Свежий Шлаганов – Telegram
Свежий Шлаганов
2.05K subscribers
218 photos
1 video
9 files
146 links
Привет, я Юра!

Работал в VC, строил стартапы, а потом вернулся в VC ;)

Делюсь интересными мыслями, которые нахожу в интернете и иногда у себя в голове.

На английском:
https://up2yura.substack.com
https://twitter.com/up2yu

@sanov (канал без рекламы)
Download Telegram
Настоящий путь героя

Сегодня немного рекурсии – ловите хайлайт Гарри Тэна, президента Y Combinator, с интересной концепцией из книги “Self as Coach, Self as Leader” Памелы Маклин.


Человек начинает своё развитие на стадии социализированного разума (см. картинку). Большинство на ней и остаётся, но у некоторых получается перейти на следующую ступень – самосоздающегося разума, а у совсем единиц – на ступень самопреобразующегося разума.

Те, кто достиг стадии самосоздания, осознали свой набор убеждений и правил и используют этот внутренний компас для принятия решений.

Они умеют сопереживать другим, даже если их взгляды расходятся. В отличие от людей на стадии социализированного разума, они не чувствуют раздражения от неизбежно возникающих конфликтов, поскольку умеют вырабатывать точку зрения и принимать собственные решения.

В рабочей обстановке эти люди самостоятельны и самомотивированны. Они отвечают за свою работу и способны достаточно точно оценивать себя сами, а не искать одобрения авторитетов, чтобы определить, насколько хорошо справляются.


Оригинал: https://twitter.com/garrytan/status/1676361980486250496
🔥101
Нашёл в блоге Product Hunt гостевой пост фаундера инди-студии с рефлексией после 7 лет в геймдеве. Думаю, некоторые выводы могут быть полезны и вне контекста игр, в консьюмерских продуктах так точно.


Фокусируйтесь в первую очередь на духе и ощущениях от игры.

Размышляя над тем, какую игру создать, визуализируйте общий дух игры и эмоции, которые вы хотите вызвать у игроков, и только после этого переходите к игровым механикам и их деталям (которые, кстати могут и будут изменяться).

Представьте, что вы выпустили игру своей мечты. Как выглядит идеальная рецензия на неё? Попробуйте написать несколько восторженных “пятизвёздочных” отзывов – они помогут не сбиться с курса.


Лучшие практики и отраслевые стандарты не дадут вам конкурентного преимущества.

Если вы хотите иметь шансы на успех, научитесь относиться к "лучшим практикам" как просто к текущей повестке.

Недостаточно быть таким же продуктивным, как все. Нужно найти способы превзойти средние показатели. Понятие "лучшие практики" – ошибочное. Правильнее было бы назвать их "усреднёнными" или "общими". Не будьте такими.

Ставьте под сомнение, изучайте и препарируйте подходы, которые вы считаете "лучшими". Придумывайте нестандартные решения, чтобы получить уникальные преимущества, без которых независимая студия не сможет выжить, а тем более – процветать.


Эмоции продают.

Вы сможете продать свою игру только через эмоциональную связь. Люди должны испытывать её с вами, вашими идеями и вашей игрой. Поэтому критически важно написать правильную историю, которая построит эту связь, и правильно её подать.


Оригинал: https://www.producthunt.com/stories/7-lessons-from-7-years-of-game-development
3🔥2
Отличный пример того, как делиться информацией о решениях, чтобы все в команде чётко понимали направление её движения и приоритеты, а также имели доступ к ответам на большинство важных вопросов. Бонусом – сократить количество ненужных созвонов.

Попробуйте после каждого принятого решения, делать документ-саммари, в котором будет:
– лицо, принимающее решение, и список вовлечённых в процесс людей;
– дедлайн;
– на самом видном месте – принятое решение;
– лаконичное, но полноценное обоснование решения;
– другие рассмотренные варианты – это важно, чтобы дать людям возможность посмотреть на вопрос со всех ракурсов.


