И вдогонку — брошюра ЛШСМ, заканчивающаяся как раз конструкцией подковы Смейла:
https://www.mccme.ru/free-books/dubna/ilyashenko-smale.pdf
https://www.mccme.ru/free-books/dubna/ilyashenko-smale.pdf
Ну и — соответствующая глава из фильма "Хаос": https://www.chaos-math.org/ru/chaos-vi.html — вот тут показывают, как устроено символическое кодирование для неё: https://youtu.be/LktmWlabav0?t=363 (там есть русские субтитры)
Да, и более короткий ролик с подковой —
https://www.youtube.com/watch?v=SrJm6bkLuPs
Да, и более короткий ролик с подковой —
https://www.youtube.com/watch?v=SrJm6bkLuPs
YouTube
Chaos6 Chaos et le fer à cheval
www.chaos-math.org
Непрерывное математическое образование
поздравляем Сергея Константиновича Ландо с 65-летием! завтра (10.07) — конференция, https://math.hse.ru/announcements/376454323.html
По случаю прошедшего юбилея Сергея Константиновича — "байка о трёхглавом драконе".
(У меня, конечно, ещё не закончен рассказ про ренормализацию, но давайте я его чуть-чуть отложу.)
(У меня, конечно, ещё не закончен рассказ про ренормализацию, но давайте я его чуть-чуть отложу.)
Давайте зададимся тремя вопросами.
Вопрос 1: сколько есть разных способов разложить цикл длины n в произведение (n-1) транспозиции?
Вопрос 1: сколько есть разных способов разложить цикл длины n в произведение (n-1) транспозиции?
Иными словами: мы расставили n статуй по стоящим вокруг площади постаментам, и только закончив работу, обнаружили, что перепутали, откуда надо было начинать. Статуя 1 стоит на постаменте 2, статуя 2 на постаменте 3, и так далее до статуи n, которая стоит на постаменте с подписью 1.
Надо их поставить на места; единственный доступный нам инструмент — "погрузчик", позволяющий поменять местами любые две статуи. Причём погрузчик нас просили вернуть как можно скорее — так что нужно обойтись минимальным числом операций.
Надо их поставить на места; единственный доступный нам инструмент — "погрузчик", позволяющий поменять местами любые две статуи. Причём погрузчик нас просили вернуть как можно скорее — так что нужно обойтись минимальным числом операций.
Операций нам понадобится (n-1) — что, собственно, часть вопроса, но пока давайте в это поверим. Так вот, вопрос формулируется классическим комбинаторным образом: а сколькими способами мы сможем это сделать — поставить статуи на свои места за (n-1) применение погрузчика?
Вопрос 2: сколько есть разных деревьев с n пронумерованными от 1 до n вершинами?
Рассмотрим наши пронумерованные вершины как вершины полного графа. Тогда дерево с этими вершинами — это остовное дерево такого графа. Поэтому тот же вопрос можно переформулировать как "сколько есть остовных деревьев в полном графе на n вершинах" ?
Рассмотрим наши пронумерованные вершины как вершины полного графа. Тогда дерево с этими вершинами — это остовное дерево такого графа. Поэтому тот же вопрос можно переформулировать как "сколько есть остовных деревьев в полном графе на n вершинах" ?
Вопрос 3: сколько есть многочленов степени n с комплексными коэффициентами и с заданными (n-1) критическими значениями (т.е. значениями в критических точках — там, где производная обращается в 0)?
Понятно, что в такой формулировке ответом будет "бесконечность", потому что если мы сдвинем многочлен, перейдя от P(z) к P(z+a), критические значения от этого не изменятся. Поэтому можно наложить условие, что коэффициент при z^{n-1} равен 0 (как раз любой многочлен в такой можно единственным образом сдвинуть).
И ещё наложим условие, что старший коэффициент равен 1. Опять-таки, любой многочлен с данными критическими значениями к такому виду приводится — только на этот раз заменой w=bz при правильном выборе b. А если никакого условия тут не наложить, то все такие замены нам из одного решения сделают бесконечное количество — что естественно, потому что у нас неизвестных коэффициентов пока n, а условий на критические значения (n-1).
И ещё наложим условие, что старший коэффициент равен 1. Опять-таки, любой многочлен с данными критическими значениями к такому виду приводится — только на этот раз заменой w=bz при правильном выборе b. А если никакого условия тут не наложить, то все такие замены нам из одного решения сделают бесконечное количество — что естественно, потому что у нас неизвестных коэффициентов пока n, а условий на критические значения (n-1).
Математические байки
Вопрос 3: сколько есть многочленов степени n с комплексными коэффициентами и с заданными (n-1) критическими значениями (т.е. значениями в критических точках — там, где производная обращается в 0)?
Так что окончательная формулировка третьего вопроса — сколько есть многочленов вида
z^n + a_{n-2}z^{n-2} +...+a_1 z + a_0
с заданными (n-1) критическими значениями c_1,...,c_{n-1} ?
z^n + a_{n-2}z^{n-2} +...+a_1 z + a_0
с заданными (n-1) критическими значениями c_1,...,c_{n-1} ?
Математические байки
Вопрос 2: сколько есть разных деревьев с n пронумерованными от 1 до n вершинами? Рассмотрим наши пронумерованные вершины как вершины полного графа. Тогда дерево с этими вершинами — это остовное дерево такого графа. Поэтому тот же вопрос можно переформулировать…
---
Вопросы сформулированы — и давайте сначала немного посчитаем, какими будут ответы при небольших n. Проще всего это сделать для второго вопроса.
