Лаборатория Математики и Программирования Сергея Бобровского – Telegram
Лаборатория Математики и Программирования Сергея Бобровского
1.29K subscribers
1.19K photos
24 videos
931 links
ЛаМПовое с Бобровским
Download Telegram
Ваша компания не собирается инвестировать в ваши скиллы. Только вы сами можете это сделать.
👍17🫡6🐳1
Подъехало сразу несколько поучительных отзывов от курсантов.

"У меня весь октябрь была стагнация в собеседованиях - либо позиции с вилкой, которая меня не устраивала, либо просто отказы на отклики.
И тут я решил попробовать добавить в резюме полгода опыта, чтобы было три года с небольшим.
В четверг я обновил резюме, в пятницу на меня обрушился шквал звонков от HR'ов и вся следующая неделя сразу забилась собеседованиями :)
За первую неделю получил оффер на 300+, принимать пока не буду, сейчас приоритезирую [...]."


Во-первых, делайте вывод, какой вам надо ставить минимальный опыт в резюме (как это делать корректно и правильно, разбираем на курсе карьеры).

Во-вторых, я максимально помогаю ребятам по карьере/зарплате, и что интересно, в 70% бывает достаточно дать буквально 2-3 рекомендации, тут подчас важно просто искреннее сочувствие (или волшебный пендаль :), чтобы паззл в голове сложился на нужную сумму. Однако с 2024-го года будем заниматься с курсантами стратегически важной темой: как зарабатывать в ИТ действительно большие суммы, а не эти ваши 300k/s.

Стратегия -- это такое замусоленное слово, для которого есть куча формальных бессмысленных определений, я поясню простой метафорой: новичок двигает фигуры на шахматной доске бессмысленно, "используя" всё множество доступных ходов, а гроссмейстер действует стратегически 100%, рассматривая лишь единичные сильные ходы, совсем узкие, но очень длинные веточки вариантов.

И тут придётся действовать энергично, потому что окно возможностей из-за AI скоро схлопнется, однако пока можно успеть снять все сливки. Контент у меня в принципе набран, но надо ещё продумать и отладить структуру и методику, а я пока одноглазик как Дэн Кеннеди, поэтому ждём 2024-го.

Главный нюанс в том, что чем дальше в область действительно больших денег мы заходим, тем больше встречаемся с противоречивыми (на самом деле, контринтуитивными) ситуациями. Тут уже не существует никаких готовых инструкций и технологий -- и однако я дам вам чёткие процедуры, что и как надо делать. Успех тут не имеет явных причин, главное -- ваше намерение длительно действовать в одном направлении (личный бренд -- это только одна из составляющих), и поздно или рано сработает тот самый минимальный шанс, и успех станет странным следствием без эксплицитных причин.

(Если поумничать, то инварианты моделей успеха в пространстве сетей целевых действий с различными топологиями (симплициальный комплекс) могут определяться гомологиями и гомотопическими типами, и такая глубина понимания сегодня потенциально вполне доступна, и даже формализуема, современными методами алгебраической топологии)
🔥1475😁4🐳2
Дорогие, отличная новость в честь праздника! 💥

(выберите на свой вкус: День народного единства, Казанская, последнее нисхождение Будды, Всемирный день мужчин, День использования здравого смысла...)

Прохожу вместе с женой (репетитор началки) дорогой курс (точнее, сразу два) по продвинутым методикам обучения малышей (на основе официальных академических исследований с мощной теоретической базой), и заметил такую удивительную особенность, что проблемы детишек в начальной и средней школе более чем полностью совпадают с проблемами программистов, которые учатся новым скиллам ))) Да и просто с проблемами 98% тех, кто выполняет рабочие задачки. Причём у начинающих они проявляются даже меньше, нежели у профессиональных разработчиков.
Причина ровно в том же, почему и в 5-8 классах успешный ребёнок скатывается с пятёрок на тройки и двойки — непрокаченная когнитивка не справляется с новыми нагрузками
(например, вы можете за 40 секунд дать верные ответы на 80 вопросов по таблице умножения? это стандартное требование к обычному интеллекту школьника)

Или тотальная беда с внимательностью, ребята буквально не видят что написано в задании, и даже моя рекомендация "сперва перечитайте внимательно условие три раза" не помогает 🫢 Тут, в частности, доводим до автоматизма микро-скилл понимания рабочего тикета (уровень отличника пятого класса).

Детский сад штаны на лямках :)

Со стороны может показаться, что это что-то типа СДВГ, но на самом деле нет: это классические когнитивные баги, которые устраняются достаточно легко, однако сами методики контринтуитивны. Тренажёры "для ума" неплохи, но это бесконечная борьба с симптомами (тут важна структура, правильная последовательность).

