Свт. Василий Великий объясняет как правильно понимать и применять в жизни заповедь о неосуждении:
"Поскольку Господь иногда говорит: «не судите по наружности», а иногда повелевает: «но судите судом праведным» (Ин. 7, 24), то не вовсе запрещается нам судить, а показывает различие суда. А за что следует судить и за что нет, ясно предал нам апостол, когда, в рассуждении того, что предоставлено произволению каждого и не определено в Писании, говорит: «А ты что осуждаешь брата твоего?» (Рим.14, 10); и еще: «Не станем же более судить друг друга» (Рим.14 13); а в рассуждении того, что не угодно Богу, обличает не осуждающих и сам от себя произносит суд, говоря: «А я, отсутствуя телом, но присутствуя (у вас) духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.5,3–5).
Поэтому если что зависит от нашего произволения, иногда даже бывает и неизвестным, за то не надобно осуждать брата, по сказанному у апостола о неведомом: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1Кор. 4, 5). Но защищать суды Божий – непререкаемая необходимость, чтобы умалчивающему самому не вкусить гнева Божия, разве кто, делая то же, что и обвиняемый, не посмеет осудить брата, слыша Господа, Который говорит: «вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 5)".
#мораль #духовнаяжизнь
"Поскольку Господь иногда говорит: «не судите по наружности», а иногда повелевает: «но судите судом праведным» (Ин. 7, 24), то не вовсе запрещается нам судить, а показывает различие суда. А за что следует судить и за что нет, ясно предал нам апостол, когда, в рассуждении того, что предоставлено произволению каждого и не определено в Писании, говорит: «А ты что осуждаешь брата твоего?» (Рим.14, 10); и еще: «Не станем же более судить друг друга» (Рим.14 13); а в рассуждении того, что не угодно Богу, обличает не осуждающих и сам от себя произносит суд, говоря: «А я, отсутствуя телом, но присутствуя (у вас) духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.5,3–5).
Поэтому если что зависит от нашего произволения, иногда даже бывает и неизвестным, за то не надобно осуждать брата, по сказанному у апостола о неведомом: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1Кор. 4, 5). Но защищать суды Божий – непререкаемая необходимость, чтобы умалчивающему самому не вкусить гнева Божия, разве кто, делая то же, что и обвиняемый, не посмеет осудить брата, слыша Господа, Который говорит: «вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 5)".
#мораль #духовнаяжизнь
👍1
Как аукнется так и откликнется
Несправедливость и зло по отношению к людям, могут отозваться нам спустя годы, для нашего вразумления и очищения. Свт. Иоанн Златоуст объясняет: «Многие ныне ведут войну в домах своих: один встречает войну от жены, другой осаждается сыном, иной терпит неприятности от брата, иной от слуги: и каждый мучится, досадует, сражается, причиняет войну и поражается войною; но никто не думает, рассуждая сам в себе, что если бы он не посеял грехов, то не возросли бы в доме его терния и волчцы: если бы не подложил искр греховных, то не воспламенился бы дом его. А что домашние бедствия суть плоды грехов и что исполнителями наказания грешнику Бог назначает домашних его, об этом свидетельствует божественное Писание, которого нет ничего достовернее. С тобою ведет войну жена, при входе твоем встречает тебя, как дикий зверь, изощряет язык свой, как меч? Прискорбно, конечно, что помощница сделалась противницею; однако исследуй самого себя, не замышлял ли ты в юности чего-нибудь против какой-нибудь женщины, и вот оскорбление женщины отмщается женщиною и чужую рану врачует собственная жена твоя. Хотя сама действующая не знает этого, но знает врач: Бог. Он действует на тебя ею, как железом, и как железо не знает того, что делает, а знает совершающий железом врачевание: врач, так и здесь, хотя жена поражающая и муж поражаемый не знают причины поражения, но Бог, как врач, знает, что полезно. А что злая жена есть бич за грехи, об этом свидетельствует божественное Писание. Оно говорит, что грешному мужу дастся злая жена (Сир. гл. 25–26). Она дастся ему, как горькое лекарство, истребляющее греховные соки» (Беседы на псалмы, 3).
Если с вами так и случилось, надо не злится, а проанализировать свою жизнь и пересмотреть свое отношение к ситуации, чтобы получить духовную пользу.
