чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
757 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
455 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Прп. Анастасий Синаит отвечает на вопрос, получит ли верующий вечную награду, если совершает добрые дела через силу, с понуждением себя

«Совершенная жертва есть та, которая приносится не с огорчением, не по необходимости, «ибо доброхотно дающего любит Бог» (2Кор. 9:7; Притч. 22:8). Однако, поскольку мы слышим слова Господа, что Царство Небесное принадлежит понуждающим [себя] «и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12), то мы веруем в Его благость [и уповаем], что, понуждая себя в чем-либо, мы за это обретаем награду».

#мораль #духовнаяжизнь #анастасийсинаит
Мнение прп. Порфирия Кавсокаливита о посещении кино и театра верующими:

«– Я люблю ходить в театр и в кино. Но некоторые из моих друзей говорят, что настоящий христианин не должен ходить в такие места. Что Вы посоветуете, геронда?

– Раз тебе это нравится, то ходи, в этом нет ничего плохого. Главное, не посещать театр или кино с целью увидеть зрелище, потворствующее нашим плотским желаниям» (Цветослов советов).

Среди прославленных Церковью святых людей, чья жизнь была тесна связана с театром - праведный Илия Чавчавадзе (1837-1907).
#мораль
👍1
Прп. Никодим Святогорец напоминает, что подлинное смирение исключает зацикленность на своем падении и чрезмерную скорбь, поскольку смиренный человек не ждёт от самого себя ничего особенного. Помня об этом, можно избежать многих ненужных самотерзаний.

«Погрешают те, которые почитают добродетелью чрезмерную печаль, бывающую у них после учинения греха, не разумея, что это происходит у них от гордости и самомнения, утверждающихся в том, что они слишком много надеются на себя и на силы свои. Ибо, думая о себе, что они суть нечто не малое, они взяли на себя многое, надеясь сами справиться с тем. Видя же теперь из опыта своего падения, что в них нет никакой силы, они изумляются, как встречающие нечто неожиданное, мятутся и малодушествуют, ибо видят падшим и простертым на земле тот самый истукан, т. е. себя самих, на который возлагали все свои чаяния и надежды.

Но этого не бывает со смиренным, который на Единого Бога уповает, ничего решительно доброго не чая от себя самого. Посему и когда впадает в какое бы то ни было прегрешение, хотя чувствует тяготу этого и печалится, однако ж не мятется и не колеблется недоумениями, ибо знает, что это случилось с ним от его собственного бессилия, опыт которого в падении для него не неожиданная новость» (Невидимая брань).
#духовнаяжизнь
👍5🥰1
Свт. Феофан Затворник пишет о том, в какие моменты общего богослужения уместно присоединять свои прошения к Богу:

«В церкви по необходимости положены молитвы читаемые; но и там дается место и руководство своеличной молитве. Такое значение имеют эктении. Диакон или священник возглашает: о том-то и о том-то помолимся, или того-то и того-то попросим у Господа. В ответ на это всякий же своим умом или сердцем составляет в себе молитву к Богу, соответственно приглашению. Поющие, собирая воедино все молитвы, породившиеся в душах присущих в храме, возглашают: «Господи помилуй! Подай Господи!» – Как эктениями перемежается всякая церковная служба, то в церкви попеременно идут от верующих то готовые молитвы, со вниманием выслушиваемые, то свои собственные. Но все же в церкви более читаемых молитв, чем своих. А в домашней молитве уместно иметь более своих, умносердечных молений».
#богослужение #молитва #феофанзатворник
👍3🤔1
Малоизвестное церковное правило об отношении к святым книгам:

