Баллы раздора.
Производители телеком-оборудования просят смягчить критерии определения отечественности оборудования, посчитав невыполнимыми требования по обязательному использованию российских компонентов и печатных плат. И вообще балльная система вызывает у них много вопросов.
Электронная компонентная база для телеком-оборудования в России долгое время не выпускалась, просто потому что российский рынок слишком мал для окупаемости и все это было экономически нецелесообразно. Но как девять женщин не смогут родить ребенка за один месяц, так и освоение производства комплектующих не может произойти быстро – нужно время и инвестиции.
Как пишет "Ъ", проблема не только с отсутствием необходимых комплектующих, но и с системой оценки локализации вообще. Она не учитывает функции компонентов в составе изделия, и даже простейшая отечественная микросхема будет получать столько же баллов, сколько коммутационная матрица коммутатора.
Кроме того, еще летом участники рынка выражали опасения из-за того, что у экспертов может не хватить компетенций для проверки отечественности и в реестр будет попадать китайское оборудование с переклеенными шильдиками. Настоящее отечественное же останется "за бортом" из-за более высокой цены.
Вчера, подводя #МашТехИтоги, мы назвали отсутствие чипов одной из главных проблем уходящего года, и сегодняшние новости проблемы с микроэлектроникой только подтверждают.
Производители телеком-оборудования просят смягчить критерии определения отечественности оборудования, посчитав невыполнимыми требования по обязательному использованию российских компонентов и печатных плат. И вообще балльная система вызывает у них много вопросов.
Электронная компонентная база для телеком-оборудования в России долгое время не выпускалась, просто потому что российский рынок слишком мал для окупаемости и все это было экономически нецелесообразно. Но как девять женщин не смогут родить ребенка за один месяц, так и освоение производства комплектующих не может произойти быстро – нужно время и инвестиции.
Как пишет "Ъ", проблема не только с отсутствием необходимых комплектующих, но и с системой оценки локализации вообще. Она не учитывает функции компонентов в составе изделия, и даже простейшая отечественная микросхема будет получать столько же баллов, сколько коммутационная матрица коммутатора.
Кроме того, еще летом участники рынка выражали опасения из-за того, что у экспертов может не хватить компетенций для проверки отечественности и в реестр будет попадать китайское оборудование с переклеенными шильдиками. Настоящее отечественное же останется "за бортом" из-за более высокой цены.
Вчера, подводя #МашТехИтоги, мы назвали отсутствие чипов одной из главных проблем уходящего года, и сегодняшние новости проблемы с микроэлектроникой только подтверждают.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Вчера мы рассказывали о трендах уходящего года, касающихся роботизации производств и использования промышленных роботов-манипуляторов. Тогда шла речь о зарубежном опыте, но есть хорошие примеры автоматизации процессов и у нас в стране.
Специалисты компании "Меридиан" автоматизировали укладку металлических слитков на поддоны на предприятии "Пермцветмет", которое занимается производством алюминиевых сплавов.
Для начала пришлось провести анализ линий отлива, продиагностировать оборудование, определить параметры слитков и требования производства. После была разработана траектория движения для промышленного робота, определены точки захвата и укладки, построено несколько оптимальных маршрутов движения роборуки для максимальной производительности.
Под все это был разработан софт для управления роботом и конвейерной системой, который исключил ручной труд на участке укладки продукции. В итоге производительность конвейера увеличилась практически в два раза. В 1,8 раза, если быть совсем уж точными.
И это особенно важная цифра, учитывая снижение производительности труда, которое стало одной из главных проблем на многих других предприятиях страны. Бороться с негативными тенденциями в этой сфере можно именно так - роботизацией и автоматизацией производства.
Специалисты компании "Меридиан" автоматизировали укладку металлических слитков на поддоны на предприятии "Пермцветмет", которое занимается производством алюминиевых сплавов.
Для начала пришлось провести анализ линий отлива, продиагностировать оборудование, определить параметры слитков и требования производства. После была разработана траектория движения для промышленного робота, определены точки захвата и укладки, построено несколько оптимальных маршрутов движения роборуки для максимальной производительности.
Под все это был разработан софт для управления роботом и конвейерной системой, который исключил ручной труд на участке укладки продукции. В итоге производительность конвейера увеличилась практически в два раза. В 1,8 раза, если быть совсем уж точными.
И это особенно важная цифра, учитывая снижение производительности труда, которое стало одной из главных проблем на многих других предприятиях страны. Бороться с негативными тенденциями в этой сфере можно именно так - роботизацией и автоматизацией производства.
Мы уже привыкли видеть на новостных лентах сообщения о том, что очередная компания покинула Россию, громко хлопнув дверью и продав свои многомиллионные активы по цене коробки конфет. Но кто-то ведь и вернулся, есть же какой-то позитив? Об этом наши сегодняшние #МашТехИтоги.
● "Москвич". Формально производство автомобилей на московском заводе началось еще в прошлом году, но в автосалонах и на дорогах страны новые "Москвичи" появились лишь в 2023-м. Легендарная марка не только восстала из пепла, но и смогла сделать это сделать всего за несколько месяцев, несмотря на пакости со стороны французов. Разумеется, новый "Москвич" на деле китайский JAC, но и те первые машины 1946 года были копиями Opel Kadett K38. История повторяется.
