Существуют различные области знания, в которых возможно манипулировать людьми-неспециалистами (медицина, например). Но наверное самая большая сфера для манипуляций - это религия. Невежественным или слабо религиозно образованным человеком очень легко манипулировать, ничего не стоит внушить ему какую-нибудь дичь, которая вызовет у него панический страх, ненависть к инакомыслящим, разрушит его личную жизнь и т.п. А этого ОЧЕНЬ много в церковной среде, в том числе со стороны священников.
Поэтому, как говорил один богослов, в наше время поговорку «где просто, там ангелов со ста» надо перефразировать в «где просто, там ересей со ста». Те, кто считает, что им не надо образовываться и достаточно оставаться на том уровне знаний о православии (весь круг дисциплин, связанных с ним), с которого они начали, сами не понимают, что находятся в зоне риска.
Я убежден, что качественное образование в области христианства и религии в целом, само по себе не приводит человека к неверию или к лжеучениям, а наоборот спасает от них, защищает от опасных манипуляций и позволяет расширить мышление, делая его из черно-белого, более сложным и красочным.
#мысли
Поэтому, как говорил один богослов, в наше время поговорку «где просто, там ангелов со ста» надо перефразировать в «где просто, там ересей со ста». Те, кто считает, что им не надо образовываться и достаточно оставаться на том уровне знаний о православии (весь круг дисциплин, связанных с ним), с которого они начали, сами не понимают, что находятся в зоне риска.
Я убежден, что качественное образование в области христианства и религии в целом, само по себе не приводит человека к неверию или к лжеучениям, а наоборот спасает от них, защищает от опасных манипуляций и позволяет расширить мышление, делая его из черно-белого, более сложным и красочным.
#мысли
👍10
В очередной встретил псевдонаучный бред на тему «ученые замерили Божественную энергию». Все, что написано и снято о том, что якобы наука подтверждает нечто сверхъестественное (вес души, энергию от нетленных мощей, энергетическое воздействие ругательств или молитвы и т.п.) - это полнейший оккультный бред, не имеющий к науке и православию никакого отношения! И православные паблики это уверенно распространяют, думая послужить этим делу торжества Православия. А по факту, это приводит только к насмешкам безбожников над нами. Пожалуйста, не распространяйте подобную информацию.
#мысли
#мысли
👍15
В наше время существует тенденция к тому, чтобы считать себя экспертом в различных сферах. Многие считают необходимым выражать свое «экспертное» мнение в вопросах науки, медицины, политики, истории и т.д. Но мне, как человеку, имеющему профессиональное отношение к богословским дисциплинам, особенно обидно за эту важную область. Люди, которые ещё совсем недавно сами переступили порог Церкви, заделываются специалистами в богословии, церковной истории, каноническом праве. Не имея систематического образования, они считают для себя достаточным прочитать пару популярных книг или статей, чтобы публично настойчиво выражать свои умозаключения и дискутировать с теми, кто потратил на обучение годы. Глупая самоуверенность. Если вы недавно в Церкви и вам кажется, что вы уже все знаете и можете дискутировать, учить других, то я вам отвечу: вы ещё ничего не поняли и не знаете. Без должной систематической подготовки и внутренней зрелости, вы выглядите нелепо и больше вредите делу Православия, чем помогаете.
#мысли
#мысли
👍16🔥6👎1
Сегодня Церковь вспоминает «семь отроков Эфесских». Считается, что семь христианских воинов при языческом императоре Децие (сер. III в.) за веру во Христа были замурованы в пещере, где заснули и чудесным образом проспали до V столетия, оказавшись в христианской эпохе. Интересно, что это сказание повторяется в Коране в суре Аль-Кахф (Пещера). См.: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81%D1%85%D0%B0%D0%B1_%D0%B0%D0%BB%D1%8C-%D0%9A%D0%B0%D1%85%D1%84
👍3
Отцы, братья и сестры, поздравляю вас с праздником Преображения Господня! Да сподобимся и мы просиять, как солнце в Царстве нашего Небесного Отца!
❤10👍10
🪄Какое творчество приемлемо для христианина: учение Церкви.
Согласно социальному учению Церкви, «творческие способности суть проявление образа Божия в человеке. Церковь благословляет творчество, открывающее новые горизонты для духовного возрастания человека и для познания сотворенного мира. Призванное способствовать раскрытию потенциала личности, творчество не должно оправдывать нигилистического отношения к культуре, религии и нравственности. Право на самовыражение отдельной личности или групп людей не должно осуществляться в формах, оскорбительных для убеждений и образа жизни других членов общества. При этом должен соблюдаться один из основных принципов общежития — взаимное уважение различных мировоззренческих групп» (Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека. IV.5).
«Если творчество способствует нравственному и духовному преображению личности, Церковь благословляет его» (Основы социальной концепции РПЦ. XIV.2). Таким образом, не бывает нейтральных плодов какого-либо творчества, они либо служат созиданию, либо деградации человека.
Итак, если следовать учению Церкви, то любое богоугодное творчество должно обязательно соответствовать одному из этих пунктов:
- открывать новые горизонты для духовного возрастания человека;
- способствовать нравственному и духовному преображению личности;
- способствовать познанию сотворенного мира.
На мой взгляд, это достаточно внятные маркеры, которыми христианин может руководствоваться при выборе того или иного творческого направления/создании того или иного произведения искусства в работе/хобби. Это же относится и к потреблению того или иного контента. При выборе очередного фильма/книги/занятия на вечер, полезно предварительно проанализировать тот или иной плод творчества по этим маркерам, чтобы не повредить душе и не потерять время впустую.
