Дух исчезнувших деревень – Telegram
Дух исчезнувших деревень
190 subscribers
628 photos
5 videos
99 links
Дневник исследователя семейной истории и дневник читателя
Download Telegram
Кунцево – место злачно для художников

В 2011 году во время визита в Иркутск я, в числе прочего, посетил Иркутский областной художественный музей. Музей очень хороший, я с удовольствием прошёлся по его залам. На одну картину я обратил особое внимание. Название и автор не запомнились, но запомнился сюжет. На ней был изображён вид на Москву XIX века с западной стороны. Получается, для того, чтобы увидеть, как выглядели мои родные места за сто лет до моего рождения, надо было переместиться не во времени, а в пространстве, и всего-то на 4 000 км.

Позже, изучая историю Торопца – древнего города Тверской области, я обратил внимание на художника Василия Раева, который, после многочисленных путешествий и переездов, поселился в селе Кунцево, располагавшемся с западной стороны от Москвы, и тоже, как автор картины из Иркутского музея, рисовал эти места. Узнав о художнике Раеве, я стал целенаправленно искать в интернете картины, на которых изображена нынешняя западная часть Москвы. Нашёл много интересного. Кунцево, Фили, Мазилово и другие окрестные сëла и деревни привлекали многих художников со всей страны. О Василии Раеве и Константине Дорохове я уже написал. Настала очередь художника, который в особом представлении не нуждается.

В основной экспозиции Третьяковки имеется картина «Вид на Москву от Мазилова» (1861), принадлежащая кисти Алексея Кондратьевича Саврасова. Саврасов очень любил западные окрестности Москвы и писал здесь картины в разные периоды своей жизни.

К примеру, у Саврасова есть картина «Осенний лес. Кунцево. Проклятое место» (1872). На картине изображено Кунцевское городище. Археологи относят самые ранние слои городища к дьяковской культуре (VI-V вв. до н.э.). Название «Проклятое место», судя по всему, художник взял из романа Михаила Воскресенского. Об этом романе знают все интересующиеся историей Кунцева, но почти никто его не читал, поскольку его очень трудно достать.

С Кунцевским городищем связан ряд народных страшилок. Одна из них гласит, что на этом месте стояла церковь, которая за ночь ушла под землю, и с тех пор тихими ночами из-под земли раздаётся колокольный звон.

Загадочности месту прибавляло обнаружение многочисленных «чёртовых пальцев». В Фили-Кунцевском парке на правом берегу Москвы-реки, где расположено Кунцевское городище, имеются выходы глин юрского геологического периода, в толще которых можно найти куски окаменелых ископаемых моллюсков белемнитов, которые за характерную форму получили в народе название «чёртовых пальцев». В моём детстве мы с папой много разных окаменелостей собрали.

На территории самого городища я также бывал. Городище покрыто лесом. Липы высоченные!

В конце жизни Саврасов тоже много бродил по западным окрестностям Москвы. К этому периоду относится картина «Распутица» (1894). Художник писал картину примерно с того места, где ныне расположена станция Фили. Церковь вдали – шедевр московского барокко – Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.

Вид на Москву от Мазилова. А. Саврасов. 1861

Осенний лес. Кунцево. Проклятое место. А. Саврасов. 1872

Кунцевское городище в 2012 году. Фотография моя

Окаменевшие белемниты (фото из «Рувики»)

Новодевичий монастырь. А. Саврасов. 1890

Вид на село Покровское-Фили. А. Саврасов. 1893

Распутица. А. Саврасов. 1894


Карта западных окрестностей Москвы нач. XIX в. Кунцевское городище отмечено названием «Славянское кладбище»
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
22 июня отмечается День памяти и скорби — день начала Великой Отечественной войны.
В 1941 году фашистская Германия напала на Советский Союз.
Этот день символизирует трагедию и героизм миллионов советских людей, которые встали на защиту своей Родины.
👆
Кипелов
В землянке
Не перестаю удивляться, глядя на такие фотографии, где галактики соседствуют, подобно одноклассникам на школьных снимках! В каждой из них – многие миллиарды звёзд и планет. А для нашего невооружённого глаза такой участок неба – всего лишь едва заметная точка или тусклое облачко.

Только современные телескопы, представляющие собой очень сложную дорогостоящую технику, которая требует небывалых точностей изготовления, позволили людям увидеть эти скрытые до поры небесные сокровища во всей красе.

История человечества шла, а люди очень долго не знали, что представляет собой отдалённый космос. Строго говоря, что представляют собой современные нам окраины Вселенной, мы не увидим никогда. Небесные сцены, которые мы можем наблюдать, случились очень давно, поскольку скорость света конечна. Даже от Солнца до Земли свет идёт восемь минут, а от других галактик он идёт о-о-о-очень до-о-о-о-олго. В дальнем космосе галактики не то что в школу, в детский сад ходят.

