чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
756 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
455 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Заметил, что многим людям в Церкви тяжко и страшно, когда отсутствует строгая регламентация в какой-то сфере духовной жизни. Люди очень желают и прямо требуют инструкций. Видимо потому, что так проще переложить ответственность за свою жизнь на кого-то еще и можно себя успокоить тем, что «я все делаю как положено, следовательно у меня будет необходимый результат» (даже если его нет). Такие люди не желают свободы и разнообразия подходов, это их страшно пугает.
#мысли #духовнаяжизнь
👍6🤔1
Для многих наших соотечественников Новый год - главный семейный праздник, когда многие ожидают какого-то чуда, загадывают желания и чего-то напряжённо ждут, стимулируя себя соответствующей обстановкой и атрибутикой. Но наступает заветная полночь, пробивают куранты, звучат поздравления, звон бокалов и.. пустота. Чуда опять не случилось, просто перевернулась страница календаря, ещё день-два и очередное празднование уходит до следующего года.

Но ведь это ожидание чуда, чего-то доброго и необычного у людей есть, и я думаю, оно неслучайно, оно присуще нам. Как пишет христианский писатель П. Крифт, мы твердим: «И это все?» — словно дети, перебирающие рождественские подарки. «Ну что за жадность, что за неблагодарность!» — думаем мы, и притворяемся, что довольны; но ненадолго. Рано или поздно приходится спросить соловья: «Чего же ты хочешь?» В конце концов от правды не уйдешь, от нее можно уйти лишь в начале. <...> Ребенок в нас жаден — ему обещали совсем другой подарок, живой, вроде щенка или котенка, а в каждом пакете неживые вещи, механические игрушки. Обезьяний корм. Кто же внушил такую мысль? Кто обещал щенка, кто сказал о небе? Когда это было? Почему мы поняли? Мы узнаем это, вспоминаем; когда же мы это знали и видели, когда забыли? С нами этого не было, мы только чувствуем, что этого нет, и ничто не заполнит дыру в сердце. Но мы узнаем это по самым слабым намекам, в тысячах едва заметных подобий. Мы знаем неведомое не хуже, чем утраченного друга (Небеса, по которым мы так тоскуем).

Рождество Христово - это то событие, то празднование, которое наполнено смыслом и чудом, которого мы не получаем на Новый год. Благая Весть о рождении великого Царя и Спасителя мира - это не старая легенда, а реальность, изменившая мир и имеющая прямое отношение к каждому из нас. Поэтому наши ожидания и внутренняя тоска по чуду - это не детская блажь, а закономерное явление, потребность, которая может наполниться реальностью воплощения Бога, с Ним можно войти в общение и стать Его ребенком. Так что я жду Рождество, праздник со смыслом.
#мысли
👍75
Свт. Феофан Затворник о свободе и подзаконности в духовной жизни:

«Наш долг повиноваться Церкви, как мы и исповедуем в Символе веры словами: “Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь”. Все, что есть и установлено в Церкви, есть закон для каждого из нас, пока оно есть и держится в Церкви.

Но и мы не закованы в сие, как в оковы. Когда мы обще со всеми действуем, обязаны действовать по общему уставу; а когда делаем что дома, одни, то тут и нам оставлена свобода. Молитвы и песни в Церкви читаются и поются для всех, – и мы обязаны тогда объединяться в духе со всеми. Но в домашней молитве ты совершенно свободен. Для этого составлены молитвенники; но образ употребления их тебе предоставлен. Установлены посты, указаны и способы подвижничества – бдение, уединение, труд. А образ исполнения сего оставлен на свободу, приложен только совет: с советом все твори. В образе благотворения еще более простора и свободы. Таким образом в нашей церковной жизни дивным образом сочетана свобода с законностию, то и другое быв направлено к преспеянию во внутренней жизни».
#дисциплина #духовнаяжизнь
3
Вопросы святым об их сочинениях

Святоотеческое наследие является существенной частью православной традиции. Отдельные верующие относятся к нему с разной степенью рассудительности. Нередко привлечение материала из святоотеческих сочинений сопровождается крайностями: от пренебрежительного отношения до преклонения перед ними. Я полагаю, что это происходит, в том числе, из-за отсутствия элементарных основ методологии работы с подобным материалом, которые предлагаются нам самими отцами Церкви. Поэтому сегодня я задам важные вопросы самим отцам Церкви, чтобы выяснить, как же все-таки, по их собственному мнению, следует относиться к их сочинениям с рассуждением.

