в чем суть? Спасибо


Вопрос важный, и надо бы на него ответить, но сразу наворачивается вопрос на вопрос: «Если среди «всё понятно» упомянуты молитва и евхаристия, то что же тогда непонятно?» Молитва, по большому счёту, это общение человека с Богом. В таинстве евхаристии православные христиане причащаются Святых Христовых Тайн, и в этом таинстве каждый раз осуществляется спасительное единство Церкви как Тела Христова; Христос – Его Глава, а мы – члены.

Беда в том, что молитва наша не сердечная, а в лучшем случае словесная, да и та рассеянная, постоянно прерывается суетными, а то и грубо греховными помыслами (злоба, похоть, жадность и прочее, и прочее). Это первая беда. А вторая беда в том, что мы, хотя и члены Церкви, Тела Христова, но больны выше указанными страстями (злоба, похоть, жадность и т.д.). И, если мы от них не исцелимся, то совсем сгниём, и нас придётся ампутировать.
Мы, конечно, можем ничего не предпринимать и вместе с большинством людей двигаться широкой дорогой потакания своим страстям.

Но об этом так сказано в Евангелии: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 13-14).

Как встать на спасительный «узкий путь»? Опять Вас цитирую: «Посты, молитва, посещение храма, участие в евхаристии». При этом необходимо быть всегда внимательным к своим помыслам и чувствам и сразу каяться Богу в греховных помыслах и чувствах, и – тем более – словах и поступках.

Грубых грехов делом, разумеется, нужно решительно избегать. Нужно молиться, насколько хватает памяти о Боге. Нужно читать духовную литературу: святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Феофан Затворник, авва Дорофей, «Невидимая брань» и другие, жития святых и жизнеописания подвижников благочестия.
Великое благо – иметь опытного духовного наставника, но это – как Бог даст, просить же Бога о помощи в духовной жизни обязательно нужно. И, наконец, последнее и главное: никого не осуждать и ни на что не роптать.

#духовнаяжизнь

Протоиерей Константин Островский
253🙏180👍26🕊12🔥4🤔4
Ожидай ударов в слабые места

Если мы хотим стать сынами Божиими по благодати и вступаем на путь покаяния, то должны приготовиться к искушениям. А искушения – это не безобидные упражнения и тренировки. Это самые настоящие неприятности и скорби, иногда едва терпимые восстания страстей. Это то, что тяжело. А с чем легко справиться, что преодолевается без усилия и боли, пользы духовной не приносит.

Если мы хотим очиститься, хотим измениться к лучшему, то должны ожидать ударов именно в больные и слабые места. Поэтому нам не нужно обижаться на огорчающих нас людей и тем более на Бога.

Бывает, человек впадает в какое-то искушение и так сильно расстраивается от этого душой, что даже заболевает. На самом деле, надо не малодушествовать, а каяться и смиряться перед Господом, сознавая свою немощь. Надо стараться, чтобы духовная брань не переходила в сферу эмоций, в душевные переживания, не доводила нас до нервных болезней.

Без искушений нельзя. Кто бежит от искушений, бежит от своего спасения. Святые отцы пишут, что бесплоден тот подвиг, который совершается без борьбы, без сердечной боли. Есть, например, люди, которым легко даётся пост, они от природы мало едят, и к сластям их не тянет. Но борьбы здесь нет, и плодов борьбы нет. Больше духовной пользы, когда поститься трудно, когда, нарушая пост, человек мучается и раскаивается, познаёт свою немощь и смиряется от этого.

#духовнаяжизнь #пост

Протоиерей Константин Островский
246🙏183🕊26💯10🔥6👍3🤔3🤝2❤‍🔥1
#вопроссвященнику

Здравствуйте! Как объяснять родственникам что нельзя выпивать спиртное за упокой?!!! Сама не хожу на обеды но к близким нельзя не идти обижаются.


Церковные люди должны понимать, и им можно при необходимости напоминать, что усопшие нуждаются только в молитве об упокоении их душ, а пьянство «в память о покойнике» - это скорее оскорбление его памяти, чем поминовение перед Богом.

Но, сама по себе трапеза после похорон или после панихиды в день памяти близкого усопшего не предосудительна и даже естественна, ведь все устали и проголодались. В такой трапезе вполне можно участвовать и православному человеку.

У малоцерковных или не верующих людей от всего чина поминовения осталось только застолье и добавилась выпивка. Если уж люди намерились выпить, Вы их не отговорите. Понятно, что, если собрались близкие родные и поминают родного человека, то не принять участия Вам может быть неудобно. Но никто ведь не принуждает Вас пьянствовать. Если уговаривают выпить, то твёрдо, но не оскорбляя, откажитесь, а за усопшего сами помолитесь.

