🪦Можно ли на Пасху ходить на кладбище?
Можно, только не для того, чтобы грустить, но чтобы поздравить умерших в христианской вере сродников со Светлым Праздником.
Священноисповедник Афанасий Ковровский пишет об этом: «Не встречает также препятствий и естественное желание навестить родную могилку, похристосоваться с дорогими почившими. В вере усопшие, оставаясь такими же членами Церкви Христовой, как и живые, слышат обращение к ним живых и ответствуют на них, чаще всего незаметно для наших чувств, а иногда и весьма громогласно, как в 1463 году чудотворцы Печерские на пасхальное приветствие преподобного Дионисия, яко живи суще... и по смерти... от среды гробов отвечали: Воистину воскресе. Но христосование с усопшими должно быть действительно радостным христосованием, а не заупокойным молением, всегда настраивающим нас на грустный лад. Церковные люди скажут на дорогой могилке: Христос воскресе!, положат на могилку красное яичко, может быть, и слезу прольют, но совершать заупокойную службу не дерзнут. От грусти на могилке для нас, людей, и в Пасху трудно удержаться совсем, но не надо еще более увеличивать эту естественную, неосудительную и на Пасхе грусть грустными заупокойными песнопениями, которые по Церковным Уставам на эту седмицу совсем устраняются из обихода, даже и из келейного, домашнего правила» (О поминовении усопших по уставу Православной Церкви).
#ответынавопросы #пасха #смерть #дисциплина
Можно, только не для того, чтобы грустить, но чтобы поздравить умерших в христианской вере сродников со Светлым Праздником.
Священноисповедник Афанасий Ковровский пишет об этом: «Не встречает также препятствий и естественное желание навестить родную могилку, похристосоваться с дорогими почившими. В вере усопшие, оставаясь такими же членами Церкви Христовой, как и живые, слышат обращение к ним живых и ответствуют на них, чаще всего незаметно для наших чувств, а иногда и весьма громогласно, как в 1463 году чудотворцы Печерские на пасхальное приветствие преподобного Дионисия, яко живи суще... и по смерти... от среды гробов отвечали: Воистину воскресе. Но христосование с усопшими должно быть действительно радостным христосованием, а не заупокойным молением, всегда настраивающим нас на грустный лад. Церковные люди скажут на дорогой могилке: Христос воскресе!, положат на могилку красное яичко, может быть, и слезу прольют, но совершать заупокойную службу не дерзнут. От грусти на могилке для нас, людей, и в Пасху трудно удержаться совсем, но не надо еще более увеличивать эту естественную, неосудительную и на Пасхе грусть грустными заупокойными песнопениями, которые по Церковным Уставам на эту седмицу совсем устраняются из обихода, даже и из келейного, домашнего правила» (О поминовении усопших по уставу Православной Церкви).
#ответынавопросы #пасха #смерть #дисциплина
👍12
66-й канон Трулльского собора о праздновании пасхальной седмицы
«От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом вместе воскреснем, и вознесемся».
#дисциплина #пасха
«От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом вместе воскреснем, и вознесемся».
#дисциплина #пасха
❤10
«Иисус Христос терпит то, что нам нужно было претерпеть, а мы получаем то, что Он должен был получить.. Он есть страдалец, претерпевший для нас и отдавший нам все Свои награды; есть ходатай, искупивший нас от рабства, греха и смерти».
🪶свт. Иннокентий Херсонский
#пасха
🪶свт. Иннокентий Херсонский
#пасха
❤15
«Вы, которые ищете бессмертия, всю жизнь гоняетесь за славой, если хотите бессмертия истинного, славы неувядаемой, то не ищите их нигде, кроме гроба Христова: здесь источник жизни и нетления! Воскресший Спаситель сделает вас бессмертными не по имени только, как делает мир и история, а даст всему существу вашему жизнь вечную.
О, братие, как блага и утешительна вера наша! Какое великое счастье быть христианином! Где столько света и жизни, как в Евангелии? Где столько упования и утешений, как у Креста? Где Спаситель, подобный нашему? Одни мы, христиане, носим крест, одни мы празднуем и воскресение!»
🪶свт. Иннокентий Херсонский
#пасха
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤22👍1
Свт. Феофан Затворник об условиях нравственного вменения греха, совершенного по неведению
«Кто живет в простоте сердца, стараясь по возможности и узнавать, и исполнять узнанное, а между тем сделает что незаконное, не подозревая греха, с чистой совестью, без всякого сомнения и колебания, того, собственно, один грех и есть грех неведения, то есть такое худое дело, которое человеком творится, но ему в полную вину не вменяется.
Всякий человек, к себе и своему долгу невнимательный, живущий в беспечности и равнодушии к своему спасению, не извиняется, когда делает что худое по неведению. Ибо так как у него нет любви к добру, то он хотя бы и узнал его, вероятно, не сделал бы; он и не узнает его по сей нелюбви или постоянному нехотению добродетели. Такой в два раза грешит: и в том, что не знает и не узнает, и в тех делах, кои творит по сему незнанию. В нехотении узнать долг лежит тайное хотение противного» (Начертание христианского нравоучения).
Как можно видеть, вменение греха понятие субъективное. Два человека могут делать один и тот же грех, но одному он вменяется, а другому нет или частично.
#мораль #феофанзатворник
«Кто живет в простоте сердца, стараясь по возможности и узнавать, и исполнять узнанное, а между тем сделает что незаконное, не подозревая греха, с чистой совестью, без всякого сомнения и колебания, того, собственно, один грех и есть грех неведения, то есть такое худое дело, которое человеком творится, но ему в полную вину не вменяется.
Всякий человек, к себе и своему долгу невнимательный, живущий в беспечности и равнодушии к своему спасению, не извиняется, когда делает что худое по неведению. Ибо так как у него нет любви к добру, то он хотя бы и узнал его, вероятно, не сделал бы; он и не узнает его по сей нелюбви или постоянному нехотению добродетели. Такой в два раза грешит: и в том, что не знает и не узнает, и в тех делах, кои творит по сему незнанию. В нехотении узнать долг лежит тайное хотение противного» (Начертание христианского нравоучения).
Как можно видеть, вменение греха понятие субъективное. Два человека могут делать один и тот же грех, но одному он вменяется, а другому нет или частично.
#мораль #феофанзатворник
👍6❤4
Сегодня Церковь чтит память вмч. Георгия Победоносца
Все, что мы достоверно знаем об этом свидетеле веры, это то, что он пострадал за Христа в доконстантиновскую эпоху, и, вероятно, был воином. Возможно о нем писал Евсевий Кесарийский: «Сразу же, как только в Никомидии был обнародован указ о Церквах, некий человек, не безызвестный, но самого высокого, по мирским представлениям, звания, движимый горячей ревностью по Боге и побуждаемый верой, схватил указ, прибитый на виду в общественном месте, и разорвал его на куски, как безбожный и нечестивейший. В городе находилось два властителя: один – самый старший и другой, занимавший после него четвертую ступень в управлении. Тот же человек, местный житель, прославившийся таким образом, выдержал всё, что полагалось за такую дерзость, сохраняя до последнего вздоха ясный ум и спокойствие».