#мораль #учениецеркви
Согласно социальному учению Церкви, «творческие способности суть проявление образа Божия в человеке. Церковь благословляет творчество, открывающее новые горизонты для духовного возрастания человека и для познания сотворенного мира. Призванное способствовать раскрытию потенциала личности, творчество не должно оправдывать нигилистического отношения к культуре, религии и нравственности. Право на самовыражение отдельной личности или групп людей не должно осуществляться в формах, оскорбительных для убеждений и образа жизни других членов общества. При этом должен соблюдаться один из основных принципов общежития — взаимное уважение различных мировоззренческих групп» (Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека. IV.5).
«Если творчество способствует нравственному и духовному преображению личности, Церковь благословляет его» (Основы социальной концепции РПЦ. XIV.2). Таким образом, не бывает нейтральных плодов какого-либо творчества, они либо служат созиданию, либо деградации человека.
Итак, если следовать учению Церкви, то любое богоугодное творчество должно обязательно соответствовать одному из этих пунктов:
- открывать новые горизонты для духовного возрастания человека;
- способствовать нравственному и духовному преображению личности;
- способствовать познанию сотворенного мира.
На мой взгляд, это достаточно внятные маркеры, которыми христианин может руководствоваться при выборе того или иного творческого направления/создании того или иного произведения искусства в работе/хобби. Это же относится и к потреблению того или иного контента. При выборе очередного фильма/книги/занятия на вечер, полезно предварительно проанализировать тот или иной плод творчества по этим маркерам, чтобы не повредить душе и не потерять время впустую.
#мораль #учениецеркви
👍5
О праве судить
Христианин имеет право судить поступки других людей и целых сообществ. По объяснению свт. Иоанна Златоуста, суждение законно при следующих условиях:
- он не должен быть сам виновен в таких же или больших грехах, чем его ближний (что прямо следует из Мф. 7:4-5);
- предметом суда должны быть явные и тяжёлые грехи, а не просто какие-то немощи и недостатки;
- он не должен выносить суда, не убедившись, что преступление действительно имеет место, чтобы это не стало клеветой;
- мотивами суда должно быть не желание навредить, опозорить ближнего или самоутвердиться за счёт этого, а обличение и исправление зла (но и с благими мотивами нужно действовать весьма рассудительно);
- при всем этом, христианин должен помнить, что каким судом он будет судить других, таким и сам будет судим Богом.
В Священном Писании достаточно предписаний, которые невозможно исполнить не вынеся некоторого суждения над ближним (например, Мф.18:15-17 и 1Кор. 5:9-13).
#библия #мораль #иоаннзлатоуст
Христианин имеет право судить поступки других людей и целых сообществ. По объяснению свт. Иоанна Златоуста, суждение законно при следующих условиях:
- он не должен быть сам виновен в таких же или больших грехах, чем его ближний (что прямо следует из Мф. 7:4-5);
- предметом суда должны быть явные и тяжёлые грехи, а не просто какие-то немощи и недостатки;
- он не должен выносить суда, не убедившись, что преступление действительно имеет место, чтобы это не стало клеветой;
- мотивами суда должно быть не желание навредить, опозорить ближнего или самоутвердиться за счёт этого, а обличение и исправление зла (но и с благими мотивами нужно действовать весьма рассудительно);
- при всем этом, христианин должен помнить, что каким судом он будет судить других, таким и сам будет судим Богом.
В Священном Писании достаточно предписаний, которые невозможно исполнить не вынеся некоторого суждения над ближним (например, Мф.18:15-17 и 1Кор. 5:9-13).
#библия #мораль #иоаннзлатоуст
❤12
Ссылка на запись лекции о каноническом законодательстве Восточной и Западной Церкви в I тысячелетии
#дисциплина #видео
#дисциплина #видео
YouTube
Учительство Церкви. О каноническом законодательстве Восточной и Западной Церкви в I тысячелетии
В своей лекции основатель сообщества "Учительство Православной Церкви" (https://vk.com/didascalia), магистр богословия, катехизатор, клирик Русской Православной Церкви (МП) Сергей Фёдоров расскажет том, как формировалось и развивалось это законодательство…
Священный Синод напомнил «всем пастырям Русской Православной Церкви, несущим духовническое служение о необходимости в духовнической практике строго следовать букве и духу Священного Писания и Священного Предания Православной Церкви, заветам Святых Отцов и каноническим установлениям, а также о недопустимости для православных пастырей вводить в духовническую практику какие-либо нравственные и иные требования, выходящие за рамки предписанного означенными установлениями, и по слову Спасителя, "возлагать на людей бремена неудобоносимые" (Лк.11,46)» (Определение от 28–29 декабря 1998 года).
Важное определение: священник не имеет права требовать от верующего (или благословлять) чего-либо, сверх того, о чем и так говорят общие канонические установления. Все благословения духовника, на которые не давал своего согласия христианин, автоматически недействительны.
Ещё одно противоядие против манипуляций.
#дисциплина
Важное определение: священник не имеет права требовать от верующего (или благословлять) чего-либо, сверх того, о чем и так говорят общие канонические установления. Все благословения духовника, на которые не давал своего согласия христианин, автоматически недействительны.
Ещё одно противоядие против манипуляций.
#дисциплина
👍14
История сегодняшнего празднования в честь Нерукотворного образа Спасителя, довольно запутанная.
Сказание о событиях этой истории пережило любопытную трансформацию.
1. Первое упоминание находится в греческом переводе сирийских документов из архивов г. Эдессы, сделанного ок. 303 г. Евсевием Кесарийским, и в сир. сказании нач. V в., известного как «Учение Аддая апостола». Согласно Евсевию, правитель Эдессы Авгарь отправил гонца Ананию с письмом к «Иисусу, Спасителю благому, явившемуся в пределах Иерусалимских» (ср. Мф 4. 24), в котором писал, что услышал о Его великих чудесах и уверовал, что Он - «или Бог, сошедший с небес... или Cын Божий», и просил посетить Эдессу и исцелить его от страданий. Зная о неприязненном отношении к Иисусу Христу иудеев, Авгарь приглашал Его поселиться в своем «маленьком, но очень почтенном» городе. В ответе Иисуса Христа Авгарю, Он отказывается от приглашения, но обещает после вознесения послать к нему ученика для исцеления (данная переписка ещё в древности воспринималась, как апокрифическая). Далее Евсевий сообщает, что в Эдессу пришел ап. Фаддей, который исцелил и крестил Авгаря с подданными. В этом сказании, ещё нет ни слова о каком-либо образе Спасителя (как и у кого-либо из ранних отцов Церкви).
