чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
756 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
455 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Братья и сестры, поздравляю вас с днём Пятидесятницы!

Мы с вами имеем счастье принадлежать к исторической Апостольской Церкви, которая родилась две тысячи лет назад в Сионской горнице!

👨‍🦰👳‍♂👩Сегодняшний день напоминает нам и о единстве людей, которое задумал Бог. Когда-то Бог смешал языки строителей Вавилонской башни, а в день Пятидесяницы, наоборот, дар говорения на иных языках был дан ученикам Христа для прославления великих дел Божиих. В Церкви есть единственный объединяющий признак, который действительно что-то значит - это вера в Господа Иисуса Христа. Все остальное - цвет кожи, национальность, место проживания - имеет второстепенное значение. Члены Православной Церкви из разных стран - дети Божии, а значит и наши братья и сестры во Христе. Давайте будем помнить об этом и хранить церковное единство, особенно в дни разделений и вражды!

🎉С праздником!
23👍2
Иногда задумываюсь над тем, как отличалась практическая жизнь христиан, в зависимости от эпохи и местности. Дисциплинарные правила менялись и не были одинаковы повсеместно. Что было категорически запрещено в одной епархии, не распространялось на другую. Некоторые правила вводились оправданно, некоторые - до сих пор неизвестно зачем. Какие-то ограничения появлялись спустя века, какие-то становились строже, другие - мягче (без соборной кодификации здесь вообще сложно разобраться, что остается актуальным). Некоторые вещи считались грехом и нормой в разные времена. О чем-то спорят до сих пор. И вот задумываешься, сколько дополнительных условий считалось (и продолжает считаться) более менее обязательным для того, чтобы считаться добрым христианином. Интересно это все.
#дисциплина #мысли
Forwarded from Азбука веры
В День Святого Духа предлагаем вам вспомнить основные вероучительные положения о Святом Духе.

1. Святой Дух – третья Ипостась Святой Троицы; Бог, единосущный Отцу и Сыну.

2. Святой Дух исходит только от Отца. Латинское учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (filioque) осуждено Церковью как ересь.

3. Книги Священного Писания, как Ветхого, так и Нового Завета, написаны богоизбранными людьми по вдохновению Святого Духа.

4. Святой Дух учит Церковь. Определения и каноны Вселенских и Поместных православных соборов, признанные всей Церковью, составлены при содействии Святого Духа.

5. Дары Святого Духа: мудрость, разум, совет, крепость, знание, благочестие, страх Божий (Ис.11:2-3) и пр.

6. Плоды Святого Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22-23) и др.
...этот пост никак не связывался с апостолами, а считался «компенсационным». Тем, кто не смог по каким-либо причинам поститься в Великий пост перед Пасхой, разрешали постится "по окончании праздничного ряда", так как во время праздников от Пасхи до Троицы, когда Господь пребывает с нами, поститься неуместно. Помните, как сказал Господь: нельзя заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними Жених... https://youtu.be/sXSkzkHs_0o
#пост
🥘Слышал, что апостольские правила запрещают поститься по субботам, кроме Великой субботы. Каким образом это следует соблюдать сегодня?

🍽Прежде всего, необходимо разобраться, что Церковь называет постом. В «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» дается следующее определение: «Воздержание от всех, или, по причине какой-либо немощи, от некоторых видов пищи, равно и от питья: также от всех мирских предметов, и от всех дурных пожеланий, с тою целью, чтобы христианин удобнее мог совершать свою молитву и умилостивлять Бога; также, чтобы мог умертвить пожелания плоти и получить благодать Божию» (Ч. 3, вопр. 7). Таким образом, нормальный пост – это невкушение пищи и воды до определенного времени, как это и было принято в библейские времена.

