чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
757 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
455 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Одной из ночей на окраине Римской империи провинции Иудея около 33 года н.э. гробница казненного на кресте Иисуса из Назарета оказалась пустой. Приставленный к ней камень и печать сломаны, а суровая римская стража в ужасе бежала, оставив свой пост. Этим были потрясены все: и ученики, и враги Иисуса Христа. Многочисленные очевидцы свидетельствуют, что они видели Его живым. В том самом теле, на котором еще остались следы от недавних ран. Так совершилась величайшая в истории Вселенной победа. Победа жизни над смертью, добра над злом. Впервые за всю историю произошло беспрецедентное уникальное событие. Умерший Человек восстал из мертвых, чтобы больше никогда не страдать и не умирать. 

Мы, христиане, верим, что это стало возможным благодаря тому, что Иисус Христос – это Бог и Человек одновременно. Только Он мог умереть и при этом победить смерть навсегда. Научный прогресс не стоит на месте, люди придумали и изобрели много полезного. Однако еще никто не смог отменить или уничтожить смерть. Человеку это невозможно, но это возможно Богу. Самый страшный в мире закон в тот раз не сработал, и смерть сломала свои зубы, попытавшись удержать жизнь. Восстав из мертвых первым в истории, Иисус Христос положил начало процессу воскресения всех людей, которое, как верят христиане, произойдет в последний день существования этого мира. 

Христиане твердо верят, что с тех пор как Христос воскрес, смерть уже не конец и тупик жизни, крах всех надежд, не ужас и отчаяние, а только новый этап жизни для вечного счастья вместе с Богом, для которого и были созданы люди. В конце концов, однажды мы все воскреснем. Вопрос не в этом. А в том, какими мы войдем в жизнь Нового Мира, и какова будет наша вечная участь. Этот выбор происходит уже сегодня, здесь и сейчас, в этой жизни. И окончательно закроется, когда мы на время сойдем в могилу. Следует помнить, что шанс жить в вечном счастье с Богом есть у всех верующих в Иисуса Христа и исполняющих Его заповеди. 

Позвольте поздравить вас с годовщиной великой победы Господа Иисуса Христа. Христос Воскресе!

📄из моей пасхальной речи перед полком во время прохождения срочной службы (2020 год)
#пасха
6
Как я проводил Пасху в 2020 году. Одна из самых памятных.
#пасха #воспоминания
6🔥2
https://youtu.be/3LmiyWs6eLM#видео

21.Чин о Панагии и Артосе
Что такое Артос? Как он связан с чином о Панагии и нашей трапезой?
Я все более стал убеждаться в том, что если поведение и отношение человека к себе, к другим, к жизни вообще, разрушает его духовное, психическое и физическое здоровье, если его преследует уныние, ощущение безнадёжности и отчаяние, его жизнь становится действительно ущербной, то человек явно делает что-то не то. Евангельское учение - жизненное, оно работает на практике и дает человеку жизнь с избытком (Ин. 10:10). Если Вы чувствуете, что жизнь по христианским принципам Вас реально «калечит» и вызывает уныние, значит Вы определенно делаете что-то неправильно и идёте не в ту сторону. Надо остановиться и проанализировать, где именно Вы совершаете ошибки, после чего - исправить их.
#духовнаяжизнь
👍3
Среди наследия мучеников и исповедников веры, переживших в России ХХ века неслыханные гонения, есть и бесценный опыт торжества Пасхи в нечеловеческих условиях сталинских лагерей, когда, казалось, весь мир был против победы Христа над смертью и тленом. 

https://s-t-o-l.com/material/50171-paskha-muchenikov/
#пасха
👍1
Как нам исполнить апостольское наставление о непрестанной молитве? Свт. Феофан Затворник пишет:

«Помню, у Василия Великого вопрос о том, как Апостолы могли непрестанно молиться, решается так: они при всех своих делах о Боге помышляли и жили в непрестанной преданности Богу. Это настроение духа было их непрестанною молитвою.

