Дух исчезнувших деревень – Telegram
Дух исчезнувших деревень
190 subscribers
628 photos
5 videos
99 links
Дневник исследователя семейной истории и дневник читателя
Download Telegram
Forwarded from Стихи. Наталья Денисенко (Наталья Денисенко)
Все думают, что это про "Тихий Дон", а это про моего прадеда по отцовской линии, донского казака, и его персиянку. 😉

____

Эх, не водица
в натянутых жилах —
Плещется смесь горяча!
Дикое поле, казацкая сила,
Воля рубить с плеча.
Конские гривы да женские косы,
Ветра степного прыть.
Мне бы из ярого пламени розы
В дедовой кузне вить!
Мне бы —
из хаты, да раннею пташкой —
Слушать, как дед поёт,
Видеть, как он управляется с шашкой,
Греет её в поход.
С ним увязаться. За долом и лесом
Вызнать бы мне, почему
Он из народа воинственных персов
Выбрал себе жену.

2024
#стихи
Недалеко от станции «Трикотажная» на северо-западе Москвы имеется «патриотический забор», который хорошо виден из окон проходящих электричек. Неизвестные художники поздравляют с Днём Победы и с Днём Космонавтики. Здесь нарисовано Знамя Победы и приведено несколько цитат Юрия Гагарина. К примеру: «Главная сила в человеке – это сила духа»!

Рисунки и надписи иногда меняются. Некоторое время назад на «патриотическом заборе» была крупная надпись: «Сарынь на кичку»! Я всё думал, кто здесь написал казачий возглас. Пока читал «Туму» Захара Прилепина, понял, что именно в этом месте располагался лагерь Лжедмитрия II – Тушинского Вора. Среди его сторонников были и донские казаки. Видно, они эту надпись и сделали!

Или их потомки, переехавшие в Москву.
Ещё пока читал «Туму» Захара Прилепина, вспоминал классический китайский роман «Речные заводи». У донских казаков XVI-XVII вв. и у удальцов Ланшаньбо много общего и в образе жизни и в образе мыслей. И одни и другие жили на островах, и одни и другие стремились к вольному житью, обладали обострённым чувством справедливости, но не всегда были в ладу с законом.

В полной версии «Заводей», император даровал помилование китайским казакам-разбойникам, и они продолжили воевать уже не против коррупционеров Срединного государства, а против его внешних врагов.
Сегодня в Москве начался фестиваль исторической реконструкции «Времена и эпохи». Продлится он все выходные. Будет много интересного. Площадки фестиваля расположены по всему городу. Выбирайте на схеме наиболее интересные темы и ведите своих детишек, родителей и всех остальных родственников и знакомых.
Фотографии с площадки, посвящённой 1812-1814 годам. Ландшафтный парк Митино.
Прочитал книгу Ирины Буториной «В Одессу на майские. Некурортный роман». Очень сильная книга!

Ирина Викторовна Буторина – доктор технических наук, профессор в области металлургии и писатель, автор многих научных работ и ряда художественных произведений. Сорок пять лет прожила в Мариуполе, потом переехала в Санкт-Петербург. Отношение автора к техническим наукам и техническому образованию, конечно же, ощущается в её романе и отличает его от произведений чистых гуманитариев.

Впрочем, книга произведёт впечатление на читателя любого профессионального профиля.

В романе описываются события и обстоятельства, а также состояние умов, которые сделали войну на Донбассе, а затем и СВО, неизбежными.

Главные герои книги – студенческая пара из Санкт-Петербурга – Пётр и Ирина. Действие происходит в первой половине 2010-х годов. Пётр настроен либерально и оппозиционно, ходит на митинги несогласных. Ирина, скорее, аполитична. После событий Майдана Пётр решает свозить Ирину «в страну победившей демократии», тем более, что он родился в Одессе, и там у него остались родственники. Для поездки были выбраны первые майские праздники 2014 года.

Центральным событием книги является кровавая расправа над активистами Антимайдана в одесском Доме профсоюзов, осуществлённая украинскими нацистами. Герои книги оказываются в Доме профсоюзов по стечению обстоятельств, почти случайно. Они даже не представляли себе, каким суровым испытанием для них окажется визит в весеннюю Одессу!

О зверствах укронацистов читать жутко, но не менее жутко читать о придуманной истории Украины, которую вкладывают в головы украинским школьникам, и описанию которой автор уделила достаточное внимание.

Предки современных украинцев, оказывается, – древние укры. Язык укров – самый древний на планете, и принесён был с Венеры. Укры выкопали Чёрное море, и от них происходят все европейские нации, кроме русских, конечно. К русским укры не имеют никакого отношения. [И хорошо!]