📃Исходя из этого, следует понимать апостольские правила о посте в будни Четыредесятницы, среду и пятницу (69 канон), а также о запрете поститься в субботу (кроме Великой субботы) и воскресенье (64 канон), как особо памятные дни недели. Эти правила подтверждены, как обязательные к исполнению и в более позднее время (см. Прав. исповедание. Ч. 1, вопр. 88).

🥣Однако исключением из этих правил следует считать некоторые дни поста, особо определенные Церковью, если они совпадают с этими днями недели (день Всемирного Воздвижения Креста Господня, день Усекновения главы св. Иоанна Крестителя; см. Прав. исповедание. Ч. 1, вопр. 88).

🥗Кроме того, в период Четыредесятницы (Великого поста), а также в навечерие Богоявления (если оно выпадает на эти дни), канонами предписывается не пост, а воздержание от некоторых видов пищи (см.: 1 канон Феофила Александрийского). Что касается суббот и воскресений Четыредесятницы, то здесь имеет силу 56 канон Трулльского собора: «Решено и то, чтобы Церковь Божия по всей вселенной, следуя единому чину, совершала пост и воздерживалась как от всего закалаемого, так и от яиц и сыра, которые есть плод и произведение того, от чего мы воздерживаемся. Если же кто-либо не будет этого соблюдать, то, если они клирики, да подвергаются извержению, а миряне – отлучению». Как объясняет прп. Никодим Святогорец, «Православная Церковь по субботам и воскресеньям Четыредесятницы разрешает на вино, масло и ракообразных.. И этим умеренным разрешением Церковь мудро достигает двух целей: воздает честь посту Четыредесятницы через запрещение мяса, сыра, яиц и рыбы, и соблюдает правило Апост. 64, определяющее, что не следует в субботу и воскресенье совершенно воздерживаться от всякой пищи, но в то же время следует хранить в эти дни воздержание» (Толкование 56 правила Трулльского собора (сноска) // Пидалион).

🍲Таким образом, субботние и воскресные дни всего года (кроме исключений, описанных выше), освобождены от поста и не предполагают, по канонам, каких-либо особенных пищевых ограничений.
#дисциплина #ответынавопросы
👍2
Любое суждение - из области веры, морали, истории, нуждается в обосновании, какой бы авторитетный для нас человек его не высказывал. Поэтому когда мы встречаем некое суждение какого-либо человека или группы лиц, включая святых отцов, разумно будет не просто воспринимать это на веру, но смотреть всегда на аргументацию и ее убедительность. Богословские суждения имеют вес постольку, поскольку находят весомое подтверждение в Св. Писании и Св. Предании Церкви. Утверждения о греховности и запретности некоего действия/явления всегда должны иметь недвусмысленное подтверждение в библейских заповедях и/или церковных правилах, утвержденных церковной властью (если речь идёт о дисциплине). Исторические сведения достоверны постольку, поскольку опираются на аутентичные свидетельства. Повторю, что это универсальный подход к любым человеческим суждениям, даже если их выражает очень авторитетное лицо или группа авторитетных лиц.
#мораль #богословие #дисциплина #мысли
👍11
Читая различные аскетические поучения и наставления, следует принимать во внимание какие цели ставятся и какие методы используются для ее достижения. Во-первых, цели не следует путать со средствами, цель может быть и верной, а средство может подходить не всем, а кому-то может и повредить. Во-вторых, не всегда цели у монаха и у христианина, живущего в миру, будут совпадать. Рассмотрим на примере с блудными искушениями и грехами.

Цель всех аскетических поучений в отношении сексуальной сферы - искоренить под корень всякое сексуальное желание, потому что всякое чувственное удовольствие для аскета является запретным. Все советы, которые вы прочитаете в подобных книгах и их пересказах (коих большинство на эту тему), будут направлены на достижение этой конкретной цели: избегать общения с противоположным полом, не кушать мясо, чтобы снизить половое влечение, избегать всякого телесного украшения и многое другое.

