Дорогие братья и сестры! Что бы не происходило сейчас вокруг, вспомним о том, что Спаситель пришел в этот мир ради нашего спасения. По Его милости мы до сих пор имеем возможность жить и становиться подданными Его Царства!
Молитвенно желаю вам в день светлого праздника Рождества Христова, подлинной духовной радости о родившемся Богомладенце, провести это время с пользой, в кругу близких людей. Пусть светлые минуты и теплые воспоминания этого великого события согревают и укрепляют вас на протяжении всей жизни!
✨С Рождеством Христовым!
Молитвенно желаю вам в день светлого праздника Рождества Христова, подлинной духовной радости о родившемся Богомладенце, провести это время с пользой, в кругу близких людей. Пусть светлые минуты и теплые воспоминания этого великого события согревают и укрепляют вас на протяжении всей жизни!
✨С Рождеством Христовым!
❤20🥰4👍1
8 положений учения о боговоплощении
1. Божественный Логос стал Человеком, не переставая быть Богом.
2. Иисус Христос - Богочеловек, обладающий всей полнотой Божественной и человеческой природ, включая как тело, так и душу. Однако в Нем не было никакого греха ни в каком смысле.
3. "Бог сошел с Небес", хотя Он как Бог Вездесущ. Это выражение следует понимать в том смысле, что прежде Он был невидим на земле.
4. Все дело воплощения является личным свойством Сына, поскольку ни Отец, ни Святой Дух не принимали плоти.
5. Зачатие Иисуса произошло без участия мужчины. Святой Дух осенил Деву Марию и мгновенно произвел в ней человеческую плоть Христа, соединённую с Божеством.
6. Иисус Христос с самого младенчества обладал полнотой любого знания, хотя и проявлял это внешне постепенно.
7. Иисус Христос после Воскресения сохранил тварную человеческую природу, в том числе и подлинное человеческое тело, однако оно стало обновленным и духовным.
8. В лице Иисуса Христа, как представителя человеческой семьи, все человечество уже спасено. Но для того, чтобы совершилось спасение каждого отдельного человека, ему необходимо усвоить плоды искупления через веру в Спасителя и участие в таинствах Церкви.
#богословие
1. Божественный Логос стал Человеком, не переставая быть Богом.
2. Иисус Христос - Богочеловек, обладающий всей полнотой Божественной и человеческой природ, включая как тело, так и душу. Однако в Нем не было никакого греха ни в каком смысле.
3. "Бог сошел с Небес", хотя Он как Бог Вездесущ. Это выражение следует понимать в том смысле, что прежде Он был невидим на земле.
4. Все дело воплощения является личным свойством Сына, поскольку ни Отец, ни Святой Дух не принимали плоти.
5. Зачатие Иисуса произошло без участия мужчины. Святой Дух осенил Деву Марию и мгновенно произвел в ней человеческую плоть Христа, соединённую с Божеством.
6. Иисус Христос с самого младенчества обладал полнотой любого знания, хотя и проявлял это внешне постепенно.
7. Иисус Христос после Воскресения сохранил тварную человеческую природу, в том числе и подлинное человеческое тело, однако оно стало обновленным и духовным.
8. В лице Иисуса Христа, как представителя человеческой семьи, все человечество уже спасено. Но для того, чтобы совершилось спасение каждого отдельного человека, ему необходимо усвоить плоды искупления через веру в Спасителя и участие в таинствах Церкви.
#богословие
👍11
Об универсализации духовной жизни
В церковной среде существует проблема универсализации. Это когда всем людям усиленно навязывается какой-то единый стандартный подход. Это касается богослужения, молитвенных правил, участия в Таинствах, практики постов, и вообще, образа ведения жизни. За счёт того, что Церковь представляет из себя огромное сообщество разных людей, то определенная универсализация в каком-то общем деле неизбежна. Например, невозможно подстроить храмовое богослужение под индивидуальные особенности каждого молящегося, поэтому существует определенный шаблонный ритуал. Однако подобный подход в частной жизни ведёт к губительным последствиям. Мудрый духовник, как хороший врач, не будет всем назначать одно лекарство и одну пропорцию. Он будет учитывать большое количество индивидуальных факторов: пол, возраст, состояние физического и психического здоровья, сферу деятельности и т.д.
#проблемыцерковнойжизни #духовнаяжизнь #мысли
В церковной среде существует проблема универсализации. Это когда всем людям усиленно навязывается какой-то единый стандартный подход. Это касается богослужения, молитвенных правил, участия в Таинствах, практики постов, и вообще, образа ведения жизни. За счёт того, что Церковь представляет из себя огромное сообщество разных людей, то определенная универсализация в каком-то общем деле неизбежна. Например, невозможно подстроить храмовое богослужение под индивидуальные особенности каждого молящегося, поэтому существует определенный шаблонный ритуал. Однако подобный подход в частной жизни ведёт к губительным последствиям. Мудрый духовник, как хороший врач, не будет всем назначать одно лекарство и одну пропорцию. Он будет учитывать большое количество индивидуальных факторов: пол, возраст, состояние физического и психического здоровья, сферу деятельности и т.д.
#проблемыцерковнойжизни #духовнаяжизнь #мысли
👍11
Грех - это всегда движение воли в нарушение любви. Не нарушение формального набора предписаний и запретов, не делание того, что просто нельзя. Мы можем легко проверить грешим ли мы действительно каким-то делом, словом или мыслью, если это происходит против любви к Богу, ближнему или к самому себе. Если любовь (с нашей стороны) не нарушается и не уменьшается, значит это не грех.
Важно отметить, что речь идёт не о чувстве любви, а о долге. Например, если один супруг изменил другому, то он нарушил любовь (которая должна проявляться в верности), даже если сами супруги не испытывают друг ко другу никаких чувств. Долг любви прямо не связан с какими-либо чувствами или симпатиями.
#мораль #духовнаяжизнь #мысли
Важно отметить, что речь идёт не о чувстве любви, а о долге. Например, если один супруг изменил другому, то он нарушил любовь (которая должна проявляться в верности), даже если сами супруги не испытывают друг ко другу никаких чувств. Долг любви прямо не связан с какими-либо чувствами или симпатиями.