#духовнаяжизнь #мораль #иоаннзлатоуст
Несправедливость и зло по отношению к людям, могут отозваться нам спустя годы, для нашего вразумления и очищения. Свт. Иоанн Златоуст объясняет: «Многие ныне ведут войну в домах своих: один встречает войну от жены, другой осаждается сыном, иной терпит неприятности от брата, иной от слуги: и каждый мучится, досадует, сражается, причиняет войну и поражается войною; но никто не думает, рассуждая сам в себе, что если бы он не посеял грехов, то не возросли бы в доме его терния и волчцы: если бы не подложил искр греховных, то не воспламенился бы дом его. А что домашние бедствия суть плоды грехов и что исполнителями наказания грешнику Бог назначает домашних его, об этом свидетельствует божественное Писание, которого нет ничего достовернее. С тобою ведет войну жена, при входе твоем встречает тебя, как дикий зверь, изощряет язык свой, как меч? Прискорбно, конечно, что помощница сделалась противницею; однако исследуй самого себя, не замышлял ли ты в юности чего-нибудь против какой-нибудь женщины, и вот оскорбление женщины отмщается женщиною и чужую рану врачует собственная жена твоя. Хотя сама действующая не знает этого, но знает врач: Бог. Он действует на тебя ею, как железом, и как железо не знает того, что делает, а знает совершающий железом врачевание: врач, так и здесь, хотя жена поражающая и муж поражаемый не знают причины поражения, но Бог, как врач, знает, что полезно. А что злая жена есть бич за грехи, об этом свидетельствует божественное Писание. Оно говорит, что грешному мужу дастся злая жена (Сир. гл. 25–26). Она дастся ему, как горькое лекарство, истребляющее греховные соки» (Беседы на псалмы, 3).
Если с вами так и случилось, надо не злится, а проанализировать свою жизнь и пересмотреть свое отношение к ситуации, чтобы получить духовную пользу.
#духовнаяжизнь #мораль #иоаннзлатоуст
👍6
Что значит по-христиански любить врагов?
Это НЕ значит:
- не чувствовать наносимого ими вреда;
- не иметь негодования на их несправедливость;
- уступать их злобным намерениям;
- не предпринимать никаких мер к защите от их несправедливых нападений;
- не требовать удовлетворения за причиненные ими обиды;
- общаться с ними и дружить.
Любить врага - это
- не злиться на человека и не иметь неприязни к нему в сердце;
- отказаться от мести за причиненное зло;
- иметь уважение к человеку, как образу Божию;
- постоянно желать ему добра, а особенно покаяния, вразумления и спасения;
- делать добро человеку (с рассуждением, чтобы не усугубить ситуацию);
- молиться за него.
#мораль #духовнаяжизнь
Это НЕ значит:
- не чувствовать наносимого ими вреда;
- не иметь негодования на их несправедливость;
- уступать их злобным намерениям;
- не предпринимать никаких мер к защите от их несправедливых нападений;
- не требовать удовлетворения за причиненные ими обиды;
- общаться с ними и дружить.
Любить врага - это
- не злиться на человека и не иметь неприязни к нему в сердце;
- отказаться от мести за причиненное зло;
- иметь уважение к человеку, как образу Божию;
- постоянно желать ему добра, а особенно покаяния, вразумления и спасения;
- делать добро человеку (с рассуждением, чтобы не усугубить ситуацию);
- молиться за него.
#мораль #духовнаяжизнь
👍8
Прп. Иоанн Дамаскин о том, что находится в нашей власти и ответственности:
«В нашей власти, конечно, находится то, что мы свободны как делать, так и не делать, то есть все то, что добровольно совершается через нас, ибо если бы действие не находилось в нашей власти, то не говорилось бы, что оно совершается нами добровольно; и одним словом: в нашей власти находится то, за чем следует порицание или похвала и из-за чего бывают побуждение и закон. В собственном же смысле в нашей власти находится все то, что касается души и относительно чего мы совещаемся; а совещание касается того, что одинаково может случаться [и так, и иначе]. Одинаково же возможное бывает [тогда, когда] мы в состоянии [делать] как это самое, так и то, что противоположно ему. А выбор этого производит наш ум; и он есть начало действия.
Итак, это есть то, что находится в нашей власти: что одинаково может случаться [и так, и иначе]; как, например, двигаться и не двигаться, устремляться и не устремляться, желать того, что не необходимо, и не желать, говорить неправду и не лгать, давать и не давать, радоваться по причине того, из-за чего следует, и равным образом не радоваться, также и по причине того, из-за чего не следует, и прочее подобное, в чем состоят дела, свойственные добродетели и пороку. Ибо мы свободны в отношении к ним. К тому же, что одинаково может случаться [и так, и иначе], принадлежат также и искусства, ибо в нашей власти – заняться тем из них, которым мы пожелали бы, также и не заняться.
Должно же знать, что выбор того, что может быть делаемо, всегда находится в нашей власти; но деяние часто не допускается некоторым образом [проявлениями] Божественного Промысла» (Точное изложение православной веры, книга II, гл. 26).
Итак, что в нашей власти, за то мы и ответственны. Существует возможность различных сценариев нашей жизни, которые строятся как за счёт наших свободных выборов и решений, так и благодаря Провидению. Это мы выбираем институт, работу, супруга, хобби, быть человеком или опуститься ниже человеческого уровня и т. п. И отвечаем за все эти выборы, пожинаем последствия наших решений.