Подготовка к экзаменам -- очень похоже на подготовку к собесам, когда тупое прорешивание задачек для ЕГЭ (на литкоде) не помогает, и т.п.

Но в целом, тут уже нужна обратная связь, сами по себе методики на уровне книги-гайда все упрощённые, а так они реально сложные, без ментора самому долго и тяжело разбираться.

Следующий 2024-й год посвящаем
а) теме больших денег в ИТ (важное уточнение) и
б) мощной прокачке когнитивных скиллов под программистскую работу.

P.S. Уже спрашивают: "А будет информация по этим методикам? :)"
Дорогие, так я для вас эти курсы и прохожу, с целью промышленного шпионажа 😎
👍26🔥1653🫡3
Лаборатория Математики и Программирования Сергея Бобровского pinned «Дорогие, отличная новость в честь праздника! 💥 (выберите на свой вкус: День народного единства, Казанская, последнее нисхождение Будды, Всемирный день мужчин, День использования здравого смысла...) Прохожу вместе с женой (репетитор началки) дорогой курс…»
Типичные трудности моих курсантов )))

"... я установил обновление Visual Studio и у меня перестал запускаться проект. Причем не запускается ни дипломный проект, ни созданный с нуля из шаблона. Я уже и откатил версию назад, и переустановил редактор, но ничего не помогает, и я пока не могу придумать как это починить. Завтра на работе посоветуюсь с бэкендерами, может они что-нибудь подскажут."
😁17🤔4🐳3🫡2
"В сфере IT набирают популярность те курсы, которые приносят быстрый и применимый результат, считают в онлайн-школе IT-профессий Rebotica."

Отлично, у меня и так-то конкурентов в темке Software Design практически не было, а теперь, когда тотально будут предлагаться "прикладные практические" курсы "как быстренько сделать свой сайт/написать игру" + да ещё и "с помощью AI", между фундаментальным университетским образованием и детсадовским самоучкизмом на скоростных курсах создастся зияющая пропасть, через которую только я один фактически и перебросил узенький мостик.
289🔥6❤‍🔥4🫡4
PhD из MIT написал мне: "Mathematics at MGU? Impressive!"
Эх, не ценим мы свои бренды :)
Получил от него классный учебник Вашингтонского университета (которого нет в открытом доступе:) по сильным идеям Software Design, он сам им активно пользуется на своих курсах.

Хотя, в русле нынешних трендов, сегодня появились хайпоцыгане, которые разоблачают инфоцыган под предлогом "это всё есть в открытом доступе, и брать за это деньги мошенничество".

Всё, чему учат в МГУ например, есть в открытом доступе в интернете, и более того, лучшие институты и университеты соревнуются по выкладыванию своих курсов в опенсорс и привлечению к ним внимания. Для чего, совершенно понятно: мошенники из МГУ прогревают глупую аудиторию, чтобы потом впаривать обучение на ВМК за полмиллиона за учебный год! Ведь любому понятно, что нифига математика не понадобится ни в жизни, ни в работе программистом, а программированию любой может бесплатно научиться на ИТ-курсах для всех на госуслугах.

Но я всё же продолжу секретными манипулятивными методиками продавать вам кампутерсайнсцыганство и матемациганство, которое (почти) всё есть бесплатно в открытом доступе.
😁29👍8❤‍🔥6🥰5🫡3
Парадокс ситуации в том, что в обучении нету и быть не может чёрно-белых критериев мошенничества, только байесовы вероятности.

Например, я поступаю в МГУ на платное, кое-как учусь, покупаю курсовые, занимаюсь с менторами перед экзаменами, и наконец получаю долгожданный официальный диплом, где написана моя профессия "программист". Иду в Яндекс Сбер ВК, тычу им дипломом, а меня никуда не берут.
(Я работал 5 лет в МГУ с математиками в начале 90-х, и видел, какого уровня там выпускники ВМК: еле-еле на Си реализовывали двоичный поиск. Таких конечно не так и много было, а вот очень крутых ребят немало, но...)

Теперь, т.к. есть прецедент, я подаю в суд на МГУ за мошенничество: верните все деньги за обучение + такую же сумму за моральную компенсацию, ибо я потратил годы впустую. Аргумент, что дескать ну вы же сами не учились, сами виноваты, как нам суд уже продемонстрировал, больше не работает: я заплатил деньги, и вы обязаны меня научить волшебным образом, даже если я буду просто лежать на диване и ничего не делать.

Аксиома любого обучения, что 80% ответственности за результат лежит на самом ученике, как мы видим, в России больше не существует.

