В 1944 году Дорохова направляют на Дунайскую флотилию. Вместе с ней он побывает в разных местах восточной Европы.
В 1945 году Константина Гавриловича награждают Орденом Красной Звезды. Интересно, что в наградном листе его должность именуется просто «художник». Звание – капитан административной службы.
После войны Дорохов продолжает активно работать и ездить по стране. Начинает писать книгу воспоминаний. В 1960 году он умирает на пике творческой активности. Его воспоминания были изданы в 1974 году под названием «Записки художника».
*
Теперь настало время рассказать, как творчество Константина Дорохова связано с западом Москвы. В 1935 году он провёл лето в селе Крылатском, писал его окрестности. В своих записках он вспоминает, что его очень привлекал живописный овраг на краю села.
После войны Дорохов, судя по его картинам, очень много работал в западной части Москвы и в ближайшем Подмосковье. На его работах мы видим Лужники, Фрунзенскую набережную, Новодевичий монастырь.
На Фрунзенской набережной, кстати говоря, жил мой дед Василий с семьей, и работал он неподалёку, церковные службы посещал в Новодевичьем монастыре, так что кто-то из моих родных вполне мог видеть Дорохова. Художники с этюдниками всегда привлекают внимание прохожих.
С Фрунзенской набережной мои родственники в 1961 году переехали в новый, только что построенный, район Фили-Мазилово. За шесть лет до этого Фили-Мазилово исследовал художник Дорохов, изобразив эту местность много раз в разное время года и с разных ракурсов. Особенно ему полюбилась речка Филька, которая тогда ещё не была убрана в трубу, и красные дома, расположенные между нынешними станциями метро Филёвский парк и Багратионовская. Очень интересно смотреть, как мои родные места выглядели до формирования городской застройки.
Особенно интересна картина «Река вскрывается». Сейчас это место не узнать. Вместо реки под горой проходит открытая линия метро. С одного берега метро на другой перекинут пешеходный мост. Когда я был маленьким, дети махали с этого мостика машинистам, а машинисты сигналили в ответ. Эта традиция долго сохранялась, но как сейчас, не знаю.
1935 Подмосковье. Д. Крылатское
1948 Новодевичий монастырь
1950 Москва-река. Фрунзенская набережная
1955 Деревня Мазилово
1955 Новодевичий монастырь
1955 Окраина Москвы. Фили. Кастанаево
1955 Фили. Кастанаево
1955 Фили-Мазилово. Речка Филька
1955 Река вскрывается
В 1945 году Константина Гавриловича награждают Орденом Красной Звезды. Интересно, что в наградном листе его должность именуется просто «художник». Звание – капитан административной службы.
После войны Дорохов продолжает активно работать и ездить по стране. Начинает писать книгу воспоминаний. В 1960 году он умирает на пике творческой активности. Его воспоминания были изданы в 1974 году под названием «Записки художника».
*
Теперь настало время рассказать, как творчество Константина Дорохова связано с западом Москвы. В 1935 году он провёл лето в селе Крылатском, писал его окрестности. В своих записках он вспоминает, что его очень привлекал живописный овраг на краю села.
После войны Дорохов, судя по его картинам, очень много работал в западной части Москвы и в ближайшем Подмосковье. На его работах мы видим Лужники, Фрунзенскую набережную, Новодевичий монастырь.
На Фрунзенской набережной, кстати говоря, жил мой дед Василий с семьей, и работал он неподалёку, церковные службы посещал в Новодевичьем монастыре, так что кто-то из моих родных вполне мог видеть Дорохова. Художники с этюдниками всегда привлекают внимание прохожих.
С Фрунзенской набережной мои родственники в 1961 году переехали в новый, только что построенный, район Фили-Мазилово. За шесть лет до этого Фили-Мазилово исследовал художник Дорохов, изобразив эту местность много раз в разное время года и с разных ракурсов. Особенно ему полюбилась речка Филька, которая тогда ещё не была убрана в трубу, и красные дома, расположенные между нынешними станциями метро Филёвский парк и Багратионовская. Очень интересно смотреть, как мои родные места выглядели до формирования городской застройки.