#человек #промысл
«В нашей власти, конечно, находится то, что мы свободны как делать, так и не делать, то есть все то, что добровольно совершается через нас, ибо если бы действие не находилось в нашей власти, то не говорилось бы, что оно совершается нами добровольно; и одним словом: в нашей власти находится то, за чем следует порицание или похвала и из-за чего бывают побуждение и закон. В собственном же смысле в нашей власти находится все то, что касается души и относительно чего мы совещаемся; а совещание касается того, что одинаково может случаться [и так, и иначе]. Одинаково же возможное бывает [тогда, когда] мы в состоянии [делать] как это самое, так и то, что противоположно ему. А выбор этого производит наш ум; и он есть начало действия.
Итак, это есть то, что находится в нашей власти: что одинаково может случаться [и так, и иначе]; как, например, двигаться и не двигаться, устремляться и не устремляться, желать того, что не необходимо, и не желать, говорить неправду и не лгать, давать и не давать, радоваться по причине того, из-за чего следует, и равным образом не радоваться, также и по причине того, из-за чего не следует, и прочее подобное, в чем состоят дела, свойственные добродетели и пороку. Ибо мы свободны в отношении к ним. К тому же, что одинаково может случаться [и так, и иначе], принадлежат также и искусства, ибо в нашей власти – заняться тем из них, которым мы пожелали бы, также и не заняться.
Должно же знать, что выбор того, что может быть делаемо, всегда находится в нашей власти; но деяние часто не допускается некоторым образом [проявлениями] Божественного Промысла» (Точное изложение православной веры, книга II, гл. 26).
Итак, что в нашей власти, за то мы и ответственны. Существует возможность различных сценариев нашей жизни, которые строятся как за счёт наших свободных выборов и решений, так и благодаря Провидению. Это мы выбираем институт, работу, супруга, хобби, быть человеком или опуститься ниже человеческого уровня и т. п. И отвечаем за все эти выборы, пожинаем последствия наших решений.
#человек #промысл
Зачем Господь создал нас такими разными и наделил различными навыками и талантами?
Свт. Григорий Богослов даёт замечательный ответ:
«Как в искусной музыкальной гармонии каждая струна издает различный звук, одна – высокий, другая – низкий, так и в этом Художник и Творец-Слово, хотя и поставил различных изобретателей различных занятий и искусств, но все дал в распоряжение всех желающих, чтобы соединить наc узами общения и человеколюбия и сделать нашу жизнь более цивилизованной».
Также и свт. Иоанн Златоуст говорит, что различие устроено Богом, как повод начать общаться с незнакомыми до сих пор людьми:
«Бог устроил еще, что мы имеем нужду друг в друге, чтобы и таким образом соединить нас, так как нужда особенно производит общение. Для того Он не попустил, чтобы все находилось всюду, чтобы и этим заставить одних иметь общение с другими. Устроив так, что мы имели нужду друг в друге, Он сделал также и сношения удобными. Если бы этого не было, то опять возникли бы неприятности и затруднения; если бы например имеющий нужду во враче, плотнике или другом ремесленнике должен был совершать далекое путешествие, то все погибло бы. Потому Он и устроил города, и собрал всех вместе. А чтобы и к живущим далеко мы могли отправиться удобно, Он распростер между (городами) море и послал быстрые ветры, сделав таким образом сообщения удобными».
#отношения #иоаннзлатоуст
Свт. Григорий Богослов даёт замечательный ответ:
«Как в искусной музыкальной гармонии каждая струна издает различный звук, одна – высокий, другая – низкий, так и в этом Художник и Творец-Слово, хотя и поставил различных изобретателей различных занятий и искусств, но все дал в распоряжение всех желающих, чтобы соединить наc узами общения и человеколюбия и сделать нашу жизнь более цивилизованной».
Также и свт. Иоанн Златоуст говорит, что различие устроено Богом, как повод начать общаться с незнакомыми до сих пор людьми:
«Бог устроил еще, что мы имеем нужду друг в друге, чтобы и таким образом соединить нас, так как нужда особенно производит общение. Для того Он не попустил, чтобы все находилось всюду, чтобы и этим заставить одних иметь общение с другими. Устроив так, что мы имели нужду друг в друге, Он сделал также и сношения удобными. Если бы этого не было, то опять возникли бы неприятности и затруднения; если бы например имеющий нужду во враче, плотнике или другом ремесленнике должен был совершать далекое путешествие, то все погибло бы. Потому Он и устроил города, и собрал всех вместе. А чтобы и к живущим далеко мы могли отправиться удобно, Он распростер между (городами) море и послал быстрые ветры, сделав таким образом сообщения удобными».
#отношения #иоаннзлатоуст
👏2👍1
Поздравляю всех вас с Благовещением Пресвятой Богородицы!
Именно с этого момента начинает разворачиваться Божий план о нашем спасении и Слово Божие становится Человеком в утробе Девы Марии.
А ещё, сегодня мы молились в сельском храме нашего района, чей престол был когда-то освящён в честь этого события. Село так и называется - Благовещение (подмосковный Назарет).
Именно с этого момента начинает разворачиваться Божий план о нашем спасении и Слово Божие становится Человеком в утробе Девы Марии.
