чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
755 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
455 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Хотел бы напомнить, что завтра воскресный день, а это значит, что обязанность участия в литургии для нас остаётся, как обычно. Независимо от празднования Нового года.
👍15👎1🥰1
Свт. Феофан Затворник о духовном праздновании Нового года:

«В духовной жизни Новый год есть, когда кто из живущих в нерадении начинает ревновать о спасении и богоугождении: ибо когда кто решается на это, тогда у него внутри и вне все перестраивается заново и на новых началах, древнее мимоходит и все бывает ново. Если у тебя есть это, понови; а если нет, произведи, и будет у тебя Новый год.

Если благоволит Господь кому настроиться в Новый год таким образом, то есть не только подумать так, но и в жизнь ввести все это, тот наисовершеннейшим образом, по-христиански, отпразднует Новый год, и приготовится к христианскому препровождению всего лета».

Действительно, календарный Новый год - это всего лишь очередная дата. По-настоящему новым он может стать, только если мы сами произведем качественные изменения в своей жизни.
#духовнаяжизнь
13👍3
Принципы критического прочтения церковной литературы (на основе рассуждения свт. Димитрия Ростовского «о бороде»)

В православной среде существует большое количество текстов разной степени авторитетности, в которых нечто утверждается, как обязательное для спасения или осуждается, как грех. При этом, аргументация, которая приводится в таких текстах (включая святоотеческие), далеко не всегда бывает качественной. Свт. Димитрий Ростовский в свое время написал интересное рассуждение против утверждающих греховность брадобрития. На основании его разбора, я выделил следующие принципы, предлагаемые святителем, которые следует применять к любым подобным текстам, чтобы определить степень их адекватности и обязательности для верующих.

1. Чтобы утверждать, что некий акт является греховным, необходимо привести ясную новозаветную (!) заповедь, которая говорит об этом. Если утверждающий не может ее привести, значит он балабол. Цитата свт. Димитрия: «Где заповедь Божия положена, там и грех указан, так как преступить заповедь Божию – грех: а где заповедь Божия не положена, там и не может быть греха. Там где нет преступления заповеди, нет и греха».

2. Чтобы утверждать, что некое правило относится к христианам, необходимо выяснить контекст законоположения и намерение законодателя. Возможно, что утверждающий выдает за непременное требование то, что в первоначальном контексте имело совсем иное значение.

3. Если нечто не узаконено на Вселенском или поместном соборе, значит это не может выдвигаться как непременное требование христианского благочестия. Даже если церковный собор узаконил нечто, основываясь на фейковом тексте, то это узаконение не является обязательным.

4. Если защитник утверждения (даже святой отец или авторитетная церковная книга), защищает нечто откровенно бредовое, выдаёт превратное толкование и/или нечто противоречащее учению Церкви, значит не следует слушать его. Свт. Димитрий без смущения отвергает нелепые утверждения старопечатных церковных требников, без какого-либо слепого преклонения перед ними.

5. Если некое правило или практика основаны на исторических подлогах и/или откровенной клевете даже по отношению к неправославным, то оно не заслуживает никакого уважения.

6. Правило должно иметь разумное нравственное основание и обосновываться здравым рассуждением.

Техника духовной безопасности: не все то, что написано церковным шрифтом, пришло от Бога, поймите это и возможно жить станет немного легче.
#дисциплина
👍8
Сегодня память св. Иоанна Кронштадтского, известного пастыря Российской империи. Приведу слова протоиерея Алексия Уминского о нем:

«Вообще святость - это не безгрешность. Святые тоже грешили, тоже искушались и ошибались, но при этом всегда каялись, исправлялись и шли только одним путем по направлению к Богу. Не верите: читайте дневник о. Иоанна Кронштадтского - великого русского святого. В этом дневнике, на последних днях своей жизни перед нами ни супермен, ни киборг, а такой же человек как мы, а значит и мы призванные к святости, тоже можем быть святыми».
#духовнаяжизнь
👍6
❄️5 ошибочных представлений о Рождестве Христовом

Рождество Христово является одним из самых значительных событий в мировой истории. Представления о нем, сложившиеся в культуре, как содержат дополнительные небиблейские подробности, так и бывают в корне ошибочны.