#мораль #духовнаяжизнь #мысли
👍9❤1
Полностью разрушают любовь смертные грехи – сознательное нарушение библейских заповедей. Их вообще не должно быть в нашей жизни ни в коей мере. Однако нужно стремиться не только к тому, чтобы избегать смертных грехов, но и грехов повседневных, вообще любого повода ко греху. То есть, если вы знаете, что общение в определенной компании людей или определенные действия могут лично вас спровоцировать на грех, то нужно стараться заранее просчитывать эти риски и выбирать более безопасные варианты. Вы можете подумать, что это слишком сложно и муторно, но если вы усвоите дух христианства, тогда сможете со временем без труда определять для себя то, что несовместимо с этим духом, то, что разрушает все, что вы прежде старательно строили. Например, в случае с развлечениями, «ища расслабления ума, до́лжно остерегаться нарушить ту гармонию, которая возникла из согласия добрых дел» (свт. Амвросий Медиоланский). Вот и судите о дозволенности того или другого дела потому, сохраняет ли оно гармонию предшествующих добрых дел. Замечательно, если есть духовно опытные люди в окружении, к которым вы можете обратиться в случае затруднений и сомнений. Разобраться с основными принципами христианской морали вам поможет сочинение свт. Феофана Затворника «Начертание христианского нравоучения».
#мораль #духовнаяжизнь #мысли
#мораль #духовнаяжизнь #мысли
👍12
Прп. Никодим Святогорец о соучастии в чужих грехах:
«Три вещи делают людей участниками чужого дурного предприятия. Как поясняет Василий Великий, во-первых, прямое участие и помощь. Это когда человек содействует чужому дурному предприятию с той же дурной целью. Во-вторых, согласие и одобрение. Это когда человек соглашается и одобряет намерение грешника. И в‑третьих, когда человек знает о чужом дурном поступке, но бездействует, молчит и не обличает его».
#мораль
«Три вещи делают людей участниками чужого дурного предприятия. Как поясняет Василий Великий, во-первых, прямое участие и помощь. Это когда человек содействует чужому дурному предприятию с той же дурной целью. Во-вторых, согласие и одобрение. Это когда человек соглашается и одобряет намерение грешника. И в‑третьих, когда человек знает о чужом дурном поступке, но бездействует, молчит и не обличает его».
#мораль
👍2
ПРАВИЛА ОБЛИЧЕНИЯ СОГРЕШИВШЕГО ХРИСТИАНИНА В РАЗНЫХ СИТУАЦИЯХ
«Что касается открытого обличения грехов, то тут нужно проводить различение, поскольку сам грех может быть явным или тайным. В случае явных грехов необходимо применить средство не только в отношении грешника, чтобы он благодаря этому смог стать лучше, но также и в отношении тех, которые знают о его грехе, чтобы они были возмущены. Поэтому такого рода грехи необходимо обличать публично, согласно сказанному апостолом: «Согрешающих обличай пред всеми (чтобы и прочие страх имели)» (1Тим. 5, 20), каковые слова, как пишет Августин, должны быть поняты как сказанные о явных грехах.
С другой стороны, в случае тайных грехов надлежит поступать по слову Господню: «Если же согрешит против тебя брат твой...», и т.д. (Мф. 18, 15).
Когда же он оскорбляет тебя явно и в присутствии других, он грешит не только против тебя, но также и против других, покой которых он нарушает.
Однако коль скоро человек может обеспокоить ближнего даже своими тайными грехами, то похоже, что и здесь надо проводить различение. В самом деле, иные тайные грехи причиняют вред ближнему или со стороны его тела, или со стороны его души, как, например, когда человек вступает в тайный сговор с врагами с целью предательства своей страны или когда еретик тайно отвращает других людей от веры. И так как тот, кто грешит таким образом тайно, согрешает не только против вас, но и против других, то необходимо предпринять шаги для его немедленного осуждения, чтобы этим предотвратить исходящую от него пагубу, если только вы по какой-то причине не убеждены, что этого злого следствия можно избежать в случае его тайного увещевания.
А есть и другие грехи, которые никому не причиняют вреда помимо самого грешника и того, против кого направлен его грех (то ли потому, что он один уязвляется грешником, то ли, по крайней мере, потому, что он один знает о его грехе). В таком случае нашей единственной целью должна быть помощь согрешающему брату, и подобно тому, как врач исцеляет недужного по возможности без отсечения [больного] члена, но, если того потребуют обстоятельства, то и посредством его отсечения ради сохранения жизни всего тела, точно так же и тот, кто желает исправить своего брата, по возможности взывает к его совести, сберегая при этом его доброе имя.
В самом деле, иметь доброе имя полезно, прежде всего, самому грешнику, причем не только со стороны временных дел, в которых потерявший доброе имя человек несет немалые убытки, но также и со стороны дел духовных, поскольку многие, стыдясь позора, отворачиваются от грешника, так что когда человек обнаруживает, что его честь утрачена, он может прекратить сдерживать свои греховные устремления. Поэтому Иероним, комментируя слова из [евангелия от] Матфея (Мф. 18, 15), говорит: «Если кто согрешил против тебя, обличи его тайно. Иначе как бы он, будучи обесчещен и ославлен, не закостенел в своем грехе».
Во-вторых, мы должны беречь доброе имя согрешившего брата как потому, что позор одного ложится на плечи других, согласно сказанному Августином о том, что «если кто-либо из тех, кого почитают святыми, на самом деле окажется не таковым или же станет известно, что он в чем-то отступил от правды, то люди начнут настойчиво выискивать нечто подобное и у других верующих», так и потому, что когда становится известным грех одного человека, это служит побуждением для других к подобным же согрешениям.
Однако коль скоро совесть гораздо важнее доброго имени, Господь пожелал, чтобы мы явно осудили нашего брата и тем самым избавили его совесть от греха даже ценою утраты им своего доброго имени. Из сказанного очевидно, что согласно предписанию тайное увещевание должно предшествовать открытому обличению» (Фома Аквинский. Сумма теологии, Т. 7).
#мораль
«Что касается открытого обличения грехов, то тут нужно проводить различение, поскольку сам грех может быть явным или тайным. В случае явных грехов необходимо применить средство не только в отношении грешника, чтобы он благодаря этому смог стать лучше, но также и в отношении тех, которые знают о его грехе, чтобы они были возмущены. Поэтому такого рода грехи необходимо обличать публично, согласно сказанному апостолом: «Согрешающих обличай пред всеми (чтобы и прочие страх имели)» (1Тим. 5, 20), каковые слова, как пишет Августин, должны быть поняты как сказанные о явных грехах.
С другой стороны, в случае тайных грехов надлежит поступать по слову Господню: «Если же согрешит против тебя брат твой...», и т.д. (Мф. 18, 15).
Когда же он оскорбляет тебя явно и в присутствии других, он грешит не только против тебя, но также и против других, покой которых он нарушает.
Однако коль скоро человек может обеспокоить ближнего даже своими тайными грехами, то похоже, что и здесь надо проводить различение. В самом деле, иные тайные грехи причиняют вред ближнему или со стороны его тела, или со стороны его души, как, например, когда человек вступает в тайный сговор с врагами с целью предательства своей страны или когда еретик тайно отвращает других людей от веры. И так как тот, кто грешит таким образом тайно, согрешает не только против вас, но и против других, то необходимо предпринять шаги для его немедленного осуждения, чтобы этим предотвратить исходящую от него пагубу, если только вы по какой-то причине не убеждены, что этого злого следствия можно избежать в случае его тайного увещевания.