«О том, что книги Ветхого и Нового Завета, святых и признанных наших проповедников и учителей вообще никому не позволяется портить, или разрезать, или отдавать книготорговцам, или так называемым мироварам, или кому бы то ни было другому для уничтожения, если только они не повреждены молью, или водой, или чем-либо другим и не стали совершенно непригодными. Уличенный же отныне в том, что делает нечто подобное, да будет отлучен на год; равным образом и покупающий названные священные книги, если он не держит их у себя для собственной пользы и не отдает другому, чтобы тот пользовался ими с благой целью и хранил их, но принимается их портить, да будет отлучен» (68 канон Трулльского собора).
#дисциплина #библия
👍1
5 МАЛОИЗВЕСТНЫХ ФАКТОВ О ВЕЛИКОМУЧЕНИКЕ ГЕОРГИЕ ПОБЕДОНОСЦЕ

1. Святой Георгий называется Победоносцем не по причине военных достижений или поражения змея, а как победитель в духовной брани и мученик за веру в Иисуса Христа.

2. Поскольку житие святого имеет большое количество различных вариаций, очень трудно установить какие факты и сведения его жизни являются подлинными. Согласно апокрифическим житиям, Георгий претерпел мучения при легендарном персидском царе Дадиане (Дакиане, Датиане или даже при 72 царях) в Лидде (Диосполь в Палестине). В более поздних вариантах жития, царь Дадиан превращен агиографами в имп. Диоклетиана, а действие перенесено из Лидды в Никомидию. Вероятно, процесс трансформации был постепенным, т. к. прп. Роман Сладкопевец († после 555) упоминает имп. Диоклетиана, но местом казни еще называет Лидду. Житие Георгия продолжало перерабатываться на протяжении всего византийского периода. К сожалению, мы практически не имеем достоверных данных о его жизни, кроме того, что такой святой существовал и пострадал за веру в доконстантиновскую эпоху (возможно был воином).

3. «Чудо о змии» - одно из самых известных сказаний о чудесах, связанных со св. Георгием. В греческой традиции оно считается единственным прижизненным чудом святого, однако в славянской и др. относится к числу посмертных, как и все остальные чудеса мученика. Легенда о победе над чудовищем имеет средневековое происхождение (XII-XIII вв.).

4. На некоторых иконах совмещено два различных чуда св. Георгия - о змие и об избавлении отрока из плена. Святой, сидя на коне поражает змея, а сзади него находится молодой человек с кувшином.

5. На Руси некоторое время существовал пост перед памятью св. Георгия. В февр. 1368 г. свт. Алексий, митр. Московский, в числе благодарственных постов (вероятно, в память о неудачной осаде Москвы литовским кн. Ольгердом) установил «и к Юрьеву дню к осеннему заговети ноября 19 дня». Однако эта практика в дальнейшем не имела распространения, отчасти потому, что этот пост сливался с Рождественским постом.

📚По материалам статьи "Георгий Победоносец" в Православной энциклопедии.
#подборки #мифы
👍2
...сегодня мы поговорим о установившемся нецерковном обычае, связанным с нынешним днем. Я имею в виду совсем недавно появившуюся практику поздравлять православных женщин с их якобы женским днем! Этим днем в этом случае именуют 3-ю Неделю по Пасхе, называемую неделей свв. жен мироносиц. Я лично не против вместе с Церковью прославлять подвиг жен-мироносиц, но не могу согласиться с тем, что это «православный женский день»... https://youtu.be/kcALG4wbKe8
#видео
О почитании святых воинов

«Святые воины почитались как защитники воинств в средневековом православном мире. Хотя эта категория была многочисленной, пятеро из них – Феодор Тирон ("Новобранец"), Димитрий [Солунский], Прокопий, Меркурий и Георгий [Победоносец] – имели особенно сильные культы.

Все они были мучениками доконстантиновских гонений, хотя только трое описаны как солдаты в ранних агиографических произведениях. У Феодора Тирона, Меркурия и Георгия были похожие истории, несмотря на то, что они жили в разное время и в разных местах: они привлекли внимание императора после того, как отличились в битве, однако были убиты, когда отказались приносить жертвы вместе с ним. Прокопий и Димитрий, напротив, описываются как священнослужители: Прокопий служил в церкви в Скифополе, в то время как Димитрий проповедовал Евангелие в Фессалониках.

