МашТех – Telegram
МашТех
43K subscribers
3.76K photos
941 videos
33 files
3.04K links
Машиностроение и IT в промышленности: цифровизация, роботизация и автоматизация производства, ПО, САПР.

ИД НОМ idnom.ru
Реклама @id_nom
Редакция @tech_nom

Регистрация в РКН https://clck.ru/3FASpf
Download Telegram
🚗 "АвтоВАЗ" привез на ПМЭФ электрическую Lada e-Niva, которая получила не только "батарейки", но и обновленный дизайн передней части.

🔋 На этом хорошие новости заканчиваются: запас хода у этой электрички всего 175 км. Помогают ей мотор с номинальной мощностью 60 кВт (максимальная - 120 кВТ) и батареи общей емкостью 34 кВт·ч, спрятанные в багажнике.

Подождем премьеру Lada Iskra (на фото под чехлом), которая тоже состоится сегодня. Возможно, она порадует больше.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Минпромторг делает ставку на роботов.

🦾 В России могут быть введены льготные лизинг и кредитование на покупку промышленных роботов под 5% годовых, соответствующий документ министерство подготовит к 1 сентября. Сейчас ставки в четыре раза выше - 19-22%, что конечно же спрос не подогревает.

Тем более что один комплекс стоит в среднем около 10 млн рублей, а потому малый и средний бизнес просто не решается на покупку. К тому же сейчас многие роботы разрабатываются индивидуально, что повышает стоимость комплексов. А потому промышленности нужна еще и стандартизация.

💵 Но как пишет "Ъ", на роботов приходится только треть стоимости полноценного технологического решения. Нужно, чтобы лизинг распространялся еще и на оснастку, допоборудование, инжиниринговые и пусконаладочные работы. В противном случае льготный лизинг не сильно повлияет на конечную стоимость внедрения технологий.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🚗  А вот и "живое" фото новой Lada Iskra, которую представили на ПМЭФ-2024. Серийное производство этой машины стартует в феврале 2025 года, а потому с ценовым диапазоном на АвтоВАЗе пока не определились.

  В базовой версии у машины будет 1,6-литровый мотор в сочетании с 5-ступенчатой механической коробкой передач, как у Granta. В средней - 1,6-литровый 106-сильный двигатель и 6-ступенчатая механика. А уже в топе будет 1,6-литровый 106-сильный мотор и вариатор.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Металлурги и нефтяники не спешат использовать ИИ.

⚙️ Внедрению искусственного интеллекта в эти отрасли мешает отсутствие квалифицированных отраслевых провайдеров, нехватка компетенций и неочевидный эффект от внедрения. Лишь 24% российских компаний нефтегазового и металлургического сектора используют такие решения. Об этом говорится в докладе Strategy Partners, представленном на ПМЭФ-2024.

Хотя большие компании всё же такой эффект видят:

📈 в "Северстали" подсчитали, что одна только система "Автотемп 2.0" позволяет дополнительно производить в среднем 5,5 тыс тонн металлопроката ежемесячно, а экономический эффект за 2023 год составил 184,5 млн рублей. Всего же в "Северстали" в промышленной эксплуатации находятся около 60 ИИ-решений;

📈 старший директор по продажам PIX Robotics Владимир Иткин рассказал, что "Газпром нефть" еще в 2020 году сэкономила порядка 12% затрат на морскую логистику, использовав систему для управления морским транспортом в Арктике "Капитан".

В целом же до­ля рос­сий­ских ком­па­ний, имею­щих спе­циа­лис­тов с ком­пе­тен­ция­ми и эк­спер­ти­зой в об­лас­ти ИИ в 2024 году сос­та­вила 54,8%. Об этом уже говорится в недавнем исследовании ассоциации "Руссофт". Согласно ему:

📊 46,4% компаний членов "Руссофт" поставляют ИИ-решения в отрасли промышленности;

📊 42% - в отрасли транспорта;

📊 37,7% - медицины;

📊 по 34,8% в нефтегазовой, банковской отраслях и в сфере госуправления.