Особенно интересна картина «Река вскрывается». Сейчас это место не узнать. Вместо реки под горой проходит открытая линия метро. С одного берега метро на другой перекинут пешеходный мост. Когда я был маленьким, дети махали с этого мостика машинистам, а машинисты сигналили в ответ. Эта традиция долго сохранялась, но как сейчас, не знаю.
1935 Подмосковье. Д. Крылатское
1948 Новодевичий монастырь
1950 Москва-река. Фрунзенская набережная
1955 Деревня Мазилово
1955 Новодевичий монастырь
1955 Окраина Москвы. Фили. Кастанаево
1955 Фили. Кастанаево
1955 Фили-Мазилово. Речка Филька
1955 Река вскрывается
«Степь встретила трезвоном насекомых, огромным томлением пространства.
...скоро мир стал будто покатым: степь текла под ногами, солнце укатывалось со степи.
Навстречу им скользили журавлиные станицы и необъятные грачиные стаи.
С зарослях оврагов стрекотали о проходящей станице сороки.
Сквозь сероватую, песчаную, глинистую пыль шляха пробивалась трава. Клубок пути разворачивался до самой кромки земли.
По воздуху, вспыхивая, летела паутина.
Сторонами шли тёрны, дикий бурьян, усатый ковыль, тёмное серебро полыни, желтеющая ботва чертополоха, всякая колючая поросль.
Репейник от жары выгорел, почернел, как опалённый.
Пёстрые разливы трав, вбирая последний жар, душно пахли.
Кружили степные орлы».
Захар Прилепин «Тума»
...скоро мир стал будто покатым: степь текла под ногами, солнце укатывалось со степи.
Навстречу им скользили журавлиные станицы и необъятные грачиные стаи.
С зарослях оврагов стрекотали о проходящей станице сороки.
Сквозь сероватую, песчаную, глинистую пыль шляха пробивалась трава. Клубок пути разворачивался до самой кромки земли.
По воздуху, вспыхивая, летела паутина.
Сторонами шли тёрны, дикий бурьян, усатый ковыль, тёмное серебро полыни, желтеющая ботва чертополоха, всякая колючая поросль.
Репейник от жары выгорел, почернел, как опалённый.
Пёстрые разливы трав, вбирая последний жар, душно пахли.
Кружили степные орлы».
Захар Прилепин «Тума»
«Степан давно догадался, что всякое незнаемое племя страшит лишь дикой своей речью, равно как и незримый зверь пугает в ночи диким воплем. Потому всякая выученная речь – зверя ли, чужого племени – глушит страх твой».
Захар Прилепин «Тума»
Захар Прилепин «Тума»
Прочитал новый роман Захара Прилепина «Тума». Пока читал, подозревал, прочитав, уверился, что я не состоянии написать отзыв, который хотя бы отчасти мог дать представление об огромной величине этого романа. Я могу лишь попытаться сформулировать некоторые свои впечатления о прочитанном.
«Тума» – первый роман задуманной писателем исторической трилогии о Степане Разине. Исторических романов об отдалённом прошлом у Захара Прилепина ещё не было, и, честно сказать, если бы мне ранее дали прочитать отрывок из этой книги, я бы Прилепина не опознал. Стиль этого романа совсем не похож на стили предыдущих произведений. Язык тут совсем другой. Автор сам погрузился в XVII век и читателей приводит туда же.
Русский язык, на котором говорили наши предки в XVII веке, кажется нам архаичным, но при этом он очень красив. Я выписал себе одну цитату: «Скупой на молвь». Мог бы выписать ещё несколько десятков.
Кроме русского, в книге говорят на татарском, турецком, сербском, польском, греческом и даже на цыганском языках, а также мы слышим малороссийский говор запорожских казаков. Сам Степан Разин говорил на нескольких языках. Наличие в книге иностранной речи, пусть и в русской транскрипции, безусловно придаёт дополнительный колорит и делает погружение в эпоху более полным. Те, кого наличие иностранных слов раздражает, без труда могут их пропускать, так как рядом написан перевод на русский, причём русские слова написаны крупным шрифтом, а иностранные – более мелким курсивом.
Жизнь и быт казаков в романе описаны очень подробно. Интересно сравнивать с «Тихим Доном» Шолохова. За триста лет казачья жизнь сильно изменилась. Также можно сравнить Соловецкий монастырь XVII века, куда по обету совершил паломничество Степан Разин, с Соловками XX века из «Обители».
