Поздравляю всех вас с Благовещением Пресвятой Богородицы!
Именно с этого момента начинает разворачиваться Божий план о нашем спасении и Слово Божие становится Человеком в утробе Девы Марии.
А ещё, сегодня мы молились в сельском храме нашего района, чей престол был когда-то освящён в честь этого события. Село так и называется - Благовещение (подмосковный Назарет).
Именно с этого момента начинает разворачиваться Божий план о нашем спасении и Слово Божие становится Человеком в утробе Девы Марии.
А ещё, сегодня мы молились в сельском храме нашего района, чей престол был когда-то освящён в честь этого события. Село так и называется - Благовещение (подмосковный Назарет).
👍4
Свт. Феофан Затворник замечательно описывает состояние обычного порядочного (с точки зрения общества) человека, который не желает сознательно жить по Евангелию:
«Действующее в нас начало греховной жизни есть себялюбие или самоугождение, иначе – эгоизм, самость. Сокрушается самость, и воскресает у человека страх Божий, или чувство зависимости от Бога, в покаянии. Тот человек живет в состоянии отпадения от Бога, который для себя только живет и не думает о Боге и небе, или, по словам Давида: «не предлагает Бога пред собою» (Пс. 53:5, 85:14). У такого обыкновенно вся забота о чем-нибудь своем: или о познании, или об искусстве, или о должности, или о семействе, или, еще хуже, о наслаждении и удовлетворении какой-нибудь страсти; о будущей жизни он не думает, а настоящую старается устроить так, чтобы жить спокойно и как бы вечно; внутрь себя не обращается, поэтому и не знает своего состояния и тех следствий, какие будут от его жизни, но всегда считает себя чем-то великим и гоним бывает все вперед суетною заботою; других не любит, а обходится с ними, как только требует приличие, посему готов и обидеть, если это не очернит его самого; он иногда делает и добрые дела, но они все суть свойства душевного (Посл. восточных патриархов, 3 чл.), напитаны общим его духом самолюбия, которое отнимает у них истинную цену. Все это исповедует всякий обратившийся к Богу, а необратившийся пока пребывает в сем состоянии, как бы иногда, по-видимому, строго ни принимался разбирать себя и свою жизнь, никак не может уверить себя, что его дела ничтожны и злы. Сатана, обладающий человеком посредством греха, живущего в человеке вместе с его самостию, как летаргическим сном поражает его дух во всех силах. Поэтому он недугует ослеплением, нечувствием и нерадением.
Человеку, находящемуся в таком состоянии, самому очувствоваться нельзя, пока в его греховной тьме не воссияет свет Божественной благодати».
#мораль #духовнаяжизнь #феофанзатворник
«Действующее в нас начало греховной жизни есть себялюбие или самоугождение, иначе – эгоизм, самость. Сокрушается самость, и воскресает у человека страх Божий, или чувство зависимости от Бога, в покаянии. Тот человек живет в состоянии отпадения от Бога, который для себя только живет и не думает о Боге и небе, или, по словам Давида: «не предлагает Бога пред собою» (Пс. 53:5, 85:14). У такого обыкновенно вся забота о чем-нибудь своем: или о познании, или об искусстве, или о должности, или о семействе, или, еще хуже, о наслаждении и удовлетворении какой-нибудь страсти; о будущей жизни он не думает, а настоящую старается устроить так, чтобы жить спокойно и как бы вечно; внутрь себя не обращается, поэтому и не знает своего состояния и тех следствий, какие будут от его жизни, но всегда считает себя чем-то великим и гоним бывает все вперед суетною заботою; других не любит, а обходится с ними, как только требует приличие, посему готов и обидеть, если это не очернит его самого; он иногда делает и добрые дела, но они все суть свойства душевного (Посл. восточных патриархов, 3 чл.), напитаны общим его духом самолюбия, которое отнимает у них истинную цену. Все это исповедует всякий обратившийся к Богу, а необратившийся пока пребывает в сем состоянии, как бы иногда, по-видимому, строго ни принимался разбирать себя и свою жизнь, никак не может уверить себя, что его дела ничтожны и злы. Сатана, обладающий человеком посредством греха, живущего в человеке вместе с его самостию, как летаргическим сном поражает его дух во всех силах. Поэтому он недугует ослеплением, нечувствием и нерадением.
Человеку, находящемуся в таком состоянии, самому очувствоваться нельзя, пока в его греховной тьме не воссияет свет Божественной благодати».