По словам президента ассоциации Валентина Макарова, искусственный интеллект перестает быть игрушкой, он становится серьезным инструментом в руках государства, промышленности, бизнеса.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Что ещё заявили и анонсировали на ПМЭФ:

◾️"Ростелеком" обсуждает старт производства отечественных аккумуляторов для критической инфраструктуры. По словам финдиректора компании Сергея Анохина, сейчас вопрос производства прорабатывается с одним из региональных заводов.

◾️Ульяновский завод "Авиастар" к 2027 году намерен выйти на выпуск 16-18 самолетов в год. В 2023 году завод произвел рекордное число самолетов - шесть. В этом году предприятие может произвести восемь самолетов и продолжит наращивать выпуск.

◾️В Воронежской области в промпарке построят завод АО "Концерн "Созвездие" по выпуску радиоэлектроники за 14 млрд рублей. Предполагаемый срок строительства - с 2025 по 2028 год, реализация проекта позволит создать 2,8 тыс. новых рабочих мест.

◾️В Омской области построят завод по производству настила для промышленных объектов, объем инвестиций оценивается в 200 млн рублей. Соглашение о строительстве подписали с коммерческим директором "Центр-трейд" Михаилом Крючковым. Запуск предприятия запланирован на 2026 год.

◾️Meteor намерен выйти на выпуск почти на 100% российских лифтов через 2 года. Сейчас для базовой модели производителя локализация составляет 80%. Как рассказал гендиректор компании Игорь Майоров, уже завершено эскизное проектирование российской модели частотного преобразователя, а выход на его производство возможен в 2026 году.

◾️В Карелии запустят завод по выпуску беспилотных систем и оборудования для металлообработки за 2,6 млрд рублей. Проект ГК "Эдган" будет реализован в течение 2024–2025 годов, сейчас закуплено необходимое оборудование, а специалисты предприятия проходят обучение в Китае.

◾️В Подмосковье появится верфь для строительства домов на воде, в этот проект инвестируют более 1,5 млрд рублей. Сейчас компания выпускает 25-30 хаусботов в год, через 3-4 года планирует выйти на объем от 400 штук в год только для рынка РФ.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Японская Tsuba Main Industry начала предлагать в лизинг робота Archax.

🤖 То есть теперь можно приобрести себе такого 4,5 метрового робота, который управляется как дистанционно, так и оператором внутри машины. Для этого используется два джойстика, две педали и несколько дополнительных органов управления, а ориентироваться в пространстве помогают четыре дисплея, подключенные к камерам.

💵 Весит такая машина 3,5 тонны и может передвигаться со скоростью 10 км/ч. При этом оператор может не только кататься туда-сюда, но и управлять руками робота - у них 26 степеней свободы. Ну а стоит всё это чудо $2,7 млн. И теперь понятно, почему компания предлагает его именно в лизинг.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
📊 Отечественные производители пытаются заместить на рынке импортную технику, поставки которой прекратились из-за санкций, но пока что полностью решить эту задачу не удалось. Однако, согласно стратегии обрабатывающей промышленности России до 2035 года, доля отечественной сельхозтехники на российском рынке должна увеличиться до 80%.

📈 Объемы выпуска сельхозтехники в России растут на 9,9% в январе-апреле 2024 года, по крайней мере в денежном выражении. Если говорить о конкретной сумме, то по данным Минпромторга это 94,5 млрд рублей.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Дайджест на колесах.

▪️
"Умерла так умерла". Глава "АвтоВАЗа" Максим Соколов окончательно похоронил проект отечественных кросс-хетчбэков Lada Xray, которые выпускались с 2015 по 2022 года. По его словам, автомобиль не будет возрождаться ни при каких обстоятельствах.

▪️ В России может появиться совершенно новая платформа для седанов и кроссоверов за 90-180 млрд рублей, которая будет конкурировать с китайскими брендами. Во всяком случае такое предложение направил глава экономического комитета Совфеда Андрей Кутепов первому вице-премьеру Денису Мантурову. Чтобы окупить платформу, необходимо будет выпускать от 100 тыс автомобилей в год, а целевая поддержка может быть выделена из средств утилизационного сбора, разумеется после его индексации.

