🔎Правда ли что в Православии все в Библии истолковали святые отцы, а самостоятельно толковать Библию верующим запрещено?
Как человек, который учился на библейском факультете православной духовной Академии и обучался толкованию Библии, я могу ответить - нет, не правда. Действительно, как говорится в одном из исповеданий веры, православные христиане должны «принимать и понимать Святое Писание в согласии с тем пониманием, которое содержала и содержит наша Матерь – Святая Восточная Церковь». Но что это означает?
Надо понимать, что не существует универсального церковного толкования на все фрагменты Библии, хотя некоторые важные библейские отрывки и были истолкованы на Вселенских соборах. Но зато есть систематически изложенное вероучение, которое принимается всей Церковью как мерило и руководство для правильного толкования Слова Божия. В соответствии с ним, а также с принципами православной герменевтики можно и нужно толковать Св. Писание тому, кто это умеет делать. Подчеркну: не всем подряд. Понимать Библию как понимает Церковь - означает понимать ее в согласии с православным вероучением, изложенном в соборных определениях и исповеданиях веры. Так что запрещено не включать голову при чтении Писания, а игнорировать церковное вероучение при этом.
Читать самостоятельно библейский текст можно и нужно тем, кто имеет определенную подготовку, тем «кто знает, каким образом Божественные Писания следует рассматривать изучать и вообще читать» (Послание восточных патриархов, вопрос 1). Тому, кто не имеет такой подготовки, в целях его собственной духовной безопасности, «позволено слушать Священные Писания, чтобы он мог сердцем веровать к праведности и устами исповедовать ко спасению. Но читать некоторые части Священных Писаний, и особенно Ветхого Завета, запрещено» (Там же). Это означает, что малообразованный в вере человек должен изучать Святое Писание под руководством опытных в этом деле христиан. Например, слушать отрывок из Евангелия и его истолкование священником на проповеди. Или же изучать Библию в библейском кружке на приходе, под руководством опытного ведущего.
#библия #учениецеркви #ответынавопросы
Как человек, который учился на библейском факультете православной духовной Академии и обучался толкованию Библии, я могу ответить - нет, не правда. Действительно, как говорится в одном из исповеданий веры, православные христиане должны «принимать и понимать Святое Писание в согласии с тем пониманием, которое содержала и содержит наша Матерь – Святая Восточная Церковь». Но что это означает?
Надо понимать, что не существует универсального церковного толкования на все фрагменты Библии, хотя некоторые важные библейские отрывки и были истолкованы на Вселенских соборах. Но зато есть систематически изложенное вероучение, которое принимается всей Церковью как мерило и руководство для правильного толкования Слова Божия. В соответствии с ним, а также с принципами православной герменевтики можно и нужно толковать Св. Писание тому, кто это умеет делать. Подчеркну: не всем подряд. Понимать Библию как понимает Церковь - означает понимать ее в согласии с православным вероучением, изложенном в соборных определениях и исповеданиях веры. Так что запрещено не включать голову при чтении Писания, а игнорировать церковное вероучение при этом.
Читать самостоятельно библейский текст можно и нужно тем, кто имеет определенную подготовку, тем «кто знает, каким образом Божественные Писания следует рассматривать изучать и вообще читать» (Послание восточных патриархов, вопрос 1). Тому, кто не имеет такой подготовки, в целях его собственной духовной безопасности, «позволено слушать Священные Писания, чтобы он мог сердцем веровать к праведности и устами исповедовать ко спасению. Но читать некоторые части Священных Писаний, и особенно Ветхого Завета, запрещено» (Там же). Это означает, что малообразованный в вере человек должен изучать Святое Писание под руководством опытных в этом деле христиан. Например, слушать отрывок из Евангелия и его истолкование священником на проповеди. Или же изучать Библию в библейском кружке на приходе, под руководством опытного ведущего.