Читая о Москве времени правления царя Алексея Михайловича, я вспоминал картины Аполлинария Васнецова. Васнецов, как известно, писал не просто из головы, а подробно изучал эпоху.
Ещё из литературных произведений, которые мне вспоминались при чтении, упомяну «Графа Монте-Кристо» Александра Дюма. Расшифровывать не буду. Прочитайте.
В романе много необыкновенно красивых описаний природы. При их прочтении «сердце возрадуется, но не текучей радостью, а крепкою. Которая век не стает».
С современностью и с личным опытом автора роман «Тума» связывает гораздо больше, чем можно предположить. Во-первых, в романе показано, как на «низовом уровне» выглядело воссоединение России и Украины со всеми его противоречиями. Понять эти противоречия для нас важно. Очень интересный разговор ведёт Степан Разин со своим «сокамерником» поляком.
Во-вторых, когда читаешь роман, особенно его первые страницы, очень сочувствуешь… Захару Прилепину. Здесь описано, как Степан Разин приходил в себя после получения тяжелейших, почти «несовместимых с жизнью», ран. Так отчётливо и выразительно страдания раненого мог описать только человек, сам испытавший подобную муку:
«Ему полюбилось его страданье, оттого что стало сáмой его жизнью.
Мука беспокоила его, как чадо, не насосавшееся молока. Он кормил муку собою, будто со стороны видя себя. Не жалел и не плакал о плоти своей.
Грелся о муку, как о печь».
И ещё о нынешней войне напоминают слова: «С тех пор как Степан научился запоминать лица и различать голоса, он понял, что знает мёртвых казаков больше, чем живых».
Или описание казачьего круга:
«Всякий бывший тут знал, что на следующем кругу многих казаков не станет, и явятся иные. Всякий круг был собраньем своей волей приговорённых. От живого круга, как от павшего камня, шли небесные круги мёртвых».
Роман «Тума» – не лёгкое и совсем не развлекательное чтение. Кровушки на его страницах пролилось очень много. Описания битв и ранений приближены к реальности, так что подчас хочется отвернуться от описанных картин. Но, к сожалению, подобные картины ныне приближаются даже к тем, кто очень далёк от зоны боевых действий.
Есть в романе и юмор, и даже отдельные персонажи, которые за него «отвечают».
👇
«Тума» – первый роман задуманной писателем исторической трилогии о Степане Разине. Исторических романов об отдалённом прошлом у Захара Прилепина ещё не было, и, честно сказать, если бы мне ранее дали прочитать отрывок из этой книги, я бы Прилепина не опознал. Стиль этого романа совсем не похож на стили предыдущих произведений. Язык тут совсем другой. Автор сам погрузился в XVII век и читателей приводит туда же.
Русский язык, на котором говорили наши предки в XVII веке, кажется нам архаичным, но при этом он очень красив. Я выписал себе одну цитату: «Скупой на молвь». Мог бы выписать ещё несколько десятков.
Кроме русского, в книге говорят на татарском, турецком, сербском, польском, греческом и даже на цыганском языках, а также мы слышим малороссийский говор запорожских казаков. Сам Степан Разин говорил на нескольких языках. Наличие в книге иностранной речи, пусть и в русской транскрипции, безусловно придаёт дополнительный колорит и делает погружение в эпоху более полным. Те, кого наличие иностранных слов раздражает, без труда могут их пропускать, так как рядом написан перевод на русский, причём русские слова написаны крупным шрифтом, а иностранные – более мелким курсивом.
Жизнь и быт казаков в романе описаны очень подробно. Интересно сравнивать с «Тихим Доном» Шолохова. За триста лет казачья жизнь сильно изменилась. Также можно сравнить Соловецкий монастырь XVII века, куда по обету совершил паломничество Степан Разин, с Соловками XX века из «Обители».
Читая о Москве времени правления царя Алексея Михайловича, я вспоминал картины Аполлинария Васнецова. Васнецов, как известно, писал не просто из головы, а подробно изучал эпоху.
Ещё из литературных произведений, которые мне вспоминались при чтении, упомяну «Графа Монте-Кристо» Александра Дюма. Расшифровывать не буду. Прочитайте.