А есть и другие грехи, которые никому не причиняют вреда помимо самого грешника и того, против кого направлен его грех (то ли потому, что он один уязвляется грешником, то ли, по крайней мере, потому, что он один знает о его грехе). В таком случае нашей единственной целью должна быть помощь согрешающему брату, и подобно тому, как врач исцеляет недужного по возможности без отсечения [больного] члена, но, если того потребуют обстоятельства, то и посредством его отсечения ради сохранения жизни всего тела, точно так же и тот, кто желает исправить своего брата, по возможности взывает к его совести, сберегая при этом его доброе имя.
В самом деле, иметь доброе имя полезно, прежде всего, самому грешнику, причем не только со стороны временных дел, в которых потерявший доброе имя человек несет немалые убытки, но также и со стороны дел духовных, поскольку многие, стыдясь позора, отворачиваются от грешника, так что когда человек обнаруживает, что его честь утрачена, он может прекратить сдерживать свои греховные устремления. Поэтому Иероним, комментируя слова из [евангелия от] Матфея (Мф. 18, 15), говорит: «Если кто согрешил против тебя, обличи его тайно. Иначе как бы он, будучи обесчещен и ославлен, не закостенел в своем грехе».
Во-вторых, мы должны беречь доброе имя согрешившего брата как потому, что позор одного ложится на плечи других, согласно сказанному Августином о том, что «если кто-либо из тех, кого почитают святыми, на самом деле окажется не таковым или же станет известно, что он в чем-то отступил от правды, то люди начнут настойчиво выискивать нечто подобное и у других верующих», так и потому, что когда становится известным грех одного человека, это служит побуждением для других к подобным же согрешениям.
Однако коль скоро совесть гораздо важнее доброго имени, Господь пожелал, чтобы мы явно осудили нашего брата и тем самым избавили его совесть от греха даже ценою утраты им своего доброго имени. Из сказанного очевидно, что согласно предписанию тайное увещевание должно предшествовать открытому обличению» (Фома Аквинский. Сумма теологии, Т. 7).
#мораль
💇♀️По поводу аргументов о корректировки внешности
Многие из вас, интересуясь вопросом о христианском отношении к изменению внешнего вида (бритье бороды, использование косметики, пирсинга, пластические операции, татуировки и т.п.), обязательно слышали аргумент о небогоугодности изменения образа Божия (или того вида, в котором нас создал Бог). Для тех, кто не довольствуется бездумным согласием с подобными утверждениями, предлагаю небольшое критическое осмысление.
Утверждение, что «образ Божий в естественном телесном облике человека», является не просто безграмотной чушью, но и ересью антропоморфитов. Свт. Димитрию Ростовскому в свое время приходилось разбирать возражения противников брадобритья и обличать эту глупость. Кратко: образ Божий в свойствах души и никакого отношения к внешнему виду не имеет. Тоже самое можно сказать не только о бороде, но и обо всем остальном. Бритье бороды в этом плане ничем принципиально не отличается от нанесения макияжа. А примеры позитивного отношения Бога к искусственным украшениям есть в самой Библии (Иез.16:10-13).
Следующее спорное утверждение состоит в том, что якобы Бог создал нас с определенным набором внешних характеристик, заложенных в ДНК. Не смей, говорят, красить волосы или удлинять ресницы, Бог тебя создал другой. В том то и дело, что Церковь никогда не учила о непосредственном творении каждого тела Богом. Происхождение тела – это результат генетических закономерностей, которые и производят определенный результат. Так что вряд ли изменения внешности обязательно означают презрение к делу Творца. Стоит добавить, что живя в мире искусственных вещей, мы уже давно неестественны в различных сферах, что не вызывает у нас ужаса. И апелляция к природе (вид ошибочной логической аргументации) является слабым аргументом для того, чтобы выяснить волю Господа Бога, кроме той, что выражена определенно в Св. Писании.
Означает ли все это, что нет никаких препятствий для изменения внешности? Нет, не означает. В христианской жизни нравственная оценка многих действий определяется добрыми или злыми мотивами. Поэтому полезно задаваться вопросом: для чего я делаю то или иное? Думаю, что это и будет основным критерием.
#мораль #мысли
Многие из вас, интересуясь вопросом о христианском отношении к изменению внешнего вида (бритье бороды, использование косметики, пирсинга, пластические операции, татуировки и т.п.), обязательно слышали аргумент о небогоугодности изменения образа Божия (или того вида, в котором нас создал Бог). Для тех, кто не довольствуется бездумным согласием с подобными утверждениями, предлагаю небольшое критическое осмысление.
Утверждение, что «образ Божий в естественном телесном облике человека», является не просто безграмотной чушью, но и ересью антропоморфитов. Свт. Димитрию Ростовскому в свое время приходилось разбирать возражения противников брадобритья и обличать эту глупость. Кратко: образ Божий в свойствах души и никакого отношения к внешнему виду не имеет. Тоже самое можно сказать не только о бороде, но и обо всем остальном. Бритье бороды в этом плане ничем принципиально не отличается от нанесения макияжа. А примеры позитивного отношения Бога к искусственным украшениям есть в самой Библии (Иез.16:10-13).
Следующее спорное утверждение состоит в том, что якобы Бог создал нас с определенным набором внешних характеристик, заложенных в ДНК. Не смей, говорят, красить волосы или удлинять ресницы, Бог тебя создал другой. В том то и дело, что Церковь никогда не учила о непосредственном творении каждого тела Богом. Происхождение тела – это результат генетических закономерностей, которые и производят определенный результат. Так что вряд ли изменения внешности обязательно означают презрение к делу Творца. Стоит добавить, что живя в мире искусственных вещей, мы уже давно неестественны в различных сферах, что не вызывает у нас ужаса. И апелляция к природе (вид ошибочной логической аргументации) является слабым аргументом для того, чтобы выяснить волю Господа Бога, кроме той, что выражена определенно в Св. Писании.
Означает ли все это, что нет никаких препятствий для изменения внешности? Нет, не означает. В христианской жизни нравственная оценка многих действий определяется добрыми или злыми мотивами. Поэтому полезно задаваться вопросом: для чего я делаю то или иное? Думаю, что это и будет основным критерием.