#библия #учениецеркви #ответынавопросы
👍6
«Проводя дни спасительного Страдания в посте, молитве и сокрушении сердца, верные должны оканчивать пост около средних часов ночи после Великой субботы, потому что божественные евангелисты Матфей и Лука, первый изречением no прошествии субботы, а второй – очень рано, указывают нам на глубокую ночь».
89 правило Трулльского собора.
#пост #дисциплина #духовнаяжизнь
89 правило Трулльского собора.
#пост #дисциплина #духовнаяжизнь
📜В день воспоминания установления Таинства Причащения (Великий Четверг), предлагаю вспомнить основные положения учения Церкви о Евхаристии.
1. Евхаристия (Причащение) – главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя, через Своих учеников сказавшего всем христианам: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» и «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета» (Мф. 26, 26–28).
2. Евхаристия – Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает подлинные Тело и Кровь Иисуса Христа для вечной жизни.
3. Регулярное причащение необходимо человеку для спасения, в соответствии со словами Господа Иисуса Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53–54).
4. В каждой малейшей частице пресуществленного хлеба и вина, находится не какая-либо отдельная часть Тела и Крови Господней, но весь Господь Иисус Христос присутствует по существу Своему, то есть с душой и Божеством, или совершенный Бог и совершенный человек.
5. Евхаристическим Дарам нужно воздавать особенную честь и поклоняться также, как Самому Богу. Евхаристия – это единственная телесная форма присутствия Иисуса Христа на Земле после Его вознесения.
6. Предложенные Дары, приготовляемые порознь во всех церквах, после освящения делаются единым и тождественным с Телом и Кровью, находящимися прямо сейчас на небесах.
7. Верные причащаются воскресших Тела и Крови Иисуса Христа.
8. Пречистое Тело и Кровь Господни доставляют отпущение грехов и жизнь вечную благочестивым и достойно принимающим их, а нечестивым и недостойным – уготовляют осуждение и вечное наказание.
9. Евхаристия – это истинная и умилостивительная жертва, приносимая за всех православных, живых и умерших.
10. Евхаристическая Жертва не прекратится до самого Последнего Суда.
#учениецеркви #вера
1. Евхаристия (Причащение) – главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя, через Своих учеников сказавшего всем христианам: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» и «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета» (Мф. 26, 26–28).
2. Евхаристия – Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает подлинные Тело и Кровь Иисуса Христа для вечной жизни.
3. Регулярное причащение необходимо человеку для спасения, в соответствии со словами Господа Иисуса Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53–54).
4. В каждой малейшей частице пресуществленного хлеба и вина, находится не какая-либо отдельная часть Тела и Крови Господней, но весь Господь Иисус Христос присутствует по существу Своему, то есть с душой и Божеством, или совершенный Бог и совершенный человек.
5. Евхаристическим Дарам нужно воздавать особенную честь и поклоняться также, как Самому Богу. Евхаристия – это единственная телесная форма присутствия Иисуса Христа на Земле после Его вознесения.
6. Предложенные Дары, приготовляемые порознь во всех церквах, после освящения делаются единым и тождественным с Телом и Кровью, находящимися прямо сейчас на небесах.
7. Верные причащаются воскресших Тела и Крови Иисуса Христа.
8. Пречистое Тело и Кровь Господни доставляют отпущение грехов и жизнь вечную благочестивым и достойно принимающим их, а нечестивым и недостойным – уготовляют осуждение и вечное наказание.
9. Евхаристия – это истинная и умилостивительная жертва, приносимая за всех православных, живых и умерших.
10. Евхаристическая Жертва не прекратится до самого Последнего Суда.
#учениецеркви #вера
❤4👍1
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ПРИЧАЩЕНИЮ
1. В пасхальную ночь.
• Молитвенное правило – обычное последование ко причащению.
• Евхаристический пост (не есть и не пить) – минимум за шесть часов до причастия.