● "Трансмашхолдинг" в Россию. Международное давление и конфискация российских активов принесли немало проблем нашей стране, но и заставили отечественный бизнес задуматься о том, насколько он реально отечественный. Так, например, головная компания ТМХ зарегистрирована на Кипре, но задумала до конца года все же сменить юрисдикцию на российскую. Решились на редомициляцию и многие другие, в том числе Polymetal, Global Ports, Русагро и т.д.
● "Роскосмос" на МКС. В июле 2022 года глава корпорации Юрий Борисов громко заявил о намерении России выйти из проекта МКС после 2024 года. Но уже в апреле 2023-го космическое агентство начало изображать из себя кота, который вроде и хочет выйти в открытую дверь, а вроде и не очень. В итоге "Роскосмос" предложил правительству продлить срок эксплуатации российского сегмента МКС до 2028 года. Как минимум. Вот и выходит, что Россия вернулась, не успев даже толком уйти.
● "Москвич". Формально производство автомобилей на московском заводе началось еще в прошлом году, но в автосалонах и на дорогах страны новые "Москвичи" появились лишь в 2023-м. Легендарная марка не только восстала из пепла, но и смогла сделать это сделать всего за несколько месяцев, несмотря на пакости со стороны французов. Разумеется, новый "Москвич" на деле китайский JAC, но и те первые машины 1946 года были копиями Opel Kadett K38. История повторяется.
● "Трансмашхолдинг" в Россию. Международное давление и конфискация российских активов принесли немало проблем нашей стране, но и заставили отечественный бизнес задуматься о том, насколько он реально отечественный. Так, например, головная компания ТМХ зарегистрирована на Кипре, но задумала до конца года все же сменить юрисдикцию на российскую. Решились на редомициляцию и многие другие, в том числе Polymetal, Global Ports, Русагро и т.д.
● "Роскосмос" на МКС. В июле 2022 года глава корпорации Юрий Борисов громко заявил о намерении России выйти из проекта МКС после 2024 года. Но уже в апреле 2023-го космическое агентство начало изображать из себя кота, который вроде и хочет выйти в открытую дверь, а вроде и не очень. В итоге "Роскосмос" предложил правительству продлить срок эксплуатации российского сегмента МКС до 2028 года. Как минимум. Вот и выходит, что Россия вернулась, не успев даже толком уйти.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
В Москве завершился международный чемпионат "Битвы роботов", в котором участвовали команды из России, Китая, Индии и Турции.
Победителем чемпионата в этом году стала команда из Китая, второе место заняли ребята из Индии, а российская команда оказалась на третьем. Всего же на Чемпионат было подано 190 заявок на участие из 9 стран, но пройти отбор удалось лишь 58 коллективам.
В соревнованиях также участвовала команда от корпорации Росатом с командой "Большой брат" с их роботом Weber. Бой робота был очень яркий и захватывающий!
Росатом также налаживает связь с молодым поколением робототехников, готовит будущие IT-кадры для работы в госкорпорации и на предприятиях различных отраслей по всей стране.
Причем, речь не только о ребятах, которые непосредственно управляли роботами на боевой арене. Такие шоу популяризируют робототехнику среди молодежи, а поэтому ждем новых битв, благо поддержку роботостроителям корпорации собираются оказывать и в будущем.
Победителем чемпионата в этом году стала команда из Китая, второе место заняли ребята из Индии, а российская команда оказалась на третьем. Всего же на Чемпионат было подано 190 заявок на участие из 9 стран, но пройти отбор удалось лишь 58 коллективам.
В соревнованиях также участвовала команда от корпорации Росатом с командой "Большой брат" с их роботом Weber. Бой робота был очень яркий и захватывающий!
Росатом также налаживает связь с молодым поколением робототехников, готовит будущие IT-кадры для работы в госкорпорации и на предприятиях различных отраслей по всей стране.
Причем, речь не только о ребятах, которые непосредственно управляли роботами на боевой арене. Такие шоу популяризируют робототехнику среди молодежи, а поэтому ждем новых битв, благо поддержку роботостроителям корпорации собираются оказывать и в будущем.
Свято место пусто не бывает.
А потому отечественные IT-разработчики начали занимать ниши на рынке, которые оставили ушедшие иностранные вендоры. Только за январь-ноябрь было подано больше 30 тыс. заявок на регистрацию интеллектуальной собственности, что на 14,8% больше, чем за тот же период прошлого года.
Начали чаще включать новый отечественный софт и в реестр отечественного ПО. С начала года туда добавили 4333 решения, что на 16% больше, чем в прошлом году. Всего в реестре на данный момент 19 417 записей. Правда, и удалять софт из реестра тоже стали чаще, причем в три раза. Но в основном исключают однотипные записи от одной компании, оставляя в базе одну реестровую запись.
Но есть в этой бочке позитива еще одна ложка (довольно большая) разработчиков, которые выпускают и регистрируют сырое программное обеспечение, пытаясь как можно быстрее влезть в открывшееся окно возможностей. И "до ума" этот софт получится довести лишь через 2-3 года.
Сейчас это ПО просто не может полноценно заместить ушедшие из страны продукты и способно закрыть лишь базовые потребности компаний. К тому же каждый пятый программный продукт на нашем рынке представляет из себя доработанное иностранное open source решение. А иногда госзаказчику и вовсе втюхивают скачанные бесплатно из сети программы за деньги, без каких-либо переделок.