Несмотря на отсутствие у Димитрия опыта службы в армии, военный культ расцвел после того, как ему приписали спасение своего города от разрушения во время нашествий в начале VII века. Прокопий, по причинам, которые менее ясны, пережил аналогичную трансформацию к 8 веку.

Дальнейшие перемены ожидали всех святых в средневизантийский период, когда члены военной элиты начали искать божественных покровителей для своих войн против арабов. Жизнь святых и посмертный героизм сделали их привлекательными кандидатами [на эту роль], и были предприняты усилия, чтобы установить их почитание в столице. Их жития были переписаны, чтобы сделать больший акцент на их военной доблести, и в это время у Феодора Тирона появился более высокопоставленный “близнец”, Феодор Стратилат. Новый святой походил на своего тезку во всех отношениях, за исключением того, что он был генералом, а не новобранцем, иллюстрируя заботу о престиже и положении среди приверженцев святых при дворе.

Еще одним нововведением было обращение к этим святым и изображение их в группе: практика, которая контрастировала с их, в значительной степени, независимыми культами поздней античности. С середины 10-го века они начали появляться вместе на различных художественных образах, и эта форма почитания была распространена по всему Византийскому Содружеству. Они были приняты с особым энтузиазмом православными славянами, и их культы продолжали расти и развиваться за пределами империи. Они также были любимы императорами Комнинами и продолжали повсеместно изображаться и призываться в Византии вплоть до османского завоевания».

📖Статья о святых воинах в The Encyclopedia of Eastern Orthodox Christianity (под ред. свящ. Дж. Макгакина)
#война #мифы
👍4
Если человек совершит воровство или присвоит то, что принадлежит другому, то он не отделается от своего преступления, пока не вернет тому, кому должно. Исповедь в таком случае принесет пользу только при выполнении этого условия. Надо хорошо уяснить, что любая сворованная вещь - это проклятье, которое человек вносит в свой дом. Как бы чужое не казалось привлекательным, оно погубит человека, который его намеренно присвоил и не вернул.

Блаженный Августин напоминает: «Пока человек не вернет то, что им было присвоено, его грех не будет прощен».
#мораль #августин
Может ли попытка принизить себя в глазах других стать грехом?

Да, человек может уничижать себя без сохранения правды, например, приписывая себе нечто, чего у него нет, или отрицая в себе нечто великое, чем он несомненно обладает. Такое уничижение является грехом, потому что, как пишет блаженный Августин, «солгавший по причине смирения и не бывший до этой лжи грешником, становится таковым по причине лжи». Главное правило в этом отношении – не должно быть никакой фальши и притворства, даже из, казалось бы, благих побуждений. По словам свт. Григория Великого, «безрассудно то смирение, которое опутывает себя ложью». Так, если человек сделал доброе дело и его об этом прямо спросили, он может уклониться от ответа, но лгать «по смирению» он не вправе.

При этом, нет ничего дурного в том, когда человек скрывает в себе большее, но при этом обнаруживает и утверждает то меньшее, которое у него есть. Например, скрывает свои сильные стороны или добрые дела, не хвастается ими перед другими.
#мораль #духовнаяжизнь #августин #ответынавопросы
10 ТЕЗИСОВ СВТ. ИОАННА ЗЛАТОУСТА О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ

1. Сексуальные желания и связи не являются сами по себе греховными, а только из-за злоупотребления ими.

«Если взять для примера одну из страстей, плотская похоть не составляет греха, но когда она впала в неумеренность и, не желая оставаться в пределах брака законного, стала наскакивать на чужих жен, тогда, наконец, сделалась любодеянием, но не от похоти, а от неумеренности в ней» (Беседы на послание к Римлянам, 13).

«Блудник нечист не по самому смешению, но по характеру (своего поступка), потому что он оскорбляет женственность; равно как наносят оскорбление друг другу те, которые делают женщину общей, извращая законы природы, так как ей должно быть женой одного (Беседы на послание к Титу, 3).