Жалеете, что молитва Иисусова не бывает непрерывною, – что не произносите непрестанно, – это и не требуется... требуется постоянное чувство к Богу, которое может иметь место и при разговоре, и при чтении, и при наблюдении и рассматривании чего-либо... Но как молитва Иисусова, когда вы молитесь ею, бывает в настоящем виде, то продолжайте так действовать, и молитва сия расширит область свою».
#духовнаяжизнь #мораль #феофанзатворник
👍3
Блаженный Августин так поясняет разницу между многословием и продолжительностью в молитве

«Многословная молитва не есть то же, что и продолжительная молитва, поскольку одно дело говорить долго, и совсем другое – долго благоговеть. Ведь сказано же, что Господь, желая подать нам пример, "молился еще", проведя в молитве всю ночь». И далее он продолжает: «Когда молитва немногословна, молитесь дотоле, доколе сохраняете ревностное внимание. Ведь многословность молитвы означает выражение нужды в излишне многих словах, тогда как продолжительность её есть стук непрерывно благоговеющего сердца в двери Того, Кому мы молимся. К тому же само это деяние куда чаще учиняется стенаниями, а не словами, слезами, а не речью».
#духовнаяжизнь #августин
👍3710
Знакомясь с размышлениями святителя Иоанна Златоуста по теме отношений между полами, понимаешь, что ничего не создано Богом случайно и без своего глубокого смысла. То, что греховно и постыдно в его незаконном употреблении, законно, осмысленно и безопасно в честном браке. Тот факт, что Бог создал многих людей красивыми и сексуально привлекательными, говорит не только о величии Творца и Художника, но и о том, что красота неслучайна и в контексте отношений мужчины и женщины. Святитель Иоанн говорит: «И красота служит союзом брака, — потому что людей весьма привлекает тело. Так как нам дана трудная и тяжелая жизнь, то даровано и некоторое утешение, отсюда воспламеняется любовь, которая охватывает все. Господь предусмотрел и употребил много средств к тому, чтобы союз брака оставался нерасторжимым. Но, скажешь, красота и в начале была соблазном: "тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, говорится в Писании, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал" (Быт.6:2). Не она была соблазном, а испорченность тех людей. Бог создал дочерей красивыми не для того, чтобы они были бесстыдными, но чтобы каждый любил свою жену» (Толкование на книгу пророка Даниила, 1).

Строго обличая мужчин за похотливые взоры на чужих жен, Златоуст положительно описывает наслаждение мужем физической красотой супруги, напоминая слова Премудрого: «Отвращай око твое от женщины благообразной, и не засматривайся на чужую красоту» (Сир. 9:8). «Не сказал просто: "не засматривайся", но прибавил: "на чужую красоту"; следовательно он одобряет наслаждение собственною», - комментирует святитель (Там же). Именно красота законной жены должна быть для мужчины утешением и источником наслаждения, «этого не запрещает никакой закон» (Беседы на Евангелие от Матфея, 17), в то время как другие женщины в его глазах должны быть «как бы каменными» (Беседы о браке, 1).
#мораль #иоаннзлатоуст #брак #отношения
6🔥2
Свт. Иоанн Златоуст говорит и о "любовной магии" и о том, в отношении кого она имеет эффект (как и любая магия):

"[Распутные женщины] стараясь друг перед другом отклонить человека от сожительницы, соединенной с ним браком, и вполне подчинить его своей любви, прибегали к волшебствам, составляли чары и употребляли много обаяний; потом, подвергнув его, таким образом, тяжкой болезни, пре­дав тлению и продолжительному гниению и навлекши; на него тысячи зол, лишали настоящей жизни.

Если ты, человек, не страшишься геенны, то побойся их обаяний. Когда ты через такое распутство сделаешься чуждым божественного содействия и лишишь себя вышней помощи, тогда блудница, смело взяв тебя и призвав своих бесов, составив чары и устроив козни, весьма легко повредит твоему спасению и выставит тебя на по­зор и посмеяние всем жителям города, так что они даже не пожалеют о твоем злополучии".

