Лаборатория Математики и Программирования Сергея Бобровского – Telegram
Лаборатория Математики и Программирования Сергея Бобровского
1.3K subscribers
1.19K photos
24 videos
933 links
ЛаМПовое с Бобровским
Download Telegram
Пришёл спам пригласительное письмо от Мэрии Москвы (рассылается, понято, всем, кто зарегистрирован на mos.ru) с приглашением проголосовать на выборах онлайн. Однако когда туда заходишь, выдаётся вот такое.
Это классический пример кривой ИТ-архитектуры на топовых уровнях управления.

Во-первых, ну хотелось бы просто понять: "список для электронного голосования" -- что ты такое? ))) Это список Лиспа, или это бумажный список, или это список семейств гомотопических групп сфер?

Во-вторых, это архитектурно ошибочное -- т.н. "перегруженное состояние", когда одному конкретному состоянию (меня как избирателя) соответствует сразу несколько абстрактных состояний, причём конфликтных: меня и приглашают проголосовать, и не дают голосовать, и заставляют как-то вписаться в непонятные списки.

Подробно разбираю эти моменты в СильныхИдеях в материале "Как правильно проектировать систему в парадигме состояний".

P.S. В целом, конечно, поразительно, как людей по всему миру завлекают ставить галки в списках под предлогом огромной важности процесса (так-то, это занятие по интеллекту на уровне детского сада).

P.P.S. Между прочим, в Молдавии на днях уволили министра, по-моему, природных ресурсов за то, что она не запустила в срок сайт по сбору дров :)
Программисты-зумеры обожают гоняться за новыми модными технологиями вроде Tailwind или Svelte, вместо того, чтобы изучать фундаментальные темы computer science -- например, React.

(это был сарказм, а то, боюсь, и 98% уже не поймут такой юмор....)
Провожу серьёзнейшее научное исследование, проголосуйте пожалуйста.
Каким было наиболее значительное изобретение в истории человечества?
Anonymous Poll
26%
Огонь
9%
Сельское хозяйство
55%
Письменность
11%
NFTs
Вторая часть серьёзнейшего научного исследования, проголосуйте пожалуйста!
Какое из этих изобретений было самым значимым, самым трансформирующим, наиболее сильно изменившим историю человечества?
Anonymous Poll
5%
Смарт-контракты
5%
Web3
84%
Сельское хозяйство`
6%
Метаверсум
Короче говоря, по первому из опросов аналогичному американцы ответили 70% (!) "сельское хозяйство", а мои подпищеки - 55% "письменность" и 25% "огонь". Разница налицо :)

Ну, с днём Программиста!
Дорогие мои, не представляю, честно, как живя в msk/spb не найти себе нормальную работу программистом на 150-200k, если у вас хотя бы пара лет опыта. Ну это детский сад штаны на лямках.
Некоторые у меня вообще почти с нуля устраивались джунами на 80-90т.

"Мы уточнили у первого вице-президента по технологиям МТС Павла Воронина, как у них обстоят дела с набором айтишников. До конца года компания планирует набрать еще пять тысяч спецов, в частности интересуют разработчики Java, .net, JS, Python, Golang. Кроме них, особой востребованностью пользуются DevOps-инженеры и специалисты по Data Science.
По плану компании, увеличение штата разработчиков позволит МТС увеличить количество команд, создающих новые технологические продукты на основе Big Data, ИИ, облачной инфраструктуры и стриминговых сервисов."

В двух километрах от меня, в 15 минутах от метро Ховрино, формально за МКАДом в Химках снять приличную двушку 40 кв. м. - 40т, а за 60т можно и 70 кв м без проблем найти.
10 минут на метро, и на Водном уже куча ИТ-контор - банковские, касперский и дофита других, которым нужны многие тыщи разработчиков.
Переезжаете всей семьёй, и маму не забудьте :)

P.S. Только не забывайте, что подобный ажиотаж с набором отнюдь не вечен. Будете тянуть — потом локти закусаете )
О боже
promptbase.com/marketplace
Куда катится мир? :)

Я всерьёз начинаю верить, что уже в этом десятилетии (а может, и в этом пятилетии) AI реально будет писать кривой код на уровне дешёвых джунов, просто по словесному запросу. И это очень печально, потому что это будет делать не прозрачная формальная символьная система, а мутный и полностью закрытый коммерческий движок вроде copilot, предлагающий, в частности, наворованный опенсорсный код, и пофиг на лицензии (сильно подставляя этим, кстати, своих пользователей-разработчиков).

Про web3 немного тут пишу, и планирую эту тему чуть более активно развивать.
Менеджеры всегда любят подгонять разработчиков: программируй быстрее! Но, очевидно, существует некий максимум в зависимости качества продукта от скорости разработки, даже если эта скорость не ухудшает качество софта.

