Forwarded from Центр Адама Смита
Целый день разговоров о свободе — о политике, экономике и философии. Девять лекций, девять взглядов на то, как свобода работает в реальном мире. И всё это — в один день, в одном месте.
Уже в понедельник встречаемся на Чтениях Адама Смита!
Вход свободный, по регистрации. До скорой встречи!
🕔 3 ноября с 11:00 до 20:00
📍 Искра Холл, Петровско-Разумовский проезд, 28, Москва, м. Дмитровская.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🤩9🤮5❤3👍2👎1🔥1🤡1
Уваровская «триада» Часть первая.
Во второй четверти XIX века в России была придумана идеология, ставшая обоснованием самодержавной власти и до сих пор отравляющая умы государственных пропагандистов. В литературе ее назвали «теорией официальной народности». А придумал ее министр народного просвещения Сергей Семенович Уваров.
Заняв российский престол в конце 1825 года после подавления восстания декабристов, император Николай I запомнил его на всю жизнь. А вспыхнувшие в Европе революции лишь укрепили его страхи. Императору повсюду виделись тайные общества и бунты. И он выбрал консервативный курс, стремясь подавить все угрозы собственной власти и обеспечить в империи «порядок».
Помня, что декабристы подняли восстание, ведомые идеями европейского Просвещения, Николай стремился сформировать у молодежи другие идеологические установки. Так, уже в 1831 году он издал указ, устанавливавший ограничения для обучения молодых людей за рубежом: нельзя было учиться за границей с 10 до 18 лет, а также до 18 лет посещать иностранные государства с научными целями. Подобные меры оправдывались в указе опасениями, что молодые люди за рубежом «подвергаются пагубному воздействию европейского просвещения, и часто оказываются ведомыми антирусскими, либеральными идеями».
В целом консервативно-охранительная идеология, позже получившая название «теории официальной народности», формировалась в России еще с начала XIX века, однако сформулировать ее смог Сергей Уваров, назначенный в 1833 году министром народного просвещения. При вступлении в должность он в докладе императору изложил принципы новой идеологии: «Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить — имеем мы три главных:
1) Православная Вера.
2) Самодержавие.
3) Народность».
Уваровская «триада» стала антитезисом знаменитому девизу Великой французской революции 1789 году, призрак которой продолжал пугать европейских монархов: «Свобода, равенство, братство».
Во второй четверти XIX века в России была придумана идеология, ставшая обоснованием самодержавной власти и до сих пор отравляющая умы государственных пропагандистов. В литературе ее назвали «теорией официальной народности». А придумал ее министр народного просвещения Сергей Семенович Уваров.
Заняв российский престол в конце 1825 года после подавления восстания декабристов, император Николай I запомнил его на всю жизнь. А вспыхнувшие в Европе революции лишь укрепили его страхи. Императору повсюду виделись тайные общества и бунты. И он выбрал консервативный курс, стремясь подавить все угрозы собственной власти и обеспечить в империи «порядок».
Помня, что декабристы подняли восстание, ведомые идеями европейского Просвещения, Николай стремился сформировать у молодежи другие идеологические установки. Так, уже в 1831 году он издал указ, устанавливавший ограничения для обучения молодых людей за рубежом: нельзя было учиться за границей с 10 до 18 лет, а также до 18 лет посещать иностранные государства с научными целями. Подобные меры оправдывались в указе опасениями, что молодые люди за рубежом «подвергаются пагубному воздействию европейского просвещения, и часто оказываются ведомыми антирусскими, либеральными идеями».
В целом консервативно-охранительная идеология, позже получившая название «теории официальной народности», формировалась в России еще с начала XIX века, однако сформулировать ее смог Сергей Уваров, назначенный в 1833 году министром народного просвещения. При вступлении в должность он в докладе императору изложил принципы новой идеологии: «Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить — имеем мы три главных:
1) Православная Вера.
2) Самодержавие.
3) Народность».