– Святые люди знают все обо всем?

О том, как соприкасается ум с телом, о том, где размещены воображательная и мнительная части души, какое место получила память, какая часть нашего существа самая подвижная и как бы ведущая за собой остальные, где зарождается кровь, беспримесны ли влажные телесные составы и какой из внутренних органов служит им сосудом, – обо всем этом каждому можно говорить что кому нравится, потому что все люди держатся здесь вероятия, как и в отношении неподвижности созвездий и подвижности планет, величины и природы небесных тел и вообще всего того, чего не открыл нам с очевидностью Дух, он один знает в точности истину о вселенной (свт. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих, II.2.30).

– Почему святые иногда ошибались в существенных вопросах?

Святые, сделавшись учителями, или сами собою, или принуждаемые к тому другими людьми, весьма преуспели, превзошли своих учителей и, получив утверждение свыше, изложили новое учение, но вместе с тем сохранили и то, что приняли от прежних учителей своих, т. е. учение неправое. Преуспев впоследствии и сделавшись учителями духовными, они не помолились Богу, чтобы Он открыл им относительно первых их учителей: Духом ли Святым внушено было то, что они им преподали, но, почитая их премудрыми и разумными, не исследовали их слов; и таким образом мнения учителей их перемешались с их собственным учением, и святые сии говорили иногда то, чему научились от своих учителей, иногда же то, что здраво постигали собственным умом; впоследствии же и те и другие слова приписаны были им. Принимая от других, преуспев и сделавшись лучшими, (святые) Духом Святым говорили то, что вверялось им с утверждением от Него; говорили и то, что им было преподано прежними учителями их, не исследывая слов их, тогда как им должно было (исследовать) оные, и чрез молитву к Богу и вопрошения (просвещенных Духом) удостовериться, справедливы ли они. Таким образом перемешались учения, и все, что говорили сии святые мужи, их имени приписывалось (прп. Варсонофий Великий. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников, 610).

– Святоотеческое наследие входит в понятие Священного Предания, как источника православного вероучения?

Отцы Церкви держались Предания, где было нужно, точно так же, как благоговейно описывали деяния Церкви и частных лиц. Но они же размышляли о слове Божием, о предметах веры, о правилах жизни, они спорили и ораторствовали, философствовали и были филологами и при этом даже ошибались; потому говорить, что учение об Отцах Церкви то же, что учение о Предании, значит не понимать Отцов Церкви или, намеренно закрыв глаза для предмета, толковать о нем по своему произволу. Если хотите, можете извлекать из учения Отцов Церкви учение Предания, но это будет особая работа, но не учение об Отцах (свт. Филарет Черниговский, русский патролог. Цит. по: Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubokovskij/russkaja-bogoslovskaja-nauka-v-ee-istoricheskom-razvitii-i-novejshem-sostojanii/#0_12).
#богословие
– Если отец Церкви рассуждает о богословии (в широком смысле) или толкует Священное Писание в согласии с церковным учением, обязывает ли это нас принимать все его утверждения (толкования), как заведомо авторитетные и истинные?

Только к тем книгам Писания, которые уже называются каноническими, я научился относиться с таким уважением и таким благоговением, что твердо верую: ни один из авторов этих книг, когда писал их, ни в чем не ошибся. <…> Всех же прочих писателей, сколь великими и выдающимися не были бы их святость и ученость, я читаю так: я не признаю написанное ими истинным только по причине того, что они так думали, но признаю это истинным в том случае, если они смогли убедить меня, используя для этого, либо канонических авторов, либо обладающее доказательной силой разумное рассуждение (блж. Августин. Epistle 82.3).

– Корректно ли приводить некоторое недогматическое утверждение из сочинений отца Церкви так, что оно не подлежит никакому критическому осмыслению?

Сочинения этого рода надлежит отличать от авторитета канона [Библии]. Ведь эти сочинения не следует читать с целью привести из них некое свидетельство, вопреки которому нельзя нечто утверждать, причем даже тогда, когда, возможно, их авторы думали иначе, чем того требует истина (блж. Августин. Epistle 93.35).

– Всегда ли суждения отцов и учителей Церкви основаны на точном смысле библейского текста?

У знаменитых учителей Церкви встречаются такие мнения о вере, которые не основаны на точном смысле слова Божия и потому могут принимаемы и не принимаемы, или же должны быть и вовсе отвергнуты. (свт. Филарет Черниговский. Православное догматическое богословие. Т. 1. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Chernigovskij/pravoslavnoe-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom-1/1_2).