А потому отечественные IT-разработчики начали занимать ниши на рынке, которые оставили ушедшие иностранные вендоры. Только за январь-ноябрь было подано больше 30 тыс. заявок на регистрацию интеллектуальной собственности, что на 14,8% больше, чем за тот же период прошлого года.
Начали чаще включать новый отечественный софт и в реестр отечественного ПО. С начала года туда добавили 4333 решения, что на 16% больше, чем в прошлом году. Всего в реестре на данный момент 19 417 записей. Правда, и удалять софт из реестра тоже стали чаще, причем в три раза. Но в основном исключают однотипные записи от одной компании, оставляя в базе одну реестровую запись.
Но есть в этой бочке позитива еще одна ложка (довольно большая) разработчиков, которые выпускают и регистрируют сырое программное обеспечение, пытаясь как можно быстрее влезть в открывшееся окно возможностей. И "до ума" этот софт получится довести лишь через 2-3 года.
Сейчас это ПО просто не может полноценно заместить ушедшие из страны продукты и способно закрыть лишь базовые потребности компаний. К тому же каждый пятый программный продукт на нашем рынке представляет из себя доработанное иностранное open source решение. А иногда госзаказчику и вовсе втюхивают скачанные бесплатно из сети программы за деньги, без каких-либо переделок.
Запомните её такой.
Говоря о "переносах" года, мы упоминали Lada X-cross 5, серийный выпуск которых стартовал еще летом, но непонятно куда именно. Теперь же информация о кроссовере "АвтоВАЗа" пропала даже с официального сайта компании, а новая модель осталась только в нашей памяти и сердечках.
Напомним, что X-cross 5 представляет из себя китайский FAW Bestune T77, на который повесили шильдики Lada. Причем даже повесили не везде, оставив на руле оригинальный китайский логотип. Журналистам обещали выпустить до конца года 10 тыс. машин, но собрали всего 100 штук. А дальше появились слухи о разладе с китайскими партнерами.
В "АвтоВАЗе" их громко опровергали, но обещанные машины на дорогах так и не появились. Не было и никаких подробностей о судьбе проекта, а теперь еще и бодрое "Скоро в продаже" исчезло с официальных страниц производителя. В компании объясняют произошедшее техническими работами на сайте, но верится с трудом. Слишком уж много вопросов накопилось к новой "отечественной" машине.
Говоря о "переносах" года, мы упоминали Lada X-cross 5, серийный выпуск которых стартовал еще летом, но непонятно куда именно. Теперь же информация о кроссовере "АвтоВАЗа" пропала даже с официального сайта компании, а новая модель осталась только в нашей памяти и сердечках.
Напомним, что X-cross 5 представляет из себя китайский FAW Bestune T77, на который повесили шильдики Lada. Причем даже повесили не везде, оставив на руле оригинальный китайский логотип. Журналистам обещали выпустить до конца года 10 тыс. машин, но собрали всего 100 штук. А дальше появились слухи о разладе с китайскими партнерами.
В "АвтоВАЗе" их громко опровергали, но обещанные машины на дорогах так и не появились. Не было и никаких подробностей о судьбе проекта, а теперь еще и бодрое "Скоро в продаже" исчезло с официальных страниц производителя. В компании объясняют произошедшее техническими работами на сайте, но верится с трудом. Слишком уж много вопросов накопилось к новой "отечественной" машине.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Так выглядит процесс производства первых полностью отечественных поездов "Ласточка". И, возможно, последних.
Пугаться не стоит, просто РЖД решили отказаться от этого названия для ЭС104 и запустили голосование на новое имя для поезда, в котором победил вариант "Финист". Пока же, судя по кадрам из цехов "Уральских Локомотивов", на электричках красуется прежняя надпись.
Сейчас в СвЖД отправлено уже четыре импортозамещенных состава, еще 18 будут переданы в ближайшее время. У этой версии электрички отечественный асинхронный двигатель и большинство комплектующих, общая локализация приближается к 99%.
Пугаться не стоит, просто РЖД решили отказаться от этого названия для ЭС104 и запустили голосование на новое имя для поезда, в котором победил вариант "Финист". Пока же, судя по кадрам из цехов "Уральских Локомотивов", на электричках красуется прежняя надпись.
Сейчас в СвЖД отправлено уже четыре импортозамещенных состава, еще 18 будут переданы в ближайшее время. У этой версии электрички отечественный асинхронный двигатель и большинство комплектующих, общая локализация приближается к 99%.
В Калининградской области начались ходовые испытания пассажирского судна "Иния", разработанного в НИПТБ "Онега" и построенного на "Ушаковской верфи" ОСК.
Это развитие проекта "Соталия", но, в отличие от предшественника, высота борта "Инии" достигает 1,4 метра, что позволит использовать ее не только в условиях рек и каналов, но и на озерах и водохранилищах. Судно рассчитано на 54 пассажира и двух членов экипажа, его осадка составляет 0,5 метра, длина – 24,8 метра. Проектная скорость при полной нагрузке достигает 40 км/ч.
"Иния" должна одной из первых получить заключение СТ-1, подтверждающее выполнение требований к импортозамещению при проектировании и строительстве, поскольку доля отечественного оборудования в ней достигает 90%.
Это развитие проекта "Соталия", но, в отличие от предшественника, высота борта "Инии" достигает 1,4 метра, что позволит использовать ее не только в условиях рек и каналов, но и на озерах и водохранилищах. Судно рассчитано на 54 пассажира и двух членов экипажа, его осадка составляет 0,5 метра, длина – 24,8 метра. Проектная скорость при полной нагрузке достигает 40 км/ч.