2. Сказание о чудесном исцелении иноверного правителя и обращении его в христианство позднее включило в себя ряд дополнительных эпизодов, из которых самым известным является предание о Нерукотворном Образе Спасителя. В ранних вариантах сказания посланец Анания рисует красками образ Иисуса, но в VI в. в греко-византийской литературе появляется новый мотив о нерукотворном происхождении образа: Иисус, омыв лицо, отер его плащаницей, на которой чудесным образом запечатлелся его лик. Этот образ якобы был доставлен Авгарю и считался наряду с письмом Христа святыней, охранявшей Эдессу от врагов. Позже появляется ещё и предание об образе, чудесно возникшем на кирпиче, под которым хранилась замурованная в стену города икона Христа. Впервые сказание о Нерукотворном Образе встречается у визант. церковного историка Евагрия Схоластика (конец VI в.), дополняющего рассказы Евсевия и Прокопия известием о чудесном избавлении Эдессы от персидской осады 544 г. при помощи «Богозданного Нерукотворного Образа, присланного Христом к Авгарю» (по другой версии, сказание о Нерукотворном Образе - это интерполяция в рассказ Евагрия, возникшая в эпоху иконоборческих споров в VIII в.).
Такая вот интересная трансформация: исцеление апостолом - исцеление нарисованным образом - исцеление Нерукотворным Образом.
Считается, что именно Нерукотворный Образ был перенесен в X в. в Константинополь (в честь чего и нынешнее празднование), а во времена крестовых походов, реликвия была утрачена.
📚По материалам статьи «Авгарь» в Православной энциклопедии.
#история
Сказание о событиях этой истории пережило любопытную трансформацию.
1. Первое упоминание находится в греческом переводе сирийских документов из архивов г. Эдессы, сделанного ок. 303 г. Евсевием Кесарийским, и в сир. сказании нач. V в., известного как «Учение Аддая апостола». Согласно Евсевию, правитель Эдессы Авгарь отправил гонца Ананию с письмом к «Иисусу, Спасителю благому, явившемуся в пределах Иерусалимских» (ср. Мф 4. 24), в котором писал, что услышал о Его великих чудесах и уверовал, что Он - «или Бог, сошедший с небес... или Cын Божий», и просил посетить Эдессу и исцелить его от страданий. Зная о неприязненном отношении к Иисусу Христу иудеев, Авгарь приглашал Его поселиться в своем «маленьком, но очень почтенном» городе. В ответе Иисуса Христа Авгарю, Он отказывается от приглашения, но обещает после вознесения послать к нему ученика для исцеления (данная переписка ещё в древности воспринималась, как апокрифическая). Далее Евсевий сообщает, что в Эдессу пришел ап. Фаддей, который исцелил и крестил Авгаря с подданными. В этом сказании, ещё нет ни слова о каком-либо образе Спасителя (как и у кого-либо из ранних отцов Церкви).
2. Сказание о чудесном исцелении иноверного правителя и обращении его в христианство позднее включило в себя ряд дополнительных эпизодов, из которых самым известным является предание о Нерукотворном Образе Спасителя. В ранних вариантах сказания посланец Анания рисует красками образ Иисуса, но в VI в. в греко-византийской литературе появляется новый мотив о нерукотворном происхождении образа: Иисус, омыв лицо, отер его плащаницей, на которой чудесным образом запечатлелся его лик. Этот образ якобы был доставлен Авгарю и считался наряду с письмом Христа святыней, охранявшей Эдессу от врагов. Позже появляется ещё и предание об образе, чудесно возникшем на кирпиче, под которым хранилась замурованная в стену города икона Христа. Впервые сказание о Нерукотворном Образе встречается у визант. церковного историка Евагрия Схоластика (конец VI в.), дополняющего рассказы Евсевия и Прокопия известием о чудесном избавлении Эдессы от персидской осады 544 г. при помощи «Богозданного Нерукотворного Образа, присланного Христом к Авгарю» (по другой версии, сказание о Нерукотворном Образе - это интерполяция в рассказ Евагрия, возникшая в эпоху иконоборческих споров в VIII в.).
Такая вот интересная трансформация: исцеление апостолом - исцеление нарисованным образом - исцеление Нерукотворным Образом.
Считается, что именно Нерукотворный Образ был перенесен в X в. в Константинополь (в честь чего и нынешнее празднование), а во времена крестовых походов, реликвия была утрачена.
📚По материалам статьи «Авгарь» в Православной энциклопедии.
#история
👍7
Посмотрел эту беседу, решил поделиться, может кому будет полезным https://youtu.be/ui-2lkJKo4E
YouTube
Низкий ферритин и грех уныния
Беседа с интегративным врачом-эндокринологом, к.мед.н. Дарьей Акимовой.
(🙏 в первой части небольшие помехи со звуком - приносим извинения)
00:00 - начало.
1:30 - если православная женщина постоянно жалуется на уныние, лень и раздражительность - в чём может…
(🙏 в первой части небольшие помехи со звуком - приносим извинения)
00:00 - начало.
1:30 - если православная женщина постоянно жалуется на уныние, лень и раздражительность - в чём может…
👍1
Несколько малоизвестных фактов о св. Александре Невском
1. Древнейшая редакция (1280-е гг.) жития Александра Невского его монашеского имени не содержала. Долгое время традиционно (на основе более поздних редакций этого памятника) считалось, что новым именем князя стало Алексий. Однако последние изыскания С. В. Сазонова в области монашеского имянаречения в Древней Руси, опровергают это утверждение. В соответствии с построениями ученого, имя князя в схиме могло быть или Филипп, или Иустиниан.