Об этом же говорит прп. Паисий Святогорец: «Раз колдовство подействовало, значит, человек дал диаволу права над собой. То есть он дал диаволу какой-то серьезный повод и потом не упорядочил себя с помощью покаяния и исповеди. Если человек исповедуется, то порча – даже если ее подгребают под него лопатой – не причиняет ему вреда. Это происходит, потому что, когда человек исповедуется и имеет чистое сердце, колдуны не могут «сработаться» с диаволом, чтобы этому человеку повредить».
#духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
🔥5👍21
Прп. Анастасий Синаит на основании свидетельств своих мудрых учителей рассуждает о том, что в самом общем виде существует два вида причинности, постигающих людей бедствий (несчастных случаев). Это либо наказание Божие, либо природная причина (например, плохая экология). То, что целые народы вымирают или сохраняются от природных бедствий, может быть объяснено естественными причинами и не имеет прямой связи с греховностью или праведностью. При этом и природные бедствия, и смерти, не происходят помимо Бога. Святой заключает: «Как я полагаю, можно, если есть на то Божия воля, избегать гибели, которую несут тлетворные [движения] воздухов, [и уходить] из одного места, [перебираясь] в другие местности с целебным воздухом. Что же касается пагубы, настигающей нас по причине угрозы Божией, то избегающему [ее], когда он зачислен [Богом в списки] тех, которые должны умереть, невозможно не умереть, куда бы он ни убежал, а с другой стороны, если смерть не назначена ему ныне [Богом], то он и не умрет».

Таким образом, утверждение о том, что все бедствия, болезни и смерти обязательно определены Богом для каждого человека, не является единственной из возможных богословских интерпретаций. Можно представить себе ситуацию, когда человек заболевает и/или умирает от природного бедствия/эпидемии, не потому что Бог так определил, но потому что он сам не избежал этой опасности и подверг ей свою жизнь.
#смерть #промысл #анастасийсинаит
👍3👎1
Прп. Анастасий Синаит замечательно говорит о различных проблемах, постигающих людей. Не все из них происходят из-за вмешательства сверхъестественных сил:

«Часто мы подвергаемся опасностям, искушениям и немощам, причиной которых является не Бог и не диавол, а наша собственная неспособность правильного рассуждения и невнимательность, как это случается с теми, которые, видя изменение погоды к зиме, выводят, тем не менее, свой корабль из гавани, а также с теми, которые подвергают себя [ненужным] опасностям.

Что же касается искушения от Бога, которое случается с человеком для его же пользы, то оно не отсекает от души благой надежды, как это было с Иовом. Поэтому он и сказал Богу: «Потерплю, дóндеже буду, и вчинише мя время, в неже память сотвориши мя» (Иов. 14:14, 13).

А искушения, исходящие, по попущению Божию, от диавола, наполняют душу отчаянием, гневом и безнадежностью».
#промысл #анастасийсинаит
👍3
Сегодняшняя практика “церковной торговли” возникла после 1961 года, когда контроль за материальным состоянием храма был полностью передан в ведение “исполнительного органа”, чей состав формировался властями. Эти времена, к счастью, прошли, а злая привычка “торговать” требами осталась.

https://azbyka.ru/torgovlya-v-hrame-pitnickij
#проблемыцерковнойжизни
Когда мы находим в Библии предписания, касающиеся решения конфликтов с нашими ближними, то единственное, что нам всегда запрещено делать в отношении любого человека - это ненавидеть его и желать ему зла. Все остальное: защищать свою жизнь, здоровье и честь, заступаться за других людей, ставить людей на место, проговаривать вслух претензии, выражать несогласие, способствовать совершению правосудия и т.п., Слово Божие не запрещает, если это делается в законном порядке, с соблюдением умеренности и при отсутствии намерения навредить человеку, кем бы он ни был.
#мораль
👏4
«Горе вам смеющимся..»

В телепередачах, на экранах мониторов, сегодня много смеха, приколов, устраивают целые шоу, провоцирующие человека шутить и смеяться. Многие верующие не прочь «позалипать» над «прикольными» видео или поржать с выступлений комиков. Но насколько это вообще нормально и созидательно для ученика Христа?

Юмор, смех - это способность от Бога. Читая Библию можно заметить, что и Господу Богу свойственен юмор. Но как и любым даром, этой способностью можно злоупотреблять. «Сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение» (Еф.5:4).