• Благодарственные молитвы – обычные (но все, что после «Ныне отпущаеши..», не читается).
2. На Пасхальной седмице (до Светлой субботы включительно).
• Молитвенное правило – канон Пасхи (для тех кто отсутствовал на утрене и пришел сразу на литургию) + последование ко причащению. Последование начинается с троекратного тропаря Пасхи, затем сразу – канон ко причащению, затем снова – троекратный тропарь Пасхи и сразу – молитвы ко причащению. Трисвятое, тропари и псалмы – пропускаются.
• Пост перед причащением – отсутствует (главное не переедать).
• Евхаристический пост – с полуночи до причащения.
• Благодарственные молитвы – обычные (но все, что после «Ныне отпущаеши..» – не читается).
Сохраните, чтобы не забыть!
1. В пасхальную ночь.
• Молитвенное правило – обычное последование ко причащению.
• Евхаристический пост (не есть и не пить) – минимум за шесть часов до причастия.
• Благодарственные молитвы – обычные (но все, что после «Ныне отпущаеши..», не читается).
2. На Пасхальной седмице (до Светлой субботы включительно).
• Молитвенное правило – канон Пасхи (для тех кто отсутствовал на утрене и пришел сразу на литургию) + последование ко причащению. Последование начинается с троекратного тропаря Пасхи, затем сразу – канон ко причащению, затем снова – троекратный тропарь Пасхи и сразу – молитвы ко причащению. Трисвятое, тропари и псалмы – пропускаются.
• Пост перед причащением – отсутствует (главное не переедать).
• Евхаристический пост – с полуночи до причащения.
• Благодарственные молитвы – обычные (но все, что после «Ныне отпущаеши..» – не читается).
Сохраните, чтобы не забыть!
❤4
Пасхальный кулич, как и артос (хлеб, который освящается на пасхальной литургии), должен напоминать верующим о пребывании с ними Воскресшего Сына Божия, ставшего для них истинным «хлебом жизни» (Ин 6, 35).
#пасха
#пасха
Forwarded from Азбука веры
Новая статья: "Обида: истоки, признание, прощение".
Обида часто отравляет нашу жизнь. Обиду несем мы с собой долгие годы, помня о том, как кто-то сказал или сделал нам что-то неприятное, и тогда она кровожадным червячком разъедает душу...
В отношении обиды важно помнить одну простую вещь, которую игнорируют очень многие люди, но которая является ключом к преодолению обиды: обидеть человека извне нельзя, каждый обижается по собственному выбору (формальные причины для обиды у каждого свои). Есть даже притча, сравнивающая обиду с подарком, который принадлежит дарителю до тех пор, пока человек не принял его в дар. Так и обида – пока человек не принял происходящее «на свой счет», пока не счел чужое поведение несправедливым по отношению к себе, то есть «не принял обиду в дар», он не обидится.
https://azbyka.ru/obida-istoki-priznanie-proshhenie
Обида часто отравляет нашу жизнь. Обиду несем мы с собой долгие годы, помня о том, как кто-то сказал или сделал нам что-то неприятное, и тогда она кровожадным червячком разъедает душу...
В отношении обиды важно помнить одну простую вещь, которую игнорируют очень многие люди, но которая является ключом к преодолению обиды: обидеть человека извне нельзя, каждый обижается по собственному выбору (формальные причины для обиды у каждого свои). Есть даже притча, сравнивающая обиду с подарком, который принадлежит дарителю до тех пор, пока человек не принял его в дар. Так и обида – пока человек не принял происходящее «на свой счет», пока не счел чужое поведение несправедливым по отношению к себе, то есть «не принял обиду в дар», он не обидится.
https://azbyka.ru/obida-istoki-priznanie-proshhenie
Православный портал «Азбука веры»
Обида: истоки, признание, прощение - православная энциклопедия «Азбука веры»
Протоиерей Дионисий Свечников, руководитель молодежного отдела Бакинско- Азербайджанской епархии, и Наталья Ярасова, психолог-консультант…
Проповедовал сегодня пришедшим благословлять куличи и яйца. Люди реагировали положительно, важно было не только сообщить Благую Весть, но и проинформировать о внебогослужебных мероприятиях. Считаю важным использовать такую возможность. С наступающим праздником вас всех!