Впоследствии власть имущие в Византии раскрутят его культ в роли покровителя армии в борьбе с неверными. Подобная участь постигнет и некоторых других древних мучеников. В общем-то, в такой мифологизированной форме они и станут всемирно известными. Но для меня св. Георгий, прежде всего, герой веры, как и тысячи подобных ему мучеников Древней Церкви. Пусть он и не побеждал материальных драконов, но был и остается победоносцем в духовной битве с древним драконом-сатаной (это и является первоначальной причиной его прозвища в Церкви). В этом он является нам примером и молитвенником о душах наших.
Все, что мы достоверно знаем об этом свидетеле веры, это то, что он пострадал за Христа в доконстантиновскую эпоху, и, вероятно, был воином. Возможно о нем писал Евсевий Кесарийский: «Сразу же, как только в Никомидии был обнародован указ о Церквах, некий человек, не безызвестный, но самого высокого, по мирским представлениям, звания, движимый горячей ревностью по Боге и побуждаемый верой, схватил указ, прибитый на виду в общественном месте, и разорвал его на куски, как безбожный и нечестивейший. В городе находилось два властителя: один – самый старший и другой, занимавший после него четвертую ступень в управлении. Тот же человек, местный житель, прославившийся таким образом, выдержал всё, что полагалось за такую дерзость, сохраняя до последнего вздоха ясный ум и спокойствие».
Впоследствии власть имущие в Византии раскрутят его культ в роли покровителя армии в борьбе с неверными. Подобная участь постигнет и некоторых других древних мучеников. В общем-то, в такой мифологизированной форме они и станут всемирно известными. Но для меня св. Георгий, прежде всего, герой веры, как и тысячи подобных ему мучеников Древней Церкви. Пусть он и не побеждал материальных драконов, но был и остается победоносцем в духовной битве с древним драконом-сатаной (это и является первоначальной причиной его прозвища в Церкви). В этом он является нам примером и молитвенником о душах наших.
❤11👍4👎4
Есть такая группа людей в Церкви, которые очень пессимистично смотрят на жизнь и спасение в миру. Говорят, что все настолько ужасно, кругом одни соблазны, разве что монастырь - единственное пристанище спасающихся. Я вижу в этом одно из проявлений «невротической религиозности», которая, в данном случае, выражается в тотальном страхе перед «враждебным миром». Чаще всего, таким людям внушили этот страх и гнушение их духовные наставники, такие же запуганные. Конечно это субъективное восприятие мира (когда человек видит все вокруг себя сквозь «черные очки», так что сосредоточивается на негативном), которое не свойственно новозаветным текстам и мировоззрению многих святых пастырей Церкви. Отдавая предпочтение безбрачному или даже монастырскому образу жизни, они все же постоянно подчеркивают, что спасение возможно и достижимо в любом положении, ведь оно зависит не от места, а от благочестивого настроя души. Конечно это не означает, что человек, который сам рад окружить себя соблазнами, молодец. Но в современном мире, по моему убеждению, у нас настолько много позитивных возможностей, что только тот, кто сам не хочет жить благочестиво и противостоять соблазнам, тот рискует погибнуть, независимо от места. В нравственном отношении ничего принципиально не изменилось: искушения те же, грехи те же, заповеди те же, укрепляющая благодать та же, «Иисус Христос вчера и сегодня, и вовеки Тот же» (Евр.13:8).
👉🏼Свт. Феофан Затворник о жизни христиан в миру
#мысли #невротическаярелигиозность
👉🏼Свт. Феофан Затворник о жизни христиан в миру
#мысли #невротическаярелигиозность
Telegram
чтец Сергий Федоров
Свт. Феофан Затворник о жизни христиан в миру
«Мнение, будто в мире нельзя спастись, верно, если жить по-мирски.
Но если в мире не жить по-мирски, то для спасения от сего беды нет. Сколько есть и было спасающихся в мире?! От чего и вам не вступить в число…
«Мнение, будто в мире нельзя спастись, верно, если жить по-мирски.
Но если в мире не жить по-мирски, то для спасения от сего беды нет. Сколько есть и было спасающихся в мире?! От чего и вам не вступить в число…
❤9👍9
Об артосе
В субботу Светлой седмицы совершается раздробление и раздача артоса. Артос - хлеб, который освящается в день Пасхи. Происхождение чина об артосе (совершается за трапезой в монастырях) тесно связано с происхождением чина о панагии (чина возвышения просфоры в честь Богородицы за трапезами в течение всего остального года). В молитве на раздробление артоса священник просит «да вси вкушающии от него телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия». Богослужебный Устав (Типикон) не знает практики хранения артоса после субботы Светлой седмицы. Здесь предписывается раздавать и съедать св. хлеб на трапезе в тот же день.
Свт. Иннокентий Херсонский (19 век) в слове перед раздачей артоса сказал: «Его должно употреблять с благоговением как святыню, но не следует придавать ему какое-нибудь большее значение. Некоторые думают, будто этот хлеб может заменять божественное Причащение Святых Христовых Тайн. Такое мнение – грешное, христианин должен знать и помнить, что ничто, никакая святыня не может заменить Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисусa Христа. Поэтому нет никакой надобности хранить целый год этот хлеб, как делают сие некоторые, приписывая артосу значение, какого он не имеет».
#пасха
В субботу Светлой седмицы совершается раздробление и раздача артоса. Артос - хлеб, который освящается в день Пасхи. Происхождение чина об артосе (совершается за трапезой в монастырях) тесно связано с происхождением чина о панагии (чина возвышения просфоры в честь Богородицы за трапезами в течение всего остального года). В молитве на раздробление артоса священник просит «да вси вкушающии от него телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия». Богослужебный Устав (Типикон) не знает практики хранения артоса после субботы Светлой седмицы. Здесь предписывается раздавать и съедать св. хлеб на трапезе в тот же день.
Свт. Иннокентий Херсонский (19 век) в слове перед раздачей артоса сказал: «Его должно употреблять с благоговением как святыню, но не следует придавать ему какое-нибудь большее значение. Некоторые думают, будто этот хлеб может заменять божественное Причащение Святых Христовых Тайн. Такое мнение – грешное, христианин должен знать и помнить, что ничто, никакая святыня не может заменить Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисусa Христа. Поэтому нет никакой надобности хранить целый год этот хлеб, как делают сие некоторые, приписывая артосу значение, какого он не имеет».
