This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
СТОЯЧИЕ ВОЛНЫ
(опыт из предыдущих двух точек)
===
Тут стоит заметить, что сильные течения в узостях часто создают стоячие волны. Это примерно как волны после основного слива в пороге на карельской реке — только в океанском масштабе.
Ещё хуже ситуация становится, если навстречу течению дует ветер или приходит свелл. Тогда период волн засчет встречного течения сокращается. В сочетании с мелководьем, которое увеличивает амплитуду, это может принимать совершенно криминальный оборот. Об этом, с примерами, я подробнее писал тут.
А вспомнил я про это к темам двух предыдущих постов: и в проливе между Ile de Seine и материком [Xploration stage 5.1] и между Файялом и Пику [Xploration stage 6.4] мы испытывали на себе такие волны. В первом случае волны были выше, но и течение сильнее: мы мчались через пролив под мотором со скоростью 12-13 узлов. В таких случаях очень радуешься тому, что лодка стальная и что ее форштевень скошенный. Хотя экипажу в самой носовой каюте всё равно пришлось минут 15 пытаться спать на потолке.
Ну, а в целом: любой мыс, любая мель — это повод держать ухо востро. И, как писал выше, зумить карты. Уже 4 раза я на всякий случай обходил стороной подводный вулкан между Терсейрой и Сан-Мигелем: каждый раз попадал туда ночью и каждый раз в высокую волну. Глубина вулкана 13 метров, немножко не дорос до поверхности. С точки зрения осадки лодки — глубоко, а с точки зрения возникновения обрушающихся волн посреди океана — ого-го!
#навигация
(опыт из предыдущих двух точек)
===
Тут стоит заметить, что сильные течения в узостях часто создают стоячие волны. Это примерно как волны после основного слива в пороге на карельской реке — только в океанском масштабе.
Ещё хуже ситуация становится, если навстречу течению дует ветер или приходит свелл. Тогда период волн засчет встречного течения сокращается. В сочетании с мелководьем, которое увеличивает амплитуду, это может принимать совершенно криминальный оборот. Об этом, с примерами, я подробнее писал тут.
А вспомнил я про это к темам двух предыдущих постов: и в проливе между Ile de Seine и материком [Xploration stage 5.1] и между Файялом и Пику [Xploration stage 6.4] мы испытывали на себе такие волны. В первом случае волны были выше, но и течение сильнее: мы мчались через пролив под мотором со скоростью 12-13 узлов. В таких случаях очень радуешься тому, что лодка стальная и что ее форштевень скошенный. Хотя экипажу в самой носовой каюте всё равно пришлось минут 15 пытаться спать на потолке.
Ну, а в целом: любой мыс, любая мель — это повод держать ухо востро. И, как писал выше, зумить карты. Уже 4 раза я на всякий случай обходил стороной подводный вулкан между Терсейрой и Сан-Мигелем: каждый раз попадал туда ночью и каждый раз в высокую волну. Глубина вулкана 13 метров, немножко не дорос до поверхности. С точки зрения осадки лодки — глубоко, а с точки зрения возникновения обрушающихся волн посреди океана — ого-го!
#навигация
👍11🔥10🐳5❤3
Н-Г (mini-series)
Part 5/5. TSS, ФАНТОМНЫЕ МЕЛИ И ПРОЧИЕ РАДОСТИ
===
Ну, и в довершение — не только глубины. Напомню, начал я обсирать Навионикс (тут) за то, что мели и даже острова не видны “издалека”, и предположил, что источники карт мелкого масштаба глубины усредняются.
Не тут кобыла! На самом деле, они просто от разных поставщиков и местами очень херовые. И тут ты начинаешьдуть на воду тереть гик пытаться зазумить любую закорючку, опасаясь сесть в лужу на мель или что-то похожее. И “что-то похожее” может быть совершенно разным.
Кстати, спонсор всей серии постов — сломавшийся gps-датчик тарелки Старлинка (нам уже бесплатно привезли новую на замену). Благодаря этому интернет в оффшоре из Тенерифе в Галисию был крайне эпизодически, и я, лежа в каюте с телефоном, развлекался записью скринкастов на загруженных в память телефона картах. Поэтому все скринкасты “живые”: вы можете видеть, где, во сколько и с какой скоростью лодка в этот момент шла.
Вот, например, первый скринкаст. Там мы видим фантомную мель посреди океана. Мало того, что она обозначена страшным цветом “тут глубина меньше 2м”, а подписана “200м”. Так на поверку оказывается, что никакой мели там нет.
Во втором скринкасте есть две “мели” — одна из которых “30м”, но там на самом деле 100м. А другая “50м”, но там на самом деле остров (точнее, целый архипелаг, Берленгаш).