2. Принято считать, что Александр Невский был пострижен в монахи и скончался в Городецком Феодоровском монастыре Нижегородской области. Однако ни в одном из летописных источников нет сведений о древнем Феодоровском монастыре в Городце. Сведения о нем отсутствуют и в агиографии Александра Невского XV-XVII вв. В «Повести о житии Александра Невского» XIII в. сообщается о его пострижении в схиму перед смертью в Городце, но монастырь не упоминается.
3. Почитание Александра Невского, как князя и победителя, выходит на первый план при Петре I вместе с перенесением мощей святого в Санкт-Петербург. Незадолго до переноса мощей указом от 15 июня 1724 г. Св. Синод постановил писать образ святого не в монашеском облачении, «а во одеждах великокняжеских». В титул святого было добавлено слово «великий».
#история #подборки #мифы
1. Древнейшая редакция (1280-е гг.) жития Александра Невского его монашеского имени не содержала. Долгое время традиционно (на основе более поздних редакций этого памятника) считалось, что новым именем князя стало Алексий. Однако последние изыскания С. В. Сазонова в области монашеского имянаречения в Древней Руси, опровергают это утверждение. В соответствии с построениями ученого, имя князя в схиме могло быть или Филипп, или Иустиниан.
2. Принято считать, что Александр Невский был пострижен в монахи и скончался в Городецком Феодоровском монастыре Нижегородской области. Однако ни в одном из летописных источников нет сведений о древнем Феодоровском монастыре в Городце. Сведения о нем отсутствуют и в агиографии Александра Невского XV-XVII вв. В «Повести о житии Александра Невского» XIII в. сообщается о его пострижении в схиму перед смертью в Городце, но монастырь не упоминается.
3. Почитание Александра Невского, как князя и победителя, выходит на первый план при Петре I вместе с перенесением мощей святого в Санкт-Петербург. Незадолго до переноса мощей указом от 15 июня 1724 г. Св. Синод постановил писать образ святого не в монашеском облачении, «а во одеждах великокняжеских». В титул святого было добавлено слово «великий».
#история #подборки #мифы
👍8
🕺О значении удовольствий в жизни христианина:
«Как существенно необходим человеку сон, отдых и покой, точно также естественно, даже необходимо, человеку время от времени испытывать и некоторые удовольствия и наслаждения в этой жизни. Такими удовольствиями обыкновенно признают балы, театры, разного рода игры, танцы, развлечения, прогулки, пикники и т.п. Но в пользовании всеми этими удовольствиями христианин должен наблюдать следующие условия, при наличности которых они только и могут быть признаны позволительными и законными:
1. Необходима нравственная законность повода, причины удовольствия, особая милость Божия к нам, личные заслуги, важные события и факты в жизни семейной, общественной и государственной. Устраивать же пиршества и развлечения единственно из-за пристрастия к ним или же для того, чтобы заполнить пустоту свободного, по видимому, времени, не только не достойно христианина, но и нравственно вредно;
2. Необходимо наблюдать меру, по апостолу, благообразие и чин (1Кор.14:40) в наслаждении удовольствиями. "Невинно вино", т.е., употребление вина в должной мере, "укоризненно же пьянство" (Прем.20:1), сказал премудрый.
3. Самое наслаждение должно быть видом благодарности нашей Богу, Подателю всех благ: "аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите" (1Кор.10:31), говорит ап. Павел.
4. В выборе тех или иных удовольствий нужно сообразоваться с индивидуальными особенностями личности, жизненными условиями и общественным положением. "Вся ми леть суть, - говорит о себе ап. Павел, - но не вся на пользу: вся ми леть суть, но не вся назидают" (1Кор.10:23): "вся ми леть суть, но не аз обладан буду от чего" (1Кор.6:12).
Только физически, нравственно и духовно полезное, – то, что освежает и возвышаете наш дух, нравственно ободряет нас, укрепляет наши силы и энергию к исполнению обязанностей и к перенесению труда, – это только и может доставлять нам истинное удовольствие.
Если удовольствие назидательно может служить уроком для нравственного совершенства человека, оно позволительно; а если оно только портит человека, сбивает его с истинного пути, нравственно развращает, что особенно можно сказать об азартных играх, театре, маскараде, то его должно избегать.
Наконец, можно испытывать всякого рода нравственно дозволенные удовольствия, но не следует делаться рабом их, не следует доходить до той крайности, чтобы они возобладали над нами.
Вообще все то, относительно чего нет прямого запрещения в законе Божием, что согласно со славою имени Божия и требованиями нравственного закона и совести, – все это может быть предметом наслаждения и удовольствия для человека-христианина» (священник Иннокентий Бобровницкий. Существенные черты православного нравоучения).
#дисциплина #мораль
«Как существенно необходим человеку сон, отдых и покой, точно также естественно, даже необходимо, человеку время от времени испытывать и некоторые удовольствия и наслаждения в этой жизни. Такими удовольствиями обыкновенно признают балы, театры, разного рода игры, танцы, развлечения, прогулки, пикники и т.п. Но в пользовании всеми этими удовольствиями христианин должен наблюдать следующие условия, при наличности которых они только и могут быть признаны позволительными и законными:
1. Необходима нравственная законность повода, причины удовольствия, особая милость Божия к нам, личные заслуги, важные события и факты в жизни семейной, общественной и государственной. Устраивать же пиршества и развлечения единственно из-за пристрастия к ним или же для того, чтобы заполнить пустоту свободного, по видимому, времени, не только не достойно христианина, но и нравственно вредно;
2. Необходимо наблюдать меру, по апостолу, благообразие и чин (1Кор.14:40) в наслаждении удовольствиями. "Невинно вино", т.е., употребление вина в должной мере, "укоризненно же пьянство" (Прем.20:1), сказал премудрый.