1. Волхвы пришли поклониться Богомладенцу практически в одно время с пастухами.

В сознании многих людей, персонажи рождественской истории стоят настолько тесно между собой, что появление их всех ассоциируется с одной ночью. Мы можем видеть волхвов на иконе Рождества, слышать в праздничном тропаре, что «ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют», однако, такое упоминание говорит не об одновременности их прихода, но об их причастности одному и тому же великому событию. В действительности, вдумавшись в евангельское повествование, мы поймем, что последовательность событий не так очевидна, как кажется. В Евангельском Синопсисе предлагается такая хронология: Рождество - поклонение пастухов - Обрезание - Сретение - поклонение волхвов и бегство в Египет. В пользу того, что поклонение волхвов произошло после Сретения говорят следующие факты:

• Христос родился в яслях для скота (Лк. 2:7), а волхвы приходят для поклонения уже в дом (Мф. 2:11). Видимо после рождества прошло достаточно времени, чтобы найти нормальное жилище.

• Ирод убивает детей от двух лет и меньше (Мф. 2:16). Это может говорить о том, что прошло немало времени после рождения Христа и Ирод решил перестраховаться, приказав убить детей постарше.

• Святое Семейство приносит за Первенца жертву бедняков - птиц вместо агнца (Лк. 2:24). Волхвы принесли им богатые дары и если бы они пришли до Сретения, когда Мария приносила жертву, то наверняка Она смогла позволить Себе более дорогое жертвоприношение.

• До Сретения прошло всего 40 дней, навряд ли бы за это время Святое Семейство успело убежать и пожить в Египте, что произошло, несомненно, после прихода волхвов (Мф. 2:13). Ирод уже искал Христа, чтобы убить Его, и идти в Иерусалим было просто опасно.

2. Волхвов было трое.

Это одно из таких устойчивых представлений, которое может восприниматься как факт из библейского повествования. Однако евангелисты ничего не говорят о количестве пришедших. «Число 3, которое утвердилось впоследствии, впервые приводит Ориген, он связывает волхвов с 3 мужами, которые встречают Исаака (Быт 26:27-29) (In Gen. hom. 14. 3), или по числу даров (Contr. Cels. I 60). Постепенно установилось именно это число, хотя в других произведениях этого периода говорится о 2, 4, 6, 8, а в сирийской Церкви существовало предание о 12 волхвах, которые пришли в Иерусалим с большой свитой» (Волхвы // ПЭ. Т. 9). Точные имена волхвов и указание на их царское достоинство появляется уже в Средневековье.

3. Воины Ирода истребили десятки тысяч младенцев.

Евангелист Матфей не сообщает никаких конкретных цифр, только сказав, что Ирод «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» (Мф. 2:16). «В настоящее время ученые согласны в том, что число убитых младенцев не было велико, так как Вифлеем никогда не был большим городом. Указания в богослужебных книгах на 14 тысяч и даже на 144 тысячи младенцев следует считать позднейшими, ни на чем не основанными и крайне преувеличенными, возникшими, вероятно, из желания усилить вину Ирода» (Толковая Библия под ред. А. П. Лопухина). По подсчетам, население Вифлеема было 300-1000 человек. «Если все население было 1000, с коэффициентом рождаемости 30 детей в год, то младенцев мужского пола двух лет и ниже с трудом насчитывается более 20» (Brown R. The Birth of the Messiah: A Commentary on the Infancy Narratives in the Gospels of Matthew and Luke. 1999. Р. 204). «Но его преступление нисколько не уменьшается и не увеличивается вследствие того, убил ли он 20 или 14 000 младенцев, оставаясь одинаково позорным и бесчеловечным и в том, и в другом случае» (Толковая Библия под ред. А. П. Лопухина).

Продолжение следует
#мифы
👍7
4. Христос родился 2023 года назад.