#пасха
❤20👍3
По моим наблюдениям, религиозные люди, которые воспринимают Православие как территорию страха перед всевозможными грехами, руководствуются преимущественно эмоциями, а не разумом. Такие люди зачастую зачитываются брошюрами со всевозможными страшилками, подборками тематических цитат, безоговорочно доверяют всевозможным «свидетельствам из потустороннего мира», которыми полон сейчас ютуб. До определенного момента они не способны критически оценивать прочитанное и просмотренное, они просто живут в этом иррациональном страхе перед адом и всякой нечистью. Они вращаются в обществе таких же испуганных людей, которые искренне верят, что это и есть Православие, путь Господа. Момент отрезвления и критического осмысления может наступить, а может и не наступить, и тогда все может закончиться плохо.
В действительности, православное нравственное учение в достаточной степени рационально, его можно и нужно изучать. Что такое грех, что такое добродетель, как то или иное действие вступает в конфликт с Божественным законом, как оно вредит человеку - все это известные положения. Но это серьезный интеллектуальный труд. Когда человек подходит к этой теме рационально, это позволяет ему свободно осмыслить и принять то, чему учит Господь, и отвергнуть вымыслы человеческие. Напротив, когда человек предпочитает не думать, не изучать тщательно Божий закон, с пониманием логики его предписаний, то он становится абсолютно незащищённым перед всей этой устрашающей информацией, которая распространяется по сети не особо умными людьми. Периодически я встречаю комментарии таких людей в интернете и вижу там один страх. Человек может что-то цитировать или присылать какие-то ссылки на видео, но он даже не пытается осмыслить и поставить под сомнение этот материал, он уже заранее согласен со всем, что там сказано, согласен жить в страхе, веря, что этого желает Бог. Причем такие обычно уверены, что они правы, а все остальные ничего не понимают. Я не порицаю этих людей, мне их просто жаль. И таких ведь много.
Профилактикой таких ситуаций является систематическое повышение уровня своих знаний о православной вере. Этому нужно посвящать время, в это нужно вкладываться. Все необходимые ресурсы сейчас для этого есть. Пока человек не поймет всей серьезности этого вопроса, он легко может спутать с Православием то, что таковым не является.
#мысли #невротическаярелигиозность
В действительности, православное нравственное учение в достаточной степени рационально, его можно и нужно изучать. Что такое грех, что такое добродетель, как то или иное действие вступает в конфликт с Божественным законом, как оно вредит человеку - все это известные положения. Но это серьезный интеллектуальный труд. Когда человек подходит к этой теме рационально, это позволяет ему свободно осмыслить и принять то, чему учит Господь, и отвергнуть вымыслы человеческие. Напротив, когда человек предпочитает не думать, не изучать тщательно Божий закон, с пониманием логики его предписаний, то он становится абсолютно незащищённым перед всей этой устрашающей информацией, которая распространяется по сети не особо умными людьми. Периодически я встречаю комментарии таких людей в интернете и вижу там один страх. Человек может что-то цитировать или присылать какие-то ссылки на видео, но он даже не пытается осмыслить и поставить под сомнение этот материал, он уже заранее согласен со всем, что там сказано, согласен жить в страхе, веря, что этого желает Бог. Причем такие обычно уверены, что они правы, а все остальные ничего не понимают. Я не порицаю этих людей, мне их просто жаль. И таких ведь много.
Профилактикой таких ситуаций является систематическое повышение уровня своих знаний о православной вере. Этому нужно посвящать время, в это нужно вкладываться. Все необходимые ресурсы сейчас для этого есть. Пока человек не поймет всей серьезности этого вопроса, он легко может спутать с Православием то, что таковым не является.
#мысли #невротическаярелигиозность
👍13❤7🤔2
В каком случае несоблюдение поста может стать смертным грехом?
Пост - это Божественное установление, а конкретные формы и времена его соблюдения - это область церковного права. Напомню, что дисциплинарные церковные каноны и заповеди Божьи - это совсем не одно и тоже, и нарушение канона о посте может стать смертным грехом, если оно нарушает заповедь Божию. При каких условиях?
Неповиновение канону из пренебрежения к власти законодателя или такое неповиновение, которое подрывает веру в предполагаемую им цель (отрицание пользы поста в духовной жизни), является смертным грехом. Собственно, об этом говорит 19-й канон Гангрского собора: «Если кто из подвижников без телесной нужды, кичась, разрешает посты, преданные к общему соблюдению и хранимые Церковью, пребывая, притом, в полном разуме, да будет анафема». В таком случае христианин как раз нарушает заповедь Божию о повиновению Церкви или отрицает Божественное установление о посте. Остальные (кто не соблюдают посты без уважительной причины), на мой взгляд, согрешают обыденным грехом. Что касается некрещеных людей, то они не имеют обязанности соблюдать посты, поскольку не находятся под юрисдикцией Церкви.
#ответынавопросы #мораль #дисциплина
Пост - это Божественное установление, а конкретные формы и времена его соблюдения - это область церковного права. Напомню, что дисциплинарные церковные каноны и заповеди Божьи - это совсем не одно и тоже, и нарушение канона о посте может стать смертным грехом, если оно нарушает заповедь Божию. При каких условиях?
Неповиновение канону из пренебрежения к власти законодателя или такое неповиновение, которое подрывает веру в предполагаемую им цель (отрицание пользы поста в духовной жизни), является смертным грехом. Собственно, об этом говорит 19-й канон Гангрского собора: «Если кто из подвижников без телесной нужды, кичась, разрешает посты, преданные к общему соблюдению и хранимые Церковью, пребывая, притом, в полном разуме, да будет анафема». В таком случае христианин как раз нарушает заповедь Божию о повиновению Церкви или отрицает Божественное установление о посте. Остальные (кто не соблюдают посты без уважительной причины), на мой взгляд, согрешают обыденным грехом. Что касается некрещеных людей, то они не имеют обязанности соблюдать посты, поскольку не находятся под юрисдикцией Церкви.
#ответынавопросы #мораль #дисциплина
❤7👍2
Свт. Иннокентий Херсонский о том, что каждый будет судим Богом по тому закону, который признавал для себя обязательным
«После перемены Земли последует страшный Суд. На Суде этом будет судим весь мир, христиане будут судимы по закону Евангелия, иудеи по закону Моисееву, а язычники по внутреннему закону сердца. Впрочем, может быть, до всеобщего Суда Евангелие сделается законом всеобщим, – может быть, все обратятся к Христу» (Лекции, 3).
Именно поэтому Господь не осудит человека на вечную муку за то, что он не осознавал как преступление, при этом, не имея возможности знать точную норму закона Божия. Этот суд будет неодинаков, не по шаблону, с учётом всех возможных обстоятельств, так что каждый праведник и грешник, независимо от убеждений, засвидетельствует справедливость этого суда.