▪️ Бывший российский завод Volkswagen перезапустят уже в 2024 году. Сейчас, как рассказал губернатор Калужской области Владислав Шапша, "ведется поиск новых поставщиков, способных обеспечить производственную линию необходимыми для производства компонентами, а также формирование длительных и защищенных от внешнего, в том числе санкционного, воздействия каналов поставок". Разумеется, производить будут очередных "китайцев".

▪️ Правительство собирается уже в ближайшие месяцы утвердить программу развития производства отечественных туристических автобусов. Сейчас их в нашей стране просто не делают, а потребность составляет 3 тыс новых автобусов в год. Помимо программы развития производства, предлагается также включить туристические автобусы в льготную программу лизинга.

▪️ Власти готовы расширить систему маркировка "Честный знак" на автокомпоненты, но если такая инициатива поступит от участников отрасли. С предложением сделать это выступил гендиректор АО "Кордиант" Вадим Володин. Его компания производит шины, но недавно приобрела актив в сфере производства автокомпонентов и столкнулась с высоким уровнем контрафакта. В целом по отрасли на него [контрафакт] приходится около 30% рынка.

▪️ Бывший российский завод Bosch будет выпускать свечи зажигания из отечественного диоксида циркония, который придает свечам прочность и делает их более устойчивыми к коррозии. Соглашение о налаживании производства диоксида циркония из российского сырья было подписано между "Росатомом" и Meteor Auto на ПМЭФ-2024.
⚙️ В столице появится первый в стране Центр компетенций станкоинструментальной промышленности, в составе которого будут работать центры производственных систем, испытаний металлорежущего инструмента и оснастки, ЧПУ, экспертно-аналитический центр, конструкторское бюро, инженерный корпус и опытное производство. Расположится он в индустриальном парке "Руднево".

В рамках меморандума, который подписали мэр Москвы Сергей Собянин и министр науки и высшего образования Валерий Фальков, планируется:

🔒 совместное изучение развития и дальнейшего практического применения передовых технологий в области станкоинструментального производства;

🔒 инжиниринг проектов по созданию, развитию и модернизации станкоинструментальных производств и совершенствование систем менеджмента предприятий отрасли;

🔒 создание опытных образцов станков, изделий с использованием оборудования опытного производства;

🔒 проведение комплексных испытаний российских систем ЧПУ и разработка технологических решений в области российского доверенного интернета вещей;

🔒 разработка и проведение испытаний новых видов металлорежущего инструмента с использованием новых технологических подходов;

🔒 сбор, обработка и анализ статистической информации об импорте и экспорте, производстве в России станкоинструментальной продукции и формирование консенсус-прогнозов отрасли;

🔒 разработка конструкторской документации на оборудование и комплектующие;

🔒 создание коллективного пользования РКД.

Инвестировать в этот проект собираются около 10,8 млрд рублей, а завершится его строительство уже в следующем году 2025 году.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Про станок, туалет и промышленный дизайн.

🗂 Глава ОАК Юрий Слюсарь на сессии ПМЭФ о техническом суверенитете заявил, что следует инвестировать в промышленный дизайн для привлечения молодежи. Но развивать это направление не позволяет действующая нормативная база.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
🦾 В Подмосковье появится завод по производству китайских промышленных роботов CRP, который сможет производить до 1 тыс роботов в год. Как такие роботы трудятся на сборке машин BYD в Китае, можно увидеть в видео выше.

Соглашение о запуске производства на ПМЭФ подписали представители Подмосковья и компании CRP Automation Russia (ООО "СМТ"). Гендиректор компании Григорий Обуздин рассказал, что производство будет развиваться в три этапа:

◾️на первом планируется установить две сборочные линии, где будут выпускать шесть моделей роботов для сварки, паллетирования и автоматизации других производственных процессов;

◾️на втором будет локализована сборка и расширен модельный ряд до 20 моделей;

◾️на третьем этапе планируется локализовать компонентную базу и систему управления.