#пасха
#пасха
❤8🔥1👏1
Свт. Иоанн Златоуст напоминает, что мы не обделены общением с живым Иисусом Христом:
«Как многие ныне говорят: желал бы я видеть лицо Христа, образ, одежду! Вот, ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он дает тебе самого Себя и не только видеть, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь».
#иоаннзлатоуст
«Как многие ныне говорят: желал бы я видеть лицо Христа, образ, одежду! Вот, ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он дает тебе самого Себя и не только видеть, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь».
#иоаннзлатоуст
👍3
Тем кто говорит, что они грешат, «потому что жизнь такая», можно ответить словами свт. Иоанна Златоуста:
«Рабы, нам подобные и успевшие в противоположном, осудят всех согрешающих, жестокого – милостивый, злого – добрый, дерзкого – кроткий, завистливого – дружелюбный, тщеславного – любомудрый, нерадивого – усердный, развратного – целомудренный. Так совершит Бог суд над нами, разделив нас на две части, и одних удостоит похвалы, а других наказания».
#мораль #иоаннзлатоуст
«Рабы, нам подобные и успевшие в противоположном, осудят всех согрешающих, жестокого – милостивый, злого – добрый, дерзкого – кроткий, завистливого – дружелюбный, тщеславного – любомудрый, нерадивого – усердный, развратного – целомудренный. Так совершит Бог суд над нами, разделив нас на две части, и одних удостоит похвалы, а других наказания».
#мораль #иоаннзлатоуст
В продолжение предыдущего поста. С годами жизни в Церкви у меня сложилось устойчивое впечатление, что людям вложили одну очень вредную установку: грешить нехорошо конечно, но это практически неизбежно, главное каяться, ходить на исповедь. В определенной мере негативную роль играет в этом обязательная исповедь перед причастием даже для постоянных прихожан (которая не является обязательным условием допуска в православных церквях греческой традиции). С одной стороны - это хорошо часто исповедоваться, с другой - это приводит к тому, что многие православные начинают сводить покаяние к исповеди и собирают грехи до очередной исповеди. А человек, который не совершает тяжких грехов, так что ему нечего назвать на исповеди, чувствует себя каким-то ненормальным и чуть ли не впавшем в прелесть. Видите ли, всегда должно быть что-то такое на совести, чтобы было в чем покаяться перед священником.
Другим негативным моментом, на мой взгляд, является то, что людей практически не отлучают временно от причастия за тяжкие грехи после исповеди, не дают им испытательный срок, чтобы реально исправиться перед тем, как получить прощение. Не знаю как на других, на меня бы это реально подействовало, если бы я чётко понимал, что практически за каждый тяжкий грех, я должен выполнить полноценное деятельное покаяние (как это и было в древности), а не просто что-то рассказать на исповеди и услышать, как священник сразу читает разрешительную молитву. Я бы ещё лишний подумал, прежде чем нагрешить.
В общем, нам нужно сделать нормой такой образ жизни, чтобы у нас не было необходимости прибегать к Таинству Покаяния. Иоанн Златоуст как раз об этом и говорит, показывая что это реально.
Человек, который постоянно лежит в больнице, переносит операции - это больной и несчастный человек. Нам не приходит в голову объявить нормой постоянное нахождение на стационарном лечении. Но почему-то грешить к смерти и бежать потом делать срочную духовную операцию, у нас признается в порядке вещей, как что-то неизбежное.