3. Самое наслаждение должно быть видом благодарности нашей Богу, Подателю всех благ: "аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите" (1Кор.10:31), говорит ап. Павел.
4. В выборе тех или иных удовольствий нужно сообразоваться с индивидуальными особенностями личности, жизненными условиями и общественным положением. "Вся ми леть суть, - говорит о себе ап. Павел, - но не вся на пользу: вся ми леть суть, но не вся назидают" (1Кор.10:23): "вся ми леть суть, но не аз обладан буду от чего" (1Кор.6:12).
Только физически, нравственно и духовно полезное, – то, что освежает и возвышаете наш дух, нравственно ободряет нас, укрепляет наши силы и энергию к исполнению обязанностей и к перенесению труда, – это только и может доставлять нам истинное удовольствие.
Если удовольствие назидательно может служить уроком для нравственного совершенства человека, оно позволительно; а если оно только портит человека, сбивает его с истинного пути, нравственно развращает, что особенно можно сказать об азартных играх, театре, маскараде, то его должно избегать.
Наконец, можно испытывать всякого рода нравственно дозволенные удовольствия, но не следует делаться рабом их, не следует доходить до той крайности, чтобы они возобладали над нами.
Вообще все то, относительно чего нет прямого запрещения в законе Божием, что согласно со славою имени Божия и требованиями нравственного закона и совести, – все это может быть предметом наслаждения и удовольствия для человека-христианина» (священник Иннокентий Бобровницкий. Существенные черты православного нравоучения).
#дисциплина #мораль
👍9❤4
Митрополит Афанасий (Николау) о принятии ответственности за свои решения
«Знание Бога о том, что мы совершим, не определяет наших поступков. Господь знает потому, что именно мы принимаем такое решение. Господь ничего не предопределяет в нашей жизни.
Когда, например, вы смотрите на человека, и вам надо решить, будет ли он вашим супругом, конечно, прежде всего, необходимо помолиться Богу, чтобы не совершить ошибку. Однако когда вы будете принимать решение, не нужно задаваться вопросом: хочет ли этого Бог, или этот ли человек мне уготовлен в супруги?
Лучше спросите себя: хочу ли я сам, чтобы этот человек стал моим супругом, подходит ли он мне. И если вы почувствуете, что да, это подходящий для вас человек, то смело идите вперед. Но будьте осторожны, чтобы не перекладывать свою ответственность на Бога! Потому что решить, станет ли этот человек вашим супругом, необходимо именно вам.
Поэтому, если завтра или послезавтра мы совершим ошибку в своем выборе или вообще никого не выберем, то не будем перекладывать ответственность на Бога: «Господи, Ты виноват, что заставил меня выбрать этого человека, и что теперь я страдаю рядом с ним», или «что я не могу никого встретить» и т.д. и т.п.
Это я сам выбрал этого человека, эту работу, такой образ жизни, и я сам несу за все это ответственность. Если все пойдет хорошо, то я восхвалю и поблагодарю Господа. Если же все пойдет не очень хорошо, то и тогда не нужно отчаиваться, но надо посмотреть: вот эта моя неудача, например, в браке, или какая-либо другая трудность, – как она может послужить на пользу моей духовной жизни?
Поймите, важно только то, насколько духовно мы проживаем нашу жизнь. Т.е. какие бы ни были обстоятельства моей жизни, то ли счастье, то ли несчастье, – важно лишь одно: употребляю ли я эту ситуацию на пользу для своей души».
https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikolau/prinjat-otvetstvennost-za-svoyu-zhizn/
Мне кажется, этого понимания часто недостаёт верующим людям, которые привыкли все свои проблемы объяснять волей Божией. Если у Вас есть трудности в личной жизни, в работе, у Вас постоянно какие-то проблемы по жизни, то прежде чем переносить ответственность на Бога, следует задать себе вопрос: может я сам что-то делаю не так? И что именно? Думаю, что многие люди сами себя лишают позитивных возможностей и перспектив, потому что проще «свалить» на Бога, чем трудиться самому для достижения целей (с помощью Божией, конечно).
#мысли #промысл
«Знание Бога о том, что мы совершим, не определяет наших поступков. Господь знает потому, что именно мы принимаем такое решение. Господь ничего не предопределяет в нашей жизни.
Когда, например, вы смотрите на человека, и вам надо решить, будет ли он вашим супругом, конечно, прежде всего, необходимо помолиться Богу, чтобы не совершить ошибку. Однако когда вы будете принимать решение, не нужно задаваться вопросом: хочет ли этого Бог, или этот ли человек мне уготовлен в супруги?
Лучше спросите себя: хочу ли я сам, чтобы этот человек стал моим супругом, подходит ли он мне. И если вы почувствуете, что да, это подходящий для вас человек, то смело идите вперед. Но будьте осторожны, чтобы не перекладывать свою ответственность на Бога! Потому что решить, станет ли этот человек вашим супругом, необходимо именно вам.
Поэтому, если завтра или послезавтра мы совершим ошибку в своем выборе или вообще никого не выберем, то не будем перекладывать ответственность на Бога: «Господи, Ты виноват, что заставил меня выбрать этого человека, и что теперь я страдаю рядом с ним», или «что я не могу никого встретить» и т.д. и т.п.
Это я сам выбрал этого человека, эту работу, такой образ жизни, и я сам несу за все это ответственность. Если все пойдет хорошо, то я восхвалю и поблагодарю Господа. Если же все пойдет не очень хорошо, то и тогда не нужно отчаиваться, но надо посмотреть: вот эта моя неудача, например, в браке, или какая-либо другая трудность, – как она может послужить на пользу моей духовной жизни?