– Как следует относиться к мнениям, которые разногласят с согласным учением отцов?

Мысли должно сносить только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа. А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомышленников принимали, содержали, передавали открыто, часто, непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то почитать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, несогласно со всеми или даже противореча всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, и отличать от авторитета общего, открытого и всенародного верования, дабы, оставив древнюю истину всеобщего учения, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека (прп. Викентий Лиринский. Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lirinskij/pelegrin/).

– Любое ли «согласие отцов» является безусловной истиной для православного христианина?

Древнее согласие святых отцов нам следует с великим усердием изыскивать, чтобы затем следовать ему, не в каждом мелочном вопросе Божественного закона, но в первую очередь, разумеется, только относительно правила веры (прп. Викентий Лиринский. Communitorium, 1.28.1).
#богословие
👍1
– По всякому ли вопросу, вызванному чтением Священного Писания, следует искать универсальное церковное толкование?

Необходимо сводить понимание небесного Писания к единому правилу церковного разумения — в первую очередь только в отношении тех вопросов, на которых утверждены основания всего кафолического догмата (прп. Викентий Лиринский. Communitorium, 2.29.2).

– В каких случаях нам следует безусловно доверять свидетельству святого по частному недогматическому вопросу?

Когда слышишь, что кто-либо из них говорит о себе, что он от Духа Святого слышанное поведает, то сие несомненно, и мы должны тому верить. Если же (святой муж) и говорит.. но не найдешь, чтобы он подтверждал слова свои, как бы имел утверждение свыше, то они проистекли из учения прежних его учителей, и он, доверяя знанию и премудрости их, не вопрошал Бога, истинно ли сие (прп. Варсонофий Великий. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников, 610).
#богословие
👍3
Из богословского материала, изложенного у св. отцов, выстраивается такая иерархия.

1. Догматическое учение, "правило веры" - обязательно для принятия каждым христианином.

2. Частные откровения святым - не имеют обязывающего характера для спасения, как догматы, но достойны полного доверия.

3. Богословские мнения, согласные со Словом Божиим - это область вероятной истины, к ним нужно относится с большим рассуждением, как правило, они обосновываются святыми рационально, имеют аргументацию, поэтому их нужно оценивать, соответственно, по убедительности этой аргументации, сохраняя уважение к св. отцу.

4. Ложные богословские мнения, не согласные со Словом Божиим - их нельзя придерживаться, кто бы их ни высказывал, но их мало, практически все из них хорошо известны.
#богословие
👍2
Совет святого Николая Японского о распознании воли Божией:

«Волю же Божью узнать легко по следующему признаку: если после молитвы, после серьезных размышлений Вы не чувствуете тяготы, печали, отвращения к делу, а чувствуете себя легко, с улыбкой, с легким сердцем помышляете о предлагаемом Вам деле, то – явный признак, что оно не против воли Божией».
#молитва #духовнаяжизнь
9
Святейший Патриарх Кирилл об образе современного православного христианина

«Теперь о внешнем облике верующего человека. Расскажу такую историю. Бог благословил мою жизнь опытом общения со святым человеком. Лет шести-семи от роду я был привезен родителями в Псково-Печерский монастырь к известному в то время старцу Симеону. Помню, я страшно боялся этого старца и его кельи. Но вот повели меня к нему, в вырытую в горе келью близ Успенского собора. Войдя в помещение с маленьким окошечком, я увидел выходящего мне навстречу из другой комнаты старичка в светлом подрясничке. Этот человек словно светился, знаете, как будто солнце заглянуло в тень. Радостным, веселым, светящимся был старец Симеон, и это теплое воспоминание о встрече с ним я сохраню до конца своих дней. Тогда я сказал себе, что это, наверное, и есть святой человек. Христианство - это вечная радость, но не нарочитая стодолларовая улыбка, а неоскудевающее радование о Господе и мире Божием.