#мораль #мысли
👍4🤔1
Свт. Феофан Затворник о цели и условиях христианского воспитания ребенка:
«В естественном ходе развития сил каждый естественно доходит до сознания, что он человек. Но если к естеству его привито новое начало благодатно-христианское, в самый первый момент пробуждения его сил и их движения (в крещении), и если потом во всех точках развития сих сил это новое начало не только не уступало первенства, а напротив, всегда преобладало, давало как бы форму всему, то, приходя к сознанию, человек вместе с тем найдет себя действующим по началам христианским, найдет себя христианином. А это и есть главная цель христианского воспитания, чтобы человек вследствие этого сказал бы себе, что он христианин. Если же, пришедши в полное сознание себя самого, он скажет: Я христианин, обязанный от Спасителя и Бога жить так и так, с тем чтобы удостоиться блаженного общения с Ним и избранными Его в жизни будущей, – то, возникши к самостоятельности, или к своеличному разумному учреждению жизни, он поставит для себя первым существенным делом – самостоятельно хранить и возгревать дух благочестия, в котором ходил прежде, по чужому руководству».
Более конкретные советы и рассуждения см.: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/put-ko-spaseniju/1_2
#мораль #духовнаяжизнь #дисциплина #феофанзатворник #дети
«В естественном ходе развития сил каждый естественно доходит до сознания, что он человек. Но если к естеству его привито новое начало благодатно-христианское, в самый первый момент пробуждения его сил и их движения (в крещении), и если потом во всех точках развития сих сил это новое начало не только не уступало первенства, а напротив, всегда преобладало, давало как бы форму всему, то, приходя к сознанию, человек вместе с тем найдет себя действующим по началам христианским, найдет себя христианином. А это и есть главная цель христианского воспитания, чтобы человек вследствие этого сказал бы себе, что он христианин. Если же, пришедши в полное сознание себя самого, он скажет: Я христианин, обязанный от Спасителя и Бога жить так и так, с тем чтобы удостоиться блаженного общения с Ним и избранными Его в жизни будущей, – то, возникши к самостоятельности, или к своеличному разумному учреждению жизни, он поставит для себя первым существенным делом – самостоятельно хранить и возгревать дух благочестия, в котором ходил прежде, по чужому руководству».
Более конкретные советы и рассуждения см.: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/put-ko-spaseniju/1_2
#мораль #духовнаяжизнь #дисциплина #феофанзатворник #дети
azbyka.ru
Отдел I. О начале христианской жизни чрез святое крещение, с указанием – как сохранить сию благодать в период воспитания, Путь…
Труд «Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики» святителя Феофана Затворника. Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
👍3❤1
Свт. Феофан Затворник о невозможности постоянного совершения добрых дел без веры в Господа Иисуса Христа:
«Иным приходит на мысль: зачем это действие благодати? Неужели мы сами не можем делать добрых дел? Вот мы сделали то и то доброе дело. Поживем и еще что-либо сделаем. Редкий, может быть, не останавливался на этом вопросе. Иные говорят, что мы не можем сами собою ничего доброго делать. Но здесь дело не об отдельных добрых делах, а о перерождении всей жизни, о жизни новой, о жизни в целом ее составе – такой, которая приводит ко спасению. При случае нетрудно что-нибудь сделать даже очень хорошее, как делали и язычники. Но пусть кто намеренно определит себя на неопустительное доброделание, определит порядок его по указанию слова Божия, – и это не на один месяц или год, но на всю жизнь, – и положит неуклонно пребывать в сем порядке, и потом, когда пребудет верен тому, пусть хвалится своею силою; а без сего не лучше ли заградить уста свои. Мало ли бывало и бывает опытов самодельного начинания и устроения христианского жития? И все они оканчивались и оканчиваются ничем. Постоит немного человек в новоизбранном порядке – и бросает. И как иначе? Нет сил. Только вечной силе Божией свойственно поддерживать нас неизменными в расположении, среди беспрерывных приливов изменений временных. Потому надобно преисполниться сею силою, испросить ее и принять по чину, – и она приподнимет нас и извлечет из этого треволнения временного».
#мораль #духовнаяжизнь #феофанзатворник
«Иным приходит на мысль: зачем это действие благодати? Неужели мы сами не можем делать добрых дел? Вот мы сделали то и то доброе дело. Поживем и еще что-либо сделаем. Редкий, может быть, не останавливался на этом вопросе. Иные говорят, что мы не можем сами собою ничего доброго делать. Но здесь дело не об отдельных добрых делах, а о перерождении всей жизни, о жизни новой, о жизни в целом ее составе – такой, которая приводит ко спасению. При случае нетрудно что-нибудь сделать даже очень хорошее, как делали и язычники. Но пусть кто намеренно определит себя на неопустительное доброделание, определит порядок его по указанию слова Божия, – и это не на один месяц или год, но на всю жизнь, – и положит неуклонно пребывать в сем порядке, и потом, когда пребудет верен тому, пусть хвалится своею силою; а без сего не лучше ли заградить уста свои. Мало ли бывало и бывает опытов самодельного начинания и устроения христианского жития? И все они оканчивались и оканчиваются ничем. Постоит немного человек в новоизбранном порядке – и бросает. И как иначе? Нет сил. Только вечной силе Божией свойственно поддерживать нас неизменными в расположении, среди беспрерывных приливов изменений временных. Потому надобно преисполниться сею силою, испросить ее и принять по чину, – и она приподнимет нас и извлечет из этого треволнения временного».
#мораль #духовнаяжизнь #феофанзатворник
🔥2👍1
День Обрезания Господня (14 января по н.ст.) входит в число торжественных праздников, в которые, православные христиане обязываются к посещению богослужения и, по возможности, к освобождению дня от работы (см. Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, Ч. 3, вопрос 60).
👍5
📜О полномочиях и злоупотреблениях духовников: основы грамотности
В любых сферах начальствующий имеет определенные полномочия, превышение которых должно наказываться законами. Духовническое служение не является исключением. Я предлагаю вам познакомиться с полномочиями священников-духовников, чтобы понимать что является нормой, а что злоупотреблением. Это облегчит вашу жизнь.
***
1. Духовник не имеет права принуждать (благословлять) или склонять пасомых, вопреки их воле, к следующим действиям и решениям: принятию монашества; несению какого-либо церковного послушания; внесению каких-либо пожертвований; вступлению в брак; разводу или отказу от вступления в брак, за исключением случаев, когда брак невозможен по каноническим причинам; отказу от супружеской жизни в браке; отказу от воинского служения; отказу от участия в выборах или от исполнения иных гражданских обязанностей; отказу от получения медицинской помощи; отказу от получения образования; трудоустройству или перемене места работы; изменению местожительства. Все подобные «благословения» являются фикцией и недействительны с самого начала.
2. В своем служении духовник руководствуется Священным Писанием, Священным Преданием и каноническими установлениями Православной Церкви. Он не имеет права предъявлять пасомым нравственные или иные требования, которые выходят за рамки предписанного каноническими установлениями Церкви. Если духовник что-то требует или запрещает, он должен быть в состоянии сослаться на соответствующий канон/документ (отсебятину можно игнорировать).