Ну, и третий скринкаст — мой любимый. Там на карте отмечены четыре восклицательных знака, но они отмечены мною заранее, потому что это Финистерре, и [он, как терновый куст, наш дом родной] мы там проходили несколько раз за последние пару лет. Так-то на карте Навионикса там чистая гладь океана. Так вот, мы зумимся, зумимся просто донельзя, и наконец обнаруживаем там TSS. Ту самую. Обнаруживаем на таком масштабе, что она аж на экран не влезает! Ну как так можно… ну ребят…
И всё равно — пользуюсь. И течения, и приливы, и изобаты — всё у Навионикса достаточно качественное, чтобы пока не переходить ни на кого из конкурентов. Хотя есть места, например, Байкал, где Навионикс никогда ничего не знал. А C-MAP знал хотя бы что-то. Хоть тоже немного — но всё равно лучше, чем ничего.
#навигация
Part 5/5. TSS, ФАНТОМНЫЕ МЕЛИ И ПРОЧИЕ РАДОСТИ
===
Ну, и в довершение — не только глубины. Напомню, начал я обсирать Навионикс (тут) за то, что мели и даже острова не видны “издалека”, и предположил, что источники карт мелкого масштаба глубины усредняются.
Не тут кобыла! На самом деле, они просто от разных поставщиков и местами очень херовые. И тут ты начинаешь
Кстати, спонсор всей серии постов — сломавшийся gps-датчик тарелки Старлинка (нам уже бесплатно привезли новую на замену). Благодаря этому интернет в оффшоре из Тенерифе в Галисию был крайне эпизодически, и я, лежа в каюте с телефоном, развлекался записью скринкастов на загруженных в память телефона картах. Поэтому все скринкасты “живые”: вы можете видеть, где, во сколько и с какой скоростью лодка в этот момент шла.
Вот, например, первый скринкаст. Там мы видим фантомную мель посреди океана. Мало того, что она обозначена страшным цветом “тут глубина меньше 2м”, а подписана “200м”. Так на поверку оказывается, что никакой мели там нет.
Во втором скринкасте есть две “мели” — одна из которых “30м”, но там на самом деле 100м. А другая “50м”, но там на самом деле остров (точнее, целый архипелаг, Берленгаш).
Ну, и третий скринкаст — мой любимый. Там на карте отмечены четыре восклицательных знака, но они отмечены мною заранее, потому что это Финистерре, и [он, как терновый куст, наш дом родной] мы там проходили несколько раз за последние пару лет. Так-то на карте Навионикса там чистая гладь океана. Так вот, мы зумимся, зумимся просто донельзя, и наконец обнаруживаем там TSS. Ту самую. Обнаруживаем на таком масштабе, что она аж на экран не влезает! Ну как так можно… ну ребят…
И всё равно — пользуюсь. И течения, и приливы, и изобаты — всё у Навионикса достаточно качественное, чтобы пока не переходить ни на кого из конкурентов. Хотя есть места, например, Байкал, где Навионикс никогда ничего не знал. А C-MAP знал хотя бы что-то. Хоть тоже немного — но всё равно лучше, чем ничего.
#навигация
👏10👍6🐳4❤🔥3❤1💯1
РЕКЛАМА, БУСТЫ, “ТЫКАНИЕ”
===
Зайдя в этот канал со второго аккаунта, обнаружил: святые угодники, преподобный лук с чесноком, да тут… реклама! “Проведи — говорят они в рекламе — декабрь на роскошной яхте на Пхукете! Бронируй — говорят они в рекламе — прямо сейчас!”
Ничего не имею против роскошных яхт на Пхукете, очень даже за! Но не люблю, когда кто-то “тыкает” незнакомым людям. Например, бабушке моего старинного друга, которая, оказывается, читает этот канал. (Здравствуйте, дорогая Берта Исаевна! Будьте здоровы!)
Поэтому если вы, уважаемые платные подпичники телеги и этой телеграм-канальи, накидаете сюда “звездочек”, то рекламы тут станет меньше, а то она и вообще исчезнет, и никто не будет тыкать Берте Исаевне. А еще кастомные реакции — красота же! Сделаем красивые🫶
Жмякните сюда, чтобы забустить
===
Зайдя в этот канал со второго аккаунта, обнаружил: святые угодники, преподобный лук с чесноком, да тут… реклама! “Проведи — говорят они в рекламе — декабрь на роскошной яхте на Пхукете! Бронируй — говорят они в рекламе — прямо сейчас!”
Ничего не имею против роскошных яхт на Пхукете, очень даже за! Но не люблю, когда кто-то “тыкает” незнакомым людям. Например, бабушке моего старинного друга, которая, оказывается, читает этот канал. (Здравствуйте, дорогая Берта Исаевна! Будьте здоровы!)