Прямо противоположный и значительно более распространенный случай - одежда в черно-серо-коричневой гамме, мрачное выражение лица, ни тени улыбки. Какое радование, разве это можно верующему человеку? У меня есть родственница, которая меня по телефону все корит: Почему ты улыбаешься, выступая по телевидению? Архиерею не полагается улыбаться. Это глубоко ошибочное представление о том, каким должен быть облик христианина. Взгляд верующего человека на жизнь отличается спокойствием и мудростью, а вера сообщает внутреннюю радость. У верующего во Христа нет причины посыпать главу пеплом. Это не новая тема в истории христианства. Вспомним Слово Божие: Также, когда постись, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися... А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице, чтобы явится постящимися не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф 6:16-18). Поэтому и мы должны быть свободны от необходимости соответствовать ложному, фарисейскому пониманию благообразия. Равным образом не следует и приходящих в Церковь молодых людей ставить в жесткие ограничивающие рамки: отныне одеваться следует так, а не иначе, о веселье и радости надо забыть, от занятий спортом отказаться, светскую музыку не слушать. Сковывая всеми возможными способами свободу движения вновь пришедших братьев и сестер, мы не только совершаем недопустимое и неразумное насилие над их волей, но и собственными руками отталкиваем от Церкви людей, ищущих Христовой Истины <...>

Молодых людей, желающих быть христианами, мы не в иноческую келью увлекаем. Дай Бог, чтобы кто–то из них в свое время ощутил призвание к монашескому подвигу. Тогда это другой вопрос — и другой образ жизни, другой взгляд на вещи. Но даже это вовсе не означает, что, вопреки Священному Писанию, фарисей более угоден в глазах Господа, чем мытарь. Однако если человек желает жить христианином в миру, имея работу, семью и неизбежные светские попечения, то почему он должен стараться изменить выражение своего лица, одеваться на какой–то особый манер, замыкаться в себе, прерывать общение с другими людьми? Встречаю как–то утром на дороге к храму группу молодых женщин. Все как одна выглядят диковато, резко выделяются среди горожан, одеты странно и не по–людски. Оказывается, местный батюшка допускает женщин на службу не иначе, как в этой псевдоправославной униформе. Вот и ходят они в храм в каких–то черных сарафанах. Все это не имеет никакого отношения ни к Православию, ни к благообразию, ни к достоинству, ни к скромности. Это пародия на Церковь, дурновкусие. Насаждая фольклорное, музейное, костюмированное Православие, мы тем самым словно сигнализируем обществу и человеку о том, что наша вера якобы не имеет никакого отношения к современной жизни. А между тем место Православия — на стремнине жизни и в сокровенном обиталище наших чувств».
#проблемыцерковнойжизни #духовнаяжизнь
16👍4
Тезис из социального учения Константинопольского патриархата о патриотизме и национализме («За жизнь мира», п. 11)

«Любовь к собственной культуре – высокое чувство, если оно искренно и сочетается с готовностью признавать красоту и благородство других культур, приветствовать межкультурные обмены и плодотворное взаимообогащение всех. Также и патриотизм может быть положительным и полезным чувством, если не принимать его за добродетель в себе или за моральное благо, даже когда страна становится глубоко несправедливой или разрушительной. Но христианам категорически запрещается создавать из своей культурной, этнической или национальной идентичности идолов. Для христианской совести неприемлемы ни "христианский национализм", ни любая другая форма национализма».

И никакого вам псевдоправославного долга перед родиной.
#учениецеркви
👍12
Святитель Нектарий Эгинский о том, что христианину следует быть вежливым человеком

«Христиане должны, согласно заповеди Божией, стать святыми и совершенными. Совершенство и святость начертываются сначала глубоко в душе христианина, а уже потом отпечатываются и в пожеланиях его, в речах его, в делах его. Таким образом, благодать Божия, которая существует в душе, изливается и на весь внешний характер.

Христианин должен быть вежлив со всеми. Слова и дела его должны дышать благодатью Святого Духа, которая обитает в душе его, чтобы таким образом было засвидетельствовано его христианское житие и славилось имя Божие.

Тот, кто выверяет каждое слово, тот и выверяет каждое дело. Тот, кто исследует слова, которые собирается сказать, исследует и дела, которые намеревается совершить, и никогда не перейдет границ хорошего и добродетельного поведения.

Благодатные речи христианина характеризуются деликатностью и вежливостью. Это то, что рождает любовь, приносит мир и радость. Напротив, грубость порождает ненависть, вражду, скорбь, желание побеждать [в спорах], беспорядки и войны.

Итак, да будем всегда вежливы. Никогда да не изойдет из уст наших дурное слово, слово, которое не будет исполнено соли благодати Божией, но всегда [да будут у нас] речи благодатные, речи благие, речи, которые засвидетельствуют вежливость во Христе и развитость души».
#мораль
👍8🔥1
Любителям выносить суждения о церковном отношении к чему-либо посвящается. Если кто из священников или мирян начинает свою фразу с "Церковь учит", "Церковь относится" или "Церковь запрещает", смело требуйте ссылку на соборное решение. А то любят некоторые трепать языком, независимо от статуса.