А ещё, сегодня мы молились в сельском храме нашего района, чей престол был когда-то освящён в честь этого события. Село так и называется - Благовещение (подмосковный Назарет).
👍4
Свт. Феофан Затворник замечательно описывает состояние обычного порядочного (с точки зрения общества) человека, который не желает сознательно жить по Евангелию:
«Действующее в нас начало греховной жизни есть себялюбие или самоугождение, иначе – эгоизм, самость. Сокрушается самость, и воскресает у человека страх Божий, или чувство зависимости от Бога, в покаянии. Тот человек живет в состоянии отпадения от Бога, который для себя только живет и не думает о Боге и небе, или, по словам Давида: «не предлагает Бога пред собою» (Пс. 53:5, 85:14). У такого обыкновенно вся забота о чем-нибудь своем: или о познании, или об искусстве, или о должности, или о семействе, или, еще хуже, о наслаждении и удовлетворении какой-нибудь страсти; о будущей жизни он не думает, а настоящую старается устроить так, чтобы жить спокойно и как бы вечно; внутрь себя не обращается, поэтому и не знает своего состояния и тех следствий, какие будут от его жизни, но всегда считает себя чем-то великим и гоним бывает все вперед суетною заботою; других не любит, а обходится с ними, как только требует приличие, посему готов и обидеть, если это не очернит его самого; он иногда делает и добрые дела, но они все суть свойства душевного (Посл. восточных патриархов, 3 чл.), напитаны общим его духом самолюбия, которое отнимает у них истинную цену. Все это исповедует всякий обратившийся к Богу, а необратившийся пока пребывает в сем состоянии, как бы иногда, по-видимому, строго ни принимался разбирать себя и свою жизнь, никак не может уверить себя, что его дела ничтожны и злы. Сатана, обладающий человеком посредством греха, живущего в человеке вместе с его самостию, как летаргическим сном поражает его дух во всех силах. Поэтому он недугует ослеплением, нечувствием и нерадением.
Человеку, находящемуся в таком состоянии, самому очувствоваться нельзя, пока в его греховной тьме не воссияет свет Божественной благодати».
#мораль #духовнаяжизнь #феофанзатворник
«Действующее в нас начало греховной жизни есть себялюбие или самоугождение, иначе – эгоизм, самость. Сокрушается самость, и воскресает у человека страх Божий, или чувство зависимости от Бога, в покаянии. Тот человек живет в состоянии отпадения от Бога, который для себя только живет и не думает о Боге и небе, или, по словам Давида: «не предлагает Бога пред собою» (Пс. 53:5, 85:14). У такого обыкновенно вся забота о чем-нибудь своем: или о познании, или об искусстве, или о должности, или о семействе, или, еще хуже, о наслаждении и удовлетворении какой-нибудь страсти; о будущей жизни он не думает, а настоящую старается устроить так, чтобы жить спокойно и как бы вечно; внутрь себя не обращается, поэтому и не знает своего состояния и тех следствий, какие будут от его жизни, но всегда считает себя чем-то великим и гоним бывает все вперед суетною заботою; других не любит, а обходится с ними, как только требует приличие, посему готов и обидеть, если это не очернит его самого; он иногда делает и добрые дела, но они все суть свойства душевного (Посл. восточных патриархов, 3 чл.), напитаны общим его духом самолюбия, которое отнимает у них истинную цену. Все это исповедует всякий обратившийся к Богу, а необратившийся пока пребывает в сем состоянии, как бы иногда, по-видимому, строго ни принимался разбирать себя и свою жизнь, никак не может уверить себя, что его дела ничтожны и злы. Сатана, обладающий человеком посредством греха, живущего в человеке вместе с его самостию, как летаргическим сном поражает его дух во всех силах. Поэтому он недугует ослеплением, нечувствием и нерадением.
Человеку, находящемуся в таком состоянии, самому очувствоваться нельзя, пока в его греховной тьме не воссияет свет Божественной благодати».
#мораль #духовнаяжизнь #феофанзатворник
👍2
Необычный аргумент прп. Анастасия Синаита в пользу божественности христианства:
«Мы, возрастая [и совершая грехи], почти все оскверняем прежнее [наше] Крещение, а через слезы, словно водою и Духом, снова очищаемся. Тем самым мы еще раз опровергаем иудеев и арабов, поскольку не имеют они Святого Духа, ибо никто из них никогда не проливает слез из-за грехов своих».
#духовнаяжизнь #иноверие
«Мы, возрастая [и совершая грехи], почти все оскверняем прежнее [наше] Крещение, а через слезы, словно водою и Духом, снова очищаемся. Тем самым мы еще раз опровергаем иудеев и арабов, поскольку не имеют они Святого Духа, ибо никто из них никогда не проливает слез из-за грехов своих».
#духовнаяжизнь #иноверие
В "Пространном христианском катехизисе" запрет трудиться в воскресенья и церковные праздники объясняется очень просто:
"Праздничные дни должно проводить следующим образом: не следует в эти дни работать, или делать дела мирские и житейские; нужно свято хранить их, т. е. совершать в эти дни дела святые и духовные, во славу Божию.