#мораль
«После перемены Земли последует страшный Суд. На Суде этом будет судим весь мир, христиане будут судимы по закону Евангелия, иудеи по закону Моисееву, а язычники по внутреннему закону сердца. Впрочем, может быть, до всеобщего Суда Евангелие сделается законом всеобщим, – может быть, все обратятся к Христу» (Лекции, 3).
Именно поэтому Господь не осудит человека на вечную муку за то, что он не осознавал как преступление, при этом, не имея возможности знать точную норму закона Божия. Этот суд будет неодинаков, не по шаблону, с учётом всех возможных обстоятельств, так что каждый праведник и грешник, независимо от убеждений, засвидетельствует справедливость этого суда.
#мораль
❤8👍1
Сегодня на литургии было чтение из книги Деяний о посвящении 7 служителей
Среди толкователей нет единого мнения о церковном статусе этих служителей (были ли они просто социальными церковными служителями или диаконами-священнослужителями). В некоторых местах (например, в Риме) даже возникло представление о том, что раз их было 7, значит и диаконов в городе должно быть 7. На Востоке, в итоге толкование Иоанна Златоуста, который отрицал священный сан у семи служителей из книги Деяний, стало самым авторитетным и преобладающим.
16-й канон Трулльского собора посвящен этой теме:
«Поскольку книга Деяний передает, что апостолы поставили семь диаконов, и поскольку отцы Неокесарийского собора в изложенных ими правилах определенно сказали, что «по правилу должно быть семь диаконов, хотя бы город был очень большим, а убедишься ты в этом из книги Деяний», то мы, сопоставив с изречением апостолов мысль отцов, нашли, что у них речь шла не о мужах, служащих таинствам, но о служении нуждам столов. В книге Деяний написано так:
В тe дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами (см. Деян. 6:1–6).
Изъясняя это, учитель Церкви Иоанн Златоуст рассуждает так: "Удивительно, как не разделился народ при избрании тех мужей и как не были унижены перед ними апостолы! Но необходимо понять, какое именно достоинство они имели и какое получили рукоположение. Может быть, диаконское? Однако этого достоинства не было в церквах. Тогда служение пресвитеров? Но в то время еще не было ни одного епископа, а только апостолы. Потому, я думаю, ясно и очевидно, что это имя не означало ни диаконов, ни пресвитеров".
На основании этого и мы возвещаем, что вышеуказанных семерых диаконов не должно принимать за служителей таинств, по изложенному учению, но они суть те, кому было поручено распоряжение общими нуждами собиравшихся в то время, и в этом они стали для нас образцом человеколюбия и попечения о нуждающихся».
Одним из семи поставленных апостолами мужей был первомученик Стефан. Хотя его в поздней церковной традиции стали называть архидиаконом и изображать в диаконском облачении, по всей видимости, он не был носителем священного сана. Скорее его можно называть мирянином, который был посвящен в сотрудники по социальному служению в Иерусалимской Церкви.
#библия #толкование
Среди толкователей нет единого мнения о церковном статусе этих служителей (были ли они просто социальными церковными служителями или диаконами-священнослужителями). В некоторых местах (например, в Риме) даже возникло представление о том, что раз их было 7, значит и диаконов в городе должно быть 7. На Востоке, в итоге толкование Иоанна Златоуста, который отрицал священный сан у семи служителей из книги Деяний, стало самым авторитетным и преобладающим.
16-й канон Трулльского собора посвящен этой теме:
«Поскольку книга Деяний передает, что апостолы поставили семь диаконов, и поскольку отцы Неокесарийского собора в изложенных ими правилах определенно сказали, что «по правилу должно быть семь диаконов, хотя бы город был очень большим, а убедишься ты в этом из книги Деяний», то мы, сопоставив с изречением апостолов мысль отцов, нашли, что у них речь шла не о мужах, служащих таинствам, но о служении нуждам столов. В книге Деяний написано так:
В тe дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами (см. Деян. 6:1–6).
Изъясняя это, учитель Церкви Иоанн Златоуст рассуждает так: "Удивительно, как не разделился народ при избрании тех мужей и как не были унижены перед ними апостолы! Но необходимо понять, какое именно достоинство они имели и какое получили рукоположение. Может быть, диаконское? Однако этого достоинства не было в церквах. Тогда служение пресвитеров? Но в то время еще не было ни одного епископа, а только апостолы. Потому, я думаю, ясно и очевидно, что это имя не означало ни диаконов, ни пресвитеров".
На основании этого и мы возвещаем, что вышеуказанных семерых диаконов не должно принимать за служителей таинств, по изложенному учению, но они суть те, кому было поручено распоряжение общими нуждами собиравшихся в то время, и в этом они стали для нас образцом человеколюбия и попечения о нуждающихся».
Одним из семи поставленных апостолами мужей был первомученик Стефан. Хотя его в поздней церковной традиции стали называть архидиаконом и изображать в диаконском облачении, по всей видимости, он не был носителем священного сана. Скорее его можно называть мирянином, который был посвящен в сотрудники по социальному служению в Иерусалимской Церкви.
#библия #толкование
❤7
Мученик Иустин Философ о всеобщем нравственном законе
«[Бог] предлагает всему роду человеческому то, что всегда и везде благо и справедливо, и всякий народ знает, что прелюбодеяние, блуд, человекоубийство и все прочие тому подобные дела – зло. И хотя все это делают, однако они не чужды сознания, что они согрешают, когда так поступают, исключая только тех, которые от влияния нечистого духа или вследствие испорченности от воспитания, худых обычаев и нечестивых законов потеряли естественные понятия или лучше погасили и подавили их. Впрочем, можно видеть, что и такие люди не желают терпеть то, что они делают другим, и во враждебной совести попрекают друг друга тем, что сами они делают» (Разговор с Трифоном Иудеем, 93).
👉О том, что каждый будет судим Богом по тому закону, который признавал для себя обязательным https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/1314
#мораль
«[Бог] предлагает всему роду человеческому то, что всегда и везде благо и справедливо, и всякий народ знает, что прелюбодеяние, блуд, человекоубийство и все прочие тому подобные дела – зло. И хотя все это делают, однако они не чужды сознания, что они согрешают, когда так поступают, исключая только тех, которые от влияния нечистого духа или вследствие испорченности от воспитания, худых обычаев и нечестивых законов потеряли естественные понятия или лучше погасили и подавили их. Впрочем, можно видеть, что и такие люди не желают терпеть то, что они делают другим, и во враждебной совести попрекают друг друга тем, что сами они делают» (Разговор с Трифоном Иудеем, 93).
👉О том, что каждый будет судим Богом по тому закону, который признавал для себя обязательным https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/1314
#мораль
❤7👍1
То, что в современных документах Русской Православной Церкви (или любой другой Поместной Церкви) могут встречаться серьезные ошибки, означает, что Церковь погрешила и отпала от истины?
