Математические байки
Несколько скриншотов со страницы ролика МатЭтюдов про радугу — максимум для красного цвета, близкий, но другой, для оранжевого, комментарий про максимум, собирающиеся в радугу лучи от разных капелек, и итоговая дуга радуги (Image credit: https://etudes.ru…
Ещё про радугу — пара скриншотов из соответствующего рассказа в «Математической составляющей»,
https://book.etudes.ru/articles/rainbow/#xtra2
https://book.etudes.ru/articles/rainbow/#xtra2
Давайте я добавлю ещё чуть-чуть про радугу. Вот у нас есть функция «угол, на который луч повернётся от направления, обратного направлению на Солнце», и радуга идёт на угловом расстоянии от этого направления, которое является максимумом этой функции.
Но! Если у функции какое-то значение это максимум, то все остальные значения меньше его. То есть — кроме собственно радуги, внутри неё мы видим ещё и рассеянный каплями под меньшим углом свет. А вот снаружи радуги такого света мы не получаем. Так что небо снаружи радуги — темнее, чем внутри.
Ещё — если свет внутри капли идёт по пути не с одним внутренним отражением («вход/преломление—внутреннее отражение—выход/преломление»), а с двумя, то получается другая функция с другим критическим значением (уже минимумом, а не максимумом, опять же, если отсчитывать от направления, противоположного Солнцу. И так получается вторая (более слабая из-за потерь) радуга.
Опять же, при таком отражении свет может уйти ещё сильнее за вторую радугу (потому что у функции — минимум), но не внутрь. Поэтому самая тёмная полоса, полоса Александера, будет между этими двумя радугами.
Но! Если у функции какое-то значение это максимум, то все остальные значения меньше его. То есть — кроме собственно радуги, внутри неё мы видим ещё и рассеянный каплями под меньшим углом свет. А вот снаружи радуги такого света мы не получаем. Так что небо снаружи радуги — темнее, чем внутри.
Ещё — если свет внутри капли идёт по пути не с одним внутренним отражением («вход/преломление—внутреннее отражение—выход/преломление»), а с двумя, то получается другая функция с другим критическим значением (уже минимумом, а не максимумом, опять же, если отсчитывать от направления, противоположного Солнцу. И так получается вторая (более слабая из-за потерь) радуга.
Опять же, при таком отражении свет может уйти ещё сильнее за вторую радугу (потому что у функции — минимум), но не внутрь. Поэтому самая тёмная полоса, полоса Александера, будет между этими двумя радугами.
Ну и — вот несколько фотографий двойных радуг, на которых чётко видна разница в яркости неба.
И ещё:
1) Скриншот соответствующего кусочка из «Математической составляющей», https://book.etudes.ru/articles/rainbow/
2) В январском номере Квантика, https://kvantik.com/issue/pdf/2025-01.pdf , на с. 19 есть фотография, где появляется третья радуга, причём она пересекает вторую (и вопрос, как же такое могло произойти). И да, это очень круто, автору (статьи и фотографии) — Никите Панюнину — большой респект. (А ответ есть в том же номере, на с. 29.)
1) Скриншот соответствующего кусочка из «Математической составляющей», https://book.etudes.ru/articles/rainbow/
2) В январском номере Квантика, https://kvantik.com/issue/pdf/2025-01.pdf , на с. 19 есть фотография, где появляется третья радуга, причём она пересекает вторую (и вопрос, как же такое могло произойти). И да, это очень круто, автору (статьи и фотографии) — Никите Панюнину — большой респект. (А ответ есть в том же номере, на с. 29.)
Forwarded from Математические этюды
Мальчишка, появившийся в 2005...
