чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
757 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
456 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Дела милости телесные:

- накормить голодного;
- напоить жаждущего;
- одеть нагого (имеющего недостаток в необходимой и приличной одежде);
- посетить находящегося в тюрьме;
- посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти;
- странника принять в дом и предоставить отдых;
- погребать умерших в бедности и нищете.

Дела милости духовные:

- увещанием обратить «грешника от ложного пути его» (Иак. 5:20);
- незнающего научить истине и добру;
- ближнему дать добрый и благовременный совет в затруднении или в случае не замечаемой им опасности;
- молиться о ближнем;
- утешить печального;
- не воздавать за зло, сделанное нам другими;
- всем сердцем прощать обиды.

👉Два важных условия для совершения дел милосердия: 1) человек должен действительно нуждаться в нашей помощи; 2) мы должны быть в состоянии оказать необходимую помощь без серьезного ущерба для себя и лиц, находящихся в нашей непосредственной зоне ответственности.
#мораль #духовнаяжизнь
👍7
Друзья, поздравляю вас с Богоявлением!

Сегодняшний праздник - хороший повод задуматься о том, зачем когда-то мы сами приняли Крещение и какие плоды оно дало для нас к сегодняшнему дню. Действительно ли мы родились заново и стали новыми людьми с иными мышлением и поведением или ничего принципиально не меняется? Как вера влияет на мою повседневную жизнь: отношения с Богом, другими людьми и с самим собой? Сегодняшнее апостольское чтение за богослужением напоминает еще раз о программе нашей жизни на земле: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит.2:11-13).
11👍3
Свт. Игнатий Брянчанинов даёт ценный совет в одном из писем знакомому мирянину, который может быть полезен многим:

«Не советовал бы я вам входить в подробное и тонкое разбирательство грехов и греховных качеств ваших. Соберите их все в один сосуд покаяния и ввергните в бездну милосердия Божия. Тонкое разбирательство грехов своих нейдет человеку, ведущему светскую жизнь: оно будет только ввергать его в уныние, недоумение, смущение. Бог знает наши грехи, и если мы будем постоянно прибегать к Нему в покаянии, то Он постепенно исцелит самую греховность нашу, то есть, греховные навыки, качества сердца. Грехи, соделанные словом, делом, сложением помышлений, должно сказать на исповеди отцу духовному; а в тонкое разбирательство духовных качеств, повторяю, не должно светскому человеку пускаться: это ловушка, ставимая ловителем душ наших. Познается же она по производимому в нас смущению и унынию, хотя по наружности и облечена в благовидность добра. Нужно это черное покрывало для иноков, чтоб закрывать ими лучи благодати, сияющие из ума их и сердца; нужно это черное покрывало для иноков уже преуспевших, которых зрение греховности своей не может привести в безнадежие, приводит только в смирение. Так некогда носил покрывало на сияющем лице своем Боговидец Моисей.. Не должно пускаться в тонкое разбирательство грехов, но проводить жизнь в постоянном покаянии, признавая себя грешным во всех отношениях и веруя, что милосердый Господь всякаго, лишь признавшаго греховность свою, приемлет в объятия Своего милосердия, в недро спасения. Это разумеется не о грехах смертных, покаяние в которых принимается Богом только тогда, когда человек оставит смертный грех».
#мораль #духовнаяжизнь
👍13🤔2
Если у вас возникают сомнения/смущения по поводу каких-либо утверждений священника/лектора/проповедника - не стесняйтесь перепроверять и сравнивать это с другими источниками. Прежде всего, со Священным Писанием и соборными документами. Если сложно сделать это самостоятельно, спросите у знающих, послушайте других священников/богословов. Нередко зацикленность на утверждениях какой-то одной личности приводит к различным перекосам и проблемам. Всем людям свойственно ошибаться, превратно толковать какие-то вещи, а некоторым - выдавать свое частное мнение за непреложную истину. Проверять взгляды и советы человека, обращаясь к другим - совершенно нормально в иных сферах, нормально и в сфере Православия.

И ещё: помните, что жёстче и строже - это далеко не всегда лучше и благочестивее. Это вообще неверный критерий проверки чьих-то поучений.
#мысли #проблемыцерковнойжизни
👍143
Сегодня память святителя Феофана Затворника - одного из наиболее влиятельных духовных писателей XIX века, сочинения которого до сих пор помогают православным христианам на их духовном пути. Главная заслуга святителя в том, что он поставил задачу доступно и полно изложить принципы спасения человека, независимо от их статуса в Церкви и обществе. Его имя означает "богоявленный" и скончался он на Богоявление. А сегодня день его рождения.

