чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
757 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
455 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Знакомясь с размышлениями святителя Иоанна Златоуста по теме отношений между полами, понимаешь, что ничего не создано Богом случайно и без своего глубокого смысла. То, что греховно и постыдно в его незаконном употреблении, законно, осмысленно и безопасно в честном браке. Тот факт, что Бог создал многих людей красивыми и сексуально привлекательными, говорит не только о величии Творца и Художника, но и о том, что красота неслучайна и в контексте отношений мужчины и женщины. Святитель Иоанн говорит: «И красота служит союзом брака, — потому что людей весьма привлекает тело. Так как нам дана трудная и тяжелая жизнь, то даровано и некоторое утешение, отсюда воспламеняется любовь, которая охватывает все. Господь предусмотрел и употребил много средств к тому, чтобы союз брака оставался нерасторжимым. Но, скажешь, красота и в начале была соблазном: "тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, говорится в Писании, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал" (Быт.6:2). Не она была соблазном, а испорченность тех людей. Бог создал дочерей красивыми не для того, чтобы они были бесстыдными, но чтобы каждый любил свою жену» (Толкование на книгу пророка Даниила, 1).

Строго обличая мужчин за похотливые взоры на чужих жен, Златоуст положительно описывает наслаждение мужем физической красотой супруги, напоминая слова Премудрого: «Отвращай око твое от женщины благообразной, и не засматривайся на чужую красоту» (Сир. 9:8). «Не сказал просто: "не засматривайся", но прибавил: "на чужую красоту"; следовательно он одобряет наслаждение собственною», - комментирует святитель (Там же). Именно красота законной жены должна быть для мужчины утешением и источником наслаждения, «этого не запрещает никакой закон» (Беседы на Евангелие от Матфея, 17), в то время как другие женщины в его глазах должны быть «как бы каменными» (Беседы о браке, 1).
#мораль #иоаннзлатоуст #брак #отношения
6🔥2
Свт. Иоанн Златоуст говорит и о "любовной магии" и о том, в отношении кого она имеет эффект (как и любая магия):

"[Распутные женщины] стараясь друг перед другом отклонить человека от сожительницы, соединенной с ним браком, и вполне подчинить его своей любви, прибегали к волшебствам, составляли чары и употребляли много обаяний; потом, подвергнув его, таким образом, тяжкой болезни, пре­дав тлению и продолжительному гниению и навлекши; на него тысячи зол, лишали настоящей жизни.

Если ты, человек, не страшишься геенны, то побойся их обаяний. Когда ты через такое распутство сделаешься чуждым божественного содействия и лишишь себя вышней помощи, тогда блудница, смело взяв тебя и призвав своих бесов, составив чары и устроив козни, весьма легко повредит твоему спасению и выставит тебя на по­зор и посмеяние всем жителям города, так что они даже не пожалеют о твоем злополучии".

Об этом же говорит прп. Паисий Святогорец: «Раз колдовство подействовало, значит, человек дал диаволу права над собой. То есть он дал диаволу какой-то серьезный повод и потом не упорядочил себя с помощью покаяния и исповеди. Если человек исповедуется, то порча – даже если ее подгребают под него лопатой – не причиняет ему вреда. Это происходит, потому что, когда человек исповедуется и имеет чистое сердце, колдуны не могут «сработаться» с диаволом, чтобы этому человеку повредить».
#духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
🔥5👍21
Прп. Анастасий Синаит на основании свидетельств своих мудрых учителей рассуждает о том, что в самом общем виде существует два вида причинности, постигающих людей бедствий (несчастных случаев). Это либо наказание Божие, либо природная причина (например, плохая экология). То, что целые народы вымирают или сохраняются от природных бедствий, может быть объяснено естественными причинами и не имеет прямой связи с греховностью или праведностью. При этом и природные бедствия, и смерти, не происходят помимо Бога. Святой заключает: «Как я полагаю, можно, если есть на то Божия воля, избегать гибели, которую несут тлетворные [движения] воздухов, [и уходить] из одного места, [перебираясь] в другие местности с целебным воздухом. Что же касается пагубы, настигающей нас по причине угрозы Божией, то избегающему [ее], когда он зачислен [Богом в списки] тех, которые должны умереть, невозможно не умереть, куда бы он ни убежал, а с другой стороны, если смерть не назначена ему ныне [Богом], то он и не умрет».