Нет, не означает. Ни один из принятых в новейший период богословских документов не претендует на общеобязательность и не связывает совесть верующих людей, не заставляет с ними соглашаться. Например, согласно определению Архиерейского собора, следует «руководствоваться “Основами социальной концепции” во взаимоотношениях с государственной властью, различными светскими объединениями и организациями, внецерковными средствами массовой информации. Употреблять указания данного документа в пастырской практике, связанной с новыми явлениями жизни общества». То есть, это документ, который содержит ряд официальных позиций Московского Патриархата, на который нужно ссылаться, например, при взаимодействии со СМИ. Совесть верующих он не обязывает ни к чему, сам по себе. Даже не претендует на это. В Православной энциклопедии особо отмечается, что «документы, в которых прямо или косвенно выражено социальное учение РПЦ, не относятся к вероучительным (даже при наличии богословского обоснования) и потому столь же обязывающим для членов Церкви, как, например, Символ веры и догматические определения Вселенских Соборов» (Социальное учение РПЦ // ПЭ. Т. 65. С. 337). Соответственно, все возможные ошибки, которые там можно встретить, это ошибки конкретного собора епископов, которые могут вносить соблазн, но не являются ошибками или заблуждениями Православной Церкви как Тела Христова.
Поэтому то, что я иногда ссылаюсь на эти документы, как на авторитетные, а иногда аргументировано критикую некоторые их положения (что делают и некоторые известные священники Русской Церкви), не является непоследовательностью с моей стороны. В них есть много хорошего, но и заблуждения тоже встречаются. И критика этих положений не является выступлением против Православной Церкви. Придет время и что-то будет в них пересмотрено и исправлено.
#ответынавопросы #мысли
Нет, не означает. Ни один из принятых в новейший период богословских документов не претендует на общеобязательность и не связывает совесть верующих людей, не заставляет с ними соглашаться. Например, согласно определению Архиерейского собора, следует «руководствоваться “Основами социальной концепции” во взаимоотношениях с государственной властью, различными светскими объединениями и организациями, внецерковными средствами массовой информации. Употреблять указания данного документа в пастырской практике, связанной с новыми явлениями жизни общества». То есть, это документ, который содержит ряд официальных позиций Московского Патриархата, на который нужно ссылаться, например, при взаимодействии со СМИ. Совесть верующих он не обязывает ни к чему, сам по себе. Даже не претендует на это. В Православной энциклопедии особо отмечается, что «документы, в которых прямо или косвенно выражено социальное учение РПЦ, не относятся к вероучительным (даже при наличии богословского обоснования) и потому столь же обязывающим для членов Церкви, как, например, Символ веры и догматические определения Вселенских Соборов» (Социальное учение РПЦ // ПЭ. Т. 65. С. 337). Соответственно, все возможные ошибки, которые там можно встретить, это ошибки конкретного собора епископов, которые могут вносить соблазн, но не являются ошибками или заблуждениями Православной Церкви как Тела Христова.
Поэтому то, что я иногда ссылаюсь на эти документы, как на авторитетные, а иногда аргументировано критикую некоторые их положения (что делают и некоторые известные священники Русской Церкви), не является непоследовательностью с моей стороны. В них есть много хорошего, но и заблуждения тоже встречаются. И критика этих положений не является выступлением против Православной Церкви. Придет время и что-то будет в них пересмотрено и исправлено.
#ответынавопросы #мысли
Патриархия.ru
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
❤11👍3
Краткое правило для православного человека, как проводить жизнь богоугодно и спасительно
Схиархим. Кирик (Максимов):
«Многие в современном мире желают спастись, но не многие знают, с чего начать спасение. Начать надо с последнего, т.е. – с памяти о смерти. Рече бо Господь: Земля еси и в землю отъидеши! (Быт.3:19).
Человеку православному, выполняющему правила, Св. Церковию установленные, помимо догматических истин – верования в Триединого Бога, молитвы Ему, творения добрых дел – требуется любить и помнить Создателя своего, прилепляться Ему духом своим, исполнять Его заповеди, которые касаются самых мелочей.
Об этих-то мелочах и будет наше слово. Не соблюдая этих мелочей, нельзя соблюсти и больших спасительных заповедей. Мелочи эти заключаются в четырех положениях: как начинать дело или занятие; как обращать наши дела во славу Божию; как приносить Богу покаяние за невнимание к проступкам, учиненным в продолжении дня, – против Бога, против ближнего и против своей совести, и последняя – о памяти смертной, т.е. об исходе из этой жизни в жизнь вечную».
👉🏼Краткое христианское нравоучение
#мораль
Схиархим. Кирик (Максимов):
«Многие в современном мире желают спастись, но не многие знают, с чего начать спасение. Начать надо с последнего, т.е. – с памяти о смерти. Рече бо Господь: Земля еси и в землю отъидеши! (Быт.3:19).
Человеку православному, выполняющему правила, Св. Церковию установленные, помимо догматических истин – верования в Триединого Бога, молитвы Ему, творения добрых дел – требуется любить и помнить Создателя своего, прилепляться Ему духом своим, исполнять Его заповеди, которые касаются самых мелочей.
Об этих-то мелочах и будет наше слово. Не соблюдая этих мелочей, нельзя соблюсти и больших спасительных заповедей. Мелочи эти заключаются в четырех положениях: как начинать дело или занятие; как обращать наши дела во славу Божию; как приносить Богу покаяние за невнимание к проступкам, учиненным в продолжении дня, – против Бога, против ближнего и против своей совести, и последняя – о памяти смертной, т.е. об исходе из этой жизни в жизнь вечную».
👉🏼Краткое христианское нравоучение
#мораль
azbyka.ru
Царский путь ко спасению - схиархимандрит Кирик Афонский (Максимов) - читать, скачать
Труд «Царский путь ко спасению» схиархимандрита Кирика Афонского (Максимова). Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
❤14
Действительно, ад реален, как и перспектива провести в нем вечность. Но тут нужно иметь в виду несколько важных вещей.
1. Господь Иисус Христос пришел избавить каждого из нас от вечного ада. Он сделал все, чтобы нам туда не попасть и заинтересован в том, чтобы мы спаслись. Большинство людей попадают в ад не из-за какой-то необходимости, а потому что выбирают сознательно грешить, прекрасно понимая, что их ждет возмездие в будущем. Многие рвутся в ад добровольно, выбирая в жизни протест против Бога, вместо примирения с Ним. Кто не хочет в ад, тот и не попадет туда.