Сегодня люди много смеются, но действительно ли от всех этих шоу радостно на душе? Разве после очередного просмотра не остаётся гнетущего ощущения пустоты вместо ободрения и лёгкости? Хорошо известно, что многие комики страдают депрессией, исчерпывая свой эмоциональный ресурс в своей деятельности.

Бог создал человека для счастья и радости. Но злоупотребление дарами Творца, искание радости в чем-то пустом и пошлом, ведёт только к опустошению и всяческим проблемам. Радоваться и смеяться можно и нужно, избегая неуместности и неумеренности. «Не смех – зло, но зло то, когда он бывает без меры, когда он неуместен. Способность смеха внедрена в нашу душу для того, чтобы душа иногда получала облегчение, а не для того, чтобы расслаблялась», - говорит свт. Иоанн Златоуст. Бог не вложил в нас ничего лишнего, надо только понять чем, как и когда пользоваться.
#мораль #иоаннзлатоуст #духовнаяжизнь
👍61
Некоторые положения нравственного учения Церкви (согласно катихизису "Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной").

I. Благочестивая жизнь

1. Для спасения человека необходимы правая вера и добрые дела, понимаемые как исполнение евангельских заповедей (Ч. 1, вопр. 1; Ч. 3, вопр. 3).

2. Благочестие вместе с истинной верой основывается на прилежной молитве и добрых делах. Правильно называются благочестивыми только те, которые, воссылая к Богу непрестанные молитвы, удаляются от всякого нечестия и греха. Здесь имеется в виду благочестие не наружное, какое имели фарисеи, но истинное и сердечное. Благочестие – это дар Святого Духа (Ч. 1, вопр. 79).

3. Страх Божий должен быть подобен тому страху, какой имеют дети к своим родителям, а не тому, какой имеют рабы к своим господам. Бояться Бога следует из любви к Нему. Страх Божий – это дар Святого Духа. (Ч. 1, вопр. 80).

4. Церковь учит каждого христианина, чтобы он всегда держал в своем уме четыре предмета: смерть, последний суд, адское наказание, и вечное Царство Небесное. От этого рождается в нем благочестие, хранение от греха, страх к Богу, страх адской геенны, любовь к Небесному Царству. Размышляя о них, следует готовиться к смерти. Ибо, размышляя о последнем дне, он будет внимателен к тому, чтобы быть готовым к отчету, который должен будет дать о своих мыслях, словах и действиях. Размышляя об аде, он должен остерегаться, чтобы не упасть в него; а размышляя о Царстве Небесном, он должен стремиться к его достижению (Ч. 1, вопр. 123).

5. Надежда христианина – это Господь Иисус Христос. Она основывается на благости Божией, совершившей наше спасение; на соблюдении заповедей Божиих; через причащение Тела и Крови Христовой и через непрестанную молитву (Ч. 2, вопр. 2).

6. Если материальные средства приходят к человеку обильно, по благодати Божией, тот он должен ими пользоваться не так, как полный господин их, но как управитель, и не должен желать их с чрезмерной жадностью сердца. Совершенством следует признавать общее владение имуществом, как это было у первых христиан. Это относится, в первую очередь, к монашествующим. Однако не лишаются вечной жизни и спасения те, которые, приобретя имение и богатство правильным образом, правильно и употребляют его, а именно, жертвуют на нужды церковные, на милостыни бедным, странным, немощным и другим нуждающимся людям (Ч. 2, вопр. 31).

7. Блаженны те, кто во все время своей жизни скорбят сердцем, и плачут о соделанных ими грехах, которыми они оскорбили Бога и ближнего своего (Ч. 2, вопр. 33).

8. Блаженны те люди, которые сокрушением и слезами, проливаемыми о грехах ближних своих, стараются умилостивить и примирить Бога, умоляя Его, чтобы Он даровал им покаяние, т.е. чтобы еретиков обратил к Церкви, чтобы живущих беззаконно обратил на правый путь жизни (Ч. 2, вопр. 33).