Ожидается, что инвестиции на первом этапе составят до 300 млн рублей, на втором - еще примерно столько же. А пока единственное производство компании находится в китайском городе Чэнду провинции Сычуань.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
⚡️Мантуров в кулуарах ПМЭФ анонсировал продление параллельного импорта:

Правительство РФ приняло решение продлить действие параллельного импорта на 2025 год с постепенным сокращением перечня.
Сейчас около 90% продаж коммерческой техники приходится на отечественные и китайские марки, автомобили из других стран занимают мизерную часть рынка. Судя по данным "Автостат", сокращается и доля отечественных машин, хотя и не во всех сегментах.

📊 если в легких коммерческих автомобилях российские производители в 2023-м году занимали 90%, то по итогам первых четырех месяцев 2024-го - 91%. Выросла и доля "китайцев", с 2 до 3%;

📊 в сегменте среднетоннажных грузовиков доля отечественных машин сократилась с 72% до 63%, а машины из КНР подросли с 21% до 33%;

📊 доля китайских крупнотоннажных грузовиков выросла на 3% (с 66% до 69%), а российских на столько же снизилась (с 23% до 20%);

📊 и только автобусы радуют динамикой. Тут отечественные производители нарастили долю с 73% до 81%, а "китайцы" наоборот - снизили с 21% до 14%.

Пятерка из LCV.

Ну и чтобы добавить позитива, рассмотрим подробней сегмент LCV, где доля отечественных производителей самая большая. Пятерка лидеров по объему реализации легкой коммерческой техники в мае выглядит так:

📊 53,6% рынка занимает GAZ, было продано 4082 машины;

📊 далее идет УАЗ, продавший 1404 автомобилей;

📊 на третьем месте Sollers c 745 машинами;

📊 на четвертом опять же отечественная LADA и 617 проданных автомобилей;

📊 а замыкает пятерку китайский Dongfeng, реализовавший 171 автомобиль.

И если в годовом сравнении этот рынок сохраняет рост с апреля 2023 года, то по отношению к апрелю 2024-го он снизился на 19%. По итогам первых пяти месяцев года было продано 40 тысяч единиц легкой коммерческой техники, что на 32% больше, чем за январь – май 2023-го.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
К 2027 году 80% трамваев станет беспилотными.

🛞 Уже в этом году Ярославская область получит первые 20 трамваев с автопилотом и начнет внедрять их для повышения безопасности. Подписанный на ПМЭФ документ, помимо прочего, предусматривает создание в регионе всей необходимой инфраструктуры: сервисного центра для проведения пуско-наладочных работ умного рельсового городского транспорта, его обслуживания, ремонта и т.д.

Систему Tram Pilot с искусственным интеллектом от Cognitive будут устанавливать на Усть-Катавском вагоностроительном заводе (Роскосмос). Еще в прошлом году УКВЗ заключил контракт на поставку в 2023-205 годах 47 новых полностью низкопольных односекционных трамвайных вагонов для Ярославля. А первые вагоны (без автопилота) прибыли в город еще в декабре.

🗣 По словам главы Cognitive Pilot Ольги Усковой, ИИ-система способна обеспечивать безопасность движения в любую погоду, в любых дорожных условиях: ночью, в дождь, туман, снег, при ослеплении светом и т.д. Трамваи с такой же системой УКВЗ начала поставлять в Петербург в августе прошлого года, она же установлена и в ретро-трамваях от "Уралтрансмаша".

🛞 Но если тут система только помогает водителю, то в Москве до конца года планируют начать тестирование действительно беспилотного трамвая с пассажирами. Разумеется, в кабине будет находиться человек, контролирующий автоматику. Но к концу 2025 года планируется обеспечить полностью беспилотное движение трамвая с пассажирами и без водителя за пультом. А к 2027 году число беспилотных трамваев в столице собираются довести до 80%.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Станкостроительный дайджест.

▪️ В магнитогорском НПО "Андроидная техника" создали двигатели, которые можно применять в приводах различных типов силового оборудования и систем позиционирования, например, в горизонтально-расточных станках. Конкретно электродвигатель AT DRIVE 675*126Т применим в станкостроении и создан для конкретного заказчика, но линейку для станкостроения планируется расширить.

