МашТех – Telegram
МашТех
43K subscribers
3.74K photos
936 videos
33 files
3.03K links
Машиностроение и IT в промышленности: цифровизация, роботизация и автоматизация производства, ПО, САПР.

ИД НОМ idnom.ru
Реклама @id_nom
Редакция @tech_nom

Регистрация в РКН https://clck.ru/3FASpf
Download Telegram
Гендиректор Зеленоградского нанотехнологического центра Анатолий Ковалев рассказал “Ъ” о проблемах и возможностях отечественных производителей и разработчиков микроэлектроники. Главное из интервью:

- Санкции осложнили возможность доступа к современным технологиям производства. Развитие кооперации с фабриками, в первую очередь в Азии, по технологиям уровня 90 нм и ниже, продолжается. Однако задачу перепроектирования компонентной базы под требования новых партнеров пока решить не удалось.

- Запустить в России разработку микроэлектроники по топологическим нормам ниже 65 нм в ближайшее время не получится. Но российские дизайн-центры должны пытаться найти способ, иначе будут утрачены уникальные компетенции.

- В идеале необходимо обеспечить возможность производства в России верхнеуровневых процессоров с топологическими нормами 28 нм и ниже. Но в краткосрочном периоде достаточно освоить серийное производство по технологии 65 нм.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Пока Дубай только возобновляет программу по использованию летающего такси, в Японии уже провели тестовый запуск аэротакси китайской компании EHang с пассажирами на борту.

Оно вмещает в себя двух пассажиров либо полезный груз массой до 260 кг. С такой нагрузкой такси может лететь в течение 20 мин на скорости до 130 км/ч.

EHang уже наладила массовое производство своих транспортных средств и скоро планирует запустить их в работу.
Власти ожидают рекордного пополнения рыбопромыслового флота.

Совет Федерации, Минпромторг, Росрыболовство и "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК, входит в ГК "Ростех") представили график ввода рыбопромысловых и краболовных судов. Всего в 2023-м планируется сдать 19 судов — это больше, чем за все годы, начиная с 2009-го, - при этом три из них уже готовы.

Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев подтверждает реалистичность графика. При этом, добавляют в ОСК, сроки сдачи отдельных заказов могут быть уточнены из-за непоставок судового комплектующего оборудования и поиска альтернатив.

Но даже если удастся все сдать в этом году, начнутся проблемы с западным оборудованием. Мы писали о том, что верфям придется полностью перепроектировать суда под технику новых поставщиков. Сейчас их достройка практически остановлена в ожидании регуляторных решений.
Минский тракторный завод открыл шаурмичную "Беларус".

Состав и технологию производства шаурмы по-белорусски при этом не раскрывают. Покупатели надеются, что в ее составе не окажется деталей и смазок, используемых в производстве одноименных тракторов.

Хотя это не первый такой опыт завода. Он уже выпустил глазированные сырки, мороженое и кофе под маркой Belarus Tractors.
В России опасаются нехватки автоприцепов-рефрижераторов.

На российском рынке возникает дефицит полуприцепов-рефрижераторов для автотранспорта, в которых возят продукты питания, лекарства и другие товары, требующие низких температурных режимов. Это связано с уходом из России европейских и японских производителей техники.

Из-за дефицита на рынке сложно закрывать непопулярные направления перевозок – например, в Воронеж, Волгоград, или Саратов. А в периоды повышенного спроса, обусловленного похолоданием ниже -15°С, стоимость перевозки может отличаться на 30–50% от стандартной. При этом ситуация может привести к оптимизации процессов перевозки: больше станет сборных грузов.

Альтернативные варианты на рынке есть, но они вряд ли полностью закроют потребности транспортных компаний. Перевозчики надеются на параллельный импорт запчастей и техники из Китая и Турции.
Председатель правления "АВТОВАЗа" Максим Соколов рассказал "Парламентской газете" о планах компании, сложностях и новых моделях. Главное из интервью:

• Темпы производства тормозит пока не восстановившийся потребительский спрос, который нужно простимулировать господдержкой, в т.ч. закупкой отечественных автомобилей среднего класса для государственных нужд.