3. Пастыри призваны помогать своим пасомым советом и любовью, не нарушая при этом богоданную свободу каждого христианина. Беспрекословное послушание, на котором основывается отношение послушника к старцу в монастырях, не может в полной мере применяться в приходской практике во взаимоотношениях между священником и его паствой. Недопустимо для пастырей вмешиваться в вопросы, связанные с выбором жениха или невесты кем-либо из их пасомых, за исключением случаев, когда пасомые просят конкретного совета.
4. Пастырям необходимо соблюдать особое целомудрие и особую пастырскую осторожность при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни.
5. Недопустимо для пастырей создавать вокруг себя такие общины, в которых имеет место оппозиционное и критическое отношение как к высшему церковному руководству, так и к другим пастырям и приходским общинам.
6. Недопустимо использовать церковный амвон для проповеди тех или иных политических взглядов.
7. Священноначалие призывает верующих обращаться к своему правящему архиерею во всех случаях, когда пастырь-духовник превысил данную ему Богом власть «вязать и решить». Это абсолютно нормально, не нужно этого стесняться.
8. Советы духовника не должны противоречить Священному Писанию, Священному Преданию, учению Святых Отцов и каноническим установлениям Православной Церкви: в случае же расхождения таковых советов с указанными установлениями предпочтение должно отдаваться последним.
📃Материал подготовлен на основе определения Священного Синода «об участившихся в последнее время случаях злоупотребления некоторыми пастырями вверенной им от Бога властью "вязать и решить"» (от 28–29 декабря 1998 г.).
#дисциплина #проблемыцерковнойжизни
В любых сферах начальствующий имеет определенные полномочия, превышение которых должно наказываться законами. Духовническое служение не является исключением. Я предлагаю вам познакомиться с полномочиями священников-духовников, чтобы понимать что является нормой, а что злоупотреблением. Это облегчит вашу жизнь.
***
1. Духовник не имеет права принуждать (благословлять) или склонять пасомых, вопреки их воле, к следующим действиям и решениям: принятию монашества; несению какого-либо церковного послушания; внесению каких-либо пожертвований; вступлению в брак; разводу или отказу от вступления в брак, за исключением случаев, когда брак невозможен по каноническим причинам; отказу от супружеской жизни в браке; отказу от воинского служения; отказу от участия в выборах или от исполнения иных гражданских обязанностей; отказу от получения медицинской помощи; отказу от получения образования; трудоустройству или перемене места работы; изменению местожительства. Все подобные «благословения» являются фикцией и недействительны с самого начала.
2. В своем служении духовник руководствуется Священным Писанием, Священным Преданием и каноническими установлениями Православной Церкви. Он не имеет права предъявлять пасомым нравственные или иные требования, которые выходят за рамки предписанного каноническими установлениями Церкви. Если духовник что-то требует или запрещает, он должен быть в состоянии сослаться на соответствующий канон/документ (отсебятину можно игнорировать).
3. Пастыри призваны помогать своим пасомым советом и любовью, не нарушая при этом богоданную свободу каждого христианина. Беспрекословное послушание, на котором основывается отношение послушника к старцу в монастырях, не может в полной мере применяться в приходской практике во взаимоотношениях между священником и его паствой. Недопустимо для пастырей вмешиваться в вопросы, связанные с выбором жениха или невесты кем-либо из их пасомых, за исключением случаев, когда пасомые просят конкретного совета.
4. Пастырям необходимо соблюдать особое целомудрие и особую пастырскую осторожность при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни.
5. Недопустимо для пастырей создавать вокруг себя такие общины, в которых имеет место оппозиционное и критическое отношение как к высшему церковному руководству, так и к другим пастырям и приходским общинам.
6. Недопустимо использовать церковный амвон для проповеди тех или иных политических взглядов.
7. Священноначалие призывает верующих обращаться к своему правящему архиерею во всех случаях, когда пастырь-духовник превысил данную ему Богом власть «вязать и решить». Это абсолютно нормально, не нужно этого стесняться.
8. Советы духовника не должны противоречить Священному Писанию, Священному Преданию, учению Святых Отцов и каноническим установлениям Православной Церкви: в случае же расхождения таковых советов с указанными установлениями предпочтение должно отдаваться последним.
📃Материал подготовлен на основе определения Священного Синода «об участившихся в последнее время случаях злоупотребления некоторыми пастырями вверенной им от Бога властью "вязать и решить"» (от 28–29 декабря 1998 г.).
#дисциплина #проблемыцерковнойжизни
👍3❤1🔥1
Свт. Иоанн Златоуст о тех, кто считает для себя излишним знание Священного Писания:
«Между тем, мы только и говорим, что внушит дьявол: то насмехаемся, то острословим; то проклинаем и обижаем, то клянемся, лжем и преступаем клятвы; то с досады не хотим вымолвить и слова, то пустословим и болтаем хуже старух, говоря о том, что до нас вовсе не касается. Кто из вас, здесь присутствующих, скажите мне, если спросить, может прочитать хотя один псалом или какое-нибудь другое место из Священного Писания? Ни один! И не это только удивительно, а и то, что вы, будучи так ленивы на дела духовные, на дела сатанинские оказываетесь быстрее огня. Если кто вздумает спросить вас о песнях дьявольских, о напевах распутных и сладострастных, то найдет, что многие знают их прекрасно и пропоют с полным удовольствием. И чем оправдываются, если станешь в том обвинять? Я, говорят, не монах, а имею жену и детей, хлопочу о доме. От этого-то именно и происходит весь вред, что вы думаете, будто чтение божественного Писания подобает одним только монахам, тогда как сами вы нуждаетесь в нем гораздо более их. Кто живет в мире и каждый день получает новые раны, для того особенно и нужно врачество. Поэтому считать излишним чтение Писания гораздо хуже, чем не читать его. Такая мысль — сатанинское внушение».
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
«Между тем, мы только и говорим, что внушит дьявол: то насмехаемся, то острословим; то проклинаем и обижаем, то клянемся, лжем и преступаем клятвы; то с досады не хотим вымолвить и слова, то пустословим и болтаем хуже старух, говоря о том, что до нас вовсе не касается. Кто из вас, здесь присутствующих, скажите мне, если спросить, может прочитать хотя один псалом или какое-нибудь другое место из Священного Писания? Ни один! И не это только удивительно, а и то, что вы, будучи так ленивы на дела духовные, на дела сатанинские оказываетесь быстрее огня. Если кто вздумает спросить вас о песнях дьявольских, о напевах распутных и сладострастных, то найдет, что многие знают их прекрасно и пропоют с полным удовольствием. И чем оправдываются, если станешь в том обвинять? Я, говорят, не монах, а имею жену и детей, хлопочу о доме. От этого-то именно и происходит весь вред, что вы думаете, будто чтение божественного Писания подобает одним только монахам, тогда как сами вы нуждаетесь в нем гораздо более их. Кто живет в мире и каждый день получает новые раны, для того особенно и нужно врачество. Поэтому считать излишним чтение Писания гораздо хуже, чем не читать его. Такая мысль — сатанинское внушение».