"Иния" должна одной из первых получить заключение СТ-1, подтверждающее выполнение требований к импортозамещению при проектировании и строительстве, поскольку доля отечественного оборудования в ней достигает 90%.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Назло всем рекордам.
Мы уже полторы недели подводим итоги года в МашТехе, и не всегда они получаются положительными. Поэтому хочется немного "разбавить" их новостями от волгодонского "Атоммаша", входящего в машиностроительный дивизион Росатома. В этом году предприятие побило рекорд, изготовив 5 реакторов и 18 парогенераторов для атомных станций в России, Китае, Индии, Турции. Это абсолютный мировой рекорд!
Предыдущий рекордный показатель машиностроители выдали в 2020 году, когда завод выпустил 3 корпуса реактора и 18 парогенераторов. А в общей сложности за 2023 год "Атоммаш" отгрузил 9 тыс тонн крупногабаритного оборудования.
Об отгрузке комплекта оборудования для третьего энергоблока строящейся в Китае АЭС "Сюйдапу" мы уже рассказывали, но помимо этого в апреле завод отправил свою продукцию для АЭС "Куданкулам" в Индии и седьмого энергоблока Тяньваньской АЭС в КНР, а в сентябре - для турецкой АЭС "Аккую". В том же месяце был отправлен корпус реактора для Курской АЭС-2.
Вес одного реактора составляет 320 тонн, корпус реактора имеет длину порядка 13 метров, а его диаметр составляет 4,5 метра. Перед отправкой заказчику проводится контрольная сборка реактора, перед отгрузкой всегда собирают реактор и все внутренние устройства, как матрёшку: корпус реактора, в неё помещают шахту, в шахту - выгородку, затем блок защитных труб, закрывают это всё верхним блоком. Проверяют соосность элементов, чтобы на атомной станции монтаж проводился проще и быстрее.
И доставка всего этого из Волгодонска в Китай или Турцию представляет из себя не менее масштабную и сложную операцию, чем само производство. Перевозят корпус реактора и комплект парогенераторов (4 шт) сначала на специальных тягачах, затем на барже в морской порт Санкт-Петербурга, а уже оттуда по морю в пункт назначения в другие страны.
Мы уже полторы недели подводим итоги года в МашТехе, и не всегда они получаются положительными. Поэтому хочется немного "разбавить" их новостями от волгодонского "Атоммаша", входящего в машиностроительный дивизион Росатома. В этом году предприятие побило рекорд, изготовив 5 реакторов и 18 парогенераторов для атомных станций в России, Китае, Индии, Турции. Это абсолютный мировой рекорд!
Предыдущий рекордный показатель машиностроители выдали в 2020 году, когда завод выпустил 3 корпуса реактора и 18 парогенераторов. А в общей сложности за 2023 год "Атоммаш" отгрузил 9 тыс тонн крупногабаритного оборудования.
Об отгрузке комплекта оборудования для третьего энергоблока строящейся в Китае АЭС "Сюйдапу" мы уже рассказывали, но помимо этого в апреле завод отправил свою продукцию для АЭС "Куданкулам" в Индии и седьмого энергоблока Тяньваньской АЭС в КНР, а в сентябре - для турецкой АЭС "Аккую". В том же месяце был отправлен корпус реактора для Курской АЭС-2.
Вес одного реактора составляет 320 тонн, корпус реактора имеет длину порядка 13 метров, а его диаметр составляет 4,5 метра. Перед отправкой заказчику проводится контрольная сборка реактора, перед отгрузкой всегда собирают реактор и все внутренние устройства, как матрёшку: корпус реактора, в неё помещают шахту, в шахту - выгородку, затем блок защитных труб, закрывают это всё верхним блоком. Проверяют соосность элементов, чтобы на атомной станции монтаж проводился проще и быстрее.
И доставка всего этого из Волгодонска в Китай или Турцию представляет из себя не менее масштабную и сложную операцию, чем само производство. Перевозят корпус реактора и комплект парогенераторов (4 шт) сначала на специальных тягачах, затем на барже в морской порт Санкт-Петербурга, а уже оттуда по морю в пункт назначения в другие страны.
Эдита Пьеха еще много лет назад объяснила нам: так уж бывает и так уж выходит, что кто-то теряет, а кто-то находит. Про тех, кто нашел для себя новые возможности, мы рассказывали утром. А сейчас в #МашТехИтоги о том, что же мы потеряли.
● SAP. Говоря о SAP в частности, мы подразумеваем ушедших вендоров вообще и весь важный софт, который они унесли с собой. Но только одна эта немецкая компания была одним из крупнейших поставщиков ПО и занимала около 60% рынка. Заменить программные продукты, которых лишился российских рынок, будет сложно и очень дорого, но что самое важное, полноценная замена появится только через несколько лет. А нужна она была еще позавчера.
● Турбины Siemens и General Electric. Речь идет как об агрегатах для газопроводов, так и для электростанций по всей стране. Например, GE не только прекратила обслуживание турбин на ТЭЦ и ГРЭС по всей стране, но и закрыла доступ к системе мониторинга, поставив под угрозу продолжение ремонта и замену компонентов. Российским компаниям пришлось судорожно скупать турбины и запчасти к ним на вторичном рынке, искать поставщиков в Китае и Иране. А заводы ударными темпами разрабатывают и запускают в производство отечественные агрегаты, с переменным успехом пытаясь заменить ушедших иностранцев.