2. Мы надеемся на спасение по милости Божией. Это принципиально важное условие, которое снимает излишнюю тревожность по этому поводу. Если бы Господь судил нас исключительно на основании наших дел, ни у кого бы не было шансов спастись. Однако Он не только справедлив, но и многомилостив. Господь не только покрывает Своей милостью многие наши грехи, совершенные по немощи, но и многократно прощает даже сознательно совершенные грехи, если мы в них каемся. Он заинтересован в нашем спасении. Как пишет свт. Феофан Затворник, «у Бога есть одна мысль и одно желание — миловать и миловать. Приходи всякий… Господь и на страшном суде будет не то изыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была». И святость - это не заслуга человека как такового, а Божий дар. Никакой святой не скажет, что он добился всего сам.
3. Вечное осуждение в аду полагается только за смертные грехи, совершенные с наглым упорством против закона Божия. Это не значит, что нужно пренебрегать обыденными грехами и не каяться в них. Однако помнить об этом стоит, особенно в минуты уныния.
👉🏼Поучение прп. Анастасия Синаита в утешение желающим спасения
#ответынавопросы #мораль #феофанзатворник
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Православный портал «Азбука веры»
Иди и впредь не греши - православная энциклопедия «Азбука веры»
Вступление Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие (1Ин.3:4) Существует большое количество пособий по исповеди, зачем нужно еще…
❤12
Архимандрит Епифаний (Феодоропулос) о правильном отношении к Таинству Покаяния
«Исповедь есть Таинство Покаяния. Это значит, что тот, кто приступает к нему, считает себя достойным смерти, и он с радостью готов принять строгие слова и наставления духовника. Если же кто-либо не осознает, что значит Таинство, и полагает, что Исповедь – это возможность обсудить с духовником свои трудности, рассказать о своей боли, чтобы услышать слова утешения, или же что исповедь есть нечто подобное встрече с психологом, – тогда все меняется, потому что такой человек не понимает настоящей цели и настоящего смысла этого Таинства» (Заветы жизни).
Действительно, если мы посмотрим на чинопоследование исповеди, там есть место только для исповедания грехов и наложении соответствующей епитимии в качества духовного лекарства. Никаких дополнительных диалогов не предумотрено.
#духовнаяжизнь #дисциплина
«Исповедь есть Таинство Покаяния. Это значит, что тот, кто приступает к нему, считает себя достойным смерти, и он с радостью готов принять строгие слова и наставления духовника. Если же кто-либо не осознает, что значит Таинство, и полагает, что Исповедь – это возможность обсудить с духовником свои трудности, рассказать о своей боли, чтобы услышать слова утешения, или же что исповедь есть нечто подобное встрече с психологом, – тогда все меняется, потому что такой человек не понимает настоящей цели и настоящего смысла этого Таинства» (Заветы жизни).
Действительно, если мы посмотрим на чинопоследование исповеди, там есть место только для исповедания грехов и наложении соответствующей епитимии в качества духовного лекарства. Никаких дополнительных диалогов не предумотрено.
#духовнаяжизнь #дисциплина
Telegram
чтец Сергий Федоров
Порядок исповеди согласно Требнику (богослужебной книге для совершения треб)
Исповедь совершается индивидуально, после прочтения вступительных молитв. Священник обязан:
1) спросить человека о его вере и проверить знание догматов (Символ веры);
2) допросить…
Исповедь совершается индивидуально, после прочтения вступительных молитв. Священник обязан:
1) спросить человека о его вере и проверить знание догматов (Символ веры);
2) допросить…
❤13
О смертных и несмертных грехах
Всякий грех является беззаконием (1Ин. 3:4). Однако между грехами существует определенное отличие по степени тяжести, основание для чего мы находим в Священном Писании (1Ин. 5:16). Есть смертные (тяжкие) и несмертные (простительные, обыденные) грехи.
☠️Человек совершает смертный грех, если:
• грешит против определенной Божественной заповеди в нарушение любви к Богу и ближнему;
• совершает его сознательно, зная, что это преступление (мнимое незнание не освобождает от ответственности);
• его согласие совершить грех достаточно свободное, чтобы стать личным выбором.
Через такой грех мы теряем благодать Божию, полученную в Святом Крещении, и Царство Небесное, и если умрем не покаявшись, уйдем в ад навечно. Явным признаком нахождения в смертном грехе является потеря ревности к исполнению заповедей Божиих. Когда мы находимся в таком состоянии, у нас не получается обращаться к Богу в молитвах со смелостью Его детей – «в нашу совесть входят стыд и страх» (Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 114). Такие грехи очищаются по вере в Господа Иисуса Христа в Таинстве Покаяния. Через Покаяние нам возвращается потерянная благодать, «мир и такая смелость, какую имеют дети по отношению к своим родителям» (Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 114).
Грехи несмертные мы совершаем стабильно и регулярно. Мы не можем избежать их в целом, но можем избегать их совершения по отдельности. Об этом в Писании сказано: "Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1Ин. 1:8). Хотя определить какие именно это грехи непросто, однако признаком несмертности для нас может быть то, что они не погашают у нас духовной жизни, не отдаляют от Бога, и мы ощущаем смелость в молитве и можем искренне общаться с Богом.
Мы совершаем обыденный грех, когда наши действия привносят некоторую неупорядоченность в духовную жизнь, однако при этом не противны любви к Богу и ближнему (например, через празднословие, неумеренный смех, неумышленный перебор в употреблении алкоголя и т.п.), или же, когда не подчиняемся прямым предписаниям закона Божия, но не совсем сознательно или без полного согласия. Однако пренебрегать ими нельзя, потому что если они «не очищаются покаянием, то открывают вход смертным грехам и производят в человеке холодность, нерадение и небрежение к исполнению заповедей Божиих» (Православное исповедание. Ч. 3, вопр. 43). Нам следует приносить в них покаяние Богу ежедневно, каждый раз, когда мы замечаем их за собой, и особенно – после отхода ко сну, «во время ночи размышлять о них, и вместе с другими грехами оплакать их перед Богом.. и просить прощения молитвами Богородицы и всех святых» (Православное исповедание. Ч. 3, вопр. 43).
Это различение грехов полезно помнить, конечно, вовсе не для того, чтобы позволять себе грешить. По словам свт. Феофана Затворника, знать это «не бесполезно для нравственного внутреннего порядка, для изощрения нравственного чувства, особенно для избежания смятений совести или уврачевания этой ее болезни. Ибо иной на каждом почти шагу думает, что он тяжко согрешил. Такого решительное, мирное, численное определение тяжести грехов очень вразумит. Но и для беспечного это может быть спасительно, чтобы потрясти и устрашить, если по самозабвению слишком легкомысленно думает о своем грехе и порочном поведении» (О нашем спасении. Собрание творений. М., 2003. С. 157).
#мораль #духовнаяжизнь #библия #феофанзатворник
Всякий грех является беззаконием (1Ин. 3:4). Однако между грехами существует определенное отличие по степени тяжести, основание для чего мы находим в Священном Писании (1Ин. 5:16). Есть смертные (тяжкие) и несмертные (простительные, обыденные) грехи.