Таким образом, утверждение о том, что все бедствия, болезни и смерти обязательно определены Богом для каждого человека, не является единственной из возможных богословских интерпретаций. Можно представить себе ситуацию, когда человек заболевает и/или умирает от природного бедствия/эпидемии, не потому что Бог так определил, но потому что он сам не избежал этой опасности и подверг ей свою жизнь.
#смерть #промысл #анастасийсинаит
👍3👎1
Прп. Анастасий Синаит замечательно говорит о различных проблемах, постигающих людей. Не все из них происходят из-за вмешательства сверхъестественных сил:

«Часто мы подвергаемся опасностям, искушениям и немощам, причиной которых является не Бог и не диавол, а наша собственная неспособность правильного рассуждения и невнимательность, как это случается с теми, которые, видя изменение погоды к зиме, выводят, тем не менее, свой корабль из гавани, а также с теми, которые подвергают себя [ненужным] опасностям.

Что же касается искушения от Бога, которое случается с человеком для его же пользы, то оно не отсекает от души благой надежды, как это было с Иовом. Поэтому он и сказал Богу: «Потерплю, дóндеже буду, и вчинише мя время, в неже память сотвориши мя» (Иов. 14:14, 13).

А искушения, исходящие, по попущению Божию, от диавола, наполняют душу отчаянием, гневом и безнадежностью».
#промысл #анастасийсинаит
👍3
Сегодняшняя практика “церковной торговли” возникла после 1961 года, когда контроль за материальным состоянием храма был полностью передан в ведение “исполнительного органа”, чей состав формировался властями. Эти времена, к счастью, прошли, а злая привычка “торговать” требами осталась.

https://azbyka.ru/torgovlya-v-hrame-pitnickij
#проблемыцерковнойжизни
Когда мы находим в Библии предписания, касающиеся решения конфликтов с нашими ближними, то единственное, что нам всегда запрещено делать в отношении любого человека - это ненавидеть его и желать ему зла. Все остальное: защищать свою жизнь, здоровье и честь, заступаться за других людей, ставить людей на место, проговаривать вслух претензии, выражать несогласие, способствовать совершению правосудия и т.п., Слово Божие не запрещает, если это делается в законном порядке, с соблюдением умеренности и при отсутствии намерения навредить человеку, кем бы он ни был.
#мораль
👏4
«Горе вам смеющимся..»

В телепередачах, на экранах мониторов, сегодня много смеха, приколов, устраивают целые шоу, провоцирующие человека шутить и смеяться. Многие верующие не прочь «позалипать» над «прикольными» видео или поржать с выступлений комиков. Но насколько это вообще нормально и созидательно для ученика Христа?

Юмор, смех - это способность от Бога. Читая Библию можно заметить, что и Господу Богу свойственен юмор. Но как и любым даром, этой способностью можно злоупотреблять. «Сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение» (Еф.5:4).

Сегодня люди много смеются, но действительно ли от всех этих шоу радостно на душе? Разве после очередного просмотра не остаётся гнетущего ощущения пустоты вместо ободрения и лёгкости? Хорошо известно, что многие комики страдают депрессией, исчерпывая свой эмоциональный ресурс в своей деятельности.

Бог создал человека для счастья и радости. Но злоупотребление дарами Творца, искание радости в чем-то пустом и пошлом, ведёт только к опустошению и всяческим проблемам. Радоваться и смеяться можно и нужно, избегая неуместности и неумеренности. «Не смех – зло, но зло то, когда он бывает без меры, когда он неуместен. Способность смеха внедрена в нашу душу для того, чтобы душа иногда получала облегчение, а не для того, чтобы расслаблялась», - говорит свт. Иоанн Златоуст. Бог не вложил в нас ничего лишнего, надо только понять чем, как и когда пользоваться.
#мораль #иоаннзлатоуст #духовнаяжизнь
👍61
Некоторые положения нравственного учения Церкви (согласно катихизису "Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной").

I. Благочестивая жизнь

1. Для спасения человека необходимы правая вера и добрые дела, понимаемые как исполнение евангельских заповедей (Ч. 1, вопр. 1; Ч. 3, вопр. 3).

2. Благочестие вместе с истинной верой основывается на прилежной молитве и добрых делах. Правильно называются благочестивыми только те, которые, воссылая к Богу непрестанные молитвы, удаляются от всякого нечестия и греха. Здесь имеется в виду благочестие не наружное, какое имели фарисеи, но истинное и сердечное. Благочестие – это дар Святого Духа (Ч. 1, вопр. 79).