#мораль #духовнаяжизнь #феофанзатворник
👍2
Необычный аргумент прп. Анастасия Синаита в пользу божественности христианства:
«Мы, возрастая [и совершая грехи], почти все оскверняем прежнее [наше] Крещение, а через слезы, словно водою и Духом, снова очищаемся. Тем самым мы еще раз опровергаем иудеев и арабов, поскольку не имеют они Святого Духа, ибо никто из них никогда не проливает слез из-за грехов своих».
#духовнаяжизнь #иноверие
«Мы, возрастая [и совершая грехи], почти все оскверняем прежнее [наше] Крещение, а через слезы, словно водою и Духом, снова очищаемся. Тем самым мы еще раз опровергаем иудеев и арабов, поскольку не имеют они Святого Духа, ибо никто из них никогда не проливает слез из-за грехов своих».
#духовнаяжизнь #иноверие
В "Пространном христианском катехизисе" запрет трудиться в воскресенья и церковные праздники объясняется очень просто:
"Праздничные дни должно проводить следующим образом: не следует в эти дни работать, или делать дела мирские и житейские; нужно свято хранить их, т. е. совершать в эти дни дела святые и духовные, во славу Божию.
Запрещено работать в праздничные дни для того, чтобы беспрепятственно совершать святые и богоугодные дела".
#мораль #дисциплина
"Праздничные дни должно проводить следующим образом: не следует в эти дни работать, или делать дела мирские и житейские; нужно свято хранить их, т. е. совершать в эти дни дела святые и духовные, во славу Божию.
Запрещено работать в праздничные дни для того, чтобы беспрепятственно совершать святые и богоугодные дела".
#мораль #дисциплина
Свт. Иоанн Златоуст о различии в условиях прощения и очищения грехов до Крещения и после:
«Сделанное после крещения требует великого старания, чтобы оно опять было изглажено. Так как уже нет второго омовения, а нужны наши слезы, покаяние, исповедь, милостыня, молитва и всякое другое благочестивое занятие, то и очищаются сделанные после крещения грехи с великим трудом и усилием» (Беседа первая на святую Пятидесятницу).
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
«Сделанное после крещения требует великого старания, чтобы оно опять было изглажено. Так как уже нет второго омовения, а нужны наши слезы, покаяние, исповедь, милостыня, молитва и всякое другое благочестивое занятие, то и очищаются сделанные после крещения грехи с великим трудом и усилием» (Беседа первая на святую Пятидесятницу).
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
👍3
Свт. Иоанн Златоуст приводит различные средства, которыми мы можем получить полное прощение наших грехов:
«Хотите, скажу и о путях покаяния? Они многочисленны, разнообразны и различны, и все ведут к небу. Первый путь покаяния есть осуждение грехов: «говори ты беззакония твоя прежде, чтобы оправдаться» (Ис. XLIII, 26). Поэтому и пророк говорил: «я сказал: исповедаю Господу преступление мое, и Ты снял с меня вину греха моего» (Псал. XXXI, 5). Итак, осуди и ты грехи свои: этого достаточно для Господа к твоему оправданию, потому что осудивший грехи свои не так скоро решится опять впасть в них. Пробуди внутри у себя обличителя – твою совесть, дабы там – на судилище Господнем не иметь тебе обличителя. Вот один путь покаяния, прекраснейший!
Есть и другой, не хуже этого, состоящий в том, чтобы не злопамятствовать на врагов, сдерживать гнев, прощать грехи сорабам, потому что в таком случае простятся нам и наши грехи против Господа. Вот и второе средство очиститься от грехов! «Ибо если вы будете прощать, – говорит Господь, – «должникам вашим, отпустит и вам Отец ваш небесный» (Мф. VI, 14).
Хочешь знать и третий путь покаяния? Это пламенная и усердная молитва, возносимая притом от самой глубины сердца. Не видел ли ты, как та вдовица умилостивила жестокого судию (Лук. XVIII, 3)? А у тебя Владыка кроткий, снисходительный и человеколюбивый! Она просила (о защите) против врагов, а ты просишь не против врагов, но о своем спасении.
Если же хочешь знать и четвертый (путь покаяния), то назову милостыню: она имеет великую и несказанную силу. И Навуходоносору, который совершал всякого рода грех и всякое нечестие, Даниил говорит: «Царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным» (Дан. IV, 24). Что может сравниться с этим человеколюбием? После бесчисленных грехов, после стольких беззаконий, грешнику обещается прощение, если он будет человеколюбив к своим сорабам.