Допустим, с помощью AI мы достигли бесконечной скорости разработки программного продукта. Но такой продукт никому не будет нужен: пользователи окажутся заваленными кучей фич, быстро запутаются и сдадутся. Бесконечная скорость разработки будет бесконечно плохой!
Смешное: "Аллоды Онлайн" оказывается всё ещё неплохо живут. Вот свежая вакансия.

Надо "отлично знать" Java 7 )))

Так понимаю, что из-за того что Blizzard ушла, теперь в рамках импортозамещения развёртываем свои серверы (подписочные и др.), и народ из WoW к ним ломанулся.
Хорошая метрика командной производительности -- скорость, с которой выполняется code review. Типа, отправили вы свой код в локальный мастер, и ждёте пару дней, когда его ближайший свободный сеньор обозрит :)

Если в вашей команде вообще не ведутся никакие метрики, рекомендую начать именно с этой.

Если, конечно, процесс проведения инспекций кода у вас хоть как-то организован; если же нет, тогда с вами пока вообще не о чем говорить, это даже не детский сад, а ИТ-ясли :)
В web3 сегодня работает много 17-летних, 16-летних, 14-летних! Именно работающих - зарабатывающих деньги, и создающих потрясающие проекты (более подробно буду рассказывать об этом тут).

Когда моему сыну было 14, он в основном упарывался в HoMM и LoL и ходил в WoW на больших боссов.

Я очень надеюсь на следующие поколения. Это будет потрясающе. Они создадут (уже создают!) полностью другой цифровой мир, очень стильный и совершено не похожий на все эти унылые "современные" программные продукты, разработанные бумерами в скучных гигантских корпорациях.
Нравится вам это или нет, но рост JavaScript уже не остановить. Сейчас он захватил более 50% кода на GitHub. Он как сорняк заполнил фактически каждую нишу в экосистеме. Он слишком "подходит" для чего угодно.

Фронтенд? node.js
Бэкенд? node.js

Это может означать только одно: разумные люди больше не являются доминирующим видом в программировании. Пластмассовый мэйнстрим победил.

P.S. Учите, короче, обязательно js и ноду, увы :)
А кто хочет стратегически развиваться, старайтесь по возможности вместо js применять TypeScript.
RISC-V -- вечная архитектура! В этом году только Intel инвестировала в неё миллиард долларов.

"SiFive X280 delivers 100x increase in computational capability with leading power efficiency, fault tolerance, and compute flexibility to propel next-generation planetary and surface missions"

А вот авторы "Стратегии развития программного обеспечения с открытым кодом в России" назвали гибельной "активно лоббируемую идею использовать для разработки отечественных процессоров «открытую» архитектуру RISC-V".

С примитивными мемами "Создавать и развивать своих разработчиков и свои платформы, везде, где только возможно в таких брешах. Тратить бюджеты и господдержку в первую очередь на своих." и не поспоришь: Майор Ясен Пень отмечает, что лучше быть богатым и здоровым чем бедным и больным, и лучше вкладывать в своих (Эльбрус кстати не RISC) а не в чужих, и что 2x2=4 и что солнышко светит в небе и что трава зелёная.

Однако на практике это выливается в недавнее "дайте 6 миллиардов рублей на отечественный игровой движок", и грядёт что-то типа "дайте 666 миллиардов рублей на отечественную RISC-архитектуру".

Как правильно: выделить 1 миллиард рублей на промышленный шпионаж, похитить всю проприетарную техническую документацию по RISC-V, и продолжить свои проекты уже на основе такого "форка", в который уже были вложены многие миллиарды долларов.

Кстати, вот Байкал это RISC ARM, но они не учли высокие риски международной обстановки :) и теперь их реально может спасти переход именно на RISC-V. Ну и вторая итерация в подобных мега-проектах это совершенно нормально.
Австралийский военный фрегат HMAS Ballarat стоимостью 500 млн. долл. в январе 2005-го сел на мель из-за предполагаемого сбоя в бортовом ПО. Навигационная система автоматического управления проложила маршрут так, что он пересёкся с маршрутом другого судна; капитан приказал вручную выполнять аварийный разворот в обход компьютерной системы, и дал команду включить два винта работать в противоположные стороны (совсем не в морской теме, извините :) но идея понятна, для разворота корабля). Однако это "сбило с толку" компьютер, который врубил оба двигателя на полный обратный ход, и судно въехало кормой в скалы. Ремонт обошёлся в 2 млн. долл.

Интересно, что ошибки в программном обеспечении так и не были найдены! То есть оно работало корректно, следовательно, конфликты наличествовали в спецификации, и подобная недоработка, без сомнения -- самая трудная из всех проблем, которые можно найти в ИТ. Уже говорил об этой контринтуитивной незадаче.