Запрещено работать в праздничные дни для того, чтобы беспрепятственно совершать святые и богоугодные дела".
#мораль #дисциплина
"Праздничные дни должно проводить следующим образом: не следует в эти дни работать, или делать дела мирские и житейские; нужно свято хранить их, т. е. совершать в эти дни дела святые и духовные, во славу Божию.
Запрещено работать в праздничные дни для того, чтобы беспрепятственно совершать святые и богоугодные дела".
#мораль #дисциплина
Свт. Иоанн Златоуст о различии в условиях прощения и очищения грехов до Крещения и после:
«Сделанное после крещения требует великого старания, чтобы оно опять было изглажено. Так как уже нет второго омовения, а нужны наши слезы, покаяние, исповедь, милостыня, молитва и всякое другое благочестивое занятие, то и очищаются сделанные после крещения грехи с великим трудом и усилием» (Беседа первая на святую Пятидесятницу).
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
«Сделанное после крещения требует великого старания, чтобы оно опять было изглажено. Так как уже нет второго омовения, а нужны наши слезы, покаяние, исповедь, милостыня, молитва и всякое другое благочестивое занятие, то и очищаются сделанные после крещения грехи с великим трудом и усилием» (Беседа первая на святую Пятидесятницу).
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
👍3
Свт. Иоанн Златоуст приводит различные средства, которыми мы можем получить полное прощение наших грехов:
«Хотите, скажу и о путях покаяния? Они многочисленны, разнообразны и различны, и все ведут к небу. Первый путь покаяния есть осуждение грехов: «говори ты беззакония твоя прежде, чтобы оправдаться» (Ис. XLIII, 26). Поэтому и пророк говорил: «я сказал: исповедаю Господу преступление мое, и Ты снял с меня вину греха моего» (Псал. XXXI, 5). Итак, осуди и ты грехи свои: этого достаточно для Господа к твоему оправданию, потому что осудивший грехи свои не так скоро решится опять впасть в них. Пробуди внутри у себя обличителя – твою совесть, дабы там – на судилище Господнем не иметь тебе обличителя. Вот один путь покаяния, прекраснейший!
Есть и другой, не хуже этого, состоящий в том, чтобы не злопамятствовать на врагов, сдерживать гнев, прощать грехи сорабам, потому что в таком случае простятся нам и наши грехи против Господа. Вот и второе средство очиститься от грехов! «Ибо если вы будете прощать, – говорит Господь, – «должникам вашим, отпустит и вам Отец ваш небесный» (Мф. VI, 14).
Хочешь знать и третий путь покаяния? Это пламенная и усердная молитва, возносимая притом от самой глубины сердца. Не видел ли ты, как та вдовица умилостивила жестокого судию (Лук. XVIII, 3)? А у тебя Владыка кроткий, снисходительный и человеколюбивый! Она просила (о защите) против врагов, а ты просишь не против врагов, но о своем спасении.
Если же хочешь знать и четвертый (путь покаяния), то назову милостыню: она имеет великую и несказанную силу. И Навуходоносору, который совершал всякого рода грех и всякое нечестие, Даниил говорит: «Царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным» (Дан. IV, 24). Что может сравниться с этим человеколюбием? После бесчисленных грехов, после стольких беззаконий, грешнику обещается прощение, если он будет человеколюбив к своим сорабам.
Также, скромность и смиренномудрие, не менее всех сказанных средств, заглаждают грехи: свидетель тому мытарь, который не мог указать на свои добрые дела, но, вместо всех (таких дел), выставляет смирение – и слагает с себя тяжкое бремя грехов (Лук. XVIII, 13).
Вот мы показали пять путей покаяния: первый – осуждение грехов, второй – отпущение грехов ближним, третий – состоящий в молитве, четвертый – в милостыне, пятый – в смиренномудрии.
Итак, не оставайся в праздности, но каждый день проходи по всем этим путям, потому что и пути удобные, и ты не можешь отговориться бедностью. Нет, хотя бы жил ты беднее всех, можешь и оставить гнев, и смириться, и помолиться усердно, и осудить грехи, – словом: бедность ни в чем этом не служит помехою. И что говорю об этом, когда и на том пути покаяния, на котором нужно издерживать деньги (разумею милостыню), и там бедность нисколько не препятствует нам исполнить заповедь? Это показала вдовица, положившая две лепты (Мк. XII, 42). Итак, узнав способ врачевания наших ран, будем постоянно употреблять эти лекарства, чтобы, восстановив в себе истинное здравие, и вкусить нам с дерзновением священной трапезы, и встретить с великою славою Царя славы – Христа, и получить вечные блага, благодатию, и щедротами, и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым слава, держава, честь Отцу со всесвятым, и благим и животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь» (Беседа вторая о диаволе).