В романе много необыкновенно красивых описаний природы. При их прочтении «сердце возрадуется, но не текучей радостью, а крепкою. Которая век не стает».
С современностью и с личным опытом автора роман «Тума» связывает гораздо больше, чем можно предположить. Во-первых, в романе показано, как на «низовом уровне» выглядело воссоединение России и Украины со всеми его противоречиями. Понять эти противоречия для нас важно. Очень интересный разговор ведёт Степан Разин со своим «сокамерником» поляком.
Во-вторых, когда читаешь роман, особенно его первые страницы, очень сочувствуешь… Захару Прилепину. Здесь описано, как Степан Разин приходил в себя после получения тяжелейших, почти «несовместимых с жизнью», ран. Так отчётливо и выразительно страдания раненого мог описать только человек, сам испытавший подобную муку:
«Ему полюбилось его страданье, оттого что стало сáмой его жизнью.
Мука беспокоила его, как чадо, не насосавшееся молока. Он кормил муку собою, будто со стороны видя себя. Не жалел и не плакал о плоти своей.
Грелся о муку, как о печь».
И ещё о нынешней войне напоминают слова: «С тех пор как Степан научился запоминать лица и различать голоса, он понял, что знает мёртвых казаков больше, чем живых».
Или описание казачьего круга:
«Всякий бывший тут знал, что на следующем кругу многих казаков не станет, и явятся иные. Всякий круг был собраньем своей волей приговорённых. От живого круга, как от павшего камня, шли небесные круги мёртвых».
Роман «Тума» – не лёгкое и совсем не развлекательное чтение. Кровушки на его страницах пролилось очень много. Описания битв и ранений приближены к реальности, так что подчас хочется отвернуться от описанных картин. Но, к сожалению, подобные картины ныне приближаются даже к тем, кто очень далёк от зоны боевых действий.
Есть в романе и юмор, и даже отдельные персонажи, которые за него «отвечают».
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Очень веселит первое описание доброй мачехи Степана – Матрёны по прозванию Говоруха. (Кстати, тут же представлена интересная версия происхождения фамилии «Говорухин»).
«Речь её была повсюду. Если зажмуриться – Матрёна казалась пчелиным роем, который то удалялся, то приближался.
…даже когда в сонном забытьи она переворачивалась с боку на бок, успевала рассказать целую путаную сказку».
Отмечу ещё один любопытный момент. Те, кто следит за страницами Захара Прилепина в социальных сетях, знают, что одна из ветвей его рода имеет фамилию «Лавлинские», и этимологически данная фамилия происходит от речки под названием Иловля.
В романе Степан Разин с другими казаками шёл на стругах с Дона на Волгу через волок между речками Иловля и Камышинка и общался с казаками станицы Иловлинской, старшака которых в книге зовут Захар.
Если Илья Рыльщиков благополучно закончит книгу о предках Захара Прилепина, то, наверное, и об Иловлинских казаках мы прочитаем.
Ещё из книги Захара Прилепина я узнал, откуда пошло выражение «филькина грамота», и больше в речи его употреблять не буду, как неподобающее. Оказывается, «филькиными грамотами» Иван Грозный называл обличительные письма святителя Филиппа митрополита Московского.
В заключение скажу, что после прочтения романа моё представление о Степане Разине очень изменилось. Если быть точнее, то оно не изменилось, а появилось. Степан Тимофеевич стал для меня реальной и очень интересной личностью. Захар Прилепин очень тонко описывает проявление и развитие лидерских качеств Степана Разина. Вообще, роман в целом написан очень тонко. Он подобен стихам. Здесь правильные слова стоят на правильных местах.
Роман «Тума» я, вероятно, через некоторое время прочитаю второй раз, и читать буду медленно, чтобы лучше в него вдуматься.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Казацкое стихотворение Натальи Денисенко 💫
Я тоже думал именно так, как написано в комментарии перед стихотворением 🙂
👇
Я тоже думал именно так, как написано в комментарии перед стихотворением 🙂
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Стихи. Наталья Денисенко (Наталья Денисенко)
Все думают, что это про "Тихий Дон", а это про моего прадеда по отцовской линии, донского казака, и его персиянку. 😉
____
Эх, не водица
в натянутых жилах —
Плещется смесь горяча!