Но очевидно, что у христианина/христианки в браке/желающих вступить в брак, такой цели не стоит в качестве нормы. Наша цель другая - контроль влечения через его законное употребление. Не все то, что аскет назовет проявлением "блудной страсти", будет таковым для мирянина. Парень или девушка, которые всерьез будут следовать всем вышеперечисленным советам, сделают все, чтобы остаться одинокими (повторю, что именно к этому и стремились составители этих советов). Для живущих в миру есть другие прекрасные советы по борьбе с искушениями в этой области (например, в Священном Писании и у свт. Иоанна Златоуста), которые отвечают той цели, которая соответствует образу жизни этой категории верующих.
#мораль #мысли
👍4
Об исповеди перед причастием

Митрополит Каллист Диоклийский:

«Мы все грешники, и грешим каждый день и каждый час. Но мы должны различать достаточно серьезные грехи, которые непременно должны исповедовать, и грехи менее серьезные. Конечно, такое различение не вполне может быть обосновано, ведь перед лицом Божиим каждый грех серьезен, но все-таки мы можем различать грехи. Если кто-либо совершил прелюбодеяние, он обязательно должен исповедоваться и, вероятно, понести определенную епитимию. С другой стороны, если мы согрешили просто помышлением, это не препятствует нам причащаться. Если мы очень сильно поссорились с другом, то должны вначале покаяться в этом, прежде чем приступать ко Причастию; но если эта ссора была мимолетной и мы сразу примирились, то можем, мне кажется, причащаться без исповеди.

Давайте осознаем, что само Причастие преподается во оставление грехов, – ведь такие слова мы произносим при причащении. Хотя, конечно, Причастие не заменяет исповеди. Кроме того, в молитвах перед Причастием мы также просим о прощении грехов».

Патриарх Алексий II: «От Причастия отлучает лишь смертный грех или неподготовленность».

👉Аналогичное суждение высказывает русский епископ Панкратий Троицкий https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/62

Полностью согласен с ними.
#духовнаяжизнь #дисциплина #мораль
4
Не умею и не люблю "лить воду" в текстах и устных рассуждениях. На мой взгляд, даже сложные и неоднозначные темы должны освещаться так, чтобы слушатель или читатель мог сделать для себя ясные выводы. К сожалению, встречаю не так часто авторов с таким же подходом.
👍52👎2
Насколько мои тексты доступны для понимания?
public poll

Вполне доступны, правда иногда требуют предварительного погружения в обсуждаемую тему – 28
👍👍👍👍👍👍👍 97%
@igboris, @timothei, @AnastasiaTheodorova, Эдуард, @sweet_huba_buba, @Aleks_Piligrim, @Bibliophilie2, Ιοσηφ, @Mirtelir, @sv777ur, @yanii111, Анастасия, @l7221, @alexandralalexandrovna, татьяна, Богдан, Светлана, Влад, Tatyana, @Stefan_3813, Арман, Кирилл, Борис RM9M, @Slawa1983, Наталья, dojm3, 12012, @Ilya_Dolmatov90

Хотелось бы попроще – 1
▫️ 3%
Katya

👥 29 people voted so far.
👏4👍2
Об отношении к церковному наследию

В церковной среде, в популярной литературе, часто можно услышать о некоторых обычаях, установлениях, представлениях, историях, подобные утверждения: «Как установила наша заботливая Матерь-Церковь», «как предали нам богоносные отцы», «как сообщает нам священное предание» и даже: «как устроил Святой Дух». Вообще есть склонность к сакрализации всего багажа двухтысячелетнего церковного наследия под брендом «Предание Церкви», которое воспринимается как тотальное действие Бога и, соответственно, всячески оберегается и не подлежит никакому критическому осмыслению. Я говорю не о вероучении или законе Божием, основанном на Божественном Откровении, а о том, что появлялось в Церкви в процессе ее истории.

