чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
756 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
455 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Нахожу верным подход архимандрита Киприана (Керна) к нашей церковной традиции и защите Православия по всем направлениям:

Нельзя укрываться в пустыню своего интеллектуального невежества, чтобы тем спасать какую-то религию трусости и мракобесия и ради неверно понимаемого "смирения" вести войну против культуры и творчества. Надо помнить, что добросовестная критика в наших руках не страшна, но та же критика "пролезающая инуде" может легко разрушить и то, что пытается пугливо еще оберегать гносимахия. Надо помнить, что научная и критически обоснованная апологетика, хорошо защищает христианство, но плохая апологетика, основывающаяся на шатких легендах и сомнительных аргументах, только помогает безбожным нападкам.
Слова прп. Иоанна Дамаскина о невежестве среди христиан по прежнему актуальны:

«Подлинно, невежество – вещь ненадежная. И потому всего более мы сами себе вредим, когда пренебрегаем чтением Священных Книг и исследованием их согласно слову Господа. Но воин говорит: “Я воин и не нуждаюсь в чтении”, – земледелец отговаривается земледелием; сходно поступают и прочие, как и то все мы оказываемся не исполняющими [заповедь Господа]» (О драконах и привидениях).
4
Появилась в сети моя диссертация на соискание степени магистра богословия (СПбДА), посвященная посланию ап. Павла к Филимону. Представляет собой самый крупный обзорный труд по посланию в русской православной академической науке.
#моиработы #библия
1
Блаженный Августин сформулировал замечательный принцип чтения творений авторов, авторитетных в церковной традиции:

Человеческое рассуждение, хотя бы этот человек и был православным и имел высокую репутацию, нам не долженствует иметь таким же авторитетом, как и канонические Писания настолько, чтобы считать для нас недопустимым из уважения, которое долженствует таким людям, нечто в их писаниях не одобрить и отвергнуть, если бы случилось нам обнаружить, что они иначе мыслили, нежели это выражает Истина, которая, с помощью Божией, была постигнута иными или же нами. Таков – я в отношении писаний других людей; и желаю, чтобы читатель поступал так и в отношении моих сочинений (Послание к Фортунату).

#августин #библия
4
О различии предписаний (заповедей) и советов в Евангелии:

«Различием между советом и заповедью является то, что заповедь подразумевает обязательность, в то время как следовать ли совету или нет, решает тот, кому он дается. Поэтому в Новом Законе, который является законом свободы, к заповедям прилагаются советы, чего нет в Старом Законе, который являлся законом рабства. Поэтому нам надлежит разуметь, что заповеди Нового Закона даны в отношении того, что необходимо для достижения цели вечного счастья, к каковой цели непосредственно и направляет нас Новый Закон, тогда как советы даны в отношении того, что помогает наиболее быстро и уверенно достичь этой цели.

Затем, человек находится между вещами этого мира и духовными благами, в которых и состоит вечное блаженство, и потому чем более он отвращается от одних, тем более он приближается к другим, и наоборот. Следовательно, если кто полностью прилепляется к вещам этого мира, так что они становятся его целью и рассматриваются им как причина и общее правило, тот тем самым полностью отвращается от духовных благ. Поэтому против подобной неупорядоченности направлены заповеди. Однако для того, чтобы человек мог достигнуть вышеуказанной цели, ему нет нужды полностью отвращаться от мирского, поскольку даже пользуясь им, но при этом не полагая его своей целью, он может достичь вечного блаженства. Но он достигнет его гораздо быстрее, если полностью отвратится от благ этого мира, и потому для этого ему даны евангельские советы.

Далее, все мирские блага, которыми люди пользуются в этой жизни, могут быть сведены к трем, а именно, согласно сказанному [в Писании] (1Ин. 2, 16), к внешнему богатству, к которому относится «похоть очей», к чувственным удовольствиям, к которым относится «похоть плоти», и к почестям, к которым относится «гордость житейская», и в как можно более полном отказе от всего этого и состоит евангельский совет. Действительно, любая форма религиозной жизни, которая выражает состояние совершенства, должна отталкиваться от этих трех, а именно от богатства она должна отвращать бедностью, от чувственных удовольствий – целомудрием, а от гордости житейской – покорностью.