#духовнаяжизнь #жизньЦеркви

Протоиерей Константин Островский
214🙏166👍32💯16🕊3
Время от времени предполагаю, по мере возможности, отвечать на ваши вопросы (если будут). Писать их можно в комментарии к этому посту. Не знаю, получится ли ответить на все вопросы — как Бог даст. Но попробую.

Комментарии будут открыты до 15 часов завтрашнего дня.

#вопроссвященнику

Протоиерей Константин Островский
125🙏60👍24❤‍🔥6
#вопроссвященнику

Добрый день. В этом году начала воцерковление. Стараюсь ходить каждое воскресенье на литургию, причащаться раз в месяц. Но тут недавно попалось видео священника, который говорит, что зачем ходить на Божественную литургию, если не причащаться. Теперь вот получается мне только раз в месяц ходить в храм. На причастие ходить чаще я пока не могу, пост тяжело держать перед этим.


В идеале действительно вся приходская община по воскресеньям и праздникам должна была бы вместе молиться и причащаться Святых Христовых Тайн. А в другие дни литургия у них и не служилась бы, и не было бы вопроса.
Так получалось, по-видимому, в первые десятилетия христианства, но сейчас столь сплочённых общин почти нигде нет. Причём, дело вовсе не в нерадении духовенства, а в том, что в наше время люди живут очень разрозненно, и процесс атомизации общества с годами нарастает.

Поэтому то, что во многих городских храмах литургия служится всегда, когда позволяет устав, очень хорошо – у верующих больше возможности причаститься, ведь не все могут прийти в воскресенье. Да на больших приходах храмы и не вмещают разом всех прихожан, так что в них по праздникам служат две или даже три литургии в день.

Бывает, человек не готов причащаться, но ему хочется зайти в церковь хоть ненадолго. Да, идеальный порядок этим нарушается, но всё ли нужно приносить в жертву порядку? Помню покойный протоиерей Сергий Резников рассказывал, как он в начале 90-х прогуливался в будний день, утром по Сретенке в Москве и, проходя, мимо одного храма, зашёл в него помолиться. К нему подошёл дежурный и, узнав, что отец Сергий не причащается, потребовал, чтобы пожилой священник вышел из церкви. Не думаю, что такого рода порядки нужно поддерживать.

Конечно, хорошо, когда человек подготовился к причастию, пришёл в храм не опаздывая, помолился, причастился Святых Христовых Тайн и вышел из храма, поцеловав крест, но не нужно выгонять из церкви и тех, кто только зашёл на пять минут поставить свечку и подать записку. Кто знает? Сегодня он только поставил свечку на канун, а завтра у него загорелась свеча сердечной молитвы – может быть, и о нас, чтителях порядков, помолится.

В заданном вопросе были ещё упомянуты трудности с подготовкой к причастию. Конкретно об этом можно говорить только лично, но, во всяком случае, подготовка не должна мешать самому причащению.

#жизньЦеркви

Протоиерей Константин Островский
275🙏129👍40🤝6🤔2
#вопроссвященнику

Мой сын собрался разводиться. Брак венчанный, ходят с невесткой в храм, сыну 4 года. Говорит, что пропали чувства к невестке. Он очень авторитарный, делает всё так, как считает нужным. Я понимаю, что могу только молиться об их спасении и сохранении семьи. Как мне сказать ему, что он совершает большую ошибку? Какие подобрать слова? Или бесполезно что-либо говорить? Живут далеко от меня, собираюсь поехать к ним в гости.


Заранее подбирать слова, может быть, и не стоит. Что скажется от сердца, то и скажите.

Если Ваш сын ходит в храм, значит, он, надо полагать, верующий. Верующий человек должен был бы знать, что не кто-нибудь, а сам Бог поставил его настоятелем домашней Церкви. И настоятель должен верно и мужественно нести своё служение, сладко оно ему или не сладко.

Пропали у мужа чувства к жене? Бывает. Бывает, назначили батюшку в новенький, красивый храм, а потом – на тебе – пожар. Кое-как подправили то, что осталось, красоты прежней нет, но батюшка не бросает приход, а продолжает верно служить Богу и народу Божьему.

Жена глупая, некрасивая, ленивая? Но это Сам Бог вручил мужу Свою, Божью Церковь, хотя и в таком непривлекательном виде. И, если муж сохранит своей неказистой супруге верность, в этом он проявит свою верность Богу. И в Царстве Небесном эти муж и жена, очистившись от греха и суеты, будут вечно блаженствовать в Церкви Архиерея всех архиереев, Христа.

#семья

Протоиерей Константин Островский
309🙏198👏24🔥20👍13🕊53