3. Страх Божий должен быть подобен тому страху, какой имеют дети к своим родителям, а не тому, какой имеют рабы к своим господам. Бояться Бога следует из любви к Нему. Страх Божий – это дар Святого Духа. (Ч. 1, вопр. 80).

4. Церковь учит каждого христианина, чтобы он всегда держал в своем уме четыре предмета: смерть, последний суд, адское наказание, и вечное Царство Небесное. От этого рождается в нем благочестие, хранение от греха, страх к Богу, страх адской геенны, любовь к Небесному Царству. Размышляя о них, следует готовиться к смерти. Ибо, размышляя о последнем дне, он будет внимателен к тому, чтобы быть готовым к отчету, который должен будет дать о своих мыслях, словах и действиях. Размышляя об аде, он должен остерегаться, чтобы не упасть в него; а размышляя о Царстве Небесном, он должен стремиться к его достижению (Ч. 1, вопр. 123).

5. Надежда христианина – это Господь Иисус Христос. Она основывается на благости Божией, совершившей наше спасение; на соблюдении заповедей Божиих; через причащение Тела и Крови Христовой и через непрестанную молитву (Ч. 2, вопр. 2).

6. Если материальные средства приходят к человеку обильно, по благодати Божией, тот он должен ими пользоваться не так, как полный господин их, но как управитель, и не должен желать их с чрезмерной жадностью сердца. Совершенством следует признавать общее владение имуществом, как это было у первых христиан. Это относится, в первую очередь, к монашествующим. Однако не лишаются вечной жизни и спасения те, которые, приобретя имение и богатство правильным образом, правильно и употребляют его, а именно, жертвуют на нужды церковные, на милостыни бедным, странным, немощным и другим нуждающимся людям (Ч. 2, вопр. 31).

7. Блаженны те, кто во все время своей жизни скорбят сердцем, и плачут о соделанных ими грехах, которыми они оскорбили Бога и ближнего своего (Ч. 2, вопр. 33).

8. Блаженны те люди, которые сокрушением и слезами, проливаемыми о грехах ближних своих, стараются умилостивить и примирить Бога, умоляя Его, чтобы Он даровал им покаяние, т.е. чтобы еретиков обратил к Церкви, чтобы живущих беззаконно обратил на правый путь жизни (Ч. 2, вопр. 33).

9. Блаженны те, кто терпит притеснения от великих и сильных мира сего; например, которые неправедно и без вины лишаются своего имущества. Находясь в таком состоянии, они не должны думать о мести, но с горестью сердца и плачем, воссылая молитвы, должны просить заступления у Бога, возлагая всю свою надежду и упование на Его милосердие, от Которого и получают утешение, что делает их истинно православными и причастниками Божественной благодати (Ч. 2, вопр. 33).

10. Христиане должны проявлять кротость и смирение, послушание перед Богом, перед Церковью Христовой, перед высшими себя, с охотою и усердием, без всякого отлагательства, подражая кроткому Иисусу Христу. Оказывая покорность высшим себя, мы должны представлять себе, что оказываем ее Самому Христу; так же честь и уважение, которые воздаем священникам, должны относить Самому Христу (Ч. 2, вопр. 35).

11. Блаженны те люди, которые не наносят вреда ни одному человеку, ни у кого не отнимают чести, никого не оскорбляют, не осуждают и не оговаривают; а самих себя считают людьми самыми презренными, непрестанно обвиняя жизнь свою, и добрые дела свои признавая маловажными, недостойными, даже ничего не значащими (Ч. 2, вопр. 35).

Продолжение в следующем сообщении.
#учениецеркви #мораль #духовнаяжизнь
3👍2
12. Те, на ком лежит обязанность наставлять других, если от избытка сердечного чувства скажут какое-нибудь оскорбительное слово согрешившему, не в обиду или в унижение, а в духовное назидание ближнего не только не грешат, но еще и исполняют долг свой (Ч. 2, вопр. 35).

13. Христианин должен изливать гнев и негодование не на ближнего своего, а на диавола, который движет и наклоняет волю человека ко всякому злу (Ч. 2, вопр. 35).

14. Христине освобождены от исполнения обрядового Закона Моисеева, но должны с усердием исполнять духовно-нравственные заповеди (Ч. 3, вопр. 47).

15. Справедливое наказание преступников уполномоченными лицами не противоречит Слову Божию (Ч. 3, вопр. 13).