Также, скромность и смиренномудрие, не менее всех сказанных средств, заглаждают грехи: свидетель тому мытарь, который не мог указать на свои добрые дела, но, вместо всех (таких дел), выставляет смирение – и слагает с себя тяжкое бремя грехов (Лук. XVIII, 13).
Вот мы показали пять путей покаяния: первый – осуждение грехов, второй – отпущение грехов ближним, третий – состоящий в молитве, четвертый – в милостыне, пятый – в смиренномудрии.
Итак, не оставайся в праздности, но каждый день проходи по всем этим путям, потому что и пути удобные, и ты не можешь отговориться бедностью. Нет, хотя бы жил ты беднее всех, можешь и оставить гнев, и смириться, и помолиться усердно, и осудить грехи, – словом: бедность ни в чем этом не служит помехою. И что говорю об этом, когда и на том пути покаяния, на котором нужно издерживать деньги (разумею милостыню), и там бедность нисколько не препятствует нам исполнить заповедь? Это показала вдовица, положившая две лепты (Мк. XII, 42). Итак, узнав способ врачевания наших ран, будем постоянно употреблять эти лекарства, чтобы, восстановив в себе истинное здравие, и вкусить нам с дерзновением священной трапезы, и встретить с великою славою Царя славы – Христа, и получить вечные блага, благодатию, и щедротами, и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым слава, держава, честь Отцу со всесвятым, и благим и животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь» (Беседа вторая о диаволе).
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
«Хотите, скажу и о путях покаяния? Они многочисленны, разнообразны и различны, и все ведут к небу. Первый путь покаяния есть осуждение грехов: «говори ты беззакония твоя прежде, чтобы оправдаться» (Ис. XLIII, 26). Поэтому и пророк говорил: «я сказал: исповедаю Господу преступление мое, и Ты снял с меня вину греха моего» (Псал. XXXI, 5). Итак, осуди и ты грехи свои: этого достаточно для Господа к твоему оправданию, потому что осудивший грехи свои не так скоро решится опять впасть в них. Пробуди внутри у себя обличителя – твою совесть, дабы там – на судилище Господнем не иметь тебе обличителя. Вот один путь покаяния, прекраснейший!
Есть и другой, не хуже этого, состоящий в том, чтобы не злопамятствовать на врагов, сдерживать гнев, прощать грехи сорабам, потому что в таком случае простятся нам и наши грехи против Господа. Вот и второе средство очиститься от грехов! «Ибо если вы будете прощать, – говорит Господь, – «должникам вашим, отпустит и вам Отец ваш небесный» (Мф. VI, 14).
Хочешь знать и третий путь покаяния? Это пламенная и усердная молитва, возносимая притом от самой глубины сердца. Не видел ли ты, как та вдовица умилостивила жестокого судию (Лук. XVIII, 3)? А у тебя Владыка кроткий, снисходительный и человеколюбивый! Она просила (о защите) против врагов, а ты просишь не против врагов, но о своем спасении.
Если же хочешь знать и четвертый (путь покаяния), то назову милостыню: она имеет великую и несказанную силу. И Навуходоносору, который совершал всякого рода грех и всякое нечестие, Даниил говорит: «Царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным» (Дан. IV, 24). Что может сравниться с этим человеколюбием? После бесчисленных грехов, после стольких беззаконий, грешнику обещается прощение, если он будет человеколюбив к своим сорабам.
Также, скромность и смиренномудрие, не менее всех сказанных средств, заглаждают грехи: свидетель тому мытарь, который не мог указать на свои добрые дела, но, вместо всех (таких дел), выставляет смирение – и слагает с себя тяжкое бремя грехов (Лук. XVIII, 13).
Вот мы показали пять путей покаяния: первый – осуждение грехов, второй – отпущение грехов ближним, третий – состоящий в молитве, четвертый – в милостыне, пятый – в смиренномудрии.
Итак, не оставайся в праздности, но каждый день проходи по всем этим путям, потому что и пути удобные, и ты не можешь отговориться бедностью. Нет, хотя бы жил ты беднее всех, можешь и оставить гнев, и смириться, и помолиться усердно, и осудить грехи, – словом: бедность ни в чем этом не служит помехою. И что говорю об этом, когда и на том пути покаяния, на котором нужно издерживать деньги (разумею милостыню), и там бедность нисколько не препятствует нам исполнить заповедь? Это показала вдовица, положившая две лепты (Мк. XII, 42). Итак, узнав способ врачевания наших ран, будем постоянно употреблять эти лекарства, чтобы, восстановив в себе истинное здравие, и вкусить нам с дерзновением священной трапезы, и встретить с великою славою Царя славы – Христа, и получить вечные блага, благодатию, и щедротами, и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым слава, держава, честь Отцу со всесвятым, и благим и животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь» (Беседа вторая о диаволе).