Наладить производство некоторых комплектующих в России можно, но вопрос упирается в финансовую модель, зависящий от сбыта. Кроме того, комплектующие сильно подорожали из-за разрыва логистических цепочек, а локализация производства выросла в цене, поэтому стоимость машин также увеличилась.

• Критически важные автокомпоненты, производство которых невозможно наладить у нас в обозримом будущем, - АБС, автоматическая коробка передач, система полного привода, а также современные типы двигателей, в т.ч. турбированные.

В планах компании на ближайшее будущее — создание нового автомобиля Б-сегмента на глобальной платформе, выпуск кроссовера "Веста", электромобиля "е-Ларгус", модернизированной "Нивы", а также моделей автомобилей для госорганов, пока с невысокой локализацией.
Роскосмос анонсировал запуск "Луны-25".

Космический аппарат отправится на спутник Земли 13 июля 2023-го.

Это будет первый за более чем 45 лет отечественный аппарат на Луне. Автоматический зонд отправится для исследований в районе южного полюса спутника. Ожидается, что модуль будет посажен недалеко от кратера Богуславского.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Продолжаем тему космоса. 8 марта Relativity Space запустит ракету, напечатанную на 3D-принтере. Это первый такой случай в истории.

Ракета-носитель Terran 1 на 90% напечатана на 3D-принтере и приводится в движение с помощью девяти так же напечатанных двигателей Aeon 1, работающих на метане и кислороде. Она сможет выводить до 1250 кг полезной нагрузки на низкую околоземную или до 900 кг на солнечно-синхронную орбиты.

Миссию для испытательного полета Terran 1 назвали "Удачи, веселитесь". И, видимо, не зря - стоимость одного запуска оценивается в $12 млн.
Из чайного гриба сделали печатные платы для компактной электроники.

Ученые высушили пластины чайного гриба и создали на них печатные платы с помощью струйного принтера. Они также смогли прикрепить светодиоды к схемам с помощью эпоксидного клея, в состав которого входили частицы серебра. После многочисленных сгибаний и разгибаний эти устройства продолжали нормально работать.

По словам специалистов, чайный гриб может стать экологичным способом создания печатных плат. Более того, он более гибкий, лёгкий и дешёвый, чем керамические и пластиковые альтернативы. В дальнейшем разработчики рассматривают печать рабочих систем, способных распознавать механические, оптические и химические воздействия.
Объем выпуска грузовиков в России в 2022-м упал на 24,8%: отечественных - на 9%, до 124,5 тыс. штук, иностранных - на 77%, до 9,5 тыс. штук.

Рост производства грузовиков обеспечили "КАМАЗ", АЗ "УРАЛ", "ПСА ВИС-Авто", "РИАТ", "БАЗ". Также завод "Соллерс Алабуга" приступил в ноябре 2023-го к выпуску фургонов Sollers Atlant и Sollers Agro.

Доля иностранных марок в общем выпуске грузовых автомобилей в России в 2022-м сократилась с 23,3 до 7,1%. Потребителям отгрузили 133,1 тыс. штук грузовиков, что на 25,7% меньше, чем в 2021-м.
Выручка "КАМАЗа" в 2022-м выросла на 7%.

В 2022-м выручка "КАМАЗа" (входит в ГК "Ростех") составила 267 млрд рублей. Это на 7% больше к 2021-му и на 43% к 2020 году. Здесь учитывался и вклад "дочек" компании в Набережных Челнах, с выручкой более 81 млрд рублей. Про чистую прибыль не сказали, но в декабре компания отмечала, что она превысит 5 млрд рублей.

При этом продажи компании сократились на 2,7% - завод реализовал 43,4 тыс. грузовиков. Платежи в бюджет Республики Татарстан возросли на треть — до 3,3 млрд рублей, а инвестиции в производство — почти вдвое, до 15,9 млрд рублей. Средняя зарплата сотрудников выросла на 16%, до 59,8 тыс. рублей.