Далее, когда человек соблюдает все вышеуказанное неукоснительно, тогда он делает это согласно данным ему советам. А когда он соблюдает что-то в том или ином частном случае, тогда он принимает советы в ограниченном смысле, а именно как относящиеся к частным случаям. Например, когда кто-либо подает милостыню бедному не потому, что считает себя обязанным это делать, тогда он следует совету как относящемуся к частному случаю. И точно так же, когда человек, желая предаться молитве, в течение некоторого конкретного времени воздерживается от чувственных удовольствий, тогда он в течение этого конкретного времени следует совету. И точно так же, когда человек в том или ином случае не следует за своим желанием, которое он бы мог осуществить вполне законно, тогда он в этом конкретном случае следует совету, например, когда он, не будучи обязан это делать, творит добро своему врагу, или же когда он прощает то, за что он мог бы по справедливости требовать отмщенья. Таким вот образом все частные советы могут быть сведены к этим трем главным и совершенным советам» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 6).

В общем-то о том же самом, другими словами, пишет свт. Феофан Затворник https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/nachertanie-hristianskogo-nravouchenija/2#h713
#мораль #духовнаяжизнь
👍3
Различение обязательных предписаний и советов, на мой взгляд, весьма актуально. Незнание этого различения приводит к тому, что некоторые верующие начинают думать, что в Православии безусловно предписано удаляться от всего мирского (а не только от того, что прямо нарушает заповеди) под страхом смертного греха, что может приводить их в уныние. При том, что некоторые из евангельских советов, по выражению свт. Феофана, точно не для всех (безбрачие и добровольная нищета).
Нет такого греха, как донос или стукачество. Есть грехи клеветы или злословия, которые связаны с злонамеренным очернением ближнего. Есть нарушение порядка обличения ближнего, заповеданного Христом, который работает только в отношении членов Церкви (Мф.18:15-17). Однако во многих случаях, бездействие и молчание о грехе ближнего, само становится тяжелым преступлением. Прп. Никодим Святогорец дает строгое предупреждение по этому поводу: «Тот из вас, христиане, кто, зная, что его брат грешит или только намеревается это сделать, не собирается пойти к несчастному и братским советом удержать его от падения и не говорит о беде архиерею, священнику или духовному отцу на таинстве Исповеди, чтобы те, в свою очередь, (мудрым) словом остановили беднягу от гибельного шага, но будет бездействовать и молчать, пусть, повторяю, знает: тот грех и канон (наказание), предназначенные падшему, налагаются и на него самого тоже. Ибо он мог спасти брата от падения и гибели. Но промолчал и своим молчанием допустил грех и гибель его. Как говориться, кто может воспрепятствовать и не препятствует, тот сам творит (зло)».
#мораль #дисциплина
🔎Стоит ли христианину отказываться от полезного труда или служения если это вызывает у него тщеславные помыслы?

Приведу поучение митр. Антония (Храповицкого) пастырю:

«Нередко на исповеди будут тебе признаваться люди благоговейные и смиренные сердцем, что их преследуют тщеславные помыслы при пожертвованиях, при служении больным, даже при добром ласковом отношении к ним, наконец при хорошем и восхваляемом людьми пении и чтении в церкви, сказывании проповедей, при усердном учении в школе и т. д., и т. д. Нередко хорошие монахи, замечая в себе подобные побуждения, просят у старца или у духовника разрешение прекратить свое полезное служение на клиросе или в алтаре, а миряне и мирянки свою общественную или благотворительную деятельность.

И конечно, это было одним из главных побуждений большинства отшельников отказываться от святительского сана и даже бежать от людей, когда они становились знаменитыми среди последних, по этой же причине и в настоящее время некоторые ученые архимандриты отказываются от архиерейства, а монахи от иерейского сана. Что же должен говорить духовник, когда христианин заявляет ему подобное побуждение? То же, что отвечали на таковое знаменитые оптинские старцы Макарий и Амвросий. - Не должно отказываться от полезного для Церкви и одобренного Божиими заповедями послушания, на которое тебя призывают старшие и твое собственное дарование, данное Богом: делай полезное дело, а за помыслы тщеславия, врывающиеся в твою душу, укоряй себя и иди против них, - не чрез уклонение от дела, но чрез следование полезному делу, а не этому греховному помыслу, хотя бы тогда, когда дело требует одного, а помысл противоположного, что случится непременно вскоре и будет случаться часто. Не только Господь, но и разумные наблюдатели жизни всегда видят, кто работает для дела, а кто из тщеславия: какой учитель ласков с учениками, стремясь одушевить их к труду и подвигу, а какой — для стяжания себе славы, или, как говорят, популярности. Какой писатель пишет для торжества правды и для научения людей добру и какой для угождения толпе и для своей суетной славы и скверного ради прибытка (Тит. 1:11). Итак, учи людей после всякого подвига или даже обязательного труда проверять свою совесть, например, во время молитвы, - не участвовало ли в его работе побуждение тщеславия, и в какой мере; затем приносить покаяние в этом грехе, но дела не бросать. Поступая так, христианин скоро увидит, что ему придется нередко выбирать между требованием дела (и долга) и требованием тщеславия и выбирать постоянно первое, постоянно подавлять второе. Кроме того, укрепляясь в подвигах добра, христианин вообще освобождается постепенно от любви к себе самому, а следовательно и от всякого тщеславия».
#мораль #духовнаяжизнь #ответынавопросы
👍7👏1
СЛОВА ХРИСТА, НЕ ВОШЕДШИЕ В ЕВАНГЕЛИЯ