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
❤3
Свт. Иоанн Златоуст напоминает всякому грешнику, что Господь очистит любой его грех, даже самый тяжкий и ужасный, и восстановит его в первозданном виде, только бы он покаялся:
«Бог человеколюбив. Он не пожалел Сына, чтобы пощадить раба; Он предал Единородного, чтобы искупить неблагодарных рабов; кровь Сына Своего Он сделал ценой их свободы. О, человеколюбие Господне! И не говори еще: я много согрешил, как могу я спастись? Ты не можешь, но Господь спасет тебя. Он так уничтожит грехи твои, что от них не останется даже следа. С телом этого нельзя сделать. Если бы врач десятки тысяч раз пытался сделать это; если бы он клал на раны лекарства, – рана зажила бы, но рубец не уничтожился бы. Этому препятствуют слабость природы, бессилие искусства, несовершенство лекарств. Но Бог, изглаждая грехи, не оставляет рубца, не позволяет, чтобы остался какой-нибудь след; вместе со здоровьем Он дает также и благообразие, освобождая от наказания, дарует также правду и согрешившего уравнивает с несделавшим греха».
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
«Бог человеколюбив. Он не пожалел Сына, чтобы пощадить раба; Он предал Единородного, чтобы искупить неблагодарных рабов; кровь Сына Своего Он сделал ценой их свободы. О, человеколюбие Господне! И не говори еще: я много согрешил, как могу я спастись? Ты не можешь, но Господь спасет тебя. Он так уничтожит грехи твои, что от них не останется даже следа. С телом этого нельзя сделать. Если бы врач десятки тысяч раз пытался сделать это; если бы он клал на раны лекарства, – рана зажила бы, но рубец не уничтожился бы. Этому препятствуют слабость природы, бессилие искусства, несовершенство лекарств. Но Бог, изглаждая грехи, не оставляет рубца, не позволяет, чтобы остался какой-нибудь след; вместе со здоровьем Он дает также и благообразие, освобождая от наказания, дарует также правду и согрешившего уравнивает с несделавшим греха».
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
❤3
Митрополит Тихон (Шевкунов) говорит очень разумные вещи об условиях покаяния, о чем нечасто услышишь сегодня в церковной среде:
«Сейчас часто говорят, что епитимьи, отлучение от причастия, в том числе и для воцерковленных людей, неэффективны и вообще не нужны. Не соглашусь с этим. Епитимья необходима в духовной жизни. На этом настаивал, кстати, еще патриарх Пимен — он более чем тридцать лет назад призвал священников не быть теми, кого в древней Руси называли «потаковниками» — иереями, которые своей ложной снисходительностью попустительствуют греху.
В Псалтири царь Давид Духом Святым предупреждает нас: «Господь расточит кости человекоугодников». Священник незаметно для себя может превратиться в человекоугодника. Это, конечно, не значит, что следует стать твердолобым ригористом: шаг вправо, шаг влево — расстрел. Особенно это касается сферы семейных отношений, быть может, самой деликатной и тонкой в пастырской практике, требующей мудрости, времени и заботы. Но все же и в другую крайность низвергаться нельзя.
Христианин должен приносить плоды покаяния и исправления, а не проходить через формальное обнуление грехов. Ради блага кающегося за тяжким духовным преступлением, как неизбежное следствие, должно следовать наказание. И это совсем не пресловутый «юридический» подход. Вспомним, что значит славянское слово «наказание». Оно переводится не как «возмездие» или «кара», а как «научение». Таким «научением», конечно же, в каких-то случаях может быть и полное прощение — сразу, если священник ответственно видит в таком своем пастырском решении пользу для христианина.
Но плодотворнейшим «научением» может стать разумная, разъясненная прихожанину, епитимья — в первую очередь духовное чтение, милостыня, паломничество и соединенная с ним молитва, а также, в особых случаях, временные ограничения, в том числе и в евхаристической жизни. Все это — действенные, врачующие духовные средства, приносящие плоды подлинного исправления злых навыков и горьких ошибок. Надо подчеркнуть, что необычайно важно здесь постоянное общение священника с прихожанином во время несения им епитимьи».