16. Необходимо соблюдать умеренность в пище, питии и одежде, также в словах и во всех поступках (Ч. 3, вопр. 14).

17. В воскресные дни и праздники христиане должны оставить все свои дела и труды, чтобы, имея свободу во все продолжение дня, за оказанные Богом благодеяния упражняться в молитвах и священных занятиях (Ч. 3, вопр. 60).

18. Почитать следует не только родителей, но и духовных отцов, учителей, правителей и начальников (Ч. 3, вопр. 62).

19. Христианин не обязан повиноваться родителям или любым властям и начальникам, если они требуют или склоняют к нарушению заповеди Божией (Ч. 3, вопр. 62).

20. Уважение и любовь, которую мы обязываемся оказывать высшим себя, должны выражаться в добром к ним расположении, в покорности, в почтительных словах и тому подобном (Ч. 3, вопр. 62).
#учениецеркви #мораль #духовнаяжизнь
Forwarded from Азбука веры
Нарочитое Пасхальное поминовение усопших – «Радоница» – не предусмотрено ни греческим, ни русским церковным Уставом, и оно совершается у нас «по благочестивому обычаю».

Его появление в русской богослужебной традиции связано, очевидно, с тем, что с понедельника после «Фомина воскресенья» Устав разрешает совершение достаточно скромных заупокойных служб – литий. Поэтому в некоторых областях Радоницу справляли в понедельник. Соответственно, только с этого времени Устав разрешает верующим приходить на могилы своих ближних. (Распространённый в народе обычай приходить на могилы в день Пасхи и других больших праздников со снедью и спиртными напитками в корне противоречит христианской догматике и восходит к языческим тризнам на могильных холмах.)

Приходя, люди громко делятся с усопшими радостной вестью о воскресении Христовом. Вероятно, с этим связано и само название поминовения – «радоница». (В некоторых местах этот день называют древнеславянским словом «навий», то есть «день мёртвых». «Неофициальный» характер этого поминовения подчеркивается тем, что церковный Устав не предусматривает для богослужения особых заупокойных апостольских и евангельских чтений.
Лития, совершаемая мирянином дома и на кладбище.
👍1
Прочитал тут мудрые размышления о том, кто такой смиренный христианин. Делюсь с вами.
#мораль #духовнаяжизнь
Прп. Анастасий Синаит отвечает на вопрос, получит ли верующий вечную награду, если совершает добрые дела через силу, с понуждением себя

«Совершенная жертва есть та, которая приносится не с огорчением, не по необходимости, «ибо доброхотно дающего любит Бог» (2Кор. 9:7; Притч. 22:8). Однако, поскольку мы слышим слова Господа, что Царство Небесное принадлежит понуждающим [себя] «и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12), то мы веруем в Его благость [и уповаем], что, понуждая себя в чем-либо, мы за это обретаем награду».

#мораль #духовнаяжизнь #анастасийсинаит
Мнение прп. Порфирия Кавсокаливита о посещении кино и театра верующими:

«– Я люблю ходить в театр и в кино. Но некоторые из моих друзей говорят, что настоящий христианин не должен ходить в такие места. Что Вы посоветуете, геронда?

– Раз тебе это нравится, то ходи, в этом нет ничего плохого. Главное, не посещать театр или кино с целью увидеть зрелище, потворствующее нашим плотским желаниям» (Цветослов советов).

Среди прославленных Церковью святых людей, чья жизнь была тесна связана с театром - праведный Илия Чавчавадзе (1837-1907).
#мораль
👍1
Прп. Никодим Святогорец напоминает, что подлинное смирение исключает зацикленность на своем падении и чрезмерную скорбь, поскольку смиренный человек не ждёт от самого себя ничего особенного. Помня об этом, можно избежать многих ненужных самотерзаний.

«Погрешают те, которые почитают добродетелью чрезмерную печаль, бывающую у них после учинения греха, не разумея, что это происходит у них от гордости и самомнения, утверждающихся в том, что они слишком много надеются на себя и на силы свои. Ибо, думая о себе, что они суть нечто не малое, они взяли на себя многое, надеясь сами справиться с тем. Видя же теперь из опыта своего падения, что в них нет никакой силы, они изумляются, как встречающие нечто неожиданное, мятутся и малодушествуют, ибо видят падшим и простертым на земле тот самый истукан, т. е. себя самих, на который возлагали все свои чаяния и надежды.

