Сергей Лукьяненко – Telegram
Сергей Лукьяненко
15.9K subscribers
147 photos
120 links
Записи Сергея Лукьяненко с личной страницы «Вконтакте» vk.com/sergeylukyanenko
Download Telegram
Понимаю, что это сильно смахивает на стариковское брюзжание, но сильное ощущение массового поглупения. Добрые вэкашные алгоритмы регулярно подбрасывают в ленту всякие группы типа "Общества плоской Земли" или "тайны древних цивилизаций". Смотришь быстро пост, потом комменты - и глаза на лоб лезут. Люди на полном серьезе, без стеба, веруют в плоскую Землю и хрустальный купол над ней. Отрицают прививки и призывают лечиться молитвой и (или) уриной. С жаром рассказывают про ядерную войну в 1812 году или древних Русов, разъезжавших на мамонтах и летавших на драконах.
В телевизор вообще страшно смотреть. Те журналисты, что поумнее, задавая вопрос или что-то рассказывая, пускаются в мучительные объяснения вещей, которые в моем детстве знал каждый первоклассник - и не только по истории или географии, а каких-то совершенно бытовых.
Юмор уплощается (именно уплощается, а не упрощается) до гоготания и кривляния. Сюжеты в кино сводятся к простейшим схемам. Любая старая, даже насквозь фальшивая и конъюнктурная песня кроет современные "шедевры" как бык овцу.
А балбесы, малолетние и не очень, которые мешками отдают все сбережения курьерам после звонка "самого главного полицейского"? И не надо мне рассказывать про НЛП и психотехнологии, их разводят по банальнейшим схемам гыкающие дегенераты с сопредельной территории.
Ну или такие же дегенераты, которые за десять тысяч рублей что-нибудь поджигают - и садятся на десять лет, в полном недоумении от того, что "я раскаиваюсь, больше так не буду" не работает...

Причем у меня сильное ощущение, что этот процесс повсюду. Не только в России, и не только в Европе. Послушаешь политические новости - волосы встают дыбом. Дегенерат на дегенерате, причем часто у власти. На этом фоне страны, которые принято было называть "развивающимися" выглядят все лучше и лучше, вот только не понять, это они поднялись, или "развитые" к ним скатились...

Такое ощущение, что человечество постепенно подменяют туповатые пришельцы, ни хрена не понимающие в человеческой жизни. Но я же фантаст, во "вторжение похитителей тел" не верю.

Просто утрата критического мышления. Полное непонимание логики и причинно-следственных связей. Горизонт планирования сведенный к нескольким дням (если к месяцам или годам - можно смело идти в политику или крупный бизнес).

У меня тут две версии. Либо все же последствия ковида, который даже в самой стертой и незаметной форме изрядно прошелся по мозгам. Либо, и это хуже, следствие массового исчезновения культуры чтения. Что ни говори, а только литература способна развивать сознание и учить людей думать, уж простите товарищи киношники, вы поставляете готовые блюда, смысловой фаст фуд, а литература - сырые продукты, которые надо приготовить в голове...

Грустно это, в общем. Хотя, конечно, можно списать на возрастное брюзжание, вспомнить Сократа и Гесиода, на чем и успокоиться.
👍1.26K🔥278👏154🤔54😢51
Звонок
Смотрю на номер - Объединённые Арабские Эмираты.
Ух ты!
- Да, - отвечаю.
- Это курьер, - говорят мне. - Посылку вам везу. Буду через полчаса-час. Вы дома?
Ну ничего себе, до чего техника дошла! Из Эмиратов до Москвы - за час!
- Буду! - обещаю я.
- Хорошо, выезжаю. Сейчас вам придет СМС с кодом заказа, продиктуйте мне.
- Хорошо, - говорю. - А вы точно мне везете?
- Вы Лукьяненко Сергей Васильевич?
- Я!
- Значит, вам! Код пришёл?
- Погодите, а там в имени нет еще слова? Лукьяненко "Простак" Сергей Васильевич?
- Нет... - теряется курьер.
- Тогда почему ты, хохляцкий полудурок, решил, что сможешь меня обмануть?
- Ах, так? - вопит курьер.
- Именно так.
- Все равно мы тебя разведем!
- Вас плохо слышно, - говорю. - Выньте пожалуйста...
Но тут уже и связь прервалась.
И курьер не доехал. Далеко всё-таки, что до ОАЭ, что до русского города Днепропетровска, по недоразумению называемому ныне "Днепром".
👍1.23K🔥444👏179🤔11👎10
Попалась на глаза реклама в сети.
Посмотрел я на нее и понял:

1. Тупые нейросети в качестве замены художника и фотографа всех совершенно устраивают.
2. Большинство людей вообще не умеет видеть то, на что они смотрят.
🔥581😢207👍134🤔75👏37
Звонили из службы по уборке мусора. Сказали, что вокруг мусорки поставили решетку и та будет на ключе. Попросили сказать, что содержится в присланном СМС, чтобы техник мне выдал два ключа.
Я сказал. Цифр подходящих не нашлось, но я знаю буквы, их много.
Почему-то женщина очень обиделась и долго верещала с характерным гэканьем. Потом бросила трубку.
Не видать мне ключей от мусорного бака.
Придется и дальше выбрасывать мусор в мусоропровод.

Какие же они убогие.

P.S. Порой спрашивают, зачем я это рассказываю? Да чтобы вы не сглупили.
👏985👍561🔥230🤔19👎2
"Слушай внимательно, понимай правильно и запоминай надолго. Народ России не вмешивается в кинофантастику. Кинофантастика не вмешивается в дела народа России. Так было, так есть и так будет. Дело русской кинофантастики есть дело народа России. Это решено. А потому. Не ищи того, чего нет". (с) почти Стругацкие.

Итак, о кино. О кино в фантастике.

У нас в год выходит фантастических фильмов штук 20 (это не считая сказок и всякой как бы "фантастики" в духе "Сознание папы перенеслось в сознание мамы, а сознание дочки в сознание бабушки"). Но вы этих фильмов большей частью не видели и не надо.

Почему всё так плохо?

Ну, первая причина - она понятна, мы на неё всегда ссылаемся. Фантастика - это дорого. По нашим меркам дорого - это для Голливуда смешно, конечно, что такое бюджет 10-12 миллионов долларов для Голливуда? А у нас аналогичный бюджет (миллиард) это уже событие.
Но деньги на самом деле есть, бюджет собрать можно, а стоимость производства у нас все же поменьше (если не пилить, что само по себе фантастика). И технологии нынче все доступны, и даже без технологий и безумных денег настоящие энтузиасты (о них позже) умели снимать еще в советское время.
Так что первую причину мы будем иметь в виду, но считать основной не станем.

Вторая причина более грустная. У нас резкая нехватка профессионалов. Во всём, в кино тоже. В кино она проявляется чудовищным дефицитом сценаристов (да, это отдельная профессия и даже хороший писатель как правило не умеет делать сценарии), режиссеров, актеров и т.д.
Причина куда более серьезная, чем деньги.

Третья причина традиционная. Фантастику надо знать, понимать и любить. Подход "да что мне эта фантастика, чего там уметь-то, я и про войну могу, и про любовь, смогу и про фантастику" приводит к появлению фальшивых елочных игрушек, мы это многократно наблюдали.

Но есть еще одна, скрытая причина - от которой на самом деле опускаются руки.
Фантастика по своей природе - это романтика. Романтика открытия нового, безумной любви, благородных чувств, превозмогания себя и обстоятельств, которые однозначно сильнее. "Звездные войны" - это романтика. "Инопланетянин" - это романтика. Даже "Чужой" или "Хищник", блин, это романтика. Фантастика - это эмоциональный подъем и выход из обыденности. Если человек-паук забирается по ночам в квартиры к красивым девушкам и их соблазняет - это мелодрама или порно. Если человек-паук грабит банк - это детектив. Если человек-паук предотвращает крушение поезда - это фильм-катастрофа. А вот если он сражается с монстром, который сильнее его - это фантастика. И это романтика, да. Мелодрама-детектив-катастрофа могут прилагаться, потому что фантастика не жанр, а прием, и она поглощает жанры как голодная Годзилла - стайку сардин.