Поэтому если вы, уважаемые платные подпичники телеги и этой телеграм-канальи, накидаете сюда “звездочек”, то рекламы тут станет меньше, а то она и вообще исчезнет, и никто не будет тыкать Берте Исаевне. А еще кастомные реакции — красота же! Сделаем красивые
Жмякните сюда, чтобы забустить
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Telegram
ЛИТОРАЛЬ
Проголосуйте за канал, чтобы он получил больше возможностей.
❤🔥20👍9💯6👏2🐳1👀1
ARCTIC GUIDE COURSE: INTRO
===
Сегодня я прилетел на Шпицберген проходить Arctic Guide Course. Это Лонгьир, 78-я широта, самое близкое к полюсу место, в котором я когда-либо был в своей жизни. Впрочем, в этом июле мы с Xploration планируем оказаться в 80-х (!) широтах, и мой личный рекорд должен быть побит.
Ради июльских планов я, собственно, сюда и прилетел. Смотрите: все путешествия, которые проводятся на Шпице, должны быть сертифицированы местным губернатором. В списке требований на сертификацию — обязательное присутствие квалифицированного гида. И учиться на него — не только выгодно с организационной точки зрения, но и очень интересно.
* Понедельник-вторник — первый блок, базовый курс: климат, история, sustainable tourism, emergency/rescue services, работа гида и даже немного экскурсий.
* Среда-четверг — второй блок, safety: это как раз первая помощь и — главное! — антибеломедвежья практика.
* За ними последует ещё и третий, “полевой” блок для зимних экспедиций — но я планирую обойтись без него.
Для допуска на курс нужно было за несколько месяцев заполнить подробную анкету со своим имеющимся опытом и мотивацией учиться (подавать заявки здесь). А кроме того, завтра утром всем будущим участникам курса нужно будет пройти тест по материалам для самостоятельного обучения (выложены здесь).
Я буду вести в этом канале заметки об этом курсе. Они будут появляться здесь в ближайшие 4 дня.
Предыдущие хроники обучения:
RYA Yachtmaster Offshore (Лансароте, январь 2020)
First aid от Сергея Ковалёва (Москва, декабрь 2020)
STCW (Барселона, апрель 2023)
Фотки из самолёта и с прогулки в Лонгьире. Это низкое солнце, освещающее лишь верхушки гор; эти заледеневшие фьорды и снежные горы; эти меееедленные заполярные изменения времени суток, этот особенный свет; эти флегматичные, но дружелюбные местные, прогуливающиеся вокруг знаков об опасности встретить белого медведя — всё это, конечно, магия совершеннейшая.
#arctic
#svalbard
#школадлядураков
===
Сегодня я прилетел на Шпицберген проходить Arctic Guide Course. Это Лонгьир, 78-я широта, самое близкое к полюсу место, в котором я когда-либо был в своей жизни. Впрочем, в этом июле мы с Xploration планируем оказаться в 80-х (!) широтах, и мой личный рекорд должен быть побит.
Ради июльских планов я, собственно, сюда и прилетел. Смотрите: все путешествия, которые проводятся на Шпице, должны быть сертифицированы местным губернатором. В списке требований на сертификацию — обязательное присутствие квалифицированного гида. И учиться на него — не только выгодно с организационной точки зрения, но и очень интересно.
* Понедельник-вторник — первый блок, базовый курс: климат, история, sustainable tourism, emergency/rescue services, работа гида и даже немного экскурсий.
* Среда-четверг — второй блок, safety: это как раз первая помощь и — главное! — антибеломедвежья практика.
* За ними последует ещё и третий, “полевой” блок для зимних экспедиций — но я планирую обойтись без него.
Для допуска на курс нужно было за несколько месяцев заполнить подробную анкету со своим имеющимся опытом и мотивацией учиться (подавать заявки здесь). А кроме того, завтра утром всем будущим участникам курса нужно будет пройти тест по материалам для самостоятельного обучения (выложены здесь).
Я буду вести в этом канале заметки об этом курсе. Они будут появляться здесь в ближайшие 4 дня.
Предыдущие хроники обучения:
RYA Yachtmaster Offshore (Лансароте, январь 2020)
First aid от Сергея Ковалёва (Москва, декабрь 2020)
STCW (Барселона, апрель 2023)
Фотки из самолёта и с прогулки в Лонгьире. Это низкое солнце, освещающее лишь верхушки гор; эти заледеневшие фьорды и снежные горы; эти меееедленные заполярные изменения времени суток, этот особенный свет; эти флегматичные, но дружелюбные местные, прогуливающиеся вокруг знаков об опасности встретить белого медведя — всё это, конечно, магия совершеннейшая.