Друзья-коллеги помнят https://etudes.ru/news/2005/ и поздравляют. Спасибо!
https://vk.com/etudesru?w=wall-192547232_3563
Друзья-коллеги помнят https://etudes.ru/news/2005/ и поздравляют. Спасибо!
https://vk.com/etudesru?w=wall-192547232_3563
Forwarded from Непрерывное математическое образование
в качестве картинки по выходным… нет, не тест Роршаха, а одна из спиралей гауссовых простых (начинаем с 232+277i, встречая гауссово простое поворачиваем на 90 градусов, ждем пока не получится цикл… в данном случае длины 316268)
источник, обсуждение: mathoverflow.net/questions/91423/gaussian-prime-spirals
источник, обсуждение: mathoverflow.net/questions/91423/gaussian-prime-spirals
Forwarded from Математура: книги МЦНМО
Брошюра написана по материалам цикла лекций, прочитанных автором на Летней школе «Современная математика» в Дубне 20–26 июля 2008 года.
В брошюре:
Материал лекций иллюстрирует связь геометрии, теории групп и комбинаторики.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Математические байки
И ещё: 1) Скриншот соответствующего кусочка из «Математической составляющей», https://book.etudes.ru/articles/rainbow/ 2) В январском номере Квантика, https://kvantik.com/issue/pdf/2025-01.pdf , на с. 19 есть фотография, где появляется третья радуга, причём…
О, недавний minutephysics тоже о радуге — и о том, что бывает, если капельки будут сильно меньше, чем обычно:
https://www.youtube.com/watch?v=OEQeSrXy-YA
Оказывается, радуга от таких мелких капелек может стать белой (а ещё при промежуточном размере получается повторение радуги — и это не та вторая радуга, которую мы видим обычно)!
https://www.youtube.com/watch?v=OEQeSrXy-YA
Оказывается, радуга от таких мелких капелек может стать белой (а ещё при промежуточном размере получается повторение радуги — и это не та вторая радуга, которую мы видим обычно)!
Forwarded from Непрерывное математическое образование
в пространство несложно вложить окружность разными неэквивалентными способами — а можно ли «завязать в нетривиальный узел» множество Кантора, компоненты связности которого состоят из отдельных точек? кажется очевидным, что нет — и всё же…
картинка по выходным — ожерелье Антуана с обложки Кванта №3 за 1978 год
картинка по выходным — ожерелье Антуана с обложки Кванта №3 за 1978 год
Forwarded from Математура: книги МЦНМО
Вышла книга Е.Ю.Смирнова и А.А.Тутубалиной "Симметрические функции: начальный курс"
https://biblio.mccme.ru/node/310408
Книга написана по материалам семестрового курса «Симметрические функции», читавшегося авторами в Независимом московском университете и на факультете математики Высшей школы экономики. В ней излагаются как классические, так и недавние результаты о симметрических функциях и их обобщениях, причем основное внимание уделяется комбинаторным аспектам теории. Курс снабжен большим количеством задач и упражнений, ко многим из которых приводятся решения.
Книга адресована студентам и аспирантам математических и физических факультетов, а также широкому кругу читателей, интересующихся математикой.
https://biblio.mccme.ru/node/310408
Книга написана по материалам семестрового курса «Симметрические функции», читавшегося авторами в Независимом московском университете и на факультете математики Высшей школы экономики. В ней излагаются как классические, так и недавние результаты о симметрических функциях и их обобщениях, причем основное внимание уделяется комбинаторным аспектам теории. Курс снабжен большим количеством задач и упражнений, ко многим из которых приводятся решения.
Книга адресована студентам и аспирантам математических и физических факультетов, а также широкому кругу читателей, интересующихся математикой.
Математура: книги МЦНМО
Вышла книга Е.Ю.Смирнова и А.А.Тутубалиной "Симметрические функции: начальный курс" https://biblio.mccme.ru/node/310408 Книга написана по материалам семестрового курса «Симметрические функции», читавшегося авторами в Независимом московском университете…
Смотрел недавно запись лекции Е.Ю. — https://www.youtube.com/watch?v=WcVtjQ6Dk08
Очень интересно — я всегда знал, что [симметрические] многочлены Шура можно задать, как отношение двух определителей. В знаменателе — Вандермонд, а в числителе — Вандермондо-подобный определитель, где степени в j-й строке увеличены на λ_j. Как раз и числитель, и знаменатель антисимметричны, так что отношение симметрично.