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
«Хотите, скажу и о путях покаяния? Они многочисленны, разнообразны и различны, и все ведут к небу. Первый путь покаяния есть осуждение грехов: «говори ты беззакония твоя прежде, чтобы оправдаться» (Ис. XLIII, 26). Поэтому и пророк говорил: «я сказал: исповедаю Господу преступление мое, и Ты снял с меня вину греха моего» (Псал. XXXI, 5). Итак, осуди и ты грехи свои: этого достаточно для Господа к твоему оправданию, потому что осудивший грехи свои не так скоро решится опять впасть в них. Пробуди внутри у себя обличителя – твою совесть, дабы там – на судилище Господнем не иметь тебе обличителя. Вот один путь покаяния, прекраснейший!
Есть и другой, не хуже этого, состоящий в том, чтобы не злопамятствовать на врагов, сдерживать гнев, прощать грехи сорабам, потому что в таком случае простятся нам и наши грехи против Господа. Вот и второе средство очиститься от грехов! «Ибо если вы будете прощать, – говорит Господь, – «должникам вашим, отпустит и вам Отец ваш небесный» (Мф. VI, 14).
Хочешь знать и третий путь покаяния? Это пламенная и усердная молитва, возносимая притом от самой глубины сердца. Не видел ли ты, как та вдовица умилостивила жестокого судию (Лук. XVIII, 3)? А у тебя Владыка кроткий, снисходительный и человеколюбивый! Она просила (о защите) против врагов, а ты просишь не против врагов, но о своем спасении.
Если же хочешь знать и четвертый (путь покаяния), то назову милостыню: она имеет великую и несказанную силу. И Навуходоносору, который совершал всякого рода грех и всякое нечестие, Даниил говорит: «Царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным» (Дан. IV, 24). Что может сравниться с этим человеколюбием? После бесчисленных грехов, после стольких беззаконий, грешнику обещается прощение, если он будет человеколюбив к своим сорабам.
Также, скромность и смиренномудрие, не менее всех сказанных средств, заглаждают грехи: свидетель тому мытарь, который не мог указать на свои добрые дела, но, вместо всех (таких дел), выставляет смирение – и слагает с себя тяжкое бремя грехов (Лук. XVIII, 13).
Вот мы показали пять путей покаяния: первый – осуждение грехов, второй – отпущение грехов ближним, третий – состоящий в молитве, четвертый – в милостыне, пятый – в смиренномудрии.
Итак, не оставайся в праздности, но каждый день проходи по всем этим путям, потому что и пути удобные, и ты не можешь отговориться бедностью. Нет, хотя бы жил ты беднее всех, можешь и оставить гнев, и смириться, и помолиться усердно, и осудить грехи, – словом: бедность ни в чем этом не служит помехою. И что говорю об этом, когда и на том пути покаяния, на котором нужно издерживать деньги (разумею милостыню), и там бедность нисколько не препятствует нам исполнить заповедь? Это показала вдовица, положившая две лепты (Мк. XII, 42). Итак, узнав способ врачевания наших ран, будем постоянно употреблять эти лекарства, чтобы, восстановив в себе истинное здравие, и вкусить нам с дерзновением священной трапезы, и встретить с великою славою Царя славы – Христа, и получить вечные блага, благодатию, и щедротами, и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым слава, держава, честь Отцу со всесвятым, и благим и животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь» (Беседа вторая о диаволе).
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
❤3
Свт. Иоанн Златоуст напоминает всякому грешнику, что Господь очистит любой его грех, даже самый тяжкий и ужасный, и восстановит его в первозданном виде, только бы он покаялся:
«Бог человеколюбив. Он не пожалел Сына, чтобы пощадить раба; Он предал Единородного, чтобы искупить неблагодарных рабов; кровь Сына Своего Он сделал ценой их свободы. О, человеколюбие Господне! И не говори еще: я много согрешил, как могу я спастись? Ты не можешь, но Господь спасет тебя. Он так уничтожит грехи твои, что от них не останется даже следа. С телом этого нельзя сделать. Если бы врач десятки тысяч раз пытался сделать это; если бы он клал на раны лекарства, – рана зажила бы, но рубец не уничтожился бы. Этому препятствуют слабость природы, бессилие искусства, несовершенство лекарств. Но Бог, изглаждая грехи, не оставляет рубца, не позволяет, чтобы остался какой-нибудь след; вместе со здоровьем Он дает также и благообразие, освобождая от наказания, дарует также правду и согрешившего уравнивает с несделавшим греха».
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
«Бог человеколюбив. Он не пожалел Сына, чтобы пощадить раба; Он предал Единородного, чтобы искупить неблагодарных рабов; кровь Сына Своего Он сделал ценой их свободы. О, человеколюбие Господне! И не говори еще: я много согрешил, как могу я спастись? Ты не можешь, но Господь спасет тебя. Он так уничтожит грехи твои, что от них не останется даже следа. С телом этого нельзя сделать. Если бы врач десятки тысяч раз пытался сделать это; если бы он клал на раны лекарства, – рана зажила бы, но рубец не уничтожился бы. Этому препятствуют слабость природы, бессилие искусства, несовершенство лекарств. Но Бог, изглаждая грехи, не оставляет рубца, не позволяет, чтобы остался какой-нибудь след; вместе со здоровьем Он дает также и благообразие, освобождая от наказания, дарует также правду и согрешившего уравнивает с несделавшим греха».