#arctic
#svalbard
#школадлядураков
🔥38❤🔥16❤11👍6🐳3🎉2
ARCTIC GUIDE COURSE
DAY 1 (part 1/3). Люди и принципы
===
Сегодня в программе было 4 лекции. Во время первой из них было знакомство с участниками. Нас оказалось неожиданно много: аж 25 человек. Самых разных возрастов, национальностей и бэкграундов. Норвежцев было 9, итальянцев — 3, по двое поляков, аргентинцев и филиппинцев. Русскоязычных кроме меня — никого. Яхтсменов кроме меня — никого.
Оба филиппинца (местные таксист и хостесс) и 3-4 норвежских студента показались мне наименее вовлеченными. А вот остальные — весьма бодрые, очень хорошо понимающие, зачем сюда пришли. Кое-кто на Шпице уже 30 лет, кто-то водит туры здесь уже несколько лет. Во время обеда я, например, разговорился с норвежцем Магнусом, который впервые попал в Лонгьир 55 лет назад ребёнком, с родителями-шахтёрами. И прямо на его глазах посёлок менялся: открывался аэропорт, уменьшалась добыча угля, развивался туризм, к рабочим стали переезжать семьи и дети.
Между первой и второй лекциями был тест, который нужно было пройти онлайн прямо со своего телефона. Я ботал до часу ночи, не выспался — и в итоге набрал 88% (с проходным баллом 75%). Впрочем, можно было не сильно париться: кто не прошел, мог бы пройти из дома сегодня вечером. Фактически, они просто проверяли, что ты хоть что-то прочитал перед лекциями, которые отчасти повторяли эти материалы.
===
Главное, самое сильное и приятное впечатление дня вот какое. У меня в голове есть какая-то картинка того, как мы должны делать путешествия. И это, на самом деле, даже не только про путешествия, а в целом про взаимодействие с окружающую среду, про новые опыты, про трансляцию ценностей. Это и невмешательство в природу, и отсутствие спешки, и наблюдательность, взаимоуважение, и открытость к тому, что всё может пойти не по плану.
“Мы последовательно строим нормальный живой город и коммьюнити”
“Мы стараемся быть sustainable, насколько это вообще возможно в Арктике”
“Мы решили запретить строительство новых отелей — а вместо этого сосредоточиться на том, чтобы использовать имеющиеся места круглый год, без низкого сезона, и воодушевлять людей приезжать на более долгий срок, чем раньше”
“Мы просим гидов не использовать фотошоп для северных сияний и дикие close-ups белых медведей и арктической лисы (песца) — чтобы у гостей были правильные ожидания: какое северное сияние на самом деле; и насколько на самом деле можно приближаться к медведю или песцу”
“Мы хотим сразу, с самолёта, показать своё гостеприимство и заботу, чтобы настраивать людей на доверие и взаимоуважение”
“Мы просим туристов не фотографировать местных жителей без разрешения, уважая их privacy”
Всё это мне кажется понятным и правильным. Это всё те принципы, на которых должно строиться здоровое общество. И где это пропагандировать как не в стране, которая придумала слово friluftsliv: дословно — “жизнь на свежем воздухе”, по сути — “быть в гармонии с природой, не разрушая и не нарушая её”.
#arctic
#svalbard
#школадлядураков
DAY 1 (part 1/3). Люди и принципы
===
Сегодня в программе было 4 лекции. Во время первой из них было знакомство с участниками. Нас оказалось неожиданно много: аж 25 человек. Самых разных возрастов, национальностей и бэкграундов. Норвежцев было 9, итальянцев — 3, по двое поляков, аргентинцев и филиппинцев. Русскоязычных кроме меня — никого. Яхтсменов кроме меня — никого.
Оба филиппинца (местные таксист и хостесс) и 3-4 норвежских студента показались мне наименее вовлеченными. А вот остальные — весьма бодрые, очень хорошо понимающие, зачем сюда пришли. Кое-кто на Шпице уже 30 лет, кто-то водит туры здесь уже несколько лет. Во время обеда я, например, разговорился с норвежцем Магнусом, который впервые попал в Лонгьир 55 лет назад ребёнком, с родителями-шахтёрами. И прямо на его глазах посёлок менялся: открывался аэропорт, уменьшалась добыча угля, развивался туризм, к рабочим стали переезжать семьи и дети.
Между первой и второй лекциями был тест, который нужно было пройти онлайн прямо со своего телефона. Я ботал до часу ночи, не выспался — и в итоге набрал 88% (с проходным баллом 75%). Впрочем, можно было не сильно париться: кто не прошел, мог бы пройти из дома сегодня вечером. Фактически, они просто проверяли, что ты хоть что-то прочитал перед лекциями, которые отчасти повторяли эти материалы.