Давайте не будем путать. Грешить - это ненормально и противоестественно для христианина любого уровня. Совершить тяжкий грех - это трагедия, равносильная черепно-мозговой травме. Не совершать тяжких грехов - это норма, вполне посильная для тех, кто серьезно относится к своей вере и жизни.
#мораль #мысли
Другим негативным моментом, на мой взгляд, является то, что людей практически не отлучают временно от причастия за тяжкие грехи после исповеди, не дают им испытательный срок, чтобы реально исправиться перед тем, как получить прощение. Не знаю как на других, на меня бы это реально подействовало, если бы я чётко понимал, что практически за каждый тяжкий грех, я должен выполнить полноценное деятельное покаяние (как это и было в древности), а не просто что-то рассказать на исповеди и услышать, как священник сразу читает разрешительную молитву. Я бы ещё лишний подумал, прежде чем нагрешить.
В общем, нам нужно сделать нормой такой образ жизни, чтобы у нас не было необходимости прибегать к Таинству Покаяния. Иоанн Златоуст как раз об этом и говорит, показывая что это реально.
Человек, который постоянно лежит в больнице, переносит операции - это больной и несчастный человек. Нам не приходит в голову объявить нормой постоянное нахождение на стационарном лечении. Но почему-то грешить к смерти и бежать потом делать срочную духовную операцию, у нас признается в порядке вещей, как что-то неизбежное.
Давайте не будем путать. Грешить - это ненормально и противоестественно для христианина любого уровня. Совершить тяжкий грех - это трагедия, равносильная черепно-мозговой травме. Не совершать тяжких грехов - это норма, вполне посильная для тех, кто серьезно относится к своей вере и жизни.
#мораль #мысли
👍2
Дорогие братья и сестры во Христе! Поздравляю вас со Светлым Христовым Воскресением! Было время скорбеть о грехах, а теперь время радоваться, и радости нашей никто не отнимет у нас, по обещанию Спасителя. Все в этой жизни ненадёжно и преходяще. И только Воскресший Христос «вчера и сегодня, и вовеки Тот же» (Евр. 13:8). И это очень поддерживает нас в нынешние нестабильные времена. Поэтому давайте просто радоваться и торжествовать день Великой Победы над силами зла и смертью. И пусть ничто не помешает нам сегодня радоваться!
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
#пасха
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
#пасха
❤14🥰4👏1
Одной из ночей на окраине Римской империи провинции Иудея около 33 года н.э. гробница казненного на кресте Иисуса из Назарета оказалась пустой. Приставленный к ней камень и печать сломаны, а суровая римская стража в ужасе бежала, оставив свой пост. Этим были потрясены все: и ученики, и враги Иисуса Христа. Многочисленные очевидцы свидетельствуют, что они видели Его живым. В том самом теле, на котором еще остались следы от недавних ран. Так совершилась величайшая в истории Вселенной победа. Победа жизни над смертью, добра над злом. Впервые за всю историю произошло беспрецедентное уникальное событие. Умерший Человек восстал из мертвых, чтобы больше никогда не страдать и не умирать.
Мы, христиане, верим, что это стало возможным благодаря тому, что Иисус Христос – это Бог и Человек одновременно. Только Он мог умереть и при этом победить смерть навсегда. Научный прогресс не стоит на месте, люди придумали и изобрели много полезного. Однако еще никто не смог отменить или уничтожить смерть. Человеку это невозможно, но это возможно Богу. Самый страшный в мире закон в тот раз не сработал, и смерть сломала свои зубы, попытавшись удержать жизнь. Восстав из мертвых первым в истории, Иисус Христос положил начало процессу воскресения всех людей, которое, как верят христиане, произойдет в последний день существования этого мира.
