Дух исчезнувших деревень – Telegram
Дух исчезнувших деревень
190 subscribers
628 photos
5 videos
99 links
Дневник исследователя семейной истории и дневник читателя
Download Telegram
Самая красивая церковь Москвы

В праздник перенесения мощей святителя Николая Чудотворца в Бари, который в народе называется «Никола Вешний», я хотел бы рассказать о церкви, посвящённой святому Николаю и расположенной в историческом районе Москвы под названием Хамовники.

Построен храм Николая Мирликийского в конце XVII века на средства царских ткачей-хамовников в стиле русское узорочье. Во время войны 1812 года церковь внутри сильно пострадала. В 1872 году в ней был устроен придел иконы Божией Матери «Споручница грешных». Чудотворный список этой иконы и ныне находится в храме. В XX веке церковь не закрывалась.

После Великой Отечественной войны в Хамовниках жил мой дед Василий с семьёй. Он был верующим человеком и посещал храм Николая Чудотворца в Хамовниках и храмы Новодевичьего монастыря. В храме Николы в Хамовниках он крестил своего второго сына – моего папу. Через несколько десятилетий в этом же храме папа крестил меня.

Как известно, во время таинства крещения представителей мужеского пола вводят (или вносят) в алтарь. Таким образом, храм Николая Чудотворца в Хамовниках – единственный, где я был в алтаре, причём, если я правильно помню, то я был именно в приделе иконы Божией Матери «Споручница грешных».

Храм Николы в Хамовниках очень любят рисовать, фотографировать, снимать на киноплёнку и на видео. Архитектура в стиле русского узорочья и барокко всегда обращает на себя внимание. А храм святого Николая я считаю, вообще, одним из самых красивых православных храмов, или даже самым красивым, хотя, если говорить о стилях в целом, то я больше люблю древнерусскую архитектуру.

Эта церковь, как мне кажется, привлекает к себя взоры, поскольку, во-первых, обладает гармоничными пропорциями, во-вторых, её пропорции подчёркиваются украшениями, которые смотрятся естественно и не доминируют, и, в-третьих, во внешнем облике присутствует много зелёного цвета, который не часто используется в храмовом зодчестве. Интересно, что зимой церковь кажется белой с зелёным и красным, а летом – зелёной с белым и красным.

В виртуальном музее советской живописи Захара Прилепина я находил эту церковь на картине Игоря Попова «Фрунзенская набережная, дом 14» (1972). Также она есть на двух картинах советского художника Татьяны Дехтерёвой. Ещё эту церковь я увидел на киноплёнке 1958 года. Дореволюционных её изображений тоже очень много. На сайте pastvu.com всё пространство вокруг здания храма заполнено старыми фотографиями.

Предлагаю полюбоваться на самую красивую церковь Москвы!

2006 г. Фото С.В. Овечкина

Икона Божией Матери «Споручница грешных». Фото с сайта храма

1836 г. Гравёр П. Т. Борисполец, рисунок с натуры кн. А. Салтыков

1958 г. Кадр из документального фильма

1972 г. «Фрунзенская набережная, дом 14» Игорь Попов

1978 г. «Фрунзенская» Татьяна Дехтерёва

1980 г. (?) «Храм Святителя Николая в Хамовниках» Татьяна Дехтерёва

2012 г. Фото В.С. Овечкина
1984: прекрасное далёко

В 1984 году в СССР был снят фильм «Гостья из будущего», в США – фильм «Терминатор». Оба фильма – про путешественников из будущего, но какое же разное показано в них будущее и какие разные путешественники!

Своё будущее американцы осознают следующим образом: торжество гордыни и ненависти, ядерная война, восстание машин и т. д. Одним словом – антиутопия. Этот жанр не напрасно столь популярен на западе.

Русское советское социалистическое будущее в 1984 году осознавалось совсем по-другому: торжество добра и разума, справедливое общество, гармоничное развитие творческих способностей подрастающего поколения.

Утопия ли это? Верующий человек скажет, что светлое будущее без Бога невозможно. Действительно, в будущем, показанном в советском фильме, мы видим технические новинки, но не церковные здания.

Однако в фильме мы слышим песню про прекрасное далёко...

Вслушайтесь в неё внимательно. Она звучит, как молитва, не правда ли? «Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко» и «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» неужели не похоже?

Или дальше: «Слышу голос из прекрасного далёка,/Он зовёт меня не в райские края,/Слышу голос, голос спрашивает строго –/А сегодня что для завтра сделал я». В Новом Завете написано, что «Царство Небесное силою берется» (Мф.11:12).