Летоисчисление от Рождества Христова было введено в 525 году настоятелем одного из римских монастырей прп. Дионисием Малым. Он предложил отказаться от эры Диоклетиана, а летоисчисление вести «от воплощения Господа нашего Иисуса Христа». Согласно его расчетам Рождество Спасителя мира соответствовало 754 году от основания Рима. Однако позже было обнаружено, что при вычислении даты рождения Христа Дионисий ошибся на несколько лет. С учетом даты смерти Ирода, переписи Квириния и других деталей евангельского повествования, ученые делают вывод, что «рождение Иисуса с достаточной вероятностью датируется декабрем 5 до н.э. или январем 4 до н.э.» (Hoehner H. W. Хронология // Иисус и Евангелия. Словарь. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2003. С. 719). Теперь можете посчитать, какой приблизительно год сейчас наступает.

5. Католики празднуют Рождество 25 декабря, а православные 7 января.

Католики и православные празднуют Рождество в один и тот же день — 25 декабря. Только на Западе празднуют по григорианскому календарю (по которому мы и живем), а в Русской Церкви (и еще в нескольких) – по юлианскому календарю (по так называемому «старому стилю»). Поэтому «старостильное» 25 декабря по новому стилю выпадает на 7 января, а «старостильный» Новый год выпадает на 14 января по новому стилю. Кроме того, деление на католическое и православное Рождество некорректно еще и потому, что 25 декабря (согласно григорианскому календарю) этот праздник отмечается целым рядом Поместных Православных церквей (например, греческих) и даже в некоторых епархиях Русской Церкви.
#мифы
7👍1
Христианский образ жизни - это максимально сознательное поведение: «Без рассуждения не делай ничего, и когда сделаешь, не раскаивайся» (Сир.32:21).
#библия #духовнаяжизнь
Нормы евангельской морали абсолютно практичны и жизненны. Они ведут к созиданию, а не к разрушению человека. Если следование христианским нормам приводит вас только к унынию и нежеланию жить, значит вы определенно столкнулись с ложным восприятием Евангелия и делаете что-то не то.
#мысли #мораль #духовнаяжизнь
👍11👎1
🔎Не секрет, что в православной среде есть консервативные и либеральные течения. Представители обоих могут настаивать на том, что они-то истинно православные. Как простому верующему понять кого слушать?

Прежде всего, нужно вернуться в реальность и признать что она такова. Люди в Церкви разные, священники разные, их взгляды по некоторым вопросам кардинально различаются. В этом нет ничего удивительного. Что делать? Прежде всего, выбросить из головы инфантильную установку на то, что кто-то за меня определит как надо и возьмёт ответственность за мою жизнь (в том числе, духовную). Пока каждый православный не дойдет до этого, он обречён быть представителем пассивного стада, того или иного. Надо начать самому разбираться в каждом актуальном для тебя вопросе. Слушать разных людей, сравнивать, анализировать, советоваться с образованными людьми, читать дополнительную литературу. Только так ты сможешь осознанно сделать тот или иной выбор, позицию и быть готовым отвечать за это.

В норме, каждый православный мужчина, как глава своей семьи, должен уметь в этом разбираться и выбирать определенный мировоззренческий курс для своей жены и детей. Начинать надо с азов, с Нового Завета, с катихизиса, с соборных документов, которые опубликованы на сайте Патриархии. Это базовые ориентиры. Если вы мне скажете, что это сложно и муторно, то я скажу, что в наш век информации с этим вполне можно разобраться и обсудить непонятные моменты со знатоками. Только вам должно быть это надо самим.

Каждый отдельный вопрос нужно разбирать и анализировать индивидуально. Здесь нет единственно верной инструкции. Я вообще не люблю, когда на людей вешают ярлыки и записывают их в партии. В некоторых вопросах я занимаю довольно либеральную позицию, в иных - крайне консервативную. И каждую из них я готов аргументированно изложить, если понадобится. Просто я живой человек и предпочитаю не следовать чему-то бездумно. Крайняя граница для православного известна - это догматическое и нравственное учение Церкви, изложенное в конкретных соборных документах. Завершу словами о. Серафима (Роуза): «Очнитесь, прошу вас, интересуйтесь, узнавайте, исследуйте! Не надейтесь, что кто-то другой за вас во всём разберётся и растолкует вам Православие».
#мысли #проблемыцерковнойжизни #ответынавопросы
👍16🔥4
В сегодняшнем евангельском чтении за богослужением Господь даёт строгое предупреждение, которое сегодня напрочь игнорируется в церковной среде:

«Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует» (Мк.10:11-12).