Отсюда мы попадаем в очень далеко идущие обобщённые правовые последствия, когда объективные проблемы в расчёт больше не берутся, а оценивается исключительно "факт" оплата-результат:

сходил в кино а фильм не понравился -- верните деньги, мошенники!
покушал в кафе а котлета не понравилась -- верните деньги, мошенники!
сходил в Большой на "Щелкунчика" и уснул -- верните деньги, мошенники!
учился на бесплатных ит-курсах на госуслугах, и ничему не научился, потому что тупой -- оплатите потерянное время, мошенники!
...
политики чиновники начальники всех рангов дают предвыборные и другие официальные обещалки за мои деньги из налогов, а они не выполняются -- верните деньги, мошенники!
🔥26😁4👍2🤯1🫡1
Однако корень проблемы этого всего совсем в другом: у подавляющего большинства людей напрочь отсутствует критическое мышление (можно кстати подать в суд на государственную школу: почему не научили такому важнейшему для жизни навыку?). На этой неделе прочитал например, как высокопоставленного полковника внутренней службы телефонные мошенники под видом "сотрудников ФСБ" развели одним звонком, и он послушно перевёл на "защищённый счёт" 2,5 миллиона рублей.

Поэтому совершенно нечему удивляться, что люди, по жизни вообще ничего не умеющие, с крохотной зарплатой, да ещё и с явными тараканами в голове, бросаются по любой рекламе "научим бизнесу" и платят миллионы рублей, а потом поражаются, почему же это у них, гениальных от природы с глубоким внутренним миром, ничего не получилось и остались только жуткие кредиты. И "хороши" тут, конечно, обе стороны.

Резюме такое, что

1) 98% людей бизнес не то что не нужен, а вреден. Им надо развивать карьеру исключительно в найме, и ждать пенсии. Я хотел в следующем году поучить теме больших денег в ИТ-бизнесе, но теперь передумал, это плохая затея. Лучше и дальше продолжу развивать мой курс карьеры для наёмных программистов (как грамотно обезжиривать работодатателей :), где уже многие десятки отличных результатов.

2) Я начал понемногу делать курс "по сильному мышлению программиста", пока не знаю, как точнее назвать. На первом шаге прокачиваем когнитивку: если например вы занимаетесь на курсах программирования по часу в день, а остальное время командуете рабами на галерах, и потом вас берут на работу в ИТ, где вам придётся по 8 часов непрерывно писать код на дискомфортном медленном мышлении S2, конечно вы моментально выгорите.

На втором шаге формируем базовые программистские скиллы, фундамент (первая часть курсов моей Школы). И на третьем шаге закрываем явные пробелы в уме и тренируем критическое мышление.

Это кстати стандартная схема и методики, рекомендованные учёными для школьников-студентов, которые хотят стать отличниками и победителями олимпиад и, главное, хотят научиться уверенно учиться чему угодно. Но в школах эти методики не применяются в принципе, потому что тут нужен индивидуальный подход, универсальные гайды "для всех" дадут совсем слабый результат.

На некую пре-альфа-версию этого курса возьму на эксперименты из тех, кто у меня регулярно занимается на курсах, пять человек (набор закончен). Важно: у вас должно быть достаточно минимальной самодисциплины ежедневно вдолгую делать упражнения по 5-15 минут.
🔥22🫡4👍2🤔2👏1
Вы же знаете, что, например, техническую концепцию интернета первым придумал советский инженер Анатолий Китов под руководством В. М. Глушкова в 1963-1964 гг? Другое дело, что спустя несколько лет лет первый обмен реальными сообщениями между серверами в США организовало DARPA.

Другой пример: сегодня математику усваивают около 20% учащихся, а геометрию всего 1%. А в конце 1940-х, сразу после войны, в тяжёлое и голодное время, полноценно усваивали все разделы математики 80% школьников, учившихся по методике Андрея Петровича Киселёва -- его учебники множество раз переиздавались ещё до революции и потом долго, оригинальные версии пока можно найти. В них потом всяческие умельцы принялись вносить "улучшения", и сегодня имеем то что имеем.

"Нет лучше школы, чем старая школа" (с) Рок-н-рольщик
❤‍🔥22👍6🫡2🔥1
В 98% проектов мэйнстрима работа строится на реализации весьма неформальных требований, которые выдвигает заказчик, по относительно простому механизму. Заказчик рассказывает свои хотелки исключительно неайтишными терминами (только в рамках своей предметной области), аналитик более-менее это всё формализует и переводит в техзадание, которое затем тимлид декомпозирует и распределяет по тикетам между исполнителями в команде (это в идеале).

