Сны пионеров
Читая дневниковые записи пионеров, первым делом обращаешь внимание на сухость и сдержанность, с которой они написаны. Настя с Мастерской культурной медиации объясняет, что за последние полвека отношение к дневнику ощутимо изменилось: если сейчас мы привыкли записывать туда сокровенные чувства, то тогда люди чаще фиксировали в них повседневную жизнь, и дневники были не сентиментальными, но рутинными.
Мы следим за тем, как девочка Таня в середине 60-х пытается социализироваться в безвестном лагере. От скуки она записывается на кружок художественного вязания и сетует маме на глупых сверстниц. Заметки пестрят забытыми словами, по которым безошибочно можно определить, кто, когда и где этот текст написал: Таню обижают воображалы, задаваки, вредины и нахалки.
Мы идем по лагерю и по ходу читаем записки. Настя с медиации не устает удивляться предметам советской действительности.
— Вы видели, чтобы на этих турниках кто-то занимался? Это перестало быть общественной практикой, — важно говорит Настя. — Но у них очень классная текстура, и они становятся потихонечку просто культурным артефактом.
Настя то и дело спрашивает у пришедших, какие впечатления у нас вызывают следы советской эпохи. С медиатором потрескавшиеся доски и облупленная краска обретают черты какого-то модного кора. Мы заходим в ДК. Со стен печально смотрят персонажи мультфильмов: львенок на черепахе, птичка во рту крокодила.
Настя рассказывает, что в таких местах исполняли так называемый танец по-пионерски: двое держатся за руки, но пляшут, отвернув головы в разные стороны — чтобы не покушаться на нравственность.
Панно снаружи ДК, под козырьком крыши, действительно производят необъяснимо жуткое впечатление: облезлый заяц играет на баяне, выцветшие лисы пляшут на лужайке — все это будто в тревожном сне пионера.
— Я правда начинаю в оптике жуткого на все это смотреть, — признается кто-то из школьниц, — вроде бы все такие милые, но что-то страшное.
С Таней в конце концов все хорошо: дисциплина стала получше, и девочка сразу повеселела. Вообще после чтения возникает ощущение, будто все эти дети были несчастны. Быть может, потому, что хорошие переживания обычно не рвешься записывать, в отличие от тяжелых.
Наконец мы выходим на берег Волги.
— Здесь есть яблоня, которая скорее всего выросла сама по себе, ее никто не сажал: сажают сортовые, а эта дикая. Скорее всего, какой-то пионер жевал яблоко, выкинул огрызок, и выросла яблоня. Когда-то давно она была совсем маленькой, и тоже наблюдала все, что происходило на территории этого лагеря.
Я представляю себя на месте этого дерева и радуюсь тому, что я все-таки человек.
Текст: Одиссей
Вообще лагерь ничего, но скучновато, потому что досуг мы должны организовывать сами, — сетует девочка Таня. — Дисциплина плохая.
Читая дневниковые записи пионеров, первым делом обращаешь внимание на сухость и сдержанность, с которой они написаны. Настя с Мастерской культурной медиации объясняет, что за последние полвека отношение к дневнику ощутимо изменилось: если сейчас мы привыкли записывать туда сокровенные чувства, то тогда люди чаще фиксировали в них повседневную жизнь, и дневники были не сентиментальными, но рутинными.
Жизнь была в общем резвая, мотаться приходилось целые дни, — пишет вожатый Дима, — То дежурство на кухне (нужно было открыть двести промасленных консервных банок с мясной тушенкой). То смотри за своим отрядом, чтобы никуда перед обедом не разбежались, вовремя построились и спали во время тихого часа.
Мы следим за тем, как девочка Таня в середине 60-х пытается социализироваться в безвестном лагере. От скуки она записывается на кружок художественного вязания и сетует маме на глупых сверстниц. Заметки пестрят забытыми словами, по которым безошибочно можно определить, кто, когда и где этот текст написал: Таню обижают воображалы, задаваки, вредины и нахалки.
Мы идем по лагерю и по ходу читаем записки. Настя с медиации не устает удивляться предметам советской действительности.
— Вы видели, чтобы на этих турниках кто-то занимался? Это перестало быть общественной практикой, — важно говорит Настя. — Но у них очень классная текстура, и они становятся потихонечку просто культурным артефактом.
Настя то и дело спрашивает у пришедших, какие впечатления у нас вызывают следы советской эпохи. С медиатором потрескавшиеся доски и облупленная краска обретают черты какого-то модного кора. Мы заходим в ДК. Со стен печально смотрят персонажи мультфильмов: львенок на черепахе, птичка во рту крокодила.
Настя рассказывает, что в таких местах исполняли так называемый танец по-пионерски: двое держатся за руки, но пляшут, отвернув головы в разные стороны — чтобы не покушаться на нравственность.
Панно снаружи ДК, под козырьком крыши, действительно производят необъяснимо жуткое впечатление: облезлый заяц играет на баяне, выцветшие лисы пляшут на лужайке — все это будто в тревожном сне пионера.
— Я правда начинаю в оптике жуткого на все это смотреть, — признается кто-то из школьниц, — вроде бы все такие милые, но что-то страшное.