9. Блаженны те, кто терпит притеснения от великих и сильных мира сего; например, которые неправедно и без вины лишаются своего имущества. Находясь в таком состоянии, они не должны думать о мести, но с горестью сердца и плачем, воссылая молитвы, должны просить заступления у Бога, возлагая всю свою надежду и упование на Его милосердие, от Которого и получают утешение, что делает их истинно православными и причастниками Божественной благодати (Ч. 2, вопр. 33).

10. Христиане должны проявлять кротость и смирение, послушание перед Богом, перед Церковью Христовой, перед высшими себя, с охотою и усердием, без всякого отлагательства, подражая кроткому Иисусу Христу. Оказывая покорность высшим себя, мы должны представлять себе, что оказываем ее Самому Христу; так же честь и уважение, которые воздаем священникам, должны относить Самому Христу (Ч. 2, вопр. 35).

11. Блаженны те люди, которые не наносят вреда ни одному человеку, ни у кого не отнимают чести, никого не оскорбляют, не осуждают и не оговаривают; а самих себя считают людьми самыми презренными, непрестанно обвиняя жизнь свою, и добрые дела свои признавая маловажными, недостойными, даже ничего не значащими (Ч. 2, вопр. 35).

Продолжение в следующем сообщении.
#учениецеркви #мораль #духовнаяжизнь
3👍2
12. Те, на ком лежит обязанность наставлять других, если от избытка сердечного чувства скажут какое-нибудь оскорбительное слово согрешившему, не в обиду или в унижение, а в духовное назидание ближнего не только не грешат, но еще и исполняют долг свой (Ч. 2, вопр. 35).

13. Христианин должен изливать гнев и негодование не на ближнего своего, а на диавола, который движет и наклоняет волю человека ко всякому злу (Ч. 2, вопр. 35).

14. Христине освобождены от исполнения обрядового Закона Моисеева, но должны с усердием исполнять духовно-нравственные заповеди (Ч. 3, вопр. 47).

15. Справедливое наказание преступников уполномоченными лицами не противоречит Слову Божию (Ч. 3, вопр. 13).

16. Необходимо соблюдать умеренность в пище, питии и одежде, также в словах и во всех поступках (Ч. 3, вопр. 14).

17. В воскресные дни и праздники христиане должны оставить все свои дела и труды, чтобы, имея свободу во все продолжение дня, за оказанные Богом благодеяния упражняться в молитвах и священных занятиях (Ч. 3, вопр. 60).

18. Почитать следует не только родителей, но и духовных отцов, учителей, правителей и начальников (Ч. 3, вопр. 62).

19. Христианин не обязан повиноваться родителям или любым властям и начальникам, если они требуют или склоняют к нарушению заповеди Божией (Ч. 3, вопр. 62).

20. Уважение и любовь, которую мы обязываемся оказывать высшим себя, должны выражаться в добром к ним расположении, в покорности, в почтительных словах и тому подобном (Ч. 3, вопр. 62).
#учениецеркви #мораль #духовнаяжизнь
Forwarded from Азбука веры
Нарочитое Пасхальное поминовение усопших – «Радоница» – не предусмотрено ни греческим, ни русским церковным Уставом, и оно совершается у нас «по благочестивому обычаю».

Его появление в русской богослужебной традиции связано, очевидно, с тем, что с понедельника после «Фомина воскресенья» Устав разрешает совершение достаточно скромных заупокойных служб – литий. Поэтому в некоторых областях Радоницу справляли в понедельник. Соответственно, только с этого времени Устав разрешает верующим приходить на могилы своих ближних. (Распространённый в народе обычай приходить на могилы в день Пасхи и других больших праздников со снедью и спиртными напитками в корне противоречит христианской догматике и восходит к языческим тризнам на могильных холмах.)

Приходя, люди громко делятся с усопшими радостной вестью о воскресении Христовом. Вероятно, с этим связано и само название поминовения – «радоница». (В некоторых местах этот день называют древнеславянским словом «навий», то есть «день мёртвых». «Неофициальный» характер этого поминовения подчеркивается тем, что церковный Устав не предусматривает для богослужения особых заупокойных апостольских и евангельских чтений.
Лития, совершаемая мирянином дома и на кладбище.
👍1