Уваровская «триада» стала антитезисом знаменитому девизу Великой французской революции 1789 году, призрак которой продолжал пугать европейских монархов: «Свобода, равенство, братство».
2🔥25❤15😁12🤮10✍9👍6🥰2😐1
Уваровская «триада» Часть вторая.
Согласно теории Уварова, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавная власть являются неотъемлемыми условиями существования России. Народность же понималась им как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние, а также как необходимость бороться с европейскими идеями свободы мысли, свободы личности, индивидуализма и рационализма, которые рассматривались как «вольнодумство» и «смутьянство».
Именно отражением уваровской «триады» стал выбор в качестве тогдашнего национального героя Ивана Сусанина, спасшего в 1613 году будущего первого царя из династии Романовых Михаила от польско-литовского отряда во время Смуты. В 1836 году в Большом театре прошла первая постановка знаменитой оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя», посвященная подвигу Сусанина. А в 1851 году царю Михаилу Романову и Сусанину был установлен памятник в Костроме.
Сам же Уваров на посту министра народного просвещения стремился усилить контроль властей над университетами и гимназиями. Так, после гибели Пушкина, которого министр хорошо знал и недолюбливал, он сделал все, чтобы не допустить студентов до прощания с поэтом. В Императорском Московском университете (нынешнем МГУ) объявили, что в день похорон студентов посетит сам Уваров, чтобы отследить прогульщиков. Есть версия, что министр, сам имевший способности к литературе и состоявший с Пушкиным в одном литературном обществе «Арзамас», попросту завидовал великому поэту.
Однако даже сам Уваров в конце своей карьеры оказался для Николая I слишком «либеральным». На фоне европейских революций 1848-1849 года он выступил против сокращения студентов в университетах и приложил руку к статье в защите вузов. Это крайне не понравилось императору, написавшему: «Должно повиноваться, а рассуждения свои держать про себя». После этого Уваров в 1849 году покинул пост министра. А фразу Николая мы бы предложили считать девизом российской власти.
Согласно теории Уварова, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавная власть являются неотъемлемыми условиями существования России. Народность же понималась им как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние, а также как необходимость бороться с европейскими идеями свободы мысли, свободы личности, индивидуализма и рационализма, которые рассматривались как «вольнодумство» и «смутьянство».
Именно отражением уваровской «триады» стал выбор в качестве тогдашнего национального героя Ивана Сусанина, спасшего в 1613 году будущего первого царя из династии Романовых Михаила от польско-литовского отряда во время Смуты. В 1836 году в Большом театре прошла первая постановка знаменитой оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя», посвященная подвигу Сусанина. А в 1851 году царю Михаилу Романову и Сусанину был установлен памятник в Костроме.
Сам же Уваров на посту министра народного просвещения стремился усилить контроль властей над университетами и гимназиями. Так, после гибели Пушкина, которого министр хорошо знал и недолюбливал, он сделал все, чтобы не допустить студентов до прощания с поэтом. В Императорском Московском университете (нынешнем МГУ) объявили, что в день похорон студентов посетит сам Уваров, чтобы отследить прогульщиков. Есть версия, что министр, сам имевший способности к литературе и состоявший с Пушкиным в одном литературном обществе «Арзамас», попросту завидовал великому поэту.
Однако даже сам Уваров в конце своей карьеры оказался для Николая I слишком «либеральным». На фоне европейских революций 1848-1849 года он выступил против сокращения студентов в университетах и приложил руку к статье в защите вузов. Это крайне не понравилось императору, написавшему: «Должно повиноваться, а рассуждения свои держать про себя». После этого Уваров в 1849 году покинул пост министра. А фразу Николая мы бы предложили считать девизом российской власти.
1👍66🔥21❤14😢7🤣4👎3🌚3🤨2🤪1
«Тоскующие эмигранты», карикатура из русской эмигрантской прессы 1920–1930-х годов.
- Товарищ эмигрант, вы тоскуете за-границей, ваши мысли мрачны. Вы готовы покончить вашу жизнь самоубийством, но...