☠️Человек совершает смертный грех, если:
• грешит против определенной Божественной заповеди в нарушение любви к Богу и ближнему;
• совершает его сознательно, зная, что это преступление (мнимое незнание не освобождает от ответственности);
• его согласие совершить грех достаточно свободное, чтобы стать личным выбором.
Через такой грех мы теряем благодать Божию, полученную в Святом Крещении, и Царство Небесное, и если умрем не покаявшись, уйдем в ад навечно. Явным признаком нахождения в смертном грехе является потеря ревности к исполнению заповедей Божиих. Когда мы находимся в таком состоянии, у нас не получается обращаться к Богу в молитвах со смелостью Его детей – «в нашу совесть входят стыд и страх» (Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 114). Такие грехи очищаются по вере в Господа Иисуса Христа в Таинстве Покаяния. Через Покаяние нам возвращается потерянная благодать, «мир и такая смелость, какую имеют дети по отношению к своим родителям» (Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 114).
Грехи несмертные мы совершаем стабильно и регулярно. Мы не можем избежать их в целом, но можем избегать их совершения по отдельности. Об этом в Писании сказано: "Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1Ин. 1:8). Хотя определить какие именно это грехи непросто, однако признаком несмертности для нас может быть то, что они не погашают у нас духовной жизни, не отдаляют от Бога, и мы ощущаем смелость в молитве и можем искренне общаться с Богом.
Мы совершаем обыденный грех, когда наши действия привносят некоторую неупорядоченность в духовную жизнь, однако при этом не противны любви к Богу и ближнему (например, через празднословие, неумеренный смех, неумышленный перебор в употреблении алкоголя и т.п.), или же, когда не подчиняемся прямым предписаниям закона Божия, но не совсем сознательно или без полного согласия. Однако пренебрегать ими нельзя, потому что если они «не очищаются покаянием, то открывают вход смертным грехам и производят в человеке холодность, нерадение и небрежение к исполнению заповедей Божиих» (Православное исповедание. Ч. 3, вопр. 43). Нам следует приносить в них покаяние Богу ежедневно, каждый раз, когда мы замечаем их за собой, и особенно – после отхода ко сну, «во время ночи размышлять о них, и вместе с другими грехами оплакать их перед Богом.. и просить прощения молитвами Богородицы и всех святых» (Православное исповедание. Ч. 3, вопр. 43).
Это различение грехов полезно помнить, конечно, вовсе не для того, чтобы позволять себе грешить. По словам свт. Феофана Затворника, знать это «не бесполезно для нравственного внутреннего порядка, для изощрения нравственного чувства, особенно для избежания смятений совести или уврачевания этой ее болезни. Ибо иной на каждом почти шагу думает, что он тяжко согрешил. Такого решительное, мирное, численное определение тяжести грехов очень вразумит. Но и для беспечного это может быть спасительно, чтобы потрясти и устрашить, если по самозабвению слишком легкомысленно думает о своем грехе и порочном поведении» (О нашем спасении. Собрание творений. М., 2003. С. 157).
#мораль #духовнаяжизнь #библия #феофанзатворник
Telegram
чтец Сергий Федоров
Свт. Феофан Затворник об условиях нравственного вменения греха, совершенного по неведению
«Кто живет в простоте сердца, стараясь по возможности и узнавать, и исполнять узнанное, а между тем сделает что незаконное, не подозревая греха, с чистой совестью,…
«Кто живет в простоте сердца, стараясь по возможности и узнавать, и исполнять узнанное, а между тем сделает что незаконное, не подозревая греха, с чистой совестью,…
❤17👍4
Митрополит Стефан (Яворский) о субъективном вменении греха
«Если кто верит, что совершаемое им запрещено [Богом], то это так и есть, ибо все, что мы делаем, хотя бы и было добром, но если мы верим, что это зло и совесть нас обличает в этом, то это грех.
Если же верим, что это не зло, и совесть нас в этом не обличает, то, если бы это и было зло само по себе, то это не грех. Ибо совесть для человека естественный закон, с помощью которого он управляет свои дела» (Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви).
👉Об извинительном и греховном незнании моральных норм
#мораль
«Если кто верит, что совершаемое им запрещено [Богом], то это так и есть, ибо все, что мы делаем, хотя бы и было добром, но если мы верим, что это зло и совесть нас обличает в этом, то это грех.
Если же верим, что это не зло, и совесть нас в этом не обличает, то, если бы это и было зло само по себе, то это не грех. Ибо совесть для человека естественный закон, с помощью которого он управляет свои дела» (Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви).
👉Об извинительном и греховном незнании моральных норм
#мораль
Telegram
чтец Сергий Федоров
Свт. Феофан Затворник об условиях нравственного вменения греха, совершенного по неведению
«Кто живет в простоте сердца, стараясь по возможности и узнавать, и исполнять узнанное, а между тем сделает что незаконное, не подозревая греха, с чистой совестью,…
«Кто живет в простоте сердца, стараясь по возможности и узнавать, и исполнять узнанное, а между тем сделает что незаконное, не подозревая греха, с чистой совестью,…
❤6👍1🤔1
Свт. Иннокентий Херсонский о возможности спасения нехристиан, не имеющих возможности видимым образом присоединиться к Церкви Христовой на земле
«Могут ли получить озарение от Святаго Духа и язычники, или только получают его христиане? Что христиане озаряются Святым Духом, в том нет сомнения; на это есть много указаний в апостольских Посланиях. Но озаряются ли таким образом, как христиане, и язычники – на это нет прямого указания в Писании. Оно не говорит, чтобы это было, но и не говорит, чтобы не было. Итак, это известно одному Иисусу Христу, верховному Пастырю. Может быть, оно и есть, но Писание не открыло, потому что нет нужды: это нужно разве при рассматривании судьбы прочих нехристианских народов. Здесь благочестивое сердце может пожалеть об участи сих народов; но в сем случае можно успокоиться на тех общих истинах Священного Писания, что у Бога нет лицеприятия; что Он одних будет судить по закону писаному, а других – по закону внутреннему, неписаному, что делающий правду во всяком языке приятен Богу, и прочее. Основываясь на сих местах, христианин не может сожалеть о прочих народах, живущих вне Церкви; а как доставлены будут им сии блага – это известно одному Богу, и наше любопытство здесь не у места» (Иисус Христос – Искупитель человеческого рода).
Данное суждение святителя, хорошо знакомого с учением Церкви и умевшего отделять непреложные откровенные истины от тайн Промысла, интересно тем, что показывает более широкий спектр допустимых мнений в православном богословии по этому непростому вопросу. Оно согласуется с учением об универсальности призывающей благодати и даровании благодати оправдания тем, кто откликается на Божий призыв.