Нашёл тут: https://creatoreconomy.so/p/how-to-make-great-decisions-async
🔥7👍4👌1
Когда вы в последний раз меняли своё мнение?

Наваял новый пост у себя в 🍍Substack. Залетайте!

https://up2yura.substack.com/p/when-was-the-last-time-you-changed
5🔥2
Недавно присоединился к крутому коммьюнити авторов, ведущих каналы о предпринимательстве, стартапах, технологиях и инвестициях.

На многих был подписан еще до того, как позвали в комьюнити, поэтому решение объединиться и расти вместе далось очень легко 😌

Залетайте в папку и подписывайтесь — там вы найдете отличную коллекцию реальных кейсов, советов и ценного опыта!
4🔥1😁1
Единорог с командой из трех человек.

Джеймс Карриер, партнер фонда NfX, занятно повизионировал о том, как следующее поколение AI-powered инструментов позволит небольшим командам, вплоть до трех талантливых людей, создавать софтверные компании и масштабировать их до сотен миллионов долларов выручки.

Generative AI будет превосходить большинство людей в большинстве сложных задач в большинство дней. Не во все дни, но в большинство, и это важно. Даже самые талантливые люди не могут быть на коне каждый день, не существует тех, у кого каждый день – выдающийся. AI решит эту проблему постоянства – больше нет плохих дней, каждый день стабильно хороший. А consistency is key, как мы помним.

Это повлечет много изменений, но одним из основных будет снижение значения hard skills и смещение акцентов в сторону кругозора и умения управлять проектами. В самом выигрышном положении окажутся те, кто сможет видеть то, чего не видят другие, находить неочевидные идеи (с очевидными справится и AI) и быть достаточно агрессивными и смелыми, чтобы действовать быстро, несмотря на высокий уровень неопределенности.

Строить большие истории смогут команды даже из трех человек. Главное, чтобы в них были закрыты три роли:
1. Агрессивного мечтателя-генералиста. Чувствует динамику быстро меняющейся среды и имеет ясное видение того, где находится компания, где они должна быть, и что нужно для того, чтобы туда попасть.
2. Человека про цифры. Обожает проводить воскресное утро, копаясь в базах данных в поисках закономерностей и аномалий. Чувствует себя неловко, когда что-то описывается без цифр. Щепетилен и точен.
3. Человека про слова. Мастер маркетинга и продаж с глубоким пониманием психологии. Обладает эмпатией и чувством прекрасного, что позволяет выбирать наиболее работающие посылы. Не обязательно пишет отличные тексты с нуля, но может определить, что из написанного AI сработает лучше.


Оригинал: https://www.nfx.com/post/3-person-unicorn-startup
🔥15👌4
ПОДКАСТ

Недавно переслушивал один подкаст годовой давности, где я был гостем. И, неожиданно, это стало отличным упражнением для рефлексии. Послушать больше часа разговора с собой годовой давности про разные интересные штуки было очень прикольно.

И я подумал, что было бы здорово дать эту возможность и другим. Особенно это укладывается в канву того, что я делал в сервисе гострайтинга и создания нарративов для фаундеров (все крутится вокруг этого, последнее время). Но начать я решил с той базы, которая у меня уже есть — моего подкаста, который я немного поставил на паузу два года назад.

Родилась идея: а что если записать второй сезон не с новыми гостями, а со старыми? Что если просто созвониться ещё раз и совместно порефлексировать над прошедшим временем? Послушать себя 1-2 года назад и вместе обсудить, что поменялось, где мы стали умнее или тупее, что произошло на рынке?

Первый эпизод мы записали с моим хорошим другом Юрой Шлагановым. Мы встретились с Юрой спустя два года и поговорили про:

- Закрытие EduDo и как это происходило;
- Переезд и присоединение к новому стартапу;
- Возвращение в VC;
- Розыгрыш инвайта в AirChat от Naval Ravikant.
- Подписывайтесь на канал Юры — Свежий Шлаганов.