▪️ В Калужской области появится станкостроительный завод, производство станков АО "ПФМЗ" планирует запустить уже в 2025 году. Предприятие обеспечит производство различных высокоточных станков токарного типа с ЧПУ, а объём инвестиций в проект составит более 300 миллионов рублей. Оборудование уже испытали и получили сертификаты.

▪️ На заводе "Саста" начато серийное производство новых фрезерных станков модели ВМС-1300 с ЧПУ. Cтанок позволяет производить силовую обработку материалов, включая тяжёлые металлы, массой до 1,2 тонны, и оснащён инструментальным магазином на 32 позиции. Основные узлы станка создаются непосредственно на предприятии, но не обошлось и без "китайского" следа - на него устанавливают систему числового программного управления HNC808 из КНР.

▪️ Компания "Микробор" запустила серийный выпуск твердосплавных пластин для фрезерной и токарной обработки металла. После выхода на проектную мощность предприятие, в которое инвестировали больше 400 млн рублей, будет производить до 3 млн штук пластин в год. Расположено производство на площадке "Печатники" в ОЭЗ "Технополис Москва".

▪️ Челябинская компания НПП "Инно-ТЕХ" начнёт поставлять в Индию малогабаритные станки с ЧПУ. Соответствующее соглашение с индийской компанией Cross World Imports & Exports было подписано на ПМЭФ. "Инно-ТЕХ" производит учебные станки и оборудование для бюджетных образовательных учреждений и учебных центров промпредприятий.
Ростелеком предлагает создать и возглавить.

🔋 Компания направила в правительство письмо, в котором предложила создать единую платформу для электрозарядной инфраструктуры в России и выразила готовность стать единым оператором ЭЗС. Там уверены, что внедрение разработанных компанией решений во всех регионах страны позволит консолидировать всех региональных операторов ЭЗИ в едином цифровом пространстве.

Глава "Ростелекома" Михаил Осеевский заявил, что компания готова разработать единый софт, агрегирующий услуги поставщиков зарядных станций для электромобилей. При этом финансировать реализацию проекта, в случае его утверждения, "Ростелеком" готов самостоятельно, а рынок останется конкурентным и на нем будет много игроков.

Мы не хотим быть огромной электрозаправочной станцией. Этот рынок будет, очевидно, конкурентным - на нем будет много игроков. Мы считаем, что мы можем сделать программу, которая позволит всем владельцам электромобилей пользоваться услугами любой станции на территории страны - это наше предложение


Но всё же остаются вопросы безопасности, о которых мы с вами говорили еще в прошлом году. Сейчас существует множество разных приложений, а разные сети ЭЗС никак не связаны между собой и не хотят делиться друг с другом информацией и клиентами.

🖥️ Это добавляет сложностей и неудобств, но всё же защищает нас от гипотетической ситуации, когда единый оператор может быть атакован злодеями и "ляжет" вся зарядная сеть страны разом. Взломы отдельных сетей зарядных станций уже происходили и в 2021 году, и в 2023-м.

🚗 Но понять желания "Ростелекома", который хочет охватить весь рынок, понять можно. Только в этом году, как обещает вице-премьер Александр Новак, будет построено до 1,4 тыс. электрозаправок. Продажи электромобилей тоже растут ударными темпами, и пройти мимо таких перспектив было бы глупо.Там
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Новый раунд.

🚗 Отечественный автопром продолжает плавно превращаться в "Дом-2" со скандалами и интригами. На этот раз глава "АвтоВАЗа" Максим Соколов прошелся по "Автотору" и заявил, что "компания с 1996 года не произвела ничего отечественного и конкурентного". Таким образом он ответил президенту калининградского автосборочного предприятия Денису Паку.

Комментируя заявления о необходимости локализации производства и регулирование рынка через специнвестконтракты, Пак заявил, что "самый высоколокализованный производитель [АвтоВАЗ] поднял цены примерно на 35–40%" с 2022 года. Максим Соколов же обвинил в повышении цен на отечественные автомобили французов:

Как правило, не замечаем бревна в своем глазу. Надо быть очень корректным, жонглируя цифрами. 40% — это период индексации, но с периода морковкиного заговенья. Основная доля в этом росте цен была сделана нашим предыдущим акционером, сбежавшим из страны, — компанией «Рено».