Разве вы можете застрелиться, когда для приобретения револьвера необходимо специальное разрешение?
Разве вы можете повеситься, когда потолок вашей мансарды так низок, что вы упираетесь в него головой?
Разве вы можете отравиться? Ведь, маленькие рестораны сделали ваш желудок нечувствительным к самым сильным ядам...
Значит, товарищ эмигрант, вы обречены влачить вашу жалкую жизнь. Но вы можете возвратиться в советскую Россию...
- Гм..., а ведь это и есть самый верный способ самоубийства.
- Товарищ эмигрант, вы тоскуете за-границей, ваши мысли мрачны. Вы готовы покончить вашу жизнь самоубийством, но...
Разве вы можете застрелиться, когда для приобретения револьвера необходимо специальное разрешение?
Разве вы можете повеситься, когда потолок вашей мансарды так низок, что вы упираетесь в него головой?
Разве вы можете отравиться? Ведь, маленькие рестораны сделали ваш желудок нечувствительным к самым сильным ядам...
Значит, товарищ эмигрант, вы обречены влачить вашу жалкую жизнь. Но вы можете возвратиться в советскую Россию...
- Гм..., а ведь это и есть самый верный способ самоубийства.
1😢83😁55👍13💯8❤3❤🔥2⚡2🔥2🤔2👎1
30 мая 1626 года произошел взрыв на оружейном заводе Вангунчана в Китае. Погибло 20 000 человек. Сила взрыва была эквивалентна бомбе, сброшенной на Хиросиму.
Масштабы трагедии поражают воображение: всё в пределах 3-4 километров от эпицентра взрыва было полностью уничтожено; улицы были усыпаны обломками домов и трупами; деревья были вырваны с корнем; трёхтонного каменного льва перебросило через городскую стену; позже выжившие сообщали о камнях, кусках древесины, лоскутах одежды, и частях тел людей и животных, падающих с неба.
Во время трагедии погиб единственный наследник императора Тяньци — семимесячный наследник Чжу Цицзюн, что ускорило падение династии Мин.
Масштабы трагедии поражают воображение: всё в пределах 3-4 километров от эпицентра взрыва было полностью уничтожено; улицы были усыпаны обломками домов и трупами; деревья были вырваны с корнем; трёхтонного каменного льва перебросило через городскую стену; позже выжившие сообщали о камнях, кусках древесины, лоскутах одежды, и частях тел людей и животных, падающих с неба.
Во время трагедии погиб единственный наследник императора Тяньци — семимесячный наследник Чжу Цицзюн, что ускорило падение династии Мин.
🤯96🔥23❤10🤷♂7😁5😢3👍2🗿2👏1🤔1🤩1
Хочу познакомить вас с замечательным авторским каналом «Заповедный Север». Это проект о наследии Русского Севера - его истории, архитектуре и культуре.
Автор собирает материалы об Архангельской, Вологодской, Ленинградской областях, Карелии - классических регионах Севера. Публикации сопровождаются фотографиями, в которых чувствуется дыхание северной природы и старинных деревень. При этом круг тем не ограничивается только Севером: время от времени появляются рассказы и о других уголках России.
На канале много исторических и архивных материалов, рассказывающих о деревянной архитектуре севера (в том числе утраченной), о народных промыслах, домовой росписи, о природе, о быте и традициях людей, его населяющих.
Любителям истории, архитектуры и путешествий, однозначно рекомендую подписаться.
Автор собирает материалы об Архангельской, Вологодской, Ленинградской областях, Карелии - классических регионах Севера. Публикации сопровождаются фотографиями, в которых чувствуется дыхание северной природы и старинных деревень. При этом круг тем не ограничивается только Севером: время от времени появляются рассказы и о других уголках России.
На канале много исторических и архивных материалов, рассказывающих о деревянной архитектуре севера (в том числе утраченной), о народных промыслах, домовой росписи, о природе, о быте и традициях людей, его населяющих.
Любителям истории, архитектуры и путешествий, однозначно рекомендую подписаться.
❤27👍12😍4🖕2