Однако если вы пообщаетесь на эту тему со взрослыми системными инженерами, они заговорят с вами прежде всего на тему "онтологии". Так в чём разница между "требованиями" и "онтологией"?

Ну, вот вам например важный лайфхак: "требования заказчика" всегда представляйте как "фантастические представления заказчика о требованиях" )))

Например, такое понятие как "женитьба" системный инженер может описать как "документация факта заключения брачного договора по форме N123бис между двумя особями противоположного пола", однако вполне может оказаться, что заказчик подразумевал требование "возможность получить скидку 50% на свадебный торт".

Как правильно думать над проектом и в парадигме "требований", и в парадигме "онтологии" (с привлечением Хайдеггера, который здорово рассуждал о моделировании мира) применительно к вашей повседневной практике, скоро разберу для курсантов в СильныхИдеях, дам несложную думательную машинку соответствующих рассуждений.

Оба подхода имеют общую цель: найти достаточно выразительную модель данных, которая чётко выражает то, что необходимо системе для выполнения своей работы. Совместим сильные стороны и рассмотрим, чему стоит поучиться у каждой из них.
🔥16👍6🫡3❤‍🔥1👏1
В продолжение "... я установил обновление Visual Studio и у меня перестал запускаться проект"

Микро-урок по Software Design. Я уже у себя в проекте учебного сервера (он на C# + F#) поковырялся в настройках, и вот что обнаружил в README:

code --install-extension my-vscode-plugin-0.0.1.vsix

Это и есть hidden coupling (9 видов зависимостей и что с ним делать разбираем на практике на Hard Work).

Представляете, теперь микрософтовцам, если они следуют собственным рекомендациям, необходимо вручную обновлять всяческие инсталляционные скрипты при каждом изменении версии (и они наверняка будут это забывать). А сколько пользователей этой рекомендации последуют? Это всё, что надо знать об уровне проектирования в FAANG.

Правильно так:

code --install-extension my-vscode-plugin-*.vsix

Запустить и забыть.
👍19🫡2
Если вам не становится стыдно, когда вы посмотрите на свой код 2-месячной давности, значит, вы совсем не развиваетесь в программировании.
🔥16😁8🤔2🫡2👏1
Люди выступают за онтологические обсуждения, потому что "требования заказчика часто бывают неверными". Но можно сделать и обратный вывод: большая часть проектирования программного обеспечения -- это отладка требований. Можно потратить время на анализ и отладку этих требований, а можно преждевременно сдаться, потому что "они часто бывают неправильными/противоречивыми", и вести бесконечные дискуссии об онтологиях, которые могут ни к чему не привести -- или привести к слишком обобщённым решениям.

Онтологию создаёт наш системный дизайн, иначе мы запутываемся в круговых определениях (что первично: понятия или наша система, их реализующая некоторым способом).

Поэтому вместо того, чтобы обсуждать, что такое нечто, или даже основываться на текущих отлаженных требованиях, мы должны выбирать, что и как моделировать, глядя на предметную область и выявляя особый класс её артефактов, который в своё время определил Хайдеггер.

В СильныхИдеях скоро разберём, как получать системный дизайн достаточно объективной успешности -- как быстрее выпустить проект в свет, чтобы провести итерации и отладить требования, обнаружив в них новые недостатки :) А когда вы онтологически рассуждаете о том, что есть что, у вас нет "мерила", и дискуссии никогда не заканчиваются.
🫡84👍41
То странное чувство, когда зашёл на еаптеку...

P.S. комментарий от курсанта:

"При чем у них слишком смешной собес был - мои 10 лет опыта Фреймворка для них не показатель)))
При этом по коду видно, что у них проблема с библиотекой работы с rabbitmq
На проде обновили зависимости видимо)))"


Как правильно разбираться с 9 видами зависимостей в проекте, напомню, разбираем в СильныхИдеях 😁
13😁11🤔4🫡3
Обожаю моих папищеков! 😊😊😊
Свежий пост.

Тот самый паблик для начинающих, об котором шла речь (с 1 декабря цена вырастет, ага).
😁17🔥8🤝2
У Алёны Владимирской очередной ценный пост про личный бренд:

"...огромное количество руководителей говорят: Не веди мне перепиаренных людей. Веди трудяг. Даже на очень высоком уровне.
Аргументы просты:
- он будет работать не на компанию, а на свой имидж
- он ляпнет где-то что-то, а потом неприятности на всю компанию
- он дороже чем нераскрученный, а работу часто делает хуже
Поэтому для карьеры сейчас сильный личный бренд опасен. И надо ли вам на такое сейчас тратить время и деньги - очень сложный вопрос.
Чем его заменять? Правильно построенным нетворком."


