Иранизатор – Telegram
Иранизатор
1.81K subscribers
308 photos
36 videos
467 links
Заметки, аналитика и последние новости о Ближнем Востоке. В центре внимания Иран, Ливан, Ирак и страны Залива.

Автор канала: Полина Василенко, специалист по Ирану, независимый аналитик, эксперт РСМД
Download Telegram
В крупных городах Ирана прошли протесты учителей против низких зарплат и отсутствия страховки
Forwarded from Мировые Конфликты
Тегеран в январе подпишет с Москвой масштабное соглашение о безопасности и военно-техническом сотрудничестве, в рамках которого закупит у России истребители Су-35, ЗРК С-400 и военные спутники на общую сумму более $10 млрд.
/Mehr/
Источник: Военный Обозреватель
Ливанская кризисная ёлка – без сарказма и иронии этот народ давно бы исчез с лица земли. Пожелаем им восстать из пепла – рано или поздно придется взять себя в руки (и свою страну тоже)
Дорогие читатели и друзья «Восточного Синдрома», еще раз сердечно поздравляю с Новым Годом! В честь праздника хочу горячо порекомендовать несколько отличных каналов по ближневосточной тематике и не только, которые регулярно читаю сама. Среди них довольно небольших и уютных каналов, где читателя не заваливают перепостами и спамом, а публикуют интересную и уникальную информацию. На этот раз в подборке сделала акцент на них (простите меня, многотысячные друзья, имя которых известно каждому).
Итак

Ближний Восток и окрестности

Фалафельная

Aladdinhabar

Женщина. Жизнь. Свобода

Сезон хамсинов

QED

Мозаика Залива

Повестка дня Турции

Иран

Иранизатор

Иранская власть


Израиль и евреи

Дмитрий Дубов

Еврейский вопрос

Иудаизм без фильтра

Лапша и Вопросы

Бахус и Баухаус


С миру по нитке

Baunovhaus

Котрикадзе иностранных дел

Пост-Америка

Эрнест Варданян

Старая Москва

Русский в Японии
Канал "Иранизатор" пытается воскреснуть вместе с его создателем. Так что оставайтесь с нами: Ирана много не бывает.

Подборка актуальных новостей:

✏️ Всемирный банк одобрил дополнительное финансирование Ирана в размере $90 млн, чтобы помочь стране в борьбе с пандемией коронавируса, т.е. деньги будут использоваться только для закупки дополнительного жизненно важного медицинского оборудования – выплаты находятся в ведении ВОЗ, чтобы поставки и транзакции не попали под действие санкций. В мае 2020 г. Иран уже получил от ВБ $50 млн, чтобы противодействовать гуманитарному кризису

✏️ 6 января заместители министров иностранных дел Ирана и Южной Кореи встретились в Вене, где проходят переговоры о восстановлении ядерной сделки, чтобы обсудить вопрос о разморозке иранских активов (ок. $7 млрд). Иранские новостные сайты уже пишут о том, что Корея пошла на уступки, но на сайте корейского МИДа как всегда отражена осторожная позиция: "обе стороны согласились, что освобождение замороженных активов должно произойти в срочном порядке". То есть камень преткновения всё тот же – одобрение со стороны США / восстановление СВПД, что по сути – фишки с одного поля доски

✏️ При этом, по словам высокопоставленного депутата от г. Кум, Ахмада Амирабади-Фарахани, $5 млрл замороженных иранских активов за границей уже были разблокированы: страна не указывается, но есть предположение, что это был Ирак

✏️ Про динамику и перспективы венских переговоров стоит написать отдельно, но вот за чем нужно последить в ближайшее время

✏️ 19 января ожидается визит президента Раиси в Москву. Говорить будут о разработке дорожной карты ирано-российского сотрудничества, однако подписание соглашения (военного или всеобъемлющего) не стоит на повестке дня – пока что идёт согласование позиций. Как подчеркнул посол Ирана в Москве, "проект договора о всеобъемлющем сотрудничестве подготовлен Ираном, но для его подписания нужно время, потому что российская сторона также должна высказать свое мнение по этому поводу".

✏️ Министр иностранных дел Ирана до конца недели посетит Китай, чтобы обсудить вопросы, касающиеся 25-летнего соглашения о стратегическом сотрудничестве.