Наша техника не позволяет, и не позволит, нам увидеть на школьных и детсадовских фотографиях галактик их Родителя, точнее Творца, но наше сердце Его чувствует! Как осознать такую огромную и разнообразную Вселенную без Творца, я не представляю!
Ангелы и коты

«В книге «Пастырь» Ермы упоминается загадочный ангел, который приставлен присматривать за животными, и имя у него по-ангельски таинственное и чарующее – Тэгри‌, Θεγρί (Видение IV, 2, 4). Согласитесь, есть в этом имени что-то тигриное и даже кошачье, и не случайно некоторые мыслители предполагают, что у животных есть свои ангелы-хранители. Нам об этом почти ничего не известно, но есть все основания полагать, что, приютив брошенного котёнка или сиротку-собачку, вместе с ними вы в свой дом введёте ещё одного ангела-хранителя, а ангелов, как известно, много не бывает».

Читая в книге архимандрита Саввы (Мажуко) «Радость с горчичное зерно» приведённый выше отрывок, я , конечно же, вспомнил моё любимое стихотворение Натальи Денисенко:

Кот и Ангел

Над ослепшими высотками,
Над обугленными снами
Бродит Кот, на небе сотканный
И расшитый полосами.
Невесомый, засекреченный,
Перепрыгивает крыши.
Белым облаком подсвеченный,
Замирает и не дышит.

Ангел дал ему задание:
Пересчитывать сироток,
Брошенных без пропитания
В чёрных остовах высоток.
Чувства Ангела расхлыстаны,
Не сошлось в его гроссбухе:
Были все хвосты приписаны
К семьям, а теперь — к разрухе.

Кот ведёт зверей измученных,
Во дворы, где над кострами
Чьи-то люди сели скученно,
Чудом выжившие сами, —
Эти встретят словом ласковым,
Жилку из котла подкинут,
Рваный лоб залепят пластырем,
Пледом отогреют спину.

Ангел ходит меж деревьями,
Для прощенья ищет силы.
Сыплет пепельными перьями
Там, где свежие могилы.
Приобнял Кота небесного
Под крылом своим огромным.
Исцеления чудесного
Просит раненым бездомным.

Старый пёс чесать пытается
Пустоту, где было ухо.
И летят смешно, разлаписто
На огонь листы гроссбуха.
Всем двором сидят, притихшие,
Жгут костры и ждут рассвета
Чьи-то люди, чьи-то бывшие
Псы, коты и Ангел света.

2022
О книгах архимандрита Саввы (Мажуко)

Подбирая чтение на время Петрова поста, я увидел на странице Захара Прилепина цитату о Ленине в раю из книги архимандрита Саввы (Мажуко) «Радость с горчичное зерно» и заинтересовался.

Архимандрит Савва родился в 1976 году в Гомеле, в 1995 был пострижен в монахи в гомельском Свято-Никольском монастыре, в том же году был рукоположен в сан иеромонаха, с 2013 года – архимандрит. Автор девяти книг, активно публикуется на православных интернет-порталах, ведёт телеграм-канал.

Кроме «Радости…», я прочитал ещё две книги архимандрита Саввы: «Апельсиновые святые» и «Духовные упражнения». И должен сказать, что все три книги принесли мне большую радость и, надеюсь, пользу. По крайней мере, я увидел определённые цели для себя. Архимандрит Савва – православный автор, который пишет о современных проблемах духовного развития. Причём, он пишет не только о православной, но и об «универсальной духовности», проблемы которой касаются не только верующих, но и неверующих.

Архимандрит Савва в своих трудах затрагивает очень разные темы. Некоторые его очерки как будто специально составлены так, чтобы их можно было прочитать в транспорте по дороге с работы. Они приподнимают читателя над его проблемами и неприятностями, но при этом напоминают, что у вагона есть потолок, о который можно удариться, вознесясь слишком высоко.

Есть очерки, касающиеся различных богословских вопросов. Они сложнее, над ними надо думать. Интересно, что, даже при рассмотрении непростых тем, архимандрит Савва находит место для юмора. Юмор его спокоен, ненавязчив и созидателен.

Особенностью книг отца Саввы является отсутствие антисоветской агитации. К сожалению, включить антисоветскую тему в свои духовные и богословские произведения считают своим долгом слишком многие современные православные авторы. Причём она появляется там, где, с моей точки зрения, её никак не должно быть. И часто, что уже совсем плохо, антисоветская агитация появляется в виде уравнивания Советского Союза и гитлеровской Германии.

Архимандрит Савва не замалчивает гонения на Церковь, которые, безусловно, были во времена Советской власти. Но при этом он упоминает «гонения от безбожников», а не от «безбожной власти», как принято в определённых кругах. Нюанс очень важный. Люди, сносящие храмы, безусловно показывают себя, как безбожники. Но словосочетание «безбожная власть» призывает не к тому, чтобы понять и не повторять трагические ошибки и преступления прошлого, а к тому, чтобы делегитимизировать Советскую власть в глазах православных. События, которые следуют за такой делегитимизацией, мы с болью в сердце наблюдаем на Украине и в других бывших советских республиках.

Кстати, по поводу Украины. У отца Саввы имеется статья «Пророк Илия и “западные” ценности». Прочитать её можно в книге «Радость с горчичное зерно» или в интернете. К примеру, тут. Отец Савва проводит очень интересную параллель между расколом Израильского царства после смерти царя Соломона и отделением Украины от России при развале Советского Союза.