Дикое поле, казацкая сила,
Воля рубить с плеча.
Конские гривы да женские косы,
Ветра степного прыть.
Мне бы из ярого пламени розы
В дедовой кузне вить!
Мне бы —
из хаты, да раннею пташкой —
Слушать, как дед поёт,
Видеть, как он управляется с шашкой,
Греет её в поход.
С ним увязаться. За долом и лесом
Вызнать бы мне, почему
Он из народа воинственных персов
Выбрал себе жену.
2024
#стихи
____
Эх, не водица
в натянутых жилах —
Плещется смесь горяча!
Дикое поле, казацкая сила,
Воля рубить с плеча.
Конские гривы да женские косы,
Ветра степного прыть.
Мне бы из ярого пламени розы
В дедовой кузне вить!
Мне бы —
из хаты, да раннею пташкой —
Слушать, как дед поёт,
Видеть, как он управляется с шашкой,
Греет её в поход.
С ним увязаться. За долом и лесом
Вызнать бы мне, почему
Он из народа воинственных персов
Выбрал себе жену.
2024
#стихи
Недалеко от станции «Трикотажная» на северо-западе Москвы имеется «патриотический забор», который хорошо виден из окон проходящих электричек. Неизвестные художники поздравляют с Днём Победы и с Днём Космонавтики. Здесь нарисовано Знамя Победы и приведено несколько цитат Юрия Гагарина. К примеру: «Главная сила в человеке – это сила духа»!
Рисунки и надписи иногда меняются. Некоторое время назад на «патриотическом заборе» была крупная надпись: «Сарынь на кичку»! Я всё думал, кто здесь написал казачий возглас. Пока читал «Туму» Захара Прилепина, понял, что именно в этом месте располагался лагерь Лжедмитрия II – Тушинского Вора. Среди его сторонников были и донские казаки. Видно, они эту надпись и сделали!
Или их потомки, переехавшие в Москву.
Рисунки и надписи иногда меняются. Некоторое время назад на «патриотическом заборе» была крупная надпись: «Сарынь на кичку»! Я всё думал, кто здесь написал казачий возглас. Пока читал «Туму» Захара Прилепина, понял, что именно в этом месте располагался лагерь Лжедмитрия II – Тушинского Вора. Среди его сторонников были и донские казаки. Видно, они эту надпись и сделали!
Или их потомки, переехавшие в Москву.
Ещё пока читал «Туму» Захара Прилепина, вспоминал классический китайский роман «Речные заводи». У донских казаков XVI-XVII вв. и у удальцов Ланшаньбо много общего и в образе жизни и в образе мыслей. И одни и другие жили на островах, и одни и другие стремились к вольному житью, обладали обострённым чувством справедливости, но не всегда были в ладу с законом.
В полной версии «Заводей», император даровал помилование китайским казакам-разбойникам, и они продолжили воевать уже не против коррупционеров Срединного государства, а против его внешних врагов.
В полной версии «Заводей», император даровал помилование китайским казакам-разбойникам, и они продолжили воевать уже не против коррупционеров Срединного государства, а против его внешних врагов.
Сегодня в Москве начался фестиваль исторической реконструкции «Времена и эпохи». Продлится он все выходные. Будет много интересного. Площадки фестиваля расположены по всему городу. Выбирайте на схеме наиболее интересные темы и ведите своих детишек, родителей и всех остальных родственников и знакомых.
Telegram
Времена и эпохи 2025
❗️Вся самая важная информация о фестивале в одном месте.
Площадки в парках:
• «Золотой век Древней Руси» в парке им. Ю.М. Лужкова. Карта площадки и точка на Яндекс-картах в этом посте.
• «Древний Рим. Год четырёх императоров» в парке «Акведук». Карта площадки…
Площадки в парках:
• «Золотой век Древней Руси» в парке им. Ю.М. Лужкова. Карта площадки и точка на Яндекс-картах в этом посте.
• «Древний Рим. Год четырёх императоров» в парке «Акведук». Карта площадки…
Фотографии с площадки, посвящённой 1812-1814 годам. Ландшафтный парк Митино.