А у нас продюсеры-режиссеры-сценаристы - романтики боятся. До дрожи. Росли в неромантичные времена и карьеру делали в неромантичных обстоятельствах. Когда смотрели любое кино, трогающее их за живое - с ироничной усмешкой профи препарировали по ходу. Лишь бы никто не подумал, что
🔥343👍164😢31👏24🤔14
их самих зацепило.

Исключения, конечно, возможны. Либо когда фантастика спряталась под маской "детское кино" - у нас так прокатило со "Смешариками" и это будет фантастика. :)
Либо как с "Этерной", которую пересняли второй раз, пытаясь все же сделать фантастику - ну вот нашлись у книги очень богатые поклонники, повторно спонсировавшие экранизацию. Только там другие проблемы возникают, ну да ладно. :( Но так повезло Вере Камше и "Этерне", ко мне со словами "я готов вложить пять миллионов долларов в экранизацию" ни разу не подходили... даже с "Дозорами". :)
Либо - в недалеком будущем - когда фантастику сможет создавать нейросеть и цена полнометражного качественного фильма упадет до 20-30 миллионов рублей. Я не шучу, это уже вопрос нескольких лет. Профессионалы там будут нужны, но в минимальном количестве...

А пока - не ждите чудес. Либо не умеют, либо боятся, либо денег нет. Чаще - все сразу.

P.S. Если вы не понимаете, при чем тут картинка из грядущей экранизации "Жука в муравейнике", то для вас всё в порядке, для вас фантастику снимут.
👍368😢212🔥68🤔51👏13
Очень упрощается язык
Это заметно не только по книгам, не только по интернету, но и по телевидению, к примеру. Бродит вполне себе интеллигентного вида ведущий по заводу (рынку, порту, городу) и бормочет: "Ну а вот тут эта, посмотрите, какая штуковина..."
У каждой штуковины есть свое название. Но он его не знает. А если еще и спросить не может - то все, "штуковина".

В книгах совсем беда, конечно. Словарный запас, то бишь лексика, у авторов снизился кардинально, то есть коренным образом. Просто нет необходимости в словах выходящих за базовый уровень читателя - не поймут, расстроятся, читать не станут.

Для меня в детстве было интересно встретить в тексте незнакомое слово. Если оно было совсем уж редкое, то как правило в книге была ссылка. Если я его не знал в силу возраста, ну не входило слово в мой детский вокабуляр, то это же ещё интереснее, догадываться о значении по контексту...

Нет, я не жалуюсь. Лексическая усталость в данном случае не предмет чьей-то злонамеренной деятельности. Любая сложная система, а язык - очень, очень сложная система, стремится сохранять равновесие на самом низком энергетическом уровне. Это оправданно. Законы термодинамики - они лишь следствие общих законов сохранения энергии, а всё вокруг нас - это и есть энергия.

И всё-таки мне жаль этого уплощенного мира. Рано или поздно последствия будут. :) Рванёт. Тёмные века приходят в любую эпоху и при любом уровне развития технологий, эпоха нейросетей и космических полётов не исключение.
Потом, конечно, будет возрождение.
Но не сразу. Далеко не сразу.

Вы готовьтесь. Растите окладистую бороду, говорите просто и понятно, выражайте мысли доступно и однозначно, а то мало ли. Вам здесь не тут. К людям надо относиться помягше, а на вопросы смотреть ширше, бодры говорить бодрее, а здоровы - сами понимаете - здоровее.

А то вырастили умников на свою голову. Совсем уж облысели все.
😢554👍522🔥172🤔70👏45
Как человек выросший на юге Казахстана и с детства знакомый с аллергией, я искренне ненавижу две вещи
1. Жару
2. Цветение всяческой полыни, злаков и сорняков.

Ах да, а еще мотоциклистов, которые носятся по ночам по проспекту Мира как бараны.