«Если б совокупление называлось растлением, то и брак был бы тем же. Значит, не в совокуплении растление, а в грехе – в нарушении закона; он-то и делает первое постыдным» (Беседы на послание к Ефесянам, 23).

2. Сексуальная привлекательность человеческого тела устроена для укрепления жизни в браке.

«И красота служит союзом брака, — потому что людей весьма привлекает тело. Так как нам дана трудная и тяжелая жизнь, то даровано и некоторое утешение, отсюда воспламеняется любовь, которая охватывает все. Господь предусмотрел и употребил много средств к тому, чтобы союз брака оставался нерасторжимым. Но, скажешь, красота и в начале была соблазном: тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, говорится в Писании, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал (Быт.6:2). Не она была соблазном, а испорченность тех людей. Бог создал дочерей красивыми не для того, чтобы они были бесстыдными, но чтобы каждый любил свою жену» (Толкование на книгу пророка Даниила, 1).

«Если хочешь смотреть и услаждаться взором, то смотри постоянно на свою жену и люби ее: этого не воспрещает никакой закон. Если же ты будешь назирать чужую красоту, то оскорбишь и жену свою, отвращая от нее глаза свои, и ту, на которую смотришь, так как касаешься ее вопреки закону» (Беседы на Евангелие от Матфея, 17).

3. Телесное влечение между мужчиной и женщиной обладает великой силой.

«Поистине, любовь эта насильственнее всякой тирании. Сильны и другие (страсти); но эта страсть имеет такую силу, которая никогда не ослабевает. В самой природе нашей есть какое-то страстное влечение, непонятное для нас, которое соединяет эти тела (Беседы на послание к Ефесянам, 20).

4. Человек впадающий в беспорядочные связи жалок и несчастен.

«Кто дает блудницам, тот делается смешным и зазорным; он будет иметь много ссор, а удовольствие краткое, лучше же сказать – даже и краткого не получит. Сколько бы ни давал он отверженным женщинам, они ничуть не будут благодарны ему: чужой дом – просверленный сосуд (Притч. 23:27). Притом же этот род бесстыден, и Соломон любовь такой женщины уподобил аду. Она тогда только успокаивается, когда увидит своего любовника ничего уже не имеющим. Лучше же сказать – она и тогда не успокаивается, но еще больше величается, попирает лежащего, предает его великому осмеянию и столько делает ему зла, что и описать нельзя» (Беседы на Евангелие от Иоанна, 87).

5. Отсутствие добрачных беспорядочных отношений способствуют счастью в браке.

«В самом деле, если он вступит в брак с невестою непорочною, если будет знать только ее тело, то и любовь будет пламеннее, и страха Божия будет больше, и брак будет подлинно честный, связывая тела чистые и нескверные, и рождаемые будут исполнены всякого благословения; и будут угождать друг другу – жених и невеста, так как, будучи оба незнакомы с привычками других людей, будут взаимно подчиняться друг другу» (Беседы на первое послание к
Фессалоникийцам, 5).

Продолжение в следующем сообщении.
#мораль #иоаннзлатоуст #брак
👍6
6. Ранние браки избавляют от сексуальных искушений.

«Когда сын возрастет, то прежде, чем вступить в воинское звание, или в другой род жизни, позаботься об его супружестве. И если он будет знать, что ты скоро приве­дешь ему невесту и что уже немного остается времени до брака, то в состоянии будет терпеливо переносить пламень (страсти). Если же он узнает, что ты нерадишь об этом, и медлишь, и выжидаешь, когда он будет получать большие доходы, чтобы тогда женить его, то, пришедши в отчаяние от долгого ожидания, легко устремится к блуду» (Беседы на первое послание к
Фессалоникийцам, 5).

7. Супружеские отношения предназначены не только для деторождения.

«Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественнаго пламени. Свидетель этому Павел, который говорит: «блудодеяния ради»(в избежание блуда) «кийждо свою жену да имать» (1Кор. 7:2). Не сказал: для деторождения. И затем «собираться вкупе» (1Кор. 7:5) повелевает он не для того, чтобы сделаться родителями многих детей, а для чего? «Да не искушает», говорит, «вас сатана». И продолжая речь, не сказал: если желают иметь детей, а что? «Аще ли не удержатся, да посягают» (1Кор. 7:9)» (Книга о девстве, 19).