«Освященный Архиерейский Собор напоминает о неприемлемости ситуации, когда отдельные миряне, а порой и клирики восхищают право от лица Церкви выносить определения о совместимости или несовместимости того или иного явления с верой Христовой и христианским образом жизни. Такое право принадлежит Собору или Синоду, опирающимся на Священное Писание и Предание Церкви и действующим в единомыслии со всем клиром и паствой».

📖Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных (документ принят Архиерейским Собором 2013 года).
#дисциплина
👍4
🎄Сегодня большая часть христианского мира, большинство православных церквей по всему миру, включая отдельные приходы Русской Церкви в Европе, отмечают Рождество Христово. В Новый год они вступят уже в период святочных дней.

Ну а мы подождем ещё две недельки и тоже их догоним)
👍73
❄️Почему греки празднуют Рождество 25 декабря, а русские - 7 января?

На самом деле, и те, и другие, отмечают одинаково - 25 декабря. Просто по разным календарным стилям. Греческие Церкви (и ряд других) живут по новоюлианскому календарю (совпадает с гражданским общевропейским), а Русская Церковь (и ряд других) - по юлианскому. Разница между календарями составляет сейчас 13 дней.
#ответынавопросы
👍4
Утешение для тех, кто излишне мнителен к своей греховности и переживает как бы не попасть в ад:

«Неправильно было бы говорить, что несмертные грехи наказуются после смерти. Ибо тогда все бы подпали под наказание и никто бы не взошел после смерти на небеса. Ибо нет никого без греха, как говорит брат Господень, а также и наперсник Христов — каждый в своем послании, а также и Карфагенский Собор, и в Писании сказано, что праведник семикратно в день согрешит. Но таковой грех не изгоняет Бога из человека и не препятствует любви [к Богу] и не делает того, кто его совершит, повинным во всех грехах. Ибо он, происходящий от человеческой немощи, а не от скверного произволения, вменяется ни во что, уничтожаемый вседневной молитвой верных» (патриарх Иерусалимский Досифей II Нотара).

Последняя фраза говорит, как о совершаемом ежедневно верующими исповедании грехов в рамках вечернего правила, так и о любом прошении о прощении грехов, которыми наполнены наши молитвенные тексты.
#духовнаяжизнь #мораль
👍11
🗓Слово свт. Иоанна Златоуста на Новый год, произнесенное 1 января 387 года, остается по-прежнему актуальным и в наши дни:

«Более всего прискорбны состязания, которые происходят сегодня в гостиницах и преисполнены распутства и великого нечестия: нечестия потому, что занимающиеся ими замечают дни, гадают и думают, что если первый день этого месяца они проведут в удовольствии и веселии, то и во весь год будет то же; а распутства потому, что на самом рассвете и женщины, и мужчины, наполнив стаканы и чаши вином, напиваются с великой неумеренностью. Это несообразно с нашим любомудрием, сами ли вы делаете это или позволяете делать другим, слугам или друзьям, или соседям. Неужели ты не слыхал слов Павла: Дни смотряете, и месяцы, и времена, и лета. Боюся о вас, еда́ како всуе трудихся в вас (Гал.4:10–11)?

Крайне безумно по одному счастливому дню ожидать того же на весь год; и не только от безумия, но и от дьявольского влияния происходит та мысль, будто в делах вашей жизни надобно полагаться не на собственную ревность и деятельность, а на дневные обращения времени. Счастлив для тебя будет год во всем не тогда, как ты будешь пьянствовать в первый день, но если и в первый, и в каждый день будешь делать угодное Богу. День бывает худ или хорош не по своей природе, – потому что день ото дня ничем не разнится, но – по нашему усердию или беспечности. Если ты сделал добро, то день для тебя хорош, а если ты согрешил, то – худ и неразлучен с наказанием. Если ты будешь так рассуждать и так настраивать себя, совершая каждый день молитвы и милостыни, то весь год для тебя будет счастлив; а если ты, не заботясь о добродетели, будешь ожидать радостей для души своей от начала месяцев и исчисления дней, то не будет тебе ничего доброго. Дьявол, зная это и стараясь отклонить нас от подвигов добродетели и подавить душевную ревность, научил людей счастье и несчастье приписывать дням. Кто убежден, что есть дни счастливые и несчастливые, тот в несчастливый день не будет заниматься добрыми делами, думая, что весь его труд останется тщетным и бесполезным по роковому свойству дня; равно и в счастливый день не займется теми делами, думая, что его нерадение нисколько не повредит ему, по хорошему свойству самого дня, и таким образом он в том и другом случае будет терять свое спасение, и, считая труды свои то бесполезными, то излишними, будет провождать жизнь недеятельную и порочную. Зная это, мы должны избегать козней дьявола, исторгать из души такое убеждение, не наблюдать дней, не пренебрегать одним днем и не привязываться к другому».
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/novyj_god/
#мораль
👍63👎2👏1
🎄Друзья, поздравляю вас с наступающим новым годом!