Почему мы склонны к сакрализации всего этого наследия? Я думаю, что одна из главных причин коренится в нашем страхе нестабильности. В мире плюрализма и относительности, человеку хочется иметь такое пространство, где все точно правильно, полезно, гарантировано и стабильно. Ведь многих верующих просто пугает сама мысль о том, что святые отцы тоже люди, которые не были оракулами Святого Духа, могли быть предвзятыми и некомпетентными, ошибаться и разногласить в чем-то важном. Что не все церковные установления и традиции согласны с Евангелием и вообще полезны. Что в традиции Церкви было и остаётся много человеческого, много того, что появилось не сразу, а формировалось веками и менялось не один раз, немало того, происхождению чего не следует придавать какого-то особого мистического смысла, что утверждалось и опровергалось ссылками на одни и те же священные тексты. Что у Церкви нет готовых ответов на многие сложные вопросы. Что мы имеем дело с багажом, которые наши предки по вере накопили и содержимое которого, имеет разную степень ценности и значимости.

У многих из нас в голове есть своя система Православия. У меня она тоже есть, я тоже люблю четкие схемы. Однако я прекрасно понимаю, что как бы я этого не хотел, эта система во многом субъективна и условна, она ограничивается объемом того, что я знаю к этому моменту. Что многие из наших представлений об истории Церкви и традиции в целом просто неверны, потому что все гораздо сложнее и интереснее, чем мы прочитали в умной книжке или услышали по православному телеканалу. Понимаю, что кому-то это ужасно сложно принять, кому-то даже противопоказано много знать, потому что не переварит. Но для себя я нахожу полезным держать в голове эту мысль о сложности и нешаблонности Православия. В том числе потому, что я знаю для себя, что в Православии главное, а от чего я без трудности откажусь, если узнаю, что это оказалось неправдой или вредной вещью, и это не пошатнет моей веры в Господа и Его Церковь. А вот те, кто склонен к тотальной сакрализации православного наследия, на мой взгляд, могут однажды столкнуться с серьезным внутренним кризисом и не пережить его, потому что их представление о Православии было такой вот стабильной схемой в голове, которую они очень боялись пошатнуть и поэтому отказывались думать, изучать, сравнивать и анализировать.
#мысли
👍42
Друзья, у меня к вам небольшая просьба. У меня нет представлений о собственной непогрешимости в плане изложения каких-то мыслей и я прекрасно сознаю, что со мной многие в чем-то не согласятся. Но я стараюсь очень ответственно подходить к своим словам и не говорить того, во что сам не верю. Я приветствую конструктивную дискуссию и открыт к ней. Но не люблю, когда критикуют без приведения аргументов. Особенно, когда сходу звучат обвинения в чем-либо. Если вы полагаете, что я где-то вошёл в противоречие со Св. Писанием или соборным учением Церкви, то можете указать на это со ссылками или уточнить у меня в комментариях. Но обвинения меня сходу в незнании чего-то о Православии или в злонамеренном искажении, скорее всего будут свидетельствовать о Вашей некомпетентности. Я потратил достаточно лет, чтобы получить высшее образование в области богословия и если говорю о чем-то, то делаю это со знанием дела.

Спасибо за ваше участие!
13👍6
6 фактов об Апостольском (Петровом) посте

1. Пост после недели Пятидесятницы известен ещё с древних времён. Впервые мы читаем о нем в «Апостольском предании» (памятник III века). Он существовал для тех, кто по какой-то важной причине не смог поститься в Великий пост перед Пасхой.

2. Первое несомненное указание на общий пост после Пятидесятницы находится в «Апостольских постановлениях» (ок. 380 г.), в которых предписывается праздновать после Пятидесятницы одну неделю, потом поститься одну неделю. Тогда он не связывался с именами первоверховных апостолов.

3. Этот пост стал связываться с апостолами после того, как в Константинополе и Риме были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла (ок. 324 года). Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (12 июля по н.ст.), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. В Восточной Церкви постепенно вошло в обычай готовиться к этому празднику постом и молитвой.

