чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
758 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
456 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Свт. Василий Великий объясняет как правильно понимать и применять в жизни заповедь о неосуждении

«Поскольку Господь иногда говорит: не судите по наружности, а иногда повелевает: но судите судом праведным (Ин. 7, 24), то не вовсе запрещается нам судить, а показывает различие суда. А за что следует судить и за что нет, ясно предал нам апостол, когда, в рассуждении того, что предоставлено произволению каждого и не определено в Писании, говорит: А ты что осуждаешь брата твоего?(Рим.14, 10); и еще: Не станем же более судить друг друга (Рим.14 13); а в рассуждении того, что не угодно Богу, обличает не осуждающих и сам от себя произносит суд, говоря: А я, отсутствуя телом, но присутствуя (у вас) духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа (1Кор.5,3–5).

Поэтому если что зависит от нашего произволения, иногда даже бывает и неизвестным, за то не надобно осуждать брата, по сказанному у апостола о неведомом: Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1Кор. 4, 5). Но защищать суды Божии – непререкаемая необходимость, чтобы умалчивающему самому не вкусить гнева Божия, разве кто, делая то же, что и обвиняемый, не посмеет осудить брата, слыша Господа, Который говорит: вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7, 5)».

Итак, нельзя судить:

- на основании подозрений и слухов;
- если что-то нравственно приемлемо и именно нам субъективно не нравится;
- если мы сами находимся в состоянии смертного греха.

Можно судить:

- явное нравственное зло ради защиты правды Божией и пользы ближнего.
#мораль #духовнаяжизнь #библия
👍4
👫Почему сожительство без брака греховно и не может быть признано Церковью?

Потому что брак - это полная и окончательная общность жизни между одним мужчиной и одной женщиной. Только в том случае, когда люди посвятили себя друг другу без остатка и взяли пожизненную ответственность друг за друга, интимные отношения смогут стать органичной составляющей их союза. Иными словами, нельзя взять все самое приятное от брака и не иметь при этом никаких обязательств друг перед другом. В законном союзе, как это задумано Богом, телесная близость неотделима «от личностной и духовной общности, от жертвенности и всецелой ответственности друг за друга, которые осуществимы лишь в пожизненной брачной верности» (Основы социальной концепции РПЦ. Х.6).
#мораль #учениецеркви #ответынавопросы #брак #отношения
10👍3🔥1
О правильной и греховной любви к себе

Протоиерей Николай Стеллецкий пишет:

«(Это) коренное чувство нашей природы, на котором зиждется вся сила нашей жизни и из которой развивается вся разнообразная наша деятельность. Чувство это происходит от Самого Бога, Творца нашей природы, и потому в нем нет ничего преступного и грешного. Человек погрешает этим чувством только тогда, когда или через меру расширяет его в себе, так что не остается в нем места для любви к Богу и ближнему, или же дает ему неверное направление к какому-либо предмету, который не соответствует достоинству его богоподобной природы (Быт. 1, 26–27. Ср. Иак. 3, 9; Деян. 17, 29).

Любовь христианина к самому себе не есть любовь его ко всей своей, зараженной грехом, природе. Нет, эта любовь простирается только на, так сказать, частицу божества, ту "‎искру Божию"‎, которую он находит в себе. Любовь к себе, отвлекающая христианина от стремления его к богоуподоблению (Мф. 5:48), есть любовь греховная. От всего, что отвлекает человека от его вечного назначения, христианин должен освободиться как от препятствия, затрудняющего его нравственное самоусовершенствование. В этом смысле сказано в Евангелии: Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12, 25), т.е. кто не придает самостоятельного значения своему земному личному благополучию, отказываясь от него во имя вечного значения души (Мф. 16, 26), тот уже этим самым сохраняет свою душу для вечной жизни» (Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении. Т. 2).

Приведу также слова христианского писателя К. Льюиса:

«На самом деле любить себя можно двумя способами. Можно видеть в себе создание Божие, а к созданиям этим, какими бы они ни стали, надо быть милостивым. Можно видеть в себе пуп земли и предпочитать свои выгоды чужим. Вот эту, вторую любовь к себе нужно не только возненавидеть, но и убить. Христианин ведет с ней непрерывную борьбу, но он любит и милует все “я” на свете, кроме их греха. Сама борьба со своекорыстием показывает ему, как он должен относиться ко всем людям» (Эссе «Как относиться к себе»).