Нет уж, лучше дождь. И сырость. Даже гололед. Кстати, и с мотоциклистами проще сразу. :)

Но Питер не предлагать. :)
👍921🔥282🤔100👏58👎21
Ну что ж, с августом.
Посмотрим, каким он будет в этом году.
🔥351🤔171👍96😢19👏11
Поскольку я плохо умею читать мысли на расстоянии, то если кто-то в комментах будет вести себя как ципсо, то я не стану гадать, а заблокирую его как ципсо.
Август, суровый месяц. Чувствую.
👍646🔥163👏56🤔42👎12
Напоминаю

Ровно месяц до завершения приема рукописей на осенний семинар Литмастерской.
Ответим на несколько важных вопросов, часто задаваемых в письмах.
1. Многие считают, что Литмастерская - это очередной литературный конкурс. Нет, это не конкурс. Это литературная учеба с конкурсным отбором. Авторы, присылающие тексты, должны быть готовы приехать в октябре в Москву и в течение недели плотно работать на семинаре. Семинар бесплатный, дорога, питание, проживание - за счет Литмастерской и гранта ПФКИ.
2. Лучшие тексты (по одному-два романа из группы плюс альманах коротких текстов всех участников) будут опубликованы. По итогам работы на семинаре.
3. На семинар принимаются только романы и повести определенного объема. Стихи, рассказы, сборники рассказов, отрывки из романов, рефераты, статьи, сценарии, картинки - НЕ принимаются. Романы из авторских циклов (особенно - не первые), должны иметь законченный вертикальный сюжет и понятный без специальной экспозиции мир.
4. Тексты без синопсиса (с аннотацией вместо синопсиса, с логлайном вместо синопсиса, с теглайном вместо синопсиса) рассматриваются в последнюю очередь.
5. Принимается один текст от одного автора. Но можно прислать несколько текстов в разные группы. Отобран может быть только один.
6. Перед отправкой желательно прочитать требования к текстам и участникам. Ограничения по объему текста и возрасту участника достаточно гибкие, но не стоит существенно выходить за рамки.
7. Наличие в тексте России, ее позитивного образа (в самых различных, фантастических вариантах) - важный критерий отбора.
Подробнее о конкурсе:
https://литмастерская.рф/konkurs/
👍247🔥73🤔12😢4👎3
Всё правильно сценарист Гравицкий написал
Да и не только в мультиках. Возьмем, допустим, сериал. Фантастический, персонажи старшие подростки. И вот, допустим, есть сцена, где герой прыгает с крыши. Он видит, что в воздухе - портал в другой мир. Он должен туда попасть.

- Ну это нельзя, конечно.
- Почему?
- Решат, что он хочет покончить с собой.
- Но он видит, что там портал в другой мир. Он должен спасти друзей.
- А нам скажут, что это пропаганда сами знаете чего!
- А когда он будет прикрывать в бою друзей, это не сочтут самоубийством?
- Ой, это вы верно заметили... Давайте уберем сцену. Пусть он как-то без риска прикрывает.

Так что со всеми благими ограничениями в мультипликации и кино мы реально вдалбливаем в мозги детям: не дерись, не рискуй, не спорь. Ни ради родителей, ни ради друзей, ни ради страны. А потом вдруг удивляемся. Чего это вдруг выросшие дети не хотят ни за что нести ответственность и беспокоятся исключительно за себя?

Сейчас бы не сняли про Малыша, который полез с Карлсоном на крышу. И мамонтенок бы на льдине не поплыл маму искать. А уж Мальчиш-Кибальчиш однозначно не стал бы противостоять вражеской армии в компании несовершеннолетних.

У ребенка в телеящике правильные мультики правильно рассказывающие о правильном. Какие-то знатоки психологии, видать, делали. Одна серия бодро учит решать все и всегда словами и не давать сдачи. Другая серия убивает соревновательный элемент и рассказывает о том, как участие важнее результата. Мол результат фигня, главное, что тебе нравится.