Но суд Божий ждёт тех, кому все равно на Его заповеди: «В самом деле, что скажем мы тогда имеющему судить нас, когда, представив закон и прочитав, Он скажет: Я повелел не брать отпущенной жены, сказав, что это дело – прелюбодеяние; как же ты осмелился вступить в запрещенный брак? Что мы скажем, и что будем отвечать? Там уже нельзя сослаться на светские законы, но необходимо в молчании и связанными идти в геенский огонь вместе с прелюбодеями и осквернившими чужие браки, потому что и отвергнувший жену без причины, состоящей в прелюбодеянии, и женившийся на отвергнутой при жизни мужа, наказываются одинаково вместе с отвергнутой» (свт. Иоанн Златоуст. О разводном письме).
#библия #мораль #иоаннзлатоуст #проблемыцерковнойжизни
👍10🤔2👎1
Совет дня от свт. Феофана Затворника

«Не надо никогда насиловать течение событий, а смотреть внимательно, как они текут, и пользоваться тем во спасение своё».
#промысл #феофанзатворник
15👍4
Forwarded from Индиктион
Сомнения Иосифа

Евангелие говорит о них сухо: «Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф 1. 19-20). Впрочем, намек на то, что какие-то отголоски этих сомнений донеслись и до сыновей Иосифа от первого брака, можно усмотреть в их первоначальном скепсисе по отношению к Иисусу (Ин 7. 3-5), а также в весьма необычном обозначении Христа как «Сына Марии» (т. е. по имени Матери, а не Иосифа: Мф 13. 55; Мк 6. 3).

В традиционной иконографии Рождества Христова мотив сомнений Иосифа также раскрывается предельно строго: Иосиф изображён сидящим, с выражением тяжелой думы на лице; часто он показан отвернувшимся от Богоматери (а Она, напротив, на некоторых иконах, смотрит на него с сочувствием); как правило, с Иосифом беседует некто — то ли пастух, то ли диавол-искуситель, то ли собственный помысл Иосифа.
Forwarded from Индиктион
Гораздо более экспрессивное изложение этого мотива предложил художник Михаил Алдашин в своем мультфильме 1996 года. Контраст с иконами тем заметнее, что визуальный ряд мультфильма во-многом отсылает к традиционному русскому церковному искусству.

Подобную экспрессию можно найти в некоторых церковных песнопениях, например:
Сия глаголет Иосиф к Деве:
«Марие, что дело сие, еже в Тебе зрю?! Недоумею, и удивляюся, и умом ужасаюся... Отай убо от мене буди вскоре!
Марие, что дело сие, еже в Тебе вижу?! За честь — срамоту, за веселие — скорбь, вместо еже хвалитися, укоризну ми принесла еси...
Ктому не терплю уже поношений человеческих — ибо от иерей из церкве Господни яко непорочную Тя приях, — и что видимое?!»


В этом тропаре из службы Царских часов Иосиф буквально выговаривает Пресвятой Деве. Особое звучание тексту придает то, что «выговор» ничем не заканчивается и так и повисает в воздухе на максимально острой ноте.

Впрочем, своего рода ответ Иосифу можно прочесть в стихире из сегодняшней службы вмц. Анастасии (по старым книгам, это стихира на И ныне: на «Господи, воззвах», сейчас она помещена на стиховне утрени):
«Не дряхлуй
[старый текст: Не скорби], Иосифе, зря Мою утробу —
узриши бо Раждаемаго от Мене, и возрадуешися, и яко
Богу поклонишися»,
— Богородица глаголаше ко
Своему обручнику, хотящи родити Христа.
Сию воспоим, глаголюще:
«Радуйся, Обрадованная, с
Тобою Господь, и Тебе ради — с нами!»


И все же мотив сомнений Иосифа не слишком типичен для богослужебной поэзии. Многие гимнографы описывают Обручника не только не испытывающим сомнений, создавая ещё более строгий его образ, чем даже в Евангелии, но и первым, кто свидетельствует о чуде Рождества.