#духовнаяжизнь #дисциплина #мораль
«Сейчас часто говорят, что епитимьи, отлучение от причастия, в том числе и для воцерковленных людей, неэффективны и вообще не нужны. Не соглашусь с этим. Епитимья необходима в духовной жизни. На этом настаивал, кстати, еще патриарх Пимен — он более чем тридцать лет назад призвал священников не быть теми, кого в древней Руси называли «потаковниками» — иереями, которые своей ложной снисходительностью попустительствуют греху.
В Псалтири царь Давид Духом Святым предупреждает нас: «Господь расточит кости человекоугодников». Священник незаметно для себя может превратиться в человекоугодника. Это, конечно, не значит, что следует стать твердолобым ригористом: шаг вправо, шаг влево — расстрел. Особенно это касается сферы семейных отношений, быть может, самой деликатной и тонкой в пастырской практике, требующей мудрости, времени и заботы. Но все же и в другую крайность низвергаться нельзя.
Христианин должен приносить плоды покаяния и исправления, а не проходить через формальное обнуление грехов. Ради блага кающегося за тяжким духовным преступлением, как неизбежное следствие, должно следовать наказание. И это совсем не пресловутый «юридический» подход. Вспомним, что значит славянское слово «наказание». Оно переводится не как «возмездие» или «кара», а как «научение». Таким «научением», конечно же, в каких-то случаях может быть и полное прощение — сразу, если священник ответственно видит в таком своем пастырском решении пользу для христианина.
Но плодотворнейшим «научением» может стать разумная, разъясненная прихожанину, епитимья — в первую очередь духовное чтение, милостыня, паломничество и соединенная с ним молитва, а также, в особых случаях, временные ограничения, в том числе и в евхаристической жизни. Все это — действенные, врачующие духовные средства, приносящие плоды подлинного исправления злых навыков и горьких ошибок. Надо подчеркнуть, что необычайно важно здесь постоянное общение священника с прихожанином во время несения им епитимьи».
#духовнаяжизнь #дисциплина #мораль
👍3
Интересный диалог между священником и прихожанкой о том, почему не следует собороваться, если человек не находится в тяжелой болезни https://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevskij/traditsii-i-zabluzhdenija/#0_24
#таинства
#таинства
azbyka.ru
Традиции и заблуждения - священник Вадим Коржевский - читать, скачать
Труд «Традиции и заблуждения» священника Вадима Коржевского. Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
9 апреля принял участие в богословской конференции Свято-Тихоновского православного государственного университета. Тема доклада: "Евангельское учение о нерасторжимости брака в проповеди свт. Иоанна Златоуста".
#иоаннзлатоуст #событиясомной
#иоаннзлатоуст #событиясомной
Доклад был посвящен раскрытию евангельского учения о нерасторжимости христианского брака в проповеди святителя Иоанна Златоуста. В условиях большого падения нравов учитель Церкви излагал учение о браке перед паствой, подчёркивая его высоту и обязательность для всех, кто желает быть участником Царства Божия. Святитель красочно описывает бытовые семейные проблемы, но вывод его всегда бескомпромиссно строг: ничего, кроме прелюбодеяния, не может служить поводом к разводу супругов. Я подверг критике мнение ряда православных исследователей, согласно которому святитель Иоанн допускал второбрачие для невиновной в измене стороны. Анализ текстов святителя показывает несостоятельность такого мнения, а его высказывания, приводимые в защиту данного представления, могут быть интерпретированы иначе. В связи с этим, представляется некорректным противопоставлять свт. Иоанна Златоуста и блж. Августина в понимании нерасторжимости христианского брака. Проповеди вселенского учителя Церкви служат ценным и авторитетным свидетельством того, каково было учение Восточной Церкви IV века по теме христианского брака.