===
Главное, самое сильное и приятное впечатление дня вот какое. У меня в голове есть какая-то картинка того, как мы должны делать путешествия. И это, на самом деле, даже не только про путешествия, а в целом про взаимодействие с окружающую среду, про новые опыты, про трансляцию ценностей. Это и невмешательство в природу, и отсутствие спешки, и наблюдательность, взаимоуважение, и открытость к тому, что всё может пойти не по плану.
“Мы последовательно строим нормальный живой город и коммьюнити”
“Мы стараемся быть sustainable, насколько это вообще возможно в Арктике”
“Мы решили запретить строительство новых отелей — а вместо этого сосредоточиться на том, чтобы использовать имеющиеся места круглый год, без низкого сезона, и воодушевлять людей приезжать на более долгий срок, чем раньше”
“Мы просим гидов не использовать фотошоп для северных сияний и дикие close-ups белых медведей и арктической лисы (песца) — чтобы у гостей были правильные ожидания: какое северное сияние на самом деле; и насколько на самом деле можно приближаться к медведю или песцу”
“Мы хотим сразу, с самолёта, показать своё гостеприимство и заботу, чтобы настраивать людей на доверие и взаимоуважение”
“Мы просим туристов не фотографировать местных жителей без разрешения, уважая их privacy”
Всё это мне кажется понятным и правильным. Это всё те принципы, на которых должно строиться здоровое общество. И где это пропагандировать как не в стране, которая придумала слово friluftsliv: дословно — “жизнь на свежем воздухе”, по сути — “быть в гармонии с природой, не разрушая и не нарушая её”.
#arctic
#svalbard
#школадлядураков
❤26❤🔥14🔥8💯4👍1
ARCTIC GUIDE COURSE
DAY 1 (part 2/3). Лекция Кине
===
Немного про сегодняшние лекции. Их, напомню, было четыре.
Первая — про курсы SGO (SvalbardGuideOpplæringen), их историю и историю туризма на Шпице.
Вторая — про окружающую среду и роль полярного гида.
Третья — про историю освоения Шпица.
Четвертая — про местный климат.
Большинство информации было мне знакомо: либо из материалов, по которым я готовился к тесту (писал про них вчера), либо из предыдущего опыта. Многое можно просто узнать спросив википедию или нейросетку про темы выше.
Однако вторую лекцию, про роль гида, хочется прокомментировать. Это было круто! Потому что это была даже не лекция: мы очень много обсуждали, придумывали и работали в группах. И очень здорово было обнаружить вокруг много like-minded people.
А Кине, ведущая, давала нам “воздух” между фразами, использовала в слайдах минимум слов и вдохновляла говорить и думать. А одной из метафор (и фотографий), которые она использовала, был воздушный шар, в корзину которого “мы забрались и откуда смотрим на Шпиц, группы туристов и наши действия”.
Фотография, кстати, из музея Шпицбергена (куда мы завтра отправимся) иллюстрирует потрясающую историю трагической попытки трёх шведов первыми достигнуть северного полюса на водзушном шаре летом 1897-го года.
Ну и её фразы типа “I was bitten by the polar bug” — дословно: “меня укусил полярный жук”, то есть, “я влюбилась в заполярье” — это one love. И это один-в-один мой старый пост (5-летней давности!) про высокие широты, двойной тепловоз и запечатлённое время Андрея Тарковского.
А ещё, кажется, она научила меня не стесняться молчать во время презентации.
#arctic
#svalbard
#школадлядураков
DAY 1 (part 2/3). Лекция Кине
===
Немного про сегодняшние лекции. Их, напомню, было четыре.
Первая — про курсы SGO (SvalbardGuideOpplæringen), их историю и историю туризма на Шпице.
Вторая — про окружающую среду и роль полярного гида.
Третья — про историю освоения Шпица.
Четвертая — про местный климат.
Большинство информации было мне знакомо: либо из материалов, по которым я готовился к тесту (писал про них вчера), либо из предыдущего опыта. Многое можно просто узнать спросив википедию или нейросетку про темы выше.
Однако вторую лекцию, про роль гида, хочется прокомментировать. Это было круто! Потому что это была даже не лекция: мы очень много обсуждали, придумывали и работали в группах. И очень здорово было обнаружить вокруг много like-minded people.
А Кине, ведущая, давала нам “воздух” между фразами, использовала в слайдах минимум слов и вдохновляла говорить и думать. А одной из метафор (и фотографий), которые она использовала, был воздушный шар, в корзину которого “мы забрались и откуда смотрим на Шпиц, группы туристов и наши действия”.
Фотография, кстати, из музея Шпицбергена (куда мы завтра отправимся) иллюстрирует потрясающую историю трагической попытки трёх шведов первыми достигнуть северного полюса на водзушном шаре летом 1897-го года.