Но этого не бывает со смиренным, который на Единого Бога уповает, ничего решительно доброго не чая от себя самого. Посему и когда впадает в какое бы то ни было прегрешение, хотя чувствует тяготу этого и печалится, однако ж не мятется и не колеблется недоумениями, ибо знает, что это случилось с ним от его собственного бессилия, опыт которого в падении для него не неожиданная новость» (Невидимая брань).
#духовнаяжизнь
👍5🥰1
Свт. Феофан Затворник пишет о том, в какие моменты общего богослужения уместно присоединять свои прошения к Богу:

«В церкви по необходимости положены молитвы читаемые; но и там дается место и руководство своеличной молитве. Такое значение имеют эктении. Диакон или священник возглашает: о том-то и о том-то помолимся, или того-то и того-то попросим у Господа. В ответ на это всякий же своим умом или сердцем составляет в себе молитву к Богу, соответственно приглашению. Поющие, собирая воедино все молитвы, породившиеся в душах присущих в храме, возглашают: «Господи помилуй! Подай Господи!» – Как эктениями перемежается всякая церковная служба, то в церкви попеременно идут от верующих то готовые молитвы, со вниманием выслушиваемые, то свои собственные. Но все же в церкви более читаемых молитв, чем своих. А в домашней молитве уместно иметь более своих, умносердечных молений».
#богослужение #молитва #феофанзатворник
👍3🤔1
Малоизвестное церковное правило об отношении к святым книгам:

«О том, что книги Ветхого и Нового Завета, святых и признанных наших проповедников и учителей вообще никому не позволяется портить, или разрезать, или отдавать книготорговцам, или так называемым мироварам, или кому бы то ни было другому для уничтожения, если только они не повреждены молью, или водой, или чем-либо другим и не стали совершенно непригодными. Уличенный же отныне в том, что делает нечто подобное, да будет отлучен на год; равным образом и покупающий названные священные книги, если он не держит их у себя для собственной пользы и не отдает другому, чтобы тот пользовался ими с благой целью и хранил их, но принимается их портить, да будет отлучен» (68 канон Трулльского собора).
#дисциплина #библия
👍1
5 МАЛОИЗВЕСТНЫХ ФАКТОВ О ВЕЛИКОМУЧЕНИКЕ ГЕОРГИЕ ПОБЕДОНОСЦЕ

1. Святой Георгий называется Победоносцем не по причине военных достижений или поражения змея, а как победитель в духовной брани и мученик за веру в Иисуса Христа.

2. Поскольку житие святого имеет большое количество различных вариаций, очень трудно установить какие факты и сведения его жизни являются подлинными. Согласно апокрифическим житиям, Георгий претерпел мучения при легендарном персидском царе Дадиане (Дакиане, Датиане или даже при 72 царях) в Лидде (Диосполь в Палестине). В более поздних вариантах жития, царь Дадиан превращен агиографами в имп. Диоклетиана, а действие перенесено из Лидды в Никомидию. Вероятно, процесс трансформации был постепенным, т. к. прп. Роман Сладкопевец († после 555) упоминает имп. Диоклетиана, но местом казни еще называет Лидду. Житие Георгия продолжало перерабатываться на протяжении всего византийского периода. К сожалению, мы практически не имеем достоверных данных о его жизни, кроме того, что такой святой существовал и пострадал за веру в доконстантиновскую эпоху (возможно был воином).

3. «Чудо о змии» - одно из самых известных сказаний о чудесах, связанных со св. Георгием. В греческой традиции оно считается единственным прижизненным чудом святого, однако в славянской и др. относится к числу посмертных, как и все остальные чудеса мученика. Легенда о победе над чудовищем имеет средневековое происхождение (XII-XIII вв.).

4. На некоторых иконах совмещено два различных чуда св. Георгия - о змие и об избавлении отрока из плена. Святой, сидя на коне поражает змея, а сзади него находится молодой человек с кувшином.

5. На Руси некоторое время существовал пост перед памятью св. Георгия. В февр. 1368 г. свт. Алексий, митр. Московский, в числе благодарственных постов (вероятно, в память о неудачной осаде Москвы литовским кн. Ольгердом) установил «и к Юрьеву дню к осеннему заговети ноября 19 дня». Однако эта практика в дальнейшем не имела распространения, отчасти потому, что этот пост сливался с Рождественским постом.