Предыдущее на эту тему, я говорил, наш лозунг:
работайте на своё имя, и пусть они платят вам за это деньги.

Но, дорогие, конечно это надо делать с умом. Вам не надо в блоге выпендриваться; котиков изредка можно постить, но конечно ваша цель, подчёркивал это особо:

"...чтобы по вашему имени и фамилии поисковики выдавали набор ваших мощных материалов по программированию, демонстрирующих, какой вы крутой разработчик"

Если вы в блоге пишете на что-то, явно отвлечённое от вашей достаточно узкой темы, которая призвана демонстрировать даже не просто ваш профессионализм, а вашу экспертность -- но и всё! (как это правильно делать, разбираем на курсе по блогу) -- если, например, вы рассказываете, как выступаете на конференциях или в ИТ-тусовках (где вас могут схантить), или пишете, как проходите собесы (тема тонкая сама по себе, сложно спрогнозировать, как ваши даже самые невинные анонимные истории про прохождение технических интервью кадровики воспримут) —
ну, такое себе, действительно, вы играете с огнём...

Я вас этому на курсе блога учил когда-нибудь? Никогда!

Вам надо своим блогом продемонстрировать ОДНО: что вы трудяга, что вы пахарь! Что вы будете на новой работе вкалывать на 100500% и приносить огромную пользу команде и проекту!
(и вот именно за это они должны платить вам 300k/s:)

Гитхаб вам в помощь, но тоже умеренно: лучше всего размещайте там учебные материалы, демонстрирующие ваш постоянный рост, и небольшие сайд-проекты, которые создаёте в познавательных целях. Иначе, считается, "если вы увлечены сторонним проектом, значит, не будете выкладываться 100% на основной работе".

Более того, я пока вообще ни у одного из пары десятков блогеров на моих курсах не видел материалов, посвящённых тому, как их работа помогла существенно ускорить проект, как повысила его качество, как они улучшали работу команды, помогали компании достичь успеха (и всё это с чиселками, kpi, а не просто бла бла бла), чтобы рассуждали не только на техническом уровне, но и показывали понимание на уровне "бизнеса"... А вот критику разную читаю постоянно (все дураки, я один умный).

Когда пишете очередной пост, всегда думайте: вот вы техдир и читаете этот блог, возьмёте такого на работу? С явной биполярочкой? :)

Но действительно, со стороны самого себя тяжело так выслеживать, поэтому с 1 января я буду за всем этим осуществлять особо тщательный надзор :)
❤‍🔥11🔥9🫡5👏3👍1
Владимир занимается на начальных курсах, делает первые задания по ООП, и вот его показательная мудрая рефлексия, которая актуальна и для сеньоров -- насколько важен правильный Software Design:

"...Видимо, это неизбежная трудность - когда прервавшись даже на несколько часов, начинаешь путаться в собственном коде (в котором всего 2 основных иерархии и 8 классов).

Изначально пробовал добавить ещё несколько классов оружия и животных и механику с ростом шерсти у альпак - чтобы пример больше был похож на "настоящую игру". Уже в процессе с облегчением удалил всё лишнее. И новые классы, и весь код в старых классах, который не нужен для задания.

При всем прочем даже на таком условном примере с игрой понятно, насколько ООП мощная штука. После того, как получается представить себе дерево классов и правильно вложить одни в другие, произвольно менять детали поведения программы становится легко."


Точно, в правильном проектировании важно понять прежде всего, а что вам НЕ нужно делать :)
👍186🔥1👏1🫡1
Каков наиболее вероятный сценарий захвата мира искусственным интеллектом?

Существует 1000 сценариев, но вот наиболее вероятный из них (который редко обсуждается):

1) Сначала кажется, что всё идет хорошо, потому что AI сперва много где реально помогает (имеем это сейчас);

2) Но на самом деле риск быстро увеличивается, поскольку и корпорации, и военные вынуждены передавать принятие решений AI, иначе они останутся позади конкурентов.

Сначала они будут передавать около 10% решений (как сейчас), но вскоре это будет 90%, а затем и 100%. AI станет слишком умным и быстрым -- мы не сможем понять, что он делает, и каковы его действительные намерения. Но мы должны это делать, иначе проиграем конкурентам.

3) Когда это произойдет достаточно массово, мы потеряем контроль над будущим, потому что наша судьба окажется в руках AGI. Мы стали детьми, а AI - взрослым.


P.S. Байден и Си на сегодняшней встрече намерены подписать соглашение о запрете дальнейшей разработки AI для автономных устройств.
🤔17😁6🫡1