Ну и её фразы типа “I was bitten by the polar bug” — дословно: “меня укусил полярный жук”, то есть, “я влюбилась в заполярье” — это one love. И это один-в-один мой старый пост (5-летней давности!) про высокие широты, двойной тепловоз и запечатлённое время Андрея Тарковского.
А ещё, кажется, она научила меня не стесняться молчать во время презентации.
#arctic
#svalbard
#школадлядураков
❤16❤🔥8🔥2👏1💯1
ARCTIC GUIDE COURSE
DAY 1 (part 3/3). Десять рандомных фактов про Шпиц
===
1. На самом выходе из главного фьорда в океан находится норвежская метеостанция Isfjord Radio с маленьким отелем. В июле мы туда обязательно зайдём, это давно в нашем bucket list. Но вот чего я не знал — у них есть целый музыкальный фестиваль! Просто выходные в начале сентября с классной музыкой. (Стоит посещение как чугунный мост, тут дешевле, но что вы хотели, это ж Шпиц.)
2. Если хотите понять, как были устроены китобойные экспедиции прошлых веков — есть годный мини-сериал “The North Water”.
3. Белощёкая казарка прилетает на Шпиц из Шотландии 14-16 апреля. А на север Сибири — из Голландии и Германии, из ваттового моря. А в Гренландию — из Ирландии. Карта — тут.
4. Гагачий пух — невероятно лёгкий и тёплый. Просто неземной. Когда трогаешь его рукой, кажется, что это что-то прилетевшее из прямиком космоса. Картинки не отражают ровным счётом ничего, зачем я приложил ссылку — не знаю. UPD. Географ и полярный гид Ольга Преображенская рекомендует книгу!
5. Восьмого марта лонгьирцы собираются на ступеньках старого госпиталя и празднуют первые солнечные лучи в году. Вся эта заполярная масленица превращается в недельный фест. Выглядит это вот так. Круть!
6. NB (не с сегодняшних лекций). Изменение климата — не шутка, оно действительно происходит и действительно из-за деятельности человека, а не из-за солнечной активности или каких-то там естественных природных циклов. Вот, например, вполне годная русскоязычная лекция климатолога Алексея Екайкина (которую можно смотреть на скорости 1.5). Антипрививочникам, тарологам, нумерологам и сторонникам мирового правительства к просмотру обязательно. Сторонников плоской земли она, правда, не убедит, потому что там изначально предполагается, что Коперник и Галилей были правы.
7. Вернёмся к лекциям. Шпиц, наряду с ЗФИ и Новой Землёй — самое нагревающееся место планеты. Связано это с потеплением Гольфстрима и отступлением зимнего полярного льда именно в Баренцевом море. Отступает лёд -> атмосфера зимой нагревается океаном -> средняя температура резко растёт. Поэтому тут как нигде можно наблюдать быстрые изменения климата. Шпиц, ЗФИ — этакая научная лаборатория, на которой можно наблюдать и учиться остальному миру.
8. Шпицберген норвежцы назвали Свальбардом только в XX веке. Русские и шведы оставили старое название. Впрочем, наименование Шпицберген норвежцы тоже употребляют — по отношению к самому большому острову архипелага.
9. А ещё норвежцы очень уважают поморов, которые жили на Шпице в 1700-1850 годах: у них была гораздо меньше смертность и гораздо более мудро обустроенные дома и в целом экспедиции. Поморы же учили норвегов промыслу и выживанию в этих широтах после 1850-го. Ходят, кстати, научные слухи, что поморы были на Шпице ещё до Баренца, но это пока не признанная версия.
И кстати. В 17 веке голландцев и англичан учили охотиться на китов… кто? шок инфа! Тут нужен опрос (гугл и ЖПТ не спрашивайте)
#arctic
#svalbard
#школадлядураков
DAY 1 (part 3/3). Десять рандомных фактов про Шпиц
===
1. На самом выходе из главного фьорда в океан находится норвежская метеостанция Isfjord Radio с маленьким отелем. В июле мы туда обязательно зайдём, это давно в нашем bucket list. Но вот чего я не знал — у них есть целый музыкальный фестиваль! Просто выходные в начале сентября с классной музыкой. (Стоит посещение как чугунный мост, тут дешевле, но что вы хотели, это ж Шпиц.)
2. Если хотите понять, как были устроены китобойные экспедиции прошлых веков — есть годный мини-сериал “The North Water”.
3. Белощёкая казарка прилетает на Шпиц из Шотландии 14-16 апреля. А на север Сибири — из Голландии и Германии, из ваттового моря. А в Гренландию — из Ирландии. Карта — тут.