Компания также объявила о возвращении к производству "легковушек". "КАМАЗ" инвестирует 200 млрд рублей в создание легкового электромобиля "Атом". Его прототип будет создан к маю 2023-го. По планам компании, реализация этого проекта и других новых направлений принесет дополнительную выручку в 350 млрд рублей к 2030 году.
Канада ввела новые санкции: в список попали нижнетагильский "Уралвагонзавод" (входит в ГК "Ростех"), "Объединенная машиностроительная группа" Дмитрия Стрежнева и "Русские машины" Олега Дерипаски.

Оттава ввела рестрикции и в отношении "Мультиклета", АЗ "Урал", "Брянского автомобильного завода", "Восточной верфи", "Эникса", "Заволжского завода гусеничных тягачей" и других предприятий. Канада также запретила экспорт в Россию определенных химикатов, используемых в производстве электроники.

При этом посол России в Канаде Олег Степанов заявил, что новые санкции бессмысленны и не повлияют на внутреннюю и внешнюю политику России.
США решили запретить покупать полупроводники российским и китайским компаниям.

США запретят покупать полупроводники 90 компаниям из России и Китая из-за якобы уклонений от санкций и поддержку российской обороны.

Министерство торговли США примет ряд мер по экспортному контролю. Попавшие в список предприятия не смогут покупать полупроводники, как произведенные в США, так и за рубежом с использованием американских технологий или программного обеспечения.

Ожидается, что запрет окажет значительное влияние на мировую полупроводниковую промышленность, поскольку и Россия, и Китай - крупные игроки на рынке. Этот шаг может привести к усилению конкуренции среди поставщиков полупроводников за пределами США, таких как Южная Корея и Тайвань. Запрет, вероятно, повлияет и на экономику США, поскольку производство полупроводников там - одна из основных отраслей.
"Мострансавто" получит более 400 автобусов от "КАМАЗа".

"КАМАЗ" (входит в ГК "Ростех") начал массовые поставки техники в Московскую область. Первые машины марки "НЕФАЗ" уже отправлены на новое место работы.

Напомним, что в конце 2022-го АО "Мострансавто" объявило аукционы на поставку 329 пригородных автобусов с начальной ценой 5,7 млрд рублей и 80 городских низкопольных автобусов с начальной ценой 1,3 млрд рублей. В обоих аукционах "КАМАЗ" одержал верх, предложив исполнить договоры за 4,3 млрд рублей и более 1 млрд рублей соответственно.
Китайская стройтехника заполонила российский рынок.

В январе 2023-го на долю китайских производителей новой техники пришлось более 70% предложения на рынке, а новых экскаваторов - свыше 75%.

При этом только год назад доля китайской продукции составляла порядка 40%, а на рынке экскаваторов – около 60%.

В топ самых популярных брендов вошли XCMG, LiuGong, Shantui, "Завод Дорожных Машин", Mesda, Ammann, "ОЗБТ", Zoomlion, Bomag и "КАМАЗ".
Правительство планирует ввести маркировку и утильсбор на радиоэлектронику.

Правительство может запустить эксперимент по маркировке радиоэлектроники с 1 апреля. На начальном этапе речь идет только о светотехнике. Оператором системы будет "Центр развития перспективных технологий" (ЦРПТ, СП Алишера Усманова, "Ростеха" и Александра Галицкого).

Впервые о планах маркировки радиоэлектроники стало известно в августе 2021-го, эксперимент планировали начать в 2022-м. Но он так и не был запущен из-за разногласий чиновников и компаний по поводу номенклатуры маркируемых компонентов. При этом тогда маркировать планировали и конечную технику, но в опубликованном в мае 2022-го проекте постановления указан лишь узкий перечень товаров: лампы, светодиоды, трансформаторы и полупроводниковые приборы.

В ЦРПТ заверили, что маркировка коснется только светотехники, а инициаторами эксперимента выступили сами профильные предприятия, заинтересованные в борьбе с контрафактом, уровень которого на рынке превышает 20%. Несмотря на это, участники рынка опасаются сложностей из-за того, что часть компонентов, которые планируется маркировать, используются не только в светотехнике, но и в промышленном оборудовании, системах вентиляции, видеонаблюдения.