Для достижения райских краёв Царства Небесного требуется непрерывная и тяжелая духовная, физическая и всякая другая работа до последнего вздоха.

В песне и в фильме проповедуются христианские ценности. И, простите, я не верю, что это произошло не благодаря, а вопреки Советской власти, хотя прекрасно знаю, что Советская власть, как и любая другая, не была идеальной, и Церкви от неё пришлось пострадать.

К несчастью, после 1984 года мы сбились с пути. Вместе с настоящим поменялось и наше будущее. Оно стало похожим на показанное в «Терминаторе». Прекрасное далёко стало призрачным.

*

Весной я познакомился со сборником патриотической поэзии под названием «ПоэZия русской зимы». В этом сборнике все стихотворения очень сильные, но если выбрать одно, наиболее впечатляющее, то я бы назвал «Прекрасное далёко» Юрия Волка. Напомню, что Юрий Волк (Юрий Юрьевич Вологодский) воевал на Донбассе с 2014 года, весной 2023 умер от ран, полученных в боях за Попасную.

Стихотворение суровое, прочитав, не сразу приходишь в себя.

Прекрасное далёко

Мешковину серого рассвета
Прошивает огненной иглой.
Вспышками ракета за ракетой
На передовой. И я – живой.

Привкус на губах солоноватый.
На снегу багрово-алый след.
…Помнишь, пионер восьмидесятых,
Детской песни радостный куплет.

Пелось про «прекрасное далёко».
Мы в «далёко начинали путь».
И мечталось каждому до срока
Хоть глазком в «далёко» заглянуть.

В нашем прошлом «юные апрели»,
И без нас летали корабли.
Мимо каруселей и качелей
В это настоящее пришли –

К миномётам, пушкам, танкам НАТО.
Пионеры той большой страны,
Каждый родом из восьмидесятых,
С вражьей и российской стороны.

Нам дойти бы вместе до истока
И понять, чем ненависть грозит.
Почему «прекрасное далёко»
Утонуло в страхе и грязи.

Захлебнулось здесь в кровавой рвоте
И в ошмётках выбитых мозгов.
… «О прекрасном» больше не поёте.
Не хватает в речи русских слов.

Март. 2023 год


Чтобы не стало совсем тоскливо, предлагаю вспомнить стихи Юрия Энтина, написанные на музыку Евгения Крылатова в 1984 году для фильма «Гостья из будущего».


Прекрасное далёко

Слышу голос из прекрасного далёка,
Голос утренний в серебряной росе,
Слышу голос, и манящая дорога
Кружит голову, как в детстве карусель.

Припев:

Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь.
От чистого истока в прекрасное далёко,
В прекрасное далёко я начинаю путь.

Слышу голос из прекрасного далёка,
Он зовёт меня не в райские края,
Слышу голос, голос спрашивает строго –
А сегодня что для завтра сделал я.

Припев

Я клянусь, что стану чище и добрее,
И в беде не брошу друга никогда,
Слышу голос, и спешу на зов скорее
По дороге, на которой нет следа.

Припев


От нас зависит, чтобы светлое будущее было у нас не только в прошлом.
О книге Константина Кусмауля «Запад против Москвы. От Ивана Великого до Ивана Грозного»

Редакция КПД разведала и активно разрабатывает месторождение драгоценных писателей-историков, к числу которых относится и Константин Петрович Кусмауль. Его книгу «Запад против Москвы. От Ивана Великого до Ивана Грозного» я прочитал с очень большим интересом, как и другие книги, выпущенные издательством.

Описываемое автором время очень важно для нашей страны. Московское государство расширяло свои границы и делало их более безопасными. Но были силы, которые работали для достижения противоположных целей.

Вспомним, к примеру, Ферраро-Флорентийский церковный собор. В ходе этого собора была подписана уния между Католической и греческой Православной церквями. Таким образом, в христианском мире фактически провозглашалось главенство Католической церкви и Папы Римского.

Византийский император пошёл на этот шаг, поскольку надеялся, что после провозглашения унии Папа поможет в борьбе с турками. Не помог.

К чести представителей греческой церкви надо сказать, что для многих из них вера оказалась важнее политических соображений, и подписывать документы очень многие отказались. У «римлян» моральных ограничений было значительно меньше. Кусмауль рассказывает, что противники унии были арестованы и подвергнуты пытками, самые упорные – убиты. Подписи убитых были затем подделаны. Так провозгласили «объединение церквей».