по книге профессора М.А. Таубе "Аграфа, о незаписанных в Евангелии изречениях Христа"

Варианты рукописного текста канонических Евангелий и их источников: 

- Вы же старайтесь возрастать из малого, а из большего делаться меньшим. 
- Как ты говоришь «я соблюл закон и пророков», ибо написано в законе «Люби ближнего твоего, как самого себя»; а вот многие из братьев твоих покрыты грязью, умирают от голода, а дом твой полон многим добром, и ничего им из него не достается. 
- И никогда радостными не будьте, как если когда на брата вашего смотрите с любовью.
- Кто огорчает дух брата своего, повинен в величайшем грехе. 
- и за каждое доброе слово, которого они не скажут, дадут они ответ в день суда. 
- Любите ненавидящих вас – и не будете иметь врага. 
- за тех, кто согрешили, был Я предан смерти, чтобы они возвратились к истине и более не грешили, но получили духовную и непреходящую славу праведности на небесах. 

Из сочинений ранних отцов Церкви: 

- Горе тем, кто имеет и лицемерно берет еще, горе тем, кто может сам себе помочь, но желает брать у других. 
- Желающие узреть Меня и обрести Царство Мое, должны достичь Меня через скорбь и страдания. 
- Просите великого, и малое приложится вам; просите небесного, и земное приложится вам. 
- с больными Я был болен, с алчущими Я алкал и с жаждущими Я жаждал. 
- где скорби, туда поспешает врач.
- где кто один, там и Я с ним. 
- блаженны сокрушающиеся о погибели неверующих. 
- как вы помогаете, так помогут и вам.
- есть стыд, который ведет к смерти, и есть стыд, который ведет к жизни. 
- прилепляйтесь к святым, ибо связанные с ними освятятся. 
- никто не достигнет царства небесного без искушения. 
- слабое спасается сильным. 
- кто близ Меня – близ огня; кто вдали от Меня – вдали от царства. 

Из вновь открытых памятников древнехристианской письменности: 

- Если вы не будете поститься от мира, то не обрящете Царства Божия.
- в мире Я был, и в плоти был им видим, и всех нашел Я упившимися, и никого не нашел Я жаждущим среди них, и скорбит душа Моя о сынах человеческих, ибо они слепы в сердце своем и не видят, нищи и не знают нищеты своей. 
- Царство Небесное внутри вас есть, и если кто познает самого себя, тот его обрящет. 
- если где двое – не без Бога они, и где кто совсем один – Я есмь с ним; поднимай камень – и тут найдешь Меня; раскалывай дерево – и тут Я есмь с тобою. 
- Царство придет, когда двое будут одним, и внешнее будет как внутреннее. 
- не успокоится ищущий, пока не найдет; а найдя – восхитится; восхитившись же – воцарствует; а воцарствовав – успокоится. 

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/agrafa-o-nezapisannyh-v-evangelii-izrechenijah-iisusa-hrista/
#библия
👍4
🔍Должен ли христианин заботиться о своей репутации? Приведу рассуждение отечественного моралиста проф. М. Олесницкого:

«Годность и успешность человека на поприще своей службы и своих обязанностей делают его досточтимым или доставляют ему честь. Честь есть признание другими людьми или обществом моего личного достоинства. Потому на нас лежит обязанность заботиться о приобретении и сохранении своей чести.