Делюсь своей давней подборкой некоторых замечаний о личности свт. Феофана https://pravblog.ru/pravoslavie/kak-vedut-sebya-svyatye-pyat-faktov-o-svyatitele-feofane-zatvornike/
#феофанзатворник
👍4
1. Святитель Феофан жил ближе к нам по времени, поэтому его язык и примеры, будут понятны современному читателю. С появлением его трудов, больше не работает отговорка, что святых отцов невозможно читать по причине их непонятности.
 
2. Творения святого глубоко практичны и, некоторые из них (например, «Путь ко спасению»), отличаются систематичностью изложения. В наше время, когда человеку трудно воспринимать обтекаемую информацию и как-то применять ее к жизни, труды святого дадут практически пошаговые советы, на пути к достижению Царства Небесного.
 
3. Святитель Феофан является не просто систематизатором предшествующего опыта святых, но и сам целиком проникнут им. Большая начитанность, писательский талант и личная святость, дает нам возможность принять это сокровище из рук угодника Божьего.
 
4. Как известно, аскетическая литература в Церкви, особенно первых веков, написана монахами и для монахов. Часто, у нас, встает проблема, что из этого колодца черпать простому мирянину. Много писем святителя, адресованы мирянам и данные там советы, можно сказать, адаптированы духовно мудрым монахом к жизни в миру, что также немаловажно.
 
Так что, кто уже давно серьезно желает начать вести духовную жизнь, по совету святого человека, а не знает с чего начать, рекомендую открыть для себя сочинения святителя Феофана Затворника.
#феофанзатворник
👍9
Прп. Лев Оптинский о поминовении людей на литургии (записки на проскомидию):

«О поминовении на проскомидии справедливо вам говорит духовная особа, что не должно поминать явно грешников, пребывающих в нераскаянии, в заблуждении и расколах; по толкованию учителей церковных – через соединение частиц, вынутых за их имена, с Божественной Кровью, – не очищение, но [высшее] осуждение для них бывает. О грешниках же, но кающихся и полагающих начало, можно и молиться, и подавать на проскомидию, также поминать на молитве и обращении их можно, как и Церковь молит о соединении всех, однако ж, дабы с такой разборчивостью не подпасть бы вам фарисейскому мудрованию, подавайте на проскомидию о ближних ваших, известных вам; а о прочих молись вообще, и в мысли стараясь считать всех святыми (впрочем, не подражая делам их худым), [окажите] любовь свою каждому делами при случающихся обстоятельствах. Это будет надежнее, а то и в том и в другом случае опасно, [надо] избежать фарисейского мудрования и о себе мнения».
#дисциплина #молитва
👍32
Против ложных представлений о Боге, Который хочет губит грешников, напоминание свт. Феофана Затворника:

«Господь хочет всем спастись, следовательно, и вам… У Бога есть одна мысль и одно желание — миловать и миловать. Приходи всякий… Господь и на страшном суде будет не то изыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была».
15🔥3👍1
Как понимать заповедь Спасителя: «Просящему у тебя дай» (Мф.5:42)? Объяснение блаженного Августина:

«(Христос) говорит: "всякому просящему", а не "все просящему", чтобы ты давал то, что можешь дать по чести и по праву. В самом деле, что делать, если кто просит денег, чтобы совершить несправедливость в отношении невинного человека? Что, если он просит о чем-то бесчестном? Впрочем, я не буду приводить много примеров, которых может быть великое множество; в общем, давать следует то, что не может причинить вред ни тебе, ни другому, насколько человек это может знать и предполагать. И если ты кому-то по справедливости отказываешь в его просьбе, ему следует указать, в чем состоит эта справедливость, чтобы не отпускать его с пустыми руками. Так ты дашь всякому просящему, хотя и не всегда дашь то, что он просит. А иногда ты дашь человеку нечто лучшее, когда он попросит что-то неправедное, а ты [обоснованно отказав] исправишь его» (О Нагорной проповеди Господа, I, 20.67).
#библия #мораль #духовнаяжизнь
👍64
Свт. Иоанн Златоуст о том, как социальное одобрение явных грешников, извращает их совесть

«Когда согрешивший увидит, что все отворачиваются от него, он сочтет, что совершил нечто весьма дурное, если же он видит, что они не только не гневаются и не негодуют, но ведут себя кротко и продолжают общаться с ним, то и суд совести развращается, ибо общественное мнение соглашается с его собственным развращенным мнением».