4. Гагачий пух — невероятно лёгкий и тёплый. Просто неземной. Когда трогаешь его рукой, кажется, что это что-то прилетевшее из прямиком космоса. Картинки не отражают ровным счётом ничего, зачем я приложил ссылку — не знаю. UPD. Географ и полярный гид Ольга Преображенская рекомендует книгу!
5. Восьмого марта лонгьирцы собираются на ступеньках старого госпиталя и празднуют первые солнечные лучи в году. Вся эта заполярная масленица превращается в недельный фест. Выглядит это вот так. Круть!
6. NB (не с сегодняшних лекций). Изменение климата — не шутка, оно действительно происходит и действительно из-за деятельности человека, а не из-за солнечной активности или каких-то там естественных природных циклов. Вот, например, вполне годная русскоязычная лекция климатолога Алексея Екайкина (которую можно смотреть на скорости 1.5). Антипрививочникам, тарологам, нумерологам и сторонникам мирового правительства к просмотру обязательно. Сторонников плоской земли она, правда, не убедит, потому что там изначально предполагается, что Коперник и Галилей были правы.
7. Вернёмся к лекциям. Шпиц, наряду с ЗФИ и Новой Землёй — самое нагревающееся место планеты. Связано это с потеплением Гольфстрима и отступлением зимнего полярного льда именно в Баренцевом море. Отступает лёд -> атмосфера зимой нагревается океаном -> средняя температура резко растёт. Поэтому тут как нигде можно наблюдать быстрые изменения климата. Шпиц, ЗФИ — этакая научная лаборатория, на которой можно наблюдать и учиться остальному миру.
8. Шпицберген норвежцы назвали Свальбардом только в XX веке. Русские и шведы оставили старое название. Впрочем, наименование Шпицберген норвежцы тоже употребляют — по отношению к самому большому острову архипелага.
9. А ещё норвежцы очень уважают поморов, которые жили на Шпице в 1700-1850 годах: у них была гораздо меньше смертность и гораздо более мудро обустроенные дома и в целом экспедиции. Поморы же учили норвегов промыслу и выживанию в этих широтах после 1850-го. Ходят, кстати, научные слухи, что поморы были на Шпице ещё до Баренца, но это пока не признанная версия.
И кстати. В 17 веке голландцев и англичан учили охотиться на китов… кто? шок инфа! Тут нужен опрос (гугл и ЖПТ не спрашивайте)
#arctic
#svalbard
#школадлядураков
🔥10❤3❤🔥2🐳2👍1👏1
Кто научил голландцев и англичан охотиться на китов?
Anonymous Quiz
30%
фарерцы
18%
баски
41%
чукчи
11%
эстонцы
🔥6🐳4💯2🌚1
Фотки — по пути с лекций в гестхаус. Без какой-либо обработки. Выходишь на улицу — и челюсть падает
❤🔥43🔥23🌚5🐳1
ARCTIC GUIDE COURSE
DAY 2 (part 1/3). Лекции от местных authorities
===
Утро началось с того, что я опоздал на первую лекцию на 10 минут.
Опять.
Если в понедельник я 15 минут искал свой телефон, который провалился в щель между кроватью и матрасом, то теперь я в последний момент вспомнил, что мне нужно переехать из комнаты в комнату внутри гестхауса.
Ну, ладно. Первая лекция была от молодого парня из команды губернатора Шпица.
Пара мыслей-фактов:
1. Regulations, в том числе, новые, привели к тому, что флоту средних и больших лодок (13+ человек и 100+ человек) стало сложнее ходить. Нам, 12- человек, не так-то и сложно*
* Что подтверждает мою теорию, что 12 человек — один из оптимальных размеров экспедиционной парусной яхты (не зря Vinson of Antarctica и ее сестра-Амундсен именно на 12 человек).
2. Много естественных ограничений по поводу расстояния, с которого можно наблюдать за птицами, моржами и медведями. В частности, рядом с ними нельзя гонять со скоростью больше 5 узлов и издавать громкие звуки. Но мы и не собираемся.
3. Все следы человеческой деятельности до 1946 года — объекты кульурного наследия. Так что если видишь ржавую банку или остатки какого-нибдуь мотора — это скорее всего не мусор. А вот пластик с пляжей мы собирать будем. Ещё одна неплохая идея — убирать остатки торчащих тросов и проводов, даже ранее 1946-го года: потому что олени часто запутываются в них своими рогами.
4. Дроны теперь запрещены в нац.парках — из-за птиц. Только в научных и специальных целях. Это большая жаль, но ничего, будем поднимать вне нац.парков. Ледовую разведку с их помощью нам скорее всего в нац.парках делать не придётся.