4. Общеобязательным для всех верных (духовенства, мирян и монахов), Апостольский пост становится в XVII веке (см.: Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 88).

5. Продолжительность этого поста прямо связана со временем празднования Пасхи. Чем позже день Пасхи, тем короче пост.

6. Поскольку ряд православных церквей придерживается новоюлианского календаря, данный пост бывает у них нередко менее продолжительным, чем в церквах, живущих по старому стилю. Так, в 2022 году разница в продолжительности поста в Греческой и Русской Церкви составляет 10 дней.
#подборки #дисциплина
👍4
Сегодня мы чтим память святого праведного Алексия (Мечева) (+1923). Это один из немногих священников-немонахов, которые были канонизированы. Хотел бы сегодня поделиться одним из его наставлений:

«Путь ко спасению заключается в любви к Богу и ближним. Любовь к ближним должна не декларироваться как якобы направленная на все человечество, но начинаться в работе над собой в малом кругу своей семьи, в буднях повседневной жизни, во взаимоотношениях с теми, с кем Господь нас поставил».
#мораль #духовнаяжизнь
13👍1
Интересное суждение блж. Августина о соотношении авторитета Священного Писания и сочинений церковных толкователей/отцов Церкви как пособий для личного размышления над библейским текстом:

«Только к тем книгам Писания, которые уже называются каноническими, я научился относиться с таким уважением и таким благоговением, что твердо верую: ни один из авторов этих книг, когда писал их, ни в чем не ошибся. И если мне вдруг повстречается в этих книгах нечто, что покажется противным истине, я без всяких сомнений прибегну к одному из следующих объяснений: либо рукопись испорчена, либо переводчик не понял того, что было сказано, либо сам я плохо понял текст.

Всех же прочих писателей, сколь великими и выдающимися не были бы их святость и ученость, я читаю так: я не признаю написанное ими истинным только по причине того, что они так думали, но признаю это истинным в том случае, если они смогли убедить меня, используя для этого либо канонических авторов, либо обладающее доказательной силой разумное рассуждение» (Epistle 82. 3).

Совсем непохоже на то, что написал некогда диак. А. Кураев: «Как плод духовного опыта подвижника, святоотеческий теологумен нельзя отвергать во имя моего частного богословского мнения, моих личных философских пристрастий или предпочтений. Теологумен может быть сопоставлен только с теологуменом же – то есть с суждением другого Отца по тому же духовному вопросу».

Из другого письма, о сочинениях отцов:

«Сочинения этого рода надлежит отличать от авторитета канона [Библии]. Ведь эти сочинения не следует читать с целью привести из них некое свидетельство, вопреки которому нельзя нечто утверждать, причем даже тогда, когда, возможно, их авторы думали иначе, чем того требует истина» (Epistle 93. 35).

Кстати говоря, сам Августин составил учебник по самостоятельному толкованию Писания для христиан. Рискнёт ли кто-нибудь обвинить его в протестантизме?

У нас же зачастую принято рассматривать святоотеческие сочинения чуть ли не на одном уровне с Писанием, как универсальный ключ к нему.
#августин #библия #богословие
👍8
В качестве дополнения к предыдущей записи со словами св. Августина, приведу похожее рассуждение русского патролога Н. И. Сагарды (его лекции одобрены Учебным комитетом Русской Церкви в качестве основного пособия по патрологии в духовных учебных заведениях):

«Отцов Церкви можно рассматривать или отдельно каждого, или всех вместе; в том и другом случае необходимо принимать во внимание частнейшие, но весьма важные соображения. Иногда мы видим, что отдельный отец Церкви на вопросы, поставленные его любознательным и проницательным умом, дает робкие, малоуверенные ответы. Таких решений, конечно, нельзя приравнивать к ясным и твердым суждениям, которые вытекают из всего учения этого же отца. Но и в последнем случае, когда язык отца не представляет ни неуверенности, ни возможных при ней вариаций, необходимо исследовать вопрос, на который простирается его утверждение, мотивы, на которых это утверждение основывается.