См. также слова свт. Феофана https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/466
#мораль #дисциплина #иоаннзлатоуст
👍5
Прп. Никодим Святогорец о том, что бездействие при впадении ближнего в грех, является соучастием в его грехе:

«Человек видит птиц или других животных, которые вот-вот попадутся в западню, и старается не шуметь и не спугнуть их, молчит и бездействует и тем самым становится виновником гибели пернатых. Так и люди, которые знают, что некто вот-вот впадет в прелюбодеяние, бездействуют, покрывают его и не удерживают от греха, становятся виновниками его гибели и своей. И подобно тому, – поясняет Златоуст, – как более всего толкают в западню те, кто прикрывают западню и, находясь рядом с теми, кто вот-вот попадется, всячески скрывают обман и ни шума, ни чего-либо другого не желают произвести, что могло бы отогнать добычу, так и здесь, если ты находишься рядом с расставленной диаволом западней и видишь того, кто вот-вот впадет в блуд, но не поднимешь шума и не отпугнешь его, то погубишь более всего самого себя».
#мораль #дисциплина #иоаннзлатоуст
👍5
6 способов соучастия в чужих грехах (согласно прп. Никодиму Святогорцу)

1. Прямое участие и помощь в совершении греха.
2. Согласие и одобрение греха.
3. Бездействие и молчание при совершении греха.
4. Приказ или побуждение к совершению греха.
5. Поддержка, покрывательство и защита тех, кто совершает грех.
6. Поддержание дружеского общения с нераскаянными грешниками, которые считают себя христианами.
#мораль #дисциплина
🔥6👍3
Опубликован мой прошлогодний доклад "Аспекты супружеской близости в проповеди свт. Иоанна Златоуста".

В статье рассматривается взгляд свт. Иоанна Златоуста на человеческую сексуальность и ее реализацию в законном браке. Затрагиваются частные вопросы семейной жизни в ее интимной сфере. В отличии от многих других христианских авторов своего времени, константинопольский архипастырь отмечает, что репродуктивная функция супружеских отношений не является главной. Кроме того, они необходимы не только как «предохранение от распутства», но имеют и позитивное духовное измерение. Рассуждения и советы святителя деликатны, нестандартны, глубоки и по прежнему востребованы.
https://azbyka.ru/semya/aspekty-supruzheskoj-blizosti-v-propovedi-svt-ioanna-zlatousta/
#брак #отношения #иоаннзлатоуст #мораль #моиработы
Свт. Афанасий Великий о способах очищения забытых грехов, совершенных в прошлом:

«Иные, исследуя сказанное, что хулящему Духа не отпустится ни в сем веке, ни в будущем, говорят, что четыре есть способа, которыми совершается отпущение грехов, и два из них имеют место здесь, а два – в будущем веке.

Поскольку память наша не в состоянии упомнить все прегрешения целой жизни, чтобы человеку покаяться в них здесь; то человеколюбивый Господь наш для непокаявшихся, как говорят они, предуготовил два способа покаяния в будущем веке. Когда делал кто добро без различия, или подвигнутый милосердием и состраданием к ближнему, или по другим каким человеколюбивым побуждениям; тогда в будущем веке, во время суда, будет это взвешено, и если окажется в этом какой перевес, то будет ему прощение. И это – первый способ.

А второй есть следующий: когда кто, одержимый грехами, слыша, что говорит Господь: не судите, да не судими будете и убоявшись, никого не осуждает за житие его; то как хранитель заповеди, он не осудится, потому что Всенеложный не забывает Своей заповеди.

Другие же два способа прощения имеют место здесь. Когда кто, будучи во грехах, по смотрению Промысла Божия подвергается несчастиям, нуждам, болезням, – ибо через это Бог, неизвестным нам образом, очищает его, – и если искушаемый благодарит, то за благодарность приемлет награду. Если же не благодарит, то осуждается и за те грехи, за которые терпит он наказание, и сверх того, подвергнется ответственности за неблагодарность. Поэтому, кто грешит в чем-либо пред людьми, тот имеет много случаев к получению прощения. Ибо, кто грешит против одного человека и делает добро другому человеку, тот оправдывается тем же самым естеством, против которого согрешил. Но хула на Духа есть неверие, и нет другого случая к получению прощения, как только сделаться верным; и грех безбожия и неверия не отпустится ни здесь, ни в будущем веке».
#духовнаяжизнь #мораль
👍43
Свт. Иоанн Златоуст о том, что закрывать глаза на пороки близких людей - это пофигизм, а не дружелюбие:

«Ничто в такой мере не является доказательством дружбы, как то, чтобы не закрывать глаза на грехи твоих друзей и братьев. Увидел, что они враждуют? Примири! Увидел, что они излишествуют? Удержи! Увидел, что они притесняемы? Защити! Этим ты в первую очередь угождаешь не им, а самому себе: на то мы и друзья, чтобы помогать друг другу. Одно дело – услышать нечто от друга, другое – от случайного человека. Случайным человеком скорее пренебрегут, даже и учителем, другом – нет».
#иоаннзлатоуст #мораль
9
Forwarded from Индиктион
В преддверии Святой Четыредесятницы (в литургике это обозначается как
«подготовительный период к Великому посту») церковный устав предписывает совершать несколько не вполне обычных служб. Для того, чтобы разобраться в причинах их появления, следует сначала поговорить о самом посте.

Сколько длится Великий пост? Казалось бы, это нетрудно сосчитать: шесть полных недель (седмиц) и одна — Страстная — без последнего воскресенья, Пасхи; итого 48 дней. Однако такой расчет не соответствует ни древнему пониманию слова «пост», ни самому названию «Четыредесятница», то есть «Сорок [дней]»: 40 ≠ 48.

В раннехристианские времена «постом» называли отнюдь не предпочтение одной пищи другой. «Пост» в современном смысле слова — в смысле воздержания от скоромной, но дозволенности растительной пищи — вообще в ту эпоху и не был бы «подвигом». В первоначальной Церкви достаточно многие христиане в принципе не ели мяса, так что апостолу Павлу даже понадобилось давать специальные разъяснения о допустимости вкушать мясо, а позднее на соборах даже пришлось (причём неоднократно) принимать каноны, запрещающие «гнушение мясом». Да и вообще, обычной ежедневной пищей рядовых жителей Римской империи был просто-напросто хлеб, так что никакого различия между «постным» (в современном смысле слова) и непостным днём они бы просто не заметили.

Поэтому в ранней Церкви понятие «пост» подразумевало не диету без продуктов животного происхождения, а полное воздержание от пищи как таковой — проще говоря, голодовку. Кстати, такой пост у нас вполне сохранился и сейчас — как пост перед Причащением Святых Таин.

Пост в смысле воздержания от пищи до самого вечера в ранней Церкви был установлен на среды и пятницы, а также на день иудейской Пасхи, поскольку в тот день распяли Христа. С повсеместным распространением обычая праздновать христианскую Пасху строго в воскресный день и понимать ее как праздник Воскресения Христова, пост во время иудейского праздника перешёл на Великую субботу (как символ иудейского Песаха перед христианской Пасхой), а чуть позднее — ещё и на Великую пятницу, как на день Распятия, то есть стал двухдневным.

К концу III века некоторые благочестивые христиане ещё более увеличили этот предпасхальный пост — до четырех-пяти дней, затем и до целых сорока. В сорока днях голодания они видели подражание законодавцу Моисею, пророку Илии, а главное — Господу Иисусу Христу, поскольку в Священном Писании о каждом из них сказано, что они постились (в первоначальном смысле слова, т. е. ничего не ели!) по сорок дней.

Возможно, на такое удлинение поста повлияло ещё и появление в Александрийской Церкви, а затем — широкое распространение по всему христианскому Востоку, праздника Богоявления: ведь Господь постился сорок дней как раз после своего Крещения. Во всяком случае, сорокадневный пост зафиксирован впервые именно у христиан Египта.

Конечно, на подвиг полного воздержания от пищи в течение 40 дней мало кто был способен, хотя люди в ту эпоху и были гораздо привычнее к голоданию, чем наши современники. Вместо этого пост исполнялся отрезками: несколько дней голодовки, затем вкушение пищи — и снова голодовка; либо же на протяжении сорока дней пищу принимали лишь вечером. Также отмечалась некоторая амбивалентность в отношении собственно предпасхального поста Великих пятницы и субботы (либо их расширенной версии, начинающейся с Великого вторника): считать его частью сорокадневия или нет?