Похожее суждение находим и у свт. Афанасия, епископа Ковровского, исповедника: «Для меня дороже всего Православие. Я не могу его и сравнивать с каким-либо другим исповеданием, с какой-либо другой верой. Но я не дерзаю сказать, что все неправославные погибли безнадежно. У Господа многая милость, и многое у Него избавление. Кто может воспротивиться Ему, когда Он восхощет кого-либо спасти? А Господь всем хощет спастися и в разум истины прийти. Он не возможет спасти только тех, кои сами не желают спасения, кои упорно противятся Его спасающей деснице» (Письмо о поминовении неправославных).
Можно также вспомнить свидетельство св. Николая Кавасилы об экстраординарных формах Крещения: «Случалось, что получали совершенство и в сем лике (т.е. в лике мучеников) многие еще не омывшиеся, которых, когда они еще не были крещены водою, крестил Сам Жених Церкви. Многим посылал Он облако с небеси и воду из земли сверх ожидания и, таким образом крестил их, а большую часть воссоздал сокровенно» (Семь слов о жизни во Христе).
Важно то, что все кто спасаются, спасаются исключительно по благодати Христа, а не по своим заслугам. Не благодаря своим заблуждениям, а вопреки им.
#богословие
«Могут ли получить озарение от Святаго Духа и язычники, или только получают его христиане? Что христиане озаряются Святым Духом, в том нет сомнения; на это есть много указаний в апостольских Посланиях. Но озаряются ли таким образом, как христиане, и язычники – на это нет прямого указания в Писании. Оно не говорит, чтобы это было, но и не говорит, чтобы не было. Итак, это известно одному Иисусу Христу, верховному Пастырю. Может быть, оно и есть, но Писание не открыло, потому что нет нужды: это нужно разве при рассматривании судьбы прочих нехристианских народов. Здесь благочестивое сердце может пожалеть об участи сих народов; но в сем случае можно успокоиться на тех общих истинах Священного Писания, что у Бога нет лицеприятия; что Он одних будет судить по закону писаному, а других – по закону внутреннему, неписаному, что делающий правду во всяком языке приятен Богу, и прочее. Основываясь на сих местах, христианин не может сожалеть о прочих народах, живущих вне Церкви; а как доставлены будут им сии блага – это известно одному Богу, и наше любопытство здесь не у места» (Иисус Христос – Искупитель человеческого рода).
Данное суждение святителя, хорошо знакомого с учением Церкви и умевшего отделять непреложные откровенные истины от тайн Промысла, интересно тем, что показывает более широкий спектр допустимых мнений в православном богословии по этому непростому вопросу. Оно согласуется с учением об универсальности призывающей благодати и даровании благодати оправдания тем, кто откликается на Божий призыв.
Похожее суждение находим и у свт. Афанасия, епископа Ковровского, исповедника: «Для меня дороже всего Православие. Я не могу его и сравнивать с каким-либо другим исповеданием, с какой-либо другой верой. Но я не дерзаю сказать, что все неправославные погибли безнадежно. У Господа многая милость, и многое у Него избавление. Кто может воспротивиться Ему, когда Он восхощет кого-либо спасти? А Господь всем хощет спастися и в разум истины прийти. Он не возможет спасти только тех, кои сами не желают спасения, кои упорно противятся Его спасающей деснице» (Письмо о поминовении неправославных).
Можно также вспомнить свидетельство св. Николая Кавасилы об экстраординарных формах Крещения: «Случалось, что получали совершенство и в сем лике (т.е. в лике мучеников) многие еще не омывшиеся, которых, когда они еще не были крещены водою, крестил Сам Жених Церкви. Многим посылал Он облако с небеси и воду из земли сверх ожидания и, таким образом крестил их, а большую часть воссоздал сокровенно» (Семь слов о жизни во Христе).
Важно то, что все кто спасаются, спасаются исключительно по благодати Христа, а не по своим заслугам. Не благодаря своим заблуждениям, а вопреки им.
#богословие
❤6👎1🔥1
О подборках цитат
В Православии большое значение имеет святоотеческое наследие. Поскольку оно огромно и не все могут прочитать и понять многие сочинения, с давних времён существуют и поныне создаются подборки цитат из сочинений авторитетных писателей (флорилегии). Как правило, они посвящены какой-то конкретной теме. Проблема в том, что эти подборки создают частные лица разной степени эрудированности, которые далеко не всегда объективны. На первый взгляд, подборка может убедительно демонстрировать полное единодушие авторитетов с выводами автора подборки по какой-то теме. Но при внимательном анализе может оказаться, что автор избирательно подходил к подбору авторитетов, мог подрезать цитаты, приводить их вне контекста (поскольку в контексте они имеют совсем другой смысл), игнорировать обстоятельства, аудиторию, к которой обращался писатель или проповедник, не принимать во внимание жанр сочинения, выдавать предположения писателя за ясное церковное учение и т.д. и т.п.
Вывод: лучше все перепроверять по первоисточникам, особенно, когда это касается подборок, составленных людьми, не имеющими богословского образования (хотя и это не гарантирует нам избежания ошибок и предвзятости). Если не разбираетесь сами, то лучше не лезть и быть максимально осторожными в суждениях. Вообще проявлять смирение и крайнюю осторожность в том, что касается сложных богословских вопросов, признавая ограниченность своих знаний, очень полезно.
#мысли #богословие
В Православии большое значение имеет святоотеческое наследие. Поскольку оно огромно и не все могут прочитать и понять многие сочинения, с давних времён существуют и поныне создаются подборки цитат из сочинений авторитетных писателей (флорилегии). Как правило, они посвящены какой-то конкретной теме. Проблема в том, что эти подборки создают частные лица разной степени эрудированности, которые далеко не всегда объективны. На первый взгляд, подборка может убедительно демонстрировать полное единодушие авторитетов с выводами автора подборки по какой-то теме. Но при внимательном анализе может оказаться, что автор избирательно подходил к подбору авторитетов, мог подрезать цитаты, приводить их вне контекста (поскольку в контексте они имеют совсем другой смысл), игнорировать обстоятельства, аудиторию, к которой обращался писатель или проповедник, не принимать во внимание жанр сочинения, выдавать предположения писателя за ясное церковное учение и т.д. и т.п.
Вывод: лучше все перепроверять по первоисточникам, особенно, когда это касается подборок, составленных людьми, не имеющими богословского образования (хотя и это не гарантирует нам избежания ошибок и предвзятости). Если не разбираетесь сами, то лучше не лезть и быть максимально осторожными в суждениях. Вообще проявлять смирение и крайнюю осторожность в том, что касается сложных богословских вопросов, признавая ограниченность своих знаний, очень полезно.
#мысли #богословие
👍11