● Возникли проблемы и с турбинами для проекта "Арктик СПГ 2", но не только с ними. Из-за санкций работу в России прекратила французская GTT – крупнейший производитель контейнеров для перевозки СПГ, отказалась продолжать работу по проекту и корейская верфь Daewoo. Из-за этого строительство судов-газовозов ледового класса Arc7 сдвинулось как минимум на год. Турбины для СПГ-процесса второй и третьей линии "Арктик СПГ 2", кстати, тоже еще предстоит поискать.
● SAP. Говоря о SAP в частности, мы подразумеваем ушедших вендоров вообще и весь важный софт, который они унесли с собой. Но только одна эта немецкая компания была одним из крупнейших поставщиков ПО и занимала около 60% рынка. Заменить программные продукты, которых лишился российских рынок, будет сложно и очень дорого, но что самое важное, полноценная замена появится только через несколько лет. А нужна она была еще позавчера.
● Турбины Siemens и General Electric. Речь идет как об агрегатах для газопроводов, так и для электростанций по всей стране. Например, GE не только прекратила обслуживание турбин на ТЭЦ и ГРЭС по всей стране, но и закрыла доступ к системе мониторинга, поставив под угрозу продолжение ремонта и замену компонентов. Российским компаниям пришлось судорожно скупать турбины и запчасти к ним на вторичном рынке, искать поставщиков в Китае и Иране. А заводы ударными темпами разрабатывают и запускают в производство отечественные агрегаты, с переменным успехом пытаясь заменить ушедших иностранцев.
● Возникли проблемы и с турбинами для проекта "Арктик СПГ 2", но не только с ними. Из-за санкций работу в России прекратила французская GTT – крупнейший производитель контейнеров для перевозки СПГ, отказалась продолжать работу по проекту и корейская верфь Daewoo. Из-за этого строительство судов-газовозов ледового класса Arc7 сдвинулось как минимум на год. Турбины для СПГ-процесса второй и третьей линии "Арктик СПГ 2", кстати, тоже еще предстоит поискать.
Большое видится на расстоянии.
ИД НОМ запускает большой спецпроект, в котором расскажет о том, как изменилась наша страна с начала века. Серия публикаций будет посвящена машиностроению, энергетике, ритейлу и другим отраслям, которые охватывают каналы нашего издательского дома.
МашТех первым открывает этот проект рассказом о станкостроении. Уже довольно давно мы делаем обзоры, ориентируясь на ежемесячные доклады "Росстата" о "Социально-экономическом положении России". Это уже стало традицией, но лицом к лицу лица не увидать, как не увидеть и реальную динамику производства, сравнивая прошлый месяц с позапрошлым.
На этот раз мы хотели бы посмотреть, как менялось производство станков на протяжении нескольких лет.
Самые свежие данные по объемам годового производства, которые предоставляет нам "Росстат", относятся к 2022 году. Начальной точкой будет 2009 год, поскольку именно к концу нулевых стали предприниматься первые шаги по реанимации отрасли после 90-х.
● в 2022 году всего был выпущен 7221 металлорежущий станок и 9790 кузнечно-прессовых машин;
● за весь 2019 год было собрано 4493 кузнечно-прессовых агрегатов и 4224 металлорежущих станка;
● за двенадцать месяцев 2016 года было выпущено 4166 металлорежущих станков и 2810 машин;
● за весь 2012 год произвели 3476 металлорежущих станков и 2098 кузнечно-прессовых машин;
● а в 2009 году в России собрали лишь 1774 станка и 1094 кузнечно-прессовые машины.
И если сравнивать показатели месяц к месяцу, то рост не кажется таким уж заметным. Однако с 2009 по 2022 годы производство металлорежущих станков увеличилось на 307%. А по кузнечно-прессовым машинам рост и вовсе составляет целых 794,8%.
Разумеется, сказалось все это и на доле отечественных станков на российском рынке. С 2017 по 2021 год она выросла вдвое – с 15% до 30%. И это еще не предел совершенству. В этом году по поручению президента Владимира Путина станкостроение сделали одним из мегапроектов, а на его развитие до 2030 года планируют выделить 300 млрд рублей. Продолжим следить за динамикой роста.
ИД НОМ запускает большой спецпроект, в котором расскажет о том, как изменилась наша страна с начала века. Серия публикаций будет посвящена машиностроению, энергетике, ритейлу и другим отраслям, которые охватывают каналы нашего издательского дома.
МашТех первым открывает этот проект рассказом о станкостроении. Уже довольно давно мы делаем обзоры, ориентируясь на ежемесячные доклады "Росстата" о "Социально-экономическом положении России". Это уже стало традицией, но лицом к лицу лица не увидать, как не увидеть и реальную динамику производства, сравнивая прошлый месяц с позапрошлым.
На этот раз мы хотели бы посмотреть, как менялось производство станков на протяжении нескольких лет.
Самые свежие данные по объемам годового производства, которые предоставляет нам "Росстат", относятся к 2022 году. Начальной точкой будет 2009 год, поскольку именно к концу нулевых стали предприниматься первые шаги по реанимации отрасли после 90-х.