В Свящ. Писании честь весьма определенно признается благом, и христианину внушается заботиться о ней. В книге притчей Соломона доброе имя ставится выше золота и серебра: «Доброе имя лучше большого богатства» (22:1). «Заботься об имени», – говорит Сирах, – «ибо оно пребудет с тобою долее, нежели многие тысячи золота» (41:15,16). О Самом Господе Иисусе Христе евангелист замечает, что Он «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лук. 2:52). И первому христианскому обществу вменяется в достоинство, между прочим, то, что оно «находилось в любви у своего народа» (Деян. апост. 2:47). Честь есть важное условие успеха нашей деятельности и в обществе; кто не пользуется уважением и честью в обществе, тот не может в нем благотворно действовать. Нам заповедано также своим хорошим примером назидать ближних (так да просветится свет ваш перед людьми, да видят ваши добрые дела, и прославят Отца вашего, Который на небе); как же мы можем назидать ближних, если ближние нехорошо думают о нас?

Но мы должны остерегаться, чтобы не подвергнуться ложной зависимости от чести, т.е. чтобы не дорожить честью у людей больше, чем честью у Бога и своей совести, чтобы свою внутреннюю честь (безусловное благо) не принести в жертву внешней чести (благу относительному). Ложная зависимость от чести выражается в формах честолюбия и тщеславия. Честолюбивый стремится к важному положению в обществе, к отличиям, к знакам почтения, а тщеславный хочет нравиться другим, интересовать их собой. Имея в виду ложную зависимость от чести, ап. Павел говорит: «для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди; судия мне Господь» (1Кор. 4:3,4). Упрекая честолюбивых и тщеславных фарисеев, Господь Иисус Христос говорит: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин. 5:44). Гоняясь за славой у людей, человек теряет славу у Бога. Потому мы должны быть готовы терпеливо сносить незаслуженное попрание нашей чести. Высокий пример видим в лице Самого Господа Иисуса Христа. Мы должны утешать себя с ап. Павлом мыслью, что «хотя мы теперь неизвестны, но нас узнают» (2Кор. 6:9). Мы имеем также высокое обетование Господа: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня» (Матф. 5:10,11).

Мы вправе, и нередко даже обязаны, защищать свою честь. Сам Господь Иисус Христос защищал Свою честь: при обвинениях в замысле иудеев на Его жизнь Он указывал на Свои дела, которые вовсе не заслуживают этого («много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?» Ин. 10:32). Защищал свое личное достоинство и ап. Павел, указывая на свои труды, подвиги и страдания (2Кор. 11:21).

В настоящее время каждый гражданин найдет защиту попранной чести у суда; но христианину далеко не приличествует при всяком оскорблении чести обращаться с жалобой в суд. Великодушное прощение обиды есть самое действительное спасение чести. Могучим средством для восстановления чести является и строгая последовательность наших действий в служении честности и добру. Видя нашу верность нравственному началу, наши клеветники или не понимающие нас невольно замолкнут. Страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро, говорит ап. Петр (1Пет. 4:19)».
#мораль #ответынавопросы #библия
7👍2
🔍Говорят, что страдание очищает человека и делает его достойным Царствия Небесного. Верно ли это?

По учению Церкви, "страдания есть следствие не только личных грехов, но также общей поврежденности и ограниченности человеческой природы, а потому должны переноситься с терпением и надеждой" (Основы социальной концепции РПЦ, XI.1).

"Богу было угодно страдание соделать средством спасения и очищения, которое может быть действенным для каждого, кто переживает его со смирением и доверием к всеблагой воле Божией" (Там же), - поясняет Церковь это важное условие. Неверно думать, что само страдание очищает душу, оно лишь средство для этого, то, что, при правильном отношении, подготавливает душу к благоприятным изменениям.

В Библии много говорится о человеческом страдании, и когда оно указывается как средство очищения и достижения Царствия Небесного, подчеркивается, что оно может служить таковым не само по себе, а только при условии веры в Господа, терпения, смирения и благодарения. Страдание христианина - это уподобление Иисусу Христу, пострадавшему за наши грехи. Поэтому, как говорит апостол Петр, "как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете" (1Петр. 4:13).

"Страдания подвигают христианина к духовному переосмыслению жизни. Болезнь может научить человека соучастию в страданиях другого, возбудить в нем чувство солидарности, единства судьбы человеческого рода и обратить его взор к Богу как Небесному Отцу. Болезнь напоминает человеку о его смертности, однако для христианина смерть — не только последний враг; она связана с упованием на посмертное соединение с Богом, основанием чего является пасхальная вера в воскресшего из мертвых Христа, Победителя смерти" (Концепция участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом, I.4 (документ одобрен определением Священного Синода от 1 октября 2004 года)).