👉О самотерзании за грехи как о признаке гордости
#мораль #духовнаяжизнь #библия
👍5🔥2
Попались мне следующие слова иеромонаха Варнавы (Ягу): «Уступчивость, в которой нет молитвы и смирения Христова, приводит к чувству несправедливости, к душевным травмам, что, в свою очередь, приводит человека к массе психических проблем».

И ведь действительно, проблема взаимоотношений между людьми, прежде всего, в неправильном восприятии реальности и неразумной реакции на происходящее. Чем более духовно грамотно человек переживает конфликты, несправедливости, бедствия, тем ему самому проще. Потому что он дает место Святому Духу действовать в своем сердце, а не ищет своей правды во что бы то ни стало. Он сознает, что его сила в Боге, а не в нем самом.

👉См. как вести себя при систематических оскорблениях и унижениях https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/649
#мораль #духовнаяжизнь #мысли
3👍2
📖В сегодняшнем рядовом апостольском чтении есть слова: «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2Кор.3:6).

Иногда последняя фраза про противопоставление буквы и духа используется в контексте претензий к верующим людям, которые настаивают на принципиальном соблюдении евангельских заповедей или церковных канонов. Буквальное соблюдение воспринимается как что-то плохое. Нарушение этих предписаний оправдывается тем, что «нужно поступать по духу, а не по букве». Конечно, в данном отрывке Св. Писания говорится вовсе не об этом даже близко.

Свт. Иоанн Златоуст объясняет: «По (ветхому) закону грешник подвергается наказанию; а здесь (по новому) грешник прибегает к крещению и становится праведным, сделавшись же праведным, он оживает, освобождается от смерти греха. Закон, если поймает убийцу, то осуждает его на смерть, а если благодать настигнет убийцу, то освящает и оживляет его. Но что я говорю об убийце? Закон и того схватил и побил камнями, который собирал дрова в субботу (Числ.15:32-36). Вот что значит: буква убивает! Напротив, благодать ловит бесчисленных человекоубийц и разбойников, и, омывая их водами крещения, разрешает от прежних зол. Вот что значит: Дух животворит! Закон кого поймает, того из живого делает мертвым; а благодать соделывает живым преступника из мертвого. Придите ко Мне, – говорит она, – все труждающиеся и обремененные, и Я, – не говорит – накажу вас, но – успокою вас (Мф. 11:28)» (Беседы на 2-е послание к Коринфянам, 6).

👉См. о ложном отношении к закону Божию https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/655
#библия #толкование #иоаннзлатоуст
👍5👏41
Виды неверия и их последствия для неверующих

1. Неверие в Бога (атеизм, деизм). Поскольку Бог явил Себя через естественное откровение и для признания Его существования не нужно особое Божественное воздействие на человека (Рим.1:20), то такой вид неверия не может извинить человека и потому является сам по себе тяжким грехом, ведущим в погибель.
2. Идолослужение. Поскольку служение твари вместо Творца (Рим.1:25) является очевидным злом, присвоением Божественной чести творению, то совершающие это не имеют извинения и наследуют погибель. Тертуллиан писал: «Идолопоклонство – главное преступление рода человеческого, наивысшее прегрешение мира, единственная причина Страшного Суда. Ибо всякое иное преступление может быть отнесено к особой разновидности и подлежит суду под своим именем, в случае же идолопоклонства совершаются все преступления одновременно».
3. Неверие в Господа Иисуса Христа. Поскольку поверить Евангелию нельзя без проповедующего (Рим.10:14), то этот вид неверия не является грехом для тех, кто не будучи крещен, не знает Евангелия. Однако отсутствие этой веры лишает их возможности прощения других грехов, которые они совершили и спасения. Для тех, кто знает Евангелие и не покоряется ему, извинения уже нет и они наследуют вечную погибель, если не покаются (2Фес.1:8).
4. Ересь – намеренное и постоянное опровержение церковного догмата, или явное исповедание и защита какого-нибудь догматического заблуждения, осужденного Церковью. В силу того, что это намеренное упорство против божественной истины, этот вид неверия является тяжким грехом, ведущим в погибель. Христианское откровение нельзя признавать частично, только полностью, в противном случае это уже не вера, а выбор религиозных взглядов по личным предпочтениям.
#богословие
👍8
Сегодня Церковь вспоминает «семь отроков Эфесских». Считается, что семь христианских воинов при языческом императоре Децие (сер. III в.) за веру во Христа были замурованы в пещере, где заснули и чудесным образом проспали до V столетия, оказавшись в христианской эпохе. Интересно, что это сказание повторяется в Коране в суре Аль-Кахф (Пещера). См.: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81%D1%85%D0%B0%D0%B1_%D0%B0%D0%BB%D1%8C-%D0%9A%D0%B0%D1%85%D1%84
👍61
☀️С праздником Преображения Господня, братья и сестры!