Только теперь, с учётом всех этих данных, и можно ответить на вопрос, сколько длится Великий пост по мысли составителей церковного устава и зачем он имеет подготовительный период. Об этом — в следующей заметке.
👍8🔥2
Есть одна наблюдаемая тенденция взаимосвязи представлений о Боге и правил морали среди определенных групп верующих. Хотя большинство верующих согласны, что нужно подражать Богу, само это подражание сильно зависит от того, как люди представляют себе Божий характер и Его действия. Я заметил, что те, у кого "Бог не наказывает и не судит", любят призывать к отказу от осуждения греховных поступков и от применения правосудных наказаний в обществе (например, осуждают применение смертной казни, как аморальной). Напротив, у кого преобладает представление о правосудии Божьем в ущерб Его милосердию, чаще всего проявляется полная нетерпимость к инакомыслию и они громче всех требуют кары тем, кто, по их мнению, ее заслуживает. Бог в нашей голове может быть проекцией наших представлений в области морали и, наоборот, наши представления о морали могут создавать образ Бога в нашей голове.
#мысли #мораль
👍9
Горькие, но верные слова свт. Иоанна Златоуста:

«Один сетует и плачет о заключенных в темнице, другой об изгнанных из отечества и отправленных в ссылку, иной о лишенных свободы, другой о похищенных врагами и взятых в плен, иной о потонувшем или сгоревшем, другой о задавленном обрушившимся зданием. А никто не плачет о живущих нечестиво, но, что всего хуже, часто даже называют их счастливыми; это бывает причиной всех зол».

Заболел или умер человек - жалко, а если грешит "в свое удовольствие" - всем либо плевать, либо ещё и похвалят.
#иоаннзлатоуст #мораль
👍11🔥3
«Зрелище становится греховным тогда, когда оно через посредство представляемых им вещей склоняет человека к порокам похоти и жестокости. Поэтому Златоуст говорит, что такие зрелища превращают людей в блудников и похабников» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 9).

См. https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/345
#мораль #иоаннзлатоуст
👍6🔥1
Как вести себя при систематических оскорблениях и унижениях?

В двух словах не дашь инструкцию на все случаи жизни, но есть некоторые универсальные библейские принципы, которыми нужно руководствоваться христианину.

1. Не отвечать злом на зло и не пускать злобу в свое сердце.

Зачастую принцип терпения извращённо толкуется, как полная пассивность жертвы, которой очень плохо, но ничего поделать нельзя, «смиряйся». Не такой пример нам оставил Христос: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1Пет.2:23). Спаситель сознавал свою невиновность и достоинство, но не был в психологической позиции безвольной жертвы. Он сознавал, что никто не сможет Его оскорбить и унизить, поэтому не имел обиды или злобы на преступников, но спокойно предоставлял все Праведному Судье. Все его ответы произнесены уверенно и с достоинством. В большинстве случаев мы сами «задеваемся», поэтому люди и имеют возможность нанести нам существенный вред. Если бы мы представляли себе, что за каждое спокойно перенесенное злое слово или несправедливость получим бесценную награду, то совсем иначе бы относились к происходящему.

2. Не озлобляясь на обидчика, помогать ему осознать грех.

Этот принцип работает, как правило, только в отношении верующих людей. Спаситель заповедал: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему» (Лк.17:3). Это необходимо делать в отношении любого христианина, неважно - родственника или просто знакомого. Но мы сможем так поступать только в том случае, когда предварительно изгнали злобу из сердца и имеем готовность обличить зло. Обличать из позиции трясущейся от гнева или снедаемой обидой жертвы, «сжав зубы», согласитесь, не получится. Христианин призван в такие моменты не зарываться в себя, а помочь своему обидчику осознать, что он согрешил и это плохо. Не можешь сам, поставь в известность других знакомых христиан (нормальных, разумеется, а не номинальных), пусть они растолкуют. Да, может случиться так, что человек не захочет ничего слушать. Но возобновлять общение как ни в чем не бывало, пока человек не попросит прощения - это не добродетель, а внутренняя несостоятельность и игнорирование заповеди о братском исправлении. Ни к чему хорошему это не ведёт, ни в духовном плане, ни в человеческих отношениях.

Вообще, чем более мы будем духовно и психологически состоятельны, тем спокойнее и эффективнее сможем переживать такие ситуации. Это особенно хорошо заметно в стрессовой обстановке, например, в воинской части. Пожалуй, это одно из тех мест, где можно постоянно упражняться в перенесении различных оскорблений и несправедливостей. Когда ты не имеешь злобы, спокоен, уверен, то все гораздо спокойнее проходит и ты не чувствуешь ущерба для себя. Но когда человека все задевает, он эмоционально нестабилен, злится, внутренне слаб, то он беззащитен, раздавить его ничего не стоит. Евангелие предлагает нам практические пути решения, быть уверенными и сильными людьми, вместе с Господом.
#духовнаяжизнь #мораль #мысли
9👍5