📚По материалам статьи "Георгий Победоносец" в Православной энциклопедии.
#подборки #мифы
👍2
...сегодня мы поговорим о установившемся нецерковном обычае, связанным с нынешним днем. Я имею в виду совсем недавно появившуюся практику поздравлять православных женщин с их якобы женским днем! Этим днем в этом случае именуют 3-ю Неделю по Пасхе, называемую неделей свв. жен мироносиц. Я лично не против вместе с Церковью прославлять подвиг жен-мироносиц, но не могу согласиться с тем, что это «православный женский день»... https://youtu.be/kcALG4wbKe8
#видео
О почитании святых воинов

«Святые воины почитались как защитники воинств в средневековом православном мире. Хотя эта категория была многочисленной, пятеро из них – Феодор Тирон ("Новобранец"), Димитрий [Солунский], Прокопий, Меркурий и Георгий [Победоносец] – имели особенно сильные культы.

Все они были мучениками доконстантиновских гонений, хотя только трое описаны как солдаты в ранних агиографических произведениях. У Феодора Тирона, Меркурия и Георгия были похожие истории, несмотря на то, что они жили в разное время и в разных местах: они привлекли внимание императора после того, как отличились в битве, однако были убиты, когда отказались приносить жертвы вместе с ним. Прокопий и Димитрий, напротив, описываются как священнослужители: Прокопий служил в церкви в Скифополе, в то время как Димитрий проповедовал Евангелие в Фессалониках.

Несмотря на отсутствие у Димитрия опыта службы в армии, военный культ расцвел после того, как ему приписали спасение своего города от разрушения во время нашествий в начале VII века. Прокопий, по причинам, которые менее ясны, пережил аналогичную трансформацию к 8 веку.

Дальнейшие перемены ожидали всех святых в средневизантийский период, когда члены военной элиты начали искать божественных покровителей для своих войн против арабов. Жизнь святых и посмертный героизм сделали их привлекательными кандидатами [на эту роль], и были предприняты усилия, чтобы установить их почитание в столице. Их жития были переписаны, чтобы сделать больший акцент на их военной доблести, и в это время у Феодора Тирона появился более высокопоставленный “близнец”, Феодор Стратилат. Новый святой походил на своего тезку во всех отношениях, за исключением того, что он был генералом, а не новобранцем, иллюстрируя заботу о престиже и положении среди приверженцев святых при дворе.

Еще одним нововведением было обращение к этим святым и изображение их в группе: практика, которая контрастировала с их, в значительной степени, независимыми культами поздней античности. С середины 10-го века они начали появляться вместе на различных художественных образах, и эта форма почитания была распространена по всему Византийскому Содружеству. Они были приняты с особым энтузиазмом православными славянами, и их культы продолжали расти и развиваться за пределами империи. Они также были любимы императорами Комнинами и продолжали повсеместно изображаться и призываться в Византии вплоть до османского завоевания».

📖Статья о святых воинах в The Encyclopedia of Eastern Orthodox Christianity (под ред. свящ. Дж. Макгакина)
#война #мифы
👍4
Если человек совершит воровство или присвоит то, что принадлежит другому, то он не отделается от своего преступления, пока не вернет тому, кому должно. Исповедь в таком случае принесет пользу только при выполнении этого условия. Надо хорошо уяснить, что любая сворованная вещь - это проклятье, которое человек вносит в свой дом. Как бы чужое не казалось привлекательным, оно погубит человека, который его намеренно присвоил и не вернул.

Блаженный Августин напоминает: «Пока человек не вернет то, что им было присвоено, его грех не будет прощен».
#мораль #августин
Может ли попытка принизить себя в глазах других стать грехом?

Да, человек может уничижать себя без сохранения правды, например, приписывая себе нечто, чего у него нет, или отрицая в себе нечто великое, чем он несомненно обладает. Такое уничижение является грехом, потому что, как пишет блаженный Августин, «солгавший по причине смирения и не бывший до этой лжи грешником, становится таковым по причине лжи». Главное правило в этом отношении – не должно быть никакой фальши и притворства, даже из, казалось бы, благих побуждений. По словам свт. Григория Великого, «безрассудно то смирение, которое опутывает себя ложью». Так, если человек сделал доброе дело и его об этом прямо спросили, он может уклониться от ответа, но лгать «по смирению» он не вправе.

При этом, нет ничего дурного в том, когда человек скрывает в себе большее, но при этом обнаруживает и утверждает то меньшее, которое у него есть. Например, скрывает свои сильные стороны или добрые дела, не хвастается ими перед другими.
#мораль #духовнаяжизнь #августин #ответынавопросы