Флорентийская уния – лишь одна из попыток Рима подчинить себе всю Православную церковь, в том числе и Русскую. Попыток подчинения Москвы со стороны Запада, как мы знаем, будет много, в результате чего западная часть России превратится в незаживающую рану, которая кровоточит и ныне.

Константин Кусмауль – не только историк, но и педагог, что явно ощущается при чтении. Он знает, как заинтересовать читателя. Коготок увязает с первых строк, и птичка с увлечением дочитывает всю книгу, а затем летит щебетать о ней в Телеграме.

В качестве эпиграфа к книге взяты слова историка А.В. Пыжикова: «Пазлы истории должны сложиться». Действительно, при чтении у меня было чувство, будто я собираю пазл, некоторые части которого у меня уже были ранее.

Возьмём, к примеру, главу «Приключения англичан в России». На её страницах читатели встретят:

– путешественника Ричарда Ченслера, о котором любят писать в учебниках английского языка;

– автора одной из первых карт Московского царства (1562) Энтони Дженкинсона;

– царственных друзей по переписке английскую королеву Елизавету I и Ivan the Terrible;

– прототипов героев романа Алексея Иванова «Тобол»: Григория Новицкого и митрополита Филофея, а также Золотую Бабу, о которой тоже писал Иванов.

Что общего у всех упомянутых людей и Золотой Бабы? Прочитайте в книге «Запад против Москвы».

Кусмауль в своем повествовании объединил очень многие исторические события, происходившие в разное время и в разных странах, в единую картину, и объяснил их значение.

Ещё одна деталь пазла, которую я не могу не упомянуть, – герцог Генрих Анжуйский из романа Александра Дюма «Королева Марго». В этом романе Дюма описывает, как герцог отправляется в Польшу, чтобы стать её королём, а в следующем романе «Графиня де Монсоро» герцог Анжуйский уже стал королём Франции Генрихом III. Описанные события напрямую касались Русского государства, вместо французского Генриха королём Польши мог стать … Иван IV Грозный. Эти события Константин Кусмауль тоже описывает и объясняет.

В заключение вернёмся к главе об англичанах. Иван IV предлагал Елизавете I экономический, политический и даже военный союз к взаимной выгоде обоих государств. Однако англичан интересовала только собственная выгода, ничем за неё платить они не хотели. Схожая ситуация была и с другими представителями Запада.

В качестве резюме процитируем слова Ивана IV Грозного о наших западных партнёрах, приведённые в книге: «Верити у них нечему: на чом правду дают, в том во всем лжут…».
Прочитав в книге Константина Кусмауля об английской королеве Елизавете I, я вспомнил одну удивительную работу моей возлюбленной жены Ольги, большого мастера исторической реконструкции.

Однажды у неё заказали комплект украшений Елизаветы I: колье и серьги. Результат, честно говоря, потрясает воображение. Я, вроде бы, видел все этапы работы, но всё равно не понимаю, как можно неювелирными методами сделать такую красоту, да ещё и очень похожую на исходные изделия!

Когда я спрашиваю у Ольги, как у неё получаются такие необыкновенные вещи, она отвечает, что в этом нет ничего сложного. Просто сначала ищешь в магазинах бижутерии подходящие бусины, стразы, фурнитуру, а потом всё соединяешь 🙂

Больше фотографий здесь.
Закончил стихотворение, к которому время от времени возвращался с декабря 2023 года. От первого варианта осталась одна строчка и настроение. В результате, кажется, всё сказал, что хотел.

Как обычно, прошу не оценивать строго мои любительские упражнения. На момент начала этот стих был пятым, сейчас он десятый. Будут ли ещё, я не знаю.

Стихотворение посвящено маме, дай Бог ей здоровья, и её старшим сёстрам – Вере и Ольге, Царствие им Небесное и светлая память! Вчера был день памяти Веры Михайловны – 97 лет со дня рождения.

Мама с сёстрами пели песню на стихи Сергея Есенина «Есть одна хорошая песня у соловушки».
Ненаглядной маменьке в её пору детскую
Перед сном сестрёнушки напевали песенку
О бруснике-солнышке в час заката летнего,
О черничном небушке при восходе месяца.

Разлетались птенчики из родимых гнëздышек,
Наливались яблочки, да на землю падали.
Уж с ветвей берёзовых листья ветром сорваны.
Захрустели лужицы. Тучи Солнце спрятали.

Загрустила маменька по родным сестрёнушкам:
«Где, сестрёнки старшие, на каких сторонушках,
За лесами хмурыми вы поёте песенки,
Как озёра ласково между сосен светятся?»