Можно также вспомнить, что святые мученики жаждали страданий не самих по себе (что было бы очень странно), но как средство для скорейшего переселения в небесные обители и получения нетленного венца от любимого Господа.

Таким образом, можно говорить об очищении через страдание, но с вышеупомянутыми оговорками. Человеку, который не имеет спасительной веры в Господа, не смиряется, а, напротив, возводит хулу на Создателя, никакие страдания и муки не послужат к достижению вечного блага. При этом следует знать, что все "сказанное не означает, что врач или больной не должны прилагать сил для борьбы с недугом. Однако, когда человеческие средства исчерпаны, христианину надлежит вспомнить, что сила Божия совершается в человеческой немощи и что в самых глубинах страданий он способен встретиться со Христом, взявшим на Себя наши немощи и болезни" (Основы социальной концепции РПЦ, XI.1).
#мораль #учениецеркви #ответынавопросы
👍3
Forwarded from Милосердие
📖 Я грешнее всех: как с этим жить?

«Я самый грешный» звучит в том или ином виде в наших молитвах, которые читают и дети лет с десяти; святые отцы учат, что себя надо считать за самого последнего, грешнейшего, а лучше вообще ни за что. С таким представлением о себе мирянину – не совсем понятно, как жить. Вот ты отдал свою почку другому, чтобы человек не умер, он счастлив, его родные счастливы, – а ты все равно худший из людей.

О ложном и подлинном смирении размышляет протоиерей Павел Хондзинский.
👍3
Информация для родителей, которые будут давать своим новорожденным детям святые имена, а также для взрослых, принимающих Крещение (или уже крещеных с нетрадиционным именем):

1. Имея в виду, что Священное Писание относит наречение имени новорожденного младенца к правам родителей, и учитывая, при этом, традиции Православной Церкви, обратить внимание духовенства на возможность беспрепятственного — по усмотрению родителей — наречения младенцев (и последующего их крещения) именами святых, почитаемых в любой из Поместных Православных Церквей.

2. Подчеркнуть недопустимость каких-либо ограничений в богослужебном поминовении и допущении к церковным таинствам верующих, носящих национальные имена, традиционные для других Поместных Православных Церквей (или имена в иных национальных звучаниях).

3. При крещении или присоединении к Православной Церкви взрослого человека, носящего имя, не имеющее аналога в месяцесловах Поместных Православных Церквей и не являющееся иным национальным звучанием имени из православного месяцеслова, предоставлять таковому человеку самостоятельного избирать крестильное имя из православного месяцеслова, причем желательно, чтобы оно было близко по звучанию с гражданским именем
.

📖Определение Священного Синода от 26 декабря 2019 года.

Так что никаких проблем, если Вас крестили с нетрадиционным именем. Если возникнут вопросы на приходе, можете показать возмущающимся это определение.
#дисциплина #дети
👍9
О значительном большинстве святых первохристианской древности (особенно мучеников) мы не знаем практически ничего. Достоверных сведений и документов о их жизни и подвиге немного, это скорее исключение, чем правило. Чаще их просто нет совсем. Многие хорошо известные нам сюжеты появились спустя столетия после смерти этих людей. Однако это не мешает нам быть христианами, верить в Господа Иисуса Христа, считать себя частью Его великой Церкви и надеяться на вечное спасение. Наследие церковной традиции и истории огромно, но не все, что в нем есть имеет одинаковую степень важности и достоверности. Я отношусь к этому спокойно, потому что не смешиваю понятие Священного Предания с многочисленными преданиями и легендами. Не считаю, что все, что есть в Церкви, помечено какой-то особой печатью Святого Духа, даже если это прочно вошло в обиход (сама Церковь этого никогда и не утверждала в лице своих соборов и святых). В традиции есть много человеческого, народного; не стоит этого бояться и, тем более, терять веру в Господа и в Церковь. Знать и говорить об этом, я считаю важным, потому что наша вера должна строиться на прочном основании, а не на том, что легко опровергнуть здравой и конструктивной критикой. Не нужно жертвовать разумом там, где этого не требует Бог.