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
❤6👍1
Иногда могут прийти мысли: что бы такого надо делать особенного, чтобы быть хорошим христианином и угодить Богу на земле, живя в миру? Может надо только молиться и читать Писание, а больше ни о чем и ни о ком не думать? Или быть может надо поставить себе задачу сделать большой вклад в жизнь страны/планеты и заняться чем-то таким особенным и масштабным?
Свт. Феофан Затворник, как мне кажется, хорошо ответил в чем тут подвох и как надо мыслить правильно: «Большое заблуждение в том, когда думают, будто для неба или - по-прогрессистски - для того, чтоб сделать и свой вклад в недра человечества, надо предпринять большие и громкие дела. Совсем нет. Надобно только делать все по заповедям Господним. Что же именно? Ничего особенного, как только то, что всякому представляется по обстоятельствам его жизни, чего требуют частные случаи, с каждым из нас встречающиеся. Это вот как. Участь каждого Бог устрояет, и все течение жизни каждого - тоже дело Его всеблагого промышления. Следовательно, и каждый момент и каждая встреча. Возьмем пример: к Вам приходит бедный - это Бог его привел. Что Вам сделать надо? Помочь. Бог, приведший к Вам бедного, конечно, с желанием, чтоб Вы поступили в отношении к сему бедному, как Ему угодно, смотрит на Вас, как Вы в самом деле поступите. Ему угодно, чтоб Вы помогли. Поможете? Угодное Богу сделаете - и сделаете шаг к последней цели: наследию неба. Обобщите этот случай - выйдет: во всяком случае и при всякой встрече надобно делать то, что хочет Бог, чтоб мы сделали. А чего Он хочет, это мы верно знаем из предписанных нам заповедей. Помощи кто ищет? Помоги. Обидел кто? Прости. Сами обидели кого? Спешите испросить прощение и помириться. Похвалил кто? Не гордитесь. Побранил? Не сердитесь. Пришло время молитвы? Молитесь. Работать? Работайте - и прочее, и прочее, и прочее. Если, все это обсудивши, положите Вы так во всех случаях действовать, чтоб дела Ваши угодны были Богу, быв совершаемыми неуклонно по заповедям, то все задачи относительно Вашей жизни решатся этим полно и удовлетворительно».
#мораль #духовнаяжизнь #феофанзатворник
Свт. Феофан Затворник, как мне кажется, хорошо ответил в чем тут подвох и как надо мыслить правильно: «Большое заблуждение в том, когда думают, будто для неба или - по-прогрессистски - для того, чтоб сделать и свой вклад в недра человечества, надо предпринять большие и громкие дела. Совсем нет. Надобно только делать все по заповедям Господним. Что же именно? Ничего особенного, как только то, что всякому представляется по обстоятельствам его жизни, чего требуют частные случаи, с каждым из нас встречающиеся. Это вот как. Участь каждого Бог устрояет, и все течение жизни каждого - тоже дело Его всеблагого промышления. Следовательно, и каждый момент и каждая встреча. Возьмем пример: к Вам приходит бедный - это Бог его привел. Что Вам сделать надо? Помочь. Бог, приведший к Вам бедного, конечно, с желанием, чтоб Вы поступили в отношении к сему бедному, как Ему угодно, смотрит на Вас, как Вы в самом деле поступите. Ему угодно, чтоб Вы помогли. Поможете? Угодное Богу сделаете - и сделаете шаг к последней цели: наследию неба. Обобщите этот случай - выйдет: во всяком случае и при всякой встрече надобно делать то, что хочет Бог, чтоб мы сделали. А чего Он хочет, это мы верно знаем из предписанных нам заповедей. Помощи кто ищет? Помоги. Обидел кто? Прости. Сами обидели кого? Спешите испросить прощение и помириться. Похвалил кто? Не гордитесь. Побранил? Не сердитесь. Пришло время молитвы? Молитесь. Работать? Работайте - и прочее, и прочее, и прочее. Если, все это обсудивши, положите Вы так во всех случаях действовать, чтоб дела Ваши угодны были Богу, быв совершаемыми неуклонно по заповедям, то все задачи относительно Вашей жизни решатся этим полно и удовлетворительно».
#мораль #духовнаяжизнь #феофанзатворник
❤9👍1
Сегодня Церковь чтит память 70-ти апостолов. В Евангелии упоминается такое количество учеников, посланных на проповедь к иудеям ещё до распятия Спасителя, однако никаких имён не сообщается. Согласно Евсевию Кесарийскому (это IV в. по Р. Х.), «имена апостолов Спасителя известны из Евангелия каждому, списка же семидесяти учеников никакого нигде нет» (Церк. история. I, 12). Все поименные списки, которые сейчас мы можем встретить, появились уже в Средневековье и сильно разнятся друг от друга. Они весьма условны и включают в себя произвольный набор из имён 70-ти христиан, упоминаемых на разных страницах Нового Завета, которые могли иметь отношение к проповеди Евангелия.
👍1
💦РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ВОПРОСЫ О КРЕЩЕНСКОЙ ВОДЕ
👉Крещение Господне – что это за праздник?
Крещение Господне (Богоявление) – один из 12-ти великих праздников. В этот день вспоминается событие крещения Господа Иисуса Христа от Иоанна Крестителя перед выходом на общественное служение. Рассказ о крещении содержится в Евангелии.
👉Что такое крещенская вода?
Крещенская вода (агиасма) – вода, освященная великим чином в праздник Богоявления. Освящение воды свидетельствует об обновлении и восстановлении через Христа всего творения, пораженного грехом, и служит к прославлению Бога.
👉Правда ли, что вся вода на земле становится святой в ночь праздника?
Нет, только та, которую освятили. Для освящения воды существует специальный церковный чин с призыванием благодати Святого Духа.
👉Отличается ли вода, освященная накануне праздника, от той что освящается в сам праздник?
Не отличается ничем, для освящения используется один и тот же чин. Происхождение обычая освящать воду дважды не ясно, однако он давно является общепринятым.
👉Нужно ли окунаться в проруби?
Традиция погружаться в ледяную воду не имеет к церковным обычаям никакого отношения. Она ровным счетом ничего не дает для души человека, не очищает грехи, а вот переохлаждение можно заработать.