Преображение ждёт и нас с вами: «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф.13:43).
17🥰2
🪦Свт. Иоанн Златоуст о временной разлуке с умершими христианами:

«Видя умершего, не на то смотри, что он сомкнул глаза и лежит безгласным, но на то, как он воскреснет и получит неизъяснимую, изумительную и дивную славу, и от настоящего внешнего вида возведи помыслы к надежде будущего. А ты, по привычке, при этом скорбишь и плачешь? Но не странно ли, – когда ты отдашь дочь в замужество и муж отправится с ней в далекую страну и там будет жить счастливо, – не считать этого бедствием, так как скорбь разлуки облегчается слухом о их благополучии, а здесь, – когда не человек, не подобный тебе раб, но сам Владыка берет к Себе твоего ближнего, – печалиться и сетовать?

Как же, скажешь, возможно человеку не скорбеть? Я и не говорю этого; я отвергаю не скорбь, а чрезмерность скорби; скорбь естественна, но скорбь чрезмерная свойственна душе безрассудной, умоисступленной и слабой. Поскорби, поплачь, но не ропщи, не малодушествуй, не негодуй; воздай благодарение Взявшему и, украсив отшедшего, препроводи его к Нему в светлой погребальной одежде» (О Лазаре, слово 5).

👉Прп. Паисий Святогорец сравнивает смерть с временной разлукой близких людей, проживающих в разных странах https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/56
#смерть #иоаннзлатоуст
7👍3
Сколько стоит прощение?

Православные христиане регулярно приступают к церковным таинствам.  То, что мы можем прийти в любой день в храм, участвовать в исповеди и причащении Святых Тайн, получая разрешение своих грехов, стало настолько привычным для нас, что мы совсем не задумываемся о том, что стоит за доступом к этим благам. Покаяние и разрешение от грехов, в течение нескольких минут у исповедального аналоя, рассматривается нами как нечто обычное и само собой разумеющееся. Рассуждения обычно таковы: Бог есть Любовь, Он готов принять меня (даже обязан) в любое время и простить мне мои безобразия, как только я принесу свое покаяние. Простить их ничего не стоит, Бог ведь такой добрый.

За подобным рассуждением стоит непонимание всей серьезности совершения греха. Критики христианства, недоумевающие, как Бог может простить страшного убийцу, при условии его покаяния, намного ближе к истине, нежели христиане, привыкшие к мысли, что Бог прощает им любые безобразия. Дело в том, что Бог, будучи не только Любовью, но и Абсолютной Правдой, не может просто взять и простить грешника, закрыв глаза на его преступления. Любое преступление должно быть наказано, этого требует правосудие (Рим. 6:23). Судья, отпустивший преступника на свободу, сам окажется нарушителем закона. Правосудие Божие требует, чтобы злодей был наказан, иначе любовь превратится в попустительство греху. Бог, безмерно любящий Свое падшее творение, находит возможность избавить его от этой страшной участи, не нарушая принципов Своего Правосудия. Вместо грешного человека, обреченного по своим делам на вечные муки ада, умирает Невинный Богочеловек Иисус Христос, принимая все его наказание на себя (Ис. 53:5). Таким образом, человечество получило возможность избежать праведного наказания и обрести оправдание через этот акт незаслуженной милости Божьей, по вере в Иисуса Христа.

Поэтому каждый раз, когда мы приходим на исповедь, мы получаем прощение вовсе не потому, что Бог обязан давать нам Его по Своей доброте, а потому что Невиновный однажды пострадал за каждый наш грех, чтобы у нас снова и снова появлялся шанс жить и исправляться дальше.
#мысли
14👍3
Если мы окажемся в раю, будем ли мы жалеть своих близких, оказавшихся в геенне?