● в 2022 году всего был выпущен 7221 металлорежущий станок и 9790 кузнечно-прессовых машин;
● за весь 2019 год было собрано 4493 кузнечно-прессовых агрегатов и 4224 металлорежущих станка;
● за двенадцать месяцев 2016 года было выпущено 4166 металлорежущих станков и 2810 машин;
● за весь 2012 год произвели 3476 металлорежущих станков и 2098 кузнечно-прессовых машин;
● а в 2009 году в России собрали лишь 1774 станка и 1094 кузнечно-прессовые машины.
И если сравнивать показатели месяц к месяцу, то рост не кажется таким уж заметным. Однако с 2009 по 2022 годы производство металлорежущих станков увеличилось на 307%. А по кузнечно-прессовым машинам рост и вовсе составляет целых 794,8%.
Разумеется, сказалось все это и на доле отечественных станков на российском рынке. С 2017 по 2021 год она выросла вдвое – с 15% до 30%. И это еще не предел совершенству. В этом году по поручению президента Владимира Путина станкостроение сделали одним из мегапроектов, а на его развитие до 2030 года планируют выделить 300 млрд рублей. Продолжим следить за динамикой роста.
Работа в цене.
Строители стали лидерами по росту зарплат в 2023 году, но больше всего в Топ-10 оказалось профессий из производства. Такие данные собрали и проанализировали специалисты сервиса "Авито Работа".
● Средняя зарплата строителей выросла до 82 тыс. рублей, рост составил 69%;
● наладчики стали получать в полтора раза больше, при этом средняя зарплата у них выше, чем у строителей, – 114 тыс. рублей;
● у сборщиков зарплаты выросли на 41%, приблизившись к отметке 69 тыс. рублей;
● фрезеровщики теперь получают в среднем 110 тыс. рублей, их зарплата выросла на 38%;
● бетонщики прибавили 37% к своей средней зарплате, теперь она достигает 80 тыс. рублей;
● дорожные рабочие подросли на 36%, до 68 тыс. рублей;
● а слесари прибавили 34%, их средняя зарплата выросла до 76 тыс. рублей.
В HeadHunter, в свою очередь, составили список самых высокооплачиваемых профессий уходящего года. Верхние строчки рейтинга заняли IT-шники, но нашлось место в нем и фрезеровщикам.
● DevOps-инженерам в этом году в среднем предлагали 214 тыс. рублей в месяц;
● программистам и разработчикам – 129,9 тыс. рублей;
● 122,7 тыс. рублей в среднем платили геодезистам;
● машинистам – 118,4 тыс. рублей;
● главным инженерам проекта предлагали 118,3 тысячи;
● токарь, фрезеровщик и шлифовщик могли рассчитывать на 106,4 тыс. рублей в среднем.
Строители стали лидерами по росту зарплат в 2023 году, но больше всего в Топ-10 оказалось профессий из производства. Такие данные собрали и проанализировали специалисты сервиса "Авито Работа".
● Средняя зарплата строителей выросла до 82 тыс. рублей, рост составил 69%;
● наладчики стали получать в полтора раза больше, при этом средняя зарплата у них выше, чем у строителей, – 114 тыс. рублей;
● у сборщиков зарплаты выросли на 41%, приблизившись к отметке 69 тыс. рублей;
● фрезеровщики теперь получают в среднем 110 тыс. рублей, их зарплата выросла на 38%;
● бетонщики прибавили 37% к своей средней зарплате, теперь она достигает 80 тыс. рублей;
● дорожные рабочие подросли на 36%, до 68 тыс. рублей;
● а слесари прибавили 34%, их средняя зарплата выросла до 76 тыс. рублей.
В HeadHunter, в свою очередь, составили список самых высокооплачиваемых профессий уходящего года. Верхние строчки рейтинга заняли IT-шники, но нашлось место в нем и фрезеровщикам.
● DevOps-инженерам в этом году в среднем предлагали 214 тыс. рублей в месяц;
● программистам и разработчикам – 129,9 тыс. рублей;
● 122,7 тыс. рублей в среднем платили геодезистам;
● машинистам – 118,4 тыс. рублей;
● главным инженерам проекта предлагали 118,3 тысячи;
● токарь, фрезеровщик и шлифовщик могли рассчитывать на 106,4 тыс. рублей в среднем.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Сейчас Китай выпускает автомобилей больше, чем США и Япония вместе взятые, в среднем каждый день с конвейеров сходит 74 тыс. автомобилей. И происходит это не в последнюю очередь благодаря автоматизации производства. На работу такого роботизированного конвейера можно смотреть бесконечно.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Hyperloop всё.
Американская компания Hyperloop One, работавшая над высокоскоростными вакуумными тоннелями, разорилась и закроется до конца года. Об этом сообщило издание Bloomberg со ссылкой на собственные источники.
В августе 2017 Hyperloop One разогнала свой поезд до рекордных 310 км/ч, еще через три года провела первые испытания сверхбыстрой транспортной системы с пассажирами. Компания с 2014 года пыталась реализовать идеи Илона Маска, привлекла $450 млн инвестиций, построила небольшой испытательный трек недалеко от Лас-Вегаса.
В мае 2021 года все было хорошо и компания строила большие планы, пообещав запустить коммерческий транспорт в 2027-м, но теперь все имущество приходится распродавать, а большая часть сотрудников уже уволена. Обещания сбываются не всегда, теперь это мы с вами точно знаем.
Американская компания Hyperloop One, работавшая над высокоскоростными вакуумными тоннелями, разорилась и закроется до конца года. Об этом сообщило издание Bloomberg со ссылкой на собственные источники.