👉Кому интересно познакомиться с тем, как исследователи работают с житиями святых для установления исторической достоверности, рекомендую эти материалы https://jesus-portal.ru/life/expert/chemu-mozhno-doveryat-v-zhitiyakh-svyatykh-intervyu/ и https://smirennyj-otrok.livejournal.com/32848.html
7
В одном из поучений в Минее делается попытка объяснить существующую практику ограничения женщин в церковном общении после родов: «Зачем же медлит она у порога церковного и не входит в храм? Кто остановил ее? Тот же самый закон Церкви, воспрещающий жене родившей, до четыредесяти дней по рождении, входить в дом Божий. Для чего это запрещение? Да разумеем, что все мы зачинаемся во грехах и рождаемся в беззакониях, и через это самое становимся недостойными того, чтобы явиться лицу Божию». Как вы уже поняли, речь идет о молитве женщине, читаемой на сороковой день после родов, чтобы «очистить ее от всякой скверны» с обоснованием этого запрета на законе Моисеевом.

Но так ли все тут просто с этой традицией?

👉 обрядовый закон Моисеев отменен еще апостолами,

👉 негативное отношение к акту рождения, выраженное в этих молитвах, противоречит благословениям Таинства Брака,

👉 этого запрета не существовало в древности, его нет среди вселенских канонов,

👉 негативная связь между нечистотой и родами в молитвах появляется только в поздневизантийскую эпоху, и это богословски проблемное представление закрепляется и распространяется в книгах с появлением печатного станка.

Иными словами, это сомнительное новаторство, а не апостольское предание. Критика и реформа этих молитв предлагалась богословами на Поместном соборе 1917-1918 г., древняя версия молитвы воцерковления, не содержащая намеков на нечистоту была обнаружена американскими православными богословами и включена в новое издание Евхологиона американской архиепископии Антиохийской Церкви. Священный Синод Антиохийского патриархата (1997 г.) постановил: «Было решено дать патриаршее благословение изменить тексты малого Требника касательно брака и его святости, молитв о женщинах, которые родили и входят в храм в первый раз».

☝️Кстати, если женщина ходить в храм и прикладывается к святыням во время месячных, то нелогично было бы ограничивать ее в этом на протяжении периода в сорок дней после родов. Разницы никакой.

📄Рассуждение свт. Иоанна Златоуста на тему ветхозаветных предписаний о нечистоте: "«Если женщина родит, – сказано, – то она нечиста» (Лев.12:2). Почему, скажи мне? Не сам ли Бог создал семя и рождение? Почему же такая жена нечиста? Не имелось ли здесь ввиду что-нибудь другое? Что же такое? Через это Бог внедрял в душу целомудрие, отвлекал ее подальше от прелюбодеяния, потому что, если рождающая нечиста, то тем более – прелюбодействующая. Если прикасаться к своей жене не совсем чисто, то тем более – смешиваться с чужой.. И много можно найти родов нечистоты, если перечи­слять все. Теперь же требуется от нас НЕ ЭТО, но все перене­сено в душу. Телесное ближе к нам; поэтому при помощи его Бог ПРЕЖДЕ и наставлял (людей). А ТЕПЕРЬ НЕ ТО, потому что не следовало всегда оставаться при образах и тенях, но принять истину и ее держаться" (Беседы на послание к Титу, 3).
#дисциплина #иоаннзлатоуст
👍14👎1
🔍Есть ли у человека судьба?

У этого слова есть разные значения, но чаще всего его употребляют в смысле слепой случайности или фатальности (рока), которой предопределены все обстоятельства жизни и даже все поступки и действия. Такое понимание не согласуется с православным вероучением, поэтому тяжко грешат те, кто «признают неизменными и верными счастье и судьбу» (Прав. исповедание. Ч. 3, вопр. 54), а отрицающие Провидение и утверждающие, что в мире господствует случай, находятся под церковной анафемой (1-й анафематизм Недели Православия).

Святитель Николай Сербский так объясняет этот вопрос: «Церковь все обосновывает разумом, от разума и через разум. Она ничего не приписывает случайности или слепой фатальности, но все объясняет Промыслом всесильного и всевидящего Господа, исходящего из высшей целесообразности и характера тайных помыслов, чувств и действий человека. Само слово "судьба" происходит от слова "суд", в данном случае суд Божий. "Помянух судьбы Твоя от века, Господи, и утешихся", – говорит псалмопевец. То есть помнит, как Господь награждал праведников и наказывал грешников еще в этой земной жизни. И снова говорит: "от судеб бо Твоих убояхся. Сотворих суд и правду: не предаждь мене обидящим мя". В славянском тексте везде вместо слова "судьба" стоит "суд". И мы часто говорим: "Как рассудишь об этом?", что значит – "Как ты думаешь?"