У святых не возникнет тогда скорби, потому что они будут утешены и во всем согласны с праведной волей Бога. Подобно тому, как существование геенны не может омрачить радости Бога, оно не помешает радоваться и Божьим детям, которые будут блаженствовать вместе с Ним. Свт. Феофан Затворник поясняет: «Что Господь считает правым и должным, то – и они. Сочтет Господь должным послать в ад нераскаянных, так будут сознавать сие и они. И состраданию тут места нет. Ибо отверженные Богом отвергнуты будут и ими; чувство сродности с ними пресечется. И на земле духовное родство бывает совсем иное, чем естественное, и коль скоро последнее несогласно с первым, то оно охлаждается и совсем исчезает: родные кровно делаются чуждыми друг друга. Это внушил Господь, когда сказал: кто мать Мне и брат? – И ответил: творящий волю Отца Моего (Мф.12:50). Если на земле так, то на небе это обнаружится в крайней силе, – и особенно после последнего суда. Отверженные будут иметься наравне с теми, в чье место они пойдут, кому уготован огнь вечный».

Кроме того, нужно понимать, что умершие в нераскаянности становятся демонами. Не по природе, а по направлению воли. Мы не сможем пожалеть демонов, они ненавидят нас с вами и желают не любезной встречи, а чтобы и мы мучались также, как они. Это похоже на фильмы про зомби апокалипсис, где люди заразились и стали зомби. Вчерашние близкие пожелают сожрать вас и им плевать кем вы приходились друг другу при земной жизни. Но мы не сможем им ничем помочь. Люди делают свой окончательный выбор во время земной жизни.
#ответынавопросы #феофанзатворник
👍54
Призыв св. Августина к восприемникам (крестным):

«Я прошу, чтобы каждый мужчина и каждая женщина, воспринявшие детей от святой купели, припоминали, что они суть споручники веры, и потому должны всегда поддерживать в воспринятых ими заботливость об истинной любви, увещевали бы их беречь чистоту, сохранять девство до брака, удерживать свой язык от злословия и клятвопреступления, не произносить устами соблазнительных песен, и не питать в сердце злобы и ненависти, убегать гаданий и чародеев и всех служителей дьявола, требовали бы, чтобы они содержали веру православную, чаще ходили в церковь, и, оставив рассеянность, внимательно слушали божественные чтения, чтобы принимали странников… жили дружелюбно, священникам и родителям оказывали почтение с любовью» (Цит. по: Алмазов А. История чинопоследований Крещения и Миропомазания. С. 621).
#дети #августин
13👍1
🧎‍♂️Св. Августин о значении ежедневного молитвенного правила

«Посредством [заключенного] в вере, надежде и любви непрерывно [обращенного к Богу] вожделения мы молимся всегда. Но вместе с тем в определенные часы и назначенное время мы также и в словах должны направлять к Богу свои прошения, чтобы этими знаками вещей увещевать самих себя, чтобы осознавать, насколько преуспели мы сами в сем желании, и чтобы побуждать себя к сильнейшему в этом вожделении упражнению. И тем достойнее будет последующее дело, чем пламеннее было предшествующее чувство.

А потому, что значат слова апостола “Непрестанно молитесь” (1Фес.5:17), как не: “Непрестанно вожделейте блаженной жизни — а блаженна только жизнь бессмертная — от Того, Кто единственный может дать ее”? Итак, будем непрестанно желать блаженной жизни от Господа Бога — и непрестанно будем молиться. Но вместе с тем будем от прочих забот и трудов, среди которых и само это вожделение как бы холодеет, в известные часы отвлекать свой ум для труда молитвы, чтобы молитвословиями напомнить самим себе о внимании к тому, чего вожделеем, чтобы это желание не начало холодеть, не остыло и не угасло вовсе — [ведь так и будет], если не раздувать его почаще» (Epistula CXXX // PL. 33. Col. 501. Пер. П. Пашкова).