ЯБЛОЧНАЯ МУЗЫКА
ЯНДЕКС-МУЗЫКА
СПОТИФАЙКА
MAVE (web)

Бонус:
У нас есть инвайт в AirChat от Naval Ravikant, который мы хотим разыграть.

Чтобы участвовать в розыгрыше, расскажите историю о том, как вас последний раз поднакрыло, но вы справились, и какие выводы сделали - выберем самую крутую историю и подарим инвайт.
🔥7😁1
В подкасте с Матвеем успели немного поговорить про это, но лучше поделиться текстом.


В моей стартап-жизни наступила новая глава – несколько недель назад я присоединился к команде ULTRA.VC как Head of Scouting & Analytics.

Наша миссия – поддерживать фаундеров, создающих продукты, которые позитивно повлияют на качество жизни людей. Причем поддерживать, начиная с самых ранних стадий.


Мы делаем это множеством способов, но сейчас наш основной фокус направлен на 2 формата:
первый набор Акселератора ULTRA. 12-недельная программа, в рамках которой мы вместе диагностируем основные факторы, замедляющие ваш прогресс, разработаем план их устранения, поможем по нему пройти, показать конкретный прогресс и выйти на фандрейзинг в сильной позиции. Помимо этого, сами инвестируем как в рамках программы, так и в лучших ее выпускников. Подробнее об акселераторе здесь, а подаваться здесь (до 25 сентября, но лучше не тянуть);

CATALYZE – совместная с EMERGE бесплатная программа для стартапов на самой ранней стадии, в рамках которой мы поможем дошлифовать идею, найти ее первичную валидацию, разработать план развития и упаковать это в вовлекающий и эффективный питч. Выпускников программы, при их желании, мы в приоритетном порядке рассмотрим на вступление в первый набор Акселератора ULTRA, а 2 лучшие команды автоматически пройдут в ½ финала конкурса EMERGE Challenge. Подробнее о программе здесь, а подаваться здесь (до 1 сентября!).


Если у вас есть видение того, что вы хотите построить, понимание, почему это может быть перспективно, и огромный запас энергии (читай – внутренней мотивации) заниматься именно этим, буду рад познакомиться и пообщаться подробнее – просто напишите мне на yury[собака]ultra[точка]vc 🙌

Stay tuned, впереди много полезностей и кейсов с полей!
8🔥4
Оказалось, папки в Телеге – это очень удобно 💡

Недавно делился с вами подборкой каналов о стартапах, технологиях и инвестициях.

Сегодня же ловите подборку крутых каналов об исследованиях: продуктовых, маркетинговых, в контексте стартапов и не только. Я сам обожаю ресерчить (иногда даже слишком), и попасть в эту подборку было очень приятно 🙌

Здесь, очевидно, очень мотивирующий call to action 🕶:
https://news.1rj.ru/str/addlist/nv3V85FKMvgwYzk6
3🔥3
https://youtu.be/bEEZe7PMmic Записали видео с Юрием Шлагановым, известным по работе как в фондах RBF, Flint Capital, так и фаундером стартапа EduDo. Юра - очень интересный собеседник для стартап-мира, потому что успел побывать и в шкуре фонда, и в шкуре фаундера. Про это мы и говорим с ним. А заодно анонсируем набор в акселератор ультра-ранних стадий (можно подаваться даже без мвп) где он сейчас работает скаутом.
🔥31
Многие уже успели порефлексировать над недавним исследованием a16z о том, что происходит с самыми “большими” продуктами, базирующимися на generative AI.