А тут оказывается, что те же самые многочлены можно задать вообще без определителей, на языке, доступном школьнику. Заполняем диаграмму Юнга λ числами от 1 до n так, чтобы числа строго возрастали в каждом столбце и нестрого — в каждой строке. Получается полустандартная таблица Юнга (SSYT). Каждой такой SSYT сопоставляем моном — перемножая переменные с номерами, которые записаны в клетках. Всё складываем. Утверждается, что как раз получается полином Шура! Хотя вообще-то, даже то, что получится симметрический многочлен, совершенно неочевидно.
Очень интересно — я всегда знал, что [симметрические] многочлены Шура можно задать, как отношение двух определителей. В знаменателе — Вандермонд, а в числителе — Вандермондо-подобный определитель, где степени в j-й строке увеличены на λ_j. Как раз и числитель, и знаменатель антисимметричны, так что отношение симметрично.
А тут оказывается, что те же самые многочлены можно задать вообще без определителей, на языке, доступном школьнику. Заполняем диаграмму Юнга λ числами от 1 до n так, чтобы числа строго возрастали в каждом столбце и нестрого — в каждой строке. Получается полустандартная таблица Юнга (SSYT). Каждой такой SSYT сопоставляем моном — перемножая переменные с номерами, которые записаны в клетках. Всё складываем. Утверждается, что как раз получается полином Шура! Хотя вообще-то, даже то, что получится симметрический многочлен, совершенно неочевидно.
YouTube
Евгений Юрьевич Смирнов, "Многочлены Ласку и многогранники Гельфанда-Цетлина"
Комбинаторика и топология — совместный семинар ВШМ и лаборатории комбинаторных и геометрических структур ФПМИ МФТИ. Страница семинара https://old.mccme.ru/ium/s23/ryabichev/f25-mipt-topkomb.html
Доклад 26 сентября 2025.
Многочлены Ласку обобщают сразу несколько…
Доклад 26 сентября 2025.
Многочлены Ласку обобщают сразу несколько…
Математические байки
Смотрел недавно запись лекции Е.Ю. — https://www.youtube.com/watch?v=WcVtjQ6Dk08 Очень интересно — я всегда знал, что [симметрические] многочлены Шура можно задать, как отношение двух определителей. В знаменателе — Вандермонд, а в числителе — Вандермондо-подобный…
На скриншоте — момент вычисления многочлена Шура для диаграммы-уголка из трёх клеток при n=3. На правой доске восемь соответствующих способов заполнить таблицу — и сумма соответствующих мономов.
Понятно, что те, кто этим занимаются, это знают, но я не знал. Забавно!
И лекция дальше тоже интересная, это только самое начало.
Понятно, что те, кто этим занимаются, это знают, но я не знал. Забавно!
И лекция дальше тоже интересная, это только самое начало.
Увидел тут задачу — получить из четырёх шестёрок число 27. Разрешённые операции — четыре арифметические, возведение в степень и извлечение квадратного корня (и можно пользоваться скобками). Долго думал, решил.
Если что:
- Задача абсолютно честная. Никаких «перевернуть шестёрку, чтобы сделать из неё девятку» или ещё чего-то подобного.
- Чем-то напоминает другую:получить из 1, 3, 4 и 6 число 24, если разрешены только четыре арифметические операции и скобки. Тоже абсолютно честную, и тоже (и даже чуть более) сложную. Если вдруг её не видели/не решали — тоже очень советую!
Если что:
- Задача абсолютно честная. Никаких «перевернуть шестёрку, чтобы сделать из неё девятку» или ещё чего-то подобного.
- Чем-то напоминает другую:
Telegram
Задачи на любой вкус
#младшеклассное
Источник: фольклор, предложил В. Брагин
Настало время действительно интересных задач
Источник: фольклор, предложил В. Брагин
Настало время действительно интересных задач