Христиане твердо верят, что с тех пор как Христос воскрес, смерть уже не конец и тупик жизни, крах всех надежд, не ужас и отчаяние, а только новый этап жизни для вечного счастья вместе с Богом, для которого и были созданы люди. В конце концов, однажды мы все воскреснем. Вопрос не в этом. А в том, какими мы войдем в жизнь Нового Мира, и какова будет наша вечная участь. Этот выбор происходит уже сегодня, здесь и сейчас, в этой жизни. И окончательно закроется, когда мы на время сойдем в могилу. Следует помнить, что шанс жить в вечном счастье с Богом есть у всех верующих в Иисуса Христа и исполняющих Его заповеди.
Позвольте поздравить вас с годовщиной великой победы Господа Иисуса Христа. Христос Воскресе!
📄из моей пасхальной речи перед полком во время прохождения срочной службы (2020 год)
#пасха
Мы, христиане, верим, что это стало возможным благодаря тому, что Иисус Христос – это Бог и Человек одновременно. Только Он мог умереть и при этом победить смерть навсегда. Научный прогресс не стоит на месте, люди придумали и изобрели много полезного. Однако еще никто не смог отменить или уничтожить смерть. Человеку это невозможно, но это возможно Богу. Самый страшный в мире закон в тот раз не сработал, и смерть сломала свои зубы, попытавшись удержать жизнь. Восстав из мертвых первым в истории, Иисус Христос положил начало процессу воскресения всех людей, которое, как верят христиане, произойдет в последний день существования этого мира.
Христиане твердо верят, что с тех пор как Христос воскрес, смерть уже не конец и тупик жизни, крах всех надежд, не ужас и отчаяние, а только новый этап жизни для вечного счастья вместе с Богом, для которого и были созданы люди. В конце концов, однажды мы все воскреснем. Вопрос не в этом. А в том, какими мы войдем в жизнь Нового Мира, и какова будет наша вечная участь. Этот выбор происходит уже сегодня, здесь и сейчас, в этой жизни. И окончательно закроется, когда мы на время сойдем в могилу. Следует помнить, что шанс жить в вечном счастье с Богом есть у всех верующих в Иисуса Христа и исполняющих Его заповеди.
Позвольте поздравить вас с годовщиной великой победы Господа Иисуса Христа. Христос Воскресе!
📄из моей пасхальной речи перед полком во время прохождения срочной службы (2020 год)
#пасха
❤6
❤6🔥2
Дождались наконец-то)
#пасха
#пасха
❤5
Forwarded from Домашняя церковь
https://youtu.be/3LmiyWs6eLM#видео
21.Чин о Панагии и Артосе
Что такое Артос? Как он связан с чином о Панагии и нашей трапезой?
21.Чин о Панагии и Артосе
Что такое Артос? Как он связан с чином о Панагии и нашей трапезой?
Я все более стал убеждаться в том, что если поведение и отношение человека к себе, к другим, к жизни вообще, разрушает его духовное, психическое и физическое здоровье, если его преследует уныние, ощущение безнадёжности и отчаяние, его жизнь становится действительно ущербной, то человек явно делает что-то не то. Евангельское учение - жизненное, оно работает на практике и дает человеку жизнь с избытком (Ин. 10:10). Если Вы чувствуете, что жизнь по христианским принципам Вас реально «калечит» и вызывает уныние, значит Вы определенно делаете что-то неправильно и идёте не в ту сторону. Надо остановиться и проанализировать, где именно Вы совершаете ошибки, после чего - исправить их.
#духовнаяжизнь
#духовнаяжизнь
👍3
Среди наследия мучеников и исповедников веры, переживших в России ХХ века неслыханные гонения, есть и бесценный опыт торжества Пасхи в нечеловеческих условиях сталинских лагерей, когда, казалось, весь мир был против победы Христа над смертью и тленом.
https://s-t-o-l.com/material/50171-paskha-muchenikov/
#пасха
https://s-t-o-l.com/material/50171-paskha-muchenikov/
#пасха
с-т-о-л
Пасха мучеников
Как встречали Пасху в лагерях ГУЛАГа
👍1