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
❤3
Митрополит Тихон (Шевкунов) говорит очень разумные вещи об условиях покаяния, о чем нечасто услышишь сегодня в церковной среде:
«Сейчас часто говорят, что епитимьи, отлучение от причастия, в том числе и для воцерковленных людей, неэффективны и вообще не нужны. Не соглашусь с этим. Епитимья необходима в духовной жизни. На этом настаивал, кстати, еще патриарх Пимен — он более чем тридцать лет назад призвал священников не быть теми, кого в древней Руси называли «потаковниками» — иереями, которые своей ложной снисходительностью попустительствуют греху.
В Псалтири царь Давид Духом Святым предупреждает нас: «Господь расточит кости человекоугодников». Священник незаметно для себя может превратиться в человекоугодника. Это, конечно, не значит, что следует стать твердолобым ригористом: шаг вправо, шаг влево — расстрел. Особенно это касается сферы семейных отношений, быть может, самой деликатной и тонкой в пастырской практике, требующей мудрости, времени и заботы. Но все же и в другую крайность низвергаться нельзя.
Христианин должен приносить плоды покаяния и исправления, а не проходить через формальное обнуление грехов. Ради блага кающегося за тяжким духовным преступлением, как неизбежное следствие, должно следовать наказание. И это совсем не пресловутый «юридический» подход. Вспомним, что значит славянское слово «наказание». Оно переводится не как «возмездие» или «кара», а как «научение». Таким «научением», конечно же, в каких-то случаях может быть и полное прощение — сразу, если священник ответственно видит в таком своем пастырском решении пользу для христианина.
Но плодотворнейшим «научением» может стать разумная, разъясненная прихожанину, епитимья — в первую очередь духовное чтение, милостыня, паломничество и соединенная с ним молитва, а также, в особых случаях, временные ограничения, в том числе и в евхаристической жизни. Все это — действенные, врачующие духовные средства, приносящие плоды подлинного исправления злых навыков и горьких ошибок. Надо подчеркнуть, что необычайно важно здесь постоянное общение священника с прихожанином во время несения им епитимьи».
#духовнаяжизнь #дисциплина #мораль
«Сейчас часто говорят, что епитимьи, отлучение от причастия, в том числе и для воцерковленных людей, неэффективны и вообще не нужны. Не соглашусь с этим. Епитимья необходима в духовной жизни. На этом настаивал, кстати, еще патриарх Пимен — он более чем тридцать лет назад призвал священников не быть теми, кого в древней Руси называли «потаковниками» — иереями, которые своей ложной снисходительностью попустительствуют греху.
В Псалтири царь Давид Духом Святым предупреждает нас: «Господь расточит кости человекоугодников». Священник незаметно для себя может превратиться в человекоугодника. Это, конечно, не значит, что следует стать твердолобым ригористом: шаг вправо, шаг влево — расстрел. Особенно это касается сферы семейных отношений, быть может, самой деликатной и тонкой в пастырской практике, требующей мудрости, времени и заботы. Но все же и в другую крайность низвергаться нельзя.
Христианин должен приносить плоды покаяния и исправления, а не проходить через формальное обнуление грехов. Ради блага кающегося за тяжким духовным преступлением, как неизбежное следствие, должно следовать наказание. И это совсем не пресловутый «юридический» подход. Вспомним, что значит славянское слово «наказание». Оно переводится не как «возмездие» или «кара», а как «научение». Таким «научением», конечно же, в каких-то случаях может быть и полное прощение — сразу, если священник ответственно видит в таком своем пастырском решении пользу для христианина.
Но плодотворнейшим «научением» может стать разумная, разъясненная прихожанину, епитимья — в первую очередь духовное чтение, милостыня, паломничество и соединенная с ним молитва, а также, в особых случаях, временные ограничения, в том числе и в евхаристической жизни. Все это — действенные, врачующие духовные средства, приносящие плоды подлинного исправления злых навыков и горьких ошибок. Надо подчеркнуть, что необычайно важно здесь постоянное общение священника с прихожанином во время несения им епитимьи».
#духовнаяжизнь #дисциплина #мораль
👍3
Интересный диалог между священником и прихожанкой о том, почему не следует собороваться, если человек не находится в тяжелой болезни https://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevskij/traditsii-i-zabluzhdenija/#0_24
#таинства
#таинства
azbyka.ru
Традиции и заблуждения - священник Вадим Коржевский - читать, скачать
Труд «Традиции и заблуждения» священника Вадима Коржевского. Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
9 апреля принял участие в богословской конференции Свято-Тихоновского православного государственного университета. Тема доклада: "Евангельское учение о нерасторжимости брака в проповеди свт. Иоанна Златоуста".