С Таней в конце концов все хорошо: дисциплина стала получше, и девочка сразу повеселела. Вообще после чтения возникает ощущение, будто все эти дети были несчастны. Быть может, потому, что хорошие переживания обычно не рвешься записывать, в отличие от тяжелых.
Наконец мы выходим на берег Волги.
— Здесь есть яблоня, которая скорее всего выросла сама по себе, ее никто не сажал: сажают сортовые, а эта дикая. Скорее всего, какой-то пионер жевал яблоко, выкинул огрызок, и выросла яблоня. Когда-то давно она была совсем маленькой, и тоже наблюдала все, что происходило на территории этого лагеря.
Я представляю себя на месте этого дерева и радуюсь тому, что я все-таки человек.
Текст: Одиссей
Если ты не рад, то ты не Рада: Изба объявила нового директора на день!
За кресло директора боролись пять кандидатов. По результатам подсчета бюллетеней летнешкольников и онлайн-голосов мастерских победу одержала Рада Русакова, куратор Просветительской лаборатории.
Поздравляем свежеиспеченную и.о. директора и гадаем: долго ли ей осталось радоваться? Но мы не нарадуемся, что сегодня обещали кофе. Рады Раде ради кофе (на завтраке не было, но Пресс-изба помнит).
Фото: Слава Замыслов
За кресло директора боролись пять кандидатов. По результатам подсчета бюллетеней летнешкольников и онлайн-голосов мастерских победу одержала Рада Русакова, куратор Просветительской лаборатории.
Поздравляем свежеиспеченную и.о. директора и гадаем: долго ли ей осталось радоваться? Но мы не нарадуемся, что сегодня обещали кофе. Рады Раде ради кофе (на завтраке не было, но Пресс-изба помнит).
Фото: Слава Замыслов
❤57🤩10 10 6👍1
Кто и зачем сверлил пень в темноте?
Ленточки, нитки, скрепки, шнурки, пуговицы из коры — что из этого может выйти? Многие участники «Летней школы» уже знают ответ на этот вопрос. Воспоминание и дата-артефакт на запястье.
Выцепить гостей мастерской дата-журналистики от «Системного блока» среди остальных летнешкольников теперь можно по уникальным фенечкам. В браслетах-артефактах каждая деталь — частичка данных, которые ДатаЖур узнал о человеке за время знакомства. По ним, например, можно понять, высыпается ли человек и что считает главным для себя на ЛШ.
Всего два оборота цветных ниток и лент вокруг запястья, но по ним легко вычислить единомышленника.
Самим ребятам из ДатаЖура тоже есть, что вспомнить: чтобы найти материалы, из которых в конце концов сплетутся фенечки, пришлось хорошенько подумать. Центральным элементом хотели сделать лепестки от шишек, но время поджимало, пришлось довольствоваться корой.
— Ребята нашли нам большие куски, и я, вернувшись из Дубны, разломала их на мелкие и просверлила в каждом кусочке дырочки, как на пуговицах. Люди проходили мимо и спрашивали, зачем я сверлю пень в темноте, — рассказывает одна из организаторок мастерской ДатаЖура и дата-художница Надя Андрианова.
За четыре часа Биеннале ДатаЖур во главе с Надей — вы наверняка ее видели с золотой короной на голове — сплели 70 дата-фенечек с зашифрованными в них данными участников. Смотрите фотографии по ссылке!
Текст: Таня Струкова
Фото: Надежда Андрианова
Ленточки, нитки, скрепки, шнурки, пуговицы из коры — что из этого может выйти? Многие участники «Летней школы» уже знают ответ на этот вопрос. Воспоминание и дата-артефакт на запястье.
Выцепить гостей мастерской дата-журналистики от «Системного блока» среди остальных летнешкольников теперь можно по уникальным фенечкам. В браслетах-артефактах каждая деталь — частичка данных, которые ДатаЖур узнал о человеке за время знакомства. По ним, например, можно понять, высыпается ли человек и что считает главным для себя на ЛШ.
Всего два оборота цветных ниток и лент вокруг запястья, но по ним легко вычислить единомышленника.
Самим ребятам из ДатаЖура тоже есть, что вспомнить: чтобы найти материалы, из которых в конце концов сплетутся фенечки, пришлось хорошенько подумать. Центральным элементом хотели сделать лепестки от шишек, но время поджимало, пришлось довольствоваться корой.
— Ребята нашли нам большие куски, и я, вернувшись из Дубны, разломала их на мелкие и просверлила в каждом кусочке дырочки, как на пуговицах. Люди проходили мимо и спрашивали, зачем я сверлю пень в темноте, — рассказывает одна из организаторок мастерской ДатаЖура и дата-художница Надя Андрианова.
За четыре часа Биеннале ДатаЖур во главе с Надей — вы наверняка ее видели с золотой короной на голове — сплели 70 дата-фенечек с зашифрованными в них данными участников. Смотрите фотографии по ссылке!
Текст: Таня Струкова
Фото: Надежда Андрианова
❤39❤🔥6👍3 2