#иоаннзлатоуст #событиясомной
#иоаннзлатоуст #событиясомной
👍1
Братья и сестры, поздравляю всех вас с окончанием Великого поста! В связи с этим хотелось бы вспомнить поучение свт. Иоанна Златоуста о том, что завершая постный период, мы не должны заканчивать поститься духовно:
«Хотя и прошло время святой четыредесятницы, да не оставим память о ней. Однако никто, прошу вас, да не досадует на это увещание, ибо я говорю это не для того, чтобы вновь понудить [вас] к посту, но, напротив, желая, дабы вы отдохнули и явили теперь болee совершенный, истинный пост. Ведь можно поститься и не постясь. Как же это? Я [вам] скажу: когда мы принимаем пищу, но воздерживаемся от греха. Ибо таков пост, доставляющий пользу, и ради него совершается воздержание от пищи, чтобы нам легче было стремиться по пути добродетели. Итак, если мы хотим проявить подобающую заботу о теле и сохранить в чистоте от грехов душу, послушаемся и поступим таким образом. Ведь этот род поста будет для нас даже легче, потому что о том посте, я имею в виду воздержание от пищи, я слышал, как многие говорят, что тяжело переносят тяготы недоедания, жалуются на телесную немощь, плачутся на многое другое и говорят, что погибают от того, что не моются и пьют одну воду. А этому посту нельзя противопоставить ничего подобного. Ведь можно наслаждаться всем этим, оказывать подобающее попечение телу и проявлять надлежащую заботу о душе. В самом деле, я не призываю теперь воздерживаться от того, от чего прежде. Откажись только от греха и соблюдай постоянное воздержание от него. И тогда ты сможешь на протяжении всей жизни исполнять истинный пост. Ибо умеренное употребление того, что мы перечислили, не возбраняется, а грех решительно запрещается. Он не рождается из ниоткуда, но только от роскоши, обжорства и великой распущенности. Поэтому, прошу вас, хорошо это зная, не будем совершать беззакония из-за [нашей] беспечности».
#пост #иоаннзлатоуст #мораль #духовнаяжизнь
«Хотя и прошло время святой четыредесятницы, да не оставим память о ней. Однако никто, прошу вас, да не досадует на это увещание, ибо я говорю это не для того, чтобы вновь понудить [вас] к посту, но, напротив, желая, дабы вы отдохнули и явили теперь болee совершенный, истинный пост. Ведь можно поститься и не постясь. Как же это? Я [вам] скажу: когда мы принимаем пищу, но воздерживаемся от греха. Ибо таков пост, доставляющий пользу, и ради него совершается воздержание от пищи, чтобы нам легче было стремиться по пути добродетели. Итак, если мы хотим проявить подобающую заботу о теле и сохранить в чистоте от грехов душу, послушаемся и поступим таким образом. Ведь этот род поста будет для нас даже легче, потому что о том посте, я имею в виду воздержание от пищи, я слышал, как многие говорят, что тяжело переносят тяготы недоедания, жалуются на телесную немощь, плачутся на многое другое и говорят, что погибают от того, что не моются и пьют одну воду. А этому посту нельзя противопоставить ничего подобного. Ведь можно наслаждаться всем этим, оказывать подобающее попечение телу и проявлять надлежащую заботу о душе. В самом деле, я не призываю теперь воздерживаться от того, от чего прежде. Откажись только от греха и соблюдай постоянное воздержание от него. И тогда ты сможешь на протяжении всей жизни исполнять истинный пост. Ибо умеренное употребление того, что мы перечислили, не возбраняется, а грех решительно запрещается. Он не рождается из ниоткуда, но только от роскоши, обжорства и великой распущенности. Поэтому, прошу вас, хорошо это зная, не будем совершать беззакония из-за [нашей] беспечности».
#пост #иоаннзлатоуст #мораль #духовнаяжизнь
👍4
Forwarded from Азбука веры
Сегодня можно встретить множество советов, что делать с вербой, куда ее ставить, сколько лет хранить, даже в каких случаях желательно съесть вербную почку. Люди надеются получить от вербы помощь, ведь верба освященная. Но если разобрать текст молитвы, то окажется, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба, ее смысл сводится к фразе: “… и нас, по подражанию онех (т.е. нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани”. Оказывается, что, в первую очередь, объектом освящения Церковь видела не вербу, а самого человека. В Требнике — сборнике священнических молитв, содержащем последования Таинств и обрядов — даже нет указания окроплять вербу святой водой. Это указание есть в Служебнике — книге, содержащей последования Литургии, вечерни, утрени, но там оно появилось уже позже, как отображение установившейся практики.
С Праздником Входа Господня в Иерусалим!
С Праздником Входа Господня в Иерусалим!
❤4
Цитата из вышеупомянутой статьи:
Алекситимия в случае с верующими невротиками обусловлена религиозным запретом на наличие чувств, не соответствующих образу праведного христианина. Наиболее часто встречающимся примером является ситуация с раздражением — постоянным спутником большинства исповедей — когда человек считает сам факт досознательного реагирования в виде раздражения на недолжное (с его собственной точки зрения) уже грехом, требующим раскаяния. Такие убеждения, по мнению Марины Филоник, только усиливают внутриличностный конфликт, что может приводить к вытеснению одной стороны конфликта в виде неосознавания своих «греховных» чувств.
Узнаете себя?