Нет, я не скажу, что детей надо учить бить морды и по головам к победе идти, но у всякого посыла есть обратная сторона, потому очень важно как он сформулирован.
А здесь... Здесь сформулировано так, что потом будет возникать сильное удивление почему при слове "мобилизация" молодые люди штурмуют массово Верхний Ларс, а в офисах сидят командные мотивированные чуваки, которым не важно, что они нихрена не сделали, потому что они хорошо размяли тему и покреативили. Процесс же важнее.
👍980🔥253🤔47👏41😢25
Грамотеи… :(
😢390🔥149🤔52👍36👏23
Фантастика - это искусство невозможного.

Тем она мне и нравится.
👍619🔥187🤔18👏13👎4
За последнюю неделю граждане России узнали об Аляске больше, чем за всю прошедшую жизнь. И даже больше, чем некоторые коренные обитатели Аляски
Некоторые впервые узнали, что Аляска это штат, а не страна.
Многие научились разделывать лося, ловить лосося на перекате зубами и промывать золотые самородки.
Каждый внимательно осмотрел на картах все военные объекты США на Аляске. Некоторые при этом пробормотали "пригодится".
В моду снова вошли куртки-аляски. Двух новорожденных девочек и одного мальчика назвали Аляска: Аляска Борисовна, Аляска Петровна и Аляска Тимурович. Порода собак аляскинской маламут прибавила в цене в полтора раза.
Что же касается грядущих переговоров - все цели и задачи СВО будут выполнены.
🔥1.04K👍456👏143🤔36👎12
Хорошая встреча лидеров - как она видится с моего дивана.
И мы, и штаты выразили свою приверженность миру, понимание реалий, взаимное уважение (ну, хотя бы военному потенциалу - который всегда лишь производная экономического).

Помните, нам в детстве говорили, что всегда возможен компромисс и не бывает непреодолимых противоречий?

Ну так вот, в целом нам врали. Но во многих случаях так и есть. Со Штатами - как минимум на данном этапе - это возможно. Как и с любой страной, которая является государством. А с некоторыми странами, конечно же, нет, ибо противоречия экзистенциальны.

Так что встреча на Аляске - уже хорошо. Хотя скажу честно, ласковые удушающие объятия меня всегда тревожат больше, чем злые громкие угрозы. :) Но я полагаю, что это не я один такой умный. :)
👍866👏96🤔55🔥39👎9
Выступал на днях перед публикой. Ну про будущее, нейросети, то-сё... Вопросы задают
И встаёт человек, не школьник, не студент, вполне себе взрослый. Спрашивает:
- Скажите, как вы оцениваете с глубин своего возраста, насколько мир изменился?
Я аж вставными зубами поперхнулся и костыли уронил. Прошамкал:
- Э... ужасно изменился! Помню, как по Тверской крестьяне стада мамонтов гнали, оброк татаро-монголам... А навстречу Наполеон с декабристами - тут-то и начались репрессии и ГУЛАГ...
Шучу. Так, что-то промямлил про неслыханный прогресс техники...

Вообще - потрясающая мощь слова. Писать надо человеку. Вот сказал бы он "Как вы оцениваете с высот своего возраста..." - я бы и не вздрогнул. А тут - с глубин!
Так и ощущаешь себя плезиозавром или кракеном всплывающим из Марианской впадины. Любопытными глазами зырь - как все изменилось, люди повсюду, в океане пластиковые бутылки, презервативы и токсичные отходы...

Ладно, хренушки. Я вам не кракен. Я Ктулху или, как минимум, кайдзю. Желательно номер восемь, он прикольный. :)

...а ведь точно, сюжет "Кайдзю номер восемь" вокруг этого и крутится - тридцатилетнего персонажа коллеги искренне считают стариком.
🔥660👍266👏87🤔32😢7
"— Здравствуйте, Петр, — поздоровался я. Посмотрел на писателя. — Здравствуйте, Александр Валентинович. Я вырос на ваших книжках!
У писателя почему-то задёргался левый глаз. Наверное, смутился от неожиданного комплимента.
— Как здорово, что вы живы, — добавил я".