Следовательно, судьба – это мысль Божия обо всем происходящем, но не такая пассивная и немощная, как человеческая, а активная и решающая. Кто-то собирался наутро поехать в ближайший город, но ночью настигла его смерть и перенесла в далекий небесный град. И говорят люди: такова его судьба. Кто-то полюбил девушку, а пришлось жениться на другой, опять говорят: судьба! Кто-то укрывался в тылу, но настигла его пуля в укрытии – судьба! Только судьба прозорливая, а не слепая, от Бога Мыслителя и Промыслителя, Который всему знает причину. Тот, кто говорит "слепая судьба", исповедует непонимание причины и смысла событий. Без милостивого и праведного Господа не происходит ничего. По словам Спасителя, "и птица малая не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же волосы на голове все сочтены" (ср.: Мф. 10:29–30). Таким образом, ничья судьба не случайна и не слепа, но разумна и промыслительна» (Миссионерские письма, 184).

Учение о непреодолимом роке исключает нашу свободу и ответственность за дела, какое-либо участие в деле спасения. «Ты видел, как говорит Бог и какие полагает законы?» – рассуждает святитель Иоанн Златоуст. «Послушай и судьбу, как говорит она и как вводит противоположные постановления, и пойми, как то сказано божественным Духом, а слова этой – лукавым демоном и некоторым свирепым чудовищем. Бог сказал: "если хотите" и "если не хотите", делая нас господами добродетели и порока и полагая это в зависимость от нашего образа мыслей. А что говорит тот, т. е. диавол? То, что избежать определенного судьбой невозможно, хотим ли мы того, или не хотим. Бог говорит: "если захотите, то будете вкушать блага земли"; судьба говорит: "даже если мы и хотим, но если не будет дано нам, то никакой прибыли в этом желании нет". Бог говорит: "если не хотите слушать слов Моих, меч пожрет вас"; судьба говорит: "если мы не желаем, а нам будет дано, то во всяком случае спасаемся"» (О судьбе и Провидении, слово второе).

Действительно, от нас зависит не все. Например, наше рождение, происхождение, воспитание и многое другое, не связано с нашим выбором. Это – судьбы Божии. Однако это не предопределяет всего остального, а главное, нашего нравственного выбора. Решающим моментом в исполнении божественного предопределения о нас является другое: свободный выбор между добром и злом. Хотя мы рождены в грехе и это усложняет нашу жизнь в духовном плане, однако Промысл Божий спасает нас от погибели, направляя нашу жизнь к спасению, при условии нашего свободного выбора сотрудничать с благодатью и исполнять волю Божию.
#учениецеркви #ответынавопросы #промысл
16👍3
О желании быть одобренным:

"Не является грехом желать одобрения своих добрых дел, в связи с чем читаем: «Так да светит свет ваш пред людьми» (Мф. 5:16). Следовательно, грехом является не само по себе желание славы, а желание суетной, или тщетной, славы, поскольку желание суетного греховно, согласно сказанному [в Писании]: «Доколе будете любить суету и искать лжи?» (Пс. 4:3).

Тщетной же славу можно называть трояко. Во-первых, со стороны того, за что человек ищет славы, как когда человек чает обрести славу за то, что недостойно славы, например за что-то слабое и тленное; во-вторых, со стороны того, у кого он ищет славы, например человека, суждение которого изменчиво; в-третьих, со стороны самого того, кто ищет славы, как когда он не соотносит желание собственной славы с надлежащей целью, например почитанием Бога или духовным благом ближнего" (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 9).
#мораль
3
Христианин вправе брать деньги за услуги, которые он предоставляет:

«Человек может правосудно получать плату за предоставление [тех услуг], которые он предоставлять не обязан. Затем, очевидно, что защитник не во всех случаях обязан соглашаться защищать то или иное дело или предоставлять консультации. Поэтому если он продает свою защиту или консультацию, то он не совершает ничего противного правосудности. То же самое можно сказать и о враче, который наблюдает за больным с целью его излечения, и о других такого рода людях, если они за надлежащим образом исполненную ими работу просят умеренную плату, сообразную обстоятельствам, затраченным силам и существующим обычаям. Но если они безнравственно вымогают неумеренную плату, то этим они грешат против правосудности. Поэтому Августин говорит, что "обычной практикой является то, что за безнравственно вымогаемое ими сверх причитающегося в качестве вознаграждения они обязаны воздать".