8. Удовольствие от интимных отношений в законном браке естественно и нормально, в отличии от связей на стороне.

«Зачем же ты гоняешься за удовольствием, которое ведет к осуждению, производит ги­бель, наносит неизлечимую рану, тогда как можно получать удовольствие, не подвергаясь никакому злу? С свободною женою и удовольствие, и безопасность, и покой, и честь, и красота, и добрая совесть; а там великая горечь, великий вред, постоянное осуждение.. Таким образом, кто ищет удовольствия, тот осо­бенно и пусть избегает общения с блудницами, потому что нет ничего горче этой привычки, ничего неприятнее этого общения, ничего порочнее этих нравов. «Пусть беседует с тобою лань... любви и жребя твоих наслаждений: Источник твоей воды да будет у тебя свой собственный» (Притч.5:18–19)» (Беседы о браке, 1).

9. Уклонение от исполнения супружеского долга без обоюдного согласия является преступлением.

«Та, которая воздерживается против воли мужа, не только лишится награды за воздержание, но и даст ответ за его прелюбодеяние, и ответ более строгий, чем он сам. Почему? Потому, что она, лишая его законного совокупления, низвергает его в бездну распутства. Если она не имеет права делать это и на короткое время без его согласия, то какое прощение может получить она, постоянно лишая его этого утешения? Но что, скажешь, может быть тяжелее этой необходимости и угрозы? И я говорю то же самое. Для чего же ты подвергаешь себя такой необходимости? Это должно было обдумать до брака, а не после брака» (Книга о девстве, 47-48).

10. Супружеские отношения устроены Богом и не могут быть поводом для стыда, в отличии от блудных связей.

«Знаю, что многие стыдятся того, о чем я говорю; причиной тому неумеренность и невоздержность. Это дело унижено от того, что браки совершаются у нас таким образом, – от того, что их портят, между тем как «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно» (Евр. 13:4). Что за стыд – дело честное? Зачем краснеть от того, что чисто? Это свойственно только еретикам, да тем еще, которые приводят распутных женщин. Потому-то мне и хочется очистить (брак), возвести его на ту степень благородства, какая ему приличествует, и этим заградить уста еретикам. Осрамлен дар Божий, корень нашего бытия! А все оттого, что около этого корня много навоза и грязи. Вычистим же его своим разумом. Потерпите немного, – ведь и тот, у кого есть грязь, терпит ее зловоние. Мне хочется показать вам, что этого не нужно стыдиться, а нужно стыдиться того, что вы делаете. А ты между тем не думаешь стыдиться последнего, а стыдишься первого, и таким образом осуждаешь Бога, который так устроил» (Беседы на послание к Колоссянам, 12).

📃святитель Иоанн Златоуст (ок. 347-407) — архиепископ Константинополя, вселенский учитель Церкви.
#мораль #иоаннзлатоуст #брак
👍64
👫Коротко о преимуществах семейной жизни: "Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его.Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться?" (Еккл. 4:9-11).
#библия
4👍1
Размышление о вечном и временном в канонах Церкви, о морали и дисциплине.

Много споров на тему актуальности древних правил. Вопрос непростой, но точно могу сказать, что неизменной будет мораль или дух этих правил, изменениям подлежат только санкции за их нарушение, а также дисциплинарные законы, потерявшие свое буквальное применение. Однако нарушение моральных норм, содержащихся в канонах, не может быть оправдано никакой икономией или переменой эпохи.