✏️ Помимо этого, пресс-секретарь МИД Ирана Саид Хатибзаде объявил сегодня, что на повестке дня находится будущий раунд переговоров между Тегераном и Эр-Риядом, который пройдет в Багдаде.
Продолжаются размахивания невидимыми копьями

На фоне сообщений о том, что переговоры в Вене пошли по «правильному руслу» (МИД Ирана), а шансы на достижение решения повысились (С. Рябков), Иран решает подлить масла в огонь и продолжить воинственную риторику в адрес предыдущей администрации.

Белый дом не заставил себя ждать: на брифинге Д. Псаки заявила, что угрозы Ирана в адрес экс-сотрудников администрации Трампа «недопустимы».

Цитируя слова советника президента по нацбезопасности, она подчеркнула: «Как у американцев, у нас есть разногласия по вопросам политики в отношении Ирана... Но мы едины в нашей решимости противостоять угрозам и провокациям. Мы едины в защите нашего народа, и мы собираемся защищать свой народ».

В общем, за этими высказываниями ничего не последует, кроме таких же воинственных высказываний, как у Джейка Салливана: Иран столкнется с «серьезными последствиями, если кто-либо из граждан США подвергнется нападению».

Смотреть описание кейса о введении иранских санкций против американских чиновников здесь: https://news.1rj.ru/str/sanctionsrisk/1510
Жест доброй воли

Сегодня появились сообщения о том, что Иран опять лишился права голоса в Генассамблее ООН из-за задолженности по взносам. В прошлый раз (в июне 2021 г.) иранцам с выплатами помогла Южная Корея. И в этот раз очень вовремя появилась информация о том, что Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США предоставило Южной Корее «специальную лицензию» на выплату долга компании Dayyani Holdings, которая связана с иранским правительством. Подтверждение можно найти на сайте МИДа Южной Кореи.

Подробнее о ситуации:

Dayyani Holdings – крупнейший акционер иранского производителя электроники Entekhab Industrial Group, планировал приобрести Daewoo Electronics в 2010 г., но сделка сорвалась. Иранская компания в 2015 г. подала в международный арбитражный иск против корейского правительства, требуя от Сеула вернуть уплаченный авансовый депозит, но Сеул отказался вернуть деньги, утверждая, что сделка сорвалась из-за иранской стороны.

В 2019 г. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (ICSID) вынес решение в пользу иранской компании, обязав Сеул выплатить 73 млрд вон ($61,5 млн), однако реализация была осложнена введением против Ирана международных санкций.

А тут еще и Михаил Ульянов опять пишет, что очень «продуктивно» обсудил с Робертом Малли проблемные вопросы венских переговоров. Ему бы дать приз зрительских симпатий за самые оптимистичные комментарии в сетях, но вдруг правда еще есть шанс на урегулирование?
Нельзя не заметить, какую настороженность у иранского общественного мнения вызывает готовящийся визит президента Эбрахима Раиси в Россию и перспективы подписания доработанного договора о всеобъемлющем сотрудничестве. Как и в случае с ирано-китайскими стратегическими договоренностями есть опасения по поводу углубления зависимости Исламской Республики от внешних игроков.

Оппозиционные СМИ делают акцент на проведенных западными аналитическими центрами опросах, которые отражают недовольство иранцев такими соглашениями.

Отдельно обращает на себя внимание конспирология, связанная с венскими переговорами о восстановлении ядерной сделки. Замминистру иностранных дел Ирана Аббасу Арагчи ставят в вину «постоянный контакт» с российским постпредом при международных организациях в австрийской столице Михаилом Ульяновым. О чем можно так интенсивно перешептываться, когда переговоры многосторонние, недоумевают в иранских твиттерах.

@khamsin_season
Президент Ирана Эбрахим Раиси 20 января выступит на заседании Госдумы.
РИА Новости передают (со ссылкой на Тихоокеанский флот):

Россия, Китай и Иран проведут совместные военно-морские учения
Секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани накануне визита президента Раиси в Россию поёт дифирамбы и даже на русском языке
Президент Ирана Эбрахим Раиси прибыл в Москву с двухдневным визитом
⚡️ Президент Ирана: иранская сторона передала России проект соглашения о стратегическом сотрудничестве сроком на 20 лет

@irandezhurniy
Путин и Раиси провели переговоры в Москве

Заявления президентов России и Ирана в ходе открытой части протокольного мероприятия

Путин:

🔹 На основе временного соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) развиваются отношения Ирана с Евразийским экономическим союзом. Россия активно работает, чтобы создать долгосрочную зону свободной торговли между Ираном и ЕАЭС
🔹 Сотрудничество РФ и Ирана помогло в противодействии терроризму в Сирии. Сейчас обе страны беспокоит ситуация, которая складывается в Афганистане
🔹 Хочу вас попросить после возвращения в Тегеран передать самые наилучшие пожелания духовному лидеру, господину Хаменеи

Раиси:

🔹 Иранская сторона передала России проект соглашения о стратегическом сотрудничестве сроком на 20 лет
🔹 Нынешний уровень торгово-экономических связей между Ираном и Россией не вызывает удовлетворения. Мы можем увеличить его в несколько раз
🔹Опыт сотрудничества в борьбе с терроризмом в Сирии можно расширить и использовать на других направлениях
🔹Иранская сторона благодарит Путина за содействие вступлению Тегерана в ШОС

@irandezhurniy
Перед визитом в Москву Раиси встретился с несколькими опытными дипломатами, в числе которых были бывший министр иностранных дел Камаль Харрази, представитель Высшего руководителя Ирана в Высшем совете национальной безопасности Саид Джалили, советник по международным делам Хаменеи Али Акбар Велаяти и (неожиданно) бывший спикер парламента Али Лариджани.

Поскольку в последнее время ширится и множится локальная критика роли России в венских переговорах (на что даже российскому представителю в Вене, Михаилу Ульянову, приходится как-то реагировать в Twitter, хотя об этом я напишу отдельно), Велаяти дал большое интервью консервативной газете «Кейхан», в которой подчеркнул равноправность ирано-российских отношений и высказал пару любопытных тезисов:

✏️«Соединенные Штаты не смогли доказать, что они достойны отношений, подобных тем, которые сближают нас с Россией»

✏️«Наши отношения с Россией основаны на взаимном уважении, признании прав другой стороны и невмешательстве во внутренние дела, а НАТО – общий враг для Ирана, России и Китая»

✏️К этому он еще добавил, что Иран уже извлек выгоду из отношений с Россией, особенно в области технологий, поскольку Запад не дал иранцам и одной тысячной того, что они получили от России

✏️«Россия делала все возможное, чтобы помочь, и как член СБ ООН она всегда играла ключевую роль в поддержке Ирана»
Выступление президента Ирана Эбрахима Раиси в Государственной думе

🔹 НАТО проникает в географические пространства стран под различными предлогами и угрожает независимым государствам. Такое поведение приведет к его распаду

🔹России и Ирану надо исключить вмешательство извне для обеспечения своих интересов

🔹Сотрудничество Москвы и Тегерана по Сирии может стать моделью для развития двусторонних отношений в других сферах

🔹 Иран намерен достичь договоренностей по ядерной сделке, если Запад эффективно и серьезно устранит антииранские санкции. Создание ядерного оружия не предусматривается оборонной стратегией Ирана

@irandezhurniy
Иран вернул себе право голоса в ООН, оплатив задолженность из замороженных активов в Южной Корее

Южная Корея оплатила задолженность Тегерана ООН в размере 18 миллионов долларов из заблокированных по запросу США иранских активов в этой стране. Оплата прошла в пятницу при посредничестве американской стороны.

Право голоса в ООН должно вернуться к Ирану, начиная с понедельника.

12 января делегации Венесуэлы, Ирана, Судана и ряда других стран временно лишились права голоса в Генеральной Ассамблее ООН из-за задолженностей по взносам. Тегеран заявил, что оплатить взносы в организацию не позволяют санкции США.

@irandezhurniy
Forwarded from РСМД
🇮🇷🇷🇺 Иранский президент Эбрахим Раиси во время своего визита в Москву передал российской стороне проект соглашения о стратегическом сотрудничестве сроком на 20 лет. Еще в начале января 2022 г., когда шла подготовка к встрече двух президентов, посол Ирана в Москве Казем Джалали назвал этот контакт «поворотным моментом в исторических отношениях между двумя странами».

Что говорят о проекте соглашении в Иране, анализирует Полина Василенко @middleastguide.