👉Как использовать святую воду?
Ее принято с благоговением пить, окроплять людей, предметы, помещения (включая сараи и туалет), а также помазываться. Чудесные свойства воды упоминаются в молитве на освящение: дар освящения, очищение обыденных грехов, исцеление от болезней и страстей, защита от демонов. Однако следует помнить, что святыня не действует магическим образом и может быть полезной только тому, кто верит в Господа и исполняет Его заповеди.
👉Можно ли пить ее после приема пищи?
Можно, церковный Устав дает об этом специальное указание: «Знай, что не от принятия пищи в нас нечистота, но от наших дурных дел. А будучи очищенными от них, мы можем без сомнения пить эту святую воду».
👉Нужно ли набирать святую воду в большом количестве на год?
В этом нет никакой необходимости. Достаточно набрать небольшой сосуд и, при нужде, разбавлять из него обычную воду в течении года.
👉Крещение Господне – что это за праздник?
Крещение Господне (Богоявление) – один из 12-ти великих праздников. В этот день вспоминается событие крещения Господа Иисуса Христа от Иоанна Крестителя перед выходом на общественное служение. Рассказ о крещении содержится в Евангелии.
👉Что такое крещенская вода?
Крещенская вода (агиасма) – вода, освященная великим чином в праздник Богоявления. Освящение воды свидетельствует об обновлении и восстановлении через Христа всего творения, пораженного грехом, и служит к прославлению Бога.
👉Правда ли, что вся вода на земле становится святой в ночь праздника?
Нет, только та, которую освятили. Для освящения воды существует специальный церковный чин с призыванием благодати Святого Духа.
👉Отличается ли вода, освященная накануне праздника, от той что освящается в сам праздник?
Не отличается ничем, для освящения используется один и тот же чин. Происхождение обычая освящать воду дважды не ясно, однако он давно является общепринятым.
👉Нужно ли окунаться в проруби?
Традиция погружаться в ледяную воду не имеет к церковным обычаям никакого отношения. Она ровным счетом ничего не дает для души человека, не очищает грехи, а вот переохлаждение можно заработать.
👉Как использовать святую воду?
Ее принято с благоговением пить, окроплять людей, предметы, помещения (включая сараи и туалет), а также помазываться. Чудесные свойства воды упоминаются в молитве на освящение: дар освящения, очищение обыденных грехов, исцеление от болезней и страстей, защита от демонов. Однако следует помнить, что святыня не действует магическим образом и может быть полезной только тому, кто верит в Господа и исполняет Его заповеди.
👉Можно ли пить ее после приема пищи?
Можно, церковный Устав дает об этом специальное указание: «Знай, что не от принятия пищи в нас нечистота, но от наших дурных дел. А будучи очищенными от них, мы можем без сомнения пить эту святую воду».
👉Нужно ли набирать святую воду в большом количестве на год?
В этом нет никакой необходимости. Достаточно набрать небольшой сосуд и, при нужде, разбавлять из него обычную воду в течении года.
👍6
Forwarded from Индиктион
Богоявление Господне — первый великий христианский праздник, который возник не в качестве переосмысления какого-либо ветхозаветного праздника, а сам по себе.
Первоначально он включал в себя сразу много смыслов: и Рождество Христово, и Его Крещение от Иоанна — а значит, и явление Его как Царя-Помазанника и одновременно грядущего на страдания Отрока Божия (ср. слова, прозвучавшие с небес при Крещении, и пророчество Ис 42.1, а также свидетельство Иоанна Предтечи в Ин 1.29 слл.), и откровение Бога как Троицы, и начало проповеди Спасителя, — но также и новое творение (Дух, «носившийся над водами при сотворении мира», теперь почивает, «словно голубь», на выходящем из воды Новом Адаме), и даже брак в Кане Галилейской как «начаток знамений» Христовых (Ин 2. 11).
Наступивший праздник, таким образом, с самого начала своего установления в Церкви раскрывал таинственнейшие глубины богословия — подобно тому, как пророки Илия, Елиссей, Иисус Навин обнажали дно реки Иордан, приказывая ее водам расступиться.
Достаточно быстро от Богоявления отделился праздник Рождества Христова — сохранивший, впрочем, тесную связь с ним: эти праздники не только следуют друг за другом, но и отмечены особым периодом «додекаимерон» («двенадцатидневия», или «святок»), и имеют схожий богослужебный строй. Тем не менее, в песнопениях праздника Богоявления по-прежнему затронуто целое многообразие тем — см. о них эту и следующие за ней по порядку публикации.
Первоначально он включал в себя сразу много смыслов: и Рождество Христово, и Его Крещение от Иоанна — а значит, и явление Его как Царя-Помазанника и одновременно грядущего на страдания Отрока Божия (ср. слова, прозвучавшие с небес при Крещении, и пророчество Ис 42.1, а также свидетельство Иоанна Предтечи в Ин 1.29 слл.), и откровение Бога как Троицы, и начало проповеди Спасителя, — но также и новое творение (Дух, «носившийся над водами при сотворении мира», теперь почивает, «словно голубь», на выходящем из воды Новом Адаме), и даже брак в Кане Галилейской как «начаток знамений» Христовых (Ин 2. 11).
Наступивший праздник, таким образом, с самого начала своего установления в Церкви раскрывал таинственнейшие глубины богословия — подобно тому, как пророки Илия, Елиссей, Иисус Навин обнажали дно реки Иордан, приказывая ее водам расступиться.
Достаточно быстро от Богоявления отделился праздник Рождества Христова — сохранивший, впрочем, тесную связь с ним: эти праздники не только следуют друг за другом, но и отмечены особым периодом «додекаимерон» («двенадцатидневия», или «святок»), и имеют схожий богослужебный строй. Тем не менее, в песнопениях праздника Богоявления по-прежнему затронуто целое многообразие тем — см. о них эту и следующие за ней по порядку публикации.
Telegram
Индиктион
Святое Богоявление. Крещение Господне
Песнопения праздника Богоявления развивают несколько богословских тем.
Песнопения праздника Богоявления развивают несколько богословских тем.
❤3👍1
Дела милости телесные:
- накормить голодного;
- напоить жаждущего;
- одеть нагого (имеющего недостаток в необходимой и приличной одежде);
- посетить находящегося в тюрьме;
- посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти;
- странника принять в дом и предоставить отдых;
- погребать умерших в бедности и нищете.
Дела милости духовные:
- увещанием обратить «грешника от ложного пути его» (Иак. 5:20);
- незнающего научить истине и добру;
- ближнему дать добрый и благовременный совет в затруднении или в случае не замечаемой им опасности;
- молиться о ближнем;
- утешить печального;
- не воздавать за зло, сделанное нам другими;
- всем сердцем прощать обиды.