🍿 В последнее время отечественный автопром прямо таки фонтанирует скандальными заявлениями. В начале недели вице-президент "АвтоВАЗа" по внешним связям и взаимодействию с акционерами Сергей Громак назвал фейком производство электромобилей в России, намекая на "Москвич" и липецкий "Моторвинвест". А чуть раньше глава "КамАЗа" Сергей Когогин обвинил "Итэлму" в паразитировании на отрасли и повышении цен.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Еще один завод промышленных роботов откроют в России.

🦾 На этот раз предприятие появится в Самарской области, в индустриальном парке "Преображенка", а построит его компания "Тесвел". Инвестируют в проект больше 1,4 млрд рублей. Соответствующее соглашение между руководством региона и представителями компании было подписано на ПМЭФ.

Директор "Тесвел" Сергей Моршанский рассказал, что на первом этапе предусмотрена сборка четырех наиболее востребованных моделей роботов с применением импортных комплектующих. Но в дальнейшем предприятие освоит производство части компонентов, а к 2030 году завод будет самостоятельно производить до 50% комплектующих.

Сегодня спрос на специалистов в каждой отрасли ощутимо превышает предложение, что существенно стимулирует рост рынка роботизации. Если раньше прирост количества запущенных роботов на российских производствах составлял 30-40% ежегодно, то в настоящее время он заметно ускорился.


📈 В компании говорят, что в промышленности стандартных сегментов сейчас наблюдается взрывной рост роботизации производственных процессов. И есть все основания полагать, что рынок будет только расширяться.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Очередные семь дней позади, а потому вот вам очередной "МашТех за неделю". Напоминаем, про что мы писали.

Про цифровизацию.

▪️В ОДК наконец-то создали цифрового двойника двигателя для Як-130, что поможет в модернизации деукраинизированного агрегата.
▪️ИИ внедрили только 24% компаний в металлургии и нефтепроме, хотя в некоторых других отраслях этот показатель в два раза выше. Рассказываем, в чем проблема.

Про роботизацию.

▪️В России могут быть введены льготные лизинг и кредитование на покупку промышленных роботов под 5% годовых. Но есть вопросики.
▪️В Подмосковье появится завод по производству китайских промышленных роботов CRP, который сможет производить до 1 тыс роботов в год.
▪️И еще один завод роботов появится в Самарской области, но уже от отечественной компании. Хотя и с импортными комплектующими.
▪️И сюда же подойдет новость про трамваи с автопилотом для Ярославской области и беспилотные для Москвы. Их станет больше.

Про станки.

▪️Рассказали вам про рынок гидравлических листогибных станков и металлообрабатывающего инструмента в России. Импорт, экспорт, вот это вот всё.
▪️В Москве появится первый в России Центр компетенций станкоинструментальной промышленности. Рассказали, чем он будет заниматься.
▪️И вообще, про новые производства в станкостроении новостей много. Пришлось целый дайджест сделать.

Про электромобили.

▪️С 2025 года госорганы смогут приобретать только отечественные электрокары.
▪️Вот только в "АвтоВАЗе" говорят, что производство электромобилей в России - это фейк.
▪️А сами привезли на ПМЭФ e-Niva со стыдными характеристиками.
▪️А вот в "Каме" уверяют, что нормальные электромобили появятся в 2025 году и показали очередной "Атом", на этот раз развозной.
▪️А "Ростелеком" предложил создать единую платформу для зарядной инфраструктуры и готов сразу же всё это возглавить.

Про деньги.

▪️Их не хватает для производство геостационарных спутников. А спутники эти менять нужно уже в 2030 году.

Про новинки.

▪️"АвтоВАЗ" показал новую Lada Iskra, серийное производство которой обещают начать в 2025-м.
▪️Ну и вообще там на ПМЭФ много всякого-разного наобещали, мы вам целую подборку сделали.

Про цифры.

▪️Отгрузка отечественной сельхозтехники в январе-апреле растет, но пока что отечественные производители не могут заменить ушедших западных.
▪️А в сегменте коммерческой техники на отечественные и китайские марки приходится около 90% продаж. И в большинстве сегментов российская доминирует.