Поймите, важно только то, насколько духовно мы проживаем нашу жизнь. Т.е. какие бы ни были обстоятельства моей жизни, то ли счастье, то ли несчастье, – важно лишь одно: употребляю ли я эту ситуацию на пользу для своей души».
https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikolau/prinjat-otvetstvennost-za-svoyu-zhizn/
Мне кажется, этого понимания часто недостаёт верующим людям, которые привыкли все свои проблемы объяснять волей Божией. Если у Вас есть трудности в личной жизни, в работе, у Вас постоянно какие-то проблемы по жизни, то прежде чем переносить ответственность на Бога, следует задать себе вопрос: может я сам что-то делаю не так? И что именно? Думаю, что многие люди сами себя лишают позитивных возможностей и перспектив, потому что проще «свалить» на Бога, чем трудиться самому для достижения целей (с помощью Божией, конечно).
#мысли #промысл
azbyka.ru
Принять ответственность за свою жизнь - митрополит Афанасий (Николау) - читать, скачать
Труд «Принять ответственность за свою жизнь» митрополита Афанасия (Николау). Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
❤9👍3
О достойном проведении воскресного дня
«Мы, прежде всего, должны освящать этот день общественною молитвою, как известно, совершаемою во храмах Божиих и в известной степени приноровленною к воспоминаемым в нем событиям и лицам. Участвуя в праздничном Богослужении, доставляющем нам богатый запас духовного удовольствия и освежения душа наша очищается от той суеты, какая приражается к ней в течение будничных дней и через это возвышается в область вечного своего назначения. Соответственно светло-радостному характеру праздничных дней, должна устрояться и вся жизнь наша в эти дни. Изливши свою любовь пред Богом в храме, православный христианин спешит излить ее и пред своими ближними в кругу собственной семьи. Члены семьи, разъединенные обыкновенно в будничные дни каждый своим делом, в праздники собираются вместе, и, под влиянием Церкви, более и более укрепляется их семейный союз любви. Дома православный христианин, не занимаясь в праздничные дни обычными житейскими делами, направленными к снисканию материального пропитания, проводит свободное от общественной молитвы время в чтении слова Божия, особенно тех мест его, которые относятся к празднику, в душеспасительном чтении других книг религиозно-нравственного содержания, полезных «светских» книг, в приличествующих празднику беседах и разговорах, – и семья невольно проникается тем духом, какой дышит в песнопениях церковных, положенных в праздничные дни. Посещая в праздники родных и знакомых, православный христианин желает разделить с ними радость праздничного дня, и если принимает в их домах, или в собственном доме участие в каких-либо невинных развлечениях и увеселениях, то он помнит, что все должно совершаться «благопристойно и чинно» (1Кор. 14, 40. Ср. 7, 31). Праздничная радость христианина должна быть полная. Притом же жизнерадостное настроение в праздничные дни способно действовать на нас освежающим образом, давая нам возможность с новым запасом сил и с большею охотою на следующий день снова приняться за свои обычные занятия. По той же причине празднику свойственна лучшая пища и лучшая одежда, и мы, позволяя себе это, не должны забывать, что все делаем «в славу Божию» (1Кор. 10, 31).
Если в праздничные дни должно уклоняться от обычных мирских дел, невинных и полезных для земной жизни, то тем более не должно омрачать святость этих дней грубыми забавами и порочными удовольствиями, лишающими христианина того благодатного ободрения и утешения, какие получены им в храме при праздничном Богослужении. Наконец, истинный христианин считает своим долгом освящать праздники добрыми делами в пользу нуждающихся ближних. Бедные люди ждут с нетерпением этих светло-радостных дней, надеясь, что их вспомнит участие христианской любви» (протоиерей Николай Стеллецкий. Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении. Т. 2).
#мораль #дисциплина #духовнаяжизнь
«Мы, прежде всего, должны освящать этот день общественною молитвою, как известно, совершаемою во храмах Божиих и в известной степени приноровленною к воспоминаемым в нем событиям и лицам. Участвуя в праздничном Богослужении, доставляющем нам богатый запас духовного удовольствия и освежения душа наша очищается от той суеты, какая приражается к ней в течение будничных дней и через это возвышается в область вечного своего назначения. Соответственно светло-радостному характеру праздничных дней, должна устрояться и вся жизнь наша в эти дни. Изливши свою любовь пред Богом в храме, православный христианин спешит излить ее и пред своими ближними в кругу собственной семьи. Члены семьи, разъединенные обыкновенно в будничные дни каждый своим делом, в праздники собираются вместе, и, под влиянием Церкви, более и более укрепляется их семейный союз любви. Дома православный христианин, не занимаясь в праздничные дни обычными житейскими делами, направленными к снисканию материального пропитания, проводит свободное от общественной молитвы время в чтении слова Божия, особенно тех мест его, которые относятся к празднику, в душеспасительном чтении других книг религиозно-нравственного содержания, полезных «светских» книг, в приличествующих празднику беседах и разговорах, – и семья невольно проникается тем духом, какой дышит в песнопениях церковных, положенных в праздничные дни. Посещая в праздники родных и знакомых, православный христианин желает разделить с ними радость праздничного дня, и если принимает в их домах, или в собственном доме участие в каких-либо невинных развлечениях и увеселениях, то он помнит, что все должно совершаться «благопристойно и чинно» (1Кор. 14, 40. Ср. 7, 31). Праздничная радость христианина должна быть полная. Притом же жизнерадостное настроение в праздничные дни способно действовать на нас освежающим образом, давая нам возможность с новым запасом сил и с большею охотою на следующий день снова приняться за свои обычные занятия. По той же причине празднику свойственна лучшая пища и лучшая одежда, и мы, позволяя себе это, не должны забывать, что все делаем «в славу Божию» (1Кор. 10, 31).
Если в праздничные дни должно уклоняться от обычных мирских дел, невинных и полезных для земной жизни, то тем более не должно омрачать святость этих дней грубыми забавами и порочными удовольствиями, лишающими христианина того благодатного ободрения и утешения, какие получены им в храме при праздничном Богослужении. Наконец, истинный христианин считает своим долгом освящать праздники добрыми делами в пользу нуждающихся ближних. Бедные люди ждут с нетерпением этих светло-радостных дней, надеясь, что их вспомнит участие христианской любви» (протоиерей Николай Стеллецкий. Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении. Т. 2).