Вопросы сформулированы — и давайте сначала немного посчитаем, какими будут ответы при небольших n. Проще всего это сделать для второго вопроса.
Для n=2 единственное дерево на двух вершинах это отрезок, так что ответ 1.
Для n=3 это два последовательных отрезка — но важно, какая из трёх вершин в центре, поэтому мы получаем 3 варианта (можно сказать, что полный граф на трёх вершинах это треугольник, а мы выкидываем одну из его сторон).
Для n=4 деревьев без пометок два, это три последовательных отрезка и "лапа" из трёх отрезков с общей вершиной. В первом случае пометки можно расставить 12 способами (потому что 24/2 — подписываем всеми возможными способами, а потом вспоминаем, что дерево можно перевернуть), во втором 4 (единственное, что важно, это значение в центральной вершине; ну или 24/6, потому что отрезки из центра переставляются 3!=6 способами).
Итого 12+4=16 вариантов.
Для n=3 это два последовательных отрезка — но важно, какая из трёх вершин в центре, поэтому мы получаем 3 варианта (можно сказать, что полный граф на трёх вершинах это треугольник, а мы выкидываем одну из его сторон).
Для n=4 деревьев без пометок два, это три последовательных отрезка и "лапа" из трёх отрезков с общей вершиной. В первом случае пометки можно расставить 12 способами (потому что 24/2 — подписываем всеми возможными способами, а потом вспоминаем, что дерево можно перевернуть), во втором 4 (единственное, что важно, это значение в центральной вершине; ну или 24/6, потому что отрезки из центра переставляются 3!=6 способами).
Итого 12+4=16 вариантов.
Forwarded from Непрерывное математическое образование
Сколько существует деревьев с n вершинами? (Фрагмент — из «Задач от 5 до 15» Арнольда.)
Наконец, для n=5 есть три разных дерева без пометок:
* четыре отрезка в линию — вершины можно подписать 60=120/2 способами;
* лапа-трилистник, у которой один из выходящих отрезков продолжается ещё одним; тут вершины можно подписать тоже 60=120/2 способами;
* одна точка, из которой выходят все четыре ребра; тут есть всего 5=120/24 способов подписать вершины (единственное, что имеет значение, это номер центральной вершины).
Итого 60+60+5=125.
* четыре отрезка в линию — вершины можно подписать 60=120/2 способами;
* лапа-трилистник, у которой один из выходящих отрезков продолжается ещё одним; тут вершины можно подписать тоже 60=120/2 способами;
* одна точка, из которой выходят все четыре ребра; тут есть всего 5=120/24 способов подписать вершины (единственное, что имеет значение, это номер центральной вершины).
Итого 60+60+5=125.
125 это 5^3, и это ответ при n=5. Если после этого посмотреть на 16 как на ответ при n=4, то немедленно хочется записать 16=4^2.
После чего последовательность ответов записывается как
2^0, 3^1, 4^2, 5^3,
и становится ясно, что ответом должно быть n^{n-2}.
2^0, 3^1, 4^2, 5^3,
и становится ясно, что ответом должно быть n^{n-2}.
Этот ответ носит название формулы Кэли — и давайте я опять процитирую коллег:
Forwarded from Непрерывное математическое образование
Ответ: n^{n-2}. У этой формулы Кэли много разных доказательств на любой вкус.
Есть чисто комбинаторные способы — например, код Прюфера (см. «Введение в дискретную математику» Ландо или почти любую книгу по графам) или биективное доказательство Joyal’а (можно найти в «Доказательствах из КНИГИ» или, скажем, вот).
Есть и использующие некоторую технику — например, вычисление производящей функции при помощи формулы обращения Лагранжа (см., например, «Лекции о производящих функциях» Ландо) или теорему о подсчете остовных деревьев при помощи определителя (см., например, те же «Доказательства из КНИГИ»).
Есть чисто комбинаторные способы — например, код Прюфера (см. «Введение в дискретную математику» Ландо или почти любую книгу по графам) или биективное доказательство Joyal’а (можно найти в «Доказательствах из КНИГИ» или, скажем, вот).
Есть и использующие некоторую технику — например, вычисление производящей функции при помощи формулы обращения Лагранжа (см., например, «Лекции о производящих функциях» Ландо) или теорему о подсчете остовных деревьев при помощи определителя (см., например, те же «Доказательства из КНИГИ»).
Peter Cameron's Blog
Joyal’s proof
One of my favourite proofs is Joyal’s proof of Cayley’s Theorem on trees. Today at the Cochin conference on graph theory and combinatorics, in response to a question from Brendan McKay,…
Forwarded from Непрерывное математическое образование
а вот доказательство формулы Кэли для числа деревьев в… Квантике:
http://old.kvantik.com/art/files/pdf/2018-12.12-15.pdf
(К.Кохась. Как Бусенька разбирала новогоднюю ёлку)
http://old.kvantik.com/art/files/pdf/2018-12.12-15.pdf
(К.Кохась. Как Бусенька разбирала новогоднюю ёлку)
Рассказ К.Кохася совершенно прекрасен — но мне, честно говоря, больше всего всё-таки нравится подход через матричную теорему о деревьях (Matrix Tree Formula): оказывается, что остовные деревья в любом графе можно посчитать как определитель некоторой (очень простой) матрицы. Но по этой дороге мы пройдём чуть позже — а пока давайте вернёмся к остальным вопросам.