Предыдущий год был тревожным и следующий обещает быть непростым. Но будем помнить о том, что все в руках Божьих! Все, что мы можем сделать - это оставаться каждому на своем месте человеком, христианином и хорошо делать свое дело, как для Господа. И пусть Его покров и благословение будет со всеми нами!
20👏7🤔1
Хотел бы напомнить, что завтра воскресный день, а это значит, что обязанность участия в литургии для нас остаётся, как обычно. Независимо от празднования Нового года.
👍15👎1🥰1
Свт. Феофан Затворник о духовном праздновании Нового года:

«В духовной жизни Новый год есть, когда кто из живущих в нерадении начинает ревновать о спасении и богоугождении: ибо когда кто решается на это, тогда у него внутри и вне все перестраивается заново и на новых началах, древнее мимоходит и все бывает ново. Если у тебя есть это, понови; а если нет, произведи, и будет у тебя Новый год.

Если благоволит Господь кому настроиться в Новый год таким образом, то есть не только подумать так, но и в жизнь ввести все это, тот наисовершеннейшим образом, по-христиански, отпразднует Новый год, и приготовится к христианскому препровождению всего лета».

Действительно, календарный Новый год - это всего лишь очередная дата. По-настоящему новым он может стать, только если мы сами произведем качественные изменения в своей жизни.
#духовнаяжизнь
13👍3
Принципы критического прочтения церковной литературы (на основе рассуждения свт. Димитрия Ростовского «о бороде»)

В православной среде существует большое количество текстов разной степени авторитетности, в которых нечто утверждается, как обязательное для спасения или осуждается, как грех. При этом, аргументация, которая приводится в таких текстах (включая святоотеческие), далеко не всегда бывает качественной. Свт. Димитрий Ростовский в свое время написал интересное рассуждение против утверждающих греховность брадобрития. На основании его разбора, я выделил следующие принципы, предлагаемые святителем, которые следует применять к любым подобным текстам, чтобы определить степень их адекватности и обязательности для верующих.

1. Чтобы утверждать, что некий акт является греховным, необходимо привести ясную новозаветную (!) заповедь, которая говорит об этом. Если утверждающий не может ее привести, значит он балабол. Цитата свт. Димитрия: «Где заповедь Божия положена, там и грех указан, так как преступить заповедь Божию – грех: а где заповедь Божия не положена, там и не может быть греха. Там где нет преступления заповеди, нет и греха».

2. Чтобы утверждать, что некое правило относится к христианам, необходимо выяснить контекст законоположения и намерение законодателя. Возможно, что утверждающий выдает за непременное требование то, что в первоначальном контексте имело совсем иное значение.

3. Если нечто не узаконено на Вселенском или поместном соборе, значит это не может выдвигаться как непременное требование христианского благочестия. Даже если церковный собор узаконил нечто, основываясь на фейковом тексте, то это узаконение не является обязательным.

4. Если защитник утверждения (даже святой отец или авторитетная церковная книга), защищает нечто откровенно бредовое, выдаёт превратное толкование и/или нечто противоречащее учению Церкви, значит не следует слушать его. Свт. Димитрий без смущения отвергает нелепые утверждения старопечатных церковных требников, без какого-либо слепого преклонения перед ними.

5. Если некое правило или практика основаны на исторических подлогах и/или откровенной клевете даже по отношению к неправославным, то оно не заслуживает никакого уважения.

6. Правило должно иметь разумное нравственное основание и обосновываться здравым рассуждением.

Техника духовной безопасности: не все то, что написано церковным шрифтом, пришло от Бога, поймите это и возможно жить станет немного легче.
#дисциплина
👍8