Если отец высказывает то, чему он учит, как слово Спасителя, как Откровенное учение, дошедшее до него путем непрерывного предания; если он говорит: «мы веруем», «исповедуем», «мы научены», «апостолы предали», «Церковь соблюдает»; если, наконец, мы не имеем никаких основательных данных сомневаться в правдивости этого утверждения, – то мы должны смотреть на него как на свидетеля, и его свидетельство, даже рассматриваемое отдельно, имеет высокое значение; сила этого свидетельства тем больше, чем ближе этот отец стоит к источнику апостольского Предания, чем определеннее он указывает и защищает в каком–нибудь положении учение Христа и апостолов или общий голос всех верующих или всех Церквей, иногда в противоположность к новшествам еретиков, следовательно, на основании специального исследования вопроса. Если же оказывается, что отец формулирует свое собственное мнение, излагает, как он сам понимает тот или другой догмат, словом, раскрывает свое личное богословие, тогда воззрения этого отца имеют силу постольку, поскольку убедительна его аргументация. Он – апологет, богослов, мыслитель, но не свидетель».

На мой взгляд, только с таким подходом и нужно изучать святоотеческие творения, чтобы это было рассудительно и с пользой.
#богословие
👍2
Поэтому неправильно говорить о том, что святоотеческие творения составляют собой Св. Предание. Нет, они могут включать в себя некоторую часть того, что является Св. Преданием (как и богослужебные тексты, иконография, источники по церковной истории), но ни в коем случае, не тождественны ему. Это приходилось разъяснять ещё в XIX веке нашему русскому патрологу свт. Филарету Черниговскому:

«Отцы Церкви держались Предания, где было нужно, точно так же, как благоговейно описывали деяния Церкви и частных лиц. Но они же размышляли о слове Божием, о предметах веры, о правилах жизни, они спорили и ораторствовали, философствовали и были филологами и при этом даже ошибались; потому говорить, что учение об Отцах Церкви то же, что учение о Предании, значит не понимать Отцов Церкви или, намеренно закрыв глаза для предмета, толковать о нем по своему произволу. Если хотите, можете извлекать из учения Отцов Церкви учение Предания, но это будет особая работа, но не учение об Отцах» (Цит. по: Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии).
#богословие
чтец Сергий Федоров pinned «Вы можете задать любой вопрос о православной вере и традиции на сайте https://azbyka.ru/vopros/ Я и другие участники постараемся Вам подсказать что-то.»
Многие верующие считают центральным моментом всенощного бдения - помазание елеем. Они стремятся обязательно дождаться этого момента на службе, поучаствовать, после чего могут уйти домой. Но многие ли задумывались, что это за действие, откуда оно в нашем богослужении и является ли действительно его центром?

Елеопомазание (так это называть более правильно) связано с распространением в Восточной Церкви Иерусалимского устава. В лавре прп. Саввы Освященного с V века существовал обычай совершать помазание братии елеем из лампады, горящей у могилы прп. Саввы, что символизировало благословение святого, невидимо преподаваемое братии. С распространением Иерусалимского устава сначала в Малой Азии, а затем и повсеместно в Восточной Церкви помазание елеем стало совершаться в дни памяти и др. почитаемых святых. 

Так местный обычай одного палестинского монастыря, стал повсеместным в византийской традиции. В древнерусской практике использовался елей из лампады, горящей во время службы перед праздничной иконой, в современной практике используется елей, благословленный на литии вместе с хлебами, пшеницей и вином.
👍9
О мифе относительно способности мученика Уара "вымаливать" умерших некрещеных

1. А правда, что мч. Уар имеет особую благодать вымаливать некрещёных?
— Нет, неправда. Нет никаких церковных подтверждений такому мнению.