#иоаннзлатоуст #событиясомной
#иоаннзлатоуст #событиясомной
Доклад был посвящен раскрытию евангельского учения о нерасторжимости христианского брака в проповеди святителя Иоанна Златоуста. В условиях большого падения нравов учитель Церкви излагал учение о браке перед паствой, подчёркивая его высоту и обязательность для всех, кто желает быть участником Царства Божия. Святитель красочно описывает бытовые семейные проблемы, но вывод его всегда бескомпромиссно строг: ничего, кроме прелюбодеяния, не может служить поводом к разводу супругов. Я подверг критике мнение ряда православных исследователей, согласно которому святитель Иоанн допускал второбрачие для невиновной в измене стороны. Анализ текстов святителя показывает несостоятельность такого мнения, а его высказывания, приводимые в защиту данного представления, могут быть интерпретированы иначе. В связи с этим, представляется некорректным противопоставлять свт. Иоанна Златоуста и блж. Августина в понимании нерасторжимости христианского брака. Проповеди вселенского учителя Церкви служат ценным и авторитетным свидетельством того, каково было учение Восточной Церкви IV века по теме христианского брака.
#иоаннзлатоуст #событиясомной
#иоаннзлатоуст #событиясомной
👍1
Братья и сестры, поздравляю всех вас с окончанием Великого поста! В связи с этим хотелось бы вспомнить поучение свт. Иоанна Златоуста о том, что завершая постный период, мы не должны заканчивать поститься духовно:
«Хотя и прошло время святой четыредесятницы, да не оставим память о ней. Однако никто, прошу вас, да не досадует на это увещание, ибо я говорю это не для того, чтобы вновь понудить [вас] к посту, но, напротив, желая, дабы вы отдохнули и явили теперь болee совершенный, истинный пост. Ведь можно поститься и не постясь. Как же это? Я [вам] скажу: когда мы принимаем пищу, но воздерживаемся от греха. Ибо таков пост, доставляющий пользу, и ради него совершается воздержание от пищи, чтобы нам легче было стремиться по пути добродетели. Итак, если мы хотим проявить подобающую заботу о теле и сохранить в чистоте от грехов душу, послушаемся и поступим таким образом. Ведь этот род поста будет для нас даже легче, потому что о том посте, я имею в виду воздержание от пищи, я слышал, как многие говорят, что тяжело переносят тяготы недоедания, жалуются на телесную немощь, плачутся на многое другое и говорят, что погибают от того, что не моются и пьют одну воду. А этому посту нельзя противопоставить ничего подобного. Ведь можно наслаждаться всем этим, оказывать подобающее попечение телу и проявлять надлежащую заботу о душе. В самом деле, я не призываю теперь воздерживаться от того, от чего прежде. Откажись только от греха и соблюдай постоянное воздержание от него. И тогда ты сможешь на протяжении всей жизни исполнять истинный пост. Ибо умеренное употребление того, что мы перечислили, не возбраняется, а грех решительно запрещается. Он не рождается из ниоткуда, но только от роскоши, обжорства и великой распущенности. Поэтому, прошу вас, хорошо это зная, не будем совершать беззакония из-за [нашей] беспечности».
#пост #иоаннзлатоуст #мораль #духовнаяжизнь
«Хотя и прошло время святой четыредесятницы, да не оставим память о ней. Однако никто, прошу вас, да не досадует на это увещание, ибо я говорю это не для того, чтобы вновь понудить [вас] к посту, но, напротив, желая, дабы вы отдохнули и явили теперь болee совершенный, истинный пост. Ведь можно поститься и не постясь. Как же это? Я [вам] скажу: когда мы принимаем пищу, но воздерживаемся от греха. Ибо таков пост, доставляющий пользу, и ради него совершается воздержание от пищи, чтобы нам легче было стремиться по пути добродетели. Итак, если мы хотим проявить подобающую заботу о теле и сохранить в чистоте от грехов душу, послушаемся и поступим таким образом. Ведь этот род поста будет для нас даже легче, потому что о том посте, я имею в виду воздержание от пищи, я слышал, как многие говорят, что тяжело переносят тяготы недоедания, жалуются на телесную немощь, плачутся на многое другое и говорят, что погибают от того, что не моются и пьют одну воду. А этому посту нельзя противопоставить ничего подобного. Ведь можно наслаждаться всем этим, оказывать подобающее попечение телу и проявлять надлежащую заботу о душе. В самом деле, я не призываю теперь воздерживаться от того, от чего прежде. Откажись только от греха и соблюдай постоянное воздержание от него. И тогда ты сможешь на протяжении всей жизни исполнять истинный пост. Ибо умеренное употребление того, что мы перечислили, не возбраняется, а грех решительно запрещается. Он не рождается из ниоткуда, но только от роскоши, обжорства и великой распущенности. Поэтому, прошу вас, хорошо это зная, не будем совершать беззакония из-за [нашей] беспечности».
#пост #иоаннзлатоуст #мораль #духовнаяжизнь
👍4