Но в любом случае, безусловно, для чего-то настолько сложного (и управляемого 18-летними пацанами), которое вдобавок может стрелять, необходим куда более надёжный код в плане логики.
IT-специалистам просят предоставить отсрочку от мобилизации на время их работы в IT-организациях. В ином случае могут появиться проблемы в деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса, также призыв сотрудников грозит срывом выполнения госконтрактов, в том числе гособоронзаказа.

🔥 Подписаться 🔥
В советское время все ребята до 27 лет кто не служил, парились темой бронь/отсрочка. Официально решалось это только работой в закрытых конторах (которых тогда было очень много), в почтовых ящиках. Я и сам работал программистом в таком (ГВЦ Министерства оборонной промышленности СССР), но засада была в том, что пресловутая бронь была на словах, а как пришла офицерская повестка, так сделать там ничего не смогли :) Писульку какую-то дали, которую военкомат просто проигнорил, и довольно прозрачно намекали на возможность решить проблему неформально :) Но я принципиально пошёл к адвокату, который потребовал законного учёта моих проблем со здоровьем -- и всё молниеносно решилось в мою пользу.

Если у вас есть малейшие законные зацепки на бронь/отсрочку (по состоянию здоровья, по семейным обстоятельствам...), идите прежде всего к хорошему профильному адвокату, не жалейте никаких денег.

Требуйте безукоснительного соблюдения законодательства РФ.
Красивое: паззл нового поколения Dog-Bunny Puzzle. Кто не решит, у того заячий ум :)
Крайне простые правила, и удивительно высокая сложность. Я всю ночь провозился, но так и не смог решить; правда, и PhD многие не справляются.

Уже доказали, судя по всему, что это NP-полная задачка.

Её математическое описание.

Для паззла сделали простенькие солверы, но если игровое пространство увеличится, они конечно не потянут. Но этот паззл правильнее моделировать с помощью сети Петри и использовать соответствующий решатель, коих много.

На самом деле, моделирование тут настолько простое, что можно даже сказать, что данная головоломка и есть сеть Петри.
Где-то год назад я начал понемногу делать idle-игру в жанре "Русские хакеры против NATO", в редкие свободные минуты ) UI минималистичный, просто чистый медитативный геймплей. Однако никому не говорил, потому что, во-первых, мой опыт сотен сайд-проектов показывает, что до конца доходит в лучшем случае 1-2% задумок, и крайне важно добраться до некоторой критической точки перелома, после которой проект уже будет развиваться безусильно и неотвратимо )

Во-вторых, и это главное, в том году с США было заключено соглашение о киберненападении, чуть ли не дружба, договорились о недопущении кибератак друг на друга (враг на врага :), и даже пацанов из REvil отловили в качестве "жеста доброй воли", поэтому подобная игрушечка могла быть воспринята неадекватно.

Но зато я не спеша отладил баланс, потому что игра неторопливая, и полное прохождение рассчитано на многие годы и тысячи часов :) Курсантам бета будет доступна наверное этой осенью, а потом и для всех выложу. Игра бесплатная конечно.

Ну и сам контент понемногу правлю, потому что в исходной версии было довольно много scifi-выдумок, а теперь будет сплошная конкретика. Игра с обучающими элементами, но не про то, как тупо ддосить и копипастить пароли из mysql, а достаточно продвинутые вещи по взлому и криптоанализу, о которых мало кто знает.

Будем взламывать модуль Data Distribution System информационного комплекса Cooperative Engagement Capability морской пехоты США, который сейчас спешно развёртывается на военных кораблях,

делать закладки в архитектуру интегрированной системы боевого управления ПВО/ПРО Integrated Battle Command System, которая должна оперативно заменить семь ныне действующих легаси-систем,

перехватывать в реальном времени управление системой контроля давления в кабине стратегического лайнера-транспортника Boeing KC-46, сотни которых сегодня начали приходить на смену KC-135 1960-х годов,

создавать иллюзорные изображения в скрытно модифицированной системе ночного видения и целеуказания для пилотов TADS/PNVS, которая в этом сентябре начала обновляться на вертолётах Apache,
и т. д. и т. п.

P.S. Примерно 30% (!) ребят кто у меня занимается, мобилизовались, и частый вопрос "как потом вернуться?", потому что наборы у меня проводятся очень редко. Дорогие, не парьтесь, просто возвращаетесь и спокойно продолжаете с момента заморозки.
Главное напутствие: старайтесь по максимуму носить каску и броник, и не ни в коем случае не вытаскивайте из него пластины "чтобы было полегче". Берегите себя.
1
Лаборатория Математики и Программирования Сергея Бобровского pinned «Где-то год назад я начал понемногу делать idle-игру в жанре "Русские хакеры против NATO", в редкие свободные минуты ) UI минималистичный, просто чистый медитативный геймплей. Однако никому не говорил, потому что, во-первых, мой опыт сотен сайд-проектов показывает…»