А ещё отец Савва называет своих читателей «товарищи» и заявляет, что Фидель Кастро является одним из его героев. «…Кастро не боялся общаться. И ещё он не боялся быть честным, а это добродетель, которая роднит верующих и неверующих. Почему бы и нам, чья церковная жизнь есть общение с большой буквы, чей учитель носит имя Истины и Правды, не пойти этим путём? Не обижаться, не проклинать, понять и объясниться, с мужеством принимая критику, недоумения и испуг наших будущих братьев и сестёр»?

Уверен, что умение «понять и объясниться» – одно из главнейших умений, которое должны усвоить ВСЕ.
Приведу ещё две цитаты архимандрита Саввы.

«…апостолы, праведники и пророки – все те, кого светский человек никогда не назовёт счастливыми и жизни которых не позавидует, эти великие мужи и жёны, бодро и смело вышедшие навстречу Богу, – искали не радости и счастья, а служения и большого дела, которое стоит прожитой жизни и пережитой боли».

Прочитав эту фразу, я вспомнил тех современников, чья жизнь связана с нынешним конфликтом на Украине: военных, волонтёров, тружеников тыла. Их жизнь подобна жизни христианских подвижников. Большое дело ради других людей вопреки собственной боли.

И ещё цитата для любителей животных: «Известно, что коты читают животом, очень редко лапами и мордочкой, но им вовсе не нужно напрягать зрение, как людям, существам менее совершенным.

Кот Мартын полюбил томик стихов Владимира Соловьёва и часто его перечитывает, вытянувшись во весь свой читательский рост на любимых страницах».
В ходе проведения ряда наблюдений моя крестница Лидия выяснила, что все коты читают по-разному, и художественно переосмыслила приведённую выше цитату архимандрита Саввы.
Forwarded from ВИТО "Alexandrine"
Краткая история самовара ☕️

🥨Предшественником самовара считается устройство для нагревания воды с сосудом и трубкой, появившееся в Древнем Китае. Первые китайские водонагреватели («хо-го») были найдены во время раскопок и относились к IV веку нашей эры. Позднее «хо-го» распространились на территорию Японии и Ирана.

🥨В России самовары появились в XVIII веке вместе с ростом популярности чая, привозимого из Китая. Первоначально в России самовары начали делать на Урале. Первопроходцем в самоварном деле стал тульский промышленник Демидов, основавший в 1725 году Суксунский медеплавильный завод.

🥨Первая фабрика, специализирующаяся исключительно на производстве самоваров, была открыта в Туле оружейником Федором Лисицыным в 1778 году. Уже к середине XIX века в Туле работало около 80 самоварных предприятий, а сам город получил звание «самоварной столицы».

🥨Поскольку желающих обзавестись модным и необходимым в быту самоваром становилось всё больше, производства открылись во многих городах России. Первоначально в каждом городе его называли по-разному: в Курске — «самокипец», в Ярославле — «самогар», а на Вятке — «самогрей».

🥨Вскоре в России самовар стал главным предметом чаепития. На смену медным пришли самовары из сплава цинка и меди. Состоятельные люди стали приобретать более дорогие — серебряные или никелированные «чайные машины».

🥨В середине 1950-х годов появляются электрические самовары, которые сохраняют свою популярность и по сей день.

В нашем коллективе крестьянский быт представляет Елизавета Соколова 🧶
Сегодня юбилей у писателя, воина, просветителя Захара Прилепина! Героический человек – Захар Прилепин. Он и его соратники ныне являют собой передовой полк нашего народа и подобны казакам-первопроходцам XVI-XVII вв.

Такие, как Захар Прилепин, люди ставят цели и идут к ним вопреки трудностям, которые большинству показались бы непреодолимыми, вопреки осуждению завистников, способному лишить сил и сбить с ног, а, главное, вопреки собственной физической и душевной боли!

Желаю Евгению Николаевичу сил и Божией помощи во всех благих делах! А ещё хочу его поблагодарить за щедро расточаемую им доброту, которая ощущается вне зависимости от расстояний.
С Днём памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла!

Мама сегодня вспомнила, как бабушка Марфуша говорила, что в ближайшем к их родной деревне селе Прудки Клепиковского района Рязанской области в день Петра и Павла был престольный праздник.

В начале XX веке в селе стояло две церкви. В одной из них – Богоявленской – было два придела – Петропавловский и Никольский. Во второй церкви – Успенской – был Христорождественский придел. По числу престолов в селе было пять престольных праздников.

Сейчас в селе имеются только руины Успенской церкви.

Бабушка Марфуша не была верующей, но, родившись в 1905 году, в юности прекрасно выучила Закон Божий, так что всю жизнь соседи приходили к ней консультироваться по поводу церковных праздников.

Кстати, 22 июня было 120 лет со дня рождения нашей бабушки Марфы Ивановны Кабановой (Валиковой).

На фотографиях: Марфа Ивановна со старшей дочерью и руины церкви в Прудках.