5. В целом, все многочисленные регуляции и правила, которые устанавливают норвеги и Шпиц в своих водах, нам в Xploration не мешают — наоборот, мы рассматриваем их скорее как примеры планирования и безопасности, которые мы будем применять и в других водах.
Вторая лекция — от начальника местной полиции. И тут тоже пара заметок.
6. Местная вертолетная служба search and rescue (SAR) может обслуживать широкий регион от Исландии и Гренландии до ЗФИ. И иногда вылетает даже на ЗФИ, потому что у России своих служб спасения в регионе недостаточно (но службы спасения — это неважно, зато мы можем разбомбить Харьков и Мариуполь). По всем крайним точкам Шпица расположены точки с дозаправочными бочками топлива, чтобы увеличить реальный range вертушек. Ежегодно специальный корабль совершает круг почета по этим точкам и меняет там топливо на свежее.
7. Полезная инфа: если вы в ненаселенной местности и к вам подлетает вертушка на спасение, не выключайте айфон и не переводите его в flight mode. Потому что вертолет при подлете начинает работать как базовая станция для телефона, и может легко определить ваше местоположение.
8. Много подсказок, как встречать вертолёт (особенно если вы на снегу). Например:
- не пугаться и быть готовым к надвигающемуся громкому звуку и урагану от винта
- найти ему возможную площадку для посадки
- сесть в ее углу в специальной позе и не двигаться, даже если кажется, что вертушка сейчас сядет вам прямо на голову.
#arctic
#svalbard
#школадлядураков
DAY 2 (part 1/3). Лекции от местных authorities
===
Утро началось с того, что я опоздал на первую лекцию на 10 минут.
Опять.
Если в понедельник я 15 минут искал свой телефон, который провалился в щель между кроватью и матрасом, то теперь я в последний момент вспомнил, что мне нужно переехать из комнаты в комнату внутри гестхауса.
Ну, ладно. Первая лекция была от молодого парня из команды губернатора Шпица.
Пара мыслей-фактов:
1. Regulations, в том числе, новые, привели к тому, что флоту средних и больших лодок (13+ человек и 100+ человек) стало сложнее ходить. Нам, 12- человек, не так-то и сложно*
* Что подтверждает мою теорию, что 12 человек — один из оптимальных размеров экспедиционной парусной яхты (не зря Vinson of Antarctica и ее сестра-Амундсен именно на 12 человек).
2. Много естественных ограничений по поводу расстояния, с которого можно наблюдать за птицами, моржами и медведями. В частности, рядом с ними нельзя гонять со скоростью больше 5 узлов и издавать громкие звуки. Но мы и не собираемся.
3. Все следы человеческой деятельности до 1946 года — объекты кульурного наследия. Так что если видишь ржавую банку или остатки какого-нибдуь мотора — это скорее всего не мусор. А вот пластик с пляжей мы собирать будем. Ещё одна неплохая идея — убирать остатки торчащих тросов и проводов, даже ранее 1946-го года: потому что олени часто запутываются в них своими рогами.
4. Дроны теперь запрещены в нац.парках — из-за птиц. Только в научных и специальных целях. Это большая жаль, но ничего, будем поднимать вне нац.парков. Ледовую разведку с их помощью нам скорее всего в нац.парках делать не придётся.
5. В целом, все многочисленные регуляции и правила, которые устанавливают норвеги и Шпиц в своих водах, нам в Xploration не мешают — наоборот, мы рассматриваем их скорее как примеры планирования и безопасности, которые мы будем применять и в других водах.
Вторая лекция — от начальника местной полиции. И тут тоже пара заметок.
6. Местная вертолетная служба search and rescue (SAR) может обслуживать широкий регион от Исландии и Гренландии до ЗФИ. И иногда вылетает даже на ЗФИ, потому что у России своих служб спасения в регионе недостаточно (но службы спасения — это неважно, зато мы можем разбомбить Харьков и Мариуполь). По всем крайним точкам Шпица расположены точки с дозаправочными бочками топлива, чтобы увеличить реальный range вертушек. Ежегодно специальный корабль совершает круг почета по этим точкам и меняет там топливо на свежее.
7. Полезная инфа: если вы в ненаселенной местности и к вам подлетает вертушка на спасение, не выключайте айфон и не переводите его в flight mode. Потому что вертолет при подлете начинает работать как базовая станция для телефона, и может легко определить ваше местоположение.
8. Много подсказок, как встречать вертолёт (особенно если вы на снегу). Например:
- не пугаться и быть готовым к надвигающемуся громкому звуку и урагану от винта
- найти ему возможную площадку для посадки
- сесть в ее углу в специальной позе и не двигаться, даже если кажется, что вертушка сейчас сядет вам прямо на голову.
#arctic
#svalbard
#школадлядураков
🔥16❤4❤🔥4