#духовнаяжизнь
Алекситимия в случае с верующими невротиками обусловлена религиозным запретом на наличие чувств, не соответствующих образу праведного христианина. Наиболее часто встречающимся примером является ситуация с раздражением — постоянным спутником большинства исповедей — когда человек считает сам факт досознательного реагирования в виде раздражения на недолжное (с его собственной точки зрения) уже грехом, требующим раскаяния. Такие убеждения, по мнению Марины Филоник, только усиливают внутриличностный конфликт, что может приводить к вытеснению одной стороны конфликта в виде неосознавания своих «греховных» чувств.
Узнаете себя?
#духовнаяжизнь
Forwarded from Домашняя церковь
...Зачем его приносят в субботу освящать для меня загадка. Еесть конечно, свои предположения... Но дело в том, что священник над ним не читает молитвы, как и на храмовый Артос, и вообще не читает над ним никакой молитвы. На это нет никаких указаний в Уставе. Напротив, можно найти такое указание священнику: «Хотя у православных христиан есть обычай в домах приготовлять хлеб (кулич), как бы домашний артос, и приносить его в первый день Пасхи в притвор храма для освящения, вместе с сыром и яйцами, но чтение особой молитвы собственно для освящения хлебов, приносимых в первый день Пасхи, не положено»... https://youtu.be/wwuPuFTwiuM
#видео
#видео
YouTube
16.Великая суббота и "освящение" куличей.
Тема Субботы - сошествие во ад. Домашний артос. Пасхальные снеди и чин их благословения.
👍2
🔎Правда ли что в Православии все в Библии истолковали святые отцы, а самостоятельно толковать Библию верующим запрещено?
Как человек, который учился на библейском факультете православной духовной Академии и обучался толкованию Библии, я могу ответить - нет, не правда. Действительно, как говорится в одном из исповеданий веры, православные христиане должны «принимать и понимать Святое Писание в согласии с тем пониманием, которое содержала и содержит наша Матерь – Святая Восточная Церковь». Но что это означает?
Надо понимать, что не существует универсального церковного толкования на все фрагменты Библии, хотя некоторые важные библейские отрывки и были истолкованы на Вселенских соборах. Но зато есть систематически изложенное вероучение, которое принимается всей Церковью как мерило и руководство для правильного толкования Слова Божия. В соответствии с ним, а также с принципами православной герменевтики можно и нужно толковать Св. Писание тому, кто это умеет делать. Подчеркну: не всем подряд. Понимать Библию как понимает Церковь - означает понимать ее в согласии с православным вероучением, изложенном в соборных определениях и исповеданиях веры. Так что запрещено не включать голову при чтении Писания, а игнорировать церковное вероучение при этом.
Читать самостоятельно библейский текст можно и нужно тем, кто имеет определенную подготовку, тем «кто знает, каким образом Божественные Писания следует рассматривать изучать и вообще читать» (Послание восточных патриархов, вопрос 1). Тому, кто не имеет такой подготовки, в целях его собственной духовной безопасности, «позволено слушать Священные Писания, чтобы он мог сердцем веровать к праведности и устами исповедовать ко спасению. Но читать некоторые части Священных Писаний, и особенно Ветхого Завета, запрещено» (Там же). Это означает, что малообразованный в вере человек должен изучать Святое Писание под руководством опытных в этом деле христиан. Например, слушать отрывок из Евангелия и его истолкование священником на проповеди. Или же изучать Библию в библейском кружке на приходе, под руководством опытного ведущего.
#библия #учениецеркви #ответынавопросы
Как человек, который учился на библейском факультете православной духовной Академии и обучался толкованию Библии, я могу ответить - нет, не правда. Действительно, как говорится в одном из исповеданий веры, православные христиане должны «принимать и понимать Святое Писание в согласии с тем пониманием, которое содержала и содержит наша Матерь – Святая Восточная Церковь». Но что это означает?
Надо понимать, что не существует универсального церковного толкования на все фрагменты Библии, хотя некоторые важные библейские отрывки и были истолкованы на Вселенских соборах. Но зато есть систематически изложенное вероучение, которое принимается всей Церковью как мерило и руководство для правильного толкования Слова Божия. В соответствии с ним, а также с принципами православной герменевтики можно и нужно толковать Св. Писание тому, кто это умеет делать. Подчеркну: не всем подряд. Понимать Библию как понимает Церковь - означает понимать ее в согласии с православным вероучением, изложенном в соборных определениях и исповеданиях веры. Так что запрещено не включать голову при чтении Писания, а игнорировать церковное вероучение при этом.