В августе 2017 Hyperloop One разогнала свой поезд до рекордных 310 км/ч, еще через три года провела первые испытания сверхбыстрой транспортной системы с пассажирами. Компания с 2014 года пыталась реализовать идеи Илона Маска, привлекла $450 млн инвестиций, построила небольшой испытательный трек недалеко от Лас-Вегаса.
В мае 2021 года все было хорошо и компания строила большие планы, пообещав запустить коммерческий транспорт в 2027-м, но теперь все имущество приходится распродавать, а большая часть сотрудников уже уволена. Обещания сбываются не всегда, теперь это мы с вами точно знаем.
Станкостроителям прибавят льгот.
К мерам поддержки станкостроения, о которых мы говорили сегодня утром, добавилась еще одна. Теперь предприятия станкоинструментальной промышленности смогут получать гарантии или поручительства на кредиты на льготных условиях.
Согласно постановлению, которое подписал Михаил Мишустин, ставка по кредитным поручительствам составит 1% годовых, а по поручительствам на обеспечение контрактов или заявок на участие в закупке — до 0,6% годовых. В конце октября на эту программу было выделено 3 млрд рублей.
Поручительства будут выдаваться ВЭБ.РФ, а использовать сэкономленные средства предприятия смогут для развития производства и увеличения выпуска продукции, что снизит их финансовую нагрузку.
К мерам поддержки станкостроения, о которых мы говорили сегодня утром, добавилась еще одна. Теперь предприятия станкоинструментальной промышленности смогут получать гарантии или поручительства на кредиты на льготных условиях.
Согласно постановлению, которое подписал Михаил Мишустин, ставка по кредитным поручительствам составит 1% годовых, а по поручительствам на обеспечение контрактов или заявок на участие в закупке — до 0,6% годовых. В конце октября на эту программу было выделено 3 млрд рублей.
Поручительства будут выдаваться ВЭБ.РФ, а использовать сэкономленные средства предприятия смогут для развития производства и увеличения выпуска продукции, что снизит их финансовую нагрузку.
435 миллионов рублей.
Столько бюджетных средств, по версии следствия, украли заместитель гендиректора госкорпорации "Роскосмос" Олег Фролов и двое его соучастников. Их имена не называются и пока лишь известно, что это индивидуальный предприниматель и представитель коммерческой организации.
Как рассказали в Следственном комитете, в ходе исполнения контракта они вступили в преступный сговор и похитили бюджетные средства при закупке оборудования в сумме не менее 435 млн рублей. Следователи не уточнили, о каком именно оборудовании идет речь, но Фролов работал в госкорпорации заместителем гендиректора по реализации государственной программы вооружения.
Столько бюджетных средств, по версии следствия, украли заместитель гендиректора госкорпорации "Роскосмос" Олег Фролов и двое его соучастников. Их имена не называются и пока лишь известно, что это индивидуальный предприниматель и представитель коммерческой организации.
Как рассказали в Следственном комитете, в ходе исполнения контракта они вступили в преступный сговор и похитили бюджетные средства при закупке оборудования в сумме не менее 435 млн рублей. Следователи не уточнили, о каком именно оборудовании идет речь, но Фролов работал в госкорпорации заместителем гендиректора по реализации государственной программы вооружения.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Но есть и хорошие новости: многоцелевой вертолёт Ми-171А2 получил одобрение на эксплуатацию в высокогорье.
Для этого ему пришлось пройти специальные испытания в районе Эльбруса, совершить несколько десятков полетов в разных режимах, в том числе с имитацией отказа одного из двигателей.
Зато теперь вертолет может вполне законно эксплуатироваться с аэродромов и взлётно-посадочных площадок на высоте до 5000 метров над уровнем моря. Соответствующее изменение внесено в сертификат типа.
Вертолет оснащен отечественным пилотажно-навигационным комплексом, несущим винтом нового поколения с композитными лопастями и двигателем двигателями ВК-2500ПС-03 с цифровой системой автоматического управления БАРК. А еще он красивый.
Для этого ему пришлось пройти специальные испытания в районе Эльбруса, совершить несколько десятков полетов в разных режимах, в том числе с имитацией отказа одного из двигателей.
Зато теперь вертолет может вполне законно эксплуатироваться с аэродромов и взлётно-посадочных площадок на высоте до 5000 метров над уровнем моря. Соответствующее изменение внесено в сертификат типа.
Вертолет оснащен отечественным пилотажно-навигационным комплексом, несущим винтом нового поколения с композитными лопастями и двигателем двигателями ВК-2500ПС-03 с цифровой системой автоматического управления БАРК. А еще он красивый.
На этот раз в #МашТехИтоги мы поговорим о трендах. Позитивных и не очень, полезных и вредных, радующих и пугающих.
● Балльная система – один из главных трендов года. Её вводили для всего и всех, начиная с электроники и телеком-оборудования и заканчивая беспилотными авиационными системами. По задумке это должно было подтолкнуть отечественных производителей к развитию, но в некоторых случаях лишь помогало развить хитрость и мастерство переклеивания шильдиков.
● Утильсбор и заградительные пошлины должны были стать еще одним механизмом помощи отечественным производителям, но не всегда они работали так, как планировалось. Впрочем, это не помешало задуматься о распространении сомнительного механизма на импортные станки, компьютеры, планшеты, смартфоны, печатные платы и т.д.