👉Два важных условия для совершения дел милосердия: 1) человек должен действительно нуждаться в нашей помощи; 2) мы должны быть в состоянии оказать необходимую помощь без серьезного ущерба для себя и лиц, находящихся в нашей непосредственной зоне ответственности.
#мораль #духовнаяжизнь
- накормить голодного;
- напоить жаждущего;
- одеть нагого (имеющего недостаток в необходимой и приличной одежде);
- посетить находящегося в тюрьме;
- посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти;
- странника принять в дом и предоставить отдых;
- погребать умерших в бедности и нищете.
Дела милости духовные:
- увещанием обратить «грешника от ложного пути его» (Иак. 5:20);
- незнающего научить истине и добру;
- ближнему дать добрый и благовременный совет в затруднении или в случае не замечаемой им опасности;
- молиться о ближнем;
- утешить печального;
- не воздавать за зло, сделанное нам другими;
- всем сердцем прощать обиды.
👉Два важных условия для совершения дел милосердия: 1) человек должен действительно нуждаться в нашей помощи; 2) мы должны быть в состоянии оказать необходимую помощь без серьезного ущерба для себя и лиц, находящихся в нашей непосредственной зоне ответственности.
#мораль #духовнаяжизнь
👍7
Друзья, поздравляю вас с Богоявлением!
Сегодняшний праздник - хороший повод задуматься о том, зачем когда-то мы сами приняли Крещение и какие плоды оно дало для нас к сегодняшнему дню. Действительно ли мы родились заново и стали новыми людьми с иными мышлением и поведением или ничего принципиально не меняется? Как вера влияет на мою повседневную жизнь: отношения с Богом, другими людьми и с самим собой? Сегодняшнее апостольское чтение за богослужением напоминает еще раз о программе нашей жизни на земле: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит.2:11-13).
Сегодняшний праздник - хороший повод задуматься о том, зачем когда-то мы сами приняли Крещение и какие плоды оно дало для нас к сегодняшнему дню. Действительно ли мы родились заново и стали новыми людьми с иными мышлением и поведением или ничего принципиально не меняется? Как вера влияет на мою повседневную жизнь: отношения с Богом, другими людьми и с самим собой? Сегодняшнее апостольское чтение за богослужением напоминает еще раз о программе нашей жизни на земле: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит.2:11-13).
❤11👍3
Свт. Игнатий Брянчанинов даёт ценный совет в одном из писем знакомому мирянину, который может быть полезен многим:
«Не советовал бы я вам входить в подробное и тонкое разбирательство грехов и греховных качеств ваших. Соберите их все в один сосуд покаяния и ввергните в бездну милосердия Божия. Тонкое разбирательство грехов своих нейдет человеку, ведущему светскую жизнь: оно будет только ввергать его в уныние, недоумение, смущение. Бог знает наши грехи, и если мы будем постоянно прибегать к Нему в покаянии, то Он постепенно исцелит самую греховность нашу, то есть, греховные навыки, качества сердца. Грехи, соделанные словом, делом, сложением помышлений, должно сказать на исповеди отцу духовному; а в тонкое разбирательство духовных качеств, повторяю, не должно светскому человеку пускаться: это ловушка, ставимая ловителем душ наших. Познается же она по производимому в нас смущению и унынию, хотя по наружности и облечена в благовидность добра. Нужно это черное покрывало для иноков, чтоб закрывать ими лучи благодати, сияющие из ума их и сердца; нужно это черное покрывало для иноков уже преуспевших, которых зрение греховности своей не может привести в безнадежие, приводит только в смирение. Так некогда носил покрывало на сияющем лице своем Боговидец Моисей.. Не должно пускаться в тонкое разбирательство грехов, но проводить жизнь в постоянном покаянии, признавая себя грешным во всех отношениях и веруя, что милосердый Господь всякаго, лишь признавшаго греховность свою, приемлет в объятия Своего милосердия, в недро спасения. Это разумеется не о грехах смертных, покаяние в которых принимается Богом только тогда, когда человек оставит смертный грех».
#мораль #духовнаяжизнь
«Не советовал бы я вам входить в подробное и тонкое разбирательство грехов и греховных качеств ваших. Соберите их все в один сосуд покаяния и ввергните в бездну милосердия Божия. Тонкое разбирательство грехов своих нейдет человеку, ведущему светскую жизнь: оно будет только ввергать его в уныние, недоумение, смущение. Бог знает наши грехи, и если мы будем постоянно прибегать к Нему в покаянии, то Он постепенно исцелит самую греховность нашу, то есть, греховные навыки, качества сердца. Грехи, соделанные словом, делом, сложением помышлений, должно сказать на исповеди отцу духовному; а в тонкое разбирательство духовных качеств, повторяю, не должно светскому человеку пускаться: это ловушка, ставимая ловителем душ наших. Познается же она по производимому в нас смущению и унынию, хотя по наружности и облечена в благовидность добра. Нужно это черное покрывало для иноков, чтоб закрывать ими лучи благодати, сияющие из ума их и сердца; нужно это черное покрывало для иноков уже преуспевших, которых зрение греховности своей не может привести в безнадежие, приводит только в смирение. Так некогда носил покрывало на сияющем лице своем Боговидец Моисей.. Не должно пускаться в тонкое разбирательство грехов, но проводить жизнь в постоянном покаянии, признавая себя грешным во всех отношениях и веруя, что милосердый Господь всякаго, лишь признавшаго греховность свою, приемлет в объятия Своего милосердия, в недро спасения. Это разумеется не о грехах смертных, покаяние в которых принимается Богом только тогда, когда человек оставит смертный грех».
#мораль #духовнаяжизнь
👍13🤔2
Если у вас возникают сомнения/смущения по поводу каких-либо утверждений священника/лектора/проповедника - не стесняйтесь перепроверять и сравнивать это с другими источниками. Прежде всего, со Священным Писанием и соборными документами. Если сложно сделать это самостоятельно, спросите у знающих, послушайте других священников/богословов. Нередко зацикленность на утверждениях какой-то одной личности приводит к различным перекосам и проблемам. Всем людям свойственно ошибаться, превратно толковать какие-то вещи, а некоторым - выдавать свое частное мнение за непреложную истину. Проверять взгляды и советы человека, обращаясь к другим - совершенно нормально в иных сферах, нормально и в сфере Православия.
И ещё: помните, что жёстче и строже - это далеко не всегда лучше и благочестивее. Это вообще неверный критерий проверки чьих-то поучений.
#мысли #проблемыцерковнойжизни
И ещё: помните, что жёстче и строже - это далеко не всегда лучше и благочестивее. Это вообще неверный критерий проверки чьих-то поучений.
#мысли #проблемыцерковнойжизни
👍14❤3