Среди политических кругов Ирана нет единодушия относительно заключения соглашения с Россией. И причина опасений кроется не только в традиционном недоверии, которое на протяжении многих лет сопровождало ирано-российские отношения и даже подчеркивало их вынужденный характер, но и в сомнениях по поводу сохранения своего «независимого» статуса в рамках этого взаимодействия. Так, с одной стороны, «секретность» переданного проекта порождает ту же волну негодования, что ярко проявилась во время горячей фазы обсуждения 25-летнего стратегического соглашения с Китаем, подписанного в марте 2021 г. Ажиотаж вокруг ирано-китайского договора объяснялся именно страхом впадения в экономическую зависимость от Китая, что подогревалось просочившимися в публичное поле данными. Что же касается ирано-российского договора, то Россия вряд ли смогла бы позволить себе стать инвестором Ирана, учитывая ее ограниченные экономические возможности и существование конкурирующих отраслей, но это отнюдь не снимает подозрения о том, что администрация Э. Раиси может пойти на уступки российским партнерам, что, в свою очередь, может нанести удар по национальным интересам Ирана. Не остался в стороне и бывший президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, который подчеркнул, что «любой контракт, скрытый от глаз нации, наносит ущерб стране и народу», а тайные сделки с Россией и Китаем — хуже, чем СВПД.

В отношениях между Тегераном и Москвой фактор «третьего лишнего» нередко заставлял усомниться в искренности партнера (здесь уместно вспомнить казус 2010 г., когда на фоне сближения с США Россия отказалась поставлять в Иран ЗРК С-300). В этой связи логичным выглядит тезис Э. Раиси, высказанный им во время выступления в Госдуме: «Чтобы обеспечивать наши двусторонние интересы, надо предотвратить проникновение третьих элементов во внутренние дела».

России и Ирану еще предстоит преодолеть препятствия, но с учетом того, что конструктивные отношения с Западом сегодня выглядят более недостижимыми, даже если предположить, что в обозримом будущем СВПД будет восстановлен, а санкции сняты, будь оно даже вынужденным, но самодостаточное и долгосрочное сотрудничество между этими двумя странами (и шире — трехстороннее сотрудничество с включением Китая) — не такое уж бесперспективное политическое вложение.

https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vizit-prezidenta-irana-v-moskvu-strategicheskie-kolebaniya/
Forwarded from Аппельберг
Хороший текст в Foreign Policy о роли России и, точнее, ее посланника в Вене Михаила Ульянова в переговорах по ядерной программе Ирана. «Твиттер» Ульянова – один из главных источников информации по переговорам (американцы обычно не спешат распространяться о ходе переговоров, иранцы склонны преувеличивать). Поэтому именно он стал своего рода спикером переговорного процесса. 

Судя по всему, именно благодаря его усилиям удалось избежать нескольких серьезных кризисов – например, Ульянов убедил иранцев восстановить мониторинг МАГАТЭ. В общем, его заслуги признают даже коллеги из США, а дальше возникает вопрос – в чем заключается его и его правительства мотивация?

Русоскептики скажут, что Россия продвигает интересы Ирана как государства-клиента и попутно стремится ослабить влияние Вашингтона. Другие говорят, что влияние, которое российские представители имеют на переговорный процесс, может разыграться в конфликте России и США.

Действительно, пока примерно на всех других фронтах (особенно украинском) отношения России и США все ухудшаются, в Вене две страны сотрудничают, как ни в чем не бывало. Возможно, таким образом Кремль сигнализирует Вашингтону: мол, будете чересчур давить по вопросу Украины, мы можем разрушить сделку, которую вы считаете очень важной. 

Но возможно, иранская сделка – это один из тех немногих вопросов, где интересы России и США совпадают. Об этом, в частности, говорит в статье Андрей Козырев, занимавший пост министра иностранных дел России в 1990х. По его словам, есть несколько областей, в которых США и Россия сотрудничали, сотрудничают и будут сотрудничать. Наиболее важными из них являются ядерное нераспространение и сохранение права вето в Совете Безопасности ООН – два вопроса, которые укрепляют статус России как мировой сверхдержавы. Даже после аннексии Крыма, когда отношения с Западом достигли низшей точки, Россия продолжала тесно сотрудничать с США, Ираном и другими ключевыми державами ООН для заключения ядерной сделки в 2015 году.

Козырев также говорит, что в случае провала переговоров Россия также была бы рада уничтожению иранских ядерных объектов руками американцев и/или израильтян. Конечно, Москва громогласно осудит такой шаг как одностороннее применение силы – но, в конечном итоге, Иран чисто географически ближе к России, чем к США, и его превращение в ядерную державу не отвечает ничьим интересам.