(с) "Девятый"
🔥594👍244👏77🤔26😢2
А сериал "Чужие: Земля" неплох
Ну, судя по первым трем сериям.

Дело тут, конечно, не в наших любимых Чужих с кислотной кровью, двойной челюстью и милой привычкой откладывать яйца в людей. Всё это уже уныло и скучно до безобразия, как очередной "Стартрек", прости Господи.
Ход с умирающими детьми, чье сознание поместили в тела андроидов и отправили посражаться с Чужими - забавен. Один коллега возмутился столь откровенным крючком и дерганьем за психологические механизмы сочувствия, но я с ним не согласен. :) Вся литература и состоит из таких крючков...

Но самое любопытное, что есть в сериале (надеюсь, утрачено не будет) это образ близкого будущего. Земля, где государства то ли исчезли, то ли влились в могучие корпорации, которые и правят своими кусками мира. Здесь сериал неожиданно вырывается из душных коридоров звездолета (начало первой серии - чистой воды обманка) и вольготно раскидывается на просторах киберпанка: киборги, синтеты, розетки в голове, бесчеловечные корпорации, эксперименты на людях и т.д. и т.п.

Нет, мне это будущее не близко. Ненавижу киберпанк. Но врага надо знать в лицо. И, кстати, подобный мир куда ближе, чем можно подумать. "Всегда "кока-кола"*, как писал Михаил Харитонов.

* "кока-кола" - напиток, признанный на территории нашей страны фуфлом. :)
🔥541👍308👏58🤔31👎7
За что люблю интеллигентных людей - всегда найдут повод поругаться

Вечер. Маленький канал писателей и киношников в телеге. Ленивый треп обо всем и ни о чем. Кто-то пишет:
- Прикиньте, будут снимать новую версию "Приключений Петрова и Васечкина".
Пара минут тишины.
- Сколько можно уродовать фильмы нашего детства!
- Опять снимут говно.
- Бюджет попилят.
- Играть никто не умеет!

Осторожно кидаю свою реплику:
- Не, ну мальчик который будет играть Васечкина - хороший. Он у нас Кроша играл в "Смешариках"...

Пара минут тишины.
- А кто у них будет Машей Старцевой? Кто, я вас спрашиваю? Это просто смешно!

Полсотни пятидесятилетних мужиков беззвучно вздыхают. Не трогайте хрустальные мечты нашего детства! Есть только одна Алиса - Наташа Гусева. Есть только одна Маша - Инга Ильм.

Человек, вбросивший новость не унимается:
- Ещё и сюжет сделали фантастический. Там Петров и Васечкин отправятся в прошлое и спасут Лермонтова на дуэли!

Пара минут тишины.
- И что они лезут в фантастику которую не понимают?
- Сколько можно этих попаданцев?
- Им понятно, что возникнет временной парадокс?

Тишина.
Одинокий голос:
- И вообще! Нашли кого спасать! Лермонтова! Скандалист, хам, сам нарвался на дуэль.
Тишина.
- Позвольте, коллега, но все же он великий поэт!
- Лермонтов? Средний поэт! Пушкина удачно похвалил.
- Нет, ну вы неправы. Лермонтов великий поэт, но он не успел реализоваться в полной мере. А проза?
- Да такой прозы и поэзии у нас вагон! Это где-нибудь в Эстонии был бы великим.
- Позвольте, позвольте! Белеет парус одинокий! Ночевала тучка золотая!
- Ага, еще "скажи-ка дядя" вспомните, коллега!
- Вы как-то недооцениваете роль Лермонтова! Коллега!
Всё. Забыто кино, Петров с Васечкиным и даже Маша Старцева.
Раннее утро.
Плюс триста сообщений.
- Так вот, это форма гусарского полка, посмотрите внимательно!
- На Кавказе он служил в драгунском полку, коллега!

Интеллигентные люди - они всегда готовы о культуре пообщаться.
🔥796👏276👍181🤔52😢19
С днем кинематографиста всех причастных.
Картинка - для понимания основной проблемы нашего кино (ну, кроме продюсеров).
👍324😢71🔥55🤔22👎3