Человек не обязан непременно делать все, что он мог бы делать из милосердия, безвозмездно, в противном случае, коль скоро все может быть отдано из милосердия, никто не мог бы ничего законно продать. Но когда человек отдает нечто из милосердия, он вправе ожидать не человеческого, а божественного вознаграждения» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 8).
#мораль
👍4
Forwarded from Азбука веры
6 МАЛОИЗВЕСТНЫХ ФАКТОВ ОБ АПОСТОЛЕ и ЕВАНГЕЛИСТЕ ИОАННЕ БОГОСЛОВЕ

1. Согласно сообщению блж. Иеронима, апостол Иоанн дожил в Эфесе до глубокой старости и мог ходить в церковь лишь с помощью учеников. Будучи уже не в состоянии внятно говорить, он повторял: «Деточки, любите друг друга».

2. Традиционным символом ап. Иоанна – автора четвертого Евангелия, стал орел. Однако некоторые древние авторы (например, сщмч. Ириней Лионский), считали символом Иоанна льва.

3. На некоторых западноевропейских картинах ап. Иоанн изображается с чашей, из которой поднимается змея. Это связано с легендой, согласно которой, святому Иоанну была вручена чаша с отравленным вином, из которой по его благословению поднялся яд в виде змеи.

4. В отличие от мощей других апостолов, мощи Иоанна Богослова неизвестны в христианском мире. Согласно апокрифическому сказанию («Деяния Иоанна», написаны вскоре после 150 г.), когда апостол преставился, на небо была взята не только его душа, но и тело.

5. Помимо канонического «Откровения Иоанна Богослова» существует и апокрифическое Откровение, приписываемое тому же автору. Впрочем, по содержанию между каноническим писанием и апокрифом очень мало общего. Этот апокриф появился на греческом языке в средневековой Византии и является попыткой неизвестного автора раскрыть некоторые подробности будущей мировой истории, о которых в Св. Писании сказано кратко.

6. Память ап. Иоанна, отмечаемая 8 (21) мая связана с исхождением от его гробницы в Эфесе некоего целебного праха, о котором упоминают византийские и латинские источники. По свидетельству Минология Василия II и Синаксаря Константинопольской церкви, жители Эфеса получали этот прах, называемый ими «манна», и использовали «во здравие душ и телес».
10👍2
При каких условиях дело милосердия является нашей обязанностью, неисполнение которой будет тяжким грехом?

"Согласно правому разуму необходимо, чтобы мы учитывали обстоятельства и получателя, и подателя. Что касается подателя, то следует отметить, что он должен подавать от избытка, согласно сказанному [в Писании]: «Подавайте милостыню из того, что у вас осталось» (Лк. 11:41). Притом этот избыток должно понимать не только в отношении себя, как если бы он означал то, что не требуется индивиду, но также и в отношении тех, кто вверен его попечительству (ведь когда мы говорим о «лично необходимом», то под словом «лично» подразумеваем [в том числе и] общественное положение). В самом деле, всякий обязан вначале позаботиться о себе, затем – о тех, за кого он несет личную ответственность, и уже только после этого – обо всех остальных. Ведь так действует и природа, когда сначала посредством питающей способности отбирает то, что необходимо для поддержания собственного тела, а уже после отдает остаток для формирования другого посредством порождающей способности.

Что же касается получателя, то необходимо, чтобы он [действительно] нуждался, в противном случае для подаяния не будет никаких оснований. А поскольку один индивид не в силах удовлетворить потребности всех, то мы не обязаны помогать всем, кто в этом нуждается, но только тем, кому кроме нас не на кого надеяться. В таких случаях надлежит помнить сказанное Амвросием [Медиоланским] о том, что «не накормивший умирающего от голода повинен в его смерти».

Таким образом, мы обязаны подавать милостыню от своего избытка, а ещё – подавать ее тому, кто находится в крайней нужде; в остальных же случаях подаяние, равно как и любое другое благодеяние, является предметом отдельного рассмотрения. <...>

Есть время, когда мы, не подавая милостыни, совершаем смертный грех: со стороны получателя, когда мы видим, что его нужда очевидна и неотложна и что он вряд ли получит помощь от кого-либо помимо подателя; со стороны подателя, когда он обладает избытком благ, которые ему, по всей видимости, на этот момент не нужны. При этом нет никакой необходимости в том, чтобы [податель] принимал во внимание все возможные в будущем обстоятельства, поскольку это означало бы «заботиться о завтрашнем дне», что запретил нам делать Господь (Мф. 6, 34), но он должен принять решение о том, что из излишнего может стать необходимым с точки зрения наиболее вероятного и обычного из того, что могло бы случиться [в будущем]" (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 7).
#мораль #духовнаяжизнь
3