Читать самостоятельно библейский текст можно и нужно тем, кто имеет определенную подготовку, тем «кто знает, каким образом Божественные Писания следует рассматривать изучать и вообще читать» (Послание восточных патриархов, вопрос 1). Тому, кто не имеет такой подготовки, в целях его собственной духовной безопасности, «позволено слушать Священные Писания, чтобы он мог сердцем веровать к праведности и устами исповедовать ко спасению. Но читать некоторые части Священных Писаний, и особенно Ветхого Завета, запрещено» (Там же). Это означает, что малообразованный в вере человек должен изучать Святое Писание под руководством опытных в этом деле христиан. Например, слушать отрывок из Евангелия и его истолкование священником на проповеди. Или же изучать Библию в библейском кружке на приходе, под руководством опытного ведущего.
#библия #учениецеркви #ответынавопросы
👍6
«Проводя дни спасительного Страдания в посте, молитве и сокрушении сердца, верные должны оканчивать пост около средних часов ночи после Великой субботы, потому что божественные евангелисты Матфей и Лука, первый изречением no прошествии субботы, а второй – очень рано, указывают нам на глубокую ночь».
89 правило Трулльского собора.
#пост #дисциплина #духовнаяжизнь
89 правило Трулльского собора.
#пост #дисциплина #духовнаяжизнь
📜В день воспоминания установления Таинства Причащения (Великий Четверг), предлагаю вспомнить основные положения учения Церкви о Евхаристии.
1. Евхаристия (Причащение) – главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя, через Своих учеников сказавшего всем христианам: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» и «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета» (Мф. 26, 26–28).
2. Евхаристия – Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает подлинные Тело и Кровь Иисуса Христа для вечной жизни.
3. Регулярное причащение необходимо человеку для спасения, в соответствии со словами Господа Иисуса Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53–54).
4. В каждой малейшей частице пресуществленного хлеба и вина, находится не какая-либо отдельная часть Тела и Крови Господней, но весь Господь Иисус Христос присутствует по существу Своему, то есть с душой и Божеством, или совершенный Бог и совершенный человек.
5. Евхаристическим Дарам нужно воздавать особенную честь и поклоняться также, как Самому Богу. Евхаристия – это единственная телесная форма присутствия Иисуса Христа на Земле после Его вознесения.
6. Предложенные Дары, приготовляемые порознь во всех церквах, после освящения делаются единым и тождественным с Телом и Кровью, находящимися прямо сейчас на небесах.
7. Верные причащаются воскресших Тела и Крови Иисуса Христа.
8. Пречистое Тело и Кровь Господни доставляют отпущение грехов и жизнь вечную благочестивым и достойно принимающим их, а нечестивым и недостойным – уготовляют осуждение и вечное наказание.
9. Евхаристия – это истинная и умилостивительная жертва, приносимая за всех православных, живых и умерших.
10. Евхаристическая Жертва не прекратится до самого Последнего Суда.
#учениецеркви #вера
1. Евхаристия (Причащение) – главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя, через Своих учеников сказавшего всем христианам: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» и «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета» (Мф. 26, 26–28).
2. Евхаристия – Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает подлинные Тело и Кровь Иисуса Христа для вечной жизни.
3. Регулярное причащение необходимо человеку для спасения, в соответствии со словами Господа Иисуса Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53–54).
4. В каждой малейшей частице пресуществленного хлеба и вина, находится не какая-либо отдельная часть Тела и Крови Господней, но весь Господь Иисус Христос присутствует по существу Своему, то есть с душой и Божеством, или совершенный Бог и совершенный человек.
5. Евхаристическим Дарам нужно воздавать особенную честь и поклоняться также, как Самому Богу. Евхаристия – это единственная телесная форма присутствия Иисуса Христа на Земле после Его вознесения.
6. Предложенные Дары, приготовляемые порознь во всех церквах, после освящения делаются единым и тождественным с Телом и Кровью, находящимися прямо сейчас на небесах.
7. Верные причащаются воскресших Тела и Крови Иисуса Христа.
8. Пречистое Тело и Кровь Господни доставляют отпущение грехов и жизнь вечную благочестивым и достойно принимающим их, а нечестивым и недостойным – уготовляют осуждение и вечное наказание.
9. Евхаристия – это истинная и умилостивительная жертва, приносимая за всех православных, живых и умерших.
10. Евхаристическая Жертва не прекратится до самого Последнего Суда.
#учениецеркви #вера
❤4👍1