Звучит, как бред сумасшедшего. И ужас в том, что, если всему этому научить детей, то картина мира в их головах станет абсолютно нереальной и до крайности уродливой!

Искажение истории в угоду нацистской идеологии приводит к страшным последствиям. Это не только убийство памяти о своих предках, но убийство будущего своих детей, а то и самих детей. Число жертв в одесском Доме профсоюзов исчисляется сотнями. А число жертв последующих войн уже исчисляется сотнями тысяч!

Книгу прочитать советую, но книга не лёгкая. Сами понимаете, что книга о событиях 2 мая 2014 года лёгкой быть не может!
Прочитал в книге архимандрита Саввы (Мажуко) «Апельсиновые святые», что «кошка сотворена такой “удобной” именно для человеческой руки, но и рука наша предназначена для ласки и заботы не только о людях, но и о кошках…». Вспомнил, как мама недавно говорила, что мы любим кошек, потому что они очень похожи на младенцев. Можно по-инженерски привести слово «форм-фактор», но не будем. Лучше умилимся картине фламандского художника Давида Рейкарта III (1612-1661) «Крестьянка с кошкой».

Любовь к кошкам – непреходящая ценность. Также и к собачкам, попугайчикам…

На фотографии Натальи Фадеевой – самый весёлый кот в мире по имени Ватсон.
Кунцево – место злачно для художников

В 2011 году во время визита в Иркутск я, в числе прочего, посетил Иркутский областной художественный музей. Музей очень хороший, я с удовольствием прошёлся по его залам. На одну картину я обратил особое внимание. Название и автор не запомнились, но запомнился сюжет. На ней был изображён вид на Москву XIX века с западной стороны. Получается, для того, чтобы увидеть, как выглядели мои родные места за сто лет до моего рождения, надо было переместиться не во времени, а в пространстве, и всего-то на 4 000 км.

Позже, изучая историю Торопца – древнего города Тверской области, я обратил внимание на художника Василия Раева, который, после многочисленных путешествий и переездов, поселился в селе Кунцево, располагавшемся с западной стороны от Москвы, и тоже, как автор картины из Иркутского музея, рисовал эти места. Узнав о художнике Раеве, я стал целенаправленно искать в интернете картины, на которых изображена нынешняя западная часть Москвы. Нашёл много интересного. Кунцево, Фили, Мазилово и другие окрестные сëла и деревни привлекали многих художников со всей страны. О Василии Раеве и Константине Дорохове я уже написал. Настала очередь художника, который в особом представлении не нуждается.

В основной экспозиции Третьяковки имеется картина «Вид на Москву от Мазилова» (1861), принадлежащая кисти Алексея Кондратьевича Саврасова. Саврасов очень любил западные окрестности Москвы и писал здесь картины в разные периоды своей жизни.

К примеру, у Саврасова есть картина «Осенний лес. Кунцево. Проклятое место» (1872). На картине изображено Кунцевское городище. Археологи относят самые ранние слои городища к дьяковской культуре (VI-V вв. до н.э.). Название «Проклятое место», судя по всему, художник взял из романа Михаила Воскресенского. Об этом романе знают все интересующиеся историей Кунцева, но почти никто его не читал, поскольку его очень трудно достать.

С Кунцевским городищем связан ряд народных страшилок. Одна из них гласит, что на этом месте стояла церковь, которая за ночь ушла под землю, и с тех пор тихими ночами из-под земли раздаётся колокольный звон.

Загадочности месту прибавляло обнаружение многочисленных «чёртовых пальцев». В Фили-Кунцевском парке на правом берегу Москвы-реки, где расположено Кунцевское городище, имеются выходы глин юрского геологического периода, в толще которых можно найти куски окаменелых ископаемых моллюсков белемнитов, которые за характерную форму получили в народе название «чёртовых пальцев». В моём детстве мы с папой много разных окаменелостей собрали.

На территории самого городища я также бывал. Городище покрыто лесом. Липы высоченные!

В конце жизни Саврасов тоже много бродил по западным окрестностям Москвы. К этому периоду относится картина «Распутица» (1894). Художник писал картину примерно с того места, где ныне расположена станция Фили. Церковь вдали – шедевр московского барокко – Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.

Вид на Москву от Мазилова. А. Саврасов. 1861

Осенний лес. Кунцево. Проклятое место. А. Саврасов. 1872

Кунцевское городище в 2012 году. Фотография моя

Окаменевшие белемниты (фото из «Рувики»)

Новодевичий монастырь. А. Саврасов. 1890

Вид на село Покровское-Фили. А. Саврасов. 1893

Распутица. А. Саврасов. 1894


Карта западных окрестностей Москвы нач. XIX в. Кунцевское городище отмечено названием «Славянское кладбище»