До сих пор я говорил о канонах, принятых соборами во всей Церкви. С определениями местного значения, я полагаю, все несколько иначе. Здесь моральное содержание документов (когда мы говорим о каких-то суждениях поместной церкви, не имеющих до сих пор общецерковного решения) всегда находится под вопросом и подлежит дискуссии. Но что касается дисциплинарных законов, то они, хотя и подлежат обсуждению (включая критику), их следует исполнять до тех пор, пока церковная власть их не отменит или их исполнение не станет невозможным или бессмысленным, как в случае с некоторыми древними правилами (пример с реформами патриарха Никона, одобренными рядом Московских соборов).

Скажу проще. Если мы нарушаем некую моральную норму (признанную таковой собором поместной церкви, богословской конференцией, мнением собора духовников или отдельного духовного авторитета) и обоснованно считаем что не согрешаем (потому что, например, считаем что она не имеет основания в Св. Писании и Св. Предании), то мы можем оказаться правы (потому что нет единого общецерковного (всеправославного) мнения на этот счёт). А если нарушаем дисциплину, то правы мы, скорее всего, в любом случае не будем, потому что в данном случае грехом будет само нарушение, а не содержание, даже если мы не считаем это установление оправданным (разумеется если оно прямо не противоречит Св. Писанию и канонам вселенского значения).
#дисциплина #мораль
Нахожу верным подход архимандрита Киприана (Керна) к нашей церковной традиции и защите Православия по всем направлениям:

Нельзя укрываться в пустыню своего интеллектуального невежества, чтобы тем спасать какую-то религию трусости и мракобесия и ради неверно понимаемого "смирения" вести войну против культуры и творчества. Надо помнить, что добросовестная критика в наших руках не страшна, но та же критика "пролезающая инуде" может легко разрушить и то, что пытается пугливо еще оберегать гносимахия. Надо помнить, что научная и критически обоснованная апологетика, хорошо защищает христианство, но плохая апологетика, основывающаяся на шатких легендах и сомнительных аргументах, только помогает безбожным нападкам.
Слова прп. Иоанна Дамаскина о невежестве среди христиан по прежнему актуальны:

«Подлинно, невежество – вещь ненадежная. И потому всего более мы сами себе вредим, когда пренебрегаем чтением Священных Книг и исследованием их согласно слову Господа. Но воин говорит: “Я воин и не нуждаюсь в чтении”, – земледелец отговаривается земледелием; сходно поступают и прочие, как и то все мы оказываемся не исполняющими [заповедь Господа]» (О драконах и привидениях).
4
Появилась в сети моя диссертация на соискание степени магистра богословия (СПбДА), посвященная посланию ап. Павла к Филимону. Представляет собой самый крупный обзорный труд по посланию в русской православной академической науке.
#моиработы #библия
1
Блаженный Августин сформулировал замечательный принцип чтения творений авторов, авторитетных в церковной традиции:

Человеческое рассуждение, хотя бы этот человек и был православным и имел высокую репутацию, нам не долженствует иметь таким же авторитетом, как и канонические Писания настолько, чтобы считать для нас недопустимым из уважения, которое долженствует таким людям, нечто в их писаниях не одобрить и отвергнуть, если бы случилось нам обнаружить, что они иначе мыслили, нежели это выражает Истина, которая, с помощью Божией, была постигнута иными или же нами. Таков – я в отношении писаний других людей; и желаю, чтобы читатель поступал так и в отношении моих сочинений (Послание к Фортунату).

#августин #библия
4
О различии предписаний (заповедей) и советов в Евангелии:

«Различием между советом и заповедью является то, что заповедь подразумевает обязательность, в то время как следовать ли совету или нет, решает тот, кому он дается. Поэтому в Новом Законе, который является законом свободы, к заповедям прилагаются советы, чего нет в Старом Законе, который являлся законом рабства. Поэтому нам надлежит разуметь, что заповеди Нового Закона даны в отношении того, что необходимо для достижения цели вечного счастья, к каковой цели непосредственно и направляет нас Новый Закон, тогда как советы даны в отношении того, что помогает наиболее быстро и уверенно достичь этой цели.