Параллельно власти намерены ввести утильсбор на зарубежную электронику, содержащую золото и редкоземельные металлы. Доходы от него планируется направить не только на переработку, но и на поддержку российских производителей техники и компонентов.
В России ускорят производство атомных подлодок.

Гендиректор "Объединенной судостроительной корпорации" (входит в ГК "Ростех") Алексей Рахманов заявил, что с 2028-го строительство атомной подлодки будет занимать 6 лет, а не 7. Мера коснется кораблей, которые будут заложены в 2027 году.

Примером реальности сокращения сроков строительства кораблей Рахманов назвал ледокол "Якутия", который удалось спустить на воду на 8 месяцев раньше запланированной даты.

Тем не менее сроки строительства атомных подлодок в РФ даже с учетом сокращения останутся большими. Например, уже сейчас в США в зависимости от модификации их строят в среднем за 2-3 года.
"Иркут" продал "ФСК" новый SSJ-100 за 4 млрд рублей.

"Федеральная сетевая компания" (ФСК, находится в процессе объединения с "Россетями") купила у "Иркута" (входит в "Объединенную авиастроительную корпорацию") отечественный Superjet-100 в компоновке на 16 кресел с увеличенной дальностью полета. Стоимость сделки оценивается в 3,5–4 млрд рублей, а VIP-компоновка салона — до $10 млн.

Это не первый самолет ФСК. У нее уже есть Bombardier Global, избавляться от которого она не планирует. На эксплуатацию двух лайнеров ФСК потратит 2,3 млрд рублей за три года, хотя потребность в перелетах резко упала. В компании же подчеркивают, что воздушное судно будут использовать в производственных целях.
В Хабаровском крае будут производить автобусы.

Первые шаги по созданию производства уже предприняты. В декабре 2022-го была зарегистрирована компания "Дальневосточный автокластер" (принадлежит Алексею Бакулину). Она получит статус резидента ТОР "Хабаровск", а в дальнейшем начнет строительство производства на площадке "Ракитное".

Правда, на полную мощность "Дальневосточный автокластер" выйдет только в 2032-м: здесь будет налажено производство автобусов полного цикла, "под ключ". Ежегодно будут выпускать до 1000 единиц транспорта. В общей сложности реализация этого проекта обойдется в 6,5 млрд рублей, из которых 5,2 млрд рублей вложит "ВЭБ.РФ".⠀
Петербургский завод Hyundai может купить "Астана Моторс".

Казахстанская "Астана Моторс" обсуждает с властями покупку завода Hyundai. На предприятии могут возобновить выпуск Hyundai Creta, Hyundai Solaris и KIA Rio.

Напомним, что завод в Петербурге приостановил свою работу 1 марта 2022-го из-за проблем с поставками комплектующих. А в конце 2022-го предприятие вновь начало производить кузова седанов Solaris для экспорта на площадку Hyundai Trans Kazakhstan в Алма-Ате - "дочке" "Астаны Моторс".
Акции "КАМАЗа" растут 5-й день подряд.

Рост акций начался еще 21 февраля, когда "КАМАЗ" (входит в ГК "Ростех") поделился успехами своей "дочки" — "НЕФАЗа": в сегменте электробусов компания занимает 85% доли рынка, а автобусов большого класса - 28%.

Результаты самого "КАМАЗа" также положительно сказались на акциях. Выручка компании по РСБУ в 2022-м выросла на 7%, до 267 млрд рублей. Компания объявила и о планах по созданию легкового электромобиля, за счет чего "КАМАЗ" планирует получить к 2030-му дополнительную выручку в 350 млрд рублей.

Кроме того, акции никак не отреагировали и на то, что "КАМАЗ" попал под 10-й пакет санкций ЕС, так как он находится под ограничениями еще с 2022-го, а менеджмент уже сделал шаги по импортозамещению.