#мораль #дисциплина #духовнаяжизнь
👍10
Сегодня день памяти прп. Александра Пересвета и Андрея Осляби в месяцеслове.
Многие знают сказание о двух иноках, отправленных сражаться на Куликовскую битву прп. Сергием Радонежским, а также историю про поединок Пересвета с Челубеем. Но что мы в действительности знаем об этих людях из исторических источников?
Александр Пересвет – согласно «Задонщине» (памятник древнерусской литературы конца XIV в.), родной брат Осляби. В 1369–70 участвовал в восстании в Брянском княжестве против власти литовского кн. Ольгерда. В 1370 г. перешёл на службу к великому кн. владимирскому Дмитрию Ивановичу (Донскому). Воевода одного из воинских отрядов в Куликовской битве 1380 г., погиб в ней. Согласно «Задонщине», перед Куликовской битвой Ослябя предсказал гибель своему брату Пересвету и сыну Якову. В общем-то это все, что известно об их роли в знаменитой битве.
А откуда известно про иночество и поединок? Есть такое «Сказание о Мамаевом побоище» – литературное произведение XV или XVI века об исторических событиях Куликовской битвы. Тут и превращается боярин Пересвет в инока, отправленного прп. Сергием вместе с Ослябей (в поздних редакциях), а также появляется поединок с неприятелем (причем в разных редакциях памятника Пересвет бьётся то с «печенегом», то с татарином Темиром, а в «Синопсисе» архим. Иннокентия (Гизеля) – с Челубеем).
В начале XVIII в. появилась легенда, что Пересвет принял постриг в Богородице-Рождественском монастыре на Старом Симонове, близ Москвы, где были обнаружены каменные саркофаги, приписанные Пересвету и Ослябе. В связи с этим в первоначальный текст списка синодика обители (1662) была внесена неудачная вставка о Пересвете и Ослябе, в которой они упоминались как схимонахи. Канонизированы общецерковно Архиерейским собором в 2016 году.
Перед нами один из примеров того, как краткие сведения о людях, не представляющие особого интереса, со временем превращаются в эпичные сказания, о которых знает практически каждый еще со школы. Как вы понимаете, история про то, что о поединке Пересвета якобы до сих пор помнят в Тибете (тиражируемая бездумно в соцсетях) является просто вымыслом.
#мифы
Многие знают сказание о двух иноках, отправленных сражаться на Куликовскую битву прп. Сергием Радонежским, а также историю про поединок Пересвета с Челубеем. Но что мы в действительности знаем об этих людях из исторических источников?
Александр Пересвет – согласно «Задонщине» (памятник древнерусской литературы конца XIV в.), родной брат Осляби. В 1369–70 участвовал в восстании в Брянском княжестве против власти литовского кн. Ольгерда. В 1370 г. перешёл на службу к великому кн. владимирскому Дмитрию Ивановичу (Донскому). Воевода одного из воинских отрядов в Куликовской битве 1380 г., погиб в ней. Согласно «Задонщине», перед Куликовской битвой Ослябя предсказал гибель своему брату Пересвету и сыну Якову. В общем-то это все, что известно об их роли в знаменитой битве.
А откуда известно про иночество и поединок? Есть такое «Сказание о Мамаевом побоище» – литературное произведение XV или XVI века об исторических событиях Куликовской битвы. Тут и превращается боярин Пересвет в инока, отправленного прп. Сергием вместе с Ослябей (в поздних редакциях), а также появляется поединок с неприятелем (причем в разных редакциях памятника Пересвет бьётся то с «печенегом», то с татарином Темиром, а в «Синопсисе» архим. Иннокентия (Гизеля) – с Челубеем).
В начале XVIII в. появилась легенда, что Пересвет принял постриг в Богородице-Рождественском монастыре на Старом Симонове, близ Москвы, где были обнаружены каменные саркофаги, приписанные Пересвету и Ослябе. В связи с этим в первоначальный текст списка синодика обители (1662) была внесена неудачная вставка о Пересвете и Ослябе, в которой они упоминались как схимонахи. Канонизированы общецерковно Архиерейским собором в 2016 году.
Перед нами один из примеров того, как краткие сведения о людях, не представляющие особого интереса, со временем превращаются в эпичные сказания, о которых знает практически каждый еще со школы. Как вы понимаете, история про то, что о поединке Пересвета якобы до сих пор помнят в Тибете (тиражируемая бездумно в соцсетях) является просто вымыслом.
#мифы
👍5
Об апокрифических сказаниях, связанных с земной жизнью и кончиной Спасителя и Богородицы:
«Религиозное чувство верующих, не довольствуясь теми рамками, в кои заключено было историческое содержание христианства в канонических Евангелиях, стремилось само выяснить те личности и события из земной жизни Иисуса Христа, которые имеют в ней второстепенное значение, но которые имеют высокий интерес для христианского чувства, благоговейно обращающегося ко всему, что окружало колыбель христианства, что выражало величие и славу пострадавшего за нас Богочеловека. И вот, от исторических событий, описанных в канонических Евангелиях, оно обращалось к сведениям, известным из устного предания; а фантазия, не всегда управляемая чистым разумением истины, примешивала к ним свои благочестивые гадания, развивала в ряд живых чувствований и картин обставляла занимательными подробностями, разукрашивала разнообразными чудесами. Так возникли сказания – о рождении послужившей таинству нашего спасения Богоматери, о св. ее обручнике Иосифе, о детстве Христа Спасителя, о Его неправедном осуждении на смерть и проч. Сказания эти, первоначально обращавшиеся в частном, домашнем кругу, мало-по-малу из уст в уста распространяясь в народных массах, дополняясь, исправляясь, и вообще видоизменяясь, доколе наконец тот или другой собиратель благочестивых сказаний придал им литературную форму, запечатленную более или менее характером его личности, времени и места его жизни, выдавал их под именем святых Апостолов (Иакова, Фомы) или других известных лиц в священной истории (Никодима).