Затем, человек находится между вещами этого мира и духовными благами, в которых и состоит вечное блаженство, и потому чем более он отвращается от одних, тем более он приближается к другим, и наоборот. Следовательно, если кто полностью прилепляется к вещам этого мира, так что они становятся его целью и рассматриваются им как причина и общее правило, тот тем самым полностью отвращается от духовных благ. Поэтому против подобной неупорядоченности направлены заповеди. Однако для того, чтобы человек мог достигнуть вышеуказанной цели, ему нет нужды полностью отвращаться от мирского, поскольку даже пользуясь им, но при этом не полагая его своей целью, он может достичь вечного блаженства. Но он достигнет его гораздо быстрее, если полностью отвратится от благ этого мира, и потому для этого ему даны евангельские советы.

Далее, все мирские блага, которыми люди пользуются в этой жизни, могут быть сведены к трем, а именно, согласно сказанному [в Писании] (1Ин. 2, 16), к внешнему богатству, к которому относится «похоть очей», к чувственным удовольствиям, к которым относится «похоть плоти», и к почестям, к которым относится «гордость житейская», и в как можно более полном отказе от всего этого и состоит евангельский совет. Действительно, любая форма религиозной жизни, которая выражает состояние совершенства, должна отталкиваться от этих трех, а именно от богатства она должна отвращать бедностью, от чувственных удовольствий – целомудрием, а от гордости житейской – покорностью.

Далее, когда человек соблюдает все вышеуказанное неукоснительно, тогда он делает это согласно данным ему советам. А когда он соблюдает что-то в том или ином частном случае, тогда он принимает советы в ограниченном смысле, а именно как относящиеся к частным случаям. Например, когда кто-либо подает милостыню бедному не потому, что считает себя обязанным это делать, тогда он следует совету как относящемуся к частному случаю. И точно так же, когда человек, желая предаться молитве, в течение некоторого конкретного времени воздерживается от чувственных удовольствий, тогда он в течение этого конкретного времени следует совету. И точно так же, когда человек в том или ином случае не следует за своим желанием, которое он бы мог осуществить вполне законно, тогда он в этом конкретном случае следует совету, например, когда он, не будучи обязан это делать, творит добро своему врагу, или же когда он прощает то, за что он мог бы по справедливости требовать отмщенья. Таким вот образом все частные советы могут быть сведены к этим трем главным и совершенным советам» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 6).

В общем-то о том же самом, другими словами, пишет свт. Феофан Затворник https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/nachertanie-hristianskogo-nravouchenija/2#h713
#мораль #духовнаяжизнь
👍3
Различение обязательных предписаний и советов, на мой взгляд, весьма актуально. Незнание этого различения приводит к тому, что некоторые верующие начинают думать, что в Православии безусловно предписано удаляться от всего мирского (а не только от того, что прямо нарушает заповеди) под страхом смертного греха, что может приводить их в уныние. При том, что некоторые из евангельских советов, по выражению свт. Феофана, точно не для всех (безбрачие и добровольная нищета).
Нет такого греха, как донос или стукачество. Есть грехи клеветы или злословия, которые связаны с злонамеренным очернением ближнего. Есть нарушение порядка обличения ближнего, заповеданного Христом, который работает только в отношении членов Церкви (Мф.18:15-17). Однако во многих случаях, бездействие и молчание о грехе ближнего, само становится тяжелым преступлением. Прп. Никодим Святогорец дает строгое предупреждение по этому поводу: «Тот из вас, христиане, кто, зная, что его брат грешит или только намеревается это сделать, не собирается пойти к несчастному и братским советом удержать его от падения и не говорит о беде архиерею, священнику или духовному отцу на таинстве Исповеди, чтобы те, в свою очередь, (мудрым) словом остановили беднягу от гибельного шага, но будет бездействовать и молчать, пусть, повторяю, знает: тот грех и канон (наказание), предназначенные падшему, налагаются и на него самого тоже. Ибо он мог спасти брата от падения и гибели. Но промолчал и своим молчанием допустил грех и гибель его. Как говориться, кто может воспрепятствовать и не препятствует, тот сам творит (зло)».
#мораль #дисциплина