Молитвенное правило можно сравнить с дровами, которые мы подкидываем в печь. На протяжении дня человек отвлекается на разные дела и желание блаженной жизни с Богом может холодеть и ослабевать. Нужно периодически «подкидывать дрова», усиливая желание любить Бога, быть с Ним, через молитвенное правило. Прекращение регулярного молитвенного правила неизбежно приведет к потере желания жить по Божьему закону. Важно не забрасывать его, как бы ни было лень. Пусть оно будет небольшое, но стабильное.
#духовнаяжизнь #молитва #августин
👍122
📖В сегодняшнем рядовом апостольском чтении упоминаются два вида печали:

«Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2Кор.7:10). Почему имеет пользу только первый вид печали?

Свт. Иоанн Златоуст поясняет: «Когда печалишься об имуществе, о славе, об умершем, – все это печаль по миру. Потому она и причиняет смерть. Кто печалится о славе, тот завидует, и по необходимости часто доходит до гибели. Такою печалью печалились Каин и Исав. Итак, под печалью по миру он разумеет ту, которая вредит самим скорбящим. Только одна печаль о грехах полезна; и это ясно видно из следующего. Скорбящий о потере богатства не вознаграждает тем убытка; скорбящий об умершем не воскрешает его; скорбящий по причине болезни не только не избавляется от болезни, но еще усиливает ее. Только скорбящий о грехах приобретает пользу от скорби, потому что истощает и истребляет грехи. Печаль – лекарство, приготовленное на этот один случай; поэтому здесь только она имеет силу и оказывает пользу, в других же случаях вредит […] В самом деле, что вожделеннее родного сына? И что горестнее смерти его? Однако же отцы, которые во время сильной горести не принимали никакого утешения и сами себя терзали, после раскаиваются в том, что без меры скорбели, поскольку сознают, что не только не получили оттого никакой пользы, но еще более себя расстроили. Не такова печаль по Боге! Напротив, она имеет двоякое преимущество: во-первых, то, что не заставляет сожалеть о том, о чем скорбишь, и, во-вторых, то, что самая печаль обращается во спасение. Обоих этих преимуществ лишена печаль мирская» (Гомилии на 2-е послание к Коринфянам, 15).
#библия #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
7👍1
Уверен, что если бы многие современные крещеные люди узнали и восприняли всерьез христианское учение, ту планку, которую оно задает, они бы никогда не стали бы членами Церкви и не принесли бы крестить своих детей. У многих воцерковленных людей какие-то свои придуманные понятия о Боге и Его отношении к человеку, чего уж говорить о номинальных крещеных. Они бы ужаснулись и сказали: нет, такой Бог и такое учение нам даром не нужны. Истории с разочарованными отступниками от веры, которые однажды решили вникнуть посерьезнее (изучить теорию), это подтверждают.
#мысли
12👍1
Когда заходит речь о повторных браках после развода регулярно звучит аргумент о любви и счастье. Десятки комментариев (включая верующих людей) в стиле «каждый имеет право на счастье», «нет смысла сохранять то, что уже давно умерло», «в первом браке он/она были несчастны/преданы другим, а в новых отношениях расцвели», «не каждому дано встретить с первого раза настоящую любовь», «Бог послал мне этого человека после развода» и т.д.

К сожалению, многие люди совершенно не понимают, что наличие чувств и счастья в семейной жизни Господь не ставит в качестве условия действительности брака и сохранения верности, ведь Он Сам сказал: «Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует» (Мк.10:11-12). К. С. Льюис замечательно написал об этом: «Бог не хочет, чтобы различие между грехом и долгом зависело от оттенков чувства. Как и всякое действие, соитие оправдывается или осуждается четче и проще. Все дело в том, выполняем мы или нарушаем обещанное, добры мы или жестоки, правдивы или лживы» (Любовь). Можно сколько угодно рассказывать о несчастье в одних отношениях и радости в других – это ничего не говорит об их богоугодности. Бог желает, чтобы каждая из сторон была верна своим обещаниям и если они нарушаются, то это тяжкий грех, попрание обетов, какими бы возвышенными словами люди бы не пытались это оправдать.

👉См. https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/908
#брак #отношения #мораль #мысли
4👍2👎1🤔1
📖Мое слово на апостольское чтение в праздник Успения (Флп. 240 зачало).

«В вас должны быть те же мысли, какие и во Христе Иисусе..» (2:5).
2
С праздником Успения Божией Матери, братья и сестры!
11
📚5 советов свт. Феофана Затворника молодому человеку-христианину (составлено по книге «Путь ко спасению»)

1. Сколько есть сил и благоразумия, удерживайся от развлечений, беспорядочного чтения соблазнительных книг и мечтаний. Развлечения замени трудолюбием, мечтательность – серьезными занятиями под руководством. Строгая дисциплина в юности очень полезна.