Так, в начальной строфе третьего рождественского кондака прп. Романа Сладкопевца (в современных богослужебных книгах эта строфа известна в качестве седальна), «Удивися Иосиф», сказано:
Потрясен был Иосиф, созерцая то, что превыше природы, и пришли ему на ум: роса, выпавшая на руно (Суд. 6), в Твоём бессеменном зачатии, Богородица; купина, огнем не опаляемая (Исх 3); жезл Ааронов процветший (Числ 17),
— и, свидетельствуя, обручник Твой и хранитель воскликнул священникам: «Дева рождает, а после рождения [Ею Сына] — по-прежнему остаётся Девой».


Вряд ли случайно, что к тем же ветхозаветным образам, что, согласно этому и многим другим подобным гимнам, вспомнились Иосифу — шерстяной одежде, проросшему посоху и неопалимой купине, — отсылает и сцена сомнений Иосифа в традиционной иконографии, где ему, сидящему под кустом, является некто в шерстяной одежде и с посохом в руках (см. выше).

Скоро и нам предстоит вспомнить эти и другие ветхозаветные прообразы бессеменного зачатия и непорочного рождения Спасителя — на службах Царских часов и затем вечерни в день рождественского сочельника.
👍1
Дорогие братья и сестры! Что бы не происходило сейчас вокруг, вспомним о том, что Спаситель пришел в этот мир ради нашего спасения. По Его милости мы до сих пор имеем возможность жить и становиться подданными Его Царства!

Молитвенно желаю вам в день светлого праздника Рождества Христова, подлинной духовной радости о родившемся Богомладенце, провести это время с пользой, в кругу близких людей. Пусть светлые минуты и теплые воспоминания этого великого события согревают и укрепляют вас на протяжении всей жизни!

С Рождеством Христовым!
20🥰4👍1
8 положений учения о боговоплощении

1. Божественный Логос стал Человеком, не переставая быть Богом.
2. Иисус Христос - Богочеловек, обладающий всей полнотой Божественной и человеческой природ, включая как тело, так и душу. Однако в Нем не было никакого греха ни в каком смысле.
3. "Бог сошел с Небес", хотя Он как Бог Вездесущ. Это выражение следует понимать в том смысле, что прежде Он был невидим на земле.
4. Все дело воплощения является личным свойством Сына, поскольку ни Отец, ни Святой Дух не принимали плоти.
5. Зачатие Иисуса произошло без участия мужчины. Святой Дух осенил Деву Марию и мгновенно произвел в ней человеческую плоть Христа, соединённую с Божеством.
6. Иисус Христос с самого младенчества обладал полнотой любого знания, хотя и проявлял это внешне постепенно.
7. Иисус Христос после Воскресения сохранил тварную человеческую природу, в том числе и подлинное человеческое тело, однако оно стало обновленным и духовным.
8. В лице Иисуса Христа, как представителя человеческой семьи, все человечество уже спасено. Но для того, чтобы совершилось спасение каждого отдельного человека, ему необходимо усвоить плоды искупления через веру в Спасителя и участие в таинствах Церкви.
#богословие
👍11
Об универсализации духовной жизни

В церковной среде существует проблема универсализации. Это когда всем людям усиленно навязывается какой-то единый стандартный подход. Это касается богослужения, молитвенных правил, участия в Таинствах, практики постов, и вообще, образа ведения жизни. За счёт того, что Церковь представляет из себя огромное сообщество разных людей, то определенная универсализация в каком-то общем деле неизбежна. Например, невозможно подстроить храмовое богослужение под индивидуальные особенности каждого молящегося, поэтому существует определенный шаблонный ритуал. Однако подобный подход в частной жизни ведёт к губительным последствиям. Мудрый духовник, как хороший врач, не будет всем назначать одно лекарство и одну пропорцию. Он будет учитывать большое количество индивидуальных факторов: пол, возраст, состояние физического и психического здоровья, сферу деятельности и т.д.
#проблемыцерковнойжизни #духовнаяжизнь #мысли
👍11
Грех - это всегда движение воли в нарушение любви. Не нарушение формального набора предписаний и запретов, не делание того, что просто нельзя. Мы можем легко проверить грешим ли мы действительно каким-то делом, словом или мыслью, если это происходит против любви к Богу, ближнему или к самому себе. Если любовь (с нашей стороны) не нарушается и не уменьшается, значит это не грех.