● Китайская экспансия. Свято место пусто не бывает, а потому и так вездесущие китайцы начали занимать на российском рынке ниши, пустующие после ухода западных компаний. Техника, оборудование, машины, электроника – всё и везде заполонили бренды из КНР. А там, где от азиатских названий уже рябит в глазах, китайская продукция берет российское имя и все равно отжирает кусочек рынка. И сопротивление практически бесполезно.
● Электромобили. Их продажи в России в 2023 году выросли более чем в четыре раза, а компании и власти озаботились созданием зарядной инфраструктуры. Свои электрические машины показал "Алмаз-Антей" и "Автотор", "Росатом" вложил миллиарды в проект "Атом", а "Москвич", Evolute и "АвтоВАЗ" уже выпускают машины на батарейках. Хоть пока даже выросшие в четыре раза цифры продаж не кажутся большими, в правительстве уже планируют выпустить 100 тыс. электромобилей в ближайшие годы.
● ИИ. Объем российского рынка искусственного интеллекта только с 2021 по 2022 гг. вырос на 100 млрд рублей и продолжает расти в 2023 году, проникая во все сферы нашей жизни. Теперь внедрение ИИ станет обязательным для всех компаний, желающих получить господдержку, а правительство строит большие планы на эту технологию.
● Балльная система – один из главных трендов года. Её вводили для всего и всех, начиная с электроники и телеком-оборудования и заканчивая беспилотными авиационными системами. По задумке это должно было подтолкнуть отечественных производителей к развитию, но в некоторых случаях лишь помогало развить хитрость и мастерство переклеивания шильдиков.
● Утильсбор и заградительные пошлины должны были стать еще одним механизмом помощи отечественным производителям, но не всегда они работали так, как планировалось. Впрочем, это не помешало задуматься о распространении сомнительного механизма на импортные станки, компьютеры, планшеты, смартфоны, печатные платы и т.д.
● Китайская экспансия. Свято место пусто не бывает, а потому и так вездесущие китайцы начали занимать на российском рынке ниши, пустующие после ухода западных компаний. Техника, оборудование, машины, электроника – всё и везде заполонили бренды из КНР. А там, где от азиатских названий уже рябит в глазах, китайская продукция берет российское имя и все равно отжирает кусочек рынка. И сопротивление практически бесполезно.
● Электромобили. Их продажи в России в 2023 году выросли более чем в четыре раза, а компании и власти озаботились созданием зарядной инфраструктуры. Свои электрические машины показал "Алмаз-Антей" и "Автотор", "Росатом" вложил миллиарды в проект "Атом", а "Москвич", Evolute и "АвтоВАЗ" уже выпускают машины на батарейках. Хоть пока даже выросшие в четыре раза цифры продаж не кажутся большими, в правительстве уже планируют выпустить 100 тыс. электромобилей в ближайшие годы.
● ИИ. Объем российского рынка искусственного интеллекта только с 2021 по 2022 гг. вырос на 100 млрд рублей и продолжает расти в 2023 году, проникая во все сферы нашей жизни. Теперь внедрение ИИ станет обязательным для всех компаний, желающих получить господдержку, а правительство строит большие планы на эту технологию.
"Росатом" купил половину Kraftway.
По некоторым оценкам, обошлась покупка 50-процентной доли производителя электроники и вычислительной техники в 5 млрд рублей, но на этом компания останавливаться на намерена и уже в 2024 году планирует вложить в свой новый актив еще 2-3 млрд рублей.
Сюрпризом это не стало, поскольку об интересе "Росатома" к Kraftway было известно еще в начале года, а сделку планировали закрыть еще в июне. Правда, тогда госкомпания рассчитывала приобрести от 51% производителя электроники, а сумма сделки могла составить более 7 млрд рублей. Но взять Kraftway под полный контроль не получилось.
Как пишет "Ъ", генеральный директор и владелец компании Алексей Кравцов сохранил 50%, а сделка была оформлена таким образом, что госкомпания получила долю "выше блокирующей, но меньше контроля". Таким образом вендор сможет координировать политику с "Росатомом", "но сохранит коммерческую самостоятельность".
Часть денег, вложенных госкомпанией, будет потрачена на модернизацию производства, часть – на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Kraftway освоит выпуск новой продукции и разработает целую серию микроконтроллеров, производить которые собираются на одном из партнерских заводов.
По некоторым оценкам, обошлась покупка 50-процентной доли производителя электроники и вычислительной техники в 5 млрд рублей, но на этом компания останавливаться на намерена и уже в 2024 году планирует вложить в свой новый актив еще 2-3 млрд рублей.
Сюрпризом это не стало, поскольку об интересе "Росатома" к Kraftway было известно еще в начале года, а сделку планировали закрыть еще в июне. Правда, тогда госкомпания рассчитывала приобрести от 51% производителя электроники, а сумма сделки могла составить более 7 млрд рублей. Но взять Kraftway под полный контроль не получилось.
Как пишет "Ъ", генеральный директор и владелец компании Алексей Кравцов сохранил 50%, а сделка была оформлена таким образом, что госкомпания получила долю "выше блокирующей, но меньше контроля". Таким образом вендор сможет координировать политику с "Росатомом", "но сохранит коммерческую самостоятельность".
Часть денег, вложенных госкомпанией, будет потрачена на модернизацию производства, часть – на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Kraftway освоит выпуск новой продукции и разработает целую серию микроконтроллеров, производить которые собираются на одном из партнерских заводов.