2. Читай только те книги (смотри фильмы - добавим от себя), которые тебе порекомендуют благоразумные люди.

3. Общайся только с благочестивыми сверстниками, дурные товарищи развратят тебя. Хорошо не заключать дружбы, пока не испытаешь друга. Еще лучше иметь первым другом отца или того, кто во многом заменяет отца, или кого-то из родных опытного и доброго. Помни: кому вверяешь свои чувства, тому даешь некоторым образом власть над собой.

4. Избегай того, чтобы потерять голову от какой-то девушки. Это есть болезнь тем опаснейшая, что больному хочется болеть до безумия. Прогоняй предвестников – неопределенную грусть и чувство одиночества. Делай им наперекор: стало грустно – не мечтай, а начни делать что-нибудь серьезное с вниманием и пройдет, молись.

5. Прими для себя твердое решение сохранить заповеди Евангелия и будь верным этому решению. Сохрани свою жизнь чистой в это время, а после будешь жить уже с некоторой святой непоколебимостью.
#мораль #духовнаяжизнь #отношения #феофанзатворник
👍64
История сегодняшнего празднования в честь Нерукотворного образа Спасителя, довольно запутанная.

Сказание о событиях этой истории пережило любопытную трансформацию.

1. Первое упоминание находится в греческом переводе сирийских документов из архивов г. Эдессы, сделанного ок. 303 г. Евсевием Кесарийским, и в сир. сказании нач. V в., известного как «Учение Аддая апостола». Согласно Евсевию, правитель Эдессы Авгарь отправил гонца Ананию с письмом к «Иисусу, Спасителю благому, явившемуся в пределах Иерусалимских» (ср. Мф 4. 24), в котором писал, что услышал о Его великих чудесах и уверовал, что Он - «или Бог, сошедший с небес... или Cын Божий», и просил посетить Эдессу и исцелить его от страданий. Зная о неприязненном отношении к Иисусу Христу иудеев, Авгарь приглашал Его поселиться в своем «маленьком, но очень почтенном» городе. В ответе Иисуса Христа Авгарю, Он отказывается от приглашения, но обещает после вознесения послать к нему ученика для исцеления (данная переписка ещё в древности воспринималась, как апокрифическая). Далее Евсевий сообщает, что в Эдессу пришел ап. Фаддей, который исцелил и крестил Авгаря с подданными. В этом сказании, ещё нет ни слова о каком-либо образе Спасителя (как и у кого-либо из ранних отцов Церкви).

2. Сказание о чудесном исцелении иноверного правителя и обращении его в христианство позднее включило в себя ряд дополнительных эпизодов, из которых самым известным является предание о Нерукотворном Образе Спасителя. В ранних вариантах сказания посланец Анания рисует красками образ Иисуса, но в VI в. в греко-византийской литературе появляется новый мотив о нерукотворном происхождении образа: Иисус, омыв лицо, отер его плащаницей, на которой чудесным образом запечатлелся его лик. Этот образ якобы был доставлен Авгарю и считался наряду с письмом Христа святыней, охранявшей Эдессу от врагов. Позже появляется ещё и предание об образе, чудесно возникшем на кирпиче, под которым хранилась замурованная в стену города икона Христа. Впервые сказание о Нерукотворном Образе встречается у визант. церковного историка Евагрия Схоластика (конец VI в.), дополняющего рассказы Евсевия и Прокопия известием о чудесном избавлении Эдессы от персидской осады 544 г. при помощи «Богозданного Нерукотворного Образа, присланного Христом к Авгарю» (по другой версии, сказание о Нерукотворном Образе - это интерполяция в рассказ Евагрия, возникшая в эпоху иконоборческих споров в VIII в.).

Такая вот интересная трансформация: исцеление апостолом - исцеление нарисованным образом - исцеление Нерукотворным Образом.

Считается, что именно Нерукотворный Образ был перенесен в X в. в Константинополь (в честь чего и нынешнее празднование), а во времена крестовых походов, реликвия была утрачена.

📚По материалам статьи «Авгарь» в Православной энциклопедии.
👍4