Важно отметить, что речь идёт не о чувстве любви, а о долге. Например, если один супруг изменил другому, то он нарушил любовь (которая должна проявляться в верности), даже если сами супруги не испытывают друг ко другу никаких чувств. Долг любви прямо не связан с какими-либо чувствами или симпатиями.
#мораль #духовнаяжизнь #мысли
👍91
Полностью разрушают любовь смертные грехи – сознательное нарушение библейских заповедей. Их вообще не должно быть в нашей жизни ни в коей мере. Однако нужно стремиться не только к тому, чтобы избегать смертных грехов, но и грехов повседневных, вообще любого повода ко греху. То есть, если вы знаете, что общение в определенной компании людей или определенные действия могут лично вас спровоцировать на грех, то нужно стараться заранее просчитывать эти риски и выбирать более безопасные варианты. Вы можете подумать, что это слишком сложно и муторно, но если вы усвоите дух христианства, тогда сможете со временем без труда определять для себя то, что несовместимо с этим духом, то, что разрушает все, что вы прежде старательно строили. Например, в случае с развлечениями, «ища расслабления ума, до́лжно остерегаться нарушить ту гармонию, которая возникла из согласия добрых дел» (свт. Амвросий Медиоланский). Вот и судите о дозволенности того или другого дела потому, сохраняет ли оно гармонию предшествующих добрых дел. Замечательно, если есть духовно опытные люди в окружении, к которым вы можете обратиться в случае затруднений и сомнений. Разобраться с основными принципами христианской морали вам поможет сочинение свт. Феофана Затворника «Начертание христианского нравоучения».
#мораль #духовнаяжизнь #мысли
👍12
Прп. Никодим Святогорец о соучастии в чужих грехах:

«Три вещи делают людей участниками чужого дурного предприятия. Как поясняет Василий Великий, во-первых, прямое участие и помощь. Это когда человек содействует чужому дурному предприятию с той же дурной целью. Во-вторых, согласие и одобрение. Это когда человек соглашается и одобряет намерение грешника. И в‑третьих, когда человек знает о чужом дурном поступке, но бездействует, молчит и не обличает его».
#мораль
👍2
ПРАВИЛА ОБЛИЧЕНИЯ СОГРЕШИВШЕГО ХРИСТИАНИНА В РАЗНЫХ СИТУАЦИЯХ

«Что касается открытого обличения грехов, то тут нужно проводить различение, поскольку сам грех может быть явным или тайным. В случае явных грехов необходимо применить средство не только в отношении грешника, чтобы он благодаря этому смог стать лучше, но также и в отношении тех, которые знают о его грехе, чтобы они были возмущены. Поэтому такого рода грехи необходимо обличать публично, согласно сказанному апостолом: «Согрешающих обличай пред всеми (чтобы и прочие страх имели)» (1Тим. 5, 20), каковые слова, как пишет Августин, должны быть поняты как сказанные о явных грехах.

С другой стороны, в случае тайных грехов надлежит поступать по слову Господню: «Если же согрешит против тебя брат твой...», и т.д. (Мф. 18, 15).

Когда же он оскорбляет тебя явно и в присутствии других, он грешит не только против тебя, но также и против других, покой которых он нарушает.

Однако коль скоро человек может обеспокоить ближнего даже своими тайными грехами, то похоже, что и здесь надо проводить различение. В самом деле, иные тайные грехи причиняют вред ближнему или со стороны его тела, или со стороны его души, как, например, когда человек вступает в тайный сговор с врагами с целью предательства своей страны или когда еретик тайно отвращает других людей от веры. И так как тот, кто грешит таким образом тайно, согрешает не только против вас, но и против других, то необходимо предпринять шаги для его немедленного осуждения, чтобы этим предотвратить исходящую от него пагубу, если только вы по какой-то причине не убеждены, что этого злого следствия можно избежать в случае его тайного увещевания.