Отвечали старшие ей во сне сестрёнушки:
«Не поём мы песенок на чужой сторонушке,
Мы лежим в родной земле, спим мы по-над речками:
Над рекой над Яузой, над Солотчей-реченькой.

Но оставь, сестрёнушка, грусть-печаль сердечную,
Вспомяни природную красоту извечную:
Как порой весеннею на туманной зорюшке
Нашу песнь в тени лесов пропоют соловушки.»
Новости передают плохие. Сами болеем. Но чтение нового романа Захара Прилепина "Тума" настрой корректирует.
Дороховы в Филях

Когда произносится название московского района Фили, в уме сразу возникают ассоциации с Отечественной войной 1812 года. В селе Фили прошёл совет, на котором было принято решение об оставлении Москвы. Сейчас на исторической территории села расположена Бородинская панорама.

На западе Москвы много топонимов, связанных с 1812 годом: Кутузовский проспект, улицы Дениса Давыдова, Герасима Курина, Василисы Кожиной и т.д. Все не перечислишь, их много. Имеются улица и проспект генерала Дорохова. Причём, что интересно, улица Дорохова пересекается с Верейской улицей, а с Вереёй генерала связывают особые обстоятельства. Именно отряд Дорохова, действуя в тылу противника, внезапным ударом освободил Верею. В этом городе Иван Семёнович Дорохов и похоронен в 1815 году по его завещанию.

На этом часть о генерале Дорохове мы закончим. Подробности его биографии найти не сложно. К Филям имеет отношение и другой Дорохов – художник, гораздо менее известный, чем генерал, ему-то мы и посвятим большую часть этого текста. Забегая вперёд, скажу, что художник Дорохов, как и генерал, тоже в армии служил и на фронте был.

*

Недавно я с удивлением обнаружил, что на сайте pastvu.com имеются не только старые фотографии с географической привязкой, но и картины. Начал я, как водится, с родного района Фили и его окрестностей. Живописные виды запада Москвы я уже давно коллекционирую (в электронном виде, конечно). Оказалось, что на сайте pastvu.com уже имеется бóльшая часть найденных мною картин, и, при этом, есть много работ, которые я никогда не видел. Просматривая этот сайт, я обратил внимание на замечательного советского художника Константина Гавриловича Дорохова, судьба которого, впрочем, связана не только с Филями, но и со многими другими районами, городами и странами.

Дорохов родился в Смоленске в 1906 году (кстати, генерал Дорохов тоже одно время служил в Смоленском полку), учился в изостудии Пролеткульта, по путевке комсомола был направлен на учёбу в Москву. Поступил в Высшие государственные художественно-технические мастерские. Во время учёбы работал пионервожатым, участвовал в борьбе с беспризорностью.

После окончания учёбы год проходил срочную службу в армии, которая сначала давалась ему непросто, но через некоторое время художник стал образцовым военнослужащим, так что его чуть было не оставили на сверхсрочную службу.

В 1930-е годы Константин Дорохов ведёт активную творческую деятельность, много ездит по стране. Помимо прочих мест, посещает Мариуполь, Сталино (Донецк), Херсон.

В начале Великой Отечественной войны Дорохова призывают на фронт. Служит он художником, сначала на Черноморском флоте. Участвует в обороне Севастополя. Затем его направляют в блокадный Ленинград, он работает там несколько месяцев. Присутствует в городе при снятии блокады.

Заметной проблемой при работе фронтового художника, особенно в осаждённых городах, являлась бдительность сограждан, причём деятельность художников привлекала внимание не только компетентных органов, но и мирных жителей. Бабушки или пионеры, увидев что-то быстро зарисовывающего незнакомого человека, тут же звали милицию или военный патруль. Дорохова не раз задерживали для выяснения обстоятельств, часто не помогали даже официальные удостоверения.

В середине 1943 года Дорохова вновь направляют на Черное море. Он работает на «Малой земле», участвует в освобождении Новороссийска и Севастополя.

Во время войны Дорохов рисовал очень много: фронтовые пейзажи, различные военные сцены, портреты командиров и простых бойцов. Он принимает участие в выставках, в том числе и в персональной.

1935 Донбасс

1935 Сталино. Парк культуры и отдыха

1941 Краснофлотец с винтовкой. Севастополь

1944 Вступление Красной Армии в Белград

1945 К родным берегам

1945 Посадка десанта на корабли

1955 Шахтёрка

1957 Автопортрет


1940-е Леда. (Собака)