2. А откуда же тогда идёт такое поверье?
— В том виде, в каком мы его знаем, оно идёт из старообрядческой среды (судя по всему, беспоповской), но имеет основание в некоторых славянских книжных памятниках.

3. Что именно послужило появлению идеи, что мч. Уар может вымаливать некрещёных?
— Слова мч. Уара к Клеопатре (когда он является ей в видении), находящиеся в самом древнем русском стишном Прологе 1429 года, идентичном ему Прологе 1370 года, первом печатном славянском Прологе 1641 года и в Четьих Минеях митр. Макария.

4. Какие это слова?
— «Первое убо умолих Бога о роде твоем поганом сущем». «Поганом» — значит нечестивом, некрещёном.

5. Но ведь это древние Прологи. Почему они не могут быть авторитетным подтверждением церковности этого верования?
— Во-первых, потому, что есть и другие редакции жития мч. Уара того же времени, и в них нет упоминания о «поганости» рода Клеопатры.
Во-вторых, потому, что ни в одном из доступных греческих синаксарей нет такой характеристики клеопатриных родителей: ни в Синаксаре иером. Макария Симонопетрского (XX в.), ни в синаксарях прп. Никодима Святогорца и К. Дукакиса (XIX в.), ни в переводах Метафрастова жития (XVII и XIX вв.). Только в дометафрастовом житии (Acta sanctorum, Oct. VIII, p. 434C (§ 47)) есть похожее место, но оно выглядит так: «[Разве] я не знал, что ты положила меня близ родителей, которые [теперь] с нами, которых я освободил от многих грехов ради тебя, умолив Владыку Христа дать им оставление?»
В-третьих, уже во втором печатном издании того же Пролога 1659 года упоминание о «поганости» родителей Клеопатры вырезано справщиками, нет его и в редакции свт. Димитрия Ростовского.

6. А откуда же тогда это словосочетание взялось в русском Прологе?
— По всей видимости, это или ошибка перевода (вариант: ошибка переписчика греческой рукописи-источника, с которого делался славянский перевод), или интерпретация жития древним славянским редактором Пролога. Второе вполне вероятно, учитывая, что безымянный редактор-славянин (по свидетельству дореволюционного исследователя архиеп. Сергия (Спасского)) довольно свободно обращался со сказаниями, выделял из житийных сказаний отдельные статьи (как, кстати, и обстоит дело с отдельным житием Клеопатры и ее сына Иоанна), удлинял их, дополнял сведениями из каких-то других источников, даже сочинял новые сказания для ошибочно «выделенных» святых (например, из Авраамия Арвильского он «сделал» двух святых)?

7. А откуда целая бденная служба мч. Уару с характерным названием, помещённая в Минеях XX века Издательства Московской Патриархии?
— Как показало исследование архива Миней, эта служба взята из рукописного богослужебного сборника (БАН) XVIII-XIX вв. старообрядческого беспоповского происхождения (вероятно, выго-лексинского). До XIX в. никаких специальных «функциональных» канонов, а тем более бденных служб, ни в Канонниках, ни в Псалтирях с восследованием не обретается (будь то рукописные или старопечатные дореформенные). Да и в печатных старообрядческих изданиях, наиболее известных и довольно доступных, нет ни канона, ни тем более службы. В старопечатных и в рукописных славянских Канонниках вообще не видно никакого выделенного почитания мч. Уара ни в какой связи. После этого исследования бденная служба с характерным названием была изъята из последнего издания Миней Московской Патриархии.

8. А как же тогда свт. Афанасий (Сахаров) ссылается на старинные Канонники и считает их авторитетом в этом вопросе?
— Свт. Афанасий, часто ссылаясь в своём труде на старые книги как на авторитет, при этом никак их не классифицирует. Они для него все «старинные», а значит авторитетные. От такого упрощения и происходят многочисленные ссылки на древние книги в дискуссиях об этой службе или каноне.

Продолжение дальше

#мифы
👍3