Вселенская церковь, одушевляемая вечно живущим в ней Духом истины, не признавая их подлинности, не приписывая им полной исторической достоверности, поэтому не включила их в канон боговдохновенных книг, и никогда не ставила их наряду с каноническими Евангелиями. Действительно. Не говорим о том, что по самому времени своего происхождения, они далеко отстоят от канонических писаний; только три греческих апокрифа (приписываемые Иакову, Фоме и Никодиму) восходят к последней половине II-го или началу III века христианства. Не говорим о том, что о них, сравнительно с облаком свидетелей о канонических Писаниях Нового Завета, имеется весьма мало показаний древнейших отцов и учителей церкви. По самому содержанию своему, наполненному не всегда соответственными характеру Божественного Откровения подробностями и чудесами, и по изложению, довольно искусственному и витиеватому, они бесконечно отстоят от величественной, поистине божественной простоты и чистоты канонических Евангелий; их стремление подражать библейским сказаниям в образе представлении событий и в самых выражениях, равно как неспособность отделить существенное и важное от мелочного и несообразного с духом Вечной Истины, носит на себе ясный для внимательного читателя отпечаток их не подлинности, их происхождения не от Святого Духа, глаголавшего устами Пророков и Апостолов» (продолжение следует).
«Религиозное чувство верующих, не довольствуясь теми рамками, в кои заключено было историческое содержание христианства в канонических Евангелиях, стремилось само выяснить те личности и события из земной жизни Иисуса Христа, которые имеют в ней второстепенное значение, но которые имеют высокий интерес для христианского чувства, благоговейно обращающегося ко всему, что окружало колыбель христианства, что выражало величие и славу пострадавшего за нас Богочеловека. И вот, от исторических событий, описанных в канонических Евангелиях, оно обращалось к сведениям, известным из устного предания; а фантазия, не всегда управляемая чистым разумением истины, примешивала к ним свои благочестивые гадания, развивала в ряд живых чувствований и картин обставляла занимательными подробностями, разукрашивала разнообразными чудесами. Так возникли сказания – о рождении послужившей таинству нашего спасения Богоматери, о св. ее обручнике Иосифе, о детстве Христа Спасителя, о Его неправедном осуждении на смерть и проч. Сказания эти, первоначально обращавшиеся в частном, домашнем кругу, мало-по-малу из уст в уста распространяясь в народных массах, дополняясь, исправляясь, и вообще видоизменяясь, доколе наконец тот или другой собиратель благочестивых сказаний придал им литературную форму, запечатленную более или менее характером его личности, времени и места его жизни, выдавал их под именем святых Апостолов (Иакова, Фомы) или других известных лиц в священной истории (Никодима).
Вселенская церковь, одушевляемая вечно живущим в ней Духом истины, не признавая их подлинности, не приписывая им полной исторической достоверности, поэтому не включила их в канон боговдохновенных книг, и никогда не ставила их наряду с каноническими Евангелиями. Действительно. Не говорим о том, что по самому времени своего происхождения, они далеко отстоят от канонических писаний; только три греческих апокрифа (приписываемые Иакову, Фоме и Никодиму) восходят к последней половине II-го или началу III века христианства. Не говорим о том, что о них, сравнительно с облаком свидетелей о канонических Писаниях Нового Завета, имеется весьма мало показаний древнейших отцов и учителей церкви. По самому содержанию своему, наполненному не всегда соответственными характеру Божественного Откровения подробностями и чудесами, и по изложению, довольно искусственному и витиеватому, они бесконечно отстоят от величественной, поистине божественной простоты и чистоты канонических Евангелий; их стремление подражать библейским сказаниям в образе представлении событий и в самых выражениях, равно как неспособность отделить существенное и важное от мелочного и несообразного с духом Вечной Истины, носит на себе ясный для внимательного читателя отпечаток их не подлинности, их происхождения не от Святого Духа, глаголавшего устами Пророков и Апостолов» (продолжение следует).
«Но с другой стороны Церковь, принимая в уважение сохранившиеся в апокрифах остатки древнейших священных преданий, щадя в них невинные выражения религиозного чувства, простодушные создания человеческой фантазии не восставала против них, не запрещала верующим пользоваться ими для назидательного чтения. Поэтому не удивительно, что в продолжение средних веков истории они вошли во всеобщее употребление: часто переписывались и переводились на разные языки, и на наш церковнославянский язык, – читались не только в домах, но и в храмах в праздничные дни, посвященные воспоминанию великих событий из жизни Христа Спасителя и Богоматери. Некоторые предания древности, в них заключающиеся, вошли в сказания церковных писателей, в священные песнопения творцов церковных песней и канонов; различные обстоятельства, описанные в апокрифах, послужили основанием для определенного изображения некоторых лиц и предметов на святых иконах и в произведениях религиозной живописи» (протоиерей Петр Преображенский. Апокрифические сказания о жизни Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazhenskij/apokrificheskie-skazanija-o-zhizni-gospoda-iisusa-hrista-i-ego-prechistoj-materi/#0_1).
azbyka.ru
Апокрифические сказания о жизни Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери - протоиерей Петр Преображенский - читать, скачать
Труд «Апокрифические сказания о жизни Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери» протоиерея Петра Преображенского. Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
👍4
Наконец-то вышла наша совместная статья относительно одного интересного когнитивного искажения https://azbyka.ru/opasnost-fenomena-very-v-spravedlivyj-mir #моиработы
Православный портал «Азбука веры»
Опасность феномена «веры в справедливый мир» - православная энциклопедия «Азбука веры»
чтец Сергий Федоров, магистр богословия, и Наталья Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии «Люди, обладающие рассуждением…
👍4❤1