А есть и другие грехи, которые никому не причиняют вреда помимо самого грешника и того, против кого направлен его грех (то ли потому, что он один уязвляется грешником, то ли, по крайней мере, потому, что он один знает о его грехе). В таком случае нашей единственной целью должна быть помощь согрешающему брату, и подобно тому, как врач исцеляет недужного по возможности без отсечения [больного] члена, но, если того потребуют обстоятельства, то и посредством его отсечения ради сохранения жизни всего тела, точно так же и тот, кто желает исправить своего брата, по возможности взывает к его совести, сберегая при этом его доброе имя.

В самом деле, иметь доброе имя полезно, прежде всего, самому грешнику, причем не только со стороны временных дел, в которых потерявший доброе имя человек несет немалые убытки, но также и со стороны дел духовных, поскольку многие, стыдясь позора, отворачиваются от грешника, так что когда человек обнаруживает, что его честь утрачена, он может прекратить сдерживать свои греховные устремления. Поэтому Иероним, комментируя слова из [евангелия от] Матфея (Мф. 18, 15), говорит: «Если кто согрешил против тебя, обличи его тайно. Иначе как бы он, будучи обесчещен и ославлен, не закостенел в своем грехе».

Во-вторых, мы должны беречь доброе имя согрешившего брата как потому, что позор одного ложится на плечи других, согласно сказанному Августином о том, что «если кто-либо из тех, кого почитают святыми, на самом деле окажется не таковым или же станет известно, что он в чем-то отступил от правды, то люди начнут настойчиво выискивать нечто подобное и у других верующих», так и потому, что когда становится известным грех одного человека, это служит побуждением для других к подобным же согрешениям.

Однако коль скоро совесть гораздо важнее доброго имени, Господь пожелал, чтобы мы явно осудили нашего брата и тем самым избавили его совесть от греха даже ценою утраты им своего доброго имени. Из сказанного очевидно, что согласно предписанию тайное увещевание должно предшествовать открытому обличению» (Фома Аквинский. Сумма теологии, Т. 7).
#мораль
💇‍♀️По поводу аргументов о корректировки внешности

Многие из вас, интересуясь вопросом о христианском отношении к изменению внешнего вида (бритье бороды, использование косметики, пирсинга, пластические операции, татуировки и т.п.), обязательно слышали аргумент о небогоугодности изменения образа Божия (или того вида, в котором нас создал Бог). Для тех, кто не довольствуется бездумным согласием с подобными утверждениями, предлагаю небольшое критическое осмысление.

Утверждение, что «образ Божий в естественном телесном облике человека», является не просто безграмотной чушью, но и ересью антропоморфитов. Свт. Димитрию Ростовскому в свое время приходилось разбирать возражения противников брадобритья и обличать эту глупость. Кратко: образ Божий в свойствах души и никакого отношения к внешнему виду не имеет. Тоже самое можно сказать не только о бороде, но и обо всем остальном. Бритье бороды в этом плане ничем принципиально не отличается от нанесения макияжа. А примеры позитивного отношения Бога к искусственным украшениям есть в самой Библии (Иез.16:10-13).

Следующее спорное утверждение состоит в том, что якобы Бог создал нас с определенным набором внешних характеристик, заложенных в ДНК. Не смей, говорят, красить волосы или удлинять ресницы, Бог тебя создал другой. В том то и дело, что Церковь никогда не учила о непосредственном творении каждого тела Богом. Происхождение тела – это результат генетических закономерностей, которые и производят определенный результат. Так что вряд ли изменения внешности обязательно означают презрение к делу Творца. Стоит добавить, что живя в мире искусственных вещей, мы уже давно неестественны в различных сферах, что не вызывает у нас ужаса. И апелляция к природе (вид ошибочной логической аргументации) является слабым аргументом для того, чтобы выяснить волю Господа Бога, кроме той, что выражена определенно в Св. Писании.

Означает ли все это, что нет никаких препятствий для изменения внешности? Нет, не означает. В христианской жизни нравственная оценка многих действий определяется добрыми или злыми мотивами. Поэтому полезно задаваться вопросом: для чего я делаю то или иное? Думаю, что это и будет основным критерием.
#мораль #мысли
👍4🤔1