Вот что бросилось в глаза мне:
48% компаний бутстрапят, не привлекая внешнего финансирования, т.е. вывести на рынок серьезный ИИ-продукт быстро и с относительно небольшими ресурсами возможно.
Подавляющее большинство продуктов упакованы как web-аппки. У большинства компаний команды совсем небольшие, поэтому они не распыляются. В результате только у 30% компаний из списка есть мобильные приложения, и даже у них этот тип трафика не превышает 10% от общего.
Большинство компаний еще не занимаются платным маркетингом. Существенный объем бесплатного трафика можно получить на X, Reddit, Discord, а также за счет сарафанного радио и рефералки. На картинке выше видно, насколько большой пока сдвиг ИИ-продуктов в сторону органики.
90% продуктов уже монетизируются, почти все – по подписочной модели. Средняя стоимость - $21/месяц.


Чем не первые знаки того, что мы движемся к единорогам с командами из 3-5 человек 🙄

https://a16z.com/how-are-consumers-using-generative-ai
🔥6👀1
Мой бывший коллега по VC, а ныне traveltech-фаундер и просто отличный человек Ислам наконец-то завел Телеграм-канал. А я позвал его сделать гостевой пост для вас 🙌


Теперь вышел отчет и от Sequoia по gen-AI. Для меня меньше инсайтов, чем в отчете az16, но всё равно любопытно.

Конкуренция на стероидах: Хайп подгоняет даже обычно медленных корпоратов двигаться быстрее, чем обычно. В тревеле это тоже так.

Данные не всегда moat: Данные могут не так сильно влиять на качество output-а. Следующее поколение моделей может этот "moat" растворить. Ставка только на технологию и данные может быть рискованной.

Метрики удержания: Даже у лучших AI apps метрики удержания и DAU/MAU не так хороши, как у обычных приложений. Кроме относительной сырости приложений (им меньше года!), еще и влияет фактор любопытства.

И да, закон Амара в силе. Gen-AI — это революция, но как и все революции, она идет с переменным успехом. В долгосрочном плане быстрее, чем кажется, в краткосрочном — медленнее.

Ссылка на отчет.


Больше интересностей о технологиях (в частности – generative AI), путешествиях и буднях фаундера у Ислама на канале: https://news.1rj.ru/str/midov_channel
🔥4
За окном уже настоящая осень, появляется тяга переключиться на минорное настроение, так почему бы не поговорить о питч-деках 🧐

Ребята из Hustle Fund зарядили консалтеров, которые помогают делать деки их компаниям, поделиться секретами ремесла. Получилась небольшая книжка, картинок и примеров много, очень рекомендую ее полистать.


Поделюсь резонирующим со мной.

Воспринимайте питч-дек как историю, а не набор слайдов. В хорошей истории есть:
– легко узнаваемый герой – это можете быть вы, технология или необычное убеждение;
– особая сила – герои с уникальными качествами вызывают больший интерес, поэтому определите свои и подчеркните их;
– сюжетная линия – у каждой хорошей истории есть начало, середина и конец, без четкой структуры история превращается в набор фактов;
– саспенс – даже незначительный разрыв между ожиданием и реальностью может вызвать эмоции.


Держите в голове худшую аудиторию: инвестора, которому нужно просмотреть 40 питч-деков после обеда. Основные тезисы должно быть невозможно пропустить. Детали же не должны отвлекать от основного нарратива.

С этим хорошо помогают слайды с повествовательными заголовками (не Problem, Solution, Team...). Когда заголовки несут смысловую нагрузку, детали становятся более важными, поскольку их задача становится более четкой: раскрыть, действительно ли захватывающая идея (заголовок) соответствует реальности? Если взять все заголовки и объединить их в абзац, будет ли ваша история целостной? Будет ли она мощной? Если да, то она удалась.


Инвесторы ищут уникальные сверхспособности. Разберитесь, что делает вас особенными, и сделайте так, чтобы это стало очевидным для всех, кто увидит презентацию.

Но не забудьте упомянуть и об очевидных рисках, чтобы инвесторам не пришлось это делать самостоятельно. Признание рисков укрепляет доверие, а избегание – вызывает подозрение.


Вроде бы очевидное, но встречается в деках чаще, чем хотелось бы, – не оставляйте инвестора с вопросом “И что теперь?". Расскажите, чего вы хотите и почему вы этого хотите.


Оригинал тут.
🔥152👌1
Поиск актуальных отраслевых бенчмарков зачастую оказывается задачей "со звездочкой". Поэтому пропускать такие источники инфы, особенно от уважаемых товарищей из Meritech, не стоит.

Они собрали отличную актуальную базу с основными показателями и мультипликаторами публичных технологических компаний и упаковали ее в удобную табличку с фильтрами.

Заходите-чекайте больших ребят из вашей отрасли 🤌

https://www.meritechcapital.com/benchmarking/comps-table
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
8🔥3
Перед тем, как нанять нового человека, посмотрите на эту картинку.

Каждый новый член команды создает больше связей, чем предыдущий, что усложняет и замедляет работу.

Нанимать стоит только тогда, когда ценность человека для конкретно вашего контекста перекрывает издержки усложнения коммуникации и процессов, которые точно возникнут.
🔥22👀53👌1
Посреднические бизнес-модели – это неизбежный путь ко дну.


К такому занятному (не факт, что верному) выводу пришел Чамат Палихапития (один из первых экзеков Фейсбука, ныне – один из самых экстравагантных инвесторов Долины) после того, как порефлексировал над отчетностью Adyen.


У посредников есть две альтернативы.

Первая – конкурировать за крупные контракты. Это вынуждает играть на понижение цены, поскольку крупные заказчики (типа Uber и DoorDash) беспощадно сталкивают вас с конкурентами.

Их логика понятна – любая экономия на комиссии, уплачиваемой Adyen или Stripe, на 100% конвертируется в прибыль для них, а значит, и в их оценку. Поэтому DoorDash не может не сталкивать Stripe с Adyen, так как это при любом раскладе обернется для них десятками, а возможно, и сотнями миллионов долларов прибыли.


Вторая – завышать цены для мелких клиентов.

Самое неприятное в этом случае – концентрируясь на этом сегменте, вы должны надеяться на то, что успех клиентов будет незначительным – достаточным, чтобы они могли продолжать платить вам, но не настолько масштабным, чтобы они перешли в первый сегмент и заставили вас торговаться с конкурентами (= снизили вам маржу).


Так что же происходит с такими бизнесами?

Если коротко, они могут быстро расти и иметь периоды высокой прибыльности, но рыночная эффективность в конце концов их настигает, и они волей-неволей начинают играть на понижение цены. Это "ловушка ценности", но в обратном смысле.


Из интересного: в комментах нашли исключение – если обе стороны (поставщики и покупатели) остаются сильно фрагментированными, маржинальность остается стабильной.


Оригинал.
🔥52👀1
Наткнулся на интересный материал о будущем свободного времени. Я сам очень люблю исследовать future of work/leisure и накопил довольно много материалов и небанальных мыслей и идей, которые можно систематизировать во что-то целостное и полезное. Поэтому, если тема вам интересна, бахните “глазки” 👀 на этот пост – и я буду писать об этом почаще. Погнали к самому материалу.


Большинство экономически развитых стран стремительно стареют. К 2060 году доля американского населения возрастом старше 65 вырастет с 15% до 24%. Следовательно, спрос на разнообразные формы развлечений и личностного развития в будущем будет существенно расти.

Однако досуг не менее важен и для трудоспособного населения. В конце концов, только половина американцев "черпает ощущение своего смысла из работы". А для трети людей работа - это не более чем зарплата.


Эпоха массового свободного времени, о которой мечтали Маркс, Уайльд и Кейнс, так и не наступила. Отчасти из-за того, что рост производительности экономики привел к увеличению потребления, а не к сокращению рабочего времени. Другая причина – рост производительности труда и реальной заработной платы был довольно слабым на протяжении последних десятилетий.


При правильном подходе свободное время может стать главной системой социальной защиты в эпоху технологической неопределенности. Потенциально это пространство для создания новых "карьер", которые могут быть или не быть связаны с традиционными формами самозанятости или наемного труда. Это также пространство, где можно выйти за рамки парадигмы "карьера как идентификация" и способствовать развитию общества через культурную и гражданскую деятельность, которая игнорируется в экономических моделях, поскольку не оплачивается.

↓↓↓
👀294
↓↓↓

Вызов эпохи заключается в том, чтобы "технологические достижения" способствовали продуктивному и приносящему удовольствие проведению свободного времени, а не просто безделью или безработице.


Конечно, большинство людей не смогут самостоятельно использовать весь потенциал свободного времени. Есть даже эмпирические доказательства того, что досуг попросту не приносит такого удовлетворения, как работа. В конце концов, безработные, как правило, живут в состоянии подавленности и/или тревоги, а не наслаждения свободой.

Корень проблемы – это социальная стигма. Безработные часто чувствуют себя неудачниками, потому что они психологически "переделывают себя" в соответствии с социальными ожиданиями.

Кроме того, политики по-прежнему полностью сосредоточены на рабочих местах и не уделяют должного внимания организации общественного досуга. Фактически, финансирования парков и отдыха, грантов на искусство и других общественных программ, которые могли бы расширить возможности и опыт проведения досуга, явно недостаточно в большинстве стран.


В то же время многие люди поначалу могут отвергнуть идею увеличения количества свободного времени для большего числа людей, так как они считают, что каждый обязан вносить свой вклад в жизнь общества, занимаясь традиционной работой. Но оплачиваемый труд – это лишь часть широкой картины, здоровье которой в равной степени зависит от культурного и художественного самовыражения, гражданской активности и социального и человеческого капитала, который формируется в том числе во время грамотно проведенного досуга.

В технологическом будущем работа может иметь значение, а может и не иметь. Но досуг, наверняка, будет.


Оригинал. И еще раз напомню про “глазки” 👀
👀245
Вы можете дружить не только с ровесниками.

Представляете?) Но на самом деле, тезис глубже, чем кажется, и у The Atlantic недавно вышел интересный материал об этом.


В 19 веке люди намного чаще общались с представителями разных возрастных групп. Школы не были организованы по классам в их современном понимании, и детям приходилось довольно плотно взаимодействовать как со старшими, так и с младшими. Также в то время дети еще работали вместе со взрослыми, а большинство регулярно посещало церковь, где были все – от маленьких детей до очень пожилых людей.


С тех пор прошло много времени, многое изменилось (по большей части в лучшую сторону), но вместе с этим круг общения большинства людей стал менее разнообразным по возрасту. Думаю, этот тренд актуален для практически всех стран с развитой или переходной экономикой.

Совсем свежее исследование показало, что у людей 21-30 лет более 80% окружения (без учета родственников) родились в интервале пяти лет от них.

Тренд прослеживается даже если смотреть шире – у 63% людей нет ни одного близкого друга старше или младше их на 15 лет и больше.


Однако, исследования подтверждают, что межпоколенческая дружба, как правило, обогащает обе стороны. Это подтверждают в том числе такие исследователи, как Эллиот О’Дейр и Дон Карр.

В последние годы начинают набирать популярность программы в дошкольных учебных заведениях, позволяющие детям и пожилым людям проводить время вместе, и все стороны отмечают улучшение здоровья и самочувствия.

Молодые друзья помогают пожилым людям найти смысл в этом периоде их жизни. Некоторые из них находят радость в приобщении к новым идеям, вплоть до того, что начинают активно участвовать в общественных движениях, организованных их молодыми друзьями.

Младшие напоминают старшим о былых временах, старшие же дают младшим возможность заглянуть в будущее. Плюс, общаясь с кем-то на десятки лет старше или моложе вас, люди обычно испытывают меньше давления, заставляющего их "вести себя соответствующе возрасту